Введение
Смена времён года всегда интересует людей.
Эта тема – одна из самых распространенных в искусстве, потому что авторы часто ищут вдохновение в том, что их окружает. В творчестве каждого художника, писателя, поэта, композитора можно найти произведения, навеянные этим природным процессом. Объясняется это и философским смыслом: смена времен года рассматривается как смена периодов человеческой жизни.
Искусство волнует сердца людей, пробуждает в них лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это на своём языке. Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком, литература – словом. Мы часто не замечаем красоту природы. Художники помогают в этом, учат всматриваться в окружающий мир.
Нам всегда были интересны пейзажи, изображающие разные времена года на Востоке в разных техниках исполнения и Восточная литература.
Гипотеза. Искусство через произведения живописи и поэзии, через их гармоничное соединение в слове и в цвете развивает чувство любви к природе, литературе.
Цели нашей работы: увидеть и прочувствовать, как природа вдохновляет восточных поэтов и художников на создание произведений. Создать пейзажи разных времён года, написать свои хокку о природе при помощи средств художественной выразительности.
Задачи:
Познакомиться с произведения восточных поэтов и художников, посвященные временам года.
Рассмотреть символику природного цикла на Востоке.
Создать альбом пейзажей разных времен года и написать к ним хокку.
Подготовиться к публичному выступлению.
Объект исследования. Восточная поэзия и живопись.
Предмет исследования. Времена года в восточйой живописи и литературе.
Во время подготовки проекта нами использовались следующие методы:
- систематизация собранного материала; - поисковый: выявление особенностей отражения данной темы в художественных произведениях живописи и литературы; - творческий (создание авторского альбома живописи и хокку)
Для нас интересно каждое время года. Какие они бывают: востокевесенняя сакура, летнее небо, осенние краски, зимний день или вечер. Об этом наш творческий проект.
Практическая значимость. Данный проект можно использовать в качестве наглядного материала на уроках ИЗО при изучении разных видов пейзажей, литературы при изучении зарубежной поэзии.
I. Теоретическая часть. Времена года и человек
1.1. Символика времён года на Востоке
Перед изучением изображения времён года всточными художниками и поэтами следует разобраться в их символике. Природный цикл всегда наделялся определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась как смена периодов человеческой жизни. Жизнь делится на четыре периода: детство, юность, зрелость и старость. Весна, как пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала детство, осень – разлука, увядание жизни, а зима, как конец пути, - старость.
Какова же символика времён года на Востоке?
В Китае, например, четыре стороны света – восток, юг, запад и север обозначают четыре времени года – весну, лето, осень и зиму. Каждый сезон года и географическое направление олицетворяет определенный зверь, окрашенный в свой цвет. Дракон – символ востока и весны – имеет цвет распускающейся растительности. Огненно-красная птица - символ юга и лета. Тигр – символ осени и запада окрашен в металлический цвет – цвет лемехов, плугов и лезвий мечей. Черная черепаха олицетворяет север, ночь и зиму.
Япония. В целом, для японской культуры характерно эстетическое освоение природного пространства. Красота в понимании японцев должна не создаваться заново, а отыскиваться в природе. Неизменный круговорот четырех времен года — одно из основных организующих начал японского искусства. Подмечая в природе признаки каждого времени года, японцы старались поэтизировать их. Так появлялись образы, характерные для своего сезона. К примеру, сакура была верным признаком расцвета весны, а красные кленовые листья говорили о приходе осени. Но не только цветы и растения становились олицетворением своего сезона. Например, одними из любимых образов, посвященных осени, являлись крик оленя и полная луна.
Как грустно слышать
осеннею порой
В горах пустынных
Среди зелени увядшей
Протяжный крик оленя!
Сарумару Таю, VIII век
Таким образом, времена года занимали важное место в японской культуре, особенно в поэзии. Поэты использовали символы и элементы природы, которые впоследствии стали изображать на своих картинах художники. Согласно традиции, каждый визуальный элемент — растение, животное, звук, например, крик или запах — связан с сезоном или с месяцем года. У японских художников наибольшей популярностью пользовались весна и осень.
Корея. Произведения корейской народной живописи создавали простые люди для таких же простых людей. Художники из простонародья, пусть и уступая профессионалам в умении, создавали завораживающий мир, широко используя систему символов, за каждым из которых было закреплено своё значение.
Пейзажная живопись под влиянием идей конфуцианства, буддизма и даосизма в Восточной Азии человека традиционно считали единым с природой. Пейзажная живопись, или «сансухва» (букв. «изображение гор и воды»), — это жанр искусства, происходящий из чувства глубокой близости и единства с природой. Поэтому пейзажную живопись считали важной и ею занималось больше всего художников.
Особенно популярны в Корее среди художников и поэтов символы птиц и цветов. Традиционные изображения птиц и цветов («хвачжодо») представляли собой реалистичную передачу красоты природы. На таких картинах в основном изображались пионы, гранат, лотос, цветущая слива, хризантемы, нарциссы, магнолия и орхидеи, а также птицы: фазаны, фениксы, журавли, гуменники, утки, куры, кваквы, мандаринки, ласточки, китайские черноголовые иволги и воробьи.
Самым популярным цветочным мотивом, вероятно, был пион, символизировавший богатство и знатность. Гранат отражал пожелание иметь много детей — столько же, сколько бесчисленных зёрен в плотно заполненном спелом плоде. А фазаны, мандаринки и утки изображались всегда парами как символы супружеского счастья и гармонии в семье. (Приложение 1)
В корейских и китайских переводных произведениях времена года занимают важное место. Некоторые растительные образы насквозь пронизывают корейскую и китайскую мифологию, легенды, поверья, поэтическую традицию. Зачастую в символике растений «закодирована» информация о морально-нравственных критериях, принятых в данном языковом социуме.
Вывод. Во всех восточных странах свои символы в искусстве. Каждый из них прекрасен по-своему и имеет глубокий философский смысл.
II. Отражение темы природы времён года в восточном искусстве
2.1. Природа в произведениях восточной живописи
Пейзаж - это жанр живописи, посвященный природе. Первые наброски в виде очертаний гор и лесов появились в первобытных наскальных рисунках благодаря желанию человека запечатлеть себя в окружении природы. Залы Кносского дворца на Крите до настоящего времени сохранили фрески с изображением людей на фоне моря, садов, гор.
В виде самостоятельного жанра первые пейзажи появились в древнем Китае. Художники тонко выписывали горные вершины, камни, ветви бамбука, цветки сакуры и изогнутые сосны. Картины создавались в виде монохромных одноцветных пейзажей и сопровождались иероглифами.
Образ природы – одна из распространенных и волнующих тем и в искусстве восточных живописцев. В творчестве каждого художника можно найти изображение природных явлений. Познакомимся с ними поближе.
Мэй Цинн 1623-1697. Страна империя Цин империя Мин. Жанр пейзаж. Китайский художник, каллиграф и поэт, работавший преимущественно на территории современной провинции Аньхой.
Мэй Цин проявлял уникальные таланты в разных областях искусства: живописи, поэзии, литературе, музыке.
В 1678 году Мэй Цин начал рисовать горы Хуаншань. С тех пор он был полон вдохновения среди живописных пейзажей Хуаншань.В молодости его стихи и эссе были известны в Цзянцзу, однако больше всего юноша отдавал предпочтение каллиграфии и живописи. Мэй Цин сам называл себя «духовным преемником сухой кисти и туши» знаменитых живописцев. (Приложение 2)
Шэнь Чжоу 1427-1509. Место рождения уезд Чанчжоу, Сучжоуская управа, Наньчжили, империя Мин. Страна империя Мин. Жанр пейзаж.
Шэнь Чжоу известен, прежде всего, как пейзажист, основатель школы У. Шэнь Чжоу жил в эпоху Мин, но учился у своих предшественников – знаменитых пейзажистов эпохи Юань: Ни Цзаня, Хуан Гунвана, Ван Мэна и У Чженя.
Шэнь Чжоу писал горы и реки родных мест, сады и парки своих знакомых и близких, собрания и вечеринки своих друзей, и выражал своё отношение ко всем сторонам жизни. Они выражали мысли и чувства художника.
Одной из излюбленных тем художника было изображение поэта наедине с природой; он неоднократно и в разных вариациях обращался к этой теме. Его очень занимал волнующий момент единения человека и природы, порождающий поэтические чувства. (Приложение 3)
Любуясь красотами окружающих гор и рек, художник нередко проводил в созерцании дни и ночи. Шэнь Чжоу с удовольствием работал и в жанре «цветы-птицы», более того, он занимает видное место в развитии этого жанра в рамках живописи учёных. Шэнь Чжоу часто любил изображать отдельную птицу или отдельный цветок — это придавало его произведениям особую простоту и чистоту. Он также любил накладывать краски в несколько слоёв, и это придавало его произведениям необычную рельефность.
Ким Хванги – корейский живописец-пейзажист. Художнику удалось соединить в своих работах восточный менталитет, выражающийся в воспевании природы, в частности гор и луны, цветущих сливовых деревьев и пузатых «таль-ханари», и стремление достичь гармонии с природой с исполненной лиризма фигуративной красотой. При этом художник питал особую привязанность к пузатым сосудам из белого фарфора, которые называются «таль-ханари» (букв. «лунообразный кувшин»), и эта страсть, выйдя за рамки простого увлечения, оказала большое влияние на его творчество. До того как художник пришёл к полной абстракции, в его работах в качестве конкретных объектов, выражающих идентичность автора и поэтический дух, появлялась корейская природа и традиционная утварь. (Приложение 4)
Утагава Хиросигэ (1797) – японский художник, мастер цветной ксилографии. По мнению некоторых исследователей, последний великий творец укиё-э. Завоевал широкую известность у себя на родине и далеко за ее пределами благодаря циклам гравюр «36 видов горы Фудзи», «53 станции Токайдо» и особенно – «100 известных видов Эдо». (Приложение 5)
Особенности творчества художника Утагавы Хиросигэ: хотя Кацусика Хокусай был первым, кто стал широко использовать пейзажную тематику на гравюрах укиё-э, Хиросигэ удалось наполнять свои пейзажи особым эмоциональным настроем, благодаря чему их иногда называют «портретами местности». В свою очередь, он также привнес в укиё-э чуждую этому направлению тематику: изображение рыб, птиц и цветов (прежде на ксилографиях больше было принято изображать японских красавиц и актеров театра кабуки).
Известные гравюры Утагавы Хиросигэ: «Цветущий сливовый сад в Камейдо», «Внезапный ливень над мостом Охаси в Атакэ», «Ирисы в Хорикири», «Воробьи и заснеженная камелия», «Квартал Сарувака ночью».
Азиатско-восточная живопись имеет богатую историю, насчитывающую тысячи лет. Она развивалась в различных культурных и исторических контекстах, отражая особенности каждой нации. Среди наиболее известных течений азиатской живописи следует выделить: Китайскую живопись. Считается одной из самых старых форм искусства в мире, её история насчитывает тысячелетия. Живописное искусство Японии имеет свои особенности и традиции, которые сформировались под влиянием китайской живописи и уникальных японских ценностей. Корейскую живопись. Корейская живопись занимает особое место в азиатском искусстве и олицетворяет богатство культурного наследия Кореи. Азиатская живопись оказала огромное влияние на мировое искусство, вдохновляя своими творениями художников со всех уголков планеты.
Вывод: Природа – это одно из естественных проявлений нерукотворного прекрасного, поэтому ее эстетизм всегда привлекал художников, за многими из которых в течение всей творческой жизни так и закрепилось звание «пейзажиста», ведь как можно прекратить восхищаться или черпать вдохновение в том, что настолько прекрасно и совершенно!
2.2. Природа времен года в японских хокку
Одним из самых распространенных жанров японской поэзии является хайку (хокку), появившийся в ХVІІ–ХVІІІ вв. Хокку (или хайку) – лирическое стихотворение, форма японской поэзии. Оно состоит из трех стихов: первый и последний стих хокку – пятисложные, а второй стих хокку – семисложный. Всего в хокку 17 слогов.
Это лирическое стихотворение, отличающееся предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времен года. Многие хокку строятся на приеме, который называется сосложением: имеются два объекта, и хокку представляет динамику их отношений.
Старый пруд.
Лягушка прыгает.
Всплеск воды.
Тема хокку– философский взгляд на природу; Два объекта – пруд и лягушка.
В японском языке существует выражение «цивилизация сосновой иглы». Оно обозначает способность наслаждаться красотой одной хвоинки. Как в капельке росы отражается солнце, так и в одном цветке, в одной ветке отражается природа.
Мастера японской поэзии были лаконичны. Они призывали: всматривайтесь в привычное – увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – увидите прекрасное, всматривайтесь в простое – увидите сложное, всматривайтесь в частицы – увидите целое, всматривайтесь в малое – увидите великое!Авторы хокку ставили перед собой задачу не описать, а передать свое настроение, переживание в данный момент времени.В хокку есть недосказанность, намек, недоговоренность. Авторы надеются, что читатели поймут и оценят и изображение реального мира, не требующее никакого другого толкования и подтекст.
Основные черты хокку:
1. Лаконичность (3 строки); 2. Внимание к деталям; 3. Недосказанность, подтекст.
Рассмотрим творчество самых популярных японских поэтов, описывающих времена года в своих небольших хокку.
Басё — философ, поэт, влюбленный в природу. Он жил в конце XVII столетия. Его жизненный путь необычен. (Приложение 6)
Сын мелкого самурая, учителя каллиграфии, Мацуо Басё (рис. 2) с детских лет был товарищем в играх княжеского сына. После ранней смерти своего молодого господина Мацуо ушел в город, жил в скромном домике в бедном предместье Фукагава, близ города Эдо. Хижина эта со скромным пейзажем описывается поэтом. Он изучает творчество китайских поэтов. Вскоре к нему начинают стекаться многочисленные ученики, которым Басё передает свое учение о поэзии.
Его поэзия, по свидетельству исследователей его творчества, была для поэта не забавой или игрой, а высоким призванием его жизни. Он читал, что она облагораживает и возвышает человека.
Гляжу – опавший лист
Опять взлетел на ветку:
То бабочка была.
Жанр данного стихотворения – хокку ( трехстишье). Тема – философское восприятие природы. Образы – лист – бабочка. Состояние – опавший – взлетел (смерть – жизнь). Недосказанность (подтекст): может быть, глядя на бабочку, поэт мечтает о вечной жизни и возможности возрождения.
Ночная тишина.
Лишь за картиной на стене
Звенит-звенит сверчок.
Жанр данного стихотворения – хокку (трехстишье). Тема – философское восприятие природы. Образы: ночь – сверчок.Состояние: тишина – звон. Недосказанность (подтекст): ночью поэт не спит, что-то его тревожит. Интересно: переживания приятные или не очень?
Еще один известный японский поэт – Исса Кобаяси (рис. 3) (1763–1827)
Сын крестьянина. В возрасте 25 лет он начал изучать поэзию. Жизнь поэта была трагична. Всю жизнь он боролся с нищетой. Его любимый ребенок умер. Поэт рассказал о своей судьбе в стихах, полных щемящей боли. Его поэзия говорит о любви к людям, и не только к людям, но и ко всем маленьким существам, беспомощным и обиженным. Исса оставил после себя около 20 000 хокку.
Наша жизнь – росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и все же...
Жанр – хокку (трехстишье).Тема – философская (смысл жизни). Образы –жизнь – росинка. Состояние выражено через частицы – пусть, все же. Идея – жизнь каждого человека коротка по сравнению с вечностью, однако и ее прожить стоит достойно. Стихотворение было написано в тоске об умершем ребенке.
Тихо, тихо ползи
Улитка по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Жанр – хокку (трехстишье). Тема – философская (через наблюдение за природой). Образы - улитка – священная гора Фудзи. Состояние: тихо ползет вверх;
Идея: смысл жизни в медленном и трудном приближении к истине.
«Почти каждый образованный японец сочинил в жизни несколько хокку. Конечно, из этого не следует, что в Японии миллионы поэтов… часто это только дань обычаю; но даже машинальные жесты накладывают на человека свой отпечаток. Можно от скуки напиться, можно почитать детективный роман, можно написать хокку… автор если и не возвысился, его сочиняя, то, во всяком случае, не принизил при этом своего человеческого образа», – писал Илья Эренбург.
Тема природы и времён года часто раскрывается в произведениях восточных поэтов. Душевные переживания и настроения людей раскрываются с помощью цикличности и постоянной смены времен года.
Вывод. Природа всегда вдохновляет творческих людей. А тема времен года встречается в произведениях практически всех восточных поэтов. Они воспевают красоту природы в любое время года. В стихах, посвящённых временам года, мы видим, как смена природных циклов сопровождается изменением человеческого настроения и душевного состояния.
Познакомившись с произведениями известных авторов, мы увидели, что каждый из них видел и запечатлевал природу весны, лето, осени и зимы по-своему. Некоторые из произведений хочется выучить наизусть, потому что авторское видение природных явлений созвучно с нашими. О каком бы времени года авторы не писали, в их произведениях всегда слышится восхищение природой.
III. Практическая часть. Творческий опыт
3.1. Альбом живописи
Альбом живописи - это наш первый творческий опыт. (Приложение 7)
Мы выполнили пейзажи четырёх времён года в технике – Акварель. Мы ещё только начинающие художники, безусловно, эта работа над альбомом стала для нас полезным опытом. Назвали его «Восточная природа в искусстве»
Яркое утро. Гуашь.
В этой работе использована гуашь, чтобы с помощью мазков передать красочность восходящего солнца. Рядом растёт цветушая сакура-символ вечности и красоты.
Беседка. Акварель. Изображена беседка для раздумий около глубокого синего озера.
Цветение сакуры. Карандаши. Нарисована расцветающая ранней веной сакура, недалеко домик, солнце, освещающее всё вокруг.
Веточка Сакуры. Карандаши. Нарисована сакура, только расцветшая, юная и полная жизни.
Панда. Карандаши. Нарисована панда, мирно сидящая под сакурой, наслаждающаяся природой и красотой доброго утра.
Отражение в воде. Карандаши. Изображена снежная гора, цветущая сакура и всё это прекрасное отражается в воде.
Домик на холме. Фломастеры. Одинокий домик на холме изображён в стиле японской архитектуры.
Расцветающая сакура. Карандаши. Изображена прекрасная сакура в процессе цветения и начала новой жизни.
Восход. Техника рисования гуашь. Многоплановое изображение горной природы у голубого озера. На переднем плане цветущая сакура.
Вывод:Мы попробовали различные интересные техники, выполняя эти работы. Ближе всего мне гуашь, слоистая и живая. Поэтому, на мой взгляд, интереснее и удачнее всего получилось изобразить многоплановый рисунок. Но на этот счёт у каждого зрителя найдётся своё мнение.
3.2. Хокку – в альбом
Для создания альбома «Восточная природа в искусстве» мы каждый авторский рисунок сопроводили японским хокку собственного сочинения. Изучив технологию написания подобного рода стихотворений, мы попробовали себя в роли восточных поэтов. Рекомендации взяли следующие: «Хокку состоит из трех стихов: первый и последний стих хокку – пятисложные, а второй стих хокку – семисложный. Всего в хокку 17 слогов». Вот, что у нас получилось.
Весна
Цветет весенняя сакура
Дует ветер медленно в лицо
Восходит солнце в горах.
Лето
Солнце заходит
Засыпает сакура вечерняя
Совы не спят, стерегут.
Длинный вечер уходит
Закат алеет – и не наглядеться
Заходящее солнце весной.
Зима
Снежинки падают
Одиночество
Тихо зимой в белых горах
Холодно спешить домой.
Осень
Опадает сакура в саду.
Тихо, тихо, чтоб её ободрить,
Шепчет осенний дождь.
Зима
Отражаются горы в воде
Облака в полнеба плывут вдалеке
Скоро ждать холода
Мечты
Панда прижалась к сакуре
День настаёт
Ты мечтай и думай о былом
Сакура
О, сколько их на повсюду!
Но каждый цветет по-разному –
В этом яркий подвиг цветка!
Одинокая сакура и горы вдали
Дрогнули, движутся, входят
В мой раскрытый дом.
Заключение
Работа завершена. Время от времени мы возвращались к прочитанным стихам о природе, любуюсь изображениями зимы, весны, лета и осени на картинах восточных художников.
В своей работе мы рассмотрели взаимоотношения природы с человеком. Они являются одной из основных тем поэзии и живописи. Природа с её чередованием времён года является неисчерпаемым источником вдохновения, фантазий, чувств и размышлений.
Природа очень много значит для человеческого ума и воображения. И это вполне естественно, ибо мир природы входит в жизнь и душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление, восторг и преклонение.
Выполняя данную работу, мы поняли, что общение с природой — большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей неповторимостью. Каждое время года по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть и почувствовать.
В этом воздействии искусства на человека и есть высшее его предназначение. «Благо, даруемое нам искусством, заключается не в том, что мы, благодаря ему, узнаём, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся» (О.Уайльд). Искусство через произведения живописи и поэзии, через их гармоничное соединение в слове и цвете воспевает красоту природы.
Мы считаем, что такое объединение в общем тематическом плане красочных произведений живописи и поэзии оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека.
Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о том, что искусство через произведения живописи и, поэзии, через их гармоничное соединение в слове и цвете развивает чувство любви к природе.
Список литературы
Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
Книга прозрений. / Сост. В. В. Малявин. М.: Наталис, 1 997.
Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
Источники
АРТ - пейзаж http://www.art-paysage.ru/article/peizazhnaja-zhivopis/
Краски в нашей жизни. https://docplayer.ru/52698542-Nauchno-issledovatelskaya-rabota-tema-raboty-kraski-v-nashey-zhizni.html/
Культура.РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России. https://www.culture.ru/materials/177112/vesennii-pleilist/
Официальное сообщество Библиотечно-информационного комплекса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации https://vk.com/@libfef-vremena-goda-v-iskusstve
BIS ART GALLERY о символике сезонов года в живописи. https://zen.yandex.ru/media/bisartgallery/bis-art-gallery-o-simvolike-sezonov-goda-v-jivopisi-5c6be676fec61f00b2b84cab
РуСтих. https://rustih.ru/ivan-turgenev-vesennij-vecher/
Техники рисования акварелью — советы и приемы https://wearts.ru/magazine/479-akvarel-i-sol-tekhnika-risovaniya
Томская государственная филармония.https://tomskfil.ru/
Я хочу рассказать Вам….. https://trampic.com/
Приложение 1
«Цветы и птицы». Поздний период династии Чосон. Бумага, тушь, краски. 69,1 × 41,2 см. Из собрания музея Университета Сонмун.
Приложение 2
Мэй Цин. Неизвестный автор Мэй Цин. «Источник»
Приложение 3
Приложение 4
1963 г. Ким Хванги работает в Нью-Йорке.
Приложение 5
Японский художник Утагава Хиросигэ
Приложение 6
Рис. 2. Мацуо Басё Рис. 3. Кобаяси Исса
Приложение 7
Альбом
Восход. Техника рисования гуашь
Цветение сакуры. Карандаши.
Домик на холме. Фломастеры
Яркое утро. Гуашь.
Беседка. Акварель.
Расцветающая сакура. Карандаши
Сакура. Карандаши.
Панда. Карандаши.
Отражение в воде