Введение
В современном мире, общаясь в Интернете и в жизни, я заметила, что слова русского языка часто употребляются не по правилам. Это связано, я думаю, с большим влиянием западной культуры и моды на речь нашего общества. Многие, услышав Интернетный сленг, начинают его повторять и часто употреблять в своей речи, даже иногда не понимая, что все эти слова означают: просто дань моде. При этом общение на родном русском языке стало постепенно уходить на второй план - и это очень печально. Сейчас современная молодёжь и даже младшие школьники общаются на более простом языке и не представляют свою жизнь без социальных сетей. На мой взгляд, это отражается на культуре общения. Представители старшего поколения против современного сленга, отсюда вытекает проблема непонимания поколений. Особенно настораживает и пугает то, что и маленькие дети заражены этой социальной «болезнью». Такие проблемы и стали темой моего исследования: «Интернетный сленг и его влияние на речь подростка».
Для себя я поставила цель: определение причин влияния сети Интернет на культуру речи подрастающего поколения и выделение основных проблем, связанных с речевыми ошибками в речи учащихся.
Определила следующие задачи:
- изучить литературные источники по теме;
- определить место сетевого сленга в стилистике русского языка;
- изучить мотивацию использования Интернет - речи подростков;
- исследовать влияние Интернет-сленга на речь подростка;
- изучить и сопоставить данные, полученные в результате анкетирования.
- обобщить и систематизировать результаты исследования;
- оформить выводы по заявленной проблеме;
- оформить исследование в виде письменной работы с мультимедийной презентацией.
Методы исследования:
- статистический метод (обрабатывание литературы и Интернет - источников);
- социальный опрос, анкетирование; - классификация и рассмотрение ошибок;
- практический анализ информации в социальных сетях; - творческий (составление кл.часа и викторины).
Актуальность. Использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на речь школьников, вследствие чего учащиеся допускают много ошибок в своей речи.
Объект исследования. Интернет-сленги его влияние на речь школьника.
Предмет исследования. Сленг, используемый школьниками для общения в Интернете и допускаемые ими ошибки.
Гипотеза заключается в том, что использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на речь учащихся, вследствие чего школьники допускают много ошибок, как в устной, так и в письменной речи. Если рассказать подрастающему поколению о пагубном влиянии Интернет-сленга на речь школьника, то, возможно, повлиять на отношение к этой проблеме и мотивировать их на исправление своих ошибок.
Новизна исследования заключается в том, что данное исследование является призывом не только для подростков, но и для взрослого человека. Люди должны задуматься над тем, что нужно беречь наш язык и не поддаваться влиянию сленга при общении в социальных сетях.
Практическая значимость. Данный проект можно применять на классных часах по теме «Проблема сохранения русского языка», на уроках русского языка. Собранный материал можно использовать в качестве примера в сочинениях на итоговой аттестации.
I. Теоретическая часть
Интернет - средство общения
Создание компьютеров является одним из важных и нужных для человека. Современную жизнь нельзя представить без компьютеров. Они наряду с другими средствами связи – телефоном, радио и телевидением, играют важную роль в нашей жизни. Связь через компьютеры нам обеспечивает Интернет. Он обеспечивает общение и взаимодействие людей. Начав пользоваться новым средством связи, люди вдруг поняли, что раньше испытывали недостаток общения. Его обширные возможности, а именно быстрый доступ к самой разнообразной и свежей информации. Интернет приносит удовольствие, о чём много пишут в печатных изданиях. Но так же оказывает и пагубное воздействие на современную молодёжь.
1.1. Интернет-сленг и его происхождение
Интернет-сленг - нестандартная или неофициальная форма языка, используемая людьми в Интернете для общения друг с другом.
Интернет-сленг - это специфический язык, развивающийся в онлайн-сообществах, в основном среди молодежи. Он основан на использовании аббревиатур, упрощенной орфографии и языковых нестандартностей, это и делает его уникальным и отличающимся от официального русского языка.
Сленг берёт своё начало из языка офеней. В далёкие времена бродили по Древней Руси коробейники или офени. Торговали в городах и сёлах разными вещами. Чтобы уберечь товар и выручку, сохранить в тайне свой маршрут, они придумали собственный язык.
Интернет-сленг появился вместе с распространением Интернета в России в 1990-х годах. Первым ярким проявлением сленга стали аббревиатуры, такие как «ой» – «я ошибся», или «прив» – «привет», «прикольно» - хорошо. Они использовались для ускоренного и быстрого обмена сообщениями. Со временем он стал всё более разнообразным и сложным. С появлением социальных сетей, блогов и мессенджеров, пользователи стали активно использовать новые слова и выражения, чтобы выделиться из толпы и привлечь внимание. Одной из важных черт сленга является постоянное обновление и введение новых терминов. Это связано с быстрым развитием технологий и появлением новых онлайн-сервисов и платформ.
Изначально Интернет-сленгом пользовались программисты. Дело в том, что «родителями» всемирной сети стали Соединённые Штаты Америки. Неудивительно, что с Интернетом связаны термины на английском языке. Более полвины населения активно использует всемирную сеть для общения, получения информации и хранения файлов. Со временем Интернет стал доступен широкому кругу населения. Сегодня общение в сети более популярно, чем реальное. Пользователи в целях экономии времени стали сокращать слова и подбирать такую лексику, которая бы передавала эмоции и отношение к собеседнику.
1.2. Виды Интернетного сленга
Я выяснила, что существует четыре вида сленгов:
1. Эмоциональные слова и выражения. Сюда относятся слова, прежде всего, такие как «блин», «елы – палы», «корка», «крутняк», «улёт», «чума».
2. Слова и выражения с эмоциональным значением. Эти эмоциональные единицы характеризуются тем, что, функционируя в речи, они не только выражают эмоциональное состояние говорящего, но и называют переживаемую им эмоцию. Это глаголы типа: «балдеть», «кайфовать».
3. Слова с эмоциональным компонентом значения. Слова, передающие эмоциональное отношение говорящего к слушающему. Так в речи подростков имеются жаргонизмы: «училка», «классуха», «физичка», «химичка». Эти слова наглядно демонстрирует намеренье говорящего снизить общественный статус этих людей в глазах слушающего и, тем самым, повысить собственный.
4. Эмоциональные изречения. По своей форме они сходны с фразами, имеющими "значение волеизъявления, адресованного собеседнику». "Иди ты ежиков паси", "иди ты в баню" — все эти изречения демонстрируют раздражение говорящего собеседником и, как правило, желание прекратить общение с ним.
Таким образом, все эти виды Интернет-сленга, к сожалению, активно существуют в речи и взрослых, и детей. Они основаны на эмоциональном настрое человека не только к себе, но и к собеседнику.
II. Влияние Интернет - общения на речь подростков
2.1. Лексика Интернет-сленга
Молодежный сленг - явление во времени не столь устойчивое, и «говор» современных школьников всё же отличается от "словарного запаса" их родителей в подростковом возрасте.
По мнению филологов, Интернет-сленг - средство общения людей, условно объединённых возрастом от 10 до 30 лет. Это смешение многих жаргонов: криминального – «шмонать», «базарить», «шмотки», «стрелка»; компьютерного – «винды», «драйв»; нормативной и ненормативной лексики – «хилять», «бакланить», а также других слов, образованных присоединением нецензурных частей к установившимся жаргонным. Лексика жаргона ограничена интересами тех, кто его использует. В данном случае это школа или институт, представители противоположного пола, музыка, досуг. Свой язык есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных фанатов.
Источниками пополнения молодежного сленга являются и иностранные языки («сайз» - размер, «хаер» - волосы, «мани» - деньги, «литловский» - маленький), заимствования из языка музыкантов, спортсменов и компьютерная терминология. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга служит обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи переиначивается. Например, «белая», «беляк» - компьютерная мышь, «клон» - от клонировать, то же самое «скан» - скопированное, списанное, «мобила» - телефон, связь, «симка» или «самса» (от аббревиатуры SMS) - способ мобильной связи, «глюк» - ошибка, незавершенность в компьютерной программе.
WTF — это жаргонизм, который лучше не использовать в приличном обществе, но для неформального общения он в самый раз. Выражение русифицировали и стали использовать в русском общении. «Ватафак» — это слово нередко слышно из уст подростков. Выражение можно перевести так: «да что такое тут происходит?», «и как это понимать?», «какого чёрта?».
«ЛОЛ». Эти три буквы — частые гости чатов. Имеет это выражение несколько значений, но все они связаны со смехом: «laughing out loud», либо «laugh out loud»- громко смеяться, либо «lots of laughs» — много смеха. Таким образом, «lol» — это не просто улыбка, а громкий безудержный смех.
«ОМГ» -слово, которое часто используют в текстовом общении и для создания мемов. Как и многие другие выражения — это сокращенный англицизм. Расшифровывается «ОМГ» как «Oh my God» ( О мой Бог, Боже Мой). Значение выражения зависит от контекста. Это может быть как искреннее восхищение, так и недоумение или отвращение.
Большинство детей не мыслят своей речи без сленга. «Нас другие тогда не поймут... Общаться невозможно будет, - рассуждают они. - Сленг отличает нас от более взрослых людей. Да и как объяснить что-то одногодкам без любимых словечек «туфта», «кринш», «бабки», «приколист»?» Школьники убеждены, что говорить на сленге модно, он охватывает большинство жизненных ситуаций.
Для чего же нужен сленг? Если у воров сленг призван помочь скрывать свои мысли и намерения, то школьный сленг нужен совсем не для этого.
Во-первых, сленг делает речь школьника более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни». На сленге: «Я просто тащусь от этой песни!»)
Во-вторых, сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде.
Таким образом, современная жизнь и мода на новые короткие словечки диктует нам, к сожалению, свои правила речи. Лексика новых сленговых слов тоже коротка и упрощённа, что и привлекает внимание детей в общении с равными.
2.2. Словообразование Интернет-сленга
Один из распространённых способов, присущий всем жаргонизмам, стоящим рядом с определённой терминологией — это трансформация какого-нибудь термина большого по объёму или труднопроизносимого [3].
Сюда можно отнести: - сокращение (компьютер — комп, винчестер — винт, клавиатура — клава); - универбация (материнская плата — мать (мамка, материнка, мама, матка), струйный принтер — струйник).
Причинами быстрого появления новых слов в компьютерном сленге является, стремительное, «прыгающее» развитие жизни. В условиях такой технологической революции каждое новое явление получает своё словесное обозначение на английском языке. Когда же об этом через какое-то время узнают в России, то для их подавляющего большинства, конечно же, не находится эквивалента в русском языке.
Отсутствие в русском языке достаточно стандартизированного перевода значительного числа фирменных и рекламных терминов и повлекло за собой появление компьютерного сленга : хард драйв, хард диск, хард, тяжелый драйв — hard drive (жёсткий диск, винчестер), коннектиться или джоиниться — to connect и to join (присоединяться), апгрейдить — to upgrade (усовершенствовать), программер — programmer (программист), юзер — user (пользователь). кликать или щёлкать — to click).
Грамматическое освоение русским языком некоторых заимствований сопровождается их словообразовательной русификацией. Zip (программа архивации) — зиповать, зазипованный, зиповский; user (в переводе «пользователь») — юзер, юзерский (и вторично преобразованное из слов «юзер» и «зверь» уничижительное понятие «юзверь»).
Интересно, что здесь есть и обратное явление. Появляется синонимичный термину жаргонизм, образованный от слова, уже давно закрепившегося в русском языке: «форточки» — фамильярное название операционной системы Microsoft Windows (дословно — «Окна»), «мелкомягкий» — ироничный буквальный перевод названия Microsoft.
Некоторые слова связаны с появлением ЭВМ. Слово «глюк» (производное от «галлюцинация», пришло из жаргона наркоманов) и словообразовательный ряд от него, широко употребляющиеся в компьютерном жаргоне, получают здесь значение «непредвиденных ошибок в программе или некорректной работы оборудования». Например: «У меня принтер глючит».
Ещё один способ — метафоризация — широко используется почти во всех жаргонных системах. С его помощью были образованы такие слова, как: блин, болванка, матрица — компакт-диск, селёдка — пластиковая упаковка от записываемых дисков (обычно на 10-100 дисков), по аналогии с советской консервной банкой для сельди, крыса, животное, пацюк — манипулятор мышь, реаниматор — специалист или набор специальных программ по «вызову из комы» компьютера, программное обеспечение которого серьёзно повреждено.
Есть ряд синонимов, связанных с процессом нарушения нормальной работой компьютера, когда он не реагирует ни на какие команды, кроме кнопки reset (афоризм на семь бед один reset). В таком случае о компьютере говорят, что он повис, завис, встал, упал.
Способ метонимии (оборот речи, замена одного слова другим, смежным по значению) встречается в образовании жаргонизмов у слова «железо» — в значении «компьютер, физические составляющие компьютера», «кнопки» — в значении «клавиатура».
Многие слова компьютерного жаргона образуются по словообразовательным моделям, принятым в русском языке. Например, суффиксальным способом. Весьма распространённым является суффикс - к-:
- игровой жаргон — леталка, стрелялка, ходилка, бродилка;
- утилиты — смотрелка, сжималка, чистилка, рисовалка.
Впоследствии слова могут вытесняться терминами. Например, для игрового жаргона: симулятор, квест. В словах «сидюк», «резак» (компакт-диск или устройство чтения компакт дисков и записи информации) встречается суффикс - юк-, -ак-, характерный для просторечия. С суффиксом - ов: (игровые) мочилово, стрелялово, ходилово. С суффиксом - яш, - к: полезняшки (утилиты).
Таким образом, словообразование Интернет-сленга осуществляется двумя способами: 1. Иноязычное заимствование (в большей части из английского языка). Митинг-встреча; спич-разговор; ринг-телефон. 2. Аффиксация- распространённый способ словообразования, образование новых слов от основ уже существующих слов при помощи суффиксов.
2.3.Синтаксис и пунктуация Интернет-сленга
Основой синтаксиса Интернет - сленга является упрощение синтаксических и пунктуационных норм русского литературного языка. По законам русской пунктуации в одном предложении не должно быть больше пунктограмм, чем слов, но это не относится к Интернет-сленгу. В русском языке точка ставится в конце предложения, выражая законченную мысль.
Подростки чаще не ставят знаков завершения предложения или встречаются наборы знаков препинания в конце предложения «!!!!!!» «??» Это указывает на повышенную эмоциональность подростка. «С НГ!!!!!!» «дань какое дз на зафтра». Многоточие может содержать много значений, но в Интернете подростки употребляют данный вид знака для выражения своих эмоций, чаще выражая недоумение или недосказанность мысли. В Интернет-сетях школьники не расставляют запятые. Это связано с незнанием правил русской пунктуации, с неумением определять границы простых предложений в составе сложного. Запятые помогают понять смысл фразы, а отсутствие данного вида знаков вызывает затруднение в понимании смысла текста: «У меня сегодня дополнительные курсы буду поздно вечером к тебе приду правда много задали». В Интернете достаточно сложно найти использование двоеточия, тире, точки с запятой.
Таким образом, изучая синтаксис и пунктуацию Интернет-сленга, я выяснила, что в традиционной письменной речи знаки препинания в основном структурируют текст и облегчают его восприятие, а при общении в Сети эти функции оказываются лишними и отбрасываются. Зато в Интернете у знаков препинания появляется новая важная роль — выражение эмоций.
2.4. Ошибки, допускаемые в речи школьников при общении в социальных сетях
Сейчас сеть «Интернет» стала средством общения для многих людей. Посещая различные сайты, форумы, чаты, общаясь в Мессенджере, я заметила, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Сделав скриншоты переписок обучающихся в Интернет-сетях, я рассмотрела и проанализировала слова, употребляемые подростками во время переписки, я пришла к выводу, что, общаясь в социальных сетях, школьники изменяют литературные слова и выражения и намеренно искажают их, что приводит к снижению грамотности учащихся.
Ошибки, допускаемые в речи учащимися при общении в социальных сетях:
1) с маленькой буквы имён собственных (даха чо делашь?);
2)замена буквы «б» меняется на букву «п» (Спасип);
3)сокращения и аббревиатуры (приветпри);
4)звукоподражания (ахаха, ууу, мда); 5)написание слов по произношению (нормально нармас, хорошо харош); 6)неверное построение предложения, отсутствие пунктуации (гак ты сёня); 7) Использование графических знаков вместо пунктограмм (прива!=);
8)Орфографические ошибки в написании Тся и ться в глаголах (Хочеться есть);
9)Опечатки: (потом попом). Проанализировав ошибки учащихся, можно их классифицировать по двум
группам:
1. Обыкновенная неграмотность.
Учащиеся совсем не могут или не хотят применять и определять законы орфографии русского языка, или попросту подростки не учили в школе правила и теперь, как ни старайся, затрудняются при написании какого-нибудь сложного слова. Ребята начинают часто допускать те же самые ошибки не только в школьных тетрадях, но и во время переписки.
2. Нарочитая неграмотность.
В этом случае безграмотность возведена в правило. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся («дарога»), звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот, (например, «кросафчег», «с празднегом», «превед»).
2.5.Влияние Интернет - сленга на лексику современного подростка
Несомненно, влияние Интернет-сленга на речь подростка велико. Я могу выделить несколько видов влияния, а именно положительное и отрицательное. К положительному, я могу отнести то, что сленг позволяет общаться быстро, что весьма удобно в наше время. Обычно в чатах, мобильных приложениях переписка ведется сразу с несколькими, людьми, и поэтому здесь скорость написания тоже важна. Такой язык делает общение простым, доступным и веселым. К отрицательному относится то, что из-за увлечения Интернет-сленгом подростки пишут с ошибками, искажающими устную и письменную речь не только на форумах, но и в повседневной жизни (в частности в тетрадях по русскому языку). Неправильная речь звучит не только в Интернете, но и с экранов телевидения, в эфире радио, т.е. в повседневной жизни. В речи подростков появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода. Интернет-общение содержит много нецензурных фраз, приводящих к засорению языка.
Таким образом, сленг является неотъемлемой частью речи. Многие преподаватели, филологи, деятели культуры считают, что характерными чертами сленга являются расшатывание норм языка, снижение общей и словесной культуры. Поэтому все больше и больше людей считают, что электронное общение школьников необходимо корректировать: развивать умение слышать себя и грамотно оформлять свои мысли.
III. Практическая часть
3.1. Классный час «Сленг и подросток».
Интернет-сленг расширяет возможности общения современной молодежи, делая ее более коммуникабельной и открытой, раскрепощенной. Он становится доступен даже для детей младшего школьного возраста. Я решила провести классный час «Сленг и подросток» в 4 классе и рассказать детям не только историю появления сленга, но и донести до них, что нужно не засорять наш великий и могучий русский язык словами- «паразитами», а беречь его. Недаром знаменитый русский писатель И.С.Тургенев говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием». (Разработку классного часа см. в Приложении 1)
3.2. Анкетирование
Для того, чтобы проанализировать влияние Интернет - общения на грамотность подростков, я провела анкетирование в 4, 6-х классах. Мною были составлены следующие вопросы:
1.Знаете ли вы, что такое Интернетный сленг?
2. Используете ли вы его, если да, то, как часто?
3. Какие сленговые слова вы чаще всего используете?
4. Как вы думаете, влияет ли Интернетный сленг на вашу речь и как влияет?
(Результаты в Приложении 2)
В анкетировании приняло участие 35 человек. Результаты показали,что стиль Интернет-общения медленно, но верно проникает в нашу жизнь. Ребята стали общаться намного быстрее, употребляя в своей речи с целью экономии времени много сокращений. 51,4% подростков часто употребляют сленг в своей речи. 54,3 % точно знают, что такое Интернет-сленг.
Многие считают, что сленг – это «паразит» нашей речи, портит её. Остальные думают, что сленговая речь не страшна для их развития и не помешает им грамотно общаться в официальной обстановке. Некоторые считаю, что сленг даже украшает их жизнь.
Таким образом, по результатам анкеты видно, что школьники часто общаются сленговой речью и не следят за грамотностью. Спокойно общаются с теми, от кого приходят безграмотные сообщения, не видят в нарушении норм культуры речи ничего страшного. Но есть, всё-таки, небольшое количество детей, которые считают, что сленг вреден для них.
3.3. Викторина на знание сленга
Чтобы понять, насколько речь подростка насыщена Интернет-сленгом. Я провела викторину в 6-х классах.
1.Кринж– это…?
2.Если крипово, то..?
3.Агриться, значит..?
4.Жиза– это..?
5.Пригонзить, значит..?
6.Флексить– это…?
7.Онлайн-трансляция– это…?
8.Розыгрыш– это…?
9.Хайпануть, значит..?
10.Хейтеры– это люди, которые…?
11.Банить, значит…?
Таким образом, я пришла к выводу, что дети хорошо ориентируются в сленге Интернета и знают даже больше подобных слов. Я поняла, что сленг был, есть и будет в подростковой лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени: одни слова умирают, другие - появляются, точно так же, как и в любом другом языке.
Заключение
Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее.
Во-первых, общение в Интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, почему так говоришь, оказывает на лексику современного подростка отрицательное влияние, так как ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговые выражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневной жизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой, разговаривая с учителями и родителями.
Во-вторых, язык засоряется из-за использования большого количества иностранных слов, употребляющихся в речи без перевода.
В-третьих, форумы «пестрят» нецензурными выражениями.
В-четвёртых, отношение к качеству грамотности в виртуальном общении зависит от того, что для ребят первично, а что вторично: экономическая сторона или моральная, дань моде или желание выделиться.
Считаю, что материал, собранный в ходе работы над темой, будет интересен для обучающихся лицея, его следует использовать как на уроках русского языка, так и во внеурочной работе по предмету.
Моя гипотеза о том, что, использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на речь учащихся, вследствие чего школьники допускают много ошибок, как в устной, так и в письменной речи, подтвердилась.
Я считаю, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека. И в этом ребёнку должны помочь родители, педагоги, государство.
Список литературы
1. Аксак В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два. … Серия: Просто как дважды два. Издательство: Эксмо, 2006 г. Мягкая обложка, 256 стр.
2. Голованова, Д. С. Влияние интернет-сленга на речевую культуру современной молодежи / Д. С. Голованова, И. Н. Якименкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3 (23). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1409/ (дата обращения: 05.02.2024).
3. Искусство общения в Интернет. Краткое руководство/ . — Научно-популярное издание. — М., издательский дом Вильямс, 2006
4. Копыл В.И. «Общение в Интернете». Изд-во: АСТ. 2005.
5. Кучинков Т.В. «Общение в Интернете» Изд-во Питер. 2005
6. Тургенев И.С. Русский язык Собр.соч. в 6-ти томах т.4 с 37 «Правда» 1968
7. Розенталь Д.Э. «Орфографический словарь». М.2005.
8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс,2002.
Интернет-ресурсы:
1. www.vkontakte.ru
2. www.odnoklassniki.ru
3.http://rus.1september.ru/articles/2009/06/07
4.http://www.openclass.ru/wiki-pages/83471
5.http://jellycatssbor.mybb.ru/viewtopic.php?id=125
6.http://forum.nextrim.ru/index.php?topic=46685.0
Приложение 1
Классный час «Сленг и подросток»
Цели и задачи:
1) привлечь внимание к проблеме поросткового сленга, выяснить причины его популярности;
2) вызвать учащихся на разговор;
3) развитие речи учащихся, умений доказывать свою точку зрения;
4) воспитание бережного отношения к русскому языку.
Ход мероприятия
- Всем привет! Сегодня мы будем говорить об Интернет- сленге, о речи молодёжи, о проблеме сленговых слов. На сегодняшний день сленг проник во все сферы нашей жизни. Речь ведущих на телевидении, модные журналы и т.д. Всё это - чрезмерное использование сленга.
Я предлагаю ознакомиться с некоторыми цитатами из современных изданий, которые заставят нас задуматься, об этой проблеме:
«Можно ли вызывать страхового агента в случае, если вы подозреваете, что ДТП - подстава?»
«Если ты, крендель, не втыкаешься в панк, то дальше можешь не читать. А если втыкаешься, то еще одна тюлька - эти ребята интервью не дают никому».
- Понятны ли вам, ребята. Эти фразы? А какими другими словами можно заменить непонятные слова? (ответы детей)
- Речь большинства жителей в последние годы стала более вульгарной. Раньше сленгом пользовалась определенная группа лиц. Сейчас же сленговые выражения используют все – профессора, политики, студенты, школьники. А теперь взгляните на себя со стороны! Кто из нас не употреблял выражение «ни фига себе!»? А ведь это тоже сленг. Давайте попробуем понять, откуда взялись корни у таких вот интересных словечек?
- Но для начала переведите мне такие фразы, которых не знал русский человек еще сто лет назад:
Я торчу от этой песни (она мне нравится).
Ловлю кайф (получаю удовольствие).
Понтово (получаю удовольствие).
Выделываться (вести себя вызывающе).
Прикол (шутка).
Отпад (замечательно).
Тащиться (быть в восторге).
(ответы детей)
- Итак, это оказалось несложно. Видимо, сленг так незаметно вошёл в нашу речь, что стал нормой общения и перевести его на литературный язык проще простого. Надеюсь, что подобный «словесный мусор», уже на слишком засорят ваше общение.
- Интермедия «Поговорим» (показ киножурнала «Ералаш»)
Мальчик и взрослый
- Как дела?
- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Покатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнится. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка!
- А что, там лошадь была??
- Какая лошадь?
- Ну-ка, давай все сначала.
- Ну, давайте. Чего не поняли?! Значит один фитиль…
- Без свечки?
- Без.
- А что же это за фитиль?
- Ну, парень длинный подкатил к шкету…
- Он на чем подкатил, на велосипеде?
- Да нет, велосипед у шкета…
- У какого шкета?
- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот, говорит, дай велик. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.
- Чего, чего?
- Почему, ребята, пожилой человек не понял своего юного собеседника?
(ответы детей)
- Лингвисты называют сленгом слова, идущие в разрез с нормами литературного языка. Действительно, если внимательно прислушаться к молодежному жаргону, в нём можно обнаружить и лексику заключенных, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова.
- А теперь история происхождения сленговых слов.
Давным-давно, бродили по Древней Руси коробейники. Их ещё называли – офени. Торговали в городах и селеньях. А на пути к ним на них часто нападали разбойники. Чтобы уберечь товар, выручку и сохранить в тайне свой маршрут, офени придумали собственный язык.
Этот шифрованный язык, передавался детям, внукам, правнукам. Простым людям очень понравился этот язык, и они также стали его применять.
Постепенно он стал применяться нищими и просто разбойниками с большой дороги, против которых он сначала и задумывался. Но им уже не только общались, но и шифровали устную и письменную информацию, не желая разглашать тайны и секреты.
- Так что же представляет собой молодёжный сленг?
Это смешение многих жаргонов (слов, употребляемых определённой группой людей):
- криминального (шмонать, базарить, шмотки, стрелка...),
- компьютерного (винды, драйв…),
- нормативной лексики и ненормативной (хилять, бакланить и другие слова, образованные присоединением нецензурных частей к установившимся жаргонным).
Лексика жаргона ограничена интересами тех, кто его использует. Часто слова и фразы молодежного сленга заимствованы из-за рубежа: "6лэк", "6акс", "хаэр"...
- Можно выделить такие группы заимствований из английского языка:
1. Прямые приобретения. Слово встречается в русском сленге приблизительно в таком же виде и значении, что и в оригинале. Сайз - размер, хаер - волосы, мани - деньги.
2. Английские слова, получившие новое значение под влиянием русских слов. Microsoft - мелко-мягкие.
3. Слова, звучащие похожи на английские, которые используют в том же значении, что и оригинал. Например, «клава» - клавиатура.
4.Переделывание имен знаменитостей для более легкого произношения, а иногда и для восприятия. Например, Паша Макаров - Пол Маккартни.
- Но, если вдуматься, то зачем придумывать что-то новое, неужели нельзя говорить на нормативном, признанном языке?
Сленг - то, что отличает подростка от более взрослых людей (не считая внешнего вида). Проведенные опросы показывают, что больше половины школьников не мыслят своей речи без жаргона. Их другие тогда не поймут... Общаться невозможно будет. Как объяснить что-то без любимых словечек?
- Компьютерный жаргон
Это совсем новый вид, появившийся в последнее время. Одновременно с жаргоном программистов стал формироваться специфический сленг людей, которые увлекаются техникой, в том числе вычислительной. Компьютерный жаргон содержит разговорную речь с фамильярной окраской. В ней, как и в других жаргонах много англицизмов. Но не только с помощью их обрусения формировался этот вид жаргона. Многие слова были заимствованы из других профессиональных групп. Многие слова компьютерного жаргона образуются путем словообразования. Например, "бродилка" - от "бродить" при помощи суффикса "К" - игра, где герой забрасывается в определенную местность с целью найти что-то или спасти кого нужно.
- Классификация компьютерных жаргонизмов:
1) названы от компьютерного оборудования:
клава, - клавиатура;
мышка, - манипулятор типа "мышь";
2) название операции: квакать - играть в компьютерные игры анологичные "Quake";
3) сообщения пользователю:
гамовер - (game over) окончание игры; названия программ и команд:
филе-файл;
4) прозвища людей, занятых тем или иным видом деятельности:
Хакер - программист-взломщик;
Чайник - начинающий пользователь компьютера;
Сисоп - системный оператор;
5) названия фирм - производителей оборудования:
Бима -IBM;
Любой жаргон имеет ограниченную сферу распространения. Молодежный сленг и жаргон позволяет выражать свое мнение в очень интересной, иногда абсурдной форме.
- А какие вы ещё знаете компьютерные слова-сленги? (ответы детей)
- Итак, мы познакомились с разными фактами и мнениями о сленге. Давайте сами решим, как нам к нему относиться.
Беседа.
1.Допустимы ли сленговые выражения в бытовом общении? Как вы думаете? Докажите свою точку зрения? (ответы детей)
2.Как вы думаете, почему существует сленг?
4.Как вы считаете, к чему может привести излишнее увлечение сленгом?
5.Почему большая часть молодежи в разговоре между собой употребляет сленг?
- Ребята, а что же нужно сделать, чтобы и в нашей стране говорить на правильном русском языке стало бы модно? ( ответы детей)
- Конечно, язык живет соей жизнью и видоизменяется. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой. Но хотелось бы, чтобы при этом оставалась какая-то незыблемая языковая база, не подверженная веяниям времени. Чтобы подрастающее поколение знало, что разговорная и литературная речь - вещи разные.
Необходимы не только законы в области языка, но и необходимо повышать престиж грамотного употребления языка.
Великие поэты и писатели восторгались красотой русского языка, называя его одним из самых красивых и многогранных в мире.
- И наш разговор мне хочется закончить словами Анны Ахматовой: «…И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»
Приложение 2
Анкетирование