«Связь тимуровского и волонтёрского движений" (по книге Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» и программой волонтёрского движения).

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Связь тимуровского и волонтёрского движений" (по книге Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» и программой волонтёрского движения).

Коковина К.И. 1
1МАОУ СОШ № 5, 8А класс
Ермолаева Л.И. 1
1МАОУ СОШ № 5
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Недавно я прочитала книгу А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Ее содержание мне понравилось. Особенно запомнились Тимур, Женя, другие ребята из команды главного героя и их поступки. Они похожи на дела волонтеров. Меня заинтересовал вопрос: есть ли связь между тимуровским и волонтерским движением. Поэтому я решила найти информацию и создать проект.

Цель: показать связь тимуровского и волонтёрского движений.

Задачи:

1) Прочитать книгу А. П. Гайдара «Тимур и его команда» и проанализировать ее содержание.

2) Собрать материал по волонтёрскому движению.

3) Сопоставить тимуровское и волонтёрское движение.

4) Создать презентацию по данному проекту.

Методы исследования:

• Аналитико -синтетический

•Информационно-коммуникативный

Объект исследования: книга А.П. Гайдара «Тимур и его команда» и программа волонтёрское движение.

Предмет исследования: отражение связи тимуровского движения с волонтёрским.

Актуальность:

Я считаю, что данный проект актуален, потому что волонтёрское движение развивается в нашей стране. В нём участвуют и взрослые, и дети. Особенно оно ценится участниками СВО, школьниками и другими гражданами России. Кроме того, волонтёрское движение формирует нравственные ценности, воспитывает любовь к Родине.

Гипотеза:

Тимуровское и волонтёрское движение имеет не только одинаковые основы, содержит версии каких-либо событий, процессов, но они ещё формируют нравственные ценности личности.

Планируемый результат:

1) Использование материала на уроках «Разговоры о важном».

2) Использование материала на уроках литературы по внеклассному чтению.

3) Создание презентации.

4) Выпуск буклета по теме проекта.

Глава 1 «Тимуровское движение».

Аркадий Петрович Гайдар (настоящее имя — Голиков Аркадий Петрович) — советский писатель, автор детских книг, киносценарист, участник гражданской, Великой Отечественной войны. Годы жизни - 1904-1941.Его пробные работы появлялись на страницах газеты «Звезда», а первым опубликованным произведением стал рассказ «Угловой дом» (1925), посвящённый гражданской войне.

Самыми известными произведениями Гайдара считаются:

«Чук и Гек»;

«Тимур и его команда»;

«Мальчиш - Кибальчиш»;

«Голубая чашка».

С 1932 года Аркадий Петрович работал выездным журналистом газеты «Тихоокеанская звезда». Во время Второй Мировой войны он стал военным корреспондентом, одновременно с этим продолжая литературную деятельность.

История создания книги «Тимур и его команда».

Она была закончена 27 августа 1940 года, а 5 сентября первый отрывок из неё был напечатан в «Пионерской правде». Одновременно повесть передавалась в Москве по центральному радио.

Историю, положенную в основу повести, писатель не выдумал: он и сам однажды создал подобную команду и был её командиром. Немногие читатели знают, что повести «Тимур и его команда» предшествовал сценарий к одноименному кинофильму А.Е. Разумного, вышедшему на широкие экраны в январе 1941 года. История создания "Тимура и его команды" начинается в 1938 году. Тогда учитель В. Поташов принес на студию "Союздетфильм" свои заметки о школьной жизни. Сценарий поручили написать А. Гайдару. Так родился фильм "Личное дело" - история о мальчике, укравшем микроскоп. Гайдару понравился режиссер А. Разумный, понравились дети - исполнители главных ролей. Аркадий Петрович решил написать сценарий в расчете на тех же ребят, здесь, конечно же, речь идёт о "Тимуре и его команде". Только спустя полгода после окончания работы над сценарием, когда фильм уже был запущен в производство, Гайдар стал перерабатывать его в повесть.

Повесть стала основой для одноимённых кинолент 1940 и 1976 годов. Она была популярной книгой читателей. Автор показал, что представляют собой поступки Тимура и его друзей. Именно так зародилась цель тимуровского движения: помогать всем и всегда в разных сложившихся ситуациях.

Образ Тимура.

Подростку было около 13 лет «...мальчуган лет тринадцати...»

О внешности его говорится мало: «И перед Женей встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда.»

Команда Тимура ставит на воротах метку в виде красной звезды. Эта звезда означает, что обитатели дома находятся под опекой Тимура и его команды. Если звезда обведена черной каймой, это значит, ушедший на фронт человек погиб: «— А это значит, что из этого дома человек ушел в Красную Армию. И с этого времени этот дом находится под нашей охраной и защитой...»

Команда тринадцатилетнего Тимура Гараева делилась на пятёрки. Во главе пятёрок стояли его товарищи:

• весёлый и энергичный Сима Симаков;

•суровый и храбрый Гейка;

• молчаливый Вася Ладыгин.

В команде состояли также:

• смешной внук доктора Фёдора Григорьевича Колокольчикова Коля;

•девочка Таня;

•дочь красного командира Женя Александрова, которая приехала на дачу, в садовом сарае которой тимуровцы устроили свой штаб.

Образ Жени.

Жене было 13 лет «А то ей тринадцать, мне – восемнадцать, и поэтому она меня совсем не слушается». О внешности девочки написано следующее: «Вечно она в синяках, в царапинах.»,«...глаза голубые вытаращит» ,по мнению Жени, она очень похожа на отца: «Но зато у нее, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер». По словам Тимура, она сумасшедшая: «Сумасшедшая! – подскочил Тимур. – Да сейчас сюда примчится сто человек! Что ты делаешь?»

Поступки, совершенные командой Тимура:

•участвовали в поисках козы

•успокоили маленькую девочку

•защитили сады от хулиганов

Самое главное, Тимур помог Жене, отправил телеграмму отцу и нашел её, чтобы отдать ключ от дома.

Георгий и Ольга, запрещали общаться Жене и Тимуру, вскоре Ольга уезжает в Москву, куда должен приехать их отец, всего на пару часов. Тимур попросил одного из мальчиков посидеть с малышкой, взял мотоцикл Георгия и отвез Женю в Москву. Они успели приехать за полчаса до того, как полковнику Александрову нужно было уезжать. Утром, не найдя дома ни Тимура, ни мотоцикла, вернувшийся с работы Георгий тут же решил отправить Тимура домой к матери». К Гараеву пришел красноармеец, который доставил повестку. Из Москвы вернулись Ольга, Женя и Тимур. Георгий хотел наказать племянника, но Ольга ему все объяснила. Собравшись, Георгий вышел к Ольге в форме капитана танковых войск.

Женя подала сигнал из чердака, и на проводы Георгия в армию прибежало не меньше 50-ти ребят. Георгия проводили, и поезд отошел. Тимур был «взволнован, но крепился». Мальчик сказал, что завтра за ним приедет мама. Ольга была уверена, что Тимур не пропадет: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».

Противоборство с Мишкой Квакиным:

Михаил Квакин - главарь банды подростков, которая хулиганит в поселке недалеко от Москвы. Негодяи по ночам воруют яблоки в садах, ломают ветки, портят заборы и т.д.:

«...вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей...»

Против банды Квакина выступает добрый мальчик Тимур и его товарищи. Он пытается убедить Квакина не хулиганить, но это не дает результатов: «Тимку бы поймать, излупить надо. Он подобрал себе компанию, и они, кажется, гнут против нас дело.»

Тимур и его команда называют шайку Квакина «позорной компанией» и «позорной шайкой»: «...а также ко всем членам этой позорной компании», «...список всех членов вашей позорной шайки." Михаил Квакин и его товарищи являются трусливыми негодяями, по мнению Тимура и его команды: «...трусливым негодяям, мы приказываем...» Квакин - упрямый юноша, по мнению Тимура: "Ой, атаман, какой ты упрямый, – не повышая голоса, ответил Тимур.»

В конце концов Тимур и его команда решают на деле проучить Квакина и его банду. Они запирают всю шайку в будке на площади, а главаря-Квакина оставляют на улице. В результате негодяи оказываются опозоренными на весь поселок. Вероятно, после этого шайка перестает хулиганить по местности.

Глава 2 «Волонтёрство».

Волонтёрство. Широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, сбора средств, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. В отдельных случаях возможно оплата услуг добровольцев. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации, физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг. Волонтёры помогают в проведении различных мероприятий, конференций и оказывают помощь маломобильным гражданам существовать и развиваться.

Вот несколько примеров направлений волонтёрской деятельности:

1) Социальное волонтёрство: оказание помощи незащищённым слоям населения (детям-сиротам, многодетным семьям, инвалидам, пожилым одиноким людям, бездомным, беженцам и др.).

2) Экологическое волонтёрство: помощь заповедным территориям, животным, озеленение, раздельный сбор отходов, экологическое просвещение и др.

3) Событийное волонтёрство: помощь на конференциях, съездах, форумах, праздниках, концертах и др.

4) Спортивное волонтёрство: участие в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий, популяризация спорта и пропаганда здорового образа жизни.

5) Культурное волонтёрство: проведение экскурсий, работа с туристическими группами, с музейными и библиотечными фондами, помощь в реставрации памятников истории и культуры, обучение различным видам творческих практик и др.

6) Донорство: популяризация добровольной сдачи крови донорами, помощь в организации мероприятий и донорских акций, просветительская деятельность и др.

7) Волонтёрство общественной безопасности: помощь службам экстренного реагирования в профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, помощь в организации обеспечения безопасности на массовых событиях, поиске пропавших людей, содействие интернет-безопасности и др.

8) Медиаволонтёрство: информационная поддержка социальных проектов, создание контента и его распространение в СМИ и социальных сетях в качестве волонтёров-фотографов, журналистов, SMM-специалистов, видео-операторов.

9) Волонтёрство в медицине: просветительская деятельность по профилактике заболеваний, помощь в рамках медицинского сопровождения массовых и спортивных мероприятий.

10) Патриотическое волонтёрство: гражданско-патриотическое воспитание, помощь в организации патриотических акций и мероприятий, помощь ветеранам и ветеранским организациям, поисковые работы, исторические реконструкции и др.

Кому же помогают волонтеры???

•Детям

•Пожилым

•Инвалидам

•Животным

•Ветеранам

А что они делают???

• Охраняют памятники культуры

• Помогают людям

• Участвуют в организации:

спортивных, культурных, экологических и донорских мероприятиях и многое другое.

Развитие волонтёрства на Руси начинается вскоре после 988 года, с принятием христианства. В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы по славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Еще при Ярославе Мудром, повелеваем отдавать всех талантливых детей без различия сословий в «книжное учение», существовали училища, которые содержались за счёт милостыни, собиравшейся с соседних деревень.

Недавно, а именно с 15-17 марта мне удалось поработать волонтером на избирательном участке. Оказалось, не так просто быть волонтёром, ведь нужно найти общий язык с каждым, кто придет к тебе. Я выдавала избирателям бланки с вопросами по истории Свердловской области, они отвечали, а взамен получали памятную медаль в честь 90-летия Свердловской области. Я испытала невероятные эмоции и получила опыт общения с людьми разных возрастов.

Глава 3 «Связь тимуровского и волонтёрского движений».

По содержанию повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» мы можем понять, что тимуровцы, это те же современные волонтёры. Но в наше время — волонтёр-это не просто тот, кто охраняет, оберегает семьи тех, кто ушёл на СВО, а более многочисленные участники, занимающиеся деятельностью по направлениям волонтёрского движения. Тимуровцы делали всё так, чтобы никто не знал, а волонтеры сейчас публикуют результаты своей работы, чтобы получить моральное удовлетворение от своих дел. Тимуровцы были образцовыми подростками. Они бескорыстно совершали хорошие поступки, помогали престарелым людям, колхозам, детским садам, семьям фронтовиков и многое другое. Одним словом, появилось массовое движение. Таким образом, в наше время традиции тимуровского движения сохранились, но поменяли свое название на «волонтёрство». Тимуровское движение все ещё существует в нескольких регионах. Скажем, в Шуе, что находится в Ивановской губернии. Как и раньше, они не только помогают нуждающимся, но и стараются быть полезными обществу. К сожалению, на сегодняшний день общая численность волонтёров-добровольцев в России едва превышает 1,5% от всего населения. В основном это, конечно, молодежь. Одна из наиболее острых проблем - разобщённость и безынициативность современного общества. Это и всеобщее недоверие, особенно среди тех, кому волонтеры оказывают поддержку, ведь проявление бескорыстия в нынешнем обществе многих настораживает. Несмотря на численность людей, вовлечённых в волонтёрство, на сегодняшний день существует достаточное количество добровольческих организаций. Но и в наши дни есть организация «Тимуровцы ХХI века». В ней насчитывается более 570 детей. А в 2014 году они завоевали первую национальную Российскую премию Добрых Дел «Сможем Вместе». С 2010 на городских мероприятиях устраивают благотворительные ярмарки, где продают сувениры и полезные для быта вещи, сделанные своими руками, а деньги передают семьям, нуждающимся в лечении тяжелобольных детишек.

В нашей школе есть тоже неравнодушные ребята, которые добровольно оказывают помощь нуждающимся, организуют сбор кормов для бездомных животных и передают собранное в приют, утепляют домики для кошек, проводят субботник в парке, сажают цветы и проводят многочисленные акции в школе.

Таким образом, тимуровское и волонтерское движение имеют общую основу, формируют духовные ценности, помогают людям сделать жизнь лучше.

Заключение

Цель исследовательской работы достигнута, доказана связь тимуровского движения с волонтёрским. Прочитана книга, проанализировано ее содержание, найден материал о волонтёрском движении.

Задачи, поставленные в работе, выполнены. Мною собран и проанализирован материал о тимуровском и волонтёрском движении, сделана презентация, будет выпущен буклет.

Список использованных источников и литературы:

Гайдар А. П. «Тимур и его команда». -ООО «Издательство «Мир Искателя», 2006. Стр. 79.

Интернет- источники:

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%91%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

https://picturehistory-livejournal-com.turbopages.org/picturehistory.livejournal.com/s/7816164.html

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Тимуровское движение

Приложение 4

Стенд в нашей школе, посвященный волонтерскому движению.

Приложение 5

Я работаю волонтёром.

Просмотров работы: 78