В жизни всегда можно найти выход из сложившейся ситуации

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

В жизни всегда можно найти выход из сложившейся ситуации

Тебенькова А.Д. 1
1МАОУ СОШ № 5
Ермолаева Л.И. 1
1МАОУ СОШ № 5
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

Андрей Жвалевский - писатель, сценарист. Родился в г. Гродно (Беларусь). В 1991 г. с отличием окончил физический факультет БГУ. После окончания занимался фундаментальной наукой, дизайном ценных и защищенных бумаг, работал в издательстве.

Евгения Пастернак - писательница. Родилась и живёт в Минске, выпускница физического факультета БГУ.

Вместе они написали множество книг, таких, как: «Я хочу в школу!», «Гимназия №13» и так далее. Также они написали книгу «Время всегда хорошее», это была первая книга, которую я прочитала по своему желанию, и после прочтения мне захотелось читать прозаические произведения. Их повесть «Пока я на краю» о подростках, столкнувшихся с непониманием окружающих людей: сверстников, учителей, родителей. Поэтому они впадают в депрессию и не желают жить дальше. Но в итоге большинство подростков удаётся спасти, а если точнее, у подростков появляется желание жить. Главная героиня – семнадцатилетняя девушка, впавшая в депрессию, попадает в организацию “помощи в самоубийствах”, но в попытках найти лучший способ уйти из жизни она находит себя, то, что ей нравится и ради чего стоит жить. После чего оказывается, что эта организация, наоборот, помогает людям, которые хотят совершить самоубийство. Позже принимают Алку на работу их кризисным менеджером, и героиня начинает помогать подросткам найти выход в сложной жизненной ситуации.

Цель проекта:

Показать право на самостоятельность выбора главной героини.

Задачи:

  1. Найти информацию об авторах книги.

  2. Познакомится с содержанием данного произведения.

  3. Выяснить, какое влияние оказывает на выбор Алки окружающие её люди.

  4. Доказать, что право выбора есть всегда.

Актуальность:

Данная тема актуальна, потому что она связанна с жизнью подростков в современном мире. В наше время самоубийства популярны среди подростков и это очень тревожный сигнал. Психика юношей и девушек ещё недостаточно сформирована, у них нет жизненного опыта, поэтому они нуждаются в поддержке. К сожалению, в интернете существуют разные организации, подводящие детей к суициду, такие, как «Синий кит», также есть “День массового самоубийства” – 3 марта. Из года в год именно в этот день происходит больше всего самоубийств зачастую из-за ссор с родителями или школьных оценок. Эта повесть помогает понять и увидеть только зарождающуюся депрессию у ребёнка или одноклассника и вовремя оказать помощь. В повести показаны герои в различных жизненных ситуациях, которые зачастую можно редко встретить в реальной жизни. Авторы помогают читателям сделать правильный выбор своего пути, сформировать понятие, что жизнь – это главное богатство каждого человека.

Объект исследования:

Повесть Андрея Жвалевского, Евгении Пастернак «Пока я на краю».

Предмет исследования:

Право выбора главной героини в сложной жизненной ситуации.

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ произведения.

  2. Сравнение, сопоставление и обобщение полученного материала.

Гипотеза:

Каждый человек имеет право выбора в трудной ситуации и поиска смысла жизни.

Предполагаемый результат:

  1. Использование материала в «Разговорах о важном».

  2. Создание презентации.

  3. Использование материала проекта в работе с родителями.

  4. Выпуск буклета.

Глава 1:

В начале истории главная героиня предстаёт перед нами мрачным, закрытым, неуверенным в себе ребёнком. С самого детства ей говорили, что она должна успешно сдать экзамены и поступить на юрфак, но такая жизнь Алку не устраивала, ей это было неинтересно. В соц сетях у неё были две странички: одна её личная, а другая - для стихов. Алка писала мрачные стихи, довольно часто в них не было рифмы, но был смысл. Под каждым стихотворением она прикрепляла свой рисунок, который отражал смысл её произведения.

Цветок завял, рассыпался, поник, Завис в ночи холодной каплей страха. Нет. Не боюсь. А рвусь туда, где ждет меня душа. И мечется, как птаха…” @КапляМрака

Но вся её жизнь разделилась на “До” и “После”, когда она встретила Фроста.

Глава 2:

Характеристика:

  1. Определение места героини среди других персонажей:

В начале истории Алка практически ни с кем не общалась, она была замкнутым подростком и целыми днями сидела в своей комнате, забывая про еду. Единственный человек, который хоть как-то контактировал с Алкой была “Жесть” – Вера. Она комментировала каждую запись героини и поддерживала её стихи. «Я тоже рвусь. Мы встретимся там. Стихи отличные». Жесть.

Позже, когда Алка пыталась найти для себя “лучший способ самоубийства”, она начала больше общаться с одноклассниками, а если быть точнее - с Валерой. В течение истории общение Алки и Валеры становилось лучше. Также девушка общалась с организацией Якова, особенно когда стала кризисным менеджером, а так как Яков был хорошим психологом, Алке стало проще понимать и выражать свои эмоции.

  1. Портрет, внешний облик:

В книге мало что сказано про главную героиню, авторы не дают точного её описания, поэтому каждый читатель может представить её по-разному, по-своему. Я представляю Алку высокой девушкой, с прекрасными зелёными глазами и красными короткими волосами. С её характером и неряшливостью, я думаю, она чаще всего носит штаны и какой-нибудь тёмный свитер. Такая внешность и стиль одежды помогли мне лучше понимать характер и цели главной героини.

  1. Семья, полученное воспитание:

С семьёй у Алки были не самые лучшие отношения. Мама всегда давила на дочку из-за любой мелочи, говорила, что единственное будущее для девушки – это юрфак и постоянно напоминала о проблемах в учёбе. “– И зачем тебе эта психология? – поджала губы мама. – Тебе на юрфак поступать! На курсы ходить!”. Мама Алки.

Каждый день мама устраивала ей какой-нибудь скандал: то она ест слишком много, то не ест совсем, то в комнате грязно и так далее. Один раз мама закатила Алке скандал из-за того, что в порыве хорошего настроения дочка помыла посуду. В современном мире родители привыкли к беспомощности детей и считают, что, если они чем-то им помогают – обязательно натворили что-то, так подумала и мама Алки.

Отец всегда пытался успокоить маму, он был на стороне дочери и всеми силами старался её понять и поддержать, но вскоре случилось несчастье, отец изменил матери. Оба родителя знали об этом, но старались скрыть правду от дочери, но их ежедневные скандалы, поздний приход отца домой, вечно злая на отца мать привели к обратному: девочка догадалась об измене родителя и сказала об этом прямо. После чего отец стал дольше не появляться дома, а мама всегда срывалась на дочку со словами: “Ты разрушила нашу семью”, “Ты в этом виновата” и так далее. «“– Дура ты неблагодарная, я же ради тебя терпела», – сказала мама.” Мама Алки.

  1. Черты характера:

У Алки всегда был сложный характер, она довольно вспыльчивый и агрессивный человек, но у неё большое и доброе сердце. В начале произведения она была очень замкнутой и вспыльчивой девушкой, могла сорваться на родителей или одноклассников за малейшую оплошность, но потом начинает контролировать свои эмоции и думать прежде чем сорваться. Девушка целеустремлённая и довольно “упёртая”, всегда будет стоять на своём и идти к намеченной цели. После того как Яков научил её “отключать” эмоции, девушка начала отражать их в своём экстремальном вождении машины.

Давлю на газ, но путаю педали. Я тормоз, только голова из стали. Несусь на стену, знаю, будет больно. Сверну. Но там другая стенка. Я довольна. @КапляМрака.

Все накопившиеся эмоции: злость, радость, страх - она выражала на тренировках с Александром. Также, когда Алка начала работать кризисным менеджером у Якова, она научилась слушать и поддерживать людей, а также настраивать их на правильный выбор в сложившейся ситуации.

  1. Речевая характеристика:

В начале истории в речи девушки присутствует много резкости, грубости и иногда царит пессимистичный настрой. Также она использовала некоторые сленговые слова в общении со сверстниками. Когда девушка ругалась с кем-то, в её речи было много восклицательных предложений. Со временем с помощью Якова девушка научилась контролировать свои эмоции, она стала менее агрессивной и более сдержанной. Она научилась слушать и понимать людей, разговаривать с ними просто и расслабленно. Алка внимательно слушала людей и давала им какие-либо советы. “– В конце концов выход есть всегда, – сказала Алка.” Алка.

  1. Поступки и мотивы поведения:

Одни из самых главных и эмоциональных поступков Алка совершала под влиянием своих мыслей и настроения.

Она решилась на самоубийство, когда потеряла Фроста – единственного человека, который за последнее время смог сделать её немного счастливее. Также на это решение повлияла её мать, она, сама того не осознавая, давила на ребёнка постоянным напоминанием про юрфак и работу. Алка не видела смысла в жизни и хотела поскорее её закончить с мыслями “Без меня всем будет легче”. В попытках найти для себя “прибыльный способ самоубийства” девушка нашла свой смысл жизни, у неё появились друзья, своё хобби, надежда на лучшее и именно это помогло ей остаться живой. “Я любила жизнь, я любила жизнь, это был каприз, это был каприз. Надо мной – зенит, подо мной – карниз, Я летела вверх, я упала вниз.”Алка.

Позже она спасла от самоубийства Веру, то есть “Жесть”, она применила все навыки, которым научил её Яков, и до последнего старалась спасти Веру, хоть им это и запрещали. Главная проблема Веры состояла в том, что она ненавидела и не принимала себя. Девушка была нетрадиционной ориентации, хотя в этом и нет ничего плохого, родители её не приняли и постоянно давили на неё из-за этого. Алка пыталась помочь ей, хотя она этого и не умела, но пыталась спасти Веру. “– Вера, послушай, – быстро заговорила Алка, – я знаю, как тебе помочь, просто поверь мне. Я не могу тебе ничего рассказать, потому что если я расскажу, то не сработает, я и так уже слишком много сказала”. Алка.

  1. Собственное отношение к персонажу и её проблемам:

Я понимаю Алку и её сложные проблемы. В наше время на подростков оказывают большое давление окружающие из-за того, какие они есть. Многие родители запрещают детям проводить время с друзьями, ссылаясь на то, что нужно учиться и готовиться к экзаменам. Другие же запрещают детям как-либо само выражаться, что приводит к проблемам в общении с ними. Также в мире существует множество ориентаций и ни одна из них не является плохой, потому что каждый человек заслуживает счастья. Я отношусь к этому нейтрально. В подростковом возрасте очень важно взаимопонимание со стороны родителей и окружающих людей и когда подростки этого не получают, появляются некие “загоны”. Многие люди подвергаются буллингу со стороны других за разные, порой абсурдные вещи, и пытаются “подогнать” себя под стандарты общества. Я хочу сказать, что людям необязательно “загоняться”, меняться и тем более лишать себя жизни, чтобы угодить другим. То есть каждый из нас имеет право выбора в какой-либо жизненной ситуации. Каждый человек уникален, и каждый заслуживает понимания и уважения.

Заключение:

Цель исследовательской работы достигнута. На примере поступков героев можно сделать вывод, что всегда можно найти выход из сложившейся ситуации.

Задачи, поставленные в работе – выполнены. Мною собраны материалы об авторах книги. Я прочитала данную книгу, проанализировала её содержание и доказала, что право выбора есть всегда. Сделана презентация, будет выпущен буклет.

Список литературы:

Жвалевский А.В., Пастернак Е.Б. «Пока я на краю»., Издательство «Время», 2017. с 256.

Интернет ресурсы:

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BA,_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Приложения

Приложение 1

Авторы повести

Приложение 2

Обложка книги

Просмотров работы: 11