Явление инерции и безопасность пешеходов

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Явление инерции и безопасность пешеходов

Ахметгалиев А.Н. 1
1МАОУ "Гимназия"
Зверева Т.В. 1
1МАОУ "Гимназия"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Ежедневно любой человек, выходя из дома, становится участником дорожного движения: кто-то – в качестве водителя или пассажира, а кто-то – в качестве пешехода.  Мы живем в мире движения и скоростей, и эти  огромные скорости все чаще становятся  для  людей смертельно опасными. В процессе движения случаются аварии и многие люди считают, что аварии и ДТП  происходят по вине водителей.  Но, во многих случаях виноваты пешеходы. Одни забыли, а другие, просто не знают законов физики…. Для остановки любого транспортного средства необходимо время. Может  ли водитель мгновенно остановить свой автомобиль? Конечно же – нет! Одной из основных причин возникновения ДТП является инертность тел. Инерция присуща абсолютно всем телам.

Рядом с центральным входом в нашу гимназию проходит дорога, а по другую ее сторону стадион, где проходят уроки физкультуры, поэтому утром, в обед и вечером центральный вход становится «ареной» опасности: машины-дети, дети-машины.

Я решил узнать об этом физическом процессе на практике. Двойки, полученные на уроке, можно исправить, а вот двойки за незнание физических факторов, влияющих на тормозной путь транспорта, могут привести к роковым ошибкам на дороге, исправить которые будет нельзя, поэтому проведение моего исследования актуально

Объект исследования: тормозной путь транспортного средства

Предмет исследования: влияниефизических параметров на тормозной путь транспортного средства

Цель: исследоватьзависимость тормозного пути от ряда факторов (начальной скорости, дорожного покрытия, погодных условий, технических особенностей автомобиля) и показать неразрывную связь знания законов физики и безопасности пешеходов.

Задачи:

  1. Собрать и обобщить статистические данные по дорожно-транспортным происшествиям с участием пешеходов;

  2. Изучить теорию движения тела по инерции;

  3. На практике определить зависимость длины тормозного пути от скорости движения, состояния дорожного покрытия, погодных условий;

  4. Выявить закономерности и сформулировать рекомендации по профилактике.

Гипотеза: 1. Чем выше скорость транспортного средства, тем длиннее его тормозной путь, условия окружающей среды влияют на тормозной путь автомобиля.

Гипотеза: 2. Если пешеходы будут знать и помнить законы физики, то ДТП с участием пешеходов станет меньше.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1 Статистика ДТП с участием пешеходов в Пермском крае

за 9 месяцев 2023 года.

Каждое третье ДТП с участием пешеходов в Пермском крае происходит по неосторожности пеших участников дорожного движения (около 35% от числа аварий с пешеходами). Согласно статистики, ДТП с пешеходами чаще происходят в населенных пунктах в светлое время суток. Самым часто нарушаемым Правилом дорожного движения является переход проезжей части вне пешеходного перехода в зоне его видимости и переход в неустановленном месте, далее идет нахождение на проезжей части без цели ее перехода, переход на красный сигнал светофора.

Вне населенного пункта самыми частыми нарушениями остаются переход проезжей части вблизи пешеходного перехода и ходьба вдоль дороги при удовлетворительном состоянии обочины в темное время суток.

Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения

за 9 месяцев 2023 года по Пермскому краю

 

1 квартал

2 квартал

3 квартал

Количество ДТП

погибло

Количество ДТП

погибло

Количество ДТП

погибло

ДТП всего

353

39

513

48

639

85

ДТП и пострадавшие пешеходы

133

7

142

9

153

18

ДТП и пострадавшие из-за нарушения ПДД пешеходами

46

4

41

5

53

13

Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения

за 9 месяцев 2023 года в Чернушинском районе.

 

1 квартал

2 квартал

3 квартал

Количество ДТП

погибло

Количество ДТП

погибло

Количество ДТП

погибло

ДТП всего

9

0

19

2

11

3

ДТП и пострадавшие пешеходы

3

0

3

1

3

0

ДТП и пострадавшие из-за нарушения ПДД пешеходами

1

0

2

1

0

0

1.2 Безопасность пешеходов

Все мы, ежедневно являемся участниками дорожного движения, выступая в качестве пешехода, пассажира или водителя. Быть пешеходом – это очень ответственно. Безопасность на дороге зависит не только от водителей, но и от пешеходов. И риски также присутствуют у обеих сторон. Потому что довольно часто виновными в ДТП являются именно пешеходы, переходящие улицу на красный свет или в неположенном месте. Некоторые даже банально забывают, что если переходишь дорогу, нужно смотреть по сторонам, потому что из-за поворота может неожиданно появиться машина. И тогда уже поздно будет смотреть в ее сторону.

Пешеходам важно помнить, что на нерегулируемых пешеходных переходах выходить на проезжую часть стоит лишь после того, как оценишь расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедишься, что переход будет для них безопасен.

Правилам дорожного движения нас учат еще с детства, но по невнимательности, оставаясь с дорогой «один на один», мы забываем об осторожности. А основным правилом, пожалуй, является осмотр дороги перед переходом на ее противоположную сторону. Это важное правило и,если бы его соблюдали все пешеходы, дорожно-транспортных происшествий было бы меньше. При неблагоприятных погодных условиях пешеходам нужно быть предельно внимательными! Если на улице дождь или туман – видимость водителя ухудшается в несколько раз. В таких условиях водителю трудно ехать. Расстояние, нужное для остановки автомобиля, на мокрой от дождя дороге увеличивается. Пешеход всегда должен помнить, что автомобиль не может остановиться мгновенно!

И вот здесь на помощь придут законы физики. Физика – это наука, но это не просто сухие законы и четкие формулы. Физика помогает нам ориентироваться в окружающем мире, физика должна сделать нашу жизнь безопасной. И, поэтому, физика должна стать нам союзником.

1.3 Инерция и инертность

Движение тел мы можем наблюдать повсюду вокруг нас: по небу плывут облака, качаются ветки деревьев, по улице едет машина и т.д. Когда мы говорим о движении тел, то всегда имеем в виду, что оно перемещается относительно других тел. Изменение с течением времени положения тела относительно других тел называется механическим движением. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией.

Инерция – от латинского инерциа – неподвижность, бездеятельность.

Следовательно, движение тела при отсутствии действия на него других тел называется движением по инерции. Если на тело не действуют другие тела, то оно находится в покое или движется с постоянной скоростью. [1]

Для любого человека привычно, что брошенный камень при отрыве от руки продолжает движение и летит самостоятельно, хотя сила руки на него уже не действует.Примерами инерции могут служить не только брошенные камни, но и любые другие предметы, движущиеся свободно и необязательно прямолинейно. Раскрученный маховик также вращается некоторое время по инерции, и на этой основе даже существуют игрушки с инерционным механизмом, которые могут довольно долго двигаться после запуска.

Явление инерции далеко не так очевидно, как кажется. Например, для легких тел, вроде пуха, инерция, казалось бы, отсутствует. Более того, со времен Аристотеля считалось, что для того, чтобы тело двигалось равномерно и прямолинейно, необходимо постоянное действие внешней силы.Лишь в эпоху Возрождения появилось сомнение в правоте античных философов. Г. Галилей сформулировал закон инерции, который звучит следующим образом: в отсутствие влияния других тел тело всегда сохраняет либо состояние покоя, либо прямолинейного и равномерного движения. Поэтому такое движение, которое совершается телом без влияния других тел называется «движением по инерции». В дальнейшем это утверждение было обобщено И. Ньютоном в его первом законе механики: если на тело не действуют силы или их действие скомпенсировано, то данное тело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения. 1-й закон Ньютона не имеет формулы, однако математически его можно описать следующим образом:

V=const∑F=0 ,

где V — скорость тела [м/с],

∑F — равнодействующая сила [Н].

Равнодействующая сила — векторная сумма всех сил, действующих на тело. При равномерном прямолинейном движении или в состоянии покоя равнодействующая сила равна нулю. [2]

Заблуждение античных философов базируется на том факте, что в реальном мире, как правило, невозможно создать условия, при которых тело не испытывало бы влияния других тел. Всегда существуют как минимум две силы, воздействующие на движущееся тело: сила тяжести и сила трения. И если влияние силы тяжести можно исключить, двигаясь перпендикулярно ее вектору, то силу трения исключить практически невозможно. Для больших скоростей и для тел большой поверхности (по сравнению с весом) существенное значение также приобретает сила сопротивления воздуха, поэтому формулы движения должны ее учитывать.

Инертность тел

При сравнении движения тел по инерции под действием сопротивления среды можно заметить, что это движение может быть различно, даже если сопротивление среды будет одинаковым.

Например, если взять металлический и пенопластовый шарики одинакового размера, то после броска металлический шарик пролетит значительно дальше пенопластового, хотя начальная скорость и размеры обоих шариков (а значит, и сила сопротивления) будут одинаковы. Различие в поведении шариков здесь объясняется тем, что они имеют различную инертность.

Чем меньше меняется скорость тела при взаимодействии, тем большую массу оно имеет. Такое тело называют более инертным. И наоборот, чем больше меняется скорость тела при взаимодействии, тем меньшую массу оно имеет. Такое тело менее инертно.

Это значит, что для всех тел характерно свойство по разному менять свою скорость при взаимодействии. Это свойство тела называют инертностью. Мерой инертности тел является специальная физическая величина — масса. [3]

Именно поэтому металлический шарик пролетит дальше пенопластового: его масса больше, следовательно, его инертность также больше, и одной и той же силе сопротивления требуется больше времени для того, чтобы остановить его.

Следовательно, инерция — это свойство всех тел, которое заключается в том, что они сохраняют свою скорость, если на них не действуют другие тела. [4]

1.4 Тормозной и остановочный путь

Тормозной путь и остановочный путь — ключевые понятия в области дорожной безопасности, которые часто используются в транспортных правилах и инструкциях для водителей. Эти термины описывают расстояние, которое проходит транспортное средство при торможении и остановке. Однако, несмотря на близкое смысловое значение, тормозной путь и остановочный путь имеют свои отличия.

Тормозной путь — это расстояние, которое машина продолжает движение после того, как водитель нажал на тормозную педаль. Оно зависит от таких факторов, как скорость автомобиля, состояние дороги, качество тормозной системы и реакция водителя. Чем выше скорость и хуже условия дороги, тем больше тормозной путь. Тормозной путь может быть сокращен благодаря правильной эксплуатации автомобиля и соблюдению правил дорожного движения.

Остановочный путь — это сумма тормозного пути и времени реакции водителя. Время реакции водителя — это промежуток времени, которое требуется водителю для того, чтобы заметить опасность на дороге и принять меры по ее предотвращению. Таким образом, остановочный путь включает в себя расстояние, проходимое автомобилем во время торможения и время реакции водителя. Важно отметить, что остановочный путь может быть значительно больше тормозного пути, так как время реакции водителя добавляется к расстоянию, пройденному автомобилем во время торможения.

Различие между тормозным путем и остановочным путем заключается в том, что тормозной путь — это расстояние, пройденное автомобилем только после активации тормозов, в то время как остановочный путь включает в себя все расстояние, необходимое для полной остановки автомобиля.

Факторы, влияющие на длину тормозного пути:

Длина тормозного пути зависит от нескольких факторов, которые следует учитывать при рассмотрении безопасного торможения. Вот некоторые из этих факторов:

  1. Скорость движения: Чем выше скорость, тем большая дистанция понадобится автомобилю для полной остановки. Поэтому важно соблюдать допустимые скоростные ограничения и приспосабливать скорость к условиям окружающей среды;

  2. Состояние дороги: Мокрая или скользкая дорога требует большего тормозного пути, так как ухудшает сцепление шин с дорожным покрытием;

  3. Состояние шин и тормозных систем: Изношенные шины или неисправности в тормозной системе могут увеличить длину тормозного пути. Регулярное обслуживание и проверка этих элементов способствуют безопасности на дорогах.

  4. Масса и груз автомобиля: Более тяжелый автомобиль требует большего тормозного пути для остановки, поэтому важно принимать во внимание вес автомобиля и его загрузку при определении разумной дистанции до следующей машины или препятствия.

  5. Реакция водителя: Время реакции водителя на появление препятствия или необходимость торможения также влияет на длину тормозного пути. Быстрая реакция и своевременное применение тормозов сокращают время и расстояние остановки. [5]

1.5 Антиблокировочная система – помощник или враг на скользкой дороге

В настоящее время практически все автомобили оборудованы антиблокировочной системой (ABS). Однако всегда следует иметь в виду, что, какая бы умная электроника не помогала автомобилю безопасно и своевременно останавливаться, зимой при определенных условиях она порой наоборот — способствует увеличению тормозного пути и об этом обязательно должны знать пешеходы.

Чтобы понять, почему это происходит, напомним принцип работы антиблокировочной системы (ABS — Antilock Braking System). Эта функция при торможении принудительно предотвращает ступор колес автомобиля. ABS сбрасывает давление в тормозной системе в прерывистом режиме, обеспечивая процесс блокировки-разблокировки колеса несколько раз в секунду. В обратном случае застопоренные колеса будут скользить по поверхности дороги, и тормозной путь значительно увеличится.

Эта система безупречно работает на ровном и сухом дорожном покрытии. Если речь идет, например, об экстренной остановке автомобиля даже в небольшом сугробе, то при застопоренных колесах на тормозном пути перед ними скапливается снежный клин, который активно препятствует движению машины вперед. В аналогичной ситуации при воздействии антиблокировочной системы, такой эффект отсутствует, и тормозной путь существенно увеличивается.

Кроме того, как показывает практика, не всегда адекватно ABS срабатывает на льду. Особенно, если на автомобиле установлена шипованная резина. Ведь при полной блокировке колес шипы сильнее врезаются в наледь, блокируя дальнейшее движение. Но даже и без них прерывисто прокручивающиеся колеса на льду наоборот увеличивают силу скольжения, препятствуя снижению скорости и увеличивая тормозной путь.

Поэтому при всей пользе антиблокировочной системы в обычных дорожных условиях, не стоит ее переоценивать зимой. Все-таки главное преимущество ABS заключается в том, что при экстренном торможении она дает водителю возможность для маневра, и в этом случае он не теряет над машиной контроль. В то время как при полностью застопоренных колесах, автомобиль становится неуправляемым.Часто на зимних дорогах у правого края полосы лежит укатанный снег, а левая часть уже протаяла до асфальта. Если начать здесь активно тормозить, то левое переднее колесо схватится за твердую шершавую поверхность, а вот правое обязательно заскользит на укатанном снегу. В итоге автомобиль получит разворачивающий момент и метнется влево, ближе к встречной полосе. Машина на полу обледенелой трассе рискует закрутиться волчком. И только от выдержки человека за рулем и от его водительских навыков зависит благополучный исход ситуации. Вот здесь и помогает ABS. Система «распускает возжи», снижает давление в гидравлике тормозов и позволяет колесам прокручиваться дальше, чтобы автомобиль не шел юзом и не крутился волчком, а направлял нос в безопасную сторону и мог объехать опасный участок. Поэтому главное назначение ABS вовсе не в сокращении тормозного пути, а в сохранении управляемости машины.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Исследование №1

Задача: Исследовать зависимость тормозного пути от скорости автомобиля на сыром асфальте при температуре наружного воздуха +10 С.

План исследования:

  1. Разогнать автомобиль до скорости 40, 50,60 км/ч;

  2. Резко затормозить возле определенной отметки и при помощи рулетки измерить длину тормозного пути;

  3. Полученные данные внести в таблицу №1.

  4. Построить диаграмму зависимости тормозного пути от скорости торможения машины и условий окружающей среды.

2.2 Исследование № 2

Задача: Исследовать зависимость тормозного пути от скорости автомобиля на накатанной заснеженной дороге при температуре наружного воздуха -220 С.

План исследования:

  1. Разогнать автомобиль до скорости 40, 50,60 км/ч;

  2. Резко затормозить возле определенной отметки и при помощи рулетки измерить длину тормозного пути;

  3. Полученные данные внести в таблицу №2.

  4. Построить диаграмму зависимости тормозного пути автомобиля от скорости  движения и условий окружающей среды

  5. Сравнить результаты исследования

2.3 Ход проведения исследований:

Исследование проводится на легковом автомобиле Opel Astra с механической коробкой передач. На автомобиле установлены колеса с зимней шипованной резиной. За рулем автомобиля мой дедушка Николай Геннадьевич. Для безопасного проведения исследования мы нашли подходящее место – это участок улицы Мира, где мало машин и есть место для разгона автомобиля, установили метку. Вместе с дедом на машине отъезжаем на некоторое расстояние и разгоняем автомобиль до скорости 40 км/ч, возле метки резко тормозим. При помощи рулетки замеряю длину тормозного пути, тоже самое повторяем при скорости 50 км/ч и 60 км/ч. (Приложение 1)

Таблица №1.Зависимость тормозного пути автомобиля от скорости движения на сыром асфальте:

Скорость движения автомобиля, км/ч

40

50

60

Длина тормозного пути, м

7,25

13,60

17,90

Таблица №2.Зависимость тормозного пути автомобиля от скорости движения на накатанной заснеженной дороге:

Скорость движения автомобиля, км/ч

40

50

60

Длина тормозного пути, м

12,91

20,40

32,54

Вывод: чем выше скорость автомобиля, тем длиннее его тормозной путь, в гололед тормозной путь автомобиля длиннее.

Зависимость тормозного пути автомобиля от скорости  движения и от условий окружающей среды приведены в диаграмме №1 (Приложение №2).

Проведенные исследования полностью подтверждают гипотезу: чем выше скорость транспортного средств, тем длиннее его тормозной путь. Условия окружающей среды влияют на тормозной путь.

2.4.Наблюдения за пешеходами

В моём исследовании два действующих объекта: автомобиль и пешеход. Следующим моим шагом стало наблюдение за пешеходами .

Задача: организовать наблюдения за поведением пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе по улице Юбилейная. Этот пешеходный переход считается опасным, тут и выезд с придомовой территории и круговое движение. Наблюдение проводилось в течение одного часа с 12:30 до 13:30 (обеденный перерыв). За это время, проезжую часть по пешеходному переходу преодолели 128 человек. Но, как? Во время перехода 37 человек пользовались смартфоном. Двигались по пешеходному переходу, не снимая с головы капюшон - 72 человека. И это были не только дети и подростки, но и взрослые, пожилые люди. Не взяли ребенка за руку, а продолжали везти на снегокате - 9 человек. Результаты моих наблюдений отражены в диаграмме №2 (Приложение 2).

Выводы: навыки безопасного поведения на дороге не соблюдаются в 92%.

  • Отсутствует навык переключения на дорогу. То есть, не сформировано умение различать границу, за которой начинается транспортная среда;

  • Нет навыка спокойного, уверенного поведения на дороге. Умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации и принимать правильные решения, не выражено в группе пешеходов, наблюдаемого объекта;

  • Забыт навык наблюдения. То есть, смотреть и видеть дорожную ситуацию, оценивать скорость и направление движения;

  • Не развит навык предвидения опасности. Умение видеть все предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья, а также предполагать возможные опасности, вычислять их.

Частоту таких нарушений я отметил в диаграмме № 2 (Приложение №2)

2.5 Профилактические м ероприятия

После наблюдения за пешеходами, среди которых было много детей разного возраста, я решил провести беседу в 3 «Б» классе начальной школы и 5 «Д» классе нашей гимназии по профилактике безопасности дорожного движения (Приложение №3). Я поделился с ребятами проблемами поведения пешеходов на дороге, познакомил их с понятием инерции. Рассказал, что такое тормозной и остановочный путь. Объяснил ребятам, зачем им нужны эти знания, и показал презентационные материалы своей практической части исследования с наглядной иллюстрацией поведения пешеходов на пешеходном переходе по улице Юбилейная в нашем городе Чернушка. Для закрепления полученных знаний я пришёл в эти классы ещё раз и провёл интерактивную викторину, которую подготовил в процессе работы над темой исследования. К сожалению, дети не смогли выбрать правильный ответ по всем вопросам, поэтому я сделал вывод, что занятия по обучению и профилактике дорожно-транспортных происшествий необходимо проводить в нашей гимназии регулярно.

В целях недопущения дорожно-транспортного травматизма среди детей-пешеходов, я инициировал акцию «Профилактический патруль», которая прошла 13 марта 2024 года у главного входа в нашу гимназию (Приложение №4). Акция проходила совместно с сотрудником Госавтоинспекции. В ходе этой акции мы контролировали соблюдения правил дорожного движения детьми и их родителями по пути следования к школе, а также еще раз напомнили детям, как надо переходить проезжую часть, чтобы не попасть под колеса автомобиля.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За последние несколько лет модель поведения участников дорожного движения сильно изменилась. Пешеходы залипают в телефоны, слушают музыку, надев наушники, и не смотрят по сторонам при переходе дороги, подвергая себя опасности. Люди ходят по улицам, надев на головы капюшон, и при переходе проезжей части не снимают его, что мешает полному обзору. И в этом случае велика вероятность не увидеть приближающийся автомобиль

Наконец,  многие пешеходы просто не осознают опасность беспечного перехода дороги. Пословица «пешеход всегда прав, но не всегда жив» уже не вызывает отклик у тех, кто считает, что автомобиль обязан мгновенно и без учета законов физики останавливаться просто на основании дорожного знака.

Вместе с дедом Николаем Геннадьевич мы исследовали, зависимость тормозного пути от скорости автомобиля на накатанной заснеженной дороге при температуре наружного воздуха -220 и зависимость тормозного пути от скорости автомобиля на сыром асфальте при температуре наружного воздуха +10 С.

На основании наглядного действия я ещё раз убедился, что тормозной путь зависит от таких факторов, как скорость автомобиля, состояние дороги, качество тормозной системы и реакции водителя. Чем выше скорость и хуже условия дороги, тем длиннее тормозной путь.

Вывод: тормозной путь может быть сокращен благодаря правильной эксплуатации автомобиля и соблюдению водителем Правил дорожного движения. Правила дорожного движения требуют от водителя соблюдения скоростного режима на дороге, особенно в зоне знака «Пешеходный переход».

На улицах нашего города я провёл наблюдения, которые подтверждают мою гипотезу, что пешеходов необходимо обучать безопасному передвижению через перекрёстки. Переходя дорогу даже по зебре и даже на зеленый сигнал, всегда надо смотреть по сторонам и обязательно убедиться, успевает ли автомобиль затормозить , а не бросаться под колеса только потому, что тебе горит зеленый и ты прав. Это одно из требований Правил дорожного движения. Таким образом, гипотеза: если пешеходы будут знать и помнить законы физики, то ДТП с участием пешеходов станет меньше, подтверждена.

В ходе проведения исследования я создал интерактивную викторину «Грамотный пешеход», которая проведена в «контрольных» классах и может быть использована во внеурочной деятельности для профилактических мер и закрепления знаний детей о правилах безопасности на дорогах. Викторина содержит задания для школьников разных возрастных групп. К викторине прилагаются «ключ»: вопросы с ответами, которые можно легко поменять на страницах игры (Приложение №5).

А для своих одноклассников, учащихся 7 класса, мною была сделана подборка советов - «Гайд для пешеходов-тинейджеров», которую я могу адресовать всем своим сверстникам (Q-коды в Приложении №6).

Вместе с сотрудником Госавтоинспекциии я инициировал акцию «Профилактический патруль», которая проводилась утром 13 марта 2024 года. Я помогал малышам-пешеходам преодолевать путь через дорогу к гимназии, ребятам- старшеклассникам давал советы гайда и беседовал с родителями, которые сопровождали детей, о мерах профилактики, помогая им осознавать, что физика присутствует в нашей жизни, потому что движение – это есть жизнь. Пусть же оно для нас всех будет безопасным!

Библиографический список

  1. Перышкин А.В. Физика – 7. – М.: «Просвещение».2015

  2. Иванов А.С., Проказа А.Т. Мир механики и техники: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.

  3. Электронный ресурс. https://skysmart.ru/articles/physics/zakony-nyutona

  4. Электронный ресурс. https://obrazovaka.ru/fizika/inerciya.html

  5. Электронный ресурс. https://tvojpitomec.ru/faq/cto-takoe-tormoznoi-put-i-ostanovocnyi-put

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение №1 Ход проведения исследования

Приложение №2 Диаграмма №1 Зависимость тормозного пути автомобиля от скорости  движения

Приложение №3 Наблюдение за пешеходами

Диаграмма №2. Наблюдение за пешеходами

Приложение №4 Занятие по профилактике безопасности дорожного движения в 3Б и 5Д классах МАОУ Гимназия

Приложение №5 Акция «Профилактический патруль»

Приложение №6 Тестовые задания для интерактивной викторины «Грамотный пешеход»

Тестовые задания для учащихся 1-4 класс с правильными ответами (правильный ответ выделен жирным шрифтом)

1. Пешеходам разрешено движение по проезжей части дороги в зоне действия дорожного знака «Жилая зона», если:

  • На улице светло;

  • Пешеход не создаёт не обоснованных помех транспортным средствам;

  • Всегда запрещается

2. Вне населенного пункта при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велосипедных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут идти по краю проезжей части:

  • По ходу движения транспортных средств

  • Навстречу движению транспортных средств

  • С любой стороны проезжей части дороги

3. Определить какое утверждение верно

  • Пешеходный переход называется регулируемым, если на нем имеется исправный светофор или регулировщик

  • Место для перехода проезжей части дороги на котором нанесена разметка «пешеходный переход», называется регулируемым пешеходным переходом

4. Определить какое утверждениеверно

  • Используя полосу для велосипедистов можно передвигаться велосипедах, самокатах, роликовых коньках, гироскутерах

  • Используя полосу для велосипедистов можно передвигаться на велосипедах и мопедах

5. Посмотрите на картинку, проанализируйте ситуацию и определите, как должен поступить пешеход. Выберите правильный ответ.

Ваня хочет перейти на другую сторону дороги. Помоги ему правильно пересечь проезжую часть дороги в данной ситуации?

  • Перейти проезжую часть дороги под прямым углом, не создавая помех транспортным средствам.

  • Перейти проезжую часть дороги по подземному пешеходному переходу.

  • Перейти проезжую часть дороги при условии отсутствия транспортных средств.

Тестовые задания для учащихся 5-6 класс с правильными ответами (правильный ответ выделен жирным шрифтом)

1. Определите, какое утверждение верно.

  • Знак «Пешеходная зона» определяет территорию, предназначенную для движения пешеходов. В зоне действия этого знака разрешено движение велосипедистам и водителям мопедов.

  • Пропустить вопрос

  • Знак «Пешеходная зона» определяет территорию, предназначенную для движения пешеходов. В зоне действия этого знака запрещено движение всем транспортным средствам.

2. Как пешеходы должны двигаться вне населенного пункта?

  • При движении вне населённого пункта пешеходы должны идти по ходу движения транспортных средств.

  • При движении вне населённого пункта пешеходы должны идти навстречу движения транспортных средств.

  • Вне населённого пункта движение для пешеходов запрещено.

3. Определите, какое утверждение верно.

  • Велосипедистам разрешено перевозить пассажиров, если это предусмотрено конструкцией транспортного средства.

  • Велосипедистам разрешено перевозить детей в возрасте до 7 лет без специально оборудованного места.

4. Представьте, что Вы едете на велосипеде по проезжей части дороги, на которой нанесена горизонтальная дорожная разметка. Что эта разметка обозначает?

  • Полоса для велосипедистов или мопедов

  • Велосипедная дорожка или полоса для велосипедистов.

5. Посмотрите на картинку, проанализируйте ситуацию. Выберите правильный ответ. Максим предложил Диме покататься на велосипеде. Дима, конечно, согласилась и стала пассажиром. Максиму уже 16 лет, а Диме всего 10, определите, может ли Максим перевозить пассажира на своём велосипеде в данной ситуации?

  • Максим может перевозить пассажира на своём велосипеде, при наличии стажа вождения не менее 2 лет.

  • Максиму запрещено перевозить пассажира на своём велосипеде.

  • Максим может перевозить пассажира на своём велосипеде, если будет ехать по правому краю проезжей части.

Приложение №7 Q – коды

Интерактивная викторина «Грамотный пешеход»

Гайд для пешеходов-тинейджеров

Просмотров работы: 122