1.Аннотация.
Проект включает в себя вопросы связанные непосредственно с экологическими проблемами нашей Республики и своего села Куганакбаш. Он носит комплексный характер - включает в себя исследовательскую и творческую, познавательную и практическую деятельность. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.
Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов - экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей - или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели - повышения экологической безопасности - необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса. Значимость данного проекта заключается в том, что, несмотря на высокий уровень жизни в нашем регионе, многие вопросы, которые связаны с экологией, остаются неразрешенными. Забота об экологии начинается не с борьбы с глобальным потеплением, а начинается с заботы о собственном дворе.
Поставив перед собой цель, я провёл экологический опрос в школе.
И вот какие результаты получились:
Участвовали обучающиеся 7-9 классов - 34 человек
1 вопрос
- Вы когда-нибудь бросали мусор на улице?
- Да – 20 чел.
- Нет- 14чел.
2 вопрос
Что нужно сделать, чтобы в нашей селе было чисто?
Ø Убирать мусор – 16 человек
Ø Поставить больше контейнеров для мусора – 10 человек
Ø Чаще вывозить мусор – 6 человек
Ø Проводить экологические марафоны – 5 человек
Ø Не мусорить – 34человека
Ø Устраивать субботники – 20 человек
Ø Позорить тех, кто мусорит – 2 человека.
Затем вычислил наиболее засоренные места. Вот какие вышли показатели:
Места наиболее замусоренные:
улицы – 47%
возле жилых домов – 20%
возле магазина – 2%
школьные территории – 2%
Вот поэтому и возникла необходимость выявить проблему загрязнения нашего села в том числе и нашей Республики.
2.ВВЕДЕНИЕ.
Цель:
изучить проблему загрязнения окружающей среды от тепловых двигателей.
Задачи:
-собрать и проанализировать информацию об источниках загрязнения окружающей среды(тепловые двигатели);
-создать презентацию;
- выступить перед одноклассниками с проектом, с целью помочь им понять последствия неправильного поведения в окружающей среде и привлечь к посильному участию в решении экологических проблем;
- проводить эксперименты и экологический опрос;
- пропаганда идеи, что охрана окружающей среды должна стать потребностью каждого человека.
Гипотеза: Экологические проблемы стали перед человечеством в середине 20 века, когда начался технический прогресс, с тех пор экологическая ситуация усугубляется, а решение проблем так и не найдено.
Актуальность: Сегодня всех беспокоит экология окружающей среды. Во многом виноват человек, то есть- мы сами. Не думаем о том, что будет с нами через несколько десятков лет. Вынося из дома мусор, мало кто задумывается, что происходит с ним дальше. Люди считают, что избавиться от мусора можно, если его закопать или сжечь, но вредные вещества попадают в почву, в реки и пруды, отравляя воду, которую мы пьём, а при сжигании - воздух, которым дышим. Проблема уничтожения отходов останется, если её не решать. Уже сегодня она грозит новыми экологическими бедами.
3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
В наши дни вопрос экологии стоит очень остро. Основным и самым мощным источником загрязнения села является выбросы в атмосферу от автотранспорта (тепловые двигатели), используемые в различных сферах нашей жизни. Детали от машин, брошенные на почве, сельскохозяйственная техника, находящаяся под открытым небом, и просто лежащая, где попало – всё это подвергается коррозии, в результате чего железо и другие металлы попадают в почву и накапливаются соединения мышьяка, ртути, меди и др.
Вторым источником загрязнения являются промышленные и бытовые отходы по количеству вредности представляющую значительную опасность для населения.
В своей работе я описываю тепловые двигатели и рассказываю о влиянии продуктов сгорания топлива на климат, на окружающую среду и на здоровье человека во всем мире и конкретно в нашем селе (Куганакбаш). Излагаю пути решения экологических проблем, связанных с продуктами сгорания и топлива. В проекте рассматриваются экологические проблемы атмосферы Земли, факторы влияющие на её загрязнения и способы уменьшения в настоящее время. Анализируется состояние воздуха в селе Куганакбаш в течение последних 50 лет (со слов очевидцев).
Запасы внутренней энергии в земной коре и океанах можно считать практически неограниченными. Но располагать запасами энергии ещё недостаточно. Необходимо уметь за счёт энергии приводить в движение станки на фабриках и заводах, средства транспорта, тракторы и другие машины, вращать роторы генераторов электрического тока и т.д. Человечеству нужны двигатели- устройства, способные совершать работу.
Большая часть двигателей на Земле – это тепловые двигатели т.е. устройства широко
превращающие внутреннюю энергию топлива в механическую. Тепловые машины широко используют в народном хозяйстве.
Тепловой двигатель — это машина, которая преобразует тепловую энергию в механическую работу. Примерами таких двигателей являются бензиновые и дизельные двигатели. Основным принципом их работы является сгорание топлива, что вызывает выделение тепла и, следовательно, расширение газа, которое и приводит к движению поршня или турбины.
Рассмотрим некоторые виды тепловых машин.
1) ВИДЫ ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Внутреннего сгорания Внешнего сгорания
-ДВС
(Карбюраторные, дизельные ) - Паровая машина
- Реактивный - Паровая, газовая турбина
ИСТОРИЯ
Первый карбюраторный двигатель: кто его создал?
Карбюраторный двигатель — это один из типов поршневых двигателей внутреннего сгорания с внешним смесеобразованием и автономным зажиганием.
Сегодня карбюраторные двигатели постепенно уходят в прошлое, однако именно они перевернули отрасль двигателестроения. Кто их придумал. Вот как складывалась история его изобретения.
Многие ученые и инженеры внесли свой вклад в разработку двигателей внутреннего сгорания. В 1791 году Джон Барбер изобрел газовую турбину. В 1794 году Томас Мид запатентовал созданный Джоном Барбером газовый двигатель. В том же 1794 году Роберт Стрит запатентовал двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе и построил рабочий прототип. В 1807 году французский инженер Нисефор Ньепс запустил экспериментальный твердотопливный двигатель внутреннего сгорания. В 1807 году французский изобретатель Франсуа Исаак де Риваз построил первый поршневой двигатель, называемый часто двигателем Риваза.
В 1838 году Уильяму Бартнеру (William Bartner) был выдан патент на карбюратор для двигателя внутреннего сгорания. Не прекращались поиски нового горючего для двигателя внутреннего сгорания. Некоторые изобретатели пытались применить в качестве газа пары жидкого топлива. Ещё в 1872 году американец Брайтон пытался использовать в этом качестве керосин. Однако керосин плохо испарялся, он перешёл к более лёгкому нефтепродукту — бензину.
В 1876 году Николаус Август Отто построил более совершенный четырёхтактный газовый двигатель внутреннего сгорания.
Самое существенное из его изобретений было сделано в 1877 году, когда он получил патент на новый двигатель с четырёхтактным циклом. Этот цикл по сей день лежит в основе работы большинства газовых и бензиновых двигателей. В следующем году новые двигатели уже были запущены в производство.
Однако, наиболее известным и признанным изобретателем карбюраторного двигателя является французский инженер Этьен Ленуар.
В 1884 году он создал первый прототип карбюраторного двигателя, который использовался для привода механизмов в текстильной промышленности. Это изобретение стало основой для создания современных карбюраторных двигателей.
В 1885 году немецкие инженеры Готтлиб Даймер и Вильгельм Майбах разработали лёгкий бензиновый карбюраторный двигатель. Они использовали его для создания первого мотоцикла в 1885, а в 1886 году — на первом автомобиле.
С течением времени такие двигатели стали широко использоваться в различных отраслях, включая автомобильную промышленность, транспорт и бытовую технику. Они обеспечивали высокую производительность и могли работать на различных типах топлива.
Несмотря на то, что самые первые двигатели внутреннего сгорания были изобретены и сконструированы более 180 лет тому назад, все-равно у современных автомобильных моторов по-прежнему чрезвычайно много общего с теми первыми силовыми агрегатами, которые по своему принципу действия напоминают гражданам на планете малые миниатюрные электростанции.
Сегодня тепловые двигатели стали неотъемлемой частью различных отраслей и продолжают использоваться в некоторых областях и в народном хозяйстве.
Однако, с развитием технологий эти двигатели стали уступать место более современным и эффективным системам впрыска топлива.
Карбюраторные отличаются от дизельных двигателей : по роду используемого топлива.
Карбюраторные двигатели - бензиновые, а дизельные - потребляют только солярку.
Дизель на 15-20% экономичнее, чем карбюраторных.
Исследование учёных показали, что выбросы от дизельных двигателей по составу менее вредны, чем от их бензиновых аналогов.
В числе минусов дизеля - в холодные российские зимы солярка загустевает, нужен подогрев.
3) ВЛИЯНИЕ ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.
Атмосфера принимает на себя первый удар. Тепловые машины ежегодно выбрасывают в окружающую среду около 60 млн. тонн оксидов серы и примерно 200 млн. тонн сажи. Количество окисей азота, соединений свинца, углеводородов также исчисляется миллионами тонн.
Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего 15% топлива расходуется в движение автомобиля, а 85% «летит на ветер», ещё один грузовой автомобиль средней грузоподъёмности выделяет 2,5- 3 кг свинца в год.
В мире эксплуатируется около 1 млрд. автомобилей, на них приходится более половины ядовитых веществ, которые выбрасываются в атмосферу.
В 2018 году в атмосферу было выброшено 33,9 млрд. тонн углекислого газа, что на 2% больше, чем годом ранее. Он считается одной из главных причин парникового эффекта и изменения климата.
При сгорании топлива выделяются газы, в том числе углекислый газ (CO2), который является основным виновником парникового эффекта. Парниковые газы создают «покрывало» вокруг Земли, препятствуя выходу тепла из атмосферы. Это приводит к глобальному потеплению и изменениям климата, вызывая такие последствия, как повышение уровня морей, частые и сильные экстремальные погодные явления. Основные виды загрязнений классифицируют сами источники загрязнения окружающей среды:
биологическое; химическое; физическое; механическое.
При сгорании топлива в тепловых двигателях в атмосферу ежегодно поступают:
- сернистые соединения (200 млн.тонн);
- оксид углерода (400млн.тонн);
- хлор,фтор
- пыль,сажа (250 млн.тонн).
- аэрозоли
Выбросы содержат такие металлы, как свинец, ртуть, ванадий, никель, а также радиоактивные элементы.
Так, в год выбрасывается порядка 800 кг угарного газа, 180-200 килограммов углеродов и примерно 35-40 кг оксидов азота. Также в атмосферу выделяются и канцерогенные соединения: порядка пяти тысяч тонн свинца, около полутора тонн бензапилена, свыше 27 тонн бензола и более 17 тысяч тонн формальдегида. А общее количество всех вредных и опасных веществ, выделяемых в процессе эксплуатации автомобильного транспорта, составляет около 20 миллионов тонн. И такие цифры огромные и пугающие.
Всего в состав отработанных газов, выделяемых автомобильным транспортом, входит свыше 200 различных компонентов и соединений, и подавляющее их большинство обладает токсичными свойствами. А некоторые вещества образуются в результате эксплуатации машин и их взаимодействия с окружающими поверхностями, например, из-за трения резины об асфальт.
Нельзя недооценивать и вред различных автомобильных деталей, утилизации которых не уделяется должного внимания. В итоге образуются стихийные свалки с миллионами запчастей транспорта, изготовленных из резины и металлов, которые также выделяют опасные пары в атмосферу.
Тепловое загрязнение окружающей среды содержит в себе тяжелые металлы, свинец, оксид углерода и азота. Они наносят большой вред природе, всем живым организмам, в том числе происходит негативное влияние на человека.
Заболевания, вызванные загрязнением окружающей среды:
- бронхит - бронхиальная астма
- пневмония - сердечная недостаточность
- инсульт - язва желудка
Экологический баланс нарушается, рыбы и животные погибают, а позже и совсем исчезают из-за токсичности отходов.
Проведенные исследования в разных областях приводят к выводу, что мы уже сталкиваемся с глобальными изменениями климата и внешней среды под воздействием деятельности человека. Растущее число машин каждый год приводит к большому выбросу углекислого газа в атмосферу, что, в свою очередь, ведет к осушению земли, обильным осадкам и уменьшению количества кислорода в воздухе. Мы вынуждены привозить воду и даже покупать консервированный воздух, поскольку производство испортило окружающую среду. Многие люди уже осознали опасность и весьма чутко реагируют на негативные изменения в природе и основные экологические проблемы.
Более конкретно--- из отчета Минэкологии республики следует:
самыми загрязненными городами в Башкирии являются Салават, Стерлитамак, Уфа, специалисты изучили данные с 2019 по 2023 год. Произведены расчеты выбросов на один гектар и одного жителя.
Салават с показателем более 5,6 тысячи тонн выбросов на гектар, а в Стерлитамаке – более 4,6 тысячи тонн. Так же в Салавате, 72% выбросов от стационарных источников в котором обеспечивает «Газпром Нефтехим Салават», в городе проживают 151,6 тыс. человек. Объем промышленных выбросов за год в городе регистрировались разовые превышения предельно допустимых концентраций по сероводороду до 2,1, по этилбензолу — до 8,5.
В Стерлитамаке объем промышленных выбросов составил 48,15 тыс. т, или 0,17 т. на душу населения (в городе проживают 278 тыс. человек). 79% обеспечивают Башкирская содовая компания и «Синтез-каучук».
По объему выбросов от промпредприятий так же лидером остается Уфа, где он в 2019 году составил 175,6 тыс. т, общий объем выбросов, включая транспорт, — 214 тыс. т. 71% загрязнения обеспечивают предприятия нефтепереработки , 22% — автомобильный транспорт.В двух городах Башкирии по итогам апреля 2023 года зафиксировали повышенный уровень загрязнения воздуха.
По уровню загрязнения воздуха в промышленных городах республики, в прошлом месяце в Уфе выявили 16 случаев превышения ПДК (Предельно допустимая концентрация — это утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив.) вредных веществ. Так, 11 раз было превышено содержание пыли в воздухе (до 1,4 ПДК).
Также повышался предельный уровень содержания оксида углерода, сероводорода, хлорида водорода, изопропилбензола.
В Салавате в апреле было зафиксировано 15 случаев превышения предельно допустимых концентраций по семи показателям: толуолу, этилбензолу, изопропилбензолу, ксилолам, пыли, аммиаку, формальдегиду.
В Стерлитамаке и Благовещенске уровень загрязнения воздуха оценили как низкий. В этих городах в апреле по одному разу было превышено содержание пыли в воздухе.
4.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Мне бы хотелось обратить ваше внимание на проблему, связанную с продуктами сгорания топлива в нашем селе (Куганакбаш).
Я оценил загрязненность снега. В чистые стеклянные банки набрал снег возле дороги, котельной и на поляне.
Занёс в комнату банки и дождался, когда растает снег. Поставил банки рядом с банкой, в которой была налита вода из водопроводного крана. Сравнил прозрачность и чистоту во всех банках. Вода грязнее всего была в той банке, в которой был снег, взятый у дороги.
Затем профильтровал воду из банок, в которой находился снег ,воду через фильтровальную бумагу. После того как бумаги высохла, я внимательно рассмотрел её и увидел на них частички продуктов сгорания топливо и грязи.
2) Затем я решил оценить загрязненность окружающего воздуха. Содержание в воздухе твердых частиц ( пыли, дыма и т.д.)можно определить с помощью пылесоса. Взял новый бумажный одноразовый пылесборник, на его дно положил влажное полотенце, после включил пылесос. Через 30-35 минут выключил его, вынул полотенце, высушил и сравнил его с чистым полотенцем. Полотенце стало серого цвета.
Следовательно, уровень загрязнения воздуха, снега( почвы) в нашем селе очень высок.
Самый чистый воздух, конечно же, за деревней, вдали от автотрасс. Воздух прозрачен, не содержит в себе никаких посторонних примесей и запахов.
В центре села и вблизи автотрасс воздух пропитан слабым запахом посторонних примесей. У некоторых людей такой воздух взывает кашель, либо вступают слёзы. Эти примеси появляются благодаря автотранспорту, а точнее выхлопным газам, так как автомобилей в нашей селе сравнительно много, хоть наше село и не большое.
Такой воздух считать чистым уже нельзя.
3)Так же я провёл беседу- интервью, для сравнения чистоты атмосферы в течение 65-ти лет. Опросил три поколения, включая самых старших и самых младших жителей.
Вот что рассказало первое поколение ( наши бабушки и дедушки):
В 1958 годы жители села могли использовать дождевую воду для бытовых нужд, например для полива цветов, для стирки и мытья в бане. Вода была очень мягкая и чистая.
В 1970 годы дома топились дровами и углём. При этом снег был покрыт чёрным порошком. Это были кусочки сажи, вылетавшие из труб. Что касается воздуха, то наше село считался абсолютно экологически чистой. У нас было множество лесных посадок , в том числе сосновых. Воздух над селом был пропитан запахом заливных лугов.
Автотранспорта в то время практически не было («Москвич» -2; "Запорожец" и "Жигули"), ездили в основном на мотоциклах и велосипедах. Следовательно, загрязнение окружающей среды, в том числе и атмосферы, выхлопными газами было незначительно.
Второе поколение (это наши мамы и папы) нам поведали:
В 1988 годы дома перешли на газовое топливо. Это было очень хорошо для окружающей среды, так как не было того сильного загрязнения сажей.
Чистота воздуха заметно ухудшилась, так как в селе стал появляться автомобили («Жигули -ВАЗ 2106,ВАЗ 2107,ВАЗ 2109 ит.д.) и рейсовые автобусы.
Третье поколение (я и мои ровесники) утверждаем следующее:
В настоящее время использование дождевой воды для бытовых нужд, особенно для стирки и мытья, не возможно, потому что она стала очень жёсткой и просто грязной.
Автотранспорта очень много, через дом у каждого ( Mercedes-Benz, Audi, Honda, Chevrolet, Ford,Toyota, Haval и т.д.); из-за него очень сильно загрязняется окружающая среда, например, сейчас ни в коем случае нельзя собирать ,а тем более есть грибы, которые растут вблизи автотрасс с, так как они впитывают тяжёлые металлы, которые выбрасываются в воздух вместе с выхлопными газами. Употребление в пищу таких грибов может очень негативно сказаться на здоровье человека.
Как следует из утвержденной правительством Башкортостана в июне 2019 года программы по борьбе с онкологическими заболеваниями, с 2008 по 2020 год
количество впервые выявленных больных выросло на 21%. Самая высокая заболеваемость в сельской местности была отмечена в Стерлибашевском районе 501,6 случаев на 100 тысяч населения. В Салавате этот показатель - 410,6 на 100 тысяч человек.
5. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Охрана окружающей среды является одной из главных приоритетов в Башкортостане. В последние годы регион принял ряд активных мер по борьбе с загрязнением воздуха, что привело к значительным улучшениям в качестве атмосферного воздуха в республике.
Важным аспектом охраны воздуха в Башкортостане является управление отходами. Республика активно модернизирует свою систему утилизации отходов, вводит современные методы раздельного сбора и переработки мусора. Также в Башкирии проводятся масштабные кампании по пропаганде экологической осознанности среди населения.
В результате этих усилий, воздух в Башкортостане стал значительно чище, уровень выбросов загрязняющих веществ уменьшился, а состояние природы заметно улучшилось.
-Строгие нормативы обеспечивают высокое качество воздуха в Башкортостане.
-Контроль выбросов проводится систематически государственными органами.
-Нарушители подвергаются строгим мерам ответственности.
-Предприятия обязаны устанавливать современные системы очистки выбросов.
-Сотрудничество с научными учреждениями помогает постоянно совершенствовать нормативы и контрольные мероприятия.
1) ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Переход на электротранспорт: автомобили на электротяге не выделяют вредных веществ в атмосферу.
Повышение эффективности двигателей: создание двигателей, которые потребляют меньше топлива и менее загрязняют окружающую среду.
Ресайклинг: повторное использование материалов снижает потребность в новом сырье и уменьшает объем отходов.
Посадка деревьев: деревья абсорбируют углекислый газ, помогая бороться с парниковым эффектом. Например, каждый год у нас в районе (в деревнях и селах) проводят акции:
«Зелёная Башкирия» в Стерлибашевском районе.
В муниципалитете в честь героев Великой Отечественной войны на пяти гектарах высажено 20 тысяч сеянцев хвойных деревьев.
защиты окружающей среды необходим комплексный подход, сочетающий применение альтернативных источников энергии, улучшение технологий и изменение образа жизни людей. Только так можно будет обеспечить здоровое будущее для следующих поколений.
2) АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ.
Учитывая экологический ущерб от тепловых двигателей, мировое сообщество активно ищет альтернативные источники энергии. К таким источникам относятся:
1.Солнечная энергия: солнечные панели преобразуют солнечный свет в электричество.
27 октября 2020 году в летописи Стерлибашевского района произошло знаковое событие - открытие солнечной электростанции - самой крупной и мощной в Башкортостане - 25 МВт. Произошло оно в рамках официального открытия Российского энергетического форума и 26-й специализированной выставки "Энергетика Урала", которые состоялись в Уфе на ВДНХ-ЭКСПО.
2.Ветровая энергия: ветряные турбины используют силу ветра для генерации электричества.
3.Гидроэнергия: водные турбины используют энергию текущей воды для получения электроэнергии.
4.Биотопливо производится из органических материалов и может служить заменой нефти и газу.
.
VI.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проблем много - есть проблемы глобальные, есть проблемы локальные. Можем ли мы что- то сделать? Ведь мы не директора заводов, не конструкторы двигателей, не политики.
Я верю, что наше поколение сможет внедрить новые технологии - безотходные, не загрязняющие воздух, почву, природные воды. Я надеюсь , что мы сможем «приручить» солнце, ветер, волны, приливы и тепло Земли, сделать эти источники энергии традиционными.
Не будем ждать до завтра! Подумаем, что мы можем сделать сейчас, каждый из нас. Нужно экономить бумагу - для её изготовления рубят деревья. Нужно экономить электроэнергию. Будем беречь зелёные насаждения и газоны. Будем посадить новые растения и деревья.
Право человека знать, чем он дышит следовательно, есть право и на здоровье, а значит, есть гражданская обязанность бороться за чистоту атмосферы. Человек ответствен за те знания, которые получает.
Береги свою планету!
Есть одна планета- сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Здесь в траве живет беспечно
Стрекотун - певун кузнечик
Юный Ветер, хулиган,
Щекочет старый океан,
Грациозные дельфины
Вальс танцует и поют,
В общем счастливо живут.
Здесь лишь утро золотое,
Воздух нежно – голубой,
Дышится легко и вволю.
Забываем мы порой.
Воздух дан в аренду нам,
Он один на всех землян.
Чтобы жизнь торжествовала
Охранять нам воздух надо.
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету!
VI. ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ.
1.https://cleanbin.ru/problems/heat-machines
2. «Охрана окружающей среды»А.С.Степановских(Москва,2000г.)
3.https://ecoportal.info/ekologicheskie-problemy-teplovyx-mashin/
4.https://fb.ru/article/173901/ekologicheskaya-problema-ispolzovaniya-teplovyih-mashin-metodyi-resheniya
5.https://ru.wikipedia.org/wiki/Тепловое_загрязнение
6.https://econsk.ru/eko-problemy/ekologicheskie-ispolzovaniya-teplovyh- dvigatelej.html
9.«Стерлибашевские родники» Районная газета.
10. «Экология и экологическая безопасность» Ю.Л. Хотунцев (Москва,2002г.)
7. https://ekdel.ru/problemy/ekologicheskie-teplovyh-dvigatelej.html
8. https://getaimm.ru/oxrana-vozduxa-v-baskirii-mery-i-dostizeniya