Стенд для демонстрации законов электрического тока

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Стенд для демонстрации законов электрического тока

Новокшонов С.И. 1Зазоркин А.М. 1
1МОБУ СОШ с.Самарское
Чекменева Н.В. 1
1МОБУ СОШ с.Самарское
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Обоснование актуальности: актуальность моей работы заключается в том, что демонстрационных приборов по теме электрический ток в нашей школе имеется в небольшом количестве, многие из которых вышли из строя. Поэтому для объяснения данной темы необходимо сделать данной стенд, для более наглядного и доступного объяснения этой темы.

Цель работы: сделать стенд, с помощью которого на занятиях, демонстрировать основные понятия, свойства и законы электрического тока в электрической цепи.

Задачи: 1. Изучить научную литературу по данной работе;

2. Составить схему для изготовления прибора;

3. Собрать и приготовить необходимые приборы для изготовления демонстрационной установки;

4) Провести исследования и расчеты основных физических величин, свойств и законов электрического тока в цепи.

Гипотеза: Мы предполагаем, что изготовленный стенд даст более наглядное изучение электрического тока на участках цепи.

База эксперимента:

1. Планшет;

2. Соединительные провода;

3. Лампочки на 36 В.;

4. Включатель;

5. Электросчетчик на 36 В;

6. Предохранитель;

7. Реостат:

8. Трансформатор.

Методология и методы исследования:

1.Изучить научную литературу;

2.Изготовление прибора;

3.Проведение экспериментов в электрических проводниках;

4.Сделать выводы по экспериментальным данным;

5.Использовать полученные значения в повседневной жизни.

1.Последовательное соединение проводников

Последовательным считают такое соединение проводников, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго - с началом третьего и т.д.

Схема последовательного соединения проводников.

Ток, протекающий через все резисторы при последовательном соединении резисторов один и тот же.

Iобщ = I1 = I2 = I3, то есть общее значение силы тока равно значению силы тока на первом резисторе, равно значению силы тока на втором и т.д.

При последовательном соединении резисторов общее напряжение на всём соединении равно сумме напряжений на каждом резисторе.

Иобщ = И1 + И2 + И3;

Исходя из закона Ома для участка цепи (I = И / R) общее сопротивление вычисляется по формуле:

Rобщ=R1 + R2 + R3

Общее сопротивление при последовательном соединении резисторов будет равно сумме сопротивлений каждого из резисторов.

Основной недостаток: при выходе из строя одного из элементов соединения проводников отключаются и остальные.

Применение: ёлочная гирлянда.

2.Параллельное соединение проводников

Параллельным называется такое соединение проводников, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а их концы - к другой.

Схема параллельного соединения проводников.

При параллельном соединении резисторов сила тока равна сумме сил токов в разветвлениях.

Iобщ = I1 + I2 + I3

Напряжение на концах всего разветвления равно напряжению на его отдельных ветвях.

Иобщ = И1 = И2 = И3

Общее сопротивление для участка цепи:

R2R3 + R1R3 + R1R2

То есть, величина, обратная общему сопротивлению равно сумме величин, обратных R1; R2; R3

Применение: используется при соединении потребителей в жилых помещениях.

3.Электросчетчик

По измеряемым величинам электросчетчики разделяют на однофазные (измерение переменного тока 36 В, 50 Гц, 220В, 50Гц) и трехфазные (380В, 50Гц). По конструкции: индукционным (электромеханическим электросчетчиком) называется электросчетчик, в котором магнитное поле неподвижных токопроводящих катушек влияет на подвижный элемент из проводящего материала. Подвижный элемент представляет собой диск, по которому протекают токи, индуцированные магнитным полем катушек. Количество потребленной электроэнергии, в этом случае, прямо пропорционально числу оборотов диска.

4. Реостат

Реоста́т — электрический аппарат, изобретённый Иоганном Христианом Поггендорфом, служащий для регулировки силы тока и напряжения в электрической цепи путём получения требуемой величины сопротивления. На сегодняшний день реостат применяется в промышленной сфере, в автомобилестроении, в современной электронной технике. Он широко применим в радиотехнике и различных типах электродвигателей. Выход из строя реостата способен вывести из строя всю систему электросети

5.Трансформатор

Трансформаторы — это устройства предназначенные для преобразования электроэнергии. Их основная задача — изменение значения переменного напряжения. Трансформаторы используются как в виде самостоятельных приборов, так и в качестве составных элементов других электротехнических устройств.

6.Устройство стенда

Для работы нам необходимо: электросчетчик, предохранитель, 4 лампочки 36 В на, двойной включатель, шнур с вилкой, источник питание на 36 В переменного тока, соединительные провода, патроны, шурупы для крепления приборов.

7. Ход выполнения работы 1. Отмечаем карандашом на стенде положение приборов. 2. Проделываем отверстие для проводов. 3. Шурупом закручиваем приборы к стенду. 4. Производим соединение приборов проводами. 5. Закручиваем лампочки в патроны. 6.Включаем изготовленный стенд к источнику питания на 36 В. Через трансформатор от 220 В.

8. Темы экспериментальных, лабораторных работ, наблюдений и проведенных опыты
1. Демонстрация схемы параллельного и последовательного соединения;
2. Изменение яркость нити накала лампочек при двух соединениях;
3. При выходе из строя одной лампочки электрическая цепь может работать, а может и не работать, смотря при каком соединении, лампочка перегорела;
4. Изучение общего сопротивления. Общее сопротивление при последовательном соединении больше, чем при параллельном соединении;
5. Наблюдение за работой электросчетчика при работе электрического тока;

6. Научить учеников вычислять затраты на электроэнергию кВ * час – в рублях, при двух видах соединения цепей;
7. Демонстрация работы тока при двух видах соединения проводников;
8. Наглядное изучение роли предохранителя в электрической цепи.

9. Изучение работы двойного включателя;

9. Вывод

При выполнении данной работе были поставлены цели, создать стенд для демонстрации соединения проводников и проводить демонстрационные опыты и эксперименты по темам электрический ток. Демонстрационный стенд получился очень удобным и практическим. С помощью этого стенда можно доступно объяснять свойства последовательного и параллельного соединение. Им можно пользоваться на уроках физики при демонстрации опытов, проведения лабораторных работ и факультативных занятий, при изучении электрического тока 8 и 10 классах. Также можно показать ряд опытов физических явлений в 7 классе. Также при изучении темы электромагнитная индукция в 9 и 11 классах, рассмотреть электросчетчик – наглядный демонстрационный пример применения изученной темы. Рекомендую изготовить демонстрационный стенд в каждой школе для лаборатории физики.

10.Список литературы:
1. Физика 10 класс Б.Б. Буховцев, 191-197 стр.
2. Интернет. Электрический ток.
3. Трудовое обучение в 8 класс. Симоненко В.Д. стр. 64-82
4. Энциклопедия «Я познаю мир» «Электричество».

Просмотров работы: 17