Национальные проекты – важнейшие показатели актуальной и перспективной демографической политики в Российской Федерации

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Национальные проекты – важнейшие показатели актуальной и перспективной демографической политики в Российской Федерации

Некрасова Е.В. 1
1МБОУ гимназия «Пущино» Городского округа Серпухов
Туманова Е.В. 1
1МБОУ гимназия «Пущино» Городского округа Серпухов
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире, который характеризуется быстрыми социальными, экономическими и технологическими изменениями, вопросы демографии приобретают особую актуальность. Российская Федерация, как и многие другие страны, сталкивается с рядом демографических проблем, таких как снижение рождаемости, старение населения, миграционные процессы и изменение социальной структуры общества. Эти вызовы требуют комплексного подхода и применения эффективных инструментов для их решения, среди которых национальные проекты занимают ведущее место.

Цель работы – исследование национальных проектов Российской Федерации как ключевых инструментов демографической политики.

Задачи работы:

1. Провести комплексный анализ национальных проектов РФ: теоретические основы, демографические стратегии и законодательное регулирование.

2. Провести эмпирический анализ и статистическое исследование влияния национальных проектов на демографическую динамику России.

Объектом исследования являются национальные проекты Российской Федерации, рассматриваемые в контексте их влияния на демографическую политику страны.

Предметом исследования выступает взаимосвязь между реализацией национальных проектов и демографическими процессами в Российской Федерации.

Методологическая основа работы строится на гармоничном сочетании различных научных подходов. В работе используется теоретический анализ, который включает в себя изучение научной литературы и стратегических документов. Важной частью работы является статистический анализ, который помогает оценить динамику демографических показателей и выявить связь между ними и реализацией национальных проектов.

Глава 1. Комплексный анализ национальных проектов РФ: теоретические основы, демографические стратегии и законодательное регулирование

Комплексный анализ национальных проектов Российской Федерации охватывает широкий спектр аспектов, начиная от теоретических основ и заканчивая демографическими стратегиями и законодательным регулированием. Эти проекты, являясь ключевыми элементами государственной политики, играют значительную роль в формировании и реализации демографической политики страны.

Как указывает Толстик Н. В., национальные проекты – это комплексные программы, направленные на достижение значимых социально-экономических целей, которые охватывают различные сферы общественной жизни, включая здравоохранение, образование, экономику, культуру и многие другие1. Особое внимание в рамках этих проектов уделяется демографической политике, что обусловлено стремлением государства стимулировать рост населения, улучшить качество жизни граждан и обеспечить устойчивое развитие страны.

Эти проекты направлены на создание условий, которые способствуют улучшению качества жизни населения, и, следовательно, оказывают прямое влияние на ключевые демографические показатели, такие как рождаемость, смертность и миграция. Понимание этих аспектов требует детального рассмотрения.

Во-первых, улучшение качества жизни является основополагающей целью национальных проектов. Это включает в себя меры по повышению уровня здравоохранения, образования, жилищных условий, экологии и экономической стабильности. Улучшение здравоохранения направлено не только на снижение смертности, но и на повышение продолжительности и качества жизни. Образовательные инициативы способствуют развитию навыков и компетенций, что важно для экономического роста и личностного развития. Улучшение жилищных условий напрямую влияет на благосостояние семей и здоровье детей.

Второй ключевой элемент – воздействие на рождаемость. Качество жизни влияет на решения семей о рождении детей. Экономическая стабильность, доступ к качественному образованию и здравоохранению, а также поддержка со стороны государства в виде материнского капитала, субсидий на жилье и других мер социальной поддержки могут стимулировать рост рождаемости.

Третий аспект – миграция. Национальные проекты, направленные на улучшение экономических условий и создание новых рабочих мест, могут снизить уровень эмиграции и привлечь иммигрантов, что положительно сказывается на демографической ситуации в стране.

Особенность национальных проектов в их мультидисциплинарном характере. Они охватывают множество аспектов жизни общества: от экономики и социальной сферы до экологии и культуры. Это мультидисциплинарность обеспечивает комплексный подход к решению демографических проблем2. Например, проекты в сфере экологии улучшают качество окружающей среды, что способствует лучшему здоровью и увеличению продолжительности жизни. Инициативы в области культуры и образования способствуют формированию более гармоничного и развитого общества, что также непосредственно влияет на демографическую ситуацию.

Кроме того, важной особенностью национальных проектов является высокий уровень государственного участия и финансирования. Это позволяет реализовывать масштабные и долгосрочные программы, ориентированные на фундаментальные изменения в обществе. Государственное финансирование и контроль также обеспечивают стабильность и последовательность в реализации проектов, что крайне важно для достижения заметных результатов в демографической политике.

Обзор законов и нормативных актов, регулирующих демографическую политику и национальные проекты в Российской Федерации, представляет собой важный аспект анализа государственной стратегии в этой области. Законодательная база России в сфере демографии и национальных проектов охватывает широкий спектр документов, начиная от Конституции Российской Федерации и заканчивая конкретными федеральными программами и постановлениями правительства.

Конституция РФ3 заложила основу для развития всей системы законодательства, включая положения, касающиеся социальной политики и защиты прав граждан. В контексте демографической политики, основные конституционные принципы заключаются в обеспечении равных прав и свобод, гарантиях социальной защиты и поддержке семьи, материнства и детства.

Один из ключевых документов, определяющих направление демографической политики в России, – это Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»4. Этот закон устанавливает правовые основы для разработки и реализации мер, направленных на улучшение демографической ситуации, включая увеличение рождаемости, снижение смертности и регулирование миграционных процессов.

Кроме того, существует ряд федеральных программ и стратегий, таких как Приказ «Об утверждении рекомендаций по повышению эффективности мероприятий региональных программ, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения»5, «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения»6 и другие, направленные на решение конкретных демографических задач. Эти программы включают в себя комплекс мер, ориентированных на различные группы населения и направленных на улучшение условий их жизни и здоровья.

Постановления Правительства РФ и нормативные акты различных министерств и ведомств играют важную роль в реализации демографической политики. Они устанавливают конкретные механизмы и процедуры, регулируют финансирование соответствующих программ и мероприятий, а также определяют критерии и показатели для оценки их эффективности.

Национальные проекты, такие как «Здравоохранение», «Демография»7 и «Образование»8, также имеют свою нормативно-правовую базу. Эти проекты разрабатываются на основе федеральных законов и стратегических документов и направлены на комплексное решение проблем в соответствующих сферах, в том числе и на улучшение демографической ситуации.

Важным элементом правового регулирования демографической политики является также система мониторинга и контроля за реализацией законов и программ. В этом контексте особую роль играют органы государственной статистики, которые собирают и анализируют данные о демографических процессах, что позволяет оценивать эффективность проводимой политики и при необходимости корректировать ее направления.

Глава 2. Эмпирический анализ и статистическое исследование влияния национальных проектов на демографическую динамику России

Национальные проекты являются основным инструментом достижения стратегических целей развития страны. В настоящее время на территории РФ реализуется13Национальныхпроектов,отражающихнациональныецелигосударства, указанные в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 года9.

В табл. 1 приведены Национальные проекты и бюджеты на их реализацию.

Таблица1-Национальныепроектыибюджетынаихреализацию

Наименованиенациональногопроекта

Кол-вофедеральныхпроектов

Бюджет,

млрд.руб.

Удельный

вес,%

Здравоохранение

8

1725,8

6,7

Образование

10

784,5

3,05

Демография

5

3105,2

12,07

Культура

3

113,5

0,44

Безопасныеикачественныеавтомобильныедороги

4

4779,7

18,58

Жильеигородскаясреда

4

1066,2

4,14

Экология

11

4041,0

15,71

Наука

3

636,0

2,47

Малоеисреднеепредпринимательствоиподдержка

индивидуальнойпредпринимательскойинициативы

5

481,5

1,87

Цифроваяэкономика

6

1634,9

6,36

Производительностьтрудаиподдержказанятости

3

52,1

0,2

Международнаякооперацияиэкспорт

5

956,8

3,73

Комплексныйпланмодернизацииирасширения

магистральной инфраструктуры

11

6348,1

24,68

Итого

78

25725,3

100

Из таблицы 1 можно определить следующие выводы. В центре внимания находится 13 национальных проектов, охватывающих различные области – от здравоохранения до цифровой экономики, включающих в себя 78 федеральных проектов. Это многообразие проектов иллюстрирует комплексный подход правительства к развитию страны, касаясь как социальных, так и экономических аспектов.

Бюджет, выделенный на эти инициативы, составляет поразительные 25725,3 миллиарда рублей, что свидетельствует о серьезности намерений правительства в реализации этих амбициозных целей. Особое внимание заслуживает распределение этих средств. Наибольший удельный вес бюджета приходится на проект по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры, что отражает стремление к улучшению транспортной доступности и поддержке экономического роста. Также значительные средства выделены на здравоохранение и экологию, подчеркивая приоритет здоровья населения и устойчивого развития.

Необходимо отметить, что средства на реализацию Национальных проектов достаточно диверсифицированы.

На рис. 1 приведена доля средств бюджетов различных уровней, а также внебюджетных источников в структуре финансирования Национальных проектов. Как следует из данных рис. 1 наибольший объем финансирования Национальных проектов предусмотрен из Федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ, сумма составляет более 65 %. Внебюджетные источники составляют порядка 30 %.

Рисунок 1. Доля средств бюджетов различных уровней, а также внебюджетных источников в структуре финансирования Национальных проектов, млрд. руб.10

Демографическая динамика России в период с 2013 по 2020 год была под влиянием различных факторов, в том числе и национальных проектов, реализованных в стране. Эти проекты были направлены на улучшение условий жизни населения, стимулирование рождаемости, поддержку семей и улучшение здравоохранения, что теоретически должно было положительно отразиться на демографических показателях.

С 2013 по 2020 год Россия столкнулась с рядом демографических вызовов, включая снижение рождаемости и увеличение смертности, особенно в 2020 году, когда началась пандемия COVID-19. По данным Росстата, в 2020 году естественная убыль населения составила около 688,7 тысяч человек. В ответ на эти вызовы были запущены различные национальные проекты, направленные на улучшение демографической ситуации11.

Особое внимание в рамках национальных проектов уделялось поддержке молодых семей и стимулированию рождаемости. Например, предоставление льготных ипотек молодым семьям и финансовая поддержка при рождении детей являлись одними из ключевых мер.

Тем не менее, несмотря на эти усилия, общая демографическая ситуация в России оставалась сложной. Сокращение населения, усугубленное экономическими и социальными факторами, а также пандемией COVID-19, оказало давление на достижение положительных результатов. Это подчеркивает, что демографические изменения являются результатом взаимодействия множества факторов, и требуют комплексного и многогранного подхода для их решения.

Анализ статистических данных влияния национальных проектов на демографическую динамику России за период 2020–2023 годов выявляет сложную картину взаимодействия государственных инициатив и демографических тенденций. Национальные проекты, такие как «Демография», направлены на повышение качества жизни населения и включают меры по поддержке семей, здоровому образу жизни, образованию, и занятости, что в теории должно положительно сказываться на демографических показателях12.

С начала 2022 года безработица стабильно снижается и в настоящее время находится на исторически минимальном уровне. Сокращение произошло во всех возрастных группах. При этом в группе населения до 25 лет оно было сильнее (в 2022 году снижение на 1,7 % по сравнению с 2021 года) благодаря реализации долгосрочной программы содействия молодежной занятости. Также в 2022 году отмечается снижение неполной занятости на 44,8 %. Таким образом, рост численности занятых за 2022 год составил 0,3 млн человек, достигнув отметки в 72,0 млн человек.

В 2024 году планируется достижение целей, таких как обучение более 450 тысяч россиян старшего возраста, снижение смертности населения старше трудоспособного возраста, повышение среднего коэффициента рождаемости в стране, и создание дополнительных групп дошкольного образования13. Также предполагается увеличение доли граждан, занимающихся спортом​​.

Однако, несмотря на эти инициативы, общая демографическая ситуация в России остается сложной. По данным Минэкономразвития, население России сократилось с 146,7 миллионов человек в 2020 году до прогнозируемых 144,7 миллионов к началу 2024 года14. Это сокращение населения на 1,74 миллиона человек (1,2%) за данный период. При этом отмечается, что прогнозы учитывали государственные меры по повышению рождаемости​​.

Таким образом, анализ показывает, что национальные проекты имеют важное значение для улучшения демографической ситуации, но их влияние ограничено в контексте более широких социально-экономических и глобальных вызовов, с которыми сталкивается страна.

Заключение

Национальные проекты играют ключевую роль в формировании и реализации демографической политики в России, охватывая такие важные сферы, как здравоохранение, образование, экономика, и культура. Особое внимание уделяется поддержке семей и стимулированию рождаемости.

Детальный анализ законодательства выявляет значимую роль государственного участия и финансирования в реализации национальных проектов Российской Федерации. Это участие не только обеспечивает необходимые ресурсы для их выполнения, но и гарантирует стратегическое планирование и координацию. Государственное финансирование позволяет поддерживать стабильность проектов, несмотря на экономические колебания, и обеспечивает их последовательное развитие и реализацию. Также оно играет ключевую роль в обеспечении доступности и качества услуг, предоставляемых в рамках этих проектов, что особенно важно в областях, связанных с социальной защитой, образованием и здравоохранением.

Однако, несмотря на усилия правительства, общая демографическая ситуация в стране остается сложной. Факторы, такие как экономические и социальные вызовы, а также пандемия COVID-19, оказывают давление на достижение положительных результатов в демографии.

На основании обобщения опыта управления реализацией Национальных проектов были выявлены проблемы их реализации. К ним относятся:

- установление завышенных показателей для регионов;

- низкая обоснованность корреляции результатов и показателей;

- появление показателей в статистическом учете после даты формирования отчетности;

- отсутствие утвержденных методик расчета показателей федеральных и региональных проектов;

- сложная система управления и контроля.

Список использованной литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.01.2024)

  2. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» (утв. Правительством РФ 29.09.2018 N 8028п-П13) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/ (дата обращения: 10.01.2024)

  3. Приказ Минтруда России от 12.04.2019 N 242 «Об утверждении рекомендаций по повышению эффективности мероприятий региональных программ, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335836/ (дата обращения: 10.01.2024)

  4. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 N 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/ (дата обращения: 10.01.2024)

  5. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/ (дата обращения: 10.01.2024)

  6. Айгубов, С.З. Роль приоритетных национальных проектов в обеспечении социальной безопасности общества / С.З. Айгубов, З.З. Абдулаева // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Махачкала, 07 апреля 2020 года. Том 2020 (6) Часть 1. – Махачкала: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, 2020. – С. 65 – 70.

  7. Варламова, Д.С. Национальный проект «Демография» – залог нашего будущего / Д.С. Варламова // Fundamental and applied approaches to solving scientific problems: Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Уфа, 21 декабря 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2021. – С. 206 – 211.

  8. Рубановская, С.Г. Реализация Национальных проектов в РФ / С.Г. Рубановская, Р.Б. Амбалов, Ш. Шахназаров // Природноресурсный потенциал, экология и устойчивое развитие регионов России: Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции, Пенза, 23–24 января 2023 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – С. 211 – 214.

  9. Толстик, Н.В. Особенности реализации национальных проектов в современной России: ожидания, результаты, перспективы / Н.В. Толстик // Проблемы учета, анализа, аудита и статистики в условиях рынка: Ученые записки. Том Выпуск 24. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2021. – С. 83 – 90.

  10. Власти ухудшили прогноз по убыли населения России. РБК [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/24/04/2021/60843d9b9a794775386e4b71?from=copy (дата обращения: 10.01.2024)

  11. Естественное движение населения в разрезе субъектов Российской Федерации. Росстат [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/2021_edn12.htm (дата обращения: 10.01.2024)

  12. Национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie (дата обращения: 10.01.2024)

  13. Национальный проект «Здравоохранение». ЭНЦ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.endocrincentr.ru/news/nacionalnyy-proekt-zdravoohranenie (дата обращения: 10.01.2024)

  14. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/833/events/ (дата обращения: 10.01.2024)

Приложения

Приложение 1

Исполнение национальных проектов по итогам 1 квартала 2023 года

Приложение 2

Исполнение национальных проектов по итогам 1 квартала 2023 года

1 Толстик, Н. В. Особенности реализации национальных проектов в современной России: ожидания, результаты, перспективы / Н. В. Толстик // Проблемы учета, анализа, аудита и статистики в условиях рынка: Ученые записки. Том Выпуск 24. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2021. – С. 83–90.

2 Айгубов С. З. Роль приоритетных национальных проектов в обеспечении социальной безопасности общества / С. З. Айгубов, З. З. Абдулаева // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Махачкала, 07 апреля 2020 года. Том 2020 (6) Часть 1. – Махачкала: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, 2020. – С. 65–70.

3 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.01.2024)

4 Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/ (дата обращения: 10.01.2024)

5 Приказ Минтруда России от 12.04.2019 N 242 «Об утверждении рекомендаций по повышению эффективности мероприятий региональных программ, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335836/ (дата обращения: 10.01.2024)

6 Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 N 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/ (дата обращения: 10.01.2024)

7 Национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie (дата обращения: 10.01.2024)

8 Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/833/events/ (дата обращения: 10.01.2024)

9 «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» (утв. Правительством РФ 29.09.2018 N 8028п-П13) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/ (дата обращения: 10.01.2024)

10 Рубановская С. Г. Реализация Национальных проектов в РФ / С. Г. Рубановская, Р. Б. Амбалов, Ш. Шахназаров // Природноресурсный потенциал, экология и устойчивое развитие регионов России: Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции, Пенза, 23–24 января 2023 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – С. 211–214.

11 Естественное движение населения в разрезе субъектов Российской Федерации. Росстат [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/2021_edn12.htm (дата обращения: 10.01.2024)

12 Варламова Д. С. Национальный проект «Демография» - залог нашего будущего / Д. С. Варламова // Fundamental and applied approaches to solving scientific problems: Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Уфа, 21 декабря 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр «Вестник науки», 2021. – С. 206–211.

13 Национальный проект «Здравоохранение». ЭНЦ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.endocrincentr.ru/news/nacionalnyy-proekt-zdravoohranenie (дата обращения: 10.01.2024)

14 Власти ухудшили прогноз по убыли населения России.РБК [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/24/04/2021/60843d9b9a794775386e4b71?from=copy (дата обращения: 10.01.2024)

Просмотров работы: 29