Введение
В современном мире, который характеризуется быстрыми социальными, экономическими и технологическими изменениями, вопросы демографии приобретают особую актуальность. Российская Федерация, как и многие другие страны, сталкивается с рядом демографических проблем, таких как снижение рождаемости, старение населения, миграционные процессы и изменение социальной структуры общества. Эти вызовы требуют комплексного подхода и применения эффективных инструментов для их решения, среди которых национальные проекты занимают ведущее место.
Цель работы – исследование национальных проектов Российской Федерации как ключевых инструментов демографической политики.
Задачи работы:
1. Провести комплексный анализ национальных проектов РФ: теоретические основы, демографические стратегии и законодательное регулирование.
2. Провести эмпирический анализ и статистическое исследование влияния национальных проектов на демографическую динамику России.
Объектом исследования являются национальные проекты Российской Федерации, рассматриваемые в контексте их влияния на демографическую политику страны.
Предметом исследования выступает взаимосвязь между реализацией национальных проектов и демографическими процессами в Российской Федерации.
Методологическая основа работы строится на гармоничном сочетании различных научных подходов. В работе используется теоретический анализ, который включает в себя изучение научной литературы и стратегических документов. Важной частью работы является статистический анализ, который помогает оценить динамику демографических показателей и выявить связь между ними и реализацией национальных проектов.
Глава 1. Комплексный анализ национальных проектов РФ: теоретические основы, демографические стратегии и законодательное регулирование
Комплексный анализ национальных проектов Российской Федерации охватывает широкий спектр аспектов, начиная от теоретических основ и заканчивая демографическими стратегиями и законодательным регулированием. Эти проекты, являясь ключевыми элементами государственной политики, играют значительную роль в формировании и реализации демографической политики страны.
Как указывает Толстик Н. В., национальные проекты – это комплексные программы, направленные на достижение значимых социально-экономических целей, которые охватывают различные сферы общественной жизни, включая здравоохранение, образование, экономику, культуру и многие другие1. Особое внимание в рамках этих проектов уделяется демографической политике, что обусловлено стремлением государства стимулировать рост населения, улучшить качество жизни граждан и обеспечить устойчивое развитие страны.
Эти проекты направлены на создание условий, которые способствуют улучшению качества жизни населения, и, следовательно, оказывают прямое влияние на ключевые демографические показатели, такие как рождаемость, смертность и миграция. Понимание этих аспектов требует детального рассмотрения.
Во-первых, улучшение качества жизни является основополагающей целью национальных проектов. Это включает в себя меры по повышению уровня здравоохранения, образования, жилищных условий, экологии и экономической стабильности. Улучшение здравоохранения направлено не только на снижение смертности, но и на повышение продолжительности и качества жизни. Образовательные инициативы способствуют развитию навыков и компетенций, что важно для экономического роста и личностного развития. Улучшение жилищных условий напрямую влияет на благосостояние семей и здоровье детей.
Второй ключевой элемент – воздействие на рождаемость. Качество жизни влияет на решения семей о рождении детей. Экономическая стабильность, доступ к качественному образованию и здравоохранению, а также поддержка со стороны государства в виде материнского капитала, субсидий на жилье и других мер социальной поддержки могут стимулировать рост рождаемости.
Третий аспект – миграция. Национальные проекты, направленные на улучшение экономических условий и создание новых рабочих мест, могут снизить уровень эмиграции и привлечь иммигрантов, что положительно сказывается на демографической ситуации в стране.
Особенность национальных проектов в их мультидисциплинарном характере. Они охватывают множество аспектов жизни общества: от экономики и социальной сферы до экологии и культуры. Это мультидисциплинарность обеспечивает комплексный подход к решению демографических проблем2. Например, проекты в сфере экологии улучшают качество окружающей среды, что способствует лучшему здоровью и увеличению продолжительности жизни. Инициативы в области культуры и образования способствуют формированию более гармоничного и развитого общества, что также непосредственно влияет на демографическую ситуацию.
Кроме того, важной особенностью национальных проектов является высокий уровень государственного участия и финансирования. Это позволяет реализовывать масштабные и долгосрочные программы, ориентированные на фундаментальные изменения в обществе. Государственное финансирование и контроль также обеспечивают стабильность и последовательность в реализации проектов, что крайне важно для достижения заметных результатов в демографической политике.
Обзор законов и нормативных актов, регулирующих демографическую политику и национальные проекты в Российской Федерации, представляет собой важный аспект анализа государственной стратегии в этой области. Законодательная база России в сфере демографии и национальных проектов охватывает широкий спектр документов, начиная от Конституции Российской Федерации и заканчивая конкретными федеральными программами и постановлениями правительства.
Конституция РФ3 заложила основу для развития всей системы законодательства, включая положения, касающиеся социальной политики и защиты прав граждан. В контексте демографической политики, основные конституционные принципы заключаются в обеспечении равных прав и свобод, гарантиях социальной защиты и поддержке семьи, материнства и детства.
Один из ключевых документов, определяющих направление демографической политики в России, – это Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»4. Этот закон устанавливает правовые основы для разработки и реализации мер, направленных на улучшение демографической ситуации, включая увеличение рождаемости, снижение смертности и регулирование миграционных процессов.
Кроме того, существует ряд федеральных программ и стратегий, таких как Приказ «Об утверждении рекомендаций по повышению эффективности мероприятий региональных программ, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения»5, «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения»6 и другие, направленные на решение конкретных демографических задач. Эти программы включают в себя комплекс мер, ориентированных на различные группы населения и направленных на улучшение условий их жизни и здоровья.
Постановления Правительства РФ и нормативные акты различных министерств и ведомств играют важную роль в реализации демографической политики. Они устанавливают конкретные механизмы и процедуры, регулируют финансирование соответствующих программ и мероприятий, а также определяют критерии и показатели для оценки их эффективности.
Национальные проекты, такие как «Здравоохранение», «Демография»7 и «Образование»8, также имеют свою нормативно-правовую базу. Эти проекты разрабатываются на основе федеральных законов и стратегических документов и направлены на комплексное решение проблем в соответствующих сферах, в том числе и на улучшение демографической ситуации.
Важным элементом правового регулирования демографической политики является также система мониторинга и контроля за реализацией законов и программ. В этом контексте особую роль играют органы государственной статистики, которые собирают и анализируют данные о демографических процессах, что позволяет оценивать эффективность проводимой политики и при необходимости корректировать ее направления.
Глава 2. Эмпирический анализ и статистическое исследование влияния национальных проектов на демографическую динамику России
Национальные проекты являются основным инструментом достижения стратегических целей развития страны. В настоящее время на территории РФ реализуется13Национальныхпроектов,отражающихнациональныецелигосударства, указанные в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 года9.
В табл. 1 приведены Национальные проекты и бюджеты на их реализацию.
Таблица1-Национальныепроектыибюджетынаихреализацию
Наименованиенациональногопроекта |
Кол-вофедеральныхпроектов |
Бюджет, млрд.руб. |
Удельный вес,% |
Здравоохранение |
8 |
1725,8 |
6,7 |
Образование |
10 |
784,5 |
3,05 |
Демография |
5 |
3105,2 |
12,07 |
Культура |
3 |
113,5 |
0,44 |
Безопасныеикачественныеавтомобильныедороги |
4 |
4779,7 |
18,58 |
Жильеигородскаясреда |
4 |
1066,2 |
4,14 |
Экология |
11 |
4041,0 |
15,71 |
Наука |
3 |
636,0 |
2,47 |
Малоеисреднеепредпринимательствоиподдержка индивидуальнойпредпринимательскойинициативы |
5 |
481,5 |
1,87 |
Цифроваяэкономика |
6 |
1634,9 |
6,36 |
Производительностьтрудаиподдержказанятости |
3 |
52,1 |
0,2 |
Международнаякооперацияиэкспорт |
5 |
956,8 |
3,73 |
Комплексныйпланмодернизацииирасширения магистральной инфраструктуры |
11 |
6348,1 |
24,68 |
Итого |
78 |
25725,3 |
100 |
Из таблицы 1 можно определить следующие выводы. В центре внимания находится 13 национальных проектов, охватывающих различные области – от здравоохранения до цифровой экономики, включающих в себя 78 федеральных проектов. Это многообразие проектов иллюстрирует комплексный подход правительства к развитию страны, касаясь как социальных, так и экономических аспектов.
Бюджет, выделенный на эти инициативы, составляет поразительные 25725,3 миллиарда рублей, что свидетельствует о серьезности намерений правительства в реализации этих амбициозных целей. Особое внимание заслуживает распределение этих средств. Наибольший удельный вес бюджета приходится на проект по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры, что отражает стремление к улучшению транспортной доступности и поддержке экономического роста. Также значительные средства выделены на здравоохранение и экологию, подчеркивая приоритет здоровья населения и устойчивого развития.
Необходимо отметить, что средства на реализацию Национальных проектов достаточно диверсифицированы.
На рис. 1 приведена доля средств бюджетов различных уровней, а также внебюджетных источников в структуре финансирования Национальных проектов. Как следует из данных рис. 1 наибольший объем финансирования Национальных проектов предусмотрен из Федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ, сумма составляет более 65 %. Внебюджетные источники составляют порядка 30 %.
Рисунок 1. Доля средств бюджетов различных уровней, а также внебюджетных источников в структуре финансирования Национальных проектов, млрд. руб.10
Демографическая динамика России в период с 2013 по 2020 год была под влиянием различных факторов, в том числе и национальных проектов, реализованных в стране. Эти проекты были направлены на улучшение условий жизни населения, стимулирование рождаемости, поддержку семей и улучшение здравоохранения, что теоретически должно было положительно отразиться на демографических показателях.
С 2013 по 2020 год Россия столкнулась с рядом демографических вызовов, включая снижение рождаемости и увеличение смертности, особенно в 2020 году, когда началась пандемия COVID-19. По данным Росстата, в 2020 году естественная убыль населения составила около 688,7 тысяч человек. В ответ на эти вызовы были запущены различные национальные проекты, направленные на улучшение демографической ситуации11.
Особое внимание в рамках национальных проектов уделялось поддержке молодых семей и стимулированию рождаемости. Например, предоставление льготных ипотек молодым семьям и финансовая поддержка при рождении детей являлись одними из ключевых мер.
Тем не менее, несмотря на эти усилия, общая демографическая ситуация в России оставалась сложной. Сокращение населения, усугубленное экономическими и социальными факторами, а также пандемией COVID-19, оказало давление на достижение положительных результатов. Это подчеркивает, что демографические изменения являются результатом взаимодействия множества факторов, и требуют комплексного и многогранного подхода для их решения.
Анализ статистических данных влияния национальных проектов на демографическую динамику России за период 2020–2023 годов выявляет сложную картину взаимодействия государственных инициатив и демографических тенденций. Национальные проекты, такие как «Демография», направлены на повышение качества жизни населения и включают меры по поддержке семей, здоровому образу жизни, образованию, и занятости, что в теории должно положительно сказываться на демографических показателях12.
С начала 2022 года безработица стабильно снижается и в настоящее время находится на исторически минимальном уровне. Сокращение произошло во всех возрастных группах. При этом в группе населения до 25 лет оно было сильнее (в 2022 году снижение на 1,7 % по сравнению с 2021 года) благодаря реализации долгосрочной программы содействия молодежной занятости. Также в 2022 году отмечается снижение неполной занятости на 44,8 %. Таким образом, рост численности занятых за 2022 год составил 0,3 млн человек, достигнув отметки в 72,0 млн человек.
В 2024 году планируется достижение целей, таких как обучение более 450 тысяч россиян старшего возраста, снижение смертности населения старше трудоспособного возраста, повышение среднего коэффициента рождаемости в стране, и создание дополнительных групп дошкольного образования13. Также предполагается увеличение доли граждан, занимающихся спортом.
Однако, несмотря на эти инициативы, общая демографическая ситуация в России остается сложной. По данным Минэкономразвития, население России сократилось с 146,7 миллионов человек в 2020 году до прогнозируемых 144,7 миллионов к началу 2024 года14. Это сокращение населения на 1,74 миллиона человек (1,2%) за данный период. При этом отмечается, что прогнозы учитывали государственные меры по повышению рождаемости.
Таким образом, анализ показывает, что национальные проекты имеют важное значение для улучшения демографической ситуации, но их влияние ограничено в контексте более широких социально-экономических и глобальных вызовов, с которыми сталкивается страна.
Заключение
Национальные проекты играют ключевую роль в формировании и реализации демографической политики в России, охватывая такие важные сферы, как здравоохранение, образование, экономика, и культура. Особое внимание уделяется поддержке семей и стимулированию рождаемости.
Детальный анализ законодательства выявляет значимую роль государственного участия и финансирования в реализации национальных проектов Российской Федерации. Это участие не только обеспечивает необходимые ресурсы для их выполнения, но и гарантирует стратегическое планирование и координацию. Государственное финансирование позволяет поддерживать стабильность проектов, несмотря на экономические колебания, и обеспечивает их последовательное развитие и реализацию. Также оно играет ключевую роль в обеспечении доступности и качества услуг, предоставляемых в рамках этих проектов, что особенно важно в областях, связанных с социальной защитой, образованием и здравоохранением.
Однако, несмотря на усилия правительства, общая демографическая ситуация в стране остается сложной. Факторы, такие как экономические и социальные вызовы, а также пандемия COVID-19, оказывают давление на достижение положительных результатов в демографии.
На основании обобщения опыта управления реализацией Национальных проектов были выявлены проблемы их реализации. К ним относятся:
- установление завышенных показателей для регионов;
- низкая обоснованность корреляции результатов и показателей;
- появление показателей в статистическом учете после даты формирования отчетности;
- отсутствие утвержденных методик расчета показателей федеральных и региональных проектов;
- сложная система управления и контроля.
Список использованной литературы
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.01.2024)
«Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» (утв. Правительством РФ 29.09.2018 N 8028п-П13) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/ (дата обращения: 10.01.2024)
Приказ Минтруда России от 12.04.2019 N 242 «Об утверждении рекомендаций по повышению эффективности мероприятий региональных программ, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335836/ (дата обращения: 10.01.2024)
Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 N 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/ (дата обращения: 10.01.2024)
Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/ (дата обращения: 10.01.2024)
Айгубов, С.З. Роль приоритетных национальных проектов в обеспечении социальной безопасности общества / С.З. Айгубов, З.З. Абдулаева // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Махачкала, 07 апреля 2020 года. Том 2020 (6) Часть 1. – Махачкала: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, 2020. – С. 65 – 70.
Варламова, Д.С. Национальный проект «Демография» – залог нашего будущего / Д.С. Варламова // Fundamental and applied approaches to solving scientific problems: Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Уфа, 21 декабря 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2021. – С. 206 – 211.
Рубановская, С.Г. Реализация Национальных проектов в РФ / С.Г. Рубановская, Р.Б. Амбалов, Ш. Шахназаров // Природноресурсный потенциал, экология и устойчивое развитие регионов России: Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции, Пенза, 23–24 января 2023 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – С. 211 – 214.
Толстик, Н.В. Особенности реализации национальных проектов в современной России: ожидания, результаты, перспективы / Н.В. Толстик // Проблемы учета, анализа, аудита и статистики в условиях рынка: Ученые записки. Том Выпуск 24. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2021. – С. 83 – 90.
Власти ухудшили прогноз по убыли населения России. РБК [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/24/04/2021/60843d9b9a794775386e4b71?from=copy (дата обращения: 10.01.2024)
Естественное движение населения в разрезе субъектов Российской Федерации. Росстат [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/2021_edn12.htm (дата обращения: 10.01.2024)
Национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie (дата обращения: 10.01.2024)
Национальный проект «Здравоохранение». ЭНЦ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.endocrincentr.ru/news/nacionalnyy-proekt-zdravoohranenie (дата обращения: 10.01.2024)
Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/833/events/ (дата обращения: 10.01.2024)
Приложения
Приложение 1
Исполнение национальных проектов по итогам 1 квартала 2023 года
Приложение 2
Исполнение национальных проектов по итогам 1 квартала 2023 года
1 Толстик, Н. В. Особенности реализации национальных проектов в современной России: ожидания, результаты, перспективы / Н. В. Толстик // Проблемы учета, анализа, аудита и статистики в условиях рынка: Ученые записки. Том Выпуск 24. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2021. – С. 83–90.
2 Айгубов С. З. Роль приоритетных национальных проектов в обеспечении социальной безопасности общества / С. З. Айгубов, З. З. Абдулаева // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Махачкала, 07 апреля 2020 года. Том 2020 (6) Часть 1. – Махачкала: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, 2020. – С. 65–70.
3 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.01.2024)
4 Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/ (дата обращения: 10.01.2024)
5 Приказ Минтруда России от 12.04.2019 N 242 «Об утверждении рекомендаций по повышению эффективности мероприятий региональных программ, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335836/ (дата обращения: 10.01.2024)
6 Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 N 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/ (дата обращения: 10.01.2024)
7 Национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie (дата обращения: 10.01.2024)
8 Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/833/events/ (дата обращения: 10.01.2024)
9 «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» (утв. Правительством РФ 29.09.2018 N 8028п-П13) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/ (дата обращения: 10.01.2024)
10 Рубановская С. Г. Реализация Национальных проектов в РФ / С. Г. Рубановская, Р. Б. Амбалов, Ш. Шахназаров // Природноресурсный потенциал, экология и устойчивое развитие регионов России: Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции, Пенза, 23–24 января 2023 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – С. 211–214.
11 Естественное движение населения в разрезе субъектов Российской Федерации. Росстат [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/2021_edn12.htm (дата обращения: 10.01.2024)
12 Варламова Д. С. Национальный проект «Демография» - залог нашего будущего / Д. С. Варламова // Fundamental and applied approaches to solving scientific problems: Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Уфа, 21 декабря 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр «Вестник науки», 2021. – С. 206–211.
13 Национальный проект «Здравоохранение». ЭНЦ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.endocrincentr.ru/news/nacionalnyy-proekt-zdravoohranenie (дата обращения: 10.01.2024)
14 Власти ухудшили прогноз по убыли населения России.РБК [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/24/04/2021/60843d9b9a794775386e4b71?from=copy (дата обращения: 10.01.2024)