Как накопить на мечту или мой первый финансовый план

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как накопить на мечту или мой первый финансовый план

Красков А.Н. 1
1Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5»
Григорьева Е.А. 1
1Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Мы, современные дети, очень рано знакомимся с деньгами в своей жизни. Разговоры на тему денег слышим с ранних лет и повсюду: дома, в транспорте, в общении с ребятами в школе и на секциях, в очередях на кассу магазинов. Практически знакомиться с деньгами мы тоже начинаем рано: полученные от родителей деньги на карманные расходы, подарки на день рождения в виде конверта, найденная на дороге монетка, а то и первые заработанные деньги. Так, можно определённо сказать, что наше взросление плотно взаимодействует с темой финансов. Мы отчётливо понимаем, что желаемое можно приобрести за деньги. А это значит, что сегодня практически у каждого ребёнка есть свой бюджет, своя копилка. Однако далеко не каждый осознаёт, как правильно распоряжаться накопленным. При этом уметь распоряжаться своим бюджетом просто необходимо, чтобы грамотно использовать свои денежные накопления: с одной стороны, иметь возможность приобретать что-то желанное, осуществлять свои мечты, а с другой, увеличивать содержимое копилки. Мне, как ребёнку, нет нужды разбираться во взрослых терминах и понятиях вроде биржи, процентных ставок в банках. Главное – понять, что деньги являются ресурсом: ограниченным, но восполняемым.

Так, меня стали интересовать вопросы: как иметь возможность купить что-то, если в данный момент нет необходимой для покупки суммы; как научиться накапливать деньги и умело управлять накопленным; как избегать трудных финансовых ситуаций, про которые часто рассказывают по телевизору.

Таким образом, передо мной возникли конкретные задачи:

- понять: зачем копить деньги? (выявить потребности и мечты детей моего возраста)

- узнать и разобраться, откуда брать деньги для накоплений (источники доходов и расходов современных школьников);

- провести опрос по способам накоплений и выбрать подходящие для себя;

- начать формировать накопления и разработать способы управления ими (проанализировать роль бюджета в жизни человека);

- привести все это в систему (подойти к финансовому планированию).

Цель моего исследования – выяснить, возможно ли исполнить свою мечту, накопить на неё с помощью знаний о деньгах и финансовой грамотности?

Актуальность же исследования заключается в том, что дети моего окружения (вторые-пятые классы) только приходят к осознанному накоплению денег. А взрослые (чаще всего родители, конечно) предлагают нам только один способ: завести копилку и пополнять её деньгами. Но должны же быть и другие способы!

Гипотеза: в основном, источник доходов современного подростка – это карманные деньги от родителей, а желаний и потребностей у школьника много; при этом его личный бюджет не позволяет исполнять все желания (а есть ведь ещё и мечты)! Но финансовая грамотность даёт возможность накопить на мечту даже ребёнку.

Объектом исследования является личный бюджет ребёнка, а предметом исследования – способы и методы эффективного управления этим бюджетом.

При этом будут использоваться следующие методы исследования:

1. Изучение литературы по данной теме

2. Поиск материалов из сети Интернет

3. Анкетирование, опрос школьников из моего окружения

4. Сравнительный анализ собранных материалов

5. Оформление результатов исследования.

А следом проявляется ещё одна цель моей работы, более общая, – разработать и провести мастер-класс для моих друзей и приятелей по рациональному управлению личным бюджетом.

1. Изучение литературы и поиск материалов в сети Интернет

1.1 Анализ научной литературы

Данная тема настолько актуальная, что с поиском литературы у меня не возникло никаких сложностей. Тема денег так разносторонне освещена в литературе, в материалах сети Интернет, что, если задаться, то можно стать экспертом в теме финансов. Примеры книг и статей, которые мне показались интересными, и на которые я опирался в своём исследовании, я привёл в разделе «Список используемой литературы».

Более того, современный мир сегодня даёт много дополнительных источников информации: родительский опыт, обучающие курсы. Но какой же из всех источников наиболее понятен для школьников моего возраста?

Мультфильмы - самый простой и доступный способ для освоения темы денег: совмещения приятного дела с полезным.

1.2 Уроки финансовой грамотности в мультфильмах

В ходе проведения опроса я понял, что немногие могут припомнить мультфильмы, созданные взрослыми для знакомства с финансовой грамотностью, где учат основам обращения с деньгами. На деле, их достаточно много. Основной посыл их – изучение финансовой грамотности. Российское производство, достаточно простой язык, даже знакомые с раннего детства герои – все это вызывает интерес и доверие.

Чтобы освоить самые начальные, простые правила обращения с деньгами, я рекомендую посмотреть следующие мультфильмы:

  1. «Азбука денег. Уроки тётушки Совы». Всего 13 серий, которые знакомят нас, детей, с такими понятиями, как: семейный бюджет, кредит-депозит, кешбэки и проценты. Герои не говорят, что деньги – это главная жизненная ценность; однако с ними поддерживать свои ценности и развиваться намного проще.

  2. «Богатый бобрёнок» состоит из 12 серий, каждая из которых – отдельная тема, связанная с каким-либо вопросом про деньги: зачем они нужны, что такое бюджет и как его вести; доходы и расходы, и как их посчитать.

  3. Знакомые всем детям «Фиксики» тоже содержат серии про деньги: «История вещей – деньги», «Как делают деньги», «Деньги».

  4. «Азбука финансовой грамотности со Смешариками». Считаю важным отметить, что выпуск создан при поддержке Министерства финансов России. Каждая серия – это отдельная история на тему денег и отношений с ними: кредиты, инвестирование, договоры и их составление. Рассматриваемый моим проектом вопрос накоплений раскрыт в серии «Чёрный день», где у Смешариков за неуплату отключили свет, однако накопления одного из героев спасли всех.

2. Изучение потребностей, желаний детей-подростков, их мечты

Считается, что подростковый возраст – один из самых сложных периодов взросления. Это такой возраст, когда особо свойственно мечтать. При этом мечта может быть как следствием навязанной извне рекламы, так и внутренним проявлением человека.

Что же такое же желание, мечта? Я её вижу как необходимость в чем-то материальном, в каком-то благе, что принесёт удовольствие, пользу, значимость.

Навязанные ежедневной рекламой желания – переменчивые, импульсивные, когда сегодня хочется одно, завтра другое. Отсюда и многообразный список желаний: новый телефон/планшет/ноутбук, велосипед/мопед/гироскутер, фирменные кроссовки/свитшоты/джинсы, наушники/приставки/прочее. Проведённый опрос лишь подтвердил это.

Я составил опросник и собрал ответы 18 человек моего окружения. Вопросы были следующими: «О чем ты мечтаешь?», «Что ты сейчас можешь вспомнить из своих желаний?», «Ты пытаешься исполнить свою мечту, осуществить своё желание?», «Имеешь ли ты накопления?», «Что является источником для этих накоплений?».

Так, большинство детей мечтают о материальном и финансовом благополучии (4 человека), о богатстве (3 человека), хорошей работе (2 человека), быть успешным (красивым, умным, богатым) – 4 человека, накопить деньги (3 человека), построить дом (1 человек), иметь отдельную комнату (1 человек).

Желания же в основном похожи и встречаются практически в каждом ответе: телефон (5 человек), ноутбук (1 человек), велосипед (скейт, самокат) – 4 человека, планшет (3 человека), фирменная одежда (2 человека), прочие мелкие гаджеты (3 человека).

В процессе сбора данных выявилось, что все 100% пытаются исполнять свои желания. А если точнее, то школьники вторых-пятых классов рассчитывают на исполнение желаний с помощью родственников. Также подавляющее большинство детей (16 человек) имеют свою копилкус накоплениями.

Итоги опроса по источникам для накоплений лучше всего отражает следующая диаграмма (рис.1):

Рис. 1

Больше всего голосов (18 из 18) – получают подарки на дни рождения и другие праздники. Почти столько же (17 из 18) – это деньги, выдаваемые родителями на карманные расходы. Есть те, кто относит к источникам и поощрения за хорошую учёбу или трудовые подвиги (5 из 18). Но есть и те, кто уже сам ищет возможность подработок (2 из 18).

Получается, что нет ни одного, кто не имеет ни одного источника дохода. Выявив список желаний, я проанализировал их стоимость (табл.1):

№ п/п

Мечты и желания

Стоимость, руб.

1

Телефон

20 000

2

Ноутбук

50 000

3

Планшет

20 000

4

Наушники

7 000

5

Велосипед

25 000

6

Комплект: фирменнаяодежда+обувь

15 000

7

Самокат

15 000

8

Модная сумка

10 000

9

Украшение

5 000

10

Смарт-часы

30 000

Табл. 1

Вывод: список желаний большинства ребят из моего окружения довольно ограниченный, а по их исполнению практически все рассчитывают на помощь родителей. Таким образом, имея разнообразные потребности, их стоимость соизмеряется с возможностями семейного бюджета и в среднем составляет около 20 тысяч рублей. Основной источник доходов – карманные деньги и подарки.

3. Источники доходов детей-подростков или способы накопления карманных денег

Основной источник дохода современных детей – это карманные деньги, выдаваемые родителями, и подарки в виде денежных сумм. Это нам подтвердила и диаграмма выше (Рис.1). Есть ещё возможность подработки в виде хозяйственных работ, сбор урожая, реклама, какие-либо графические работы, участие в фотосъёмке. Но в своём исследовании я стал опираться только на первый источник дохода.

3.1. Карманные деньги.

Карманные деньги – не игрушка, а инструмент, который может научить правильному выстраиванию отношений: ребёнок – деньги. Это такой же нужный навык, как считать и писать. В ходе размышлений, а также общения с родителями и друзьями я выявил следующие положительные стороны карманных денег: они учат пониманию цены деньгам, учат сбережению денег и навыку тратить с умом; учат пользованию наличными деньгами, банковской картой, электронными переводами; открывают понимание финансовой независимости.

Чтобы взаимодействие с карманными деньгами было особенно эффективным, я выделил такие правила при пользовании ими:

- обсудить с родителями размер суммы, которую они могут выделять на карманные расходы, и периодичность её выдачи;

- выбрать инструмент накопления (их может быть и несколько): копилка, банковская карта, отдать «родителям в управление» (положить на семейный вклад или счёт);

- ввести себе правило: если сумма потрачена раньше следующей, то ждать, а не просить выдать часть из неё.

При этом чтобы разумно распределить сумму карманных денег на какой-либо период, а ещё отложить из неё на мечту или желание купить себе что-то и требуется составление финансового плана. К нему и перейдём.

4. Личный финансовый план

Из приведённого выше понятно, что для любого финансового решения необходим план. Он так и называется – Финансовый план.

    1. Этапы финансового планирования

Для себя я выделил четыре этапа финансового планирования:

1. Определить – какие могут быть у меня источники дохода.

2. Постановка финансовой цели. Нужно чётко и правильно её сформулировать: достижение мечты это будет или исполнение небольшого желания, описать все параметры.

3. Расчёт пути к достижению цели через сбор всех поступлений денег в мои накопления и обязательных расходов, анализ их, и вывод по ориентировочному сроку достижения мечты.

4. Подключение не просто новых источников дохода, но и работа с освоением различных способов накопления карманных денег, выбор самого рабочего из них.

Вывод: личный финансовый план – это план достижения цели к определённому времени с учётом ваших доходов и расходов.

Рассмотрим его составление на моем примере.

    1. Составление личного финансового плана с целью накопить на новый телефон

Последовательно пройдёмся по всем этапам, описанным ранее:

ЭТАП ОДИН – мои источники дохода. Каждый месяц родители дают мне на карманные расходы 1000 рублей. Следует уточнить, что в моей семье не принято дарить подарки в денежных конвертах. Каждый ждёт на праздник сюрприз, эмоции, квест по поиску подарка. Однако гости, как правило, преподносят денежный подарок.

Таким образом, у меня два источника дохода: карманные деньги в размере 1000 рублей * 12 месяцев = 12000 рублей, и деньги, подаренные на день рождения (примерно 14 000 рублей). Всего 12000 + 14000 = 26 000 рублей в год.

Расходов у меня немного: примерно раз в месяц я хожу на День рождения и вкладываю свои 500 рублей; покупаю сладости, когда с классом едем на экскурсии, в театр, в кино; не прошу денег, если иду с друзьями гулять – пользуюсь карманными.

Таким образом, в накопления я смогу относить только 200 рублей из 1000 ежемесячно.

ЭТАП ДВА – постановка цели. При этом описание цели должно быть чётким, понятным, конкретным. Моя цель – это обновить телефон к лету 2025 года. Я уже выбрал модель и решил использовать для приобретения только накопленные мной деньги. Модель и характеристики: Смартфон Realmi C33 16GB+1TB (рис.2). Модный Умный Мобильный Телефон 4G/5G OTG Высокий параметр Gpt 4.5 16/1 ТБ, черный CN 16/512 ГБ, темно-синий. Цена 20 000,00 рублей. Итак, моя цель – покупка телефона стоимостью 20 000,00 рублей к 1 июня 2025 года.

Рис. 2

ЭТАП ТРИ – путь к достижению цели или финансовый план. Задача – понять, сколько денег мне нужно откладывать в месяц. Для этого разделю стоимость моей цели на период до её покупки. Причём, если до мечты несколько лет, то результатом будет откладываемая сумма в год. Дальше делим стоимость покупки на 12 и получаем размер откладываемой суммы в месяц. Точно так же можно посчитать и дневную сумму, но я остановлюсь на месячной.

Выходит, чтобы мне купить телефон после 4го класса (до 01.06.2025 г. остаётся 15 месяцев), я должен откладывать в месяц: 20 000 : 15 = 1 350 рублей (округлим до десяток). Учитывая, что мой доход – это карманные деньги и деньги, подаренные на день рождения, у меня получилась такая таблица или Личный Финансовый План (ЛФП), который поможет достичь финансовой цели (табл.2). ЛФП чётко показывает, что в итоге мне не хватает 3000 рублей.

Что можно сделать:

  1. можно увеличить срок накоплений (то есть отодвинуть дальше исполнение мечты)

  2. можно выбрать более дешёвую модель телефона.

Табл.2

Но я хочу оставить дату 01.06.2025 г. и не менять модель телефона.

Родители для увеличения моего дохода предложили рассортировать мой Лего, и те наборы, в которые я уже не играю, и выложить конструктор на сайт объявлений для дальнейшей продажи. Ориентировочный доход, который я планирую получить от продажи – 2600 рублей. Кроме того, родители предложили собрать дома все имеющиеся монеты и мелкие бумажные купюры и сдать их в банк. Мы узнали, что для этого нужно рассортировать всю собранную массу денег по номиналу монет в разные пакеты и отнести в кассу банка. Таким неожиданным образом мои накопления увеличились на сумму 409,29 рублей.

Итог третьего этапа: финансовый план корректировался (табл.3), так как изначально рассчитанных накоплений не хватало на покупку нового телефона. И требовалось либо сократить расходы, либо увеличить доходы.

Табл.3

ЭТАП ЧЕТЫРЕ – выбор способа накопления: копилка или банковская карта. Конечно, у меня есть собственная копилка современной модели, в виде сейфа. Также имеется банковская карта, которую мне пополняют родители. Я узнал, что на остаток средств на карте может начисляться небольшой процент, если я буду переводить на специальный счет «Копилка» с процентной ставкой 7%. Я посчитал на специальном сайте-калькуляторе дохода [13], какую выгоду я получу за 15 месяцев, если регулярно буду переводить на этот счет получаемые от родителей карманные деньги – 200 рублей в месяц , сумму со дня рождения (14 тысяч рублей) и полученный дополнительный доход. То есть если не буду складывать накопленное в кубышку (копилку-сейф), а с каждым пополнением средств буду, с помощью мамы, переводить бумажные деньги в виртуальные: мы вместе доедем до банкомата, пополним счёт моей карты, и дальше переместим деньги на специальный счёт «Копилка». Благодаря мультфильмам я теперь знаю, что, одалживая банку деньги, банк платит мне процент с одолженной суммы, и, таким образом, первоначальная сумма увеличивается со временем, находясь в распоряжении банка.

Итог четвёртого этапа: финансовый план скорректировался, чтобы учесть мой дополнительный доход на банковской карте: (200 рублей * 15месяцев + 14000 рублей + рублей от продажи Лего + рублей от сданной в банк мелочи), перемещенные на банковский счёт «Копилка», через 15 месяцев превратятся в 21 256,00 рублей (рис.3)

Рис.3

Таким образом, финансовый план был составлен, оставалось только следовать ему и вести учёт.

4.3 Выполнение плана: сложности и изменения

Все карманные деньги я вносил на карту, на счёт «Копилка», оставляя свободными только то, что уходило на постоянные расходы. При этом, отслеживая, как на накопления начисляется процент, снимать деньги на случайные расходы совсем не хотелось.

Иногда желание купить новую игрушку было настолько сильным, что я хотел потратить карманные деньги сразу после того, как мне их выдали родители. Но тут вспоминал, что у меня есть цель, и мне нужно идти к ней. И, конечно же, про соблюдение финансовых правил, описанных в разделе 3.1 «Карманные деньги), я тоже помнил и не нарушал.

По моему мнению, цифры в моем финансовом плане могут корректироваться, потому что он – как живой организм, и может корректироваться, но главное при этом, что к намеченной дате (к 1 июня 2025 года) моя цель была достигнута!

    1. Выводы

В результате проведённого эксперимента с составлением личного финансового плана мной решены следующие задачи:

1. Я получил новые знания о деньгах и способах их накопления.

2. Я научился поэтапно составлять личный финансовый план для достижения своей финансовой цели, поставленной на определённый срок.

3. Я рассчитал на примере личного финансового плана последовательность моих действий по накоплению денег для осуществления мечты – приобретения нового телефона.

Целью моей исследовательской работы было выяснить: можно ли с помощью знаний о деньгах (финансовой грамотности) исполнить свою мечту. И глядя на составленный личный финансовый план, я могу твердо сказать: цель работы достигнута!

Таким образом, считаю, что гипотеза «финансовая грамотность даёт возможность накопить на мечту даже ребёнку» определённо доказана.

  1. Финансовая грамотность и современные школьники

Итак, мы выяснили, что финансовая грамотность – это умение управлять своими доходами и расходами, грамотно распределять деньги и правильно приумножать имеющиеся накопления. Чтобы сделать выводы о финансовой грамотности школьников, мной проведено исследование, которое я организовал с помощью краткого опроса своего окружения.

Анализ мнений содержал несколько вопросов: «Знаете ли вы, что такое финансовая грамотность?», «Считаете ли вы себя финансово грамотным человеком?», «Нуждаетесь ли вы в повышении финансовой грамотности?», «Необходимо ли изучение финансовой грамотности в школе?».

Вопросе приняли участие 18 человек. Исследование показало такие результаты: 67% опрошенных (12 человек) знают, что такое финансовая грамотность. При этом считают себя финансово грамотными только 17% (3 человека). Практически 100% (17 человек) признались, что нуждаются в повышении финансовой грамотности и хотели бы изучать её в школе.

Результаты исследования меня удивили и одновременно подтвердили моё предположение: урок финансовой грамотности должен вводиться в начальной школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Всем знакомо выражение: деньги любят счёт. Это означает, что нужно не только пересчитывать деньги в своей копилке, но и вести учёт всех своих затрат, заниматься их планированием. Именно поэтому важно с детства знакомиться с миром финансов, и вступать во взрослый возраст уже подготовленным в этой сфере.

В конечном итоге, написав данную работу, я планирую и дальше углубляться в тему финансов и создать мастер-класс для школьников: личный финансовый план как способ управления своими накоплениями. А пока небольшие рекомендации от меня школьникам и их родителям:

Рекомендации для школьников:

1. определиться с источниками денежных поступлений и отказаться от ненужных покупок;

2. поставить цель;

3. составить финансовый план;

4. искать дополнительные источники доходов и способы увеличения накоплений.

Рекомендации для родителей:

1. знакомить детей со статьями расходов семейного бюджета.

2. контролировать расходы детей.

Список литературы

  1. Алоева А.А. Дети и деньги. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2016. –238с.

  2. Блискавка Е. Дети и деньги. - М.:Манн, 2014. – 80с.

  3. Годфри Д. Как научить ребенка обращаться с деньгами. – М.: Добрая книга, 2014. – 224с.

  4. [Электронный ресурс]. www.cbr.ru

  5. Электронный ресурс «Приложения для учета финансов» https://daily.afisha.ru/relationship/20691-9-luchshih-prilozheniy-dlya-ucheta-finansov/

  6. Электронный ресурс «Финансовая грамотность» https://4brain.ru/finance/

  7. Электронный ресурс «Финансовая культура» https://fincult.info/about/

  8. Электронный ресурс «Что такое личный финансовый план» https://finuslugi.ru/navigator/nakopit-i-sohranit/stat_chto_takoe_lichnyj_finansovyj_plan

  9. Как вести личный бюджет [электронный ресурс] (https://www.vtb.ru/articles/kak-vesti-lichnyy-byudzhet)

  10. Как составить личный бюджет [электронный ресурс] (https://financer.com/kz/how-to/kak-sostavit-budzhet)

  11. https://finansovaya-gramotnost-uchim-podrostka-upravlyat-karmannymi-dengami/

  12. Мультфильмы о финансах: совмещаем приятное с полезным: https://journal.open-broker.ru/films/multfilmy-o-finansah-sovmeshaem-priyatnoe-s-poleznym/

  13. https://vashifinancy.ru/finansovye-kalkulyatory/kalkulyator-vklada-s-kapitalizatziey-protzentov/ КАЛЬКУЛЯТОР ВКЛАДА С КАПИТАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЦЕНТОВ

Просмотров работы: 19