Развитие сельского туризма (на примере гостевого дома "Алтай - минии нютаг")

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Развитие сельского туризма (на примере гостевого дома "Алтай - минии нютаг")

Жапов А.Д. 1Аюшеев Т.Ч. 1
1МБОУ "Алтайская СОШ"
Аюшеева О.В. 1
1МБОУ "Алтайская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Село Алтай – это одно из немногочисленных сел района, где преобладающим населением являются буряты. Оно расположено в юго-восточной части Кяхтинского района, на правом побережье реки Чикой - естественной границы с Монголией. В 12 километрах к востоку от села проходит граница Забайкальского края, через реку Чикой - Монголия. Площадь земли, принадлежащей селу, составляет 4534 га. В селе насчитывается 270 дворов.

Наше село богато, такими достопримечательностями, как Священная гора Хугтэй Хан, пещера с наскальными рисунками, Хан шулуун (священный камень для защиты), городовой утес, лечебные источники (ключи): Тургэн Хундын аршаан, Пампушкын булаг.

Сегодня же наше село, как и все российские села, находится в состоянии упадка и вырождения, дичает и потихоньку умирает. Причиной тому является отсутствие рабочих мест, угасание социальных объектов, и как следствие – выезд молодежи в города на постоянное место жительства. Ну, а те, кто остается, покидает семьи с детьми и уезжает на заработки в столицу нашей республики Улан-Удэ, Сибирь, Москву и даже за границу. У российской деревни сейчас нет ни «высокой идеи», ни конкретных схем целостного развития.

Гипотеза: Мы предположили, что если на территории села появится гостевой дом, то он будет востребован отдыхающими и принесет развитие моего села.

Цель: исследовать возможность развития туризма в селе Алтай и составить примерный бизнес – план по созданию на территории села гостевого дома для организации отдыха гостей района, республики и туристов.

Объект исследования работы: сельский туризм

Предмет исследования: бизнес – план организации гостевого дома. Исходя из этой цели, нами были поставлены следующие задачи:

Изучить причины упадка жизни на селе;

Изучить особенности организации работы гостевого дома в сельском туризме;

Рассмотреть структуру бизнес-плана индивидуального предпринимательства;

Ознакомиться с менеджментом в сельском туризме.

Новизна работы заключается в том, что на территории района еще не организована данная форма туризма.

Актуальным можно определить, что сельский туризм поднимает роль краеведения, поможет решить проблемы развития села.

Методы исследования: изучение научной литературы, анализ, сравнение, обобщение.

Результатом нашей работы является разработка примерного бизнес – плана, который может служить средством организации предпринимательской деятельности.

Теоретическая часть «Причины упадка жизни на селе».

У каждого человека есть Родина. Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением. Для нас родина – это место, где мы родились. А родились мы в селе Алтай. Это село очень большое когда-то с обширной инфраструктурой: развивалось сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Работы хватало на всех. Село славилось на весь регион. И самое главное богатство заключалось в людях трудолюбивых, добрых, гостеприимных, мужественных, героических, творческих и отзывчивых.

А примерно 40 лет назад жители села были уверены в завтрашнем дне, они знали, что у них есть работа, заработок, даже подумать не могли о том, что в будущем им придется жить совсем не там, где привыкли.

Изучение состояния и уровня развития социальной инфраструктуры в селе Алтай свидетельствует о следующем:

1. Объекты социальной инфраструктуры в основной массе уже переданы в муниципальную собственность и содержатся преимущественно за счет бюджета муниципального образования;

2. Финансирование объектов социальной инфраструктуры за счет бюджета муниципального образования не является достаточным;

3. Сельское население не принимает активного участия в сельском самоуправлении;

4. Произошедшее за годы реформ падение уровня жизни сельского населения сдерживает участие жителей села в решении проблем социальной инфраструктуры.

Работая над исследованием данной проблемы, изучая дополнительную литературу[7, 11,12], мы выяснили ряд причин, по которым все это произошло:

  1. За последние годы инфраструктура села практически не развивалась.

  2. Существующее сельское население имеет не очень большой уровень жизни, живя за счет пенсий, заработков в городах, малочисленных фермерских хозяйств, и в основном личного подсобного хозяйства.

Подытоживая вышесказанное, отметим, что социальная инфраструктура муниципального образования села обладает потенциалом для своего дальнейшего развития, однако стоит острая необходимость в разработке стратегии развития социальной инфраструктуры, ориентированной не на сиюминутные результаты, а на долгосрочное устойчивое развитие социальной сферы, целью которого является повышение обеспеченности и доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры и, тем самым, качества и уровня жизни сельского населения.

Направления развития села, наши предложения, что мы можем изменить в жизни села.

В условиях «обезлюдивания» и падения авторитета деревенской жизни в сознании городских жителей необходимо создать и внедрить модель новой деревни, которая: принесет на село «цивилизацию»: благоприятную социальную среду, комфортный тип жизнеустройства, безопасные условия жизни, возможности реализации селян в аграрной и других сферах; обеспечит бытовой комфорт и материальный уровень жизни не ниже среднего городского; создаст сельский средний класс – хозяев домовладений, земли, предприятий, долей в фермерских хозяйствах.

Мы провели опрос среди населения: «Что нужно изменить в селе, чтобы жизнь в нём стала привлекательной?»

Ответы жителей села:

- создавать новые рабочие места;

-построить инфраструктуру (стоматологическая клиника, салон-парикмахерская, автомойка, вещевые магазины, хлебопекарня и т.д.)

- отремонтировать дороги;

- нужно строить больше мест культурного досуга для детей: детские площадки, спортивные площадки, бассейн…

- проведение культурно-массовых мероприятий;

- привлечение молодежи к спортивной деятельности.

Мы хотим заниматься конкретным делом. Многие мои одноклассники, еще сидя за партой, мечтают стать предпринимателем в своем районе, в своем родном Алтае.

Ведь организация собственного дела позволит не только реализовать свои возможности, но и поможет возрождению и процветанию родного села и сельского хозяйства в целом.

Стать предпринимателем не так просто. Чтобы получить прибыль, нужно создать и организовать производство товаров или услуг. А это планирование, контроль, это прогнозирование деятельности производства. Вот где понадобятся такие качества как решимость, умение рисковать, жесткость в принятии решений, интуиция, умение предвидеть ситуацию, коммуникативность.

В своем селе, мы бы сделали следующие преобразования:

Во-первых, проблема всех районов нашей республики - проблема дорог. Дороги у нас в плохом состоянии, весной и осенью грязь - не проедешь, зимой по селу не пройти.

Во-вторых, транспорт - доступ к автобусному сообщению.

Что мы можем изменить в жизни села сами?

Во-первых, сами жители должны стать активными строителями новой жизни. Ведь чистота и порядок в селе - это забота каждого из нас. Организация коллективных субботников, уборка территории вокруг дома, выкашивание сорной травы - наша обязанность.

Во-вторых, село должно иметь собственную систему местного самоуправления, в работу которого должно быть вовлечено больше половины части населения (в настоящее время все решается семью депутатами местного совета). Жителям села не нужно во всем рассчитывать на муниципальную власть, а максимально в пределах своих полномочий действовать самостоятельно, подавая пример инициативного и эффективного хозяйствования.

В-третьих, помимо подсобных хозяйств, необходимо развивать и другое направление: создание социальных структур (парикмахерская, поддерживать сельский Дом культуры, образование, медицину на селе).

Нынешнее поколение живет и формируется в принципиально иных условиях, нежели их родители. Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели к пересмотру ряда социально-педагогических позиций. Молодые люди, окончив сельскую школу, уезжают на учебу в ВУЗы и СУЗы, которые расположены в городах. Впоследствии только единицы из них возвращаются в родной поселок, большинство же пытается найти работу в городе и остаться там, на постоянное место жительство.

Поэтому разработка социального проекта явилась личностно и общественно значимой формой работы.

В результате проведённых нами исследований выяснилось, что сейчас наметилась тенденция «равнодушия» детей к возможности вернуться после учебы в родной посёлок. Все ярче обозначается проблема трудоустройства молодёжи, проблема создания благоприятных социальных условий жизни. Для предотвращения оттока молодых людей из сельской местности назрела необходимость в создании специальной программы по закреплению молодёжи на селе. В связи с этим встает необходимость кардинального изменения подхода к решению данного вопроса общественности и самих молодых людей. В данной ситуации создание условий для трудоустройства, повышения заработной платы, обеспечения жильем и улучшения организации и проведения досуга молодёжи является важным моментом в решении проблемы: Создание благоприятных условий для развития института семьи и детства. Работая над этой темой, мы убедились, что неразвитость инфраструктуры села тормозит экономическое развитие не только крупного региона, но и конкретного маленького населенного пункта. Обнадеживает то внимание, которое уделяют данной проблеме наш президент и премьер-министр, которые неоднократно возвращались к теме инфраструктуры села с целью улучшения качеств жизни россиян, к поддержке сельского хозяйства, фермерства.

Надеемся, что когда-нибудь наши мечты и планы осуществляться, а пока мы еще учимся. Эта проектная работа предназначена на несколько лет, бизнес-план развития нашего села представлен в полном объеме приложении.

В бизнес-плане1находит отражение сущность проекта (вид деятельности), его обоснование (состояние спроса и предложения), обеспечение (производственный, маркетинговый и организационный планы), необходимые для реализации проекта средства, конечные финансовые итоги осуществления проекта.

Суть предлагаемого проекта: создание на территории села Алтай сельского гостевого дома для приема туристов.

Бизнес-идея будет реализована в форме деятельности индивидуального предпринимателя2. Это позволит уменьшить налогообложение и упростить процесс финансовой отчетности. Помимо решения социальных задач, главная цель нашего бизнеса – это максимально возможная прибыль.

Сельский гостевой дом «Алтай – минии нютаг» комплектуется за счет собственных средств предпринимателя в сумме 100000 рублей, за счет заемных средств (кредит Россельхозбанка под 11% годовых на 5 лет, с возможностью досрочного погашения) – 500000 рублей.

Общая стоимость бизнес проекта – 600000 рублей.

Сумма первоначальных инвестиций нашего проекта составляет 600000 рублей.

Срок окупаемости – 9 месяцев.

Положительные факторы, влияющие на реализацию бизнес – плана:

• отсутствие конкуренции;

• широкий спектр предоставляемых услуг (рыбалка, конные прогулки, русская баня, сезонные поездки на источники «Пумпушкын булаг», «Тургэн хундын аршан», городовой утес, сбор грибов, ягод, отдых в палатках на территории личного подсобного хозяйства, также возле реки Чикой);

• приемлемая цена,

• высокое качество предоставляемых услуг.

Нормативно-правовая база сельского туризма. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13].

В составленном нами бизнес – плане рассмотрены не все разделы, даны некоторые расчеты по экономическим показателям:

БИЗНЕС-ПЛАН

РЕЗЮМЕ БИЗНЕС - ИДЕИ

Цель бизнес-плана – создание сельского гостевого дома в с. Алтай Кяхтинкого района Республики Бурятия.

Сельский туризм – это вид туризма, направленный на организацию отдыха в сельской местности, и предполагает знакомство с неторопливым укладом жизни в деревне, ценностями народной культуры, прикладного искусства, местными обычаями.

Этот вид туризма включает элементы познавательного, активного и экологического туризма. Кроме того, он интересен еще и тем, что позволяет прикоснуться к традиционным ремеслам, сохранившимся в сельской местности, и возможности каждому поучаствовать в ведении личного подсобного хозяйства.

В доме имеется электричество и водоснабжение.

На средства кредита планируется закупить:

  • Мебель и кухонный инвентарь;

  • Спортивный инвентарь, рыболовные снасти и оборудование.

На собственные средства планируется закупить:

  • Мелкий спорт\туринвентарь;

  • Хозинструмент;

  • Постельные принадлежности

Сельский гостевой дом «Алтай – минии нютаг» комплектуется за счет собственных средств предпринимателя в сумме 100000 рублей, за счет заемных средств (кредит Россельхозбанка под 11% годовых на 5 лет, с возможностью досрочного погашения) – 500000 рублей.

Общая стоимость бизнес проекта – 600000 рублей.

Сумма первоначальных инвестиций нашего проекта составляет 600000 рублей.

Срок окупаемости – 9 месяцев.

Положительные факторы, влияющие на реализацию бизнес – плана:

  • отсутствие конкуренции;

  • широкий спектр предоставляемых услуг (рыбалка, конные прогулки, русская баня, сезонные поездки на источники «Пумпушкын булаг», «Тургэн хундын аршан», городовой утес, сбор грибов, ягод, отдых в палатках на территории личного подсобного хозяйства, также возле реки Чикой);

  • приемлемая цена,

  • высокое качество предоставляемых услуг.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН

В мире, помимо материально-искусственной роскоши, на первые места выдвигаются еще два – роскошь человеческого общения и роскошь слияния и растворения в первозданной природе: чистый воздух, чистая земля, вкусные продукты, тишина, неприхотливый быт, где человеческий организм намного эффективнее и быстрее восстанавливается после долгой зимы и городских стрессов.

С целью продвижения нашего гостевого дома «Алтай – минии нютаг» мы планируем сделать яркую и содержательную вывеску, которая будет привлекать внимание клиентов. На ней также будет информация о графике работы, места его нахождения и стоимости наших услуг.

Реклама:

1. через друзей, кто здесь уже жил

2. через Интернет

3. через комитеты по делам семьи и молодежи, многодетных семей и пр.

4. через сайты (отдых в деревне, сайт многодетных, сайт по туризму Республики Бурятия, сайт администрации Кяхтинского района). Через два года планируется создать собственный сайт.

5. через побывавших туристов – буклеты, фото, сувениры

6. лично во время поездок.

7.сарафанное радио.

Преимущества нашего гостевого дома:

1. тишина, спокойствие, чистота, продукты, автономность, синее небо, гигантские звезды, рыбалка и возможность увезти с собой кучу вкуснятины.

2. наличие в непосредственной близости живописной природы.

3. возможность посмотреть своими глазами концерты наших известных ансамблей не только по своему району, республике, но и даже за рубежом: танцевальный ансамбль «Толон» и музыкально-инструментальный ансамбль «Аялга».

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Одновременно с уменьшением сельского населения, происходит увеличение городского. При таком дисбалансе горожанам с каждым годом все больше хочется выехать на природу, в деревню. Они готовы платить за натуральные продукты, хорошо организованный активный отдых на природе и узнавать что-то новое, приобретать полезные навыки: от сбора ягод до приготовления блюд по традиционным рецептам.

Спрос на такой вид отдыха колоссальный. Именно горожане смогли бы при наличии достаточного количества предложений отдыха в сельской местности поднять экономику села, дать шанс на сохранение его самобытности.

Отсутствие острой конкуренции и относительно стабильная экономическая среда позволит нам увеличивать прибыль, и в связи с изменяющимися потребностями потребителей, часть заработанных средств вкладывать в развитие бизнеса: приобретение нового оборудования, расширение площади, открытие новых видов отдыха (таких как охота, походы на дальнее расстояние с ночевкой).

Заключение.

Составив примерный бизнес - план наглядно видно, что действительно, сельский туризм может принести хороший доход, и, действительно имеет хорошую перспективу. Конечно, как и в любом деле в сфере сельского туризма есть свои плюсы и минусы. Это непростая работа, которая требует много сил и времени. Необходимо хорошо вложиться, а уж потом получишь прибыль.

26% населения России проживает на селе, именно оно, является колыбелью и носителем национальной культуры, потенциальной гражданской активности, традиционного уклада жизни, несет связь с историческими корнями.

Развитие сельского туризма позволит:

обеспечить развитие наших деревень;

создать новые рабочие места;

привлечь население, особенно молодежь, в сферу сельской туристической деятельности;

сохранить природную красоту наших территорий, местные достопримечательности, обычаи;

повысить уровень жизни сельского населения;

увеличить реализацию продукции личного подсобного и фермерского хозяйства;

сохранить улучшить благоустройство домов, улиц.

Таким образом, будет достигнута наша цель, наше село будет жить и расцветать! Мы любим свое село, свою Родину!!!

Список использованных источников:

  1. Абрамс, Р. Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса / Р. Абрамс. - М.: Альпина Паблишер, 2019.

  2. Кондраков, Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Инфра-М, 2017. - 192 c.

  3. Круглова, Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): Учебник / Н.Ю. Круглова. - М.: КноРус, 2018. - 77 c.

  4. Рекомендации руководителя ИП «Аюшеева» Аюшеевой Оюны Васильевны.

  5. Розин, М. Стратегия чистого листа: как перестать планировать и начать делать бизнес / М. Розин. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 346 c.

  6. Романова, М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: Форум, 2018. - 288 c.

  7. Туризм и региональное развитие. Материалы III Международной научно-практической конференции. Смоленск: «Универсум», 2004.- 652с.

  8. Туризм и рекреация. Сборник информационных материалов. Выпуск № 3. Улан-Удэ, 2001.

  9. Туризм и рекреация. Сборник информационных материалов. Выпуск № 8. Улан-Удэ, 2003.

  10. Туристский терминологический словарь: справочное методическое пособие /под ред. И.В. Зорина /.-М, 1999.- 366 с.

  11. Ханташкеева Т.В. Интенсивное развитие туризма в восточных регионах России: возможные негативные последствия для окружающей среды.//Материалы 1 международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005.-С.209-215.

  12. Ханташкеева Т.В. Рекреационный потенциал Республики Бурятии и перспективы его использования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук. Иркутск, 1996.- 19с.

  13. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник / Л.Н. Череданова. - М.: Academia, 2018. - 288 c.

  14. https://www.kp.ru/russia/selskij-turizm-v-rossii/?ysclid=lsih4pzsb4336317270

  15. http://scipro.ru/conf/02-01-082023

1Бизнес-план - описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности, анализирует все проблемы, с которыми можно столкнуться, а также способы решения этих проблем.

2 Индивидуальный предприниматель - это человек, который занимается предпринимательской деятельностью без открытия юридического лица.

Просмотров работы: 35