Необыкновенные шахматы

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Необыкновенные шахматы

Шестаков Д.А. 1
1Филиал МАОУ Успенской СОШ "Зырянская СОШ"
Бушкова М.А. 1
1Филиал МАОУ Успенской СОШ "Зырянская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Но это не только увлекательная игра, но и оригинальный способ развития мышления, памяти, познания себя и окружающего мира. Многие дети с детства интересуются шахматами, сначала их забавляют занятные фигурки, потом они знакомятся с правилами игры. Шахматы, по словам педагога В.А. Сухомлинского, превосходная школа последовательного логического мышления. Она дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. В наш век технического прогресса очень важно эти качества развивать с детства.

Актуальность работы заключается в том, что сейчас во всех школах проводится обучение детей игре в шахматы, и мой проект поможет заинтересовать ребят этой игрой и научиться делать шахматные ходы необычными фигурками. Нам нравится проводить свободное время за игрой в шахматы. В школе есть обычные шахматы. И именно это вдохновило нас на творческую идею сделать шахматы своими руками. Эта игра имеет особенность - она напольная. Мы решили разместить ее в школьной рекреации, чтобы каждый ребенок в нашей школе мог наслаждаться игрой. Мы решили создать в школе зону креативного пространства.

Цель проекта: создание напольной игры – шахматы из бросового материала в качестве оформления креативного пространства школы.

Задачи: 1. Познакомится с историей появления игры «Шахматы»;

2. Изучить специальную литературу и интернет - источники;

3.Изучить материалы, которые возможно использовать;

4.Подготовить бросовый материал для изготовления игр;

5. Оценить свои возможности и навыки для изготовления;

6. Разработать последовательность выполнения работы;

7. Рассчитать стоимость изделия;

8. Изготовить набор шахмат;

9. Проанализировать результат работы.

Объект исследования: картон.

Предмет исследования: Шахматы из картона.

Гипотеза: картон - доступный и простой в применении материал, я предполагаю, что каждый может создать из него шахматы.

Методы работы: сбор и анализ информации по теме проекта, практическая работа

Полученные результаты: напольные шахматы.

Область применения: шахматы изготовлены для оформления креативного пространства школы, чтобы дети могли ими играть во время перемен и после уроков.

Новизна:  объемные шахматы выполнены из картона.

Практической значимостью представляемого проекта являются шахматные фигуры, которые могут быть использованы при обучении игре в шахматы во время перемен и во внеурочной деятельности.

Приемы работы: резка картона ножом по линейке, резка по криволинейному контуру, склеивание , наклеивание малярного скотча, оклейка картона бумагой, окрашивание, покрытие акриловым лаком.

Мое изделие должно соответствовать следующим параметрам:

Шахматы должны:

- не превышать размеров 32 x 20 см;
- иметь низкую себестоимость;
-
 быть многофункциональными и универсальными;
- иметь красивый внешний вид.

Выводы: Напольные шахматы дадут возможность учащимся школы совмещать на перемене активный отдых и интеллектуальную игру. Можно будет проводить шахматные турниры между классами.

Самое главное достижение работы – это то, что во время перемен в напольные шахматы с удовольствием играют учащиеся школы разных возрастов

Основная часть

Глава 1. Теоретическая часть.

    1. Обоснование проекта

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, которая имеет многовековую историю. На сегодняшний день, шахматы одна из наиболее распространённых настольных игр. Сочетание в себе элементов спорта, науки и искусства, способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость. На доске, состоящей из 64 черно-белых клеток, состязаются 2 армии, в состав которых входят: 2 ладьи, 2 слона, 2 коня, король, королева и 8 пешек.

Мне нравится проводить свободное время за игрой в шахматы. В школе есть обычные шахматы. И именно это вдохновило меня на творческую идею сделать шахматы своими руками. Как было бы хорошо во время перемены поиграть в шахматы с друзьями. Эта игра имеет особенность - она напольная. Мы решили разместить ее в школьной рекреации, чтобы каждый ребенок в нашей школе мог наслаждаться игрой.
Мы решили создать в школе зону креативного пространства.

    1. Из истории шахмат.

Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли чаттураджа. Эта игра появилась на свет много-много веков назад. И, скорее всего, мы никогда не узнаем: когда была сыграна первая партия в шахматы. Так много вариантов этой игры известно только историкам… Шахматы любили арабы и персы. В средневековой Европе тоже играли в шахматы. Но, судя по дошедшим до нас записям, играли тогда совсем по другим правилам. И ставки в игре, бывало, оказывались очень высоки [1]. Шахматная партия могла тогда стоить целого состояния. Известно немало одних только национальных разновидностей шахмат. Самой древней шахматной игрой считается чатуранга, пришедшая из Индии и затем превратившаяся в шатрандж у арабов и шатранг у персов. До сих пор играют в японские шахматы (шоги), китайские (цюнь ки), корейские (тьян-кеун), армянские (тама), монгольские (татар) [2]. Современные шахматы, в том виде, что мы хорошо знаем, появились в Европе только в 19 веке. Именно тогда шахматы стали более демократичными, а турниры массовыми. Шахматы постепенно превратились в спорт со своими чемпионами, своим олимпом, общими для всех правилами [3].

Изначально в шахматы играли далеко не все люди. Шахматы считались игрой для людей мудрых и властных, поэтому их делали из дорогих материалов: моржовой и слоновой костей, из бронзы, золота и серебра, янтаря и перламутра, стекла и фосфора. Когда игра стала доступной для более бедных людей, то их стали делать из керамики, дерева и стали. А в 20 столетии шахматы начали изготавливать из пластмассы. Хотя в наше время тоже есть люди, желающие стать обладателями самых необычных и дорогих шахмат. Поэтому каждый день современные ювелиры и дизайнеры изобретают все новые и новые виды шахмат, одни изысканнее других. Самые дорогие шахматы делают из драгоценных металлов вручную. Их изготавливают из золота, платины, алмазов, бриллиантов и из самых дорогих драгоценных камней [4].

Многие столетия лучшие мастера удивляли любителей шахмат своим мастерством и фантазией. В мире существует несколько коллекций шахмат, в которые входят как высокохудожественные произведения искусства – шахматы кружевные, резные, так и простые, но уникальные шахматы, как например шахматы,  которые были предназначены для игры в космосе – в невесомости. В этих шахматах все фигуры были прикреплены пружиной к доске. Передвигаться фигуры могли благодаря прорезям в доске на любое место доски. Эти шахматы стали первыми, попавшими в космос в 1970 году на корабле «Союз-9».

Кроме материалов, мастера удивляют любителей шахмат и необычными размерами шахматных фигур [5].

Уникальный набор шахмат создали студенты Физического факультета Вильнюсского университета в Литве. Размер фигур и поля поражает всякое воображение: длина шахматной “доски” составляет 24 метра, а высота фигур от 2 до 4 метров. Вес шахмат тоже немалый: пешка весит 60 кг, а король – все 150 кг! Для игры в эти гигантские шахматы соперники должны располагаться на крышах домов. Чтобы передвигать фигуры, на первую игру пригласили десяток атлетов. Ведь чтобы сделать ход конем, надо перетащить 100-килограммового гиганта на десять метров (что не под силу ни одному шахматисту)! [6]

Самую маленькую в мире шахматную доску с фигурами изготовил украинский микромастер Николай Сядристый. Она свободно размещается на срезе человеческого волоса. Диаметр фигур у основания 14 микрон, то есть 0,014 миллиметра. Пешка свободно умещается на острие иглы. Через объектив микроскопа кажется, что пешка стоит на ровной поверхности. Таких фигурок в маковом зерне поместилось бы 3 миллиона. Из полутора граммов золота можно было сделать таких пешек по одной на каждого жителя Земли, т. е. около 5 миллиардов. Пешка настолько легка, что не падает с перевернутого листа бумаги [7].

1.3. Выбор варианта изделия

В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов:

1 вариант

Шахматная доска – для любителей шахматных баталий, расположена на полу. Фигуры имеют необычный дизайн. Изготовлены из древесины.

Рис. 1. Шахматы из древесины

2 вариант

Изящная, компактная шахматная доска. Украсит интерьер любого дома и станет желанным подарком для шахматиста. В качестве игрового поля использован брус разных размеров по высоте и имеет диаметр 50 мм.

Использован материал – сосна. Фигуры выточены на токарном станке по дереву.

Рис. 2. Шахматы из древесины

3 вариант

Ш ахматная доска и шахматы изготовлены из картона. Фигуры тонкие (малообъемные).

Рис. 3. Шахматы из картона

Проанализировав все три варианта, я решил остановиться на первом и третьем вариантах, немного изменив дизайн фигур. В первом варианте шахматная доска привлекает к себе внимание простотой изготовления самой доски из - за доступности материала (самоклеящаяся пленка). В третьем варианте шахматные фигуры изготовлены из картона, что позволит нам и младшим школьникам без труда передвигать их, т.к. фигуры не должны быть тяжелыми и неустойчивыми. В остальных же вариантах дизайн мне понравился, но есть некая сложность в вытачивании фигурок на токарном станке, которая требует много времени, материалов и навыков.

С учетом того, что изготовление несложно, а затраты времени и средств незначительны, это позволяет сделать вывод об удачном выборе проекта.

1.4. Выбор материалов и оборудования.

Так как мы решили изготовить напольные шахматы и передвигать их будем мы, дети, то фигуры не должны быть тяжелыми и неустойчивыми. Поэтому мы рассматривали два варианта материалов для основы фигур: фанера и картон. По технологии изготовления картонные шахматы сложнее, но в процессе их изготовления больше возможностей детям принять участие, в отличие от фанерных фигур [8]. Да и цена на фанеру выше, поэтому было принято решение изготавливать фигуры из картонных коробок, которые мы брали в магазинах бесплатно.

Шахматную доску выполним из самоклеящейся пленки и разместим на полу в холле второго этажа школы.

Выбирая стиль шахматных фигур, мы ориентировались на простоту изготовления и удобство использования. Решая дизайнерскую задачу, учитель предложил свой вариант, который оказался красивым и удобным в применении.

Для защиты фигур от влаги и продления срока эксплуатации было решено слой краски покрыть защитным лаком.

Необходимое оборудование: карандаш, линейка, канцелярский нож, кисти, емкости для краски и клея, клеевой пистолет.

    1. Правила техники безопасности

При работе с канцелярским ножом:

  1. Хранить макетный нож нужно со спрятанными в ручку лезвием

  2. При работе для резания бумаги и картона нужно выдвигать лезвие на 1-2 деления

  3. При работе нажимать равномерно и резать аккуратно, не торопясь. Левую руку убирать от места разреза

  4. При работе пользоваться фальцлинейкой и работать только на подкладной доске

  5. Окончив работу, лезвие надо спрятать в ручку

  6. Передавать нож соседу со спрятанным лезвием, то есть в нерабочем состоянии

При работе с клеевым пистолетом:

  1. Помним, что нагрев прибора начнется сразу после его включения.

  2. Не прикасаться к соплу (кончику) пистолета и не трогать горячий клей.

  3. Надеть перчатки.

  4. Не направлять сопло пистолета в лицо и глаза.

  5. Не оставлять без присмотра горячий прибор и горячий невысохший клей.

При работе с клеем, краской, лаком:

  1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.

  2. При работе с лаками, красками, клеем использовать индивидуальные средства защиты кожных покровов.

  3. При работе с клеем, лаком стол закрывать клеенкой.

  4. Банку с клеем (краской, лаком) необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.

  5. Избегать попадания клея (красок, лака) в глаза, в рот, на слизистые носа.

  6. При попадании клея (краски, лака) в глаза промыть их водой.

  7. При работе с художественными материалами для рук использовать влажную тряпку.

  8. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

  9. Использовать жидкие вещества по назначению.

  10. По окончании работы лаки, растворители, клей закрыть, вымыть кисть для клея (краски, лака), вымыть посуду (или выбросить), проветрить помещение

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Этапы работы над проектом

Изготовление напольных шахмат – это технически очень сложная работа, поэтому я обратился за помощью к учителю. В процессе работы над проектом я выделил 4 основных этапа.

Этап работы
над проектом

Содержание работы
на этапе

  1. 1

Подготовительный

1. Обсуждение темы проекта

2. Подбор информации: изучение литературы, Интернет-источников по теме: «История шахмат»

  1. 2

Проектировочный

1. Составление и оформление эскизов

2. Составление сметы

  1. 3

Практический

1. Работа над изготовлением шахматных фигур

2. Написание проектной работы

3. Подготовка презентации к защите

  1. 4

Заключительный

1. Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.

2. Защита проекта

2.2. Оборудование рабочего места.

Мое рабочее место должно быть чистым, хорошо освещенным. Свет должен падать спереди и слева. Я должен сидеть на удобном стуле со спинкой. Каждый инструмент располагается на своем месте, чтобы не расходовать время и силы на лишние движения.

Все работы выполняют в специальной одежде, с обязательным соблюдением техники безопасности. Окрашивание изделий производят на подкладной доске в хорошо проветриваемом помещении.

2.3. Технологическая последовательность изделия.

Изготовление шахмат было организовано в определенной технологической последовательности:

  1. Выбрать дизайн фигур.

  2. Нарисовать трафареты на листах А4..

  3. Перенести трафарет фигуры на картон и вырезать с помощью канцелярского ножа.

  4. Склеить детали между собой

  5. Готовые фигуры обклеить малярным скотчем

  6. Фигуры обклеить в технике «Папье – маше» для прочности

  7. Подготовленные фигуры покрасить и покрыть лаком

  8. Выбрать дизайн шахматной доски

  9. Оформить готовый продукт в холле

2.4. Экономическое обоснование

Таблица 1. Расчет затрат

Материал

Кол-во

Цена, руб.

Стоимость, р.

1

Картонные коробки б/у

60 шт.

0

0

2

Клей ПВА

2 л

192 руб.

384

3

Термоклей

5 пачек

79 руб.

395

4

Скотч малярный

7 шт

79 руб.

553

5

Бумага А4 (для шаблонов)

6 листов

0 руб.

0

6

Краска водоэмульсионная (белая)

1 литр

Имеются остатки от ремонта

0

7

Колер

3 шт

108 руб.

324

8

Лак акриловый

0,5 л

272

136

9

Самоклеящаяся пленка

2 рулона

214

428

10

Бумажные полотенца

2 упаковки по 2 шт в каждой

79 руб.

158

ИТОГО

2378 рублей

Учитывая, что стоимость напольных шахмат высотой примерно 30 см – в среднем 26000 рублей, а мы затратили 2378 рублей, наш проект можно считать экономически выгодным.

Рис. 4. Скриншот интернет – магазина «Лабиринты шахмат»

2.5. Экологической обоснование

Работая над проектом, мы старались как можно меньше нарушать экологию природы и свое здоровье. Для изготовления фигур использовали бросовый материал – коробки из-под продуктов в сетевых магазинах. Процесс склеивания заготовок выполняли в хорошо проветриваемом помещении, не нарушая техники безопасности при выполнении работ. Работы по оклеиванию фигур в технике «Папье - маше» не вредны для здоровья. Лак и краска имеют государственный сертификат и разрешён к применению. Поэтому использование данного изделия не приведёт к нарушениям экологической среды общества.

2.6. Реклама проектного изделия

Ш ахматы — игра, но непростая!

Надо уметь мыслить головой!

И со стула долго не вставая,

Верно, точно, мудро вести бой.

Шахматы – игра, где надо думать,

Шахматы – зарядка для ума,

Это интересная, увлекательная,

Интеллектуальная игра.

2.7. Результаты опроса

Свою поделку я показал у себя в школе. В опросе участвовали 15 человек (приложение 2).

Как видно из опроса, 5 человек (33%) умеют играть в шахматы, 3 человека (20%) – немного играют, 7 человек (47%) - не умеют играть. 4 человека (26,5%) часто играют в шахматы, 4 человека (26,5%) – редко и 7 человек (47%) – не играют вообще. Историю возникновения шахмат знает только один человек (7%), правила игры и название фигур – 9 человек (60%), ничего не знают о шахматах 5 человек (33%). 13 человек (87%) считают шахматы хорошим увлечением, 2 человека (13%) считают обратное.

Заключение

Придумывая название проекта «Необыкновенные шахматы», мы хотели подчеркнуть необычность нашей идеи с разных сторон:

1. Некоторые из моих одноклассников любят играть в шахматы и стараются привлечь своих друзей к этой интеллектуальной игре.

2. Материал для фигур мы выбрали экономичный и экологически чистый.

3. Размер шахмат (30-32 см) продуман с учетом роста учащихся начальной школы.

Работая над проектом, мы

  • пополнили свои знания об истории шахмат,

  • узнали об удивительных шахматных фигурах – самых больших и самых маленьких,

  • познакомились с технологией изготовления изделий из картона и техникой «Папье-маше».

  • А самое главное, мы добились поставленной цели – организовали на переменах активный отдых, не отказываясь от игры в шахматы!

Самым главным достижением нашей работы мы считаем, что в наши напольные шахматы с удовольствием играют учащиеся школы разных возрастов.

Таким образом, считаем, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута.

На этом мы не собираемся останавливаться, ведь иметь шахматы – это не означает уметь в них играть. Поэтому мы планируем научить играть в шахматы большинство учащихся нашей школы, проводить шахматные турниры между учениками и родителями, между учащимися школы, используя наши напольные шахматы.

Актуальность нашей работы открывает широкие перспективы в процессе обучения. Овладев игрой в шахматы, человек умеет планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных  целей.

Список использованных источников и литературы

  1. Линдер И. М. Шахматы на Руси. — М.: Наука, 1975 г. 

  2. Новотельнов Н. А. Знакомьтесь: шахматы. — Л.: Лениздат, 1976 г.

  3. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. .Ростов н/Д: Феникс,2008.- 221 с

  4. https://yandex.ru/images/search?pos=101&p=3&img_url=https%3A%2F%2Fwww.lavka-podarkov.ru

  5. https://www.pinterest.ru/pin/626141154416414341/

  6. https://www.pinterest.ru/akella2508/шахматы/

  7. http://www.ya-masterica.ru/post396299254/

  8. https://skysmart.ru/articles/chess/istoriya-vozniknoveniya-shahmat

Приложение 1

Таблица 2. Технология изготовления шахмат

№ п/п

Содержание операции

Изображение

1

Выбрать дизайн фигур

 

2

Нарисовать и вырезать трафареты, используя листы бумаги А4

 

3

Перенести трафарет фигуры на картон и вырезать с помощью канцелярского ножа.

 

4

Склеить детали между собой

 

5

Готовые фигуры обклеить малярным скотчем (швы)

 

6

Фигуры обклеить в технике «Папье – маше» для прочности (салфетками или бумажными полотенцами)

 

7

Подготовленные фигуры покрасить и покрыть лаком

 

8

Выбрать дизайн шахматной доски

 

9

Оформить готовый продукт в холле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Анкета

1. Умеете ли вы играть в шахматы?

- да

- нет

- немного

2. Как часто вы играете в шахматы?

- часто

- редко

- не играю
3. Что вы знаете о шахматах?

- историю возникновения шахмат

- правила и названия фигур

- ничего про шахматы не знаю
4. считаете ли вы шахматы хорошим увлечением?

- да

- нет

Приложение 3

Готовое изделие «Необыкновенные Шахматы»

Просмотров работы: 9