Интерьерная кукла

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Интерьерная кукла

Печилина В.В. 1
1МБОУ Чкаловская СШ №5
Печилина Е.Н. 1Ковылева Н.С. 1
1МБОУ Чкаловская СШ №5
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Кукла – воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым и обещающим чудо. Человек взрослеет, но кукла – игрушка, кукла – образ, кукла – произведение искусства продолжает жить рядом с ним.

В музеях мира хранится множество фигурок из глины, камня, кости, выполненных еще в каменном веке. Это предшественники кукол- игрушек: идолы, истуканы, божества. У некоторых народов Азии, Африки и Америки до сих пор сохранились первобытные формы кукол, которые одновременно являются и игрушками и культовыми предметами. Это значит, что человечество самозабвенно играет в куклы уже около 40 000 лет!

Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия.

Сегодня изделия ручной работы пользуются большим спросом. Интерьерная кукла[1] бьет все рекорды популярности, что вполне обоснованно. Расположив такое чудесное создание в своем жилище на одном из самых видных мест, можно быть уверенным, что она никого не оставит равнодушным. Она внесет в дом свою изюминку и станет прекрасным дополнением интерьера.

Просматривая материалы в сети, интернет я удивилась тому, что много мастериц выкладывают мастер-классы по изготовлению интерьерных кукол, и я задумалась, почему бы и мне не попробовать сшить свою куклу.

Для себя я поставила цель: изготовить интерьерную куклу.

Для этого необходимо было решить задачи:

  1. Ознакомиться с видами интерьерной куклы;

  2. Разработать чертеж и изучить технологию изготовления проектируемого изделия;

  3. Подобрать сочетание материалов по текстуре и качеству так, чтобы это соответствовало идее задуманного;

  4. Изготовить интерьерную куклу.

  5. Оценить роль кукол в современном мире

Интерьерная кукла для меня - это новый интересный, волшебный мир художественного искусства; увлекательное сказочное путешествие в королевство, где я разовью творческие и художественные способности, а также у меня всегда будет хорошая идея подарка на любой случай жизни.

Мое увлечение по созданию интерьерных кукол в будущем может быть основой для создания собственного бизнеса.

Практическая значимость

Узнавать новое – это всегда интересно!

Делать игрушки – это всегда радостно!

Изготавливать их своими руками – это всегда полезно!

Дарить свои работы любимым – это всегда приятно!

Дарить радость другим - это всегда значимо!

Изготовленная мной интерьерная кукла преобразит и украсит интерьер моей комнаты.

Глава 1. Интерьерная кукла

В жизни современного человека, кукла не ушла на второй план как игрушка для ребенка. Кукла опять вернулась к нам как оригинальный подарок, коллекционная кукла (авторская работа), прекрасное дополнение, изюминка в интерьере, и просто молчаливое существо, несущее в себе тепло человеческих рук, его создавших.

Первая и на данный момент, наверное, самая популярная текстильная кукла это, конечно же, Тильда. Их придумала норвежский дизайнер Тоне Финнангер. Мир Тильда – это не только длинноногие куколки с глазками-точками, румяными щечками и без рта, но и медведи, зайцы, улитки, жучки и т.п. А также различные аксессуары тильда, как то: тильда сумки, тильда косметички, тильда тапочки и прочее.
В настоящее время, Тильда – это не только игрушки, но и огромная рукодельная «индустрия».

Второе место по популярности и распространенности занимают оригинальные куколки дизайнера Татьяны Коннэ, так называемые, Снежные девочки, они же Куклы с большими ногами. Этих кукол отличает то, что они без всякого каркаса плотно стоят на ногах -это достигается благодаря плотной набивке куклы и особой формой ноги с усиленной стопой. У Снежек есть сходная с тильдой черта – глазки-точечки и отсутствие рта.

Третье место можно отдать Тыквоголовкам, или Тыковкам. "Мама" этих куколок – Елена Коган ведь именно выкройка ее кукол встречается в Интернете на каждом углу. Этих кукол отличает, конечно же, голова – она сшита из пяти клиньев, по середине лица проходит шов. Благодаря такому строению головы, похожему на тыкву, они и получили свое «народное» название.
Еще одной и очень важной особенностью тыквоголовых кукол является, конечно же, их лицо! Здесь уже настоящие глаза, ротик и носик! Такое оформление лица придает кукле индивидуальность и дает огромный простор фантазии.

 Куклы-примитивы, или чердачные куклы. Эти куклы родились во времена первых американских поселенцев и коренных американцев. В те времена бабушки и мамы шили своим детям кукол из всего, что попадалось под руку: тряпочки, мешочки и т.п. Поэтому в наше время кукол-примитивов отличает нарочитая «замусоленность», состаренность, небрежность.

Народные славянские куклы - это наш ответ примитивам! Куклы эти куда древнее всех американских переселенцев. Эти куклы выполняли функцию оберега или помощника в различных дела. Тряпичные куклы-обереги безликие – без глазок, носиков. При их изготовлении, как правило, не используют ножницы, а ткани просто рвут.

Вальдорфская кукла — первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских садов и школ. Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов: хлопковый трикотаж, овечья шерсть, для одежды — хлопковые, льняные, шерстяные ткани, для волос — хлопковая или шерстяная пряжа. Тело куклы особым образом пропорционально — куклы-дети пропорциями соответствуют детскому телу. Каждая кукла индивидуальна. Общими чертами являются плавность форм, пластичность куклы. Лицо изображается условно: глаза точками, рот — небольшим полумесяцем.

Шарнирные куклы - это, пожалуй, самый сложный в изготовлении своими руками вид игрушек. Большинство из них – авторские неповторимые текстильные куклы. Ведь в данном случае используются не только сложные выкройки, но и проволочный каркас, вставленный в туловище, а также непростая система шарниров.

Тряпиенсы пришли к нам из Кореи или Японии и имеют очень изящное телосложение, небольшие головы с шикарной причёской, богатые и сложные наряды. Выкройки такой текстильной куклы довольно просты, на личике рисуются закрытые глазки. Всё мастерство автора заключается в создании пышной причёски и замысловатой одежды.

Научившись делать стандартные куколки, любой мастер приходит к созданию своей авторской неповторимой текстильной куклы. Он переделывает под своё произведение известные выкройки, меняет форму тела и головы игрушки, ищет новые варианты. Так возникает авторская текстильная кукла.

Особенность авторской игрушки для интерьера заключается в том, что создают их вручную, и они изначально не предназначены для игр. Каждая мелочь — мимика, поза, детали одежды продуманы с особой тщательностью.

Если это исторический персонаж, то одежда создается в соответствии с эпохой, к которой он принадлежит. Куклы для интерьера без колебаний можно назвать великолепным арт-объектом, созданным для созерцания. Проводятся даже специальные выставки, на которых можно оценить мастерство авторов.

Важно! В интерьере для фигурки можно отвести место на полке, на диване, сундучке или декоративном стуле. Игрушка, которая изготавливаются на основе гибкого каркаса, становится дополнительным элементом игры в каждой декорированной комнате – она может сидеть, стоять, изменять положения рук, ног, тела, наклон головы.

Существует несколько видов интерьерных кукол, которые при желании, можно сшить своими руками. В зависимости от выбранного вида текстильной интерьерной куклы отличается и выкройка, по которой изготавливается изделие. Текстильные куклы не рекомендуется стирать - потому что многие куклы имеют расписанное акриловыми красками лицо, румяные щечки, а зачастую они тонированы и ароматизированы. Также текстильные куклы достаточно хрупкие создания и не выдержат очень активного с ними обращения: как минимум потеряют внешний вид, как максимум – порвутся. Поэтому большинство текстильных кукол, это, скорее, «игрушка» для взрослых девочек - куклы прекрасно украсят интерьер или станут оригинальным подарком.

Глава 2. Изготовление куклы

2.1. Оборудование и материалы

Проанализировав различные варианты кукол по сложности изготовления, я выбрала модель «Снежка (Большеножка)». Для ее изготовления не нужно каркаса. Кукла в готовом виде может стоять. Процесс изготовления доступен и позволяет мне использовать приобретенные знания, умения и навыки. Я внесу изменения, чтобы моя кукла стала индивидуальной и авторской работой.

Мне необходимы ручная игла, ножницы, сантиметровая лента, угольник, наперсток, карандаш, портновский мелок, иголки-булавки, утюг, швейная машина.

Разобрав свои запасы, я решила выбрать следующие материалы:

на тело: трикотаж (джерси) телесного цвета на тело – 60х30 см, дублерин -50х30 см, флис белый на основу головы 40х10 см., набивной материал – синтепух для набивания деталей тела 250 гр., переплетный картон 8х5 см, пуговица прозрачная, d - 1,2см на два прокола – 2 шт.

на рубашку: ткань хлопчатобумажная Хлопок сатин, цв. белый - 40x30см, тесьма на отделку – 52 см

на сарафан: искусственный бархат 30х20 см, тесьма на отделку 40 см

на туфельки: искусственный бархат 15х20 см, переплетный картон 8х6 см, паутинка клеевая 8х10 см.

на волосы: натуральная шерсть для валяния, тесьма для подвязки 40 см, лента атласная 40 см

на личико: шерсть для валяния, румяна, пластиковые глазки d-0,5 см, реснички искусственные.

При работе, конечно, соблюдаем технику безопасности при выполнении ручных работ, при выполнении влажно-тепловой обработки, при выполнении машинных работ.

2.2. Технологическая последовательность изготовления куклы

Последовательность операции

Практическое выполнение

Выкройки

1.

Для выкраивания деталей тела куколки нам необходимо подготовить выкройки.

 

2.

Переносим выкройки на плотный материал (картон), аккуратно вырезаем, срезая линии, соблюдая все округлости и выпуклости и их симметричность

 

Выкраивание деталей тела

3.

Для выкраивания деталей тела необходимо подготовить ткань. Для этого на трикотаж с изнаночной стороны наклеиваем дублерин при помощи горячего утюга. Дублируем трикотаж только для деталей тела, ножек и ручек для того, чтобы ткань не растягивалась и тело куклы, после набивания синтепухом, было ровным.

 

4.

Подготовленный материал складываем лицевой стороной внутрь по долевой нити. Накладываем выкройки, соблюдая долевую нить (т.е. долевая нить должна проходить вдоль тела, ручек, ножек и головы) таким образом, чтобы между деталей еще оставалось место для швов (0,5 см). Аккуратно обводим выкройки термоисчезающей ручкой. Скалываем детали булавками, стачиваем на машине аккуратно по линиям, оставляя небольшие участки для выворачивания.

 

5.

Вырезаем детали, оставляя ширину шва 0,5 см, напротив нестаченного участка, ширина шва 0,7 см. складываем вытачки на ножках, совмещая швы, стачиваем, таким же образом стачиваем вытачки на теле, делаем надрезы на деталях по вогнутым участкам по запасам швов, для того чтобы при выворачивании детали не затягивались.

 

6.

Выворачиваем детали куклы на лицевую сторону

 

7.

Набиваем каждую деталь при помощи палочки или карандаша, так чтобы не оставалось пустого места, и не было выпуклых бугорков. Внимательно проверяем симметричность набивки тела, ножек и ручек. Оставленные, нестаченными участки на ручках и ножках,зашиваем потайным швом.

 

8.

Для головы выкраиваем из флиса основу. Выкройку накладываем по косой, выкраиваем 4 детали. Вырезаем, стачиваем аккуратно, так чтобы все швы соединялись в одну точку. Набиваем синтепухом. Выкраиваем обтяжку головы, соблюдая направление долевой нити.

 

Сборка

9.

Пришиваем ножки. Для этого на теле и ножках намечаем точки соединения, проверяем симметричность. Ножки пришиваем длинной иглой с суровой нитью в два сложения при помощи пуговок. Начинаем сшивание справа налево, иглу вводим в отверстие пуговки, затем в ножку, соблюдая направление ноги, прокалывая ногу насквозь, затем в тело, прокалывая насквозь, затем во вторую ножку и в пуговку. Иглу протягиваем каждый раз, оставляя небольшое количество нити между деталями. Разворачиваемся и проделаем все действия в обратную сторону. Игла должна выйти в той ножке, с которой начинали во втором отверстии пуговки. Теперь убираем иглу, и аккуратно затягивая нити, притягиваем все детали, так чтобы ножки встали на намеченные места. Нить связываем двойным узлом. Длинные концы нитей прячем при помощи иглы в тело.

 

10.

Ручки пришиваем таким же способом только без пуговиц, и ручки не прокалываем иглой насквозь, а зацепляем ткань вместе с синтепухом.

 

11.

Переходим к голове. Обтяжку одеваем на тело куколки, так чтобы нижняя часть обтачки хорошо натянулась на шейку. Для этого обтяжку одеваем на верхнюю часть тела лицевой стороной внутрь, совмещая швы на обтяжке и на теле. Прикалываем все булавками, чтобы зафиксировать. Затем на основе головы выбираем место для личика, т.е. наиболее ровное и красивое, затем основу насаживаем на шею так, чтобы от плеч до предполагаемой головы осталось место для шейки (1-1,5 см) намечаем линию. Пришиваем основу головы к туловищу при помощи длинной иглы и суровой нити в два сложения. Иглу с нитью вводим в макушку основы и выводим в области шеи (отверстии) затем прокалываем иглой шею по намеченной линии, так чтобы проколы были по бокам, затем иглу вводим в отверстии основы головы и выводим в макушке. Нить протягиваем так, чтобы затем можно было завязать оставшиеся концы нити на макушке двойным узлом.

12.

Формируем личико при помощи утяжки нитью, так чтобы образовались щечки. При помощи иглы для валяния и шерсти валяем щеки, носик, губки и подбородок. Получается смешная основа, на которую мы натягиваем обтяжку снизу вверх, аккуратно не деформируя привалянные детали. Хорошо натянутую обтяжку прикалываем булавками на макушке, лишнюю часть ткани обтяжки отрезаем, и по краю пришиваем к основе.

 

13.

Опять при помощи длинной иглы и прочной нити делаем утяжку, формируя личико. Делаем проколы в области губок, нить выводим на макушке, завязываем каждый раз на двойной узел. Затем в области глаз, чтобы сделать углубления. Аккуратно натягиваем обтяжку.

 

Одежда для куклы

14.

Измеряем обхват тела под ручками у куклы и длину от шеи до пяток, выкраиваем русскую рубашку.

Стачиваем детали кроя, как указано на схеме, предварительно обрабатываем край рукавов кружевами и тесьмой.

Стачиваем палики со станушкой со стороны спинки, а затем со стороны переда. Притачиваем края рукавов к основе рубахи, совмещая намеченные линии. Стачиваем боковые швы, начиная с рукавов, совмещая линии. Обрабатываем нижний край рубашки швом вподгибку с закрытым срезом. Горловину обрабатываем тесьмой, так чтобы можно было затянуть.

 

15.

Выкраиваем сарафан по обхвату тела и длине от подмышек до пяток. Крой сарафана получается в виде колокола с одним швом, который мы обрабатываем красивой тесьмой. Так же тесьмой обрабатываем верхний край сарафана и пришиваем бретельки. Низ обрабатываем швом вподгибку.

 

16.

Черевички или сапожки шьем из того же материала, что и сарафан. Выкройку делаем сами. Обводим ступню, прибавляя по 1-2 мм – это подошва.

В

Внутреннийкрай

ерхняя часть кроится по ножке. Ее выкраиваем по косой по две детали на каждый сапожок. Стачиваем по внутренней вогнутой части лицевой стороной внутрь, начиная с боковых швов, выворачиваем, утюжим, прокладываем строчку по обработанному краю. Подошву кроим из картона по две детали на каждую ножку. Одну деталь обтягиваем тканью, используем клей, ко второй детали аккуратно, совмещая намеченные линии, приклеиваем верхнюю часть. Соединяем верхнюю часть черевичек с подошвой, склеивая горячим клеем.

Одеваем сапожки на ножку, заднюю часть черевичек, по боковым швам, аккуратно подшиваем вручную потайным швом.

 

17.

Одеваем нашу куколку. Сначала рубашку, затягиваем при помощи тесемочки горловинку. Одеваем сарафан. Одежда готова.

 

Оформление головы.

18.

Для волос используем шерсть для валяния.

Шерсть отрываем нужной длины, для этого просто прикладываем шерсть к голове, так чтобы она охватывала голову и оставляя нужной длины, как нам хочется, для оформления косички.

 

19.

Шерсть приваливаем к голове, имитируя пробор и зачес для косы. Из свободных краев, заплетаем косичку. Край косы оформляем бантом

 

20.

На голову выкраиваем тесьму или повязку.

Традиционный девичий головной убор не был предназначен для того, чтобы закрывать макушку обладательницы. Он оставлял достаточно большую часть волос открытой. С самых ранних лет девочки на Руси носили обычные тесемки, сделанные из материи.

 

21. Рисуем личико, это самое кропотливое из всех работ, т.к. можно сделать как красавицу так и испортить всю сою работу.

Сначала аккуратно, используя только глазомер и термоисчезающую ручку, намечаем глазки и ротик. В намеченных местах делаем утяжку при помощи прочной, но мягкой нити. Для этого иглу вводим в намеченной точке, выводим на макушке, нить вытаскиваем из иглы, оставляя конец один на макушке, другой со стороны лица и вставляем его в иглу. Теперь нам нужно ввести иглу, отступая 1-2 мм от сделанного ранее прокола и достать опять на макушке. Получилось два конца нити, которые мы пока не завязываем. Аналогично проделываем со всеми намеченными точками. После проделанной работы, затягиваем одновременно и аккуратно нитки в местах глаз ориентируясь на ощущения, так чтобы было красиво и завязываем на узлы, концы прячем при помощи иглы в мягкую часть головы.

Все, тоже самое, проделываем с утяжкой губ, аккуратно чтобы все было симметрично.

22.

Осталось придать естественность лицу куколки. Используя карандаши, аккуратно при помощи ватных палочек, наносим тени в местах углублений для глаз серо-коричневым цветом. Рисуем губки красным карандашом. На щеки наносим румяна кистью. В места углублений для глаз вклеиваем черные пластиковые глазки при помощи пинцета и суперклея. К глазкам приклеиваем реснички. Все делаем аккуратно и симметрично.

 

Результат работы

Заключение

Экономическая оценка изделия

№ п/п

Статья затрат

Сумма (руб.)

1

Сырье, основные и вспомогательные материалы

325 рублей

2

Расчет износа инструментов и принадлежностей

1 руб.

3

Амортизация оборудования

21 руб.

4

Расход электроэнергии

15 руб.

Итого: 362 рубля

Аналогичное изделие в интернет - магазине «Ярмарка мастеров» стоит 3600 рублей.

Экономия: Эк = См – Ссв

Эк = 3600 – 362 = 3238 рублей.

Вывод:Изделие, выполненное мною, гораздо дешевле аналогов в интернет - магазинах и ничем не отличается от кукол мастеров.

Натуральные х/бумажные ткани на тело и для одежды куклы экологически безопасны. Правильное использование инструментов, швейной машины во время работы не принесли вреда моему здоровью. От работы я получила удовольствие.

Работая над темой проекта, мы выяснили, что куклы сопровождают человека в течение всей его жизни, Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Во все времена кукла служила интересам не только детей, но и взрослых, олицетворяя богов и идолов, служа оберегом и талисманом, являясь законодательницей моды.

Куклы бывают разными: по происхождению, по изготовлению, по применению. Кукла играла большую роль в жизни людей в разные исторические времена в разных странах. Меняется время, люди, меняются и технологии изготовления кукол, но неизменным остается одно - кукла по-прежнему остается любимой игрушкой не только для девочек, но и для взрослых.

Мне очень понравилось шить куклу, я осталась довольна результатом. В дальнейшем я хочу продолжить творить таких кукол. Рекомендую попробовать и вам – очень интересно!

Реклама

Есть иголка у меня,

ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас,

из лоскутьев пёстрых,

Я лицо ей разрисую

красками цветными

И волшебное сама

выдумаю имя.

Перед вами кукла Маруся -

моя лучшая подруга.

Все секреты поглощает,

Их надежно сохраняет.

Куклу сшила я сама

Ручками умелыми.

Если вам нужна такая,

Закажите, сделаю!

Литература

  1. 1. Артамонова Е.В. «Куклы». – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, Изд-во

  2. ЭКСМО – МАРКЕТ, 2000г., 124 с

  3. 2. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. – М.: Просвещение,

  4. 1979г., 67 с

  5. 3. Князева Е. И «Мир кукол», Санкт-Петербург 2002г., 52 с

  6. 4. Ковычева Е.В. «Кукла в диалоге культур», Ижевск 2003г., 74 с

  7. Интернет - источники

  8. 5. Материалы с сайта http://mirtilda.ru

  9. 6. Материалы с сайта http://www.rustoys.ru/zakroma/Kenunen.html

  10. 7. Материалы с сайта http://rodonews.ru/news_1298714799.html

Просмотров работы: 40