Введение
В нашем городе регулярно (5 раз в год) проводится культурно-развлекательное мероприятие «Open space market», где художники, дизайнеры, мастера со всей России показывают свои творения. В декабре 2023 мы с семье не пропустили это событие. На этой ярмарке были представленные необычные, ажурные, ни на что не похожие изделия ручной работы. Оказалось, что это кружево, сплетенное специальными палочками. Мастерица рассказала мне о своих изделиях. Я настолько была вдохновлена этими ажурными воротничками, что мне захотелось как можно больше узнать об этом искусстве и даже научится создавать что-то подобное.
Объект исследования: Рыбно-Слободское художественное кружевоплетение как вид традиционного прикладного искусства России.
Предмет исследования: история формирования рыбно-слободского художественного кружевоплетения и стилистическое своеобразие его произведений
Цель: выявить стилистические особенности рыбно-слободского кружевного промысла, его формирование и современное состояние.
Задачи:
-изучить формирование рыбно-слободского художественного традиционного кружевоплетения
- ознакомиться с развитей рыбно-слободского художественного кружевоплетения
-провести анализ современного состояния рыбно-слободского кружевного промысла.
- рассмотреть традиционные орнаменты рыбно-слободского художественного кружевоплетения
- создать кружевную брошь, используя традиционные мотивы рыбно-слободского художественного кружевоплетения
Методы исследования:
Теоретические - анализ литературы по теме художественное кружевоплетение, систематизация, обобщение, классификация.
Эмпирические - рассматривание, изучение фотоиллюстраций.
Практические – создание кружевной броши
Степень изученности – при написании курсовой работы были использованы труды ведущих специалистов в области традиционного народного промысла: Давыдовой С. А., Климовой Н. Т.,Сорокиной М.А, Фалеевой. В. А.
Структура работы состоит из введения, двух основных глав, пяти параграфов, заключения, приложений с литературой и интернет – источником
Глава 1.Теоретическая часть
Исторический процесс развития художественного кружевоплетения.
Народные художестенные промыслы – особый вид творчества русского народа и часть национальной культуры. В них прослеживается многовековой опыт художественного восприятия мира, традиции, отражающие своеобразие культуры.
Художественное кружевоплетение – одно из уникальных направлений декоративно прикладного искусства и народно - художественного промысла, которое применяется для украшения одежды и интерьера. Кружево представляет собой ажурное переплетение нити с помощью деревянных палочек - коклюшек, не имеющее тканевой основы
Родиной коклюшечного кружевоплетения являются страны Европы – Бельгия, Германия, Италия, Франция и другие. В России кружево было привозным. Собственное кружевоплетение появилось лишь во второй половине XVII века.. Промысел развивался в мастерских царского двора, боярских светлицах, монастырских кельях. Плели кружево из золотых, серебряных нитей. Украшали блестками, звездочками. Было популярно кружево «саженное» или «низанное» жемчугом. Выплетали кружево как из дорогих шелковых нитей, привезенных из – за границы, так и из простой льняной нити. Кружево было признаком роскоши, красоты и благосостояния. Золотым кружевом оформляли торжественную царскую, боярскую и церковную одежду. Без внимания не оставляли предметы светского и церковного обихода. Для украшения народной одежды плели более дешевое и доступное мерное кружево.
В XVII веке кружевоплетение вырастает в крупнейший кустарный промысел. К XVIII – веку славились кружевницы Галича, Ростова Великого, Калязина, Торжка, Рязани, Михайлова, Балахны, Орла, Ельца и других городов России. Плели кружево в Новгородской, Вятской и Петербургской губерниях. Для каждого центра кружевоплетения характерны определенные признаки стилистических особенностей, колорита, орнаментальности и сюжетных трактовок. Формируются неповторимые приемы плетения, узоры, формы изделий, которые позволяют различать произведения этих центров, уверенно определять, в каком регионе России и в какое время создано кружево.
1.2. История становления и развития Рыбнослободского художественного кружевоплетения
Кружевоплетение на территории Казанского края получило развитие во второй половине XIX века в с. Рыбная Слобода Лаишевского уезда. Это было связано с переселением русских из Рязани, Вятских и Новгородских земель. Переселенцы привнесли свои культурные традиции, обычаи, занятия. А в дальнейшем, под влиянием особенностей местной культуры получили новое развитие.
Кружевоплетением занимались девочки, девушки и женщины. Девочки начинали заниматься плетением с 7-8 лет. Кружевным промыслом были заняты более 400 мастериц.
Рыбная Слобода являлась центром торговли, поэтому кружева раскупались татарами, чувашами, марийцами для отделки головных уборов.
Здесь плели мерное, многопарное, сцепное кружево.
Кружевницы за плетением
Наивысший расцвет Рыбно-Слободского кружевоплетения было связано с помещицей М.С.Донуаровой. Она была искусной мастерицей, а также имела свою мастерскую, где плели кружева крепостные, созданные по ее рисунку.
Портрет Марии Сергеевны Донуаровой.
После смерти Марии Сергеевны Донуаровой деятельность продолжила ее дочь- Е.И.Донуарова. Под ее влиянием изменились не только узоры, но и функциональное значение кружева. Ранее плели прямые полосы для концов полотенца, а теперь же: отделки для носовых платков, накидки для подушек, покрывала, зонты. Донуарова поддерживала мастериц, выдавая оплату вперед; делала заказы и следила за качеством изделия. Здесь впервые в России применяли разделение труда: одно изделие по частям плели разные кружевницы, а потом сшивали части между собой. Такой подход способствовало увеличению скорости выполнения изделия.
С 1892 обучали мастериц кружевоплетению при Рыбно-Слободинской художественно-ремесленной мастерской .
В начале XX в. в кружевоплетении прослеживаются такие тенденции: утрата изящных приемов в плетении; подражание новым образцам машинного кружева; использование не качественных материалов - все это обесценивало работу кружевниц.
После 1920-1930-х годов кружевоплетение в Татарстане идет на спад. Это связано с не востребованностью кружева на внутреннем рынке.
Возрождение промысла началось с 2009 года. Этому поспособствовали Альбина Обрезкова, которая изучила историю кружевоплетения Республики Татарстана, освоила приемы плетения и обучила желающих. А также Фаридания Ахметзянова, которая разработала проект по возрождению кружевоплетения на месте его традиционного бытования.
Сейчас в Рыбной Слободе действует студия «Возрождение», где изучают, восстанавливают и развивают рыбнослободское кружево.
1.3. Отличительные особенности художественного кружевоплетения Рыбной – Слободы
Для Рыбно-слободского кружева характерны геометрические мотивы: квадрат, розетка, волна, ромб. Не мало важно значение имели и растительные орнаменты. Самый распространенный это «V»- образное древо двух-трех, иногда и четырёхъярусное, вписанное в ромб.
Кружевницы для тех или иных узоров придумали интересные и самобытные названия: «речка, городок, сетка, змейка, поле, лапка, лимоны, четыре ягодки, сосновый бор, пава за павой»
Кружевные композиции строятся по «косой сетке», определяющей широкое распространение изображения ромба. А также последовательное чередование мотивов в горизонтальной полосе; композиция, напоминающие лучи звезды; композиция в виде букетов из древа. Расположенных симметрично по центру.
Для кружевоплетения Рыбной Слободы характерна симметричность узоров, реалистичная трактовка древа. Художественные приемы близки к мотивам искусства казанских татар ( резьбу по камню, кожаной мозаике)
Кружевной мотив
Кружевницы в плетении использовали преимущественно белые, кремовые, серые цвета ниток. Графичность рисунку придавала скань более светлого оттенка или же голубого цвета.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Технология плетения кружева
Изучив особенности Рыбно-Слободского художественного кружевоплетения, мне захотелось познакомиться с технологией плетения кружева.
Первый этап – создание рабочего места. Необходимо подготовить обрудование, инструменты, материалы. К оборудованию относятся:
Подушка - валик, туго набитый соломой, сеном или опилками, служащий для закрепления сколка-рисунка и коклюшек.
Подставка - представляет собой две деревянные рамы, соединённые болтами, служат для поддержки валика.
Колкюшки-деревянные палочки, состоящие из головки, шейки и ручки. Шейка предназначена для намотки нити. Могут быть изготовлены из различных пород дерева, например, береза, ясень, дуб, клён, липа и т.д. От выбранного материала зависит звон, вес и запах коклюшек.
К инструментамотносятся:
Ножницы-хорошо заточенные, часто используют маникюрные. Предназначены для срезания нитей.
Крючок-это тонкий металлический инструмент, размером 0,5 – 0,7мм. Предназначен для выполнения сцепок, зашивок и сшивок.
Накол- это деревянный колышек, в который вставлена швейная игла).
К материалам относятся:
Сколок-технический рисунок кружева, с нанесенным на него контуром узора и точками оплета булавок. Отражает важные технологические приемы, которые помогут исполнителю изделия в работе. От качества разработанного сколка зависит скорость и качество выполняемого изделия);
Булавки-типа «гвоздики», служат для закрепления кружева на сколке.
Нитки для плетения(мулине, хлопок и т.д)
Свое обучение я начала с освоение самого важного и несложного элемента – плетешок. Это туго сплетенный двумя парами коклюшек шнурок, похожий на косичку.
Мне показали как плести. Нужно повторят 2 простые операции: перевить и сплести, таким образом пары меняются местами.
Освоив технологию плетния плетешка на «отлично», приступила к изучению полотнянки. Полотнянка – плотное переплетение нитей, где имеются долевые и ходовые пары. В этом элементе используется уже 6 пар коклюшек.
В верхние точки сколка ставятся булавки и навешиваются 6 пар коклюшек. Ходовая пара поочередно сплетается с долевыми нитями, а потом ставится булавка, которую тоже нужно оплести.
2.2 Создание кружевной броши
Познакомившись с основными элементами плетения, под руководством своего преподавателя, стала плести кружевной сувенир.
За плетением кружевного сквенира
За основу вязла мотив древа.
Для своего изделия подобрала традиционный для многих кружевных центров бежевый цвет. В плетении использовано 6 пар коклюшек. Основной орнамент плела полотнянкой без перевива пар, а в заполнении- плетешок и паучок. Были сложности в закидке. Это такое место, где орнамент извилистый. Там необходимо сцепляться с помощью крючка. В этом мне помогала моя руководительница.
За плетением кружевного сувенира
На плетение сувенира я потратила около 12 часов. Плела каждый день по несколько часов. Говорят, что для кружевницы важна скорость исполнения. Но я пока еще только учусь. Думаю, что в следующий раз я быстрее справлюсь с этой задачей.
Процесс плетения сувенира
В целом я довольна результатом. Кружевной сувенир оформила в рамочку. И теперь такое произведение декоративно-прикладного искусства украшает мою комнату.
Кружевной сувенир
Заключение
При выполнении работы я рассмотрела историю кружевоплетения, познакомилась с отличительными особенностями художественного кружевоплетения Рыбной Слободы, изучила основные приемы плетения. И еще раз убедилась, что изделия, созданные своими руками несут в себе частичку любви, радости и человеческого тепла.
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы положительно влияют на развитие человека: воспитывает эстетически, тренирует внимательность, развивает усидчивость, отрабатывает аккуратность, улучшает мелкую моторику, развивает воображение, мышление и фантазию.
Плести кружево - увлекательный процесс, когда методом проб и ошибок, получается необычайной красоты изделие. Благодаря искусству кружевоплетения я приобрела огромный опыт в изучении истории, что немало важно. А самое главное- научилась плести коклюшками ажурное кружево.
«Не запрещай себе творить, пусть иногда выходит криво.
Твои нелепые мотивы никто не сможет повторить» М.Цветаева
Список литературы
Давыдова С. А. Русское кружево и русские кружевницы. - СПб.: Типография А. С. Суворина, 1892. – 324 с.
Давыдова С.А. Кружевная промышленность // Русское народное искусство на второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 году. – М.: Букинистическое издание, 2008. – 218 с.
Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных произведений. Цветное коклюшечное кружево. – М.: Изобразительное искусство, 1991. – 224 с.
Работнова И. П. Русское народное кружево. – М.: КОИЗ, 1956. – 113 с.
Разина Т.М. Русское народное творчество. – М.:Изобразительное искусство. 1962. – 255 с.
Сорокина М.А. История художественного кружевоплетения в России. – СПб.: Первый издательско –полиграфический холдинг. 2009. – 63 с.
Третьякова Е. И. Техника кружевоплетения. – СПб.: Лениздат. 1995. – 159 с.
Фалеева. В. А. Русское плетеное кружево. – Л.: Художник РСФСР. 1983. – 336 с.