Книга «Русская кукла»: музейный гид для детей

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Книга «Русская кукла»: музейный гид для детей

Сапова А.С. 1
1МКОУ "СШ с углублённым изучением отдельных предметов города Жирновска"
Прокопенко В.В. 1
1МКОУ "СШ с углублённым изучением отдельных предметов города Жирновска"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность.

Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Сохранение, восстановление и приумножение богатств народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе. Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к Родине, является благодатной почвой для художественного творчества.

Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети». С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Она носитель народной культуры и родовой информации.

Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местными традициями, национальной культурой. Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Народная тряпичная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических, мифологических знаний. Эта игрушка по-своему уникальна, содержит символические знания предыдущих поколений. Кроме всего прочего, народная тряпичная кукла – это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну.

Обоснование темы выбранного проекта.

Я решила разработать проект «Мини-музей в книжке «Русская кукла» для приобщения детей к истокам русской национальной культуры, возрождения традиции изготовления народной куклы. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Без глубокого познания народной культуры невозможно заложить новые духовные ценности.

Цель проекта: Созданиемини-музея в книжке «Русская кукла» для учащихся начальной школы с использованием цифровых технологий.

Задачи:

  1. изучить историю русской народной куклы, выделить значение и особенности видов;

  2. изучить процесс и этапы изготовления детских книг;

  1. проанализировать собственные возможности в создании книги;

3. разработать макет книги- музейного гида;

4. напечатать и опубликовать книгу;

5. создать проект и проанализировать результаты работы.

Новизна проекта заключается в освоении способа создания печатных и электронных книг с использованием ресурсов Интернет, в использовании учебных пособий нового формата для организации закрепления полученных знаний во внеурочной деятельности, при проведении внеклассных мероприятий. Получение опыта педагогической деятельности в рамках профессиональной пробы по профессии «Учитель», «Педагог дополнительного образования», а также «Редактора», «Верстальщика» и «Художника».

Основная часть

1.1. История русской народной куклы

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая.

Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира.

Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Разве можно выбросить родительскую любовь? Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют злых духов.

Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие «обязанности».

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет куклу уже могла делать любая девочка и мальчик.

Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Умение ребенка оценивали взрослые.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

    1. Виды и назначение русских кукол

Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол.

Игровые куклы. Так, среди видового разнообразия народной куклы можно выделить кукол, которые соотносятся с определенными возрастами. Например, кукла-пеленашка делалась для деток до 1-го года. Сюда можно отнести и русскую народную куклу «Младенчик».

Обережные куклы. Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Сюда относятся куклы Желанница, Зольная кукла, Берегиня рода, Лихоманки, Куватки, Неразлучники. Кукла Зерновушка символизировала благополучие и достаток в доме. День и Ночь – куклы, оберегающие дом. С переменой времени суток, члены семьи разворачивали куклу той или иной стороной. В подарок на именины делали куклу Ангелочка.

Обрядовые куклы. Во многих обрядовых действиях славян используются куклы. Так, во время празднования календарных праздников куклы сжигаются, закапываются в землю, топятся в воде как символ, как бы отправляются в другой мир. Веснянка – кукла с яркими лентами в волосах, символизируют праздник весеннего равноденствия. Куклы Масленица, Вербница, Купавка, Коляда.

    1. Современные подходы к музейной педагогике

В настоящее время музей - это не только место, где хранятся законсервированные остатки и свидетельства прошлой жизни, но это учреждение, которое позволяет современным людям прикоснуться к истории. Современный музей использует новые формы работы с посетителями (реконструкция, моделирование), так как традиционные формы: экспозиция, экскурсия всё меньше пользуются спросом у населения, особенно у молодёжи. Меняется формат услуг. Например, часть информации предоставляется в электронном виде. Музей - это сложная система, включающая в себя множество подсистем, которые должны работать слаженно на единый результат.

В последнее время музей меняется, появляются новые формы работы, что ведёт к новым формам использования музейных предметов. Сегодня создается новый формат источников - цифровое наследие. Цифровое наследие - это запечатление информации о материальных и нематериальных культурных ценностях вне зависимости от судьбы их оригинального носителя. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, исследователи рекомендуют обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

    1. Способы создания книг

Как рождаются книги сегодня? Автор сочиняет текст книги – рукопись. Пройдёт время, и рукопись превратится в книгу. Автор (писатель) передаёт рукопись издателю, который принимает решение о создании книги. Но прежде, чем книгу напечатают, её прочитает редактор, который посоветует и подскажет, как сделать книгу лучше.

Дальше рукопись попадает в руки корректора, который исправляет ошибки в тексте. Также над рукописью работают верстальщик и художник. Верстальщик создаёт макет страниц будущей книги на компьютере. Художник придумывает иллюстрации (рисунки) к тексту, оформляет обложку книги.

Следующий этап – типография. Печатник в типографии печатает текст книги на больших листах. Эти листы разрезает резчик, а переплётчики переплетают листы вместе с обложкой. Готовый тираж возвращается в издательство, оттуда попадает на оптовые базы, а затем – на прилавки магазинов.

Алгоритм создания книги:

- выбор текста для книжки;

- редактирование и корректировка текста;

- подбор материала, из которого будет изготовлена книга;

- выбор способа крепления;

- оформление обложки, титульного листа;

- оформление страниц (размещение текста и иллюстраций);

- корректировка макета книги;

- печать книги.

Программы для создания книги.

Microsoft Word — базовая программа с огромным набором рабочих инструментов, способных помочь и с проверкой правописания, и с форматированием, и с редактированием. Кроме текста, можно работать с изображениями, использовать шаблоны, вставки, ссылки и многое другое.

LibreOffice — программа, конкурирующая с Microsoft Office. Функционал у них очень похожий, но если первый сервис нужно покупать, то LibreOffice — бесплатная программа! Её можно использовать для работы с документами, базового редактирования текстов, создания презентаций, просмотра электронных таблиц и работы с ними.

Google Docs - функционал скромнее, но интерфейс гораздо удобнее и понятнее. Плюс огромное преимущество — это возможность работать по сети. То есть не нужно носить с собой флешку с документами, можно работать со своими файлами с любого устройства, подключённого к интернету. С одним документом одновременно может работать несколько человек. Это очень удобно при редактировании.

Word Online — программа, разработанная в качестве альтернативной сетевой версии любимого Офиса. Она позволяет полноценно работать с документами: просматривать, вносить правки, создавать новые документы, открывающиеся в стандартном Office. Большой плюс этого сервиса — возможность работать в онлайне бесплатно. Также можно открывать доступ к файлу одновременно нескольким пользователям, чтобы вместе вносить правки и замечания.

MicrosoftPowerPoint – программа для создания компьютерных презентаций, представляющих собой определенную последовательность слайдов с графическими иллюстрациями, диаграммами, таблицами и т.п.

1.5 Дизайн-проект книги-музейного гида

Специалисты различных областей изучают воздействие книги на ребенка. Проводятся исследования взаимосвязи между различными элементами книги, рассматривается особенности визуального восприятия книги в целом. Важную роль отводят единству эстетических, познавательных и нравственных элементов в детской книге.

Основополагающим моментом при формировании концептуальной модели оформления книги, структурных элементов учет: возрастной группы на которую ориентирована данная книга, изучения особенностей восприятия целевой группы, определение жанра и его развивающих характеристик, изучение взаимодействия иллюстрации и текста, функционального назначения.

Одним из главных моментов при проектировании и книги является учет особенностей развития ребенка на конкретном этапе его становления, особенностей его восприятия. На основе проектной концепции приступая к разработке макета иллюстрированной книги, необходимо проанализировать проектные проблемы, и найти пути решения проектных задач.

При создании иллюстраций нужно учесть несколько факторов: проблема уникальности образов в иллюстрациях; узнаваемость (особенность) книги – это нестандартное решение формой, колоритом, привлекательной для читателя; воспитательный эффекта иллюстрации.

Важно при оформлении книги выбрать легко читаемый шрифт, а также подобрать соответствующий размер. Объем текста должен быть равен объему иллюстраций, или же быть меньше для большей наглядности содержания.

Важнейшим элементом детской книги, является красочность. Яркие цвета привлекают детей, чем создают позитивный эмоциональный настрой. Цвета должны быть не раздражающими, достаточно насыщенные, но не ядовитые. Применение в иллюстрирование только спектральных цветов, будет пестрым с трудноразличимыми элементами. Разнообразие оттенков обогатит изображение, сделает его желанным разглядывать, а также расширяет декоративные возможности автора.

Очень важным моментом является учет эргономических характеристик при проектировании книжного продукта: удобства, комфорта, безопасности при эксплуатации книги. Согласно концепции книги и для безопасности детей книга не должна предполагать острых углов, а все детали должны быть надежно пришиты. Ее конструкция должна быть сделана из экологически безопасного и прочного материала.

Процесс создания дизайн проекта включает три этапа:

  1. Первый этап создания дизайн проекта предполагает поиск композиционного решения, разработка вариантов обложки и тематических разворотов.

  2. Второй этап предполагал разработку вариантов дизайна основных страниц.

  3. Третий этап создания проекта предполагал выполнения сборки макета книги в единое целое.

1.6 Сбор и обработка информации

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что дети шести – семи лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение их становится более целенаправленным и сознательным. Именно в этом возрасте происходит активное совершенствование ролевых взаимодействий и познание социального мира, следовательно, он является наиболее благоприятным для приобщения к культуре своего народа. В народной культуре заключен ценнейший опыт воспитания, опыт передачи этнокультурных традиций от старших поколений младшим посредством такого педагогического инструмента, как народная игрушка.

В специальной литературе все темы раскрыты достаточно подробно, но рассчитаны на взрослого читателя. Однако, данные книги могут послужить хорошей теоретической основой для создания книги для детей.

1.7 Разработка макета книги-музейного гида

Я разрабатывала макет книги в программе Microsoft PowerPoint.

1 . Открыть Microsoft PowerPoint. Он откроется на титульном листе в альбомной ориентации. 2. Первое, что нужно сделать, это изменить макет бумаги. Вы можете перемещаться по всему в строке меню. Дизайн > Настройка страницы. Откроется всплывающее окно. Потяните раскрывающийся баннер, Размер слайдов для и выберите Letter Paper или A4 (зависит от вас). Рядом с Ориентацией отметьте Портрет. Нажмите «ОК».

Можно взять несколько фотографий из Интернета и сохранить их. Картинки — это стандартные фото, которые есть у Microsoft. Формы - фигуры всех размеров, стрелки, линии, выноски, блок-схемы, звезды и баннеры. Курсором перетащить в соответствии с желаемым размером. Можно изменить его размер и изменить цвета, используя Инструменты рисования > Формат.

Можно начать писать свою книгу. Верхний и нижний колонтитулы — использовать, чтобы поместить метки, такие как название книги, в верхний колонтитул и страницы в нижний колонтитул. WordArt –стандартный дизайн текста, простые форматы, которые можно изменить по цвету. Можно скопировать или  Дублировать, просто отметить слайд, скопировать и вставить (Ctrl + C, Ctrl + V).

Сохранить свою работу! Нажать кнопку Office в верхнем левом углу окна. Откроется выпадающий баннер. Если нужно отредактировать книгу позже, Сохранить как > Microsoft Powerpoint и легко вернуться к работе. Но если работа закончена, Сохранить как > PDF или XPS Лучше сохранять файл в двух форматах: Microsoft Powerpoint, PDF. Чтобы опубликовать свою книгу в Интернете, выбрать платформу, на которую нужно загрузить файл книги в формате PDF .

1.8 Особенности создания виртуального мини-музея

Сегодня глобальный доступ к ресурсам культуры рассматривается как одно из важнейших проявлений культурного разнообразия. В рамках национальных музейных сетей разрабатываются специальные программы технического содействия и обучения в области разработки веб-сайтов и онлайновой презентации коллекций.

При этом виртуальная музейная экспозиция строится как последовательность открывающихся «окон» и «ссылок». В связи с этим среди создателей сайтов все настойчивее утверждается понимание того, что музейные страницы должны быть, прежде всего, ориентированными на пользователей: полная информация, четкая и прозрачная информационная архитектура, эффективные средства навигации.

Создание сайта состоит из следующих этапов:

1. приобретение имени сайта (доменное имя);

2. приобретение места для сайта (аккаунт);

3. создание страниц для сайта;

4. регистрация сайта в поисковых системах Google, Яндекс;

5. продвижение сайта.

Для мини-музея нужен сайт, который будет соответствовать следующим требованиям: бесплатно; без рекламы или с «незаметной»; доступность; хороший (понятный) конструктор; проверенный другими пользователями. При выборе сайта было исследование возможности создания на различных платформах с помощью конструкторов. При выборе учитывалось мнение и отзывы о сайтах в Интернете, личный опыт одноклассников в создании сайтов. У каждой платформы есть бесплатный тариф — можно на практике попробовать каждый вариант.

Главным преимуществом при выборе сервиса для образовательного веб-квеста будут: бесплатный доступ, несложность в работе, доступность для детей. По основным параметрам подошел сайт Google: полностью бесплатный, простая синхронизация с другими приложениями от Google, легко работать.

Многие пользователи не используют этот сайт, так как он не подходит для заработка, мало тем на выбор, небольшой функционал. Учитывая, что сайт мини- музея создается не для продаж товаров и будет использоваться одна тема, данный сайт подойдет для создания музея. Моя печатная книга – музейный гид будет связана с мини-музеем через QR -код или по ссылке доступа https://goo.su/zTgwNeZ

Расход на печать книги

Печать в типографии данной книги стоит 850 рублей, с учетом прошивки, качества бумаги, особого оформления верхней обложки.

Я печатала дома на цветном принтере, экономия 650 рублей. В типографии мне скрепили книгу при помощи пластиковой «спирали», что обошлось в 200 рублей.

Для определения стоимости такой же книги я просмотрела книжные Интернет-магазины. В среднем стоимость – 3000-3500 рублей в зависимости от оформления. Если бы я продавала книгу, она бы стоил 2257 рублей, с экономией в 743 рубля. Но так как я изготавливала её самостоятельно, оплату труда педагогу и печать частично могу не учитывать.

Книга обошлась мне 407 рублей, с учетом затрат на краску домашнего принтера, работу на ноутбуке, оплаты на прошивку пластиковой «спиралью» в типографии.

Заключение

То, что пришло к нам через века и не утратило своей красоты, должно изучаться и передаваться из поколения в поколение. Как показал опыт, дети с большой заинтересованностью относятся к истории народной куклы, ее эстетическим и технологическим особенностям, традициям, обрядам и обычаям русского народа.

С возрождением интереса к народным традициям и ремеслам перед педагогами ставится задача использовать опыт многих поколений для формирования национальной компетентности учеников. Данный творческий проект может быть использован воспитателями дошкольных организаций, школьными учителями в процессе подготовки к программным урокам, внеурочным занятиям, а также для проведения внеклассных фольклорных мероприятий.

Я получила опыт в разработке книги с использованием цифровых технологий, что пригодиться мне при подготовке к урокам в будущей педагогической деятельности, прохождения профессиональной пробы социально-педагогического класса, обучении в высшем учебном заведении.

Список источников информации

1. Берстенева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. - Белый город, 2013.

2. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология /Г.Л Дайн, М.Н. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007. - 120 с.

3. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы/ З.И. Зимина. – М.,2007

4. Кретова М.А. Лоскуток: методика изготовления тряпичных кукол с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

5. Денисова Т. Народные куклы-обереги. Издательство: Питер, 2005.

6. Неклюдов С. Ю. Живая кукла. Москва, 2017.

Просмотров работы: 22