Театральная кукла в дымковском стиле

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Театральная кукла в дымковском стиле

Ильина С.С. 1Харламова А.А. 2
1Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение "Гимназия № 1 г. Кирово-Чепецка"
2 Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение "Гимназия № 1 г. Кирово-Чепецка"
Мурина Н.Г. 1
1Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия №1 г. Кирово-Чепецка»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В нашей гимназии каждый может выбрать себе занятие по интересу. Есть у нас две любимые студии – краеведческая и театральная. Возможно ли соединить знания, полученные на той и другой студии? Тем более, что в 2024 году город Киров отметит 650-летие. Основными фрагментами украшения города стали орнаменты знаменитой Дымковской игрушки. Поэтому и решили, изучив историю Дымковской игрушки, изготовить кукол в «дымковском» стиле и поставить спектакль. Создать набор по шитью театральной куклы с подробным видео уроком по сборке, чтобы каждый смог прикоснуться к истории Вятского края.

В наше время существует множество разных игрушек. К сожалению, большинство современных детей не знают, что существуют и прославленные народные игрушки, к примеру – Дымковская.

Проблема:

В наше время существует множество разных игрушек. Современных детей практически невозможно чем-то удивить. Совсем немногие знают, что существуют и прославленные народные игрушки, к примеру – Дымковская.

Цель:

  • Создание спектакля и кукольных персонажей в «дымковском» стиле для школьного театра «Ассорти»;

  • Разработка набора для шитья театральной куклы в «дымковском» стиле.

Задачи:

  1. Изучить историю дымковской игрушки.

  2. Узнать историю кукольного театра в городе Кирово-Чепецк.

  3. Изготовить кукол в «дымковском» стиле.

  4. Сочинить и показать спектакль куклами в «дымковском» стиле, сделанных своими руками.

  5. Создать образец набора для шитья театральной куклы в «дымковском» стиле.

Список использованных источников и литературы

1. Дымковские, глиняные, расписные [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

http://dymka.teploruk.ru/article/books/na_rubezhe_stoletii.html

2. Деньшин А.И. О мастерицах Дымкова [Текст] / А.И. Деньшин // Энциклопедия Земли Вятской: сб. статей. – Киров, 2000. – С. 99-115.

3. Менчикова Н.Н. Дымковский промысел на рубеже XX-XXI вв. Проблемы развития [Текст] / Н.Н. Менчикова, М.А. Некрасова // Народное искусство России. Традиция и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции: сб. статей. – Вологда, 2008. – С. 225-228.

4.Менчикова Н.Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность / Н.Н. Менчикова. – Киров : О-краткое, 2017. –198 с.

5. Деммени Е.С. Школьный кукольный театр / Е.С. Деммени. – Пущино : ПНЦ РАН, 2000. –64 с.

6. Киселева Г.Г. Дымковская игрушка на рубеже столетий: фотоальбом /Г.Г. Киселева, С.П. Шаклеин. – Киров : ООО Форекс, 2007. –152 с.

Основная часть

1. Дымковская игрушка – символ Вятского края

Дымковские игрушки – это яркие глиняные игрушки и свистульки, созданные в своем неповторимом стиле. Народный промысел изготовления берет свое начало в XV веке в слободе Дымково, Вятского края, отсюда и название игрушек. Создание игрушек было семейным делом, куда каждый вносил свою лепту.

Изначально Дымковская игрушка представляла собой свистульку, а обычные фигурки стали делать уже позднее. Первые игрушки продавались на особой ярмарке «Свистунье-свистопляске», она проходила после Пасхи в честь тех, кто погиб в Хлыновском побоище. Массовые гуляния сопровождались плясками, песнями и свистом в глиняные свистульки. Первые поделки были совсем простыми и сильно отличались от современных игрушек. Самобытный товар стал пользоваться огромным спросом, поэтому многие семьи решили заняться прибыльным делом. [1]

Традиционные персонажи игрушек это – птицы, животные, всадники, мужики, фигурки женщин: барыни, няньки, подружки в широких юбках и пышных головных уборах. Женские персонажи часто изображались с детьми. Животные в дымковских игрушках больше напоминают фантастических существ. Старейшие глиняные игрушки могли исчезнуть, если бы не Анна Афанасьевна М.. Коренная жительница Дымково научилась ремеслу от матери и пронесла это умение сквозь года. Когда игрушки, изготовленные вручную, были вытеснены фабричными, она единственная, кто продолжал заниматься созданием глиняных фигурок. Алексей Иванович Д. организовывал энтузиастов для возрождения древних традиций, вместе они проводили выставки, издавали альбомы и выделяли средства, необходимые для творчества мастеров. [2; с.100]

«Дымку» лепят из вятской глины красного цвета, смешанной с речным песком. Вначале вылепливают отдельные части, а затем собирают их воедино, сглаживая места склейки, чтобы изделие получилось ровным и гладким. В основном игрушка расширяется к низу для устойчивости. Готовые фигуры сушатся на воздухе несколько дней и отправляются в печь для обжига. Обожженные игрушки для крепости сначала белят, а затем покрывают красками. Дымковская игрушка – это воплощение полноты жизни в самых ярких красках. Самая большая коллекция Дымковских игрушек находится в городе Кирове. [3; с.226]

Дымковские фигурки в большинстве очень яркие и пестрые. Для стойкости росписи использовали краски, приготовленные на яичном желтке, квасе. Для блеска игрушки покрывали яичным белком. Роспись представляет собой контрастный орнамент. Он состоит из простых элементов: кружков, полосок, точек, клетки. Каждый геометрический узор что-то означал: перекрещенные полоски – колодец; волнистая линия – вода; круг со звездой по центру – солнце. Узоры на фигурках берут свое начало в древних оберегах, и природном символизме. Знаки солнца и луны олицетворяли зарождение жизни, ромбы – плодородие. Черная краска применялась только для отдельных мелких деталей, например, глаз или пуговиц. Белый цвет был чаще всего базовым фоном – на него наносили орнаменты. Выбор цвета для росписи имеет определенную символику: белый обозначал чистоту, зеленый – природу, синий – воду и небеса, красный – красоту, силу и здоровье. В Дымковской игрушке не встретить блеклых красок – сочность оттенков призвана передавать всю радость жизни. [4; с.180]

2.История создания театра кукол в г. Кирово-Чепецке

(интервью с Любовью Васильевной Л., руководителем кукольного театра «Буратино»)

«Театр кукол – это сказка, где добро всегда побеждает зло» – Любовь Васильевна Л.

- Любовь Васильевна, добрый день. Мы пишем исследовательскую работу по созданию кукол в дымковском стиле для школьного театра кукол. Говорят, в нашем городе существовал театр кукол. Так ли это?

- Так. Мой театр был любительский, так раньше называли - народный. Его присуждали только достойным коллективам. В нашем городе было два народных театра: один драматический, руководитель была Светлана Николаевна С., другой мой - театр кукол «Буратино».

- Где располагалось первое здание Кирово-Чепецкого театра кукол?

- Отдельного здания не было, а были только комнаты и сцена Дворца культуры «Дружба». С ДК «Дружбы» и началось развитие театра кукол.

- Как назывался этот театр кукол, и кто был его первым руководителем?

- Сначала театр кукол не имел названия. Когда пришла я, молодая и с задором, сказала: «Никаких без названий. У нас будет театр – Буратино». Часть ребяток, которые были у Галины Ивановны Г. (первый руководитель театра), остались в коллективе, остальных я потихоньку набирала. Всему обучала, а потом они уже превращались в костяк коллектива. Спектакли были очень серьезные, большие, потому что задумок у меня было много. Я пришла из профессионального театра, естественно, по-другому я работать не умела.

- Какие спектакли театра «Буратино» — долгожители? Какие больше всего запомнились зрителям?

- Спектакль «Аленушка и солдат» жил очень долго, а кукол для него делала художник Татьяна М.. Думаю, зрителям запомнились спектакли: «Я цыпленок, ты цыпленок», «Волшебная калоша». Вообще, в год мы готовили по два-три новых спектакля.

- Почему сегодня наш «чепецкий» театр кукол никто не хочет возрождать?

- Руководитель самодеятельного театра – это и швец, и жнец, и на дуде игрец. Профессия кукольника требует много знаний и огромного опыта. Невозможно за день научиться работать с куклами. Кроме того, работа кукольника и физически тяжела: подержи-ка куклу на вытянутой руке весь спектакль, а еще нужно говорить за нее, да так, чтобы слышал весь зал. Это человек сможет сыграть любую эмоцию, а у куклы возможности для выражения ограничены.

- Тем не менее, что бы вы поставили сейчас для Кирово-Чепецка?

- Постановку для маленьких зрителей. Когда я наблюдала за детьми из-за ширмы, то видела, насколько они искренне все воспринимают, как живо реагируют. Правда, современным детям те спектакли, что были раньше, уже кажутся скучными, потому что они сегодня привыкли к динамике, а в театре кукол важно сопереживание. Должна сказать, что в последние годы заметно упал интерес зрителя к куклам.

- Как вы считаете театр кукол - это развлекательное зрелище, искусство или воспитательный процесс?

- И развлекательное зрелище, и искусство, и познавательный, и воспитательный, и много-много всего. Он учит детей доброте. Я старалась ставить спектакли, в которых добро обязательно побеждает зло. Мне хотелось, чтобы дети радовались, хлопали в ладоши от счастья, и выходили добрыми-добрыми.

- Мы сочинили и поставили свой спектакль с интересными куклами, сшитыми своими руками, в «дымковском» стиле. Приглашаем вас на премьеру. Придёте?

- Конечно приду! Я очень рада, что такие юные ребята желают возродить интерес к театру кукол.

Полный обзор интервью вы можете увидеть, отсканировав QR-код.

3. Результаты анкетирования

В ходе исследования было проведено анкетирование (Приложение 1). В нём приняли участие 113 учащихся Гимназии №1 города Кирово-Чепецк в возрасте 7-9 лет, из них 44 мальчика и 69 девочек (Приложение 2).

Анализ результатов анкеты, проведённый среди вторых и третьих классов, показал, что большинство учащихся знает, что такое театр кукол, но 1/3 опрошенных, ни разу не посещали его. Почти половина наших ровесников не знает разновидностей театральных кукол, но к счастью у многих есть желание создать свою куклу для домашнего театра. Большинство из учеников хотели бы побывать на спектакле школьного театра кукол (Приложение 3)

  1. Создание перчаточных кукол в «дымковском» стиле

Изучив разновидности театральных кукол, свой выбор мы остановили на перчаточной кукле – кукла бибабо, её ещё называют петрушечной. Простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие для указательного пальца, а большой и средний служат для жестикуляции руками и ногами куклы. Постановка, с участием кукол бибабо, очень проста и технически доступна для нас. [5; с.8]

Написав сценарий, мы определили, что главными героями станут: индюк, петух, козлик и барыня – это популярные изделия у мастериц Дымковской игрушки. [6; с.8-10]

Таблица 1

Этапы работы над созданием театральной куклы

Этап

Название этапа

Действие

1

Разработки эскизов

На основе выбранных героев для спектакля, были нарисованы эскизы кукол в масштабе 1:1, при помощи художественной гуаши. Для точной передачи дымковского стиля мы перенесли подходящие орнаменты на бумагу, ведь каждый из них имеет своё значение.

2

Построение лекал и трафаретов для переноса на ткань

По нарисованным эскизам кукол мы создали лекала, переведя их на бумагу. Они служат нам для выкраивания деталей из ткани. По всем контурам лекал добавили припуски на швы. После выкраивания по созданным трафаретам переносим орнамент на ткань, при помощи простого карандаша.

3

Выполнение орнамента на ткани

Орнамент выполняем специальными акриловыми красками «Decola textile». Одним из основных условий при выборе материала – это 100 % хлопок. Такая ткань придаст стойкость и яркость перенесённого на неё рисунка. Особенность работы с такой краской, это долгое высыхание. После нанесения её на ткань нужно обязательно выждать 24 часа, после чего поутюжить с изнаночной стороны при 180 С или с лицевой стороны через проутюжильник. Таким образом, краска окончательно закрепится на ткани и готовые изделия можно стирать, не боясь растекания рисунка.

4

Сборка куклы на швейной машине

Все заготовленные детали по очереди соединяем между собой на ширину лапки швейной машины. Чтобы детали не смещались по отношению друг к другу, скалываем булавками, а затем смётываем, то есть, прокладываем временную строчку. Все действия при пошиве должны быть под строгим соблюдением техники безопасности и под контролем взрослых.

5

Декорирование куклы

Вручную пришиваем все дополнительные детали из фетра и шерсти потайным стежком. После сборки всей куклы можно отдекорировать её бисером, стразами, лентами, так она будет ещё больше притягивать внимание юных зрителей (Приложение 4).

Полный обзор о создании кукол в «дымковском» стиле можно увидеть, отсканировав QR-код.

 

Петух

Индюк

После создания всех кукол для спектакля был разработан пробный вариант набора для шитья театральной куклы в дымковском стиле (Приложение 6).

5. Контрольно-оценочный этап

В ходе работы над проектом было создано 6 кукол для школьного театра "Ассорти" и написан сценарий спектакля «Чудо Дымково» (Приложение 5).

Внутренняя оценка:

Мы считаем, что продукт получился удачным и уникальным в своём роде. Нам удалось объединить куклу, театр и народный промысел Вятского края – дымковскую игрушку. Зрительная и слуховая память у детей развита гораздо лучше, поэтому им будет проще усвоить материал по краеведению. Наш продукт с лёгкостью можно использовать, как пособие для изучения истории своей малой родины.

По созданному набору для шитья театральной куклы в «дымковском» стиле, каждый может создать свой домашний спектакль. Для лёгкости изготовления куклы на лицевой части коробки располагается QR-код с подробным видеоуроком по сборке.

Внешняя оценка:

«Мне очень понравилось качество театральных кукол, их стильный яркий дизайн. Девочки к проекту подошли серьёзно и очень творчески. Выполнили его четко и оперативно. Спектакль «Чудо Дымково» будем использовать как на театральной студии «Ассорти», так и на уроках краеведения. Театральные куклы будут радовать зрителей не один год» (Наталья Геннадьевна М., руководитель театральной студии «Ассорти»)

Вывод: внешняя оценка показала, что заказчику проект понравился. Значит, он является актуальным и полезным в настоящее время.

Заключение

В ходе проекта мы научились работать с разными источниками информации – книгами, учебниками, энциклопедиями, информационными сайтами в Интернете. Изучив литературу по теме работы, мы узнали много нового для себя. Познакомились с историей Дымковской игрушки – главным народным промыслом Кировской области. Разговор с Любовью Васильевной Л., руководителем кукольного театра «Буратино» в городе Кирово-Чепецке, помог нам составить представление об истории театра кукол в нашем городе. Впервые побывали в роли журналистов и получили большой опыт. Научились проводить анкетирование и анализировать ответы ребят. Научились кроить, и шить на швейной машинке. Провели премьеру спектакля «Чудо – Дымково» для ребят Гимназии №1, д/с № 22 г.Кирово-Чепецка, дворца творчества «Мемориал» г.Киров, в г. Волгоград с участием кукол в «дымковском» стиле, сшитых своими руками. Создан набор для шитья театральной куклы в «дымковском» стиле с подробным видеоуроком по сборке.

Цель достигнута, задачи выполнены. Собран большой материал о Дымковской игрушке и о развитии театра кукол в городе Кирово-Чепецке.

Мы гордимся, что Дымковская игрушка «зародилась» в нашем родном Вятском крае.

В дальнейшем, планируем поставить спектакли о значимых народных промыслах Вятского края и изготовить авторские наборы для шитья театральных кукол, с подробным видео уроком по сборке (Приложение 6).

Изучайте историю и культуру страны через изучение своей малой родины!

Приложение 1

Анкета

Твой возраст:

  • 8 лет

  • 9 лет

Твой пол:

  • девочка

  • мальчик

  1. Знаешь ли ты, что такое театр кукол?

  • Да

  • Нет, не знаю

  1. Посещал ли ты театр кукол?

  • Да

  • Нет

  1. Знаешь ли ты виды театральных кукол?

  • Да

  • Нет

  1. Хотел бы ты создать свою куклу для домашнего театра?

  • Да

  • Нет

  1. Хотел бы ты побывать на представлении школьного театра кукол?

  • Да, хочу

  • Нет, не интересно

Приложение 2

Результаты анкетирования

«Театр кукол»

В анкетировании принимали участие – 113 учащихся КОГОАУ Гимназии №1 города Кирово-Чепецк

2-3 классы – 113 учащихся в возрасте 8-9 лет

Из них: 44 мальчика и 69 девочек

  1. Знаешь ли ты, что такое театр кукол?

  • Да – 88 ответов

  • Нет, не знаю – 25 ответов

  1. Посещал ли ты театр кукол?

  • Да – 75 ответов

  • Нет – 38 ответов

  1. Знаешь ли ты виды театральных кукол?

  • Да – 50 ответов

  • Нет – 63 ответа

  1. Хотел бы ты создать свою куклу для домашнего театра?

  • Да – 79 ответов

  • Нет – 34 ответа

  1. Хотел бы ты побывать на представлении школьного театра кукол?

  • Да, хочу – 82 ответа

  • Нет, не интересно – 31 ответ

П

Диаграмма 4

4. Хотел бы ты создать свою куклу для домашнего театра?

риложение 3

Диаграмма 1

1. Знаешь ли ты, что такое театр кукол?

 

Диаграмма 5

5. Хотел бы ты побывать на представлении школьного театра кукол?

вмм

Диаграмма 2

2. Посещал ли ты театр кукол?

Диаграмма 3

3.Знаешь ли ты виды театральных кукол?

Приложение 4

Процесс изготовления перчаточных кукол в «дымковском» стиле

Приложение 5

Сценарий спектакля «Чудо Дымково»

Рассказчик : Далеко - далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло село Дымково.
И жили там удивительные игрушки невероятной красоты.

(Яркий индюк выходит и встречает белого петуха и козлика.)

Петух: Ку-ка-ре-кууу...

Здравствуй, прекрасный индюк! Мы приехали издалека специально в Кировскую область, чтобы познакомиться с вашим удивительным народным промыслом.

Козлик: Слух о мастерице по всей слободе прошёл и до нас дошёл. Пришли и мы подивиться игрушкой, небывалой красоты.

Индюк: Здравствуйте, друзья! Да, в нашем селе есть уникальная гончарная мастерская. Посмотрите на меня. Я слеплен и расписан волшебными ручками мастерицы.

Козлик: Индюк, какой ты красивый!

Рассказчик: Петух и козлик обходят индюка и восхищённо рассматривают.

Петух: А какой у тебя пышный расписной хвост: кружочки, ромбики, точки!

Индюк: Пойдёмте со мной, и я вам все расскажу.

Наше село очень большое мы находимся на берегу реки Вятки.

Домов у нас много. Люди встают рано затапливают печи, а из труб валит густой дым. Вот и назвали наше село – Дымково.

Козлик: Очень интересно. А как зовут мастерицу, которая создаёт такие уникальные игрушки?

Индюк: Её зовут Анна Афанасьевна Мезрина. Это она нарисовала на мне такие прекрасные узоры.

Петух: Мы тоже хотим быть такими яркими и красивыми как ты!

Индюк: Пойдемте к ней, я вас познакомлю. А узоры, которыми украшено всё моё тельце, называется дымковская роспись.

Козлик: Что же означает каждый узор?

Индюк: Сейчас вам мастерица все расскажет и покажет.

Тук – тук.

Индюк: Здравствуйте, Анна Афанасьевна. Я привел тебе гостей.

Они из соседней деревни приехали в твою гончарную.

Барыня: Проходите гости дорогие. Сейчас я вам все расскажу.

Петух: Как же тут красиво и ярко, а какое у вас шикарное платье.

Индюк: Анна Афанасьевна, они хотят стать такими же красочными.

Козлик: Да мы мечтаем получить такие же волшебные узоры как у вас и индюка.

Барыня: Это называется орнамент.

Петух: А что такое орнамент?

Барыня: Это кружочки, ромбики, точки. Всё то, что изображено на Дымковской игрушке и называют орнамент. Каждый узор имеет свое значение.

Козлик:Индюк, я вижу на твоём хвосте круги? У них тоже есть своё значение?

Индюк:Да. Круги символизируют солнце. Волнистые линии - воду.

Петух:А перекрещенные линии, что означают?

Барыня:Этот орнамент означает колодец или сруб дома.

Козлик:Как же интересно и познавательно.

Барыня:Усаживайтесь поудобнее и я начну вас преображать.

Индюк:Ребята, а вы знаете, что мы тоже символ чего-либо?

Ребята: Не-е-е-т.

Индюк:Тогда слушайте, пока мастерица будет наводить красоту моим новым друзьям, я вам расскажу.

Вот, например, петух - символизирует солнышко и новый день.

Индюк - хозяин двора.

Козлик – силу, мудрость и богатство.

Барыня - образ русской женщины.

Барыня:Всё, я закончила. Посмотрите, какие вы стали расписные и неповторимые.

Рассказчик: И каждый начал хвалиться своей красотой, смотрясь в зеркало.

Петух:Спасибо вам большое барыня. Нам очень нравиться, какие мы красивые с необычными орнаментами.

Козлик:В нашей деревне все нам позавидуют.

Барыня:А сейчас пойдёмте во двор на свистопляску, танцевать да зиму прогонять.

Петух:Почему свистопляска?

Барыня:Свистопляска — так называется вятский праздник.

Много игрушек делали за зиму, а к весне выходили вместе свистеть да танцевать и прогонять зиму.

(Все герои начинают танцевать под свист)

Рассказчица: Сказка в гости прилетала вам о Дымке рассказала. Но пришла пора прощаться - сказке в сказку возвращаться, но ещё не раз в свой дом её мы в гости позовём.

(Видео спектакля в исполнении актёров театра «Ассорти» вы сможете увидеть, отсканировав QR-код)

 

Спектакль

«Чудо Дымково»

Приложение 6

Вариант оформления набора для шитья перчаточной куклы.

Состав набора:

1. Фетр белый – 1 шт.

2. Фетр красный, жёлтый 8см*8см – 2 шт.

3. Ткань поплин 50см*50см – 1 шт.

4. Краски по ткани – 1 набор

5. Лекала

6. Коробка

7. Кисть – 1 шт.

8. Иголка – 1 шт.

9. Нитки – 1 шт.

10. Косая бейка 50 см – 1 шт.

11. Тесьма голубая и зелёная «вьюнок» 50 см – 2 шт.

12. Атласная тесьма: красная, оранжевая, белая – 3 шт.

Просмотров работы: 4