Введение
Сегодня очень много вещей можно приобрести в магазинах. Но, как известно, лучший подарок тот, который сделан своими руками. Я захотел подарить маме поделку, которую я изготовил сам. Было решено сделать не только красивый, но и нужный подарок. Я обратился с этой идеей к учителю технологии, и он посоветовал освоить основы столярного дела. И работа закипела... Я расскажу вам, какие вопросы пришлось решать и чему я научился в процессе изготовленияизделия из дерева.
Проблема заключается в том, что всё реже люди осваивают новые для себя виды практической деятельности, отдавая предпочтение готовым изделиям.
Актуальность моего проекта заключается в том, что очень полезно знакомиться с новыми видами практической деятельности, учиться работать с разными материалами, ставить перед собой задачи и поэтапно достигать нужного результата. Важно, соблюдая правила безопасности, осваивать работу с различными инструментами. Когда мы выполняем разные виды деятельности руками, развивается мелкая моторика, что способствует развитию мыслительной деятельности. Несмотря на то, что в процессе работы пришлось столкнуться с некоторыми трудностями, я понимал, что мне нужно закончить изделие, потому что была поставлена чёткая цель - удивить и обрадовать маму самодельным уникальным подарком.
Цельпроекта- изготовить изделие из дерева, применяя начальные навыки столярных работ, а также используя декоративное выжигание.
Для достижения цели нужно было решить следующие задачи:
1. Изучить правила техники безопасности при столярных работах и выжигании по дереву.
2. Выбрать материал для изготовления поделки из дерева.
3. Подобрать необходимый инструмент для обработки дерева.
4. Выбрать узор для украшения разделочной доски.
5. Составить алгоритм действий для выполнения разных этапов изготовления изделия.
6. Создать буклет, где будут размещены правила техники безопасности, основные виды столярных работ, а также показано, в чём же польза работы с деревом для ребёнка.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что мне удалось освоить основы столярного дела, а также научиться украшать изделие из дерева. У меня получилась практичная и эстетичная поделка, которая порадует мою маму.
Результатом работы стал комплект кухонной утвари, состоящий из четырёх предметов.
В теоретической главе рассказывается о пользе столярных работ, а также о такой технике декоративно-прикладного искусства, как пирография. Отдельный параграф посвящён вида росписи по дереву. Важным вопросом являются правила техники безопасности на всех этапах изготовления поделки.
Практическая глава посвящена обоснованию выбора материалов и инструментов для изготовления изделия. Технологическая карта включает в себя описание этапов работы по изготовлению нескольких деталей.
§1. Столярные работы: определение, виды, значение для развития ребёнка
В данном параграфе я поясню, что такое столярные работы, какие бывают виды столярных работ, а также расскажу о пользе столярного дела для детей.
Итак, столярные работы — это работы по изготовлению и ремонту деревянных (столярных) изделий (оконных переплётов, дверей, мебели и т. п.).
От плотничных работ столярные работы отличаются более тщательной обработкой древесины и более точной пригонкой частей изделий, соединяемых преимущественно на клею.
К столярным работам относятся следующие операции: пиление, строгание, сверление, долбление, циклевание, сборка и скрепление частей изделий, отделка изделий и заготовок (шлифование, лощение).
Рассмотрим несколько важных "плюсов" этого вида деятельности.
1. Развивает «ручную умелость». Когда ребёнок занимается ручной деревообработкой, он учится обдумывать и планировать действия, анализировать свою идею, подбирать для ее реализации материалы и инструменты. Кроме того, сама работа требует от него правильной координации, слаженного и управляемого движения всего тела. А еще в процессе изготовления ребёнок получает опыт продуктивной деятельности. Весь этот массив навыков, умений, наработок и составляет «ручную умелость». Буквально — восприимчивость созидательного труда.
Ручная умелость позволяет обучиться и вести почти любую созидательную деятельность сравнительно легко. Ведь основные навыки всегда одни и те же, независимо от вида творческой работы. Например, если у человека хороший каллиграфический почерк, он почти наверняка легко овладеет сложной графикой или лепкой миниатюрных скульптур. Ведь его рукам уже свойственны мелкие точные движения. То же справедливо и для умственной работы.
2. Развивает метапредметные навыки. Древесина — сложный и красивый материал, у которого есть множество видов, особенностей, способов обработки и нюансов применения, которые интересно изучать. А если соотнести это с темой изделия, получится углубиться во множество других предметных областей: химию, математику, физику и др.
Кроме того, чтобы создать изделие из дерева, сначала нужно сформировать идею, образ результата. Для этого ребенку понадобится посмотреть примеры, разработать и нарисовать свой эскиз, определиться с декоративным оформлением. Это развивает художественный вкус, позволяет легче ориентироваться в разнообразных стилях и создавать свои неповторимые изделия.
3. Развивает социальные навыки. Чтобы создать конструкции, механизмы и многодетальные игрушки, ребёнку потребуется проанализировать их устройство, выбрать подходящий материал, соединения; затем изготовить каждую деталь, подогнать друг к другу, собрать. В одиночку выполнить такую работу непросто, поэтому дети часто объединяются в группы. Совместная работа над проектом развивает множество социально-коммуникативных навыков. Ведь нужно договориться, правильно распределить работу, объяснить задачу и свои мысли, давать обратную связь в процессе.
4. Учит рефлексии. В столярке действовать приходится не только чётко, но и осмысленно. Сопровождать каждое движение вопросом: «Все ли верно я делаю, где я уже поработал достаточно, а где нужно ещё, и, самое главное, как?». Такая осмысленность позволяет не только получать именно тот результат, который запланирован, но и работать безопасно — ведь столярный инструмент требует осторожного и аккуратного обращения.
5. Укрепляет силу воли. Для простых скульптурных форм, которые состоят из одной детали, критически важны качество исполнения, гладкая поверхность, аккуратность. Соответственно, ребёнок, который её изготавливает, тренирует усидчивость, требовательность к своей работе, внимательность.
Столярные изделия вообще выполняются не быстро, и потребуется упорство, чтобы довести работу до конца, добиться качественного результата. Наградой будут эмоции ребёнка, когда он видит результат своего труда, берёт в руки готовое изделие и забирает его с собой. От изделия к изделию он укрепляется в мысли, что он — может прийти в мастерскую и создать всё, что захочет. И у него обязательно получится.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что ребята, занимающиеся столярным делом, учатся анализировать и решать разнообразные технические задачи, что положительно сказывается на их мышлении и способности решать проблемы в других сферах жизни. Во-вторых, столярное дело развивает креативность и фантазию. Работа с деревом требует оригинальных идей, умения видеть прекрасное в обычных предметах и способность превратить их в произведения искусства. Ученики могут создавать различные предметы, начиная от мебели и игрушек, заканчивая оригинальными поделками. Это помогает развить воображение и способность самостоятельно творить. В-третьих, столярное дело способствует развитию моторики и координации движений.
§2. Пирография как техника декоративно-прикладного искусства: история возникновения, виды и способы, материалы и инструменты
В этом параграфе я рассмотрю, откуда появилось, как развивалось выжигание по дереву. А также я описываю разные способы и виды пирографии.
Дерево – красивейший и податливый в работе материал, с глубокой древности он используется не только для практических целей, но и как элемент декорирования. Всем известна изумительная резьба по дереву, техника иконописи на доске, деревянная мозаика.
Особое место в прикладном искусстве занимает декоративное выжигание по дереву. Несмотря на то что это направление известно уже несколько тысячелетий, по-настоящему доступным выжигание стало только в ХХ веке с появлением специального прибора – пирографа, работающего на электричестве. Благодаря ему сегодня заниматься выжиганием может любой желающий.
Пирография в переводе с греческого языка означает «огненное письмо», то есть рисование огнем. Несмотря на древность искусства выжигания, термин появился в Англии относительно недавно, в XIX веке. А в ХХ от его производной произошло название современного прибора для выжигания – пирографа.
До этого момента такой вид творчества не имел мудреного наименования, хотя история его насчитывает несколько тысячелетий и охватывает все страны мира.
В Перу найдена деревянная чаша культуры Наска, декорированная фигурками, выжженными на ее поверхности. Время появления сосуда относят к 700 годам до н. э. Пока это самый древний представитель декоративно-прикладного искусства, разрисованный раскаленным металлическим острым предметом.
Некоторые ученые считают, что выжигать по дереву люди стали практически сразу, как только научились плавить металл. Иглы и заостренные стержнеобразные элементы раскаляли на углях, а затем с их помощью наносили рисунок на дерево.
В Англии еще до Викторианской эпохи декорировали мебель раскаленными приспособлениями, которые умельцы называли «горячей кочергой». Большое распространение искусство получило в средневековой Европе, огненным орнаментом украшались предметы быта.
Выжиганием по дереву увлекались художники, живущие в разное историческое время – Рембрандт, Дюрер, Пикассо, за этим занятием нередко замечали писателя Виктора Гюго.
В нашей стране, богатой лесами, древесина всегда была основным материалом для строительства и обустройства быта. Еще в IX-X веке умельцы не только изготавливали нехитрую утварь, но и украшали ее. Для выжигания сначала использовался открытый огонь, а затем научились рисовать раскаленными, похожими на гвозди предметами с косым срезом наконечника.
На Руси украшали тарелки, ложки, шкатулки, ковшики. Мастера игрушек разрисовывали свои творения «огненными» узорами, особенно очаровательными получались традиционные матрешки.
Тысячелетиями люди выжигали по дереву фактически раскаленным «гвоздем». Английские умельцы вплоть до XIX века приспосабливали под свои «горячие кочерги» печи с отверстиями или котелки с углями. На кочергу надевали насадку для выжигания, а ручку изготавливали из тонковолокнистых минералов, чтобы не обжечься. Иногда мастер нанимал человека, в обязанности которого входило менять кочерги у печи и как можно быстрее подносить их художнику.
В XIX веке приспособление для выжигания было усовершенствовано. Игла прибора нагревалась от помпы, работающей на бензине. В этот период проводили досуг за выжиганием даже дамы, они приспособились подкачивать насос одной рукой, а второй наносили рисунок на деревянную поверхность.
В конце XIX столетия приборы для выжигания становились все совершеннее. Один из них представлял собой конструкцию с трубкой, по которой проходила газовая смесь. Аппарат применялся для поверхностного обжига. Почти по такому же принципу работали спиртовые горелки. В этот период для выжигания стали использовать первые электрические печи.
Уже во второй половине прошлого века придумали электрический пирограф, принцип действия которого напоминал работу паяльника. Но конструкция сильно перегревалась и создавала массу неудобств. Настоящим прорывом в технике выжигания по дереву (1962 г.) стало изобретение 15-летнего подростка Роя Чайлда, вернее, удачная модернизация уже имеющегося электрического прибора.
Новое приспособление отличалось безопасностью и не страдало от перегрева.
Конструкцию взяли в разработку для массового использования. С этого момента творчество выжигания по дереву поистине ушло в народ, им занимались даже школьники, тем более что пирограф стоил недорого. В течение последующих 10 лет прибор постоянно усовершенствовался и уже походил на конструкцию, которой мы пользуемся и сегодня.
Способы пирографии
Способы пирографии отличаются многообразием: с помощью лазера, кислоты, электроприборов, газовых горелок, собирающих линз. Каждый вариант вносит свои особенности в технику рисунка.
Газовая горелка
Ее надевают на баллончик с газом, выжигание происходит с помощью открытого огня. Приспособление используют для создания общего тона рисунка. Мастера струей пламени не только покрывают доску черным слоем, но и создают разные оттенки обожжённой поверхности.
Таким способом можно работать только в солнечный день. Линзу закрепляют так, чтобы она могла фокусировать лучи солнца на деревянной поверхности. Для создания рисунка линзу перемещают по древесному полотну.
Кислотный способ
Выжигание рисунка происходит с помощью воздействия на древесину соляной кислоты. Для этого рабочую поверхность покрывают пчелиным воском или парафином, создавая для дерева защитный слой. Затем острым предметом прорисовывают изображение, так чтобы линии рисунка углублялись до поверхности древесины. В эти углубления заливают кислоту.
С помощью прибора рисунок наносится в виде готового штампа под воздействием высоких температур.
Виды выжигания по дереву.
Различают несколько видов выжигания в зависимости от того, каким образом, в какой манере рисунок, орнамент или узор наносится на поверхность древесины.
Контурное.Контурное выжигание используют многие начинающие пирографы. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге (Приложение 1.1). Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.
Силуэтное.Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог» (Приложение 1.2.).
При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.
Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».
Силуэтное выжигание может быть прямым и негативным. При прямом силуэтном выжиганиии изображение имеет темный цвет, а фон остается светлым. При негативном выжигании изображение остается светлым, а фон затемняется.
Художественное.Художественное (светотеневое), или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве (Приложение 1.3). Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.
Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции, будет ли это контурное или силуэтное изображение, на ровной дощечке или в объемном изделии.
§3. Виды росписи по дереву
В этом параграфе рассмотрим виды росписи по дереву, которые представляют национальные традиции декоративно-прикладного искусства.
С давних времен человек привык украшать свой дом, предметы быта, и для каждой страны характерно уникальное направление. Россия узнаваема во всем мире, благодаря матрешкам, самоварам, расписным подносам и др. Какие техники использовались умельцами? Давайте посмотрим, как формировалась русская народная роспись и какие её виды мы знаем.
Художественной росписью принято называть узоры, нанесенные краской с целью декорирования. И это можно назвать одним из самых старинных видов народного творчества. Первые найденные предметы с элементами росписи относятся к XVIII веку. Доподлинно известно, что расписывать узорами люди умели намного раньше, так как об этом упоминается в старинных летописях.
Игрушки, кухонная утварь, сундуки, сани, да и сама изба – все это лишь малая часть тех предметов, которые украшали народные умельцы. В старину люди были ограничены в путешествиях на дальние расстояния, техника нанесения узоров, состав красок и прочие секреты, которые мастер передавал своим ученикам, оставалась в одном отдельном регионе.
И узнавалась русская старинная роспись, характерная для этой местности, по уникальной манере рисования. Именно такая особенность дала имена всем известным на сегодня направлениям в русском народном творчестве.
В течение долгого времени у человека не было под рукой другого материала кроме дерева, поэтому роспись по дереву стало одним из самых обширных на Руси. Сегодня искусствоведы выделяют следующие школы старинной росписи: мезенская, хохлома, гжельская, жостовская, федоскинская, городецкая, палех, северодвинская, прикамская. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Городецкая роспись по дереву
Для городецкой росписи характерна трехъярусная художественная композиция, где первый и нижний ярус занимают сюжетные мотивы, а середина разделена полосой в виде повторяющегося цветочного орнамента. Кони, всадники, барышни, собачки, птицы, деревья, охотники – это главные герои городецкой росписи. Кроме прялочных донец мастера расписывали детские стульчики и каталки.
В городецкой росписи красным и желтым расписывается основной фон, а уже потом дорисовывают другими цветами узоры. Черным и белым прорабатывают мелкие детали, как бы «оживляя» картину. Для приготовления красок в старину использовали природные минералы, растираемые в порошок. В конце изделие покрывается лаком (Приложение 2.1).
Палехская роспись на шкатулках
В начале XIX в. в России появилась мода на изделия из папье-маше. Палехские мастера основали ремесленную артель, которая занималась производством лаковой живописи на формах из папье-маше. Традиционными мотивами были узнаваемые сюжеты из народных сказок, творчества А.С. Пушкина, красивые пейзажи, цветочные мотивы. Это отличает палехскую школу от остальных.
Броши, серьги, коробочки, шкатулки, портсигары и прочие безделушки, выполненные в этой манере, были популярны тогда, но именно палехская шкатулка стала почти синонимом этого вида живописи. Заготовка вначале покрывается фоном – красным или черным лаком.
Благодаря особой манере письма создается эффект трехмерного изображения. Основные характеристики палехской живописи – тщательно прорисованные образы, сочность и насыщенность, отделка сусальным золотом (Приложение 2.2).
Жостовская роспись на подносах
Не все виды росписи на Руси дошли до наших времен. Например, традиция расписывать подносы появилась на Урале, на заводах Демидовых, еще в XVIII в., но сама жостовская роспись возникла лишь спустя сто лет. Основоположниками этого вида принято считать бывших крепостных, братьев Вишняковых, которые открыли художественную мастерскую в деревне Жостово.
Свой товар они продавали в Москве. Братья занимались росписью шкатулок, портсигаров, альбомов, чайников, но именно расписные подносы стали визитной карточкой Жостова (Приложение 2.3).
Вятская роспись по дереву
Возникший в Вятской губернии народный промысел, роспись по дереву сундуков, внес очередной вклад в развитие прикладного творчества. Простая и незамысловатая, как будто нарисованная детской рукой, однако за этим скрыт глубокий смысл.
Большинство узоров традиционной вятской росписи имеет символическое для славян значение. Так, круг — знак солнца и жизни, лев – храбрость, птицы – хорошие вести, а изображение Уткоконя (конь главного древнеславянского бога Солнца) наносилось в качестве талисмана.
В процессе росписи мастера использовали заячьи лапки и чеканы (деревянные палочки, на торцах которых были вырезаны разные узоры). Вначале сундук покрывали специальным клеем, который варили из овечьей кожи. Сразу наносили рисунок, а поверх него еще один слой клея.
Вятская роспись наносилась на двери, столбики, перегородки из дерева. Бывало, мастера расписывали сразу несколько сундуков, повторяя каждый раз узор. Они складывались один в один, по принципу русской матрешки (Приложение 2.4).
Хохломская роспись
Для русской хохломы характерна уникальная техника, благодаря которой посуда приобретает золотистый цвет. Изначально поверхность грунтуется и покрывается маслом. Далее втирается алюминиевый порошок, а после росписи красками на изделие наносят лак в несколько слоев, периодически закаливая посуду в печи.
Для хохломской росписи более характерны цветы, ягоды рябины или земляники, но нередко можно встретить изображения птиц, животных и рыб. Основные цвета – красный, черный, золотой и изредка белый, зеленый. Существует два способа нанесения узоров: верховая и под фон.
В первом случае рисунок наносится красками, поверху обработанной порошком болванки. Роспись под фон означает нанесение контуров узора, после чего основной фон окрашивается черным (Приложение 2.5).
Гжельская роспись
Свое имя этот вид росписи получил благодаря селу Гжель, на окраинах которого находились залежи гончарной глины. В этих краях почти все крестьяне были потомственными гончарами, большими знатоками своего ремесла. Изготавливали посуду, глиняные игрушки и статуэтки, изразцы для облицовки печей. В середине XVIII века удалось разработать формулу русского фарфора, основой которого стала гжельская гончарная глина.
Фарфоровые сервизы стали признаком статуса владельца, именно в это время начала формироваться школа гжельской росписи. В основном наносились цветочные сложные орнаменты, использовалась синяя, черная, золотая краски. Изделие покрывали эмалью, разрисовывали и закаливали в печи. В современной Росси удалось сохранить технологию изготовления гжельской росписи (Приложение 2.6).
Федоскинская лаковая миниатюра
Традиционными рисунками для федоскинской миниатюры считаются сюжеты из крестьянской жизни, чаепития и русская тройка лошадей. На лакированную поверхность, перед расписыванием, наносится светоотражающий материал. Это называется «письмо по сквозному». В конце изделие покрывается бесцветным лаком (Приложение 2.7).
Мезенская роспись
Хохлома, гжель и другие известные росписи появились позже мезенской, именно ее искусствоведы считают самым первым известным видом народного прикладного творчества. Иногда называется палащельской. Родиной этой школы принято считать деревню Палащелье, рядом с рекой Мезень. Росписью в этом регионе занимались мужчины и передавали свои секреты от отца к сыну.
Основой росписи являются два цвета – кирпично-красный и черный. Из черточек, линий, ромбиков и других простых фигур складывали удивительной красоты орнаменты, но в старину все они имели тайный смысл. Раньше люди верили в магическую силу этих узоров.
Таким образом, художественная роспись отличалась многообразием и разными техниками выполнениями. Изучать национальные узоры очень интересно, т.к. через них передаются мотивы из жизни русского народа.
§4. Правила техники безопасности
При выполнении столярных и декоративных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности. Изготовление поделки требует правильно оборудованного места, осторожного правильного использования инструментов и чёткого алгоритма действий.
Правила поведения и безопасной работы в столярной мастерской
Перед началом занятия надо переодеться в рабочую одежду.
Каждый ученик должен работать только за своим, закреплённым за ним верстаком.
Ученик может брать из шкафа нужный для работы инструмент. Номер инструмента должен совпадать с номером верстака. Например, если на верстаке номер 5, то и на ручке молотка должен быть написан тот же номер — 5, а не номера 1, 3, 6. Во время работы на верстаке держат только те инструменты, которые необходимы на занятии.
Нельзя отходить от рабочего места без разрешения учителя. При обращении к учителю нужно поднять руку.
Нельзя брать электролобзик и включать его без разрешения учителя.
При повреждении лезвия электролобзика немедленно заменить искривлённое полотно.
Не оставлять без присмотра включённый электролобзик и шлифовальную машинку.
Во время работы со шлифмашинкой надеть защитные очки и перчатки.
При износе ленты шлифмашинки немедленно остановить инструмент и сообщить о проблеме учителю.
После окончания занятий нужно положить инструменты и материалы на место, убрать верстак и мастерскую.
Во время работы с пирографом необходимо строго соблюдать следующие правила:
Включенный инструмент сильно раскален, и брать его можно только за рукоятку.
Не играйте с пирографом. Если случайно коснуться наконечником кожи, то остается серьезный ожог.
Нагретый инструмент можно класть только на специальную огнеупорную подставку. Помните, что и после выключения жало остается горячим какое-то время.
Насадки можно менять только с помощью плоскогубцев. Голыми руками их касаться нельзя, даже если кажется, что они не очень горячие.
Если выжигатель перегреется, то он быстро сломается, это касается и петельных, и паяльниковых моделей. Поэтому время от времени выключайте прибор из розетки.
Никогда не оставляйте включенный пирограф без присмотра, даже когда отходите на пару минут.
Если оголились провода или есть другие повреждения прибора, то пользоваться им не следует. Это может привести к возгоранию.
Изготовление изделия из дерева нужно обязательно начинать с изучения правил техники безопасности. Прежде чем взять инструмент в руки, нужно получить начальные сведения о том, как и для чего его использовать. Столярные работы и процесс выжигания по дереву должен проходить под контролем взрослых.
Практическая глава.
§1. Выбор материалов и инструментов для изготовления изделия из дерева
Прежде чем начать реализовывать идею об изготовлении поделки из дерева, нужно, исходя из конечной цели и ожидаемого результата, определиться, какое дерево лучше использовать и какие инструменты понадобятся для его обработки.
Выбор древесины
Разделочная доска — обязательный атрибут каждой функциональной кухни. Их делают из множества материалов, но одним из самых популярных по-прежнему является дерево. Деревянные разделочные доски отличаются экологичностью, износостойкостью и дольше сохраняют лезвия ножа в заточенном состоянии.
В этомпараграфе мы поговорим о том, какие породы дерева лучше всего подходят для досок и как ухаживать за древесиной разделочной доски, чтобы она прослужила как можно дольше.
Разделочные доски из березы очень легко найти практически в каждом хозяйственном магазине за весьма скромные деньги. Впрочем, кроме низкой стоимости у этой древесины нет никаких характеристик, необходимых для изготовления хорошей доски. Береза быстро темнеет и коробится от контакта с водой. Мы не рекомендуем приобретать березовые разделочные доски.
Древесину легко заготавливать, она обладает красивой текстурой и приятным золотистым или красноватым оттенком. Сосна легка в обработке. Получаемые из нее пиломатериалы экологически чистые и долговечные.
Именно сосну мы выбрали для первого опыта в столярном деле, т.к. она относится к мягкой деревине, поэтому с ней легче работать. А также она относится к доступным и практичным материалам.
Несмотря на плотность и износоустойчивость, древесина бука — неподходящий материал для изготовления досок за счет своей гигроскопичности. Разделочная доска из бука будет принимать слишком много влаги, что приведет к тому, что изделие быстро придет в негодность. Пользоваться такой доской рекомендуется только для подачи сухих продуктов.
Практически у всех дуб ассоциируется с прочностью и долговечностью. И это действительно так. Разделочная доска из дуба — это идеальный вариант для любой кухни, она выдержит механическую нагрузку и воздействие влаги, а антибактериальные свойства этой древесины делают ее наиболее подходящей для контакта с пищей. Кстати, многие профессиональные повара отдают предпочтение именно дубовым разделочным доскам.
Очень красивая древесина с ровной текстурой и богатым цветом. Своими основными характеристиками эта порода схожа с дубом — древесина ореха твердая, хорошо переносит воздействие влаги, обладает высокой износостойкостью. Поэтому кухонные доски из ореха занимают почетное место в нашем списке.
Шелковистая структура древесины ясеня тоже напоминает дуб, но ясень тверже и плотнее. Разделочные доски из ясеня практичны и служат очень долго. Однако у этой породы есть свой минус — об нее довольно быстро затупляются лезвия ножей.
Чуть реже можно встретить доски из этой красивой, слегка красноватой древесины. Тем не менее разделочная доска из акации — тоже очень хороший выбор. Это плотное дерево достаточно легко обрабатывать, а его влагостойкие качества сохраняют внешний вид доски на долгие годы.
Из всего вышеперечисленного следует, что самыми лучшими породами дерева для изготовления разделочных досок являются дуб, ясень, орех и акация, будь то доска из массива дерева или торцевая разделочная доска.
Но даже самая качественная древесина требует внимательного подхода к эксплуатации и уходу. От этого напрямую зависит долговечность и внешний вид дерева.
Выбор пирографа
Пирограф - это электрический прибор для выжигания по дереву, фанере, коже и другим поверхностям. Он бывает двух типов:
Петельные пирографы представляют собой коробку с трансформатором и ручку с проволочной петлей.
Быстро накаливаются до нужной температуры, но и скоро остывают.
Уровень нагрева регулируется.
В комплекте сменные петли разных форм и размеров.
Удобны в работе.
Процесс выжигания идет относительно быстро.
К недостаткам этого типа выжигателей относят тот факт, что насадки быстро приходят в негодность, их сложно менять, а из-за быстрого остывания петли приходится делать частые перерывы. Рисунок получается точечным, состоящим из мелких штрихов, так как непрерывную линию провести довольно тяжело.
Паяльниковые выжигатели выглядят и работают, как одноименный прибор. Устройство представляет собой толстую «ручку» с жалом на конце.
Медленно нагреваются, но очень долго держат рабочую температуру.
Большой выбор сменных насадок, надежны и долго служат.
Насадки можно без проблем поменять даже во время работы.
Позволяет делать рисунки со сплошной заливкой, тенью, переходами, проводить сплошные линии любой толщины.
Минусы: если паяльниковый пирограф сломался, то придется покупать новый. Кроме того, температура и мощность прибора фиксируется, поэтому процесс идет медленно. При желании и усердии, независимо от типа пирографа, можно научиться создавать настоящие шедевры.
Для работы также потребуются:
мелкозернистая наждачная бумага;
копировальная бумага черного цвета (именно этот вариант не доставит хлопот);
острый твердый карандаш;
плоскогубцы;
подставка для пирографа;
малярный скотч;
сухая чистая тряпка, старое махровое полотенце.
Прежде всего, подготовьте рабочее место. Под рукой должен быть не только пирограф, но и подставка для него, набор сменных насадок, плоскогубцы. Помещение должно хорошо проветриваться, в крайнем случае, обязательно включите вентилятор, наденьте респиратор. Под локоть рабочей руки положите полотенце, свернутое в валик. Позаботьтесь о хорошем освещении.
Грамотно выбранный материал для изготовления изделия и наличие необходимого для его обработки инструмента является важным условием воплощения задуманной творческой идеи. Материал должен отвечать назначению поделки, а инструмент быть безопасным и правильно подготовленным к работе.
§2. Технологическая карта
Изготовление изделия из дерева
Материал: сосна
Инструменты: верстак, рубанок, электролобзик, шлифовальная бумага, шлифмашинка, дрель, сверло.
Деталь 1 - задняя стенка
Деталь 2 - верхняя полка
Деталь 3 - боковой кронштейн
Деталь 4 - перекладина для полотенца
Деталь 5 - лопатка
Деталь 6 - держатель
Деталь 7 - разделочная доска
Деталь |
№ |
Последовательность выполнения работы |
Графическое изображение |
Инструменты, приспособления |
1 |
1 |
Выбрать заготовку с учётом припусков на обработку и обработать базовую поверхность |
Линейка, угольник, карандаш, верстак, рубанок |
|
2 |
Разметить заготовку по ширине и прострогать вторую кромку |
Верстак, рубанок, линейка, карандаш |
||
3 |
Разметить заготовку по длине и отпилить припуски, сохраняя линии разметки |
Верстак, линейка, ножовка, угольник, карандаш |
||
4 |
Разметить, а потом просверлить внутренние отверстия (не сквозные) для держателей (3 штуки) |
Верстак, дрель, сверло, линейка, угольник, карандаш |
||
5 |
Шлифовать наружные поверхности |
Верстак, лобзик, дрель, сверло, линейка, угольник, карандаш, шлифмашинка |
||
2 |
1 |
Выбрать заготовку с учётом припусков на обработку и обработать базовую поверхность |
Линейка, угольник, карандаш, верстак, рубанок |
|
2 |
Разметить заготовку по ширине и прострогать вторую кромку |
Верстак, рубанок, линейка, карандаш |
||
3 |
Разметить заготовку по длине и отпились припуски, сохраняя линии разметки. Одну сторону закруглить по контуру. |
Верстак, линейка, ножовка, угольник, карандаш |
||
4 |
Шлифовать наружные поверхности |
Верстак, лобзик, дрель, сверло, линейка, угольник, карандаш, шлифмашинка |
||
3 |
1 |
Выбрать заготовку с учётом припусков на обработку и обработать базовую поверхность |
Линейка, угольник, карандаш, верстак, рубанок |
|
2 |
Разместить заготовку по длине второй кромки под углом 90 градусов и отпилить припуски, сохраняя линии разметки |
Верстак, линейка, ножовка, угольник, карандаш |
||
3 |
Третью кромку сделать фигурной по контуру |
Верстак, линейка, ножовка, угольник, карандаш |
||
4 |
В 2-х боковых стенках симметрично разместить, а потом просверлить внутренние отверстия (не сквозные) для поперечной перекладины для полотенца |
Верстак, лобзик, дрель, сверло, линейка, угольник, карандаш |
||
5 |
Шлифовать наружные поверхности |
Верстак, лобзик, дрель, сверло, линейка, угольник, карандаш, шлифмашинка |
||
4 |
1 |
Взять готовый деревянный брусок 20*20*320 мм. Углы бруска снять рубанком |
Линейка, карандаш, верстак, рубанок |
|
2 |
Дошлифовать брусок до круглого профиля. Обработать базовую поверхность. |
Линейка, карандаш, верстак, шлифовальная шкурка |
||
5 |
1 |
Выбрать заготовку с учётом припусков на обработку и обработать базовую поверхность |
Линейка, угольник, карандаш, верстак, рубанок |
|
2 |
Разметить заготовку по ширине и прострогать вторую кромку |
Верстак, рубанок, линейка, карандаш |
||
3 |
Нанести на заготовки контуры лопаток. Пропилить заготовку по контурам. Закруглить по контуру кромки детали. |
Верстак, линейка, ножовка, угольник, карандаш |
||
4 |
На ручках лопаток просверлить отверстия, чтобы можно было повесить на полку |
Верстак, лобзик, дрель, сверло, линейка, угольник, карандаш. |
||
5 |
Концы лопаток отшлифовать. Края закруглить шлифовальной шкуркой. Шлифовать наружные поверхности. |
Верстак, лобзик, дрель, сверло, линейка, угольник, карандаш, шлифовальная шкурка |
||
6 |
1 |
Взять готовый деревянный брусок диаметром 5 мм. Углы бруска снять рубанком. |
Линейка, карандаш, верстак, рубанок. |
|
2 |
Отпилить 3 заготовки длиной 10 мм |
Линейка, карандаш, верстак, лобзик |
||
3 |
Дошлифовать брусок до круглого профиля. Обработать базовую поверхность. |
Линейка, карандаш, верстак, шлифовальная шкурка |
||
7 |
1 |
Выбор заготовки |
Сучки и косослой не допускается |
|
2 |
Чистовое строгание и разметка заготовки |
Карандаш линейка, циркуль, угольник |
||
3 |
Сверлить отверстие в 7мм. Вырезать контур доски разделочной и зачистить кромки |
Дрель, сверло, рубанок, лобзик, стамеска, напильник, шкурка шлифовальная |
||
4 |
Шлифование. Нанесение отсунка |
Шлифовальная машинка. Пирограф |
Выжигание по дереву
Прежде всего, готовим рабочее место. Под рукой должен быть не только пирограф, но и подставка для него, набор сменных насадок, плоскогубцы. Помещение должно хорошо проветриваться, в крайнем случае, обязательно включите вентилятор, наденьте респиратор. Под локоть рабочей руки кладём полотенце, свернутое в валик. Важно хорошее освещение.
Острым твердым карандашом намечаем контуры будущего изображения. Лишние линии убираем мягким белым ластиком.
Сначала выжигаем края рисунка, его основные линии и только потом переходим к внутренним деталям и штриховке. Двигать рекомендуют по направлению к себе, тогда меньше устанете.
Готовое изображение аккуратно ошкуриваем мелкозернистой наждачкой. Обязательно убираем все угольки.
В завершении покрываем всё изделие морилкой, для создания однородного цвета и защиты от процесса гниения при дальнейшем использовании.
Заключение
Итак, изделие из дерева готово. Чему же научил меня этот проект?
Эта работа обогатила меня начальным опытом в столярном деле. Я освоил несколько видов работы по дереву, в помощью которых мне удалось изготовить красивую и практичную кухонную утварь. А также я приобрёл определённые навыкам, которые мне, безусловно, пригодятся в дальнейшей жизни.
Наряду со столярными работами я научился украшать деревянные изделия с помощью пирографии. Это очень увлекательный процесс, требующий осторожности и старательности. А также, изучая узоры и используя один из них в практике, я увидел, сколько красивых видов росписи существует. Я обязательно попробую освоить некоторые их них в ближайшем будущем.
В будущем я планирую и дальше заниматься столярным делом, знакомиться с более сложными видами работ. Хочу попробовать изготовить шкатулку и украсить её одним из национальных узоров.
В результате проекта поставленная цель была достигнута, а задачи реализованы. Я постарался представить в своём проекте каждый этап работы.
Для меня важно не только самому попробовать себя в столярном деле, но и поделиться этим опытом с одноклассниками. Работа с деревом - очень увлекательное и полезное занятие. Очень интересно смотреть, как постепенно движешься к своей цели, конечному результату, который способен порадовать не только мастера. Я подарил своё изделие маме. Оно способно не только приносить пользу, но и радовать глаз.
Список источников
Литература
2. Дмитрий Зимняков, Анастасия Потапова Работы по дереву. Самое полное и понятное пошаговое руководство для начинающих. Новейшая энциклопедия. - М., Эксмо, 2018
3. Напалков Александр Владимирович «Азбука столярного дела»
пособие для учителей и учащихся общеобразовательных школ. - М., 2015
Электронные ресурсы
https://housekeeping.academic.ru/1000/СТОЛЯРНЫЕ_РАБОТЫ
https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2015/11/02/pravila-bezopasnoy-raboty-v-stolyarnoy-masterskoy
https://pedsovet.org/article/5-pricin-zacem-rebenku-nuzna-stolarka
https://vplate.ru/vyzhiganie-pirografiya/istoriya/?ysclid=lu87spvcw5883996831
https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/vyzhiganie-po-derevu-dlya-nachinayushchikh/?ysclid=lu88pau634838994402
Приложение 1. "Виды выжигания"
Контурное выжигание
Силуэтное выжигание
Художественное выжигание
Приложение 2. Виды росписи
Городецкая роспись
Палехская роспись
Жостовская роспись
Вятская роспись
Хохлома
Гжельская роспись
Федоскинская лаковая миниатюра
Мезенская роспись