Введение
Яучусьв1классе и уженескольколетзанимаюсьв художественной школе.
Мы используем различные краски: гуашь, акварель, пастель, акриловыекраски и масляные. В настоящее время разнообразие красок очень велико. Этоочень увлекательно: превратить альбомный лист в невероятной красотыпроизведение искусства.
Актуальность.
Сегоднялишьнемногоеизтого,чтопроизводитсячеловеком,остаетсявсвоем изначальном, природном виде, не окрашенным. На протяжении всейисториисуществованиячеловечествалюдииспользовалицветвкачествеопознавательногознака,отличительнойчерты.Возникаетвопрос:какжелюди разукрашивалисебя и свое окружение? Конечно,с помощью краски.Но откуда люди брали краски много лет назад, когда еще не было магазинов?Меняоченьзаинтересовалэтотвопрос. Мне стало интересно, из чего раньше изготавливали краски. Актуальность работы состоит в том, что краски, изготовленные своими руками экологически чистые, безопасны для человека.
Цель моей работы: изготовить в домашних условиях различные краски , в том числе пальчиковые и определить их преимущества.
Задачи:
1. Ознакомиться с научно-популярной, учебной литературой и периодической печатью по теме исследования;
2. изучить из каких веществ состоят краски, рецептуры их приготовления;
3. провести эксперимент: изготовить пальчиковые краски самостоятельно в домашних условиях;
4. нарисовать рисунок из полученных красок.
Предмет исследования: способы приготовления красок
Объект исследования – краски, созданные самостоятельно в домашних условиях
Научная новизна: краски, изготовленные в домашних условиях не вызывают аллергию и существенно экономят семейный бюджет
Методыисследования:
Сборинформации
Наблюдение
Экспериментальноеисследование
Анкетированиеучащихся
Анализрезультатов
Гипотеза исследования: я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, при этом они будут разнообразны, экологически чистые и пригодны для рисования и «аквагрима».
I. Основная часть
1.1 История возникновения красок
Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир был бы очень скучным и унылым. Недаром человек старается подражать природе, создавая яркие оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён.
Одной из первых красок была глина. Глина удивительный материал. Онаможет быть самых разнообразных расцветок – желтая, красная, зеленоватая и белая
Какправило,всвоихрисункахнаши предкиизображали животных. Ведь считалось, что рисование - это самая настоящаямагия.Иеслиизобразитьогромногобуйвола,пронзенногострелой,тоохотникуобязательноулыбнетсяудача!Поэтомусамымираспространеннымирисункамивдревниевремена,быликартиныизображающиепроцессохоты [1].
Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет. При этом живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.
Для того чтобы картина лучше сохранялась, наши предки сначала высекалина стене пещеры рисунок и только потом раскрашивали его. Они втиралиразноцветнуюглинувуглубленияконтуроврисунковипокрывалиихспециальным жиром, чтобы краска лучше сохранялась. Именно благодаря ихнаходчивости и умению мы до сих пор находим старинные рисунки и можемзаглянутьвпрошлое.
Время шло, и в арсенале у древниххудожников появилась черная краска – ее добывали из древесного угля исажи.
Синююкраскуполучалиизлазурита-минерала,которыйпривозиливЕвропу из Китая и Средней Азии. Эта краска была очень дорогой, ктомужесложнойвупотреблении.Большойпопулярностьюудревниххудожников пользоваласьохра–природнаясмесьжелтых,коричневыхикрасноватых минералов.
Зеленый цвет давали соединения меди и малахит. Также зеленыекраски можно получить смешиванием желтых пигментов с синими, например желтойохры иберлинской лазури[2].
Находилинашипредкиикиноварь(ртутныйминерал),дающуюярко-краснуюкраскумалиновогооттенка.Киноварьинекоторыедругиеминералы,содержатядовитые вещества,которые вредятздоровью.
У нас в России интересную историю красок изучают по иконам. В рукописном и иконописном деле в XI - XIII веках наиболее ранними красками
считались голубая лазурь и киноварь, различные охры и сажи, зеленые ари, которые получали из белила, меди, свинца. Краски, полученные из природных ферментов, отличались своей удивительной прочностью и разнообразием оттенков цветов. В музее до наших дней сохранилась икона Дмитрия Салунского. Иконе более 600 лет, но она и в настоящее время в хорошем состоянии. Древнейший мастер из Пскова сам получал эти краски. [5]
Длятого, чтобыможнобылораскрашиватьголовныеуборыиоружие,азатемипервыеткани,потребовались другие краски. Эти краски дали растения:
кора барбариса иольхи,молочай,шелковица—жёлтуюкраску;отварылуковойшелухи,оболочкигрецкихорехов,корыдуба,листьевхны—коричневую.Дляполучения красного цвета (краплак - распространенное название для всехкрасок интенсивного холодно-красного, малинового оттенка) использовалиськорнимареныкрасильной.Синийцветподарилииндигоносныерастения: индигофера, горец красильный. Растительные(органические)красителинеобразуюткрасочногослоя,апроникаютвтолщуокрашиваемойповерхности,поэтомуониприменяютсявосновномдляокраскитканей.Народныйспособокраскирастениямиизвестеночень давно[4]. Такжеприродные красители получалисьприпереработкемелкихсуществ.Красивого,светло-коричневоготонакрасящее вещество получали из чернил каракатиц- морских головоногихмоллюсков рода "сепия". Пурпурную краску получали из особого морскогомоллюска - пурпурной улитки. Чтобы получить грамм краски, надо былопереработать более 10 тысяч раковин. Производство было очень сложное.Зато получался королевский пурпур для одежд императоров в Древнем мире.Краснаякраскакарминдобываласьизкошенили–насекомыхсемействачервецов. Отсюда в русском языкепошлослово«червонный»- красный,красивый.
Ещё200летназаднесуществовалоготовыхкрасокиприходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты. Нокраски использовались все больше и больше - к XIX веку краски применялись в ткацкойпромышленности, в строительстве и в полиграфии (размножение печатнойпродукции), на бумажных денежных знаках присутствует краска. ТаквначалеXIXстолетиязародилась лакокрасочная промышленность[5]. До XIX века было известнонебольшое число красящих веществ и пигментов. Но в последние двестилеткартинасущественноизменилась.Химикисоздалицелуюгаммусинтетическихкрасок,итемсамымониположилиначалосозданияискусственных, придуманных человеком цветов. Теперь вещимогли быть самых невообразимых ранее расцветок. Технология не стоит наместе.Появилисьметаллизированныекраски,перламутровыеиимитирующиеразличныефактуры.Внашевремявсе,очембымыниподумали, доступно нам в самых разнообразных цветах. Сырьевой основойдля этого являлись уголь и нефть. Полученные из угля и нефти вещества дляизготовления лаков и красок становились как товар массового спроса вседешевлеидешевле.Кромеэтого,химико-синтетическиелакиикраскиобладаликачествами,которыхникогданебылопрежде(быстроевремясушки,большаяпрочность,атакжеразнообразие).Такимобразом,натуральные краски, за исключением немногих случаев, все больше и большезабывались. Сразвитиемпромышленности,природныекрасителине выдержали конкуренции с красителями синтетическими и в основном утратили былое практическое значение. В небольших количествах природные красители используют в реставрационных работах.
1.2 Разновидности красок для рисования
Все люди очень разные. Один человек любит яркость и насыщенность, другой - нежность и мягкость, а третьему - по душе графика. Краски для рисования отличаются разнообразием видов и предназначений.
Пальчиковые краски. Предназначаются для детей самого младшего возраста, которые еще не умеют держать кисточку и карандаш. Им такие краски подойдут лучше всего. Надо просто опустить пальчик в краску и прикоснуться к бумаге. Пальчиковые краски выполнены на водной основе. Естественно, они не только нетоксичны, а еще и «съедобны», благодаря натуральному пищевому красителю. Рисовать такими красками можно на бумаге, картоне, стекле. Краски имеют мягкую консистенцию, благодаря чему легко ложатся на поверхность и не стекают с пальцев. Пальчиковые краски легко смешиваются, что позволяет получать новые оттенки и цвета.
Акварельные краски. С этими красками мы все знакомы с детства. Это экологически чистый вид красок, который имеет более трех десятков цветов и оттенков. Пользоваться ими может ребенок, который уже научился уверенно держать кисть в руках. Акварельные краски чаще всего используются на уроках рисования в детском саду и школе. Рисунки, выполненные акварелью, получаются прозрачными и легкими. Гуашевые краски - густые, маслянистые краски, которые имеют еще и хорошую кроющую текстуру. Выпускаются в баночках. Имеют широкий цветовой ряд. Цвета сочные, яркие, насыщенные. Гуашь успешно используется как профессиональными художниками, так и теми, кто только начал изучать живопись. Масляные краски - густые пасты, в состав которых входит масло. Сохнут достаточно долго. После высыхания образуют пленку. Масляные краски подходят для детей, которые обучаются в художественных школах и которые уже умеют владеть акварелью и гуашью. Маслянымикраскамипишутнахолсте,дереве,металле [1].
Акриловые краски. Краски, легкие в применении. Имеют насыщенную цветовую палитру. Главное достоинство - быстро сохнут, после чего образуют несмываемую водой текстуру. После высыхания немного поблескивают, а потому не требуют закрепления лаками. Такие краски можно наносить на бумагу, керамику, пластик, картон. Темперные краски имеют в своем составе водорастворимую эмульсию. В традиционной иконописи – смесь желтка. В промышленном производстве – ПВА. Темперные краски очень быстро сохнут, сильно изменяют цвет и тон, но прочнее темперных красок ничего нет. Это — живопись на века.
Как видите, красок для рисования очень много, все они имеют свои особенности.
1.3 Процесс приготовления красок
Я прочитала, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество. Пигмент - это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д.
Связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность. Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. Все данные мы собрали в таблицу.
Название красок |
Масло |
Яйцо |
Вода |
Клей |
Пальчиковые краски |
+ |
+ |
||
Акварель |
+ |
+ |
||
Гуашь |
+ |
+ |
||
Масляная |
+ |
+ |
||
Темпера |
+ |
1.4. Изготовление красок в домашних условиях
Проанализировав литературу и статьи в Интернете, я узнала, как готовятся краски, и решила изготовить краски в домашних условиях. Я взяла сырье: сажу, уголь, мел, глину, хну, свекольный сок, кофе. Сырье очистила от посторонних примесей. Затем материалы измельчила до порошка. Потом пигмент смешала со связующим веществом. В качестве связующего вещества использовала: яйцо, масло, воду.
Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков.
Выяснив состав красок и узнав о процессе приготовления красок, я смогла сделать некоторые краски сама.
Получившуюся краску я использовала для рисования. У меня получились очень красивые картины. Я поняла, что используя подручные средства можно создавать настоящие шедевры.
1.5. Изготовление пальчиковых красок
Рисование красками приносит большое удовольствие и благотворно влияет на развитие детей. Самым маленьким деткам, которые еще не умеют держать кисточку в руке, можно предложить пальчиковые краски. А можно ли изготовить пальчиковые краски дома? Я решила попробовать изготовить пальчиковые краски сама. Актуальность работы состоит в том, что пальчиковые краски, изготовленные своими руками содержат экологически чистые продукты и безопасны для детей.
В ходе практической части исследовательской работы был проделан эксперимент по изготовлению пальчиковой краски. Для этого я использовала следующие ингредиенты:
2 стакана муки;
1,5 стакана воды;
7 столовых ложек соли;
1,5 столовые ложки растительного масла.
В стакан положила муку. В муку добавила соль, а потом тонкой струей вливала воду. Постоянно перемешивала, чтобы не образовались комочки (можно взбить миксером или блендером). Добавила растительное масло. Консистенцией масса получилась, как жидкая сметана [2]. Я решила разделить полученную массу на 2 части. В 1-ю часть я добавила краситель, полученный из свеклы, во 2-ю – краситель, полученный из моркови (см. таблицу 1) [3]. Получила пальчиковые краски розового и оранжевого цветов. Если добавить в пальчиковые краски, сделанные своими руками, немного глицерина, то они будут более блестящими.
Полученные краски можно хранить в холодильнике в течение 2 недель.
Таблица 1
Способы изготовления пищевого красителя
Цвет красителя |
Ингредиент |
Как сделать? |
Красный и розовый |
Свекла |
Вымыть свеклу, положить в блендер. Смешать все до однородного состояния, затем процедить. |
Сок вишни, граната и малины |
Смешать ягоды до однородного состояния, затем процедить |
|
Оранжевый |
Морковь и тыква |
Вымыть морковь и тыкву, положить в блендер. Смешать все до однородного состояния , затем процедить. |
Желтый |
Куркума |
Смешать ½ стакана воды и 1 чайную ложку молотой куркумы в кастрюле, а затем прокипятить. Дать остыть. |
Зеленый |
Порошок зеленого чая матча и шпината |
Соединить 1 столовую ложку порошка матча, ½ стакана свежего шпината и ½ стакана воды в блендере. Размешать, краситель готов |
Фиолетовый |
Черника |
Соедините ¼ стакана свежей черники с 1/8 стаканом воды в блендере. Смешайте до однородности, затем процедите. |
Коричневый |
Порошок какао |
Использовать готовый порошок |
Я решила испробовать пальчиковые краски. Вместе с моей подругой Варей мы нарисовали на бумаге пальчиковыми красками.
А ещё я подумала: можно ли использовать полученные краски как аквагрим? На своём лице и лице Вари я нарисовала сердечко. Краска не растекается и хорошо смывается с тела. Значит, можно будет использовать эту краску для театральных постановок нашего кукольного театра и для праздников в летнем школьном лагере.
Подводя итог моей исследовательской работы нужно отметить, что мне было очень интересно экспериментировать, получая краски вдомашнихусловиях.Яузналапознавательнуюисториювозникновениякрасок.
Интересно было узнавать о составе красок. Проведя эксперименты, я получиларазныекраски, в том числе и пальчиковые.Этикраскимыприменилинаурокахизобразительногоискусства, на кружке «Умелые ручки», для грима кукольного театра. Получилось замечательно! В процессеработыубедилась,этикраскиэкологическичистые,безопасныеиимеютестественныецвета.
Таким образом, в результате проведенной мной работы были достигнуты цельи задачи исследования.
Моя гипотеза подтвердилась. Краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, при этом они будут разнообразны, экологически чистые и пригодны для рисования и «аквагрима».
Практическаязначимостьмоейработысостоит в том, что она может применена на уроках изобразительного искусства,ивовнекласснойивнеурочнойработе,например,назанятиях кружка«Умелые ручки», для грима школьного кукольного театра.
Список литературы
АлпатовМ.В.Искусство.М.:Изобразительноеискусство,1974.-116
КукушкинЮ.Н.Химия вокругнас.М.:Дрофа,2000.-167
Ольгин.О.Опытыбезвзрывов.- М.:Химия,1995.-176 с.
Титова И. М. Вещества и материалы в руках художника. М.:Просвещение,2001.-156
Русский музей. От иконы до современности. - СПб: Palace Editions, 2005 С. 58.
Список интернет - источников
1.http://www.catalogmineralov.r2. uhttp://zhurnal.lib.ru 3.http://naukaveselo.ru 4.https:///pages/studio
5.https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/ikonopis/svyatoy_dimitriy_solunskiy_vtoraya_chetvert_xv_veka_drzh_2729/index.php
Приложение
Приложение 1.
Анкетирование
Я очень люблю рисовать, мне интересны уроки изобразительного искусства.Урокиизобразительногоискусствапроходятвнашемклассеоченьинтереснои познавательно. Мне стало интересно: как ученики других классовотносятся к урокам изобразительного искусства. С этой целью я провелаанкетированиев4классе, в 3классе и во 2 классе. Всего78человек.Ученикамбылипредложеныследующиевопросы:
Любишьлитырисовать?
Какиевидыкрасоктызнаешь?
Знаешьлиты,чтокраскиможноделатьвдомашнихусловиях?
Пробоваллитыполучитькраскисамостоятельно?(Приложение12)
Ответы на 1 вопрос
На второй вопрос анкеты результаты были следующие:
На третий вопрос ответы были:
А на четвертый вопрос,пробовалилиполучитькраскивдомашнихусловиях,ответыбылитаковы:
Приложение 2
В ходе практической части исследовательской работы был проделан эксперимент по изготовлению пальчиковой краски. Для этого я использовала следующие ингредиенты:
2 стакана муки;
1,5 стакана воды;
7 столовых ложек соли;
1,5 столовые ложки растительного масла.
В стакан положила муку. В муку добавила соль, а потом тонкой струей вливала воду. Постоянно перемешивала, чтобы не образовались комочки (можно взбить миксером или блендером). Добавила растительное масло. Консистенцией масса получилась, как жидкая сметана.
В полученную массу добавила пищевой краситель.
Я решила испробовать пальчиковые краски. Вместе с моей подругой Варей мы нарисовали на бумаге пальчиковыми красками.
А ещё я подумала: можно ли использовать полученные краски как аквагрим? На своём лице и лице Вари я нарисовала сердечко. Краска не растекается и хорошо смывается с тела. Ещё мы попробовали использовать мои краски для грима кукольного театра.
Вывод. Можно будет использовать эту краску для театральных постановок нашего кукольного театра и для праздников в летнем школьном лагере.