Знакомство с миром слов через песню матери. Колыбельные песни

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Знакомство с миром слов через песню матери. Колыбельные песни

Семенова А.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ "Школа № 43"
Игнатченко И.В. 1
1МБОУ "Школа № 43" города Рязани
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация

«Знакомство с миром слов через песню матери.

Колыбельные песни»

Будучи одними из самых древних по происхождению форм фольклора, колыбельные являются первыми музыкальными впечатлениями младенца. Первой встретить ребёнка в этом мире призвана колыбельная песня – удивительный дар прошлого.

В работе актуализирована значимость колыбельных песен для развития мышления ребёнка. В настоящее время это утверждение является доказанным научным фактом: существует прямая взаимосвязь интеллектуального потенциала человека с прослушиванием им в детстве колыбельных песен.

Научно доказано, что малыши, которые в детстве по какой-то причине не имели возможности слушать волшебные напевы матери, вырастают более замкнутыми и эгоистичными. На востоке по этому поводу даже есть поговорка. Там о недобрых людях говорят, что «мама им в детстве не пела колыбельных песен».

В работе проанализированы тексты старинных колыбельных Рязанского края. Определены типичные персонажи, сюжеты колыбельных, исследованы и обобщены художественно-поэтические средства выразительности.

Данный материал можно использовать на уроках литературы, музыки, классных часах.

«Матери — самые первоначальные поэты.

Они зароняют зёрнышки в души своих сыновей

и дочерей, а потом уж из этих зёрнышек

вырастают и расцветают цветы».

Расул Гамзатов

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта

Я часто обращала внимание на то, как детям нравится засыпать, слушая мамины колыбельные песни: они быстро успокаиваются и вскоре начинают смешно посапывать в своей кроватке… Мне стало любопытно: почему эти песни так называются? Какие колыбельные бывают? Чем они отличаются от других песен? И что же за магия таится в колыбельных песнях?

Я считаю, что проблема отсутствия колыбельных песен в современном мире актуальна и, хоть и изменился наш быт, нравственные устои не потеряли своего значения. И хочу доказать, что несмотря на то, что каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, значение колыбельных песен очень велико, ведь сколько существует мир, сколько существуют мамы… столько существуют и колыбельные песни.

Постановка проблемы

Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. Современные мамы редко поют их своим детям. Грустно, но в современном мире малыши всё чаще засыпают под звуки включённого телевизора. А раньше, как рассказала мне бабушка, сколько младенцев засыпало под слова незатейливой песенки! Её пели прабабушки, бабушки, тётушки, сестры. В крестьянских семьях младенцев баюкала старшая сестра или мама. В богатые дома нанимали кормилиц, нянек, которые знали бесчисленное множество старых колыбельных песен. Это было давно. А что же сейчас? Насколько исполнение колыбельных песен необходимо сейчас? У современных мам всё расписано по часам, и ребёнок живёт строго по расписанию. Сейчас мамы, если и поют своему ребёнку колыбельную песню, то только для того, чтобы уложить его спать. А чаще – вместо колыбельной просто ставят тихую музыку, или ребёнок засыпает под звук бормочущего телевизора. В современном мире, где магазины завалены всевозможными развивающими игрушками, мало кто из мам понимает важность и значимость колыбельной, как средства развития малыша и общения с ним.

Цель проекта:

- выяснение значимости колыбельных песен и их роли в жизни ребёнка.

Задачи проекта:

- узнать больше о колыбельных песнях, изучить литературу по данной теме;

- выделить характерные черты колыбельных песен, раскрыть их значение;

- выяснить мнение детей и взрослых о значении колыбельных песен в жизни ребёнка методом анкетирования и опроса;

- собрать картотеку колыбельных песен.

Моя гипотеза:

Я предполагаю, что ребёнок, слушавший колыбельные, раньше начинает говорить, чем ребёнок, который не слышал в младенчестве колыбельные песни, и, если петь малышу волшебные напевы колыбельных, это будет положительно влиять на процесс засыпания и дальнейшее развитие ребёнка в целом.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. История возникновения колыбельных

Я поискала информацию в сети Интернет, обратилась в библиотеку и узнала, что название песен, которыми убаюкивают ребёнка – «колыбельные» идёт от основы «колыбать» (колыхать, колебать, качать, зыбать). Отсюда же – зыбка, колыбель, коляска.

В народном обиходе встречалось и название «байка» (от «байкать» – качать, усыплять). Традиция убаюкивания ребёнка идёт из глубокой древности. По своей природе и функции они близки к заклинаниям, которые должны были обеспечить малышу хороший сон и здоровье.

Дети в старину очень рано учились ба́йкать, потому что они играли с куклами, и своих кукол ба́йкали так же, как бабушки ба́йкали малышей. И поэтому, когда им было уже шесть - семь лет, они уже знали все эти „баеньки“. Потом уже и своё придумывали, потому что у всех уже говорить в рифму становилось привычкой. Просто так, само собой уже все это приходило, без особых трудов: тут вокруг эти песни, тут присказки всякие, пословицы, поговорки – ведь это дети видели в своей семье.

1.2. Предназначение и роль колыбельных

Будучи одними из самых древних по происхождению форм фольклора, колыбельные являются первыми музыкальными впечатлениями младенца. Первой встретить ребёнка в этом мире призвана колыбельная песня – удивительный дар прошлого. Созданная в далёких веках, передаваясь из поколения в поколение, она дошла и до настоящего времени. Старые люди не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен.

Многочисленные песни уходят корнями в глубь веков, беря начало от традиционных народных обрядов и верований. В некоторых культурах было принято, чтобы мама сразу после рождения сочиняла ребёнку особую «личную» песню, которая сопровождала бы его всю жизнь.

Многие особенности колыбельных связаны с их основным предназначением – убаюкать ребёнка. Младенец, не понимая слов, воспринимает, в первую очередь, мелодию и близкий к биению сердца ритм, плавность и размеренность которых успокаивают его и постепенно погружают в сон.

А ещё наши мамы и бабушки знают, что спокойный длительный сон – необходимое условие для здоровья и роста ребёнка. Но знали они также, что для развития необходимо постоянное общение с ним, обращение к нему с речью, словом, песней. Колыбельные приобщают ребёнка к человеческой речи, знакомят с окружающими его людьми, предметами, животными. Они содержат элементарные нравоучения, учат добру. Учёные считают, что «колыбельные песни – основное средство воспитания в младенческом возрасте». (3)

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Художественные образы в колыбельных

Сначала я вспомнила, самые простые слова колыбельных, которые у всех на слуху: про серый волчок, который может укусить за бочок, если ляжешь на край, про гулю, который прилетит к ребёнку и др. Но затем, изучив тексты старинных песен, моё воображение стало рисовать интересные картинки сюжетов незамысловатых песенок.

В некоторых колыбельных представление о засыпании несколько изменено: ребёнок засыпает не от самого присутствия Угомона или Дрёмы, а от «сонливости», которое Сон носит с собой в рукаве и насылает на ребёнка, чтобы он заснул. Сон и Угомон – мифические существа, подобные людям: ходят, разговаривают между собой, распределяют обязанности («Ты будешь качать, а я буду усыплять»).

Наряду с этими мифическими существами появляется олицетворение злой, отрицательной силы в образе Бабая. Он встречается и в других жанрах фольклора, но, возможно, не пришёл к ним именно в колыбельных. Здесь он имеет значение существа, которое нагоняет страх, пробуждает или причиняет какую-то беду.

Во многих колыбельных мотив убаюкивания связан с ещё с одним полумифическим существом – котом. Кот в славянских культах занимает значимое место, он символ оберега дома (спит на печи, стережёт покой; не отходит далеко от дома, всегда возвращается). Кроме того, очевидно, издавна была подмечена способность кота быстро засыпать, спать большую часть суток. С этим был связан обычай класть кота в люльку перед тем, как туда клали ребёнка. В колыбельных песнях появляется мотив призыва кота:

Котик-коток,

Кудреватый лобок,

Приди ко мне на часок,

Ко мне ночку ночевать,

Малюточку покачать.

Текстов, где кот участвует в укачивании ребёнка, очень много во многих вариантах и разных сочетаниях. Кое-где чётко прослеживается вера в то, что кот является оберегом для ребёнка:

О, коты мои, коты

Нанесите дремоты...

Также у колыбельных появляются образы птиц (голубя, ворон и др.): «Ой люли-люли, прилетели гули…», «Люли-люлюшка, прилетела кукушка». Их появление у колыбельных соотносится с сюжетами об убаюкивания ребёнка на улице.

Бывают другие варианты (колыбельная, подвешенная на дубе, вишне, липе), но в них, как правило, присутствует образ ветра. Он, очевидно, связан с давним обычаем колыхать ребёнка на свежем воздухе с целью духовного очищения от мира мёртвых (из которого он вроде бы пришёл).

Действующие персонажи в колыбельных песнях

Животные

Природные явления

Сказочные лица

Котик, мышки, зайчики, рыбки, птички: петушок, голуби, вороны и галки.

Солнце, ветер, месяц, вьюга, буря.

Дрема, Угомон, Бабай, Рогатый рак.

2.2. Сюжеты и тематика колыбельных песен

Каждый стих в песне – новая динамическая картинка, что не случайно: ребёнок ещё не в состоянии долго удерживать в памяти образ или слово, поэтому мир колыбельной песни рисуется в виде стремительных движущихся существ или предметов.

Сюжетное и тематическое разнообразие колыбельных песен отличается красочностью мыслей и образов. Существует несколько групп основных тем колыбельных, условно я поделила их на 3.

  1. К первой можно отнести песни, где повествуется о самом младенце, его сне, забавах и т.д.

...Полна горенка ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашку с маслицем едят...

...Воротушки скрип-скрип,

Котушка говорит.

Малюточка спит, спит.

  1. Вторая группа песен связана с чувствами и мыслями матери. Основной упор падает на эмоциональность и искренность материнских чувств. Мама часто находится в раздумьях над судьбой ребёнка, переживает за всю семью, её благополучие, ведь завтра будет трудный день:

...Пошёл отец за рыбкою,

А мать пошла кошель таскать,

А дедушка - дрова рубить,

А бабушка - уху варить...

  1. Третья группа песен рассказывает, знакомит маленьких слушателей с птичками и животными, их приключениями и их окружением.

Проанализировав несколько колыбельных, я нашла вот такие незамысловатые сюжеты:

- прилетают птицы (голуби, лебеди, кукушки), машут крыльями, разбрасывают перья;

- котик гуляет сам по себе, его зовут домой;

- по стене ползёт рак или таракан, у него большие рога, он страшный;

- в доме находятся домашние животные: овечка, ярочка, они тоже засыпают.

У колыбельных для детей передаётся желание и стремление матери наделить своего младенца достатком. Каждый этап детской жизни не остаётся без внимания и изображён в детальных, светлых тонах. Произведения с семейно-бытовой тематикой прочно вошли в круг песен, где эмоциональность и образная система особенно родственны пониманию мира женщины-матери. Воспеваются размышления о будущей жизни ребёнка, его судьбе, где в песне вплетается жалость и тоска по утраченной молодости.

Проанализировав тексты колыбельных песен, я пришла к выводу, что в них часто встречаются имена собственные: Валюша, Светынька, Маня, Захарка. Использование собственных имён детей имеет большое психологическое значение.

Самое интересное моё открытие - колыбельные могли сочиняться для девочек и мальчиков отдельно. Есть, конечно, песенки, когда обращались просто к младенцу.

2.3. Художественно-поэтические средства выразительности

Колыбельные песни – жанр, который имеет чётко определённую конкретную функцию: успокоить и усыпить ребёнка. С этим основным их предназначением и связаны особенности образности жанра.

- эмоциональность и многочувствие матерей при исполнении колыбельных песен;

- эффект укачивания усиливается качанием ребёнка в люльке;

- самый распространённый приём – разнообразные повторы, некоторые колыбельные построены так, что каждая строка повторяется по два или более раза;

- звуковые эффекты, придающие речи мелодичности и ритмизации;

- убаюкивающие возгласы-клише «баю-баю», «ой кой, кой» и т.п.

- уменьшительно-ласкательные формы (сынонька, коточек, галушки);

- форма диалога матери, обращённого к ребёнку;

- использование простейшей общеупотребительной лексики, отсутствие поэтических приёмов и тропов:

- наиболее часто встречаются эпитеты («золоты верёвки», «пряник медовой», «пуховые подушечки», «серый волчок»);

- однообразие и монотонность исполнения песни.

Ни один род поэзии, ни один жанр не имеет такого обилия уменьшительно - ласкательных суффиксов. Ласка распространяется на всё, что окружает ребёнка, с чем он может соприкоснуться в жизни: колыбелечка, лошадочка, рыбонька, глазоньки и др. Ласкательные суффиксы получают даже слова, которые не могут вызвать добрых, радостных эмоций у ребёнка.

Интересно, что рефрен «баю-бай», как правило, не встречается в песнях, где не упоминается Бабай. Возможно, в прошлом он имел специфическое значение, придавалось ли именно этому изречению способность отгонять злую силу.

2.4. Результаты анкетирования

В ходе реализации проекта было проведено анкетирование среди ребят и взрослых. Им были предложены следующие вопросы:

Для детей

  1. Пели ли вам в детстве колыбельные?

Да Нет

  1. Для чего поётся колыбельная песня?

  2. Были у вас в детстве ночные страхи?

Для взрослых

  1. Пели ли вам в детстве колыбельные?

Да Нет

  1. До какого возраста нужно петь детям колыбельные песенки?

  2. Для чего поётся колыбельная песня?

Результаты следующие:

- пели колыбельные 29 (двадцати девяти) детям, не пели – 3 (троим). В большинстве случаев пели колыбельные ребятам мамы (16), папы – 3, бабушки – 13. А на вопрос «Для чего поётся колыбельная песня?» обучающиеся моего класса ответили следующим образом: усыпить малыша – 13, для хороших снов – 12, для развития – 5, «просто так» - 2.

Вывод: детям пели колыбельные в детстве, как правило мамы и бабушки; главное предназначение колыбельной песни в том, чтобы успокоить, убаюкать и создать атмосферу тепла и уюта для здорового сна малыша.

На третий вопрос 25 ребят испытывали в детстве ночные страхи: страх темноты, боязнь фантастического чудища, страх, что тебя украдут.

Также я решила получить информацию по поставленной мною проблеме от старшего поколения.

Участие приняли 26 родителей. В результате выяснила, что, колыбельные песни пели почти всем нашим будущим родителям. Пели их в основном мамы (наши бабушки).

По мнению родителей, колыбельные песни нужно петь до 2-3 лет – так ответили 11 человек, 4-5 лет – 12 человек, старше 5 лет – 3 человека. На вопрос «Для чего поётся колыбельная?» родители считают: чтобы усыпить малыша – 14 человек, для хороших снов – 7 человек, для развития – 4 человека, «просто так» - 1 человек.

Из этого я сделала вывод, что почти всем родителям пели колыбельные песни в детстве и пели в основном их мамы. Спустя годы они сами часто пели колыбельные своим детям. По мнению родителей, нужно петь колыбельные песни до 5 лет. Как правило, родители пели колыбельные песни для хорошего сна малыша, и чтобы он поскорее уснул.

ВЫВОД

Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.

Колыбельные – первые уроки родного языка для ребёнка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значение, порядок слов в предложении.

Пение колыбельных песен перед сном влияет на характер, душевное и физическое здоровье, психологическую устойчивость в настоящем, а в последствии, и в будущем.

От того, какие песни пели младенцу, и пели ли вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Одновременно накапливаются чувственные впечатления, появляется первичный запас слов, происходит знакомство с окружающим миром.

Образы персонажей колыбельных песен тесно связаны с окружающим миром и бытом людей, поэтому в доступной форме ребёнок знакомится с некоторыми особенностями мира.

Меньше детей в доме - меньше песен и потешек. Но пока бабушки сидят с внуками, будет жива традиция «бауканий». А мир колыбельных сказочен, иногда понарошку страшен, иногда смешон и бессмыслен. Самое главное, во время страхов ребёнка рядом находится близкий человек, который призовёт силы добра и защитит от «волчка», «бабайки».

И, напоследок, услышала одно интересное замечание. Бывает, что мамы не поют своему ребёнку колыбельные песни, сомневаясь в своих вокальных способностях, боятся повредить музыкальный слух ребёнка. А между тем именно пение мамы целебно для малыша. Отсутствие музыкальных способностей – не повод отказывать ребёнку в колыбельных песнях. Самое главное – помнить, что музыку нужно пропустить через себя. Как это сделать? Просто тихонько петь.

Список используемых ресурсов:

  1. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Часть II (3-4 год обучения). «Русская традиционная культура» № 2-3. М.: Изд-во «Родникъ». 1999. 70 с.

  2. Гилярова Н.Н. «Музыкальный фольклор Рязанской области». «Рязанский этнографический вестник». Рязань.1994.

3. Белоусов А. Ф., Головин В. В., Кулешов Е. В., Лурье М. Л. Детский фольклор: итоги и перспективы изучения // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Т. 1. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005. — С. 215–243.

4. Ветухов А.В. Народные колыбельные песни//Этнографическое обозрение. - Москва: т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1892. — 131-154, 127-142, 96-115 с.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. – 944с.

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Детский_фольклор

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Старинные колыбельные Рязанского края

***

Ой, баю, ой, баю,

Не ложися на краю.

Ложися в серёдки -

Золоты верёвки.

Баю, баю, ты усни,

Угомон тебя возьми.

Ой, я сыноньку свово

Покачаю я яво.

Я яво качаю,

Громко величаю.

***

Ой, коточек, ты коток,

У тебя серый лобок.

Ты приди ночевать.

Мово сыноньку качать.

А я серому коту

За работу уплачу,

За работу уплачу

На рубашку кумачу,

И кувшин молока,

Да и конец пирога.

Ещё папыньки

Коту лапыньки

Ещё рыбыньки

Ему в зубыньки.

***

Баю,баю, баюшки,

Солетелись галушки.

Сели на воротушки.

Воротушки скрип, скрип,

И Валюша спит, спит.

Она спит да уснет,

Угомон её возьмет.

А бау ды да бауси,

Спит овечка на полу,

А ярочка под лавочкой,

А барашек во дворе.

А барашек во дворе

На зелёненькой траве.

***

Бау, бау, баёночки,

Рак ползёт по стеночке

С кривыми ногами да

С большими рогами.

И бай, бай, бай, бай, бай,

На славенском бору

Там девки сидят,

Самого кота съедят.

И баи, баи, бауньки,

Прилетели галуньки,

Галушки, воронушки

Сели на воротушки.

Воротушки скрип да скрип,

Наташунька долго спит.

И бай, бай, баи, баой.

***

Кой,кой,кой,кой,кой,кой,кой,кой,

Иди, папа наш, домой.

Неси пряник медовой,

И калачик обоим.

Сядь, папа, на песочек.

Подай Мане голосочек.

Бау, бау, пора спати,

Пора глазки закрывати.

Кой,кой,кой,кой,кой,кой,кой,

Иди, папа наш, домой.

***

Ой баю, баю, баю,

Живёт мужик на краю.

Он не скуден, не богат -

Полна горенка ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашку с маслицем едят.

Кашку с маслицем едят,

Все в окошечко гладят.

***

Бай, бай,бай,бай,бай,бай,

Не ложися ты на край.

А то бух - и упадёшь,

Ручку с ножкой разобьёшь.

Ты усни, ты усни,

Сладкий сон тебя возьми.

Ой баю, бай, баю,

Баю милыю мою.

Баюшки, баеноцки,

Таракан ползёт по стеноцке

Бай, бай,бай,бай,бай,бай,

Вот подъехал пономарь.

Просит тестицка хоть у ложецку,

Да немножецку.

***

Баюшки, баю,

Не ложися на краю:

Придёт серенький волчок,

Укусит за бочок.

Баюшки, баю,

Не ложися на краю.

Котик-коток,

Кудреватый лобок,

Приди ко мне на часок,

Ко мне ночку ночевать,

Малюточку покачать.

Воротушки скрип-скрип,

Котушка говорит.

Малюточка спит, спит.

***

Ай, бау, бау, бау,

Пошел отец за рыбкою,

А мать пошла кошель таскать,

А дедушка - дрова рубить,

А бабушка - уху варить,

А Светынька - ушицу хлебать.

Она с ложечкою,

С кочерёжечкою.

Она ушицу не хлебать,

Одну рыбочку таскать,

Ай, бау, бау, бау,бау, бай, бай, бай, бай.

***

Спи, дитя моё , усни,

Сладкий сон тебя мани.

В няньки я тебе взяла,

Ветра,солнца и орла.

Улетел орёл домой,

Солнце скрылось за горой,

Ветер спрашивает мать:

-Где изволил ночевать?

Или волны ты гонял,

Или звёздынь воевал?

- Не гонял я волн морских,

Звёзд не трогал золотых,

Я дитя оберегал,

Колыбелечку качал.

***

Ой ду-ду, ой ду -ду

Потерял мужик дуду

На зелёном на лугу.

Шарил, шарил, не нашёл,

Сам заплакал и пошёл.

Сам заплакал и пошёл

И к сударушке зашёл.

У сударушки бяда -

Загорелась лебяда.

Гори, гори жарко,

Приедет Захарка.

В красненькой шапочке,

На белой лошадочке.

Жона на тележке,

Щёлкает орешки.

***

Ой, Петя - петушок,

Золотой гребешок.

Петя рано встаёт,

Голосисто поёт.

Голосисто поёт,

Сынке спать не даёт.

Просмотров работы: 59