У каждого танка свой герой. «Уралвагонзаводцы» в годы Великой Отечественной войны

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

У каждого танка свой герой. «Уралвагонзаводцы» в годы Великой Отечественной войны

Дмитриева А.Д. 1
1МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов
Семенова О.А. 1
1МАОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов.
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Датой рождения Уральского танкового корпуса считается 11 марта 1943 г., когда появился Приказ Народного комиссара обороны о присвоении уже сформированному из людей и техники боевому корпусу, объединившему все области большого Урала, официального наименования «30-й добровольческий танковый корпус». Корпус влился в состав 4-й танковой армии и с боями дошел до Берлина. В юбилейный год создания уникального боевого подразделения невозможно не вспомнить о боевых подвигах не только самого корпуса, но и тех, без труда которых корпус бы просто не появился. Танки-Т-34 – основа корпуса, собирали их большей частью на Уралвагонзаводе, который в период второй мировой войны был переименован в завод №183 им. Коминтерна. Первый танк Т-34 из ворот Уралвагонзавода вышел 18 декабря 1941 года, с этих пор на фронт ежедневно отправлялось по эшелону танков (25 боевых машин!). Свое исследование я посвящаю тем, кто этот танк выпускал, а значит, приближал Победу вместе с бойцами Уральского танкового корпуса. В юбилейный год для добровольческого танкового корпуса считаем справедливым найти и проанализировать материал об обычных тружениках-танкостроителях, их быте, условиях их жизни и труда. Это тоже часть истории корпуса, причем её самая важная часть.

Степень изученности проблемы

В 2018 году в Екатеринбурге открылся центр сохранения истории Уральского добровольческого танкового корпуса. Казалось бы, все изучено, но тема войны как бескрайний океан: столько еще не открытого, не досказанного.Вот и про танковый корпус не обойтись без изучения материала условно нами названном «Уралвагонзаводцы в годы Великой Отечественной войны». К сожалению, тема разработана недостаточно, отдельных основательных монографических работ, посвящённых данному вопросу, нет. В исследованной нами литературе большее внимание уделяется вопросу производства, нежели жизни и быту заводчан тех самых людей – руками которых был построен каждый танк, в том числе составившие боевой резерв уральского добровольческого танкового корпуса. Конечно, есть книги о танке: «Уральская промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны»[1]; «Элита российской индустрии. Уралвагонзавод» [21]. В 2004 г. в свет вышла книга «Боевые машины Уралвагонзавода», авторами которой является С. Устьянцев и Д. Колмаков. В книге есть глава про создателей танка. Исследователи поднимают вопрос о правомерности называть Уральское конструкторское бюро УВЗ самостоятельной организацией, не зависящей от «конструкторов - харьковчан», эвакуированных в Нижний Тагил в 1941 г. [22] и доказывают, что это правомерно. Однако большая часть монографии посвящена танку Т-72 –послевоенному периоду танкостроения в Нижнем Тагиле. Самой основательной работой о производстве танков на УВЗ в годы войны является «История танкостроения на УТЗ №183 им. Сталина» в двух томах [6]. Это не опубликованная, отпечатанная в нескольких экземплярах на пишущей машинке история завода, созданная по горячим следам, сразу после войны самими уралвагонзаводцами. Познакомится с ней можно в музее боевой славы УВЗ

Своеобразным источником по теме «Уралвагонзаводцы в годы Великой Отечественной войны» является документальная повесть Л. Н. Кондрашовой «Мы были как все» [7], а также книга «Т-34: путь к победе», написанная бывшими работниками Уральского танкового завода № 183, является уникальным источником по исследуемой теме [19]. Обществом любителей русской истории в 2022 году при поддержке Фонда президентских грантов вышла небольшая брошюра «Уральский танковый завод и его герои», сразу ставшая библиографической редкостью – тираж книги всего 1000 экземпляров. Авторы посвятили исторический очерк героизму тружеников Уральского танкового завода №183 [23].

Малочисленность опубликованных трудов по теме исследования определило актуальность проекта: необходимо подготовить материал для публикации (создать историю) про людей, оставившего след в истории нашей страны, о тагильчанах, создававших танки. Для подрастающего поколения важно знать, что в истории страны предки оставили глубокий след, в том числе в истории подвигов Уральского танкового корпуса. Планируются тематические экскурсии для всех интересующихся историей, они будут предложены с помощью Центра развития туризма НТ (нашего информационного партнера).

Значимость, актуальность и новизна проекта в том, что через исследование посвящено всем танкостроителям, и жившим в годы Великой отечественной войны, и работающим на УВЗ сегодня. Их вклад в историю страны –беспрецедентен.

Автор проекта побывал в музее и договорился с руководителем музейной экспозиции о том, что в музее разместится материал о быте и повседневной жизни тагильчан-танкостроителях. Так же мы готовим экскурсионный маршрут для жителей и гостей города: «подвиг по-тагильски».

Цели работы: исследовать условия повседневной жизни создателей танков в годы Великой Отечественной войны на примере Уральского вагоностроительного завода.

Задачи работы:

  • выявить источники и литературу по теме проекта

  • изучить жизнь и быт заводчан-танкостроителей,

  • рассмотреть биографии основателей завода,

  • подготовить материал для: размещения на виртуальной странице официального сайта «Центр развития туризма города Нижний Тагил»: «Известные тагильчане»: http://turizmnt.ru и переносной выставки, посвященной биографии создателям танков и для экспозиции музея истории образования Нижнего Тагила

Объект: жизнь, быт танкостроителей

Предмет: влияние условий времени на судьбы людей, создававших танки в период Великой отечественной войны

Методы исследования: основным методом их изучения является сравнительно-исторический анализ, который позволяет выявить особенности становления танкостроительной промышленности в крае рассматриваемый период. Принцип объективности заключается в строгом следовании фактическому материалу при обосновании выводов исследования. Принцип конкретно-исторического подхода дает возможность рассматривать любое явление через призму прошлого и будущего, сохраняя последовательность изучаемых исторических событий и целостность при определении взаимосвязи данных событий. Проблемно-хронологический метод способствует исследованию поставленных проблем во временной последовательности с определением количественных и качественных перемен. Принцип объективности заключается в строгом следовании фактическому материалу при обосновании выводов исследования. Принцип конкретно-исторического подхода даёт нам возможность рассматривать любое явление через призму прошлого и будущего, сохраняя последовательность изучаемых исторических событий и целостность при определении взаимосвязи данных событий и явлений

1.Танки. Начало.

1.1.УВЗ-УТЗ №183: вагоны - танки

Общеизвестно, что самый выдающийся танк Второй мировой войны Т-34 был собран на Урале, а большинство его моделей времен Великой отечественной войны сошло с конвейера Уральского танкового завода №183. Он был создан в августе 1941 г. на базе Уральского вагоностроительного завода1 и 12 эвакуированных предприятий.

Первые эвакуированные специалисты прибыли в Нижний Тагил в октябре 1941 г. Они привезли с собой оборудование, необходимое для изготовления танков: все, что возможно было демонтировать и отправить на Урал в условиях стремительного наступления немецких войск. В эвакуацию в Нижний Тагил, на Вагонку, только с октября 1941 по январь 1942 г. (за три месяца) приехало 11351 человек. Больше всего кадровых рабочих прибыло из Харькова: 5234, все они были работниками Харьковского паровозостроительного завода, где изготавливали в том числе и танки Т-34. Из Сталинграда приехало 2593 рабочих и сотрудников Сталинградского тракторного завода, 1005 человек — из Москвы, с Московским станкостроительным заводом имени Серго Орджоникидзе, 732 человека — из Мариуполя, с заводом Мариупольского металлургического завода имени Ильича. Кроме того, тружениками Уральского танкового завода на годы войны стали работники предприятии из Бежиц, Кольчугино, Николаева и других городов [23, 4].

Первым делом приехавшим работникам и местным рабочим пришлось устанавливать прибывшие станки, молоты и прессы, приспосабливать оборудование некоторых цехов бывшего Уралвагонзавода к выпуску танков. Всю первую военную зиму рабочие возводили корпуса пяти механических цехов. Морозы доходили до 40 градусов. Но несмотря на это, тысячи танкостроителей работали под открытым небом, чтобы скорее дать фронту танки. Первые Т-34 собрали из узлов и деталей, привезенных из Харькова. В декабре двадцать пять танков отправились на фронт. Налаживать массовое производство танков было крайне сложно: до сих пор страна не знала такого опыта, а военные действия вывели из строя множество предприятий, от которых зависел выпуск Т-34 в мирное время. Где брать электрооборудование, приборы, резину, броню и многое другое, без чего танк сделать невозможно! Не доставало и станков. Далеко не все получилось вывезти из Харькова и других городов в тыл, так же частично станки были уничтожены фашисткой авиацией при доставке их на Урал железнодорожными эшелонами.

1.2.Креативное мышление и танкостроение

Танкостроителям пришлось применять смекалку: выискивать на заводской свалке, давно вышедшие из строя станки, изготовлять для них новые детали рабочей части, и так создавать замену недостающему оборудованию. Конструкторы в то же время проектировали узлы и детали, которые ранее поставлялись другими предприятиями, пересматривали устройство некоторых их них.

Работа по усовершенствованию и упрощению конструкции танка Т-34, повышению его боевых характеристик продолжалась всю войну. Только к январю 1942 года конструкторы отказались от использования одной тысячи двухсот шестидесяти пяти «довоенных» деталей, а в чертежи семисот семидесяти деталей были внесены изменения. Т-34 осени 1941 года и весны 1945-го существенно отличались друг от друга. К концу войны броня танка стала надежнее, огневая мощь — выше, манёвренность - лучше. Конструкторы облегчили управление танком и увеличили скорость его производства.

Регулярный массовый выпуск танков наладился после введения конвейерного метода производства и сбор. Идея конвейерного изготовления танков принадлежала директору Уральского танкового завода Юрию Евгеньевичу Маскареву1. Её реализовали в танковом производстве впервые в мире. Постепенно отладили 151 поточную линию обработки деталей обустроили 4 конвейера сборки боевых машин. Чтобы это произошло в кратчайшие сроки директору завода приходилось сутками задерживаться на заводе, он лично вникал во все процессы работы над танками Т-34, курировал важные производственные моменты, заботился о быте и питании всех танкостроителей [23, 8].

Особой линией конвейерного производства Т-34 являлся конвейер для сварки бронекорпусов. Его длина составляла 98 метров внутрицехового железнодорожного пути, процесс производился на 26 вагонных тележках, на которых находились корпуса танков. Каждые 44 минуты тележки с помощью лебедки передвигались по конвейеру. В это время на каждой из них завершалась сварка отдельного шва корпусной брони. Когда на последней из тележек заканчивали сварку последнего шва, ее освобождали от корпуса танка, переносили краном в начало конвейера и грузили новый корпус. Наружные швы брони на конвейере сваривали аппаратами под слоем флюса, с этим видом электросварки справлялись даже подростки1. Внутренние швы корпуса производили сварщики на ручных сварочных аппаратах [23,11]. Конвейерная сварка бронекорпусов стала возможна успешному внедрению метода электросварки под слоем флюса. Это заслуга сотрудников и главное, руководителя Института Электросварки Академии наук УССР, эвакуированных в Нижний Тагил. Институтом руководил академик Евгений Осипович Патон. Метод позволил решить дефицит квалифицированных кадров, как выражался сам Евгений Осипович, это позволило привлечь к сварке «полудетские руки», высвободив 250 сварщиков –профессионалов на создание внутренних швов. Среди сварщиков-автоматчиков действительно были «полудетские руки»: деревенские подростки из Мордовских сел, Дагестана, Бухары и т.д2.

Большой вклад в разработку и внедрения поточно-конвейерных методов производства танка внес главный инженер УТЗ №183 Лазарь Исаакович Кордунер. Он сутками не выходил с завода ради совершенствования технологий выпуска танка.

1.3. Т-34: на полях сражений

От наличия у Советской армии тяжелой броневой техники зависела победа в войне.

Танк Т-34 стал героем сражений Великой Отечественной войны. В нем сочетались подвижность, огневая мощь и броне защита. Его можно было отремонтировать непосредственно на линии фронта. Также он был прост в изготовлении: многие операции при выпуске танка могли производить рабочие и подростки.

Танки Т-34 решили исход Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге. Так, в боях под Курском воевало около двух миллионов советских воинов, в строю находилось более пяти тысяч советских танков. Среди танкистов были и труженики УТЗ № 183: летом 1943 года 185 человек отправились на фронт в составе Уральского добровольческого танкового корпуса. Он был создан на добровольные пожертвования жителей Свердловской, Челябинской и Пермской областей, прошел боевой путь от Курской дуги до Берлина и Праги. Всего на полях сражений Великой Отечественной войны воевало более 6 тысяч заводчан, из них 3111 человек отдали свои жизни за Родину. Вот одно из заявлений в военкомат, написанное 9 марта 1943 года тремя рабочими фронтовой бригады цеха № 430 Уральского танкового завода: Анисима Федосеева, Георгия и Семена Чебыкиных. Им было от восемнадцати до двадцати одного года: «Просим зачислить нас в единый танковый экипаж в Первый Уральский Добровольческий корпус, т.к. мы хотим и горим желанием громить врага на машинах нашего завода» [23,30].

Для Уральского добровольческого танкового корпуса УТЗ № 183 выпустил 145 танков Т-341. 1 мая 1943 года добровольцев завода провожали на фронт. Как вспоминает Петр Игнатьевич Цереня, отправка эшелонов с танками на фронт всегда проходила торжественно: «Танкисты размещались в товарные вагоны, паровоз давал тревожный гудок, духовой оркестр исполнял марш, и поезд медленно двигался по территории завода, пока не выезжал на Восточно-сортировочную станцию. Часто случалось, что эшелон, подходя к линии фронта, с ходу вступал в бой с врагом».

Чтобы танки не подводили на поле боя, на трехсоткилометровом маршруте Тагил –Невьянск – Реж - Тагил и на загородном полигоне в любую погоду проводили их испытания, проверяя на выносливость и надежность. Если в пробеге испытывались новые узлы и механизмы, вместе с испытателями в нем участвовали и конструкторы, как и механики-водители, они были одеты в телогрейки, ватные штаны, валенки, шлемы, промасленные от времени негнущиеся плащи.

Например, зимой 1944 года состоялся пробег двух танков Т-34-85 на дистанцию в тысячу километров, в котором участвовал водитель-испытатель Исаак Григорьевич Битенский: «Мороз доходил до тридцати градусов. Выехали рано утром и сразу углубились в тайгу, — вспоминает он. — Двое суток продолжался этот пробег. Испытатели прислушивались к работе двигателей, снимали показания контрольных примеров, вели записи в дневниках. Время от времени, утомленные тряской, задубевшие от холода, мы выходили из машин, чтобы размяться, согреться, танки между тем заправлялись топливом и маслом. После короткой остановки снова отправлялись в путь». Во время зимних и осенних испытаний водителей приходилось то и дело подменять. Невозможно было высидеть за рычагами более двух часов подряд: немели руки, коченели ноги. Между тем, и в бригадах испытателей присутствовала молодежь Уральского танкового завода. Например, Геннадий Терентьевич Болтинов пришел на завод в 1942 году, в шестнадцать лет. Он нес обязанности электрика-радиста во время испытаний танков, ас 1945 года был уже механиком-водителем [23,31].

2. Жизнь и быт

2.1. Проблема жилищного фонда и условия проживания заводчан

Первый танк был собран в Нижнем Тагиле 18 декабря 1941 г. силами тагильчан и эвакуированных из других промышленных заводов страны. Для выпуска танков нужны были кадры, эта проблема решалась двумя путями: предстояло задействовать в строительстве танков тагильчан любой ценой и мобилизовать кадры по стране – в основном - молодежь 14-17 лет. На заседании исполкома Нижнетагильского городского совета депутатов трудящихся в январе 1942 г. было принято Постановление «Об укомплектовании квалифицированными рабочими кадрами завода № 183», один из пунктов которого гласил «Направить на работу в распоряжение завода №183 металлистов, строителей и шоферов, работающих в настоящее время в организациях и учреждениях Нижнего Тагила не по специальности»1.

Эвакуация предприятий и людей на Урал в первые годы войны повлек за собой большой приток рабочих. Существовавший в это время жилой фонд УВЗ 208,5 тысяч м² не мог обеспечить приём эвакуированных трудящихся с их семьями. Вагоны с людьми подавались на железнодорожную ветку, проходящую через посёлок. Первым пристанищем для прибывающих становится Центральный клуб завода, затем основная часть размещалась в наскоро строящихся землянках и бараках. Часть семей разместилась в существовавшем жилом фонде путём уплотнения жильцов, в одной квартире размещалось по две, а порой по три семьи. Разместили первую партию порядка 7000 человек, надо было готовиться к приёму ещё 20000 рабочих и членов их семей и ускорить строительство землянок и бараков, под которые был отведен участок леса в зоне нынешнего расположения домов между улицами Орджоникидзе и проспектом Дзержинского.

Половина прибывших семей до конца войны ютились в землянках. Землянки обычно состояли из четырех секций, в секции – четыре комнаты. Вручную рыли котлованы глубиной в 2,5 – 3 м, внутри ставили столбы, стены обшивали досками, пространство между землей и досками заполняли шлаком. Для окон прорывали узкие «амбразуры», делали двухскатные крыши, устанавливали железные печки – и землянка была готова к заселению. Новый поселок – так был назван район землянок военного времени. Появились даже названия улиц: Московская, Харьковская, Молодежная. [10, 35]

Особое внимание отводилось вопросам благоустройства города и ремонта жилфонда за счёт мобилизации населения. Партийной и профсоюзной организациями была широко развёрнута агитационно-массовая работа, в результате чего в течение 1944-1945 гг. населением было отработано на благоустройстве города и ремонте 558107 человек-час [6,306]. Только с октября 1941 г. по январь 1942 в рабочем поселке было возведено 106 бараков и 7 землянок.

В бараках открывались детсады, столовые прачечные, поликлиники, санпропускник – всё то, без чего нельзя было обойтись в быту. М. Н. Липовской вспоминала: «В дощатом, наспех построенном бараке, гулял ветер. Топили сами, но угля не было, а торфом удавалось поддерживать температуру ненамного выше, чем на улице. Чтобы было теплее, мы сдвигали кровати, ложились по двое, навалив на себя матрацы, платки, телогрейки» [16. С.136].

По «Воспоминаниям» И. А. Горинова можно представить себе картину находившихся там общежитий. В комнате расселяли по 14-16 человек. Там стояли топчаны, сбитые из досок, вместо коек. По прибытии комендант выдавал ребятам наволочки и наматрасники и вёл их на дровяной склад, располагавшийся на территории нынешнего ДК им.Окунева, где они набивали наволочки и наматрасники опилками. Расселение производилось по цеховому принципу: цех – барак, или 2-3 цеха в бараке. В каждом бараке был воспитатель, зимой – 2-3 истопника, обычно пожилые люди или инвалиды. В их обязанности входило топить печи, стоявшие в каждой комнате, топить почти круглосуточно, так как стены бараков из сырых досок и брусьев промерзали. Температура в комнатах была низкая, возле стены замерзала вода. Но холода молодежь почти не замечала. В общежитие после первой смены приходили в 23 часа, после второй – в 11 часов дня. Работали в две смены с 9 до 9 часов. Приходили уставшие, почти сразу засыпали. Выходной день был один раз в месяц, обычно в первое воскресенье месяца, а в середине месяца – пересменка [3,19].

В каждом бараке был красный уголок: можно было почитать, поиграть в шашки, шахматы, просто посидеть, поговорить друг с другом [7,143]. Уже в 1943 г. В общежитиях появились железные койки, столы, табуретки, тумбочки, умывальники посуда и постельное белье. По большей части все это было местного, заводского изготовления. Завод славился теперь и собственной зубной пастой, резиновой обувью, мебелью, а также репродукторами для трансляции передач заводский радиосети [4,38]. Из воспоминаний эвакуированной на УВЗ, в Нижний Тагил Прасковьи Григорьевны Корневой: «Когда началась война, мне было 13 лет. Жила я в детском доме Курской области. 2 сентября 1943 г. оказалась на УТЗ. Определили меня в отдел 700, цех 710. Жить было негде, бараки еще не были выстроены. Поэтому мы жили в первое время в красном уголке отдела. Спали на полу, по двое: у одной стены — девчата, у противоположной — ребята. Одну фуфайку клали под себя, другой укрывались. Потом нас поселили в барак. Он еще пах смолой, стружка была не убрана. Вместо кроватей - топчаны. Матрацы и подушки набиты древесной стружкой, одеяла - байковые, отопление - печное. Бараков для нас построили двенадцать, называли их молодежным городком. В каждом было по десять комнат, в них поселили по двадцать человек» [23,23].

По словам одной из ударниц Уральского танкового завода, бригадира Марии Наумовны Липовской, в бараке, в котором проживала ее молодежная бригада, гулял ветер, а топить печь было нечем. Торфом девушкам удавалось поддерживать в помещении температуру, ненамного выше, чем на улице. Чтобы было теплее, они сдвигали кровати и ложились спать по двое, навалив на себя матрацы, платки и телогрейки. О том же вспоминает и Игорь Горинов: «стены бараков, сложенные из сырых досок и брусьев, промерзали, температура в комнатах была низкая, возле стен замерзала вода. Только к холоду жители бараков привыкли и почти его не замечали. «В общежитие после первой смены приходили в двадцать три часа, после второй - в одиннадцать часов дня. Работали в две смены с девяти до девяти часов. Приходили уставшие и почти сразу засыпали. В 7 часов утра или вечера – подъем в цех, там – в столовую на завтрак, и – работать. Выходной – один раз в месяц. В первое воскресенье месяца и в середине месяца – пересменка… Расселение в бараки подростков- танкостроителей производилось по цеховому принципу…В каждом бараке находился воспитатель, а зимой дежурили два – три истопника, обычно-пожилые люди или инвалиды. В обязанности истопников входило топить печи круглосуточно» [23, 25]

Таким образом, силами самих эвакуированных и тагильчан, была в короткие сроки решена жилищная проблема- всех прибывающих на завод местным властям удавалось обеспечить жильем без каких- либо задержек. Однако условия жизни во временных землянках-общежитиях были в то время очень непростыми, но шла война и мало кто обращал внимания на такие житейские трудности, как низкие температуры в помещении, грязь и т.д. – люди думали лишь о Победе.

2.2.Условия труда и здоровье заводчан.

Условия труда были тяжелыми. И. А. Горинов вспоминает о том, что в кузнечном цехе печи были без водяного охлаждения, отсутствовали вентиляторы. Кругом был горячий металл. Подача горячих заготовок из печи на молот, от молота к прессу производилась вручную, клещами. Температура на рабочих местах доходила до 80ºС и больше. А за смену приходилось переворачивать до 20 тонн горячего металла. Спецодежда отсутствовала; доходило до того, что выдавали лапти из липового лыка, которые во время работы надо было постоянно окунать в бачок с водой, иначе они загорались. Было много случаев, когда люди, особенно подручные, на рабочих местах падали в обморок от жары [3,20].

Особенно тяжелая ноша в те годы легла на плечи молодёжи, подростков, которые заменили в народном хозяйстве отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Трудились до изнеможения. Не раз бывало, что парень или девушка, добравшись до койки, падали и засыпали. Немало подростков после долгой смены оставались спать в цехах, у печей и калориферов.

По данным медицинского обследования, дистрофия в той или иной мере поразила 80% рабочих. Люди пухли от голода, появились сонливость и медлительность в движениях. В январе Государственный комитет Обороны и Совнарком принимают решение об организации отделов рабочего снабжения, в соответствии с которым на всех заводах района появились подсобные хозяйства. Так, завод №183 создавал на Аятских торфоразработках совхоз по выращиванию картофеля и овощей, раскорчевав и обработав 2500 га земли. Загоны для содержания свиней устраивались прямо в заводских цехах. Кроме того, предприятиям района было выделено около 100 га земли под индивидуальные огороды. Летом с голодом в основном справлялись [4,36]. К началу 1943 г. Дистрофия еще не исчезла, но отмечалась уже как редкое явление.

По словам директора завода Юрия Максарева танкостроители УТЗ № 183 «работали много, а жили впроголодь — очень туго было с продуктами.

Из-за недостатка продовольствия в стране питание заводчан было организованным, всем выдавались талоны на еду, по определенным нормам. «На заводе выдавали талоны на обеды, — вспоминает уралвагонзаводовец Петр Игнатьевич Цереня. — Нормы продуктовых карточек были мизерными. На рабочего полагалось 800 граммов хлеба в сутки. На месяц – 500 граммов мяса и рыбы, 200 граммов растительного масла, 400 — крупы и 200 — сахара. На иждивенцев и детей полагалось и того меньше». При этом, по словам сына академика Евгения Патона, Бориса Евгеньевича, танкостроители, в том числе и сотрудники Института электросварки, где он трудился сам, «были тогда тощими от скудного питания, но собранными, готовыми к творчеству и дерзаниям, умели шутить и не падали духом в самых тяжелых условиях. Стремились работать, работать и работать» [23,26].

Был создан цех, который из древесных опилок готовил пищевые дрожжи. Чтобы погасить вспышку дистрофии, стали готовить пихтовый отвар, и каждый рабочий, прежде чем приступить к обеду, выпивал стакан этого горького, но целебного напитка. Весной 1942 г. городской комитет партии помог заводу получить землю и посевной материал, и заводчане включились в огородную кампанию. Прекрасный уральский картофель уродился на славу и в значительной мере помог решить продовольственную проблему [8,23] Возделывал такой огород и академик Евгений Патон.

Основные продукты и промтовары выдавались по карточкам. Рабочие, получив по специальным талонам продукты, нередко относили их домой. Сложно приходилось в условиях карточной системы подросткам, не у всех у них хватало силы воли, чтобы строго придерживаться положенной дневной нормы питания. Некоторые «заедали» талоны вперед. А потом оставались голодными. Над такими ребятами устанавливали шефство старшей молодежи, помогали правильно распределять пайковый хлеб и продукты питания. Старшие заботились так же о том, чтобы каждый подросток имел свое постоянное рабочее место и был прикреплён к кадровому рабочему, следили за опрятностью ребят и чистотой в общежитиях.

Осенью, начиная с августа по ноябрь, с продуктами было легче, так как на рынках можно было купить овощи, в том числе картофель по сравнительно сходной цене.

Самоотверженный труд на заводе давал полное право на отдых и требовал его. В 1944 г. на посёлке «Пихтовая гора», отдалённом от завода на 4 км, размещенном в пихтовом лесу, был организован посёлок-здравница. В течение одного года жилищно-коммунальным комбинатом были полностью переоборудованы жилые дома, и созданы дома отдыха на 116 мест для среднего и старшего комсостава, там же был переоборудован и создан туберкулезный санаторий на 80 мест. Позднее в 1945 г. на посёлке создан дом отдыха для беременных женщин на 20 мест и дом отдыха для молодёжи на 30 человек.

С целью поддержания со слабым здоровьем рабочих при общежитиях были созданы изоляторы, в которых помещалось 400 человек единовременно. Всего за период 1943-1944 гг. из изолятора было возвращено к труду 3600 человек [6,307].

По инициативе завкома профсоюза было организовано шефство над госпиталем, расположенным в одной из школ. Более тридцати женщин дежурили там ежедневно, ухаживали за тяжелоранеными, помогали организовывать культурно-массовую работу, нередко давали воинам свою кровь [19,129].

В соответствии с распоряжением №41 от 12.05.1944 г. был создан пионерлагерь на ст. «Косачи» на 500 человек в смену. Распоряжение №12 от 3.03.1944 г. положило начало организации ночного дома отдыха с целью оздоровления рабочих-стахановцев на посёлке 8а в бараках 280, 283, 284, 285, 286.

Не редко за хорошую работу поощряли путёвками в дома отдыха.

На заводе был свой цех минеральных вод, где вырабатывалась газированная вода и настой из хвои. Последний изготовляли следующим образом. В цех завозили хвою, тщательно её промывали, закладывали в чан, наполненный горячей кипячёной водой. Под слоем гнёта настой стоял 5-6 часов. После отфильтрования его разливали по баллонам, заправляли специально приготовленным квасом. Вкусный, питательный настой из хвои охотно пили в цехах. Цех минеральных вод завода ежемесячно вырабатывал около 50000 литров витамина «С» [9,78]. На заводе также выпускали таблетки для чая, составляющими которых были сахарин, патока и опилки. Именно они и придавали кипятку необходимую сладость и цвет чая. Лабораторные анализы показали вполне удовлетворительное качество таблеток, массовый выпуск которых был организован промкомбинатом завода [9,77].

По инициативе заместителя директора завода по быту М. С. Ситцевого начали производить из отходов резиновые сапоги и обеспечили ими многих рабочих. Вообще, всё самое необходимое изготовлялось на заводе: посуда из алюминия и стали, мебель, мыло и другое. Всего более 100 наименований товаров народного потребления.

Особого решения во время войны был связан с гигиеной. Но и эту проблему на заводе решили своими силами: освоили выпуск мыла. Мыла на заводе в войну было выпущено 154,7 тонны. Это дало возможность обеспечить рабочих, проживавших в общежитии, дополнительным снабжением мыла и тем самым в значительной степени улучшить личную гигиену и предотвратить вспышки эпидемических заболеваний.

Таким образом, тяжелые условия труда подрывали здоровье заводчан, доводили до истощения и голодных обмороков, но и эта проблема руководством завода была в кратчайшие сроки решена- на УВЗ стали выпускать витаминизированные напитки, выдавать дополнительные пайки и т.п.

2.3. тыл-фронту

Сложно представить, как уставшие после 12 часовой смены люди могли улыбаться, шутить, ходить на танцы…но это так. Молодость брала свое. Однако, сначала – нужно было отдать дань тем, кто воевал. Полуголодные, истощенные, уставшие уралвагонзаводцы собирали посылки и отправляли на фронт.

Часто танкостроители отказывались от спецодежды в пользу фронтовиков. Например, рабочие горячих мартеновских цехов отправляли на передовую свои валенки. Взаимопомощь и добровольчество отличали тружеников УТЗ. Особенно - молодежь. «Чего тогда только мы не делали, - пишет в своих воспоминаниях командир молодежной фронтовой бригады Мария Наумовна Липовская. - Своими руками строили новый молодежный городок и спортивные площадки, помогали сооружать домну на металлургическом заводе, создавали сверхплановые танковые колонны, участвовали в художественной самодеятельности, лыжных кроссах и рейдах экономии… помогали электрифицировать пригородные села, собирали металлолом, готовили подарки для молодых партизан, вязали варежки, свитера и носки для бойцов, сдавали деньги в Фонд обороны» [23, 52].

Труженики Уральского танкового завода в годы войны шефствовали над госпиталем, расположенным в здании школы № 9. Женщины и девушки ежедневно дежурили у постелей тяжелораненых, ухаживая за ними, скрашивали их жизнь концертами и нередко сдавали воинам свою кровь — были донорами.

Среди девушек, которые посещали госпиталь, была Мария Петровна Васильченко.

«За нами была закреплена палата. Среди раненых находились люди без руки ног. Мы кормили их, перестилали постель, писал, письма домой, читали вслух весточки от родных» [23, 53].

День Победы, 9 мая, заводчане отметили митингом на заводской площади. Цеха почти на сутки опустели, в них стояла тишина. Директор завода Юрий Максарев выдал людям всю возможную еду из запасов, чтобы они отметили праздник, как подобает победителям. Так вспоминает этот день командир гвардейской молодежной фронтовой бригады Константин Михайлович Слободин:

«Мы стояли всей бригадой в плотной толпе людей, ставших близкими и дорогими на всю оставшуюся жизнь, как и сам завод, подаривший каждому из нас ощущение причастности к всенародному подвигу, к Победе. Рядом были мои друзья и соратники — Моня Виноградов, Юра Белоусов, Зина Болотникова, Шура Обабкова. Возмужавшие, повзрослевшие на целых четыре года войны, они выглядели ветеранами. И было на душе у всех легко и радостно, как бывает у людей, выполнивших свой долг до конца» [23, 54].

28 500 тружеников УТЗ №183 представлены к различным наградам за самоотверженный труд во время ВОВ. В архиве музея истории Уралвагонзавода хранятся рукописные альбомы: ФИО, краткая характеристика.

В этих альбомах переплелись судьбы людей разных национальностей и профессий. Все эти люди острее, чем мы сейчас, чувствовали свою нужность друг другу и важность иного труда. Например, повара: готовить еду танкостроителям было некогда, да и не из чего. Чтобы готовить ежедневно пищу нескольким тысячам заводчан, требовался не один десяток поваров…Сегодня информация о тружениках УТЗ №183 в удобном онлайн-формате на платформе проекта «Моя история в Книге Памяти: у станка как на фронте» в разделе «Книга памяти»: https://mem-book.ru/?ysclid=liiul5dqx2340779383

3.Кадры решают…

3.1. Руководящие кадры завода

Юрий Евгеньевич Максарёв - директор завода в 1941-1946 гг. Под его руководством впервые в мире на Уральском танковом заводе в годы войны были внедрены поточно-конвейерное производство танков Т-34, автоматическая сварка брони, литая башня и другие прогрессивные технологии, благодаря чему на предприятии было выпущено 25 тысяч танков Т-34, или треть всего количества бронемашин, произведенных в СССР в годы ВОВ, более 50 тысяч артиллерийских передков, несколько тысяч авиабомб, деталей для «катюш», сотни бронекорпусов для самолётов ИЛ-2 [5,9].

Директор завода за пять лет войны 4 раза был награжден высшим органом страны – орденом Ленина I степени, а также орденами Суворова I степени и Кутузова II степени. В эти же годы ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. И за каждой из этих наград стоит выигранное советскими танкистами крупное боевое сражение, ведь основную ударную силу советских танковых соединений представлял танк Т-34, сконструированный и изготовленный на Вагонке.

Ю. Е. Максарёв – крупный, на первый взгляд даже медлительный, человек, с открытым спокойным лицом и неторопливой речью. Организаторские способности сочетались у него с глубокими инженерскими знаниями. Талантливый руководитель, прекрасный организатор, грамотный инженер, человек редких душевных качеств и исключительного обаяния – таким запомнили его уральцы.

Максарёв-инженер мыслил широко и добивался от конструкторов того, чтобы они, приступая к решению той или иной задачи, имели ясное представление об экономических и, в особенности, технических возможностях промышленности, хорошо знали потенциал смежных областей техники. В первый послевоенный год Максарёв становится Лауреатом Сталинской премии I степени – «За коренное усовершенствование технологии и организацию высокопроизводительного поточного метода производства среди танков, при значительной экономии материалов, рабочей силы и снижении себестоимости».

Директору завода, конечно же, в тех неимоверно сложных условиях приходилось заниматься не только производством, но и вопросами жилья, питания, одежды рабочих. Конечно, ему помогала партийная организация, многие вопросы брали на себя парторг ЦК ВКП(б) на заводе С. А. Скачков, заместитель секретаря парткома К. Д. Петухов. В результате директор при всех вопросах организационного, бытового характера мог больше времени уделять инженерным проблемам, совершенствованию боевой машины. И она с каждым годом становилась всё более и более могучей.

Здесь уместно сказать об одном из создателей этой боевой машины: о её первом главном конструкторе Михаиле Ильиче Кошкине, молодом, талантливом, только успевшем проявить свои исключительные способности и так рано ушедшем из жизни перед самой войной.

Его заменил Александр Александрович Морозов, прошедший трудовой путь от чертежника до главного конструктора по танкостроению. Можно сказать, он был мозгом Уральского танкового. В октябре 1941 г. КБ харьковского завода и весь конструкторский коллектив под руководством А.А. Морозова в Нижнем Тагиле отдают все свои силы на организацию производства танков в таких количествах, которых требовал фронт.

В 1942 г., отмечая большие заслуги конструкторов в деле создания массового среднего танка Т-34, советским правительством была присуждена государственная премия А. А. Морозову, а также Н. А. Кучеренко и М. И. Кошкину.

В 1943 г. за исключительные заслуги перед государством в деле создания, организации производства, конструирования и усовершенствования танков А. А. Морозову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Таким образом, люди, связанные с рождением танка, имели одну общую черту- невероятною преданность своему делу. Это были исключительные люди свей эпохи – умные, смелые, не боящиеся экспериментов, честные и искренние. Поэтому и танк получился лучшим в мире.

3.2. Простые имена – выдающиеся герои

Листая Книгу Памяти, находишь интересные факты, потрясающие истории, понимаешь, что это действительно были люди другого формата – из высококачественного материала…Вот несколько историй из тысячи…

Глеб Александрович Комаров родился в 1912 году в деревне Мушовка Орловской области, рано остался без родителей до 15 лет воспитывался в семье дяди, когда дядю репрессировали уехал в Одессу работал грузчиком в порту окончил в школу лично заводского ученичества в Харькове стал работать на Харьковском паровозостроительном заводе. В 1941 году оказался в эвакуации в Нижнем Тагиле. Сначала Глеб Комаров испытывал танки, при этом Т-34 ломали деревья, Глеб собирал их и привозил в село Покровское местным жителям, чтобы они могли топить печки. Там же в Покровском, в 1942 г. он познакомился со своей женой переехал в село на постоянное жительство. В январе 1944 года родилась его старшая дочь, а вскоре после этого радостного события в его жизни случилось травм. Испытатель танков потерял обе ноги. Дело в том, что из Покровского в Нижний Тагил к проходному заводу его работников возил специальный поезд. Обычно он был переполнен пассажирами, которые ехали на работу. В очередной раз, как и все Комаров попытался в него запрыгнуть, оступился попал под колёса. В результате – ему перерезало обе ноги. Но он остался жив и после долгого лечения встал на деревянные протезы, которые давали возможность передвигаться самостоятельно, хотя причиняли сильную боль при ходьбе. Встав на ноги, точнее на протезы, Глеб Александрович вернулся на завод и стал работать контролёром. У Глеба Александровича появились еще дети, а его внук - выпускник Нижнетагильской школы № 39, знаменитый учёный физик Константин Сергеевич Новосёлов! Нобелевский лауреат, он нашёл способ выделить материал толщиной в один атом под названием графин получил за это Нобелевскую премию по физике 2010 года1.

Легенда завода – бригадир гвардейской фронтовой бригады Татьяна Бренова. В ее бригаде слесарей –медников трудились такие же как она сама, девушки от 14 до 17 лет. Все они занимались рационализацией. За 12-14 часов работы перевыполняли задание в 7 и более раз. Девушки упрощали операции, придумывали различные приспособления, чтобы ускорить работу, экономили свое время. Порой вместо того, чтобы идти в общежитие, они оставались ночевать в Красном уголке и, проснувшись, тут же приступали к работе. Известен случай, когда бригада выполняла срочный заказ в новогоднюю ночь и пропустила столь желанный новогодний праздник [23,34].

Приведем несколько свидетельств тружеников - подростков о заводских буднях. Из воспоминаний Раисы Алексеевны Огнетовой: «Незадолго до войны мы с семьей приехали в Нижний Тагил из Кировской области. В 1941 году я закончила шесть классов в тагильской школе № 23. С началом войны нас, девчонок-подростков, устроили работать на Вагонзавод в цех № 470 учетчиками. В нашем цехе производили бомбы и снаряды. На заводе мы работали по двенадцать часов в сутки, без выходных. Очень строго было с выполнением плановых заданий. Если не успевали сделать норму, оставались в цехе, пока не сделаем. Часто нас, молодых девчонок, направляли на погрузку военной продукции. Мы грузили в вагоны снаряды и бомбы, размеры которых были впечатляющие - выше человеческого роста. Некоторые и обхватить было невозможно. Часто работали мы и на чистке танков после испытаний на полигоне. Занимались покраской бомб. Направляли нас и на расчистку железнодорожных путей». Из мемуаров Тамары Илларионовны Стрижаковой: «Я работала в 183 корпусе. Это был длинный цех, в котором установлены станки. Посреди цеха находилась наша лаборатория. Там мы проверяли инструменты, по которым изготавливали детали для танков. Шел 1944 год. Мне в то время уже исполнилось шестнадцать лет. Глазки у меня были хорошие. Как правило, мне доверяли особо точные инструменты. Их надо было проверять на оптиметре, чтобы с точностью до микрона описать их размер. На каждый инструмент имелся свой паспорт, в котором я указывала размер и ставила свою подпись» [23,48].

Такими были герои уралвагонзаводцы. В каждой судьбе – героизм и отвага…Поэтому и победили.

3.3. Памятник самим себе

26 мая 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Уральский танковый завод был награждён орденом Отечественной войны I степени. В честь этого события на Вагонке состоялся парад танков. Завод был также награждён орденом Красного знамени и орденом Трудового Красного знамени.

Теперь эшелоны с «тридцатьчетвёрками» отправляли на восток. И снова на завод приходили письма фронтовиков с благодарностью за танк Т-34.

За четыре года тыл дал фронту 102500 танков и самоходных артиллерийских установок. Больше половины из них имели марку машиностроительных гигантов Свердловской области – «УТЗ» и «УЗТМ». За победу во Всесоюзном социалистическом соревновании Уральский танковый 38 месяцев награждался переходящим Красным знаменем Государственного Комитета Обороны [5.С.186].

В 1946 году Уралвагонзаводу были переданы на вечное хранение Красное знамя Государственного Комитета Обороны по танкостроению, знамя ГКО по металлургии, Красное знамя ВЦСПС и Наркомтанкпрома, Красное знамя ЦК ВЛКСМ и Наркомтанкпрома, которое несколько кварталов удерживала гвардейская комсомольско-молодёжная бригада Василия Воложанина.

29 апреля 1946 года Юрий Евгеньевич Максарёв продиктовал свой последний по заводу приказ:

В связи с решением правительства о моём новом назначении выношу благодарность моим ближайшим помощникам и всему коллективу завода. Уверен, что славный четырежды орденоносный коллектив будет решать стоящие перед ним задачи с ещё большей энергией [4,187].

Удивительно, но в первые же послевоенные месяцы руководства завода – Ю. Е. Максарёв, А. А. Морозов, В. С. Ниценко и другие – начинает писать книгу! Получилась огромная рукопись, около 2000 машинописных страниц, в двух книгах и трёх томах под общим названием «История танкостроения на Уральском танковом заводе №183 им. Сталина». Её авторы точно знали, что их труд никогда не будет опубликован по соображениям секретности и специфичности содержания: описание технологий, системы организации производства, статистика производства и так далее. Но они не сомневались, что знания и опыт, собранные по крупицам в самые тяжёлые военные годы, должны быть изучены, сохранены и переданы потомкам как надёжное оружие, пригодное к действию спустя многие десятилетия.

Летом 1945 года завод готовился к производству нового танка, вобравшего в себя весь опыт мировой войны, внимательно осматривал и ремонтировал вагоностроительное оборудование – разрушенной стране очень нужны были вагоны. Танк Т-34 назвали оружием победы советского народа. На площадях городов нашей страны и Европы, на полях былых сражений застыли на постаментах грозные «тридцатьчетвёрки». Их много. Свыше двухсот танков Т-34 стали памятником Великой Отечественной войны. Два танка-памятника и в Нижнем Тагиле – городе, который служил примером небывалого единства фронта и тыла [9, 187].

Заключение

К сожалению, в рамках небольшой работы, невозможно отразить весь подвиг тех, кто трудился на УВЗ, создавая танки, приближая победу. Но все- таки небольшая часть той колоссальной работы, которую делали люди, в этой работе отражена.

В ходе работы над темой мы решили поставленные в начале задачи.

Во-первых, источниковая база еще ждет своего серьезного исследователя, так как проведенный нами анализ монографий, показал – труд, посвященный тем, кто выпускал танк Т-34 на УВЗ, не жалея себя, еще не написан. Много рукописей до сих пор не востребовано.

Во-вторых, исследуя жизнь и быт заводчан, мы пришли к выводу, что было по крайней мере, 2 основные проблемы- жилье и питание.

Жилищная проблема остро встала в связи с тем, что с осени 1941 г. в Тагил начали прибывать эшелоны с эвакуированными. Это были рабочие и их семьи, прибывшие сюда вместе оборудованием. Каждая минута была на счету. Для тех, кто после эвакуации был прикреплен к заводу, строили землянки. Понятно, что в такого рода жилье не до комфорта, но люди понимали, что трудности временные и самоотверженно трудились, выпуская по эшелону танков в сутки.

Еще одной проблемой, была проблема питания – необходимо было поддерживать людей хоть какими-то продуктами и витаминами. Руководство предприятия нашло выход – УВЗ обеспечил себя витаминизированными настоями, таблетками для чая и подсобным хозяйством. Так е, чтобы предотвратить эпидемии, УВЗ начал собственное производство мыла. Для рабочих предприятия вводились дополнительные пайки, которые должны были хоть немного восполнить силы заводчан. Руководство завода заботилось о здоровье своих сотрудников.

В-третьих, мы выяснили, что сами управляющие были людьми необычными, преданными делу. Искренние, необыкновенно умные. Предложенные руководством эксперименты, вскоре превращались в норму производства, ускоряя процесс по выпуску танков. Таким образом, «уралвагонзаводцы» приближали день за днем победу, но о их вкладе в победу можно и нужно еще говорить, и писать.

Список использованных источников и литературы

  1. Антуфьев А.А. Уральская промышленность накануне и в годы войны. Екатеринбург, 1992.

  2. Васильев А.Ф. Промышленность Урала в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1982.

  3. Горинов И.А. Воспоминания. Фонд письменных источников Музея ГУП «ПО «Уралвагонзавод».

  4. Дзержинский район: годы и люди. Екатеринбург, 2003.

  5. Замечательные люди Вагонки. Нижний Тагил, 2001.

  6. История танкостроения на УТЗ№183 им. Сталина. Фонд письменных источников Музея ГУП «ПО «Уралвагонзавод».

  7. Кондрашова Л.Н. Мы были как все. Свердловск, 1989 г.

  8. Костюченко С. А. Как создавалась танковая мощь Советского союза. В 2-х книгах. М. – СПб, 2004.

  9. Кузьмина Г.М., Костромин В.И. Гордость моя – Вагонка. Свердловск, 1986.

  10. Лоренцо Д.Н. Уральский вагоностроительный завод. М., 1961.

  11. Максарёв Ю. Е. Каждый день – эшелон танков // Война. Народ. Победа. Книга III. М., 1984.

  12. Народный подвиг Урала (к 60-летию Уральского добровольческого танкового корпуса). Екатеринбург, 2003.

  13. Нижний Тагил. 250 лет.

  14. Нижний Тагил. Свердловск, 1977.

  15. Опорный край державы. Свердловск, 1967.

  16. Подвиг трудового Урала. Свердловск, 1965.

  17. Патон Е.О. Воспоминания, Киев, 1956.

  18. Средний Урал в Великой Отечественной войне. Свердловск, 1978.

  19. Т-34: путь к победе: воспоминания танкостроителей и танкистов. 2-е изд. Киев, 1989.

  20. Толмачёва М.В. Тагильская хоровая капелла. М., 1950.

  21. Устьянцев С.В., Пислегина А.В., Фахретденова А.Х. Элита российской индустрии. Уралвагонзавод. Екатеринбург, 2001.

  22. Устьянцев С.В., Колмаков Дмитрий Геннадьевич. Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72. Н. Тагил, 2004.

  23. Уральский танковый завод и его герои / Л.В. Панишева. – Нижний Тагил: Общество любителей русской истории, 2022.

Приложение

Фото 1. УВЗ 1930 гг.// https://ntgia.ru/post/195/?_escaped_fragment_=

Фото 2: Приемка танков. УВЗ //«Книга памяти»: https://mem-book.ru/?ysclid=liiul5dqx2340779383

Фото 3. Сборка танков на Уралвагонзаводе, 1941-1943 годы // 75 лет Победы Свердловская область// https://mpr.midural.ru/75-let-pobedy/

Фото 4. Сварка// https://mpr.midural.ru/75-let-pobedy/

Фото 5.

Молодежь на сборке такоков //«Книга памяти»: https://mem-book.ru/?ysclid=liiul5dqx2340779383

Фото 6. Танковая колонна «Тагильский рабочий» - наш подарок героическим защитникам сталинграда // https://ntgia.ru/post/97/

1 См. Приложение. Фото1

1 О директоре УТЗ №183 Ю.Е. Максареве, Патоне Е.О., отдельная глава в данной работе, ниже. Так же: https://ntgia.ru/post/134/

1 См. Приложение. Фото 4,5

2 См. Приложение. Фото 2,3, 4

1 См. Приложение. Фото 6

1 Подробнее см. на официальном сайте НТГИА: https://ntgia.ru/post/134/

1 «Книга памяти»: https://mem-book.ru/?ysclid=liiul5dqx2340779383

Просмотров работы: 63