Я потомок Донского казака

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я потомок Донского казака

Токарев С.Р. 1
1МБОУ лицей9 г.Сальска
Фоменко Н.И. 1
1МБОУ лицей9 г.Сальска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Эх, душа казака, вольной птицей,

Над станицей, над степью кружится.

Край родимый всегда охраняет,

Злые полчища прочь отгоняет

 Ведь душа его Богом отмечена

  Ведь душа казака за Отечество!

Как хорошо, что у человека есть память. Память не дает нам забывать, какой ценой на протяжении многих столетий отстаивалась свобода. Мне всегда на уровне интуиции была интересна тема «казачество». Кто такие казаки? Как они появились? Чем они отличались от обычных воинов? Совершенно случайно я узнал, что мой прадедушка по маминой линии был Донским казаком. Ведь я – потомок казака. Значит, в моем роду есть герой, примеру которого я должен следовать.

Актуальность темы данного исследования заключается в том, что будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки. А чтобы потомки выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю. А Русская история - сложная, трудная, героическая. У Русских великое прошлое, и будущее ее тоже должно быть великим. Молодое поколения должно трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.

На основании выше изложенного была сформулирована тема нашего исследования: «Я потомок Донского казака".

Цель : рассказать о своем происхождении.

Гипотеза исследования доказать, что самое главное в жизни человека – это семья, человек должен знать свои корни, гордиться своими предками и самому быть достойным их..

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

  1. Изучить историю донского казачества.

  2. Изучить историю жизни моего дедушки и прадедушки.

  3. Собрать информацию, имеющуюся у всех родственников.

  4. Подтвердить или опровергнуть гипотезу;

  5. Проанализировать собранную информацию.

  6. Оформить работу.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования;

  1. наблюдение, сравнение;

  2. анализ данных исследований на тему «Секрет успеха казака. История и воспитание юного казака»;

  3. анкетирование

Объектом моего исследования стала  родословная. 

Предметом – история родословной семьи Горбачевых. 

Практическая значимость  определяется возможностью использовать материал на уроках истории и классных часах в своей школе, передать работу в  школьный музей «Связь поколений», а также сохранить память о своих предках для будущих поколений рода семьи Горбачевых

1. Теоретическая часть

1.1. Донской казак и происхождение донского казачества

Я с детства на книжной полке у дедушки видел книги, и когда мне хотелось их взять, он мне не разрешал их брать, говорил ты еще мал для этих книг. Пойдя в школу и научившись читать, я сам прочел название книг: «Тихий Дон» Михаил Шолохов, «Казаки» Лев Толстой, «Тарас Бульба» Николай Гоголь, «Я пришел дать вам волю» Василий Шукшин, «Донские рассказы» Михаил Шолохов, «Даурия» Константин Седых, «Дикое поле» Константин Седых. Позже дедушка мне пояснил, что в них написано о жизни казаков. Мне стало интересно, кто же такие казаки и откуда они взялись.

Мой дедушка родом из хутора Крылова станицы Тацинской , вырос на Донской земле, среди донских казаков. Он мне рассказывал о подвигах, обычаях и традиции казаков. А также рассказывал, что мой прадедушка Горбачев Иван Игнатьевич был тоже казаком и воевал в ВОВ в первом Прибалтийском фронте.

Казачество представляет собой одно из уникальных явлений русской истории. Казачество на протяжении многих веков своего существования, сумело развить и закрепит в себе черты редкой самобытности.

Исследователь донского казачества прошлого века В. Сухоруков так объяснял понятие «казак»: «Слово «казак» означало отважного наездника, живущего набегами и войною, не привязанного к земле и домовности».

История донского казачества согласно А. С.Пушкину начинается во времена борьбы за власть между Тамерланом и Тохтамышем и распада Великого Войска Степного на землях возле Волги и Дона. Именно тогда, в условиях царившей анархии и беззакония на этих землях начинается самоорганизация местного христианского населения в казачьи отряды, ядро которых составили бывшие русскоязычные воины-христиане, дезертиры из распадающегося Великого Войска Степного. Со временем, к казачьим отрядам начали также присоединяться тюркоязычные жители этого региона.

Согласно историкам, впоследствии, довольно заселенная территория волжско-донских степей, в конце XIV века обезлюдела (по неизвестным нам причинам), о чем свидетельствует ряд путешественников-очевидцев. В этот период времени казачье население появляется в XIV веке сперва в Новгородской земле, а затем и в Хлыновской земле.

Появление значительного количества казачьего населения в низовьях Волги и Дона начинается на рубеже XV-XVI вв. связывают с беженцами из Хлыновской земли после завоевания ее в 1489 году Московским княжеством, большая часть которых с женами и детьми двинулась вниз по Волге и укрылась сперва в Жигулях, а в первой половине XVI ст. эта удалая вольница с Волги перешла волоком на р. Иловлю и Тишанку, впадающие в Дон, а потом, при появлении в низовьях Дона Азовского, Белгородского и Запорожского казачества, распространилась по этой реке вплоть до Азова. Официальной датой основания казачества на Дону считается 3 января 1570 года, когда царь Иван Грозный пожаловал грамоту казакам и независимый статус называть себя «Донскими казаками».

Отличительными чертами казачьего сословия служат:

  1. особый порядок отбывания воинской повинности;

  2. освобождение от подушной подати;

  3. освобождение от рекрутской повинности;

  4. освобождение от государственного земского сбора;

  5. право беспошлинной торговли в пределах войсковых территорий;

1.2 Генетики рассказали донским казакам, кто они.

Недавно ученые разрешили загадку, которая волновала умы всех, кто причислял себя к донским казакам: кто же мы? Считалось, что донцы – это либо славяне, либо тюрки, и что в первом случае этногенез казаков происходил на основе беглых крепостных, а во втором – на основе ближайших тюркоязычных соседей: хазар, касогов, черкасов и т.д. Спор продолжался бы вечно, если бы на помощь не пришла наука генетика.

Несколько лет назад группа ученых медико-генетического научного центра РАМН задалась целью выяснить, кем в генетическом плане являются потомки донских казаков. Исследователи обратили внимание, что казаки оказались в высшей степени эндогамны, то есть предпочитали заключать браки в своей социо-культурной среде. И если, к примеру, взять биоматериал у современных жителей отдаленных донских станиц и хуторов, то можно легко понять, как проходил генезис казаков столетия назад.

Вывод авторы сообщают, что генофонд казаков несет в основном влияние восточнославянских популяций - южных и русских из центральных регионов России и восточных украинских популяций. Больше всего совпадений было обнаружено именно с русскими – 8% между гаплотипами казаков и жителей южнорусских регионов и 6% между казаками и населением Центральной России.

2.Практическая часть

2.1 Анкетирование

В анкетирование приняли участие мои одноклассники.

Цель анкеты: узнать у одноклассников все ли знают о своем происхождении.

Вопросы анкеты:

1. Много ли вы знаете о своих предках?

  • много

  • немного

  • совсем ничего

2. Можете ли вы нарисовать геологическое дерево своей семьи и записать 3 или 4 поколения?

  • могу

  • никогда об этом не слышал

  • не представляю как это сделать

3. Что вы знаете о Донских казаках?

  • много

  • немного

  • совсем ничего

Вывод: в результате анкетирования можно сказать, что:

на 1 вопрос 30% ответили много, 70 немного

на 2 вопрос 45% могу, 55 % не представляю как это сделать

на 3 вопрос 20% много знают о казаках, 50% не много, 30% совсем ничего не знают

Следовательно моя исследовательская работа должна вызвать у моих одноклассников интерес к познанию своего происхождения. (Приложение 1)

2.2 Родословное древо моей семьи

Каждому человеку интересно узнать, от кого он происходит, кем были его предки, и кому же он должен быть благодарен. Откуда я родом? Такой простой вопрос на самом деле имеет очень глубокий смысл. Замечательная русская пословица гласит: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи.

У меня есть большой интерес к собственным корням , к истории своей семьи. Ведь ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

Моё родословное древо составляет 5 и более поколений, как со стороны мамы, так и папы. Свое генеалогическое древо я передам своим детям, чтобы они его продолжали и передавали из поколения в поколение. (Приложение 2)

I-поколение

Токарев Семен Романович 23.11.2012 ученик 5 Б класса МБОУ лицея 9 г Сальска

II-поколение

Мама- Фоменко Надежда Ивановна 14.07.1987г. учитель

Папа- Токарев Роман Петрович 18.12.1975г.водитель

III-поколение

Бабушка- Фоменко Наталья Николаевна 20.12.1968г. санитарка

Дедушка- Фоменко Иван Иванович 26.06.1963г. охранник

Бабушка- Токарева Татьяна Ксенофонтовна 24.03.1953г. пенсионерка

Дедушка- Токарев Петр Александрович 31. 01.1954-31.03.2011г.г.

IV-поколение

Прабабушка – Грибенюкова Пелагея Владимировна 10.07.1940г. пенсионерка

Прадедушка- Грибенюков Николай Гордеевич 11.06.1937- 27.11.2001г.г.


Прабабушка- Фоменко Анна Федоровна 20.03.1931-21.01.2005г.г.

Прадедушка-Горбачев Иван Игнатьевич 25.09.1926- 26.12.1981г.г.

Прабабушка- Савельева Надежда Ефимовна 1916- 07.11.1969г.г.г.

Прадедушка- Савельев Ксенофонт Савельевич 1914- 12.11.1967г.г.

Поколение V

Прапрабабушка- Долгалева Анна Акимовна 13.11.1917- 28.06.2011г.г.

Прапрадедушка- Долгалев Владимир Петрович 12.06.1912- 03.03.1999г.г.

Прапрабабушка- Грибенникова Анисья Кондратьевна 1915- 1980г.г.

Прапрадедушка – Грибенников Гордей Григорьевич 1913- 1994г.г.

2.3 Корни моего происхождения

В декабре я принял участие в работе Общероссийского круглого стола " Да восславится имя твое " посвященное дню героев Отечества. Тема моего выступления "Мой дед казак". Я рассказал о корнях своего происхождения и своем прадедушке. Я был награжден благодарственным письмом и дипломом 1 степени . (Приложение 3)

К сожалению, старейшие представители обоих ветвей рода уже давно ушли из жизни, но остались воспоминания, которые я услышал из уст оставшихся родственников. Основную помощь в исследовании истории семьи мне оказывал мой дедушка – Фоменко Иван Иванович. Мною был собран материал о семье.

Одним из таких необычных людей и был мой прадедушка Горбачев Иван Игнатьевич. Родился он в Ростовской области 1926 году в станице Тацинской. К сожалению, очень мало сведений я знаю о его жизни. Принадлежал он к роду Донских казаков. Когда началась Великая Отечественная война, он отправился защищать родину в составе казачьего полка. Его призвали на войну 20 марта 1944 году, и попал он воевать в первый Прибалтийский фронт, где пришлось ему изучить азы артиллериста. В них нуждалась армия. Был он наводчиком артиллерийской пушки. По рассказам моего дедушки, он принимал участие во многих битвах . Освобождал такие города как Латвию, Эстонию , Литву и дошел до самой победы 1945 года. Был награжден 6 медалями за освобожденные города. (Приложение 3) Следует отметить, казаки внесли огромный вклад в разгром гитлеровцев. Когда немцы ступили на русскую землю, казаки не остались в стороне. (Приложение 4)

Фоменко Иван Иванович сын прадедушки мой дедушка по маминой линии . Он с детства любил ездить на лошадях. Ведь какой казак без лошади. Дедушка даже на воротах нарисовал казака на коне. И у него есть любимая песня «Когда мы были на войне» и «Вел казак коня».

Он продолжает наследие своего отца вступил в ряды Казачества - это его мечта детства. От моего прадедушки осталась шашка которая по наследству переходит из поколения в поколение.(Приложение 5)

10 февраля 2024 года дедушка получил удостоверение казака

Заключение

Эта тема показалась мне очень интересной. Работая над проектом, я выполнил все поставленные мной задачи.

С помощью сбора информации, различных фактов у родственников, я смог составить генеалогическое древо своей семьи. Мне было очень интересно узнать о профессиях наших родственников, как они жили и трудились в разные годы жизни.

Как и во многих других семьях, война оставила глубокий след в истории моей семьи. Мои прапрадедушки и прадедушка воевали и внесли большой вклад в победу нашей страны. Я понял, что своей жизнью обязан многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всем им помогать.

Теперь я знаю о своих корнях, многое для меня было ново. И я теперь понимаю, что мой род зарекомендовал себя только с хорошей стороны, и я обязательно должен сохранить и преумножить заслуги моего рода. Я думаю, что человек незнающий истории своей страны, не знающий своих предков - это невежественный и неблагодарный человек. Каждый из нас должен уважать и преклоняться перед старшими.

Я накопил определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.

Как хорошо, что у человека есть память…

Список использованной литературы

  1. Интернет ресурсы.

  2. Воспоминания родных.

  3. Семейные фотоальбомы.

Приложение 1

Анкетирование

Приложение 2

Родословное дерево

Приложение 3

Результаты участия в конкурсе

Приложение 4

Фотография прадедушки

Приложение 5

Мой дедушка Фоменко Иван Иванович

Просмотров работы: 14