Наши лучшие учителя

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Наши лучшие учителя

Пилигримова Т.С. 1
1МКОУ Маломостовская ООШ
Лисицина С.Л. 1
1МКОУ Маломостовская ООШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Учителей любимых имена.

Как теплый лучик солнечного детства

И щедрости бесценное наследство,

Которое оставила весна.

Учителей любимых имена…

Добрые задумчивые лица.

В них невозможно было не влюбиться.

Что мы уходим – то не их вина.  

Эпохой взбудоражена страна,

Но в круговерти судеб и событий,

Как имя мамы не могу забыть я

Учителей любимых имена…

                                 Е. Пиетиляйнен

Я учусь в обычной сельской школе. Нашу школу знают не только в районе, но и в области. Эту славу ей принесли не только ученики, успешно выступавшие на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, но и учителя, которые помогли школьникам достигнуть таких высот.

Все в жизни начинается со школы, в школе все начинается с учителя. Вот почему рядом с именем героя, совершившего подвиг, ученого, сделавшего замечательное открытие, по праву стоит имя учителя, который помог им открыть свое призвание, научил любить труд, Родину, сформулировал черты мужественных и честных людей.

Эта исследовательская работа – дань уважения людям, которые посвятили свою жизнь детям. Их жизненный путь – это путь неустанного труда, стремления преданно служить школе и детям. Речь идет об отличниках народного просвещения – это Клабукова Раиса Степановна, Кокорин Сергей Михайлович, Абрамчук Людмила Николаевна. В их педагогической копилке немало наград.

Цель исследования: проследить педагогический путь учителей – отличников народного просвещения Кокорина С.М., Клабуковой Р.С., Абрамчук Л.Н. и показать значимость педагогического труда.

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Собрать информацию о биографии Кокорина Сергея Михайловича, Клабуковой Раисы Степановны, Абрамчук Людмилы Николаевны.

2. Изучить хронологию их педагогического пути.

3. Установить, какими наградами они были награждены.

4. Выяснить, как их деятельность отразилась на судьбах учеников.

Для того чтобы решить данные задачи, мне необходимо было:

  1. Встретиться с родственниками Кокорина С.М.

  2. Взять интервью у Клабуковой Р.С. и Абрамчук Л.Н., изучить личный архив учителей.

  3. Для сбора информации обратиться к администрации школы, выпускникам Сергея Михайловича, Раисы Степановны и Людмилы Николаевны.

  4. Взять интервью у коллег.

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание истории родного края, его лучших представителей является залогом воспитания, любви и уважения к предкам, их прошлому и настоящему.

Среди нас живут люди, которые «сеяли доброе, вечное» – это наши ветераны-учителя. О них надо знать и помнить подрастающему поколению. Ведь знать историю своего села, замечательных людей, творивших и создававших историю, нужно всем молодым людям, так как человек, не знающий своего прошлого, не будет знать настоящего. Ведь только тот человек, который знает всё о своих корнях, может по-настоящему любить свою землю и гордиться тем, что он на ней живет, и будет стараться жить так, чтобы преумножить славу родной земли.

Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случая к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество - это профессия учитель.

В написании работы мне помогли воспоминания выпускников школы, отзывы коллег. Трудно было бы представить человека, о котором идёт речь в работе, не имея перед глазами фотоархив. Раскрыть человека более полно, узнать что – то новое помогли отзывы коллег.

Объект исследования – профессия учитель.

Гипотеза: я предполагаю, что Учитель – профессия нужная, важная и в настоящее время продолжает оставаться значимой.

Научная новизна работы определяется изучением биографии и педагогической деятельности Кокорина С. М., Клабуковой Р.С., Абрамчук Л.Н., имеющих звание «Отличник народного просвещения».

Значимость и прикладная ценность работы - материалы, собранные мною, послужат частью школьной экспозиции к следующему юбилею школы. Исследования будут размещены на сайте школы. Впоследствии могут также использоваться на уроках краеведения, посвящённых знаменитым землякам, на внеклассных мероприятиях.

Методы исследования:

- Интервью с родственниками Кокорина С.М.

- Интервью с Клабуковой Р.С., Абрамчук Л.Н.

- Работа со школьным и личным архивами - изучение документов, фотографий, грамот, наград и трудовой книжки.

- Встречи с выпускниками прошлых лет, коллегами, родственниками.

- Изучение и исследование литературы, материалов периодической печати.

- Обобщение полученных данных.

Сроки выполнения: Исследования проводились с  января по февраль 2024.

Глава 1. Гордость школы: отличники народного просвещения.

1.1 Биография Клабуковой Р.С.

Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают,
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.

 М. Садовский

 «Золотой фонд» школы - это, конечно же, учителя. Среди них те, кто стоял у её истоков и, проработав в ней многие годы, ушел на заслуженный отдых, а также те, кто еще в строю, несмотря на большой стаж работы, и те, кому продолжать дело воспитания молодого поколения.

Клабукова Раиса Степановна родилась 3 марта 1937 года в Смоленской области. (Приложение 2) Отец Бурнасов Степан Онисимович, участник ВОВ, работал в колхозе кладовщиком, мать Наталья Герасимовна работала в колхозе на разных работах. Во время войны семья Бурнасовых была эвакуирована в д. Дмитриевка Курганской области. В 1953 году Раиса Степановна окончила Дмитриевскую семилетнюю школу и поступила в Шадринский сельскохозяйственный техникум по специальности «полеводство». После окончания учебы была направлена на работу агрономом колхоза «Заветы Ленина». Десять лет Раиса Степановна проработала в сельском хозяйстве. Заочно окончила Курганский сельскохозяйственный институт по специальности «агрономия».

Раиса Степановна с детства мечтала быть учителем, ее манило в школу. С 1967 года была принята на работу учителем химии и биологии в Маломостовскую восьмилетнюю школу, работу сочетала с учебой в Курганском педагогическом институте. С 1972 по 1984 год была директором Маломостовской школы.

Задавая вопрос «А много ли у Вас было талантливых учеников?», Раиса Степановна ответила: «Все дети уникальны по-своему, просто нужно вовремя увидеть талант каждого из них, поддержать в нужную минуту, похвалить и дать возможность проявить себя».

Лисицина Ф.С.: «Раиса Степановна – отличный хозяйственник, беспокойный человек, прекрасно знающая дело. Энергичная, порывистая, быстрая в движениях и словах, она в своей родной школе чувствовала себя свободно и уверено. Еще бы – она отдала народному образованию 37 лет своей жизни».

Плодотворная педагогическая деятельность отмечена рядом наград: Министерства Образования РФ, областного Управления образования. За многолетний труд и успехи в воспитании подрастающего поколения в 1996 году награждена знаком «Отличник народного просвещения» (Приложение 3)

1.2 Биография Кокорина Сергея Михайловича

Кокорин Сергей Михайлович родился 9 октября 1953 году в деревне Кукарская Мокроусовского района. (Приложение 4) Мать Кокорина Зинаида Александровна.

В 1960 году Сергей Михайлович пошел в первый класс Мокроусовской СОШ. Первым его учителем была Вагина Валентина Яковлевна. В 1970 году, после окончания школы, поступил на математический факультет Курганского педагогического института. В 1975 году Сергей Михайлович успешно закончил, став учителем математики и физики. Свою трудовую биографию начал в селе Малое Мостовское Мокроусовского района. Работал в Маломостовской школе учителем математики, физики, физкультуры. Был классным руководителем. (Приложение 5) С 1987 по 1990 был директором Маломостовской восьмилетней школы. Именно Сергею Михайловичу пришлось руководить школой в тот год, когда из старого здания учителя и ребята переехали в новое здание школы. С его именем связано увлечение шахматами многих поколений наших выпускников. Он играл сам и увлекал в эту игру учеников школы. Оборудование первого кабинета информатики в школе – это тоже Сергей Михайлович.

Плодотворная педагогическая деятельность отмечена рядом наград. За многолетний труд и успехи в воспитании подрастающего поколения в 1995 году награжден знаком «Отличник народного просвещения» (Приложение 6)

Ковалева Е.И.: «Коллегой Сергея Михайловича я стала в 1988 году, когда пришла работать в Маломостовскую школу. Для меня он практически сразу стал примером высокого профессионализма: человек эрудированный, знавший свой предмет не только в рамках школьной программы. К нему всегда можно было прийти на урок «набраться опыта». Ни до, ни после него такого учителя физики не было в нашей школе. Человек, увлеченный своим предметом, он готовил ребят к олимпиадам и они возвращались в школу с призовыми местами».

1.3Биография Абрамчук Людмилы Николаевны

Абрамчук Людмила Николаевна родилась 11 апреля 1953 года в с.Лопатки Лебяжьевского района Курганской области. (Приложение 7) Когда Людмиле Николаевне исполнился один месяц, родители переехали в город Курган.

Отец Зябров Николай Викторович работал в аэропорту, техником, заправлял самолеты. Мать Тарасова Валентина Кирилловна работала няней в детском садике.

В 1960 году Людмила Николаевна пошла в школу. Училась в школах № 14 и № 34. В 1970 году, после окончания школы, поступила на историко-филологический факультет Курганского педагогического института. В 1974 году успешно закончила, став учителем русского языка и литературы. (Приложение 8). Свою трудовую биографию начала в селе Малое Мостовское Мокроусовского района. Работала в Маломостовской школе учителем русского языка и литературы и по совместительству заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе. (Приложение 9) Заместителем директора школы проработала 11 лет, в дальнейшем занималась только преподавательской работой.

Была классным руководителем. (Приложение 10)

49 лет составляет трудовой стаж Абрамчук Людмилы Николаевны.

В данный момент Людмила Николаевна находится на заслуженном отдыхе. В свободное время увлекается выращиванием цветов. (Приложение 11)

Крашакова А.Ю.: «В педагогической деятельности Людмила Николаевна проявила принципиальность, отзывчивость, доброту, порядочность и увлеченность своей деятельностью. Всегда старалась сделать свои уроки интересными, занимательными. Очень грустно, что в последние годы из школы уходят учителя, имеющие большой педагогический стаж и опыт, которые  знают, чему надо учить; знают, как научить; понимают, что эти знания нужны людям».

Плодотворная педагогическая деятельность отмечена рядом наград: Министерства Образования РФ, областного Управления образования. За многолетний труд и успехи в воспитании подрастающего поколения в 1994 году награждена знаком «Отличник народного просвещения» В 1994 году присвоено звание «Отличник народного просвещения». (Приложение 12) В 2018 году стала Лауреатом Галереи Почета Мокроусовского района.

Глава 2. Говорят выпускники.

Сколько выпусков было сделано каждым учителем, сколько разных судеб прошло через их руки. Но каждый выпуск по-своему дорог. А ученики не забудут своих дорогих учителей. Они – счастливые люди, потому что рядом с ними Учитель с большой буквы, Человек с большой буквы.

Они выражают благодарность, с трепетом вспоминая своих учителей:

Каждый из нас передать Вам готов

 Тысячу добрых и ласковых слов!

От ваших вчерашних учеников.

Мы сегодня от имени каждого сердца,

От имени юности нашей счастливой,

От имени нашего звонкого детства

Вам говорим – спасибо!

Вы всегда рядом с нами останетесь,

Потому что нужны нам всегда.

Значит, Вы никогда не состаритесь.

Никогда, никогда, никогда!

Татьяна Юрьевна Ш., учитель химии г. Копейск Челябинской области: «Я выпускница 1981 года Мало-Мостовской, тогда еще восьмилетней школы Симаева (в настоящее время Шпикалева ) Татьяна. О школе и ее учителях у меня остались самые хорошие и теплые воспоминания. Директором школы была Клабукова Раиса Степановна, замечательный человек, педагог и руководитель. Ее уроки биологии и химии мне запомнились интересными и познавательными настолько, что я стала учителем этих же предметов.

В то время в школе под руководством Раисы Степановны работали прекрасные педагоги! Особенно хочется много слов благодарности сказать моему классному руководителю, которого уже нет в живых, Кокорину Сергею Михайловичу. Он запомнился мне не только как талантливый учитель физики и математики, но и человек, который очень любил детей, он всегда заботился об интеллектуальном развитии своих учеников. Его уроки проходили интересно и увлекательно, поэтому время пролетало незаметно. Мы решали не только задачи из учебника, но и много других сложных заданий, на уроках присутствовал дух соревновательности. Мы очень старались учиться и старались не огорчать своего учителя!

Так же мне запомнились уроки русского языка и литературы Абрамчук Людмилы Николаевны. Сейчас я понимаю, что это очень прекрасный и знающий педагог, с которым мы изучали произведения прозы и стихи. За урок произведения мы пересматривали и перечитывали не один раз, отвечая на вопросы учителя о героях, пейзажах, интерьерах, и поэтому придя домой не составляло труда ответить на вопросы учебника или выучить стихотворение наизусть. На русском языке правила, мы изучали не только на примерах и упражнениях учебника, но и сами, под руководством учителя старались найти нужные слова и составить предложения. Но слово «БОГРЯНЫЙ» почему то было мне не подвластно, я всегда в нем делала ошибки!

Благодаря этим прекрасным педагогам я смогла найти себя в этой жизни и благодаря их примеру я стала учителем. Сейчас я работаю учителем химии в одной из школ г. Копейска Челябинской области и очень часто вспоминаю своих учителей!»

Ольга Анатольевна Л., заведующая терапевтическим отделением ГБУ «Курганский областной госпиталь для ветеранов войн»:

«Маломостовская школа-одна из обычных сельских школ. Она обычная для других, но самая родная и лучшая для своих выпускников.

Я окончила эту школу в 2008 году. С тех пор сменился не один педагогический коллектив школы, но неизменной чертой каждого учителя нашей школы было и остаётся — преданность избранному делу.

Кокорин Сергей Михайлович - учитель физики и информатики. Сложные предметы, которые Сергей Михайлович объяснял на доступном и понятном языке. Он умел заинтересовать и организовать детей, как для более углубленного изучения своего предмета, так проводил кружок по шахматам.

В нашей семье в шахматы играли и играют практически все: папа, брат, я, а сейчас и племянницы. Стоит ли говорить, что мы с братом, так же, как и десятки других детей, проводили все перемены в кабинете Сергея Михайловича за шахматными баталиями. Олимпиады по физике, шахматные соревнования на районном и областном уровне, учеба в Летней школе при Новосибирском Академгородке, это то, что прочно связано с воспоминаниями о Сергее Михайловиче.

Клабукова Раиса Степановна, учитель химии, директор школы во времена моей учебы. Она знала всех учеников и их родителей на протяжении нескольких поколений. Оптимизм, справедливость-это то, что прочно ассоциируется с Раисой Степановной.

Абрамчук Людмила Николаевна, не просто талантливый педагог, но и отзывчивый и добрый человек. Мудрая, умеющая донести сложные правила до любого ученика. Всегда спокойная, вселяющая уверенность, Людмила Николаевна выпустила из-под своего крыла сотни ребятишек. Она научила меня грамотно и красиво формулировать свои мысли.

В дальнейшем я выбрала медицину. Окончила с отличием Омскую государственную медицинскую академию, вернулась в родной Курган. Каждому учителю нашей Маломостовской школы могу сказать лишь слова благодарности, всех помню, ценю и уважаю!»

Ольга Владиславовна И., М.Видео, эксперт: «Я с благодарностью вспоминаю своего учителя физики Кокорина Сергея Михайловича. Он всегда интересно объяснял новый материал. Было видно, что он очень хотел вложить в наши головы свои знания. На уроках этого учителя было много доступных опытов, при помощи которых, мы усваивали материал. На своих уроках он использовал игры «Что, где, когда». Мы работали в группах, обсуждали те или иные вопросы. Сергей Михайлович замечал наши успехи, и мы старались заслужить его похвалы, и после хотелось делать больше и лучше. Я всегда с желанием ходила на урок физики. В 9 классе сдавала экзамен по физике. Я благодарна учителям Маломостовской школы. И вспоминаю с теплом и уважением».

Ирина Сергеевна П., учитель математики и информатики Маломостовской школы: «Что чаще всего вспоминается в зрелом возрасте? Конечно же, школьные годы.

Я училась в Маломостовской школе. Один из ее лучших учителей Кокорин Сергей Михайлович. У нашего класса он вел физику и информатику. Кабинет Сергея Михайловича был особенным, в нем была атмосфера, располагающая нас к желанию познать новое, окунуться в мир физики. Мне нравилось писать проверочные работы на знание формул, единиц измерения величин. Благодаря постоянному повторению, я помню большинство из них и сейчас.

В девяностые годы наша школа была оборудована современным (по тем временам) компьютерным классом. В этом большую роль сыграл Сергей Михайлович, ведь он был тогда директором школы.

У нас в школе был и телескоп. В 10-11 классах мы в вечернее время смотрели на звезды.

Сейчас я работаю в Маломостовской школе в кабинете Сергея Михайловича».

Наталья Владимировна О., заведующая Кругловским сельским клубом:

Учителями славится Россия
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!


«В наше время учитель - одна из самых нужных, но в тоже время самых сложных профессий.
Я думаю, что учитель должен быть умным, добрым, строгим, но понимающим.
За время учебы мы больше времени проводим в школе, чем дома.
Там мы учимся, развиваемся, общаемся со сверстниками и учителями.
Которые всегда приходят к нам на помощь в трудную минуту.
Они - наши наставники. Я хочу рассказать о своем любимом учителе - Людмиле Николаевне Абрамчук. Она была нашим классным руководителем, учителем русского языка и литературы, но самое главное - она бала второй МАМОЙ, которая заботилась, переживала и любила каждого из нас.
Мы всегда верили ей, каждому ее слову. Людмила Николаевна учила нас не только грамоте, но и уважительному отношению друг к другу, трудолюбию, дружбе. На переменах и после уроков она жила жизнью учеников: нашими заботами, печалями, нашими проблемами. Она всех понимала, всем старалась помочь. В старших классах организовывала вечера отдыха - это был настоящий праздник. Во всех школьных конкурсах и "Зарницах" участвовала вместе с нами. Это было самое веселое, беззаботное школьное детство.
На мой взгляд, учитель должен быть человеком несущим знания и доброту.
Должен быть таким, чтобы ученики из всех сил старались походить на него. И только тогда он сможет завоевать любовь и признание.
Людмила Николаевна именно такой учитель! Я очень часто вспоминаю ее рассуждения о прочитанных рассказах. С какой любовью она относилась к своему предмету и сколько мудрых советов помогали и помогают мне в жизни».

Екатерина Игоревна Л., учитель математики МБОУ «Гимназия № 32 им. Е.К.Кулаковой» г.Курган, обладательница гранта Губернатора Курганской области молодым педагогическим работникам в образовательных организациях Курганской области: «Абрамчук Людмила Николаевна – замечательный учитель, прекрасно знающий предмет и искренне любящий своих учеников. Она не только учила нас русскому языку и литературе, но и личным примером показывала, что значит быть достойным человеком. Её учительский талант, духовность, справедливость, терпение и чуткость стали для нас примером повседневного подвига. К каждому ученику у неё свой собственный подход. Если что-то непонятно, она найдёт время и разъяснит в доброжелательной форме. Рядом с ней комфортно и спокойно. В учениках она воспитывает потребность в знаниях, честность, умение преодолевать трудности, доводить любое дело до конца.

Людмила Николаевна – очень вежливый и тактичный человек. С ней можно поделиться любыми проблемами: она внимательно выслушает и даст хороший совет. Её отличает жизнерадостность, искренняя душевность и тонкий юмор, она всегда в хорошем настроении, но в то же время требовательна и строга как к ученикам, так и к самой себе. Людмила Николаевна много знает, потому что много читает и постоянно чему-то учится. Она – необыкновенный человек. Именно на её уроках я училась грамотно писать, говорить, правильно подбирать аргументы, чтобы отстаивать свою точку зрения. Я научились трудиться, самостоятельно добывать знания, стремиться к достижению результата».

Заключение

Эта работа помогает понять и по достоинству оценить труд учителя. Работая над этой темой, я поняла, что быть учителем нелегко, в школе работают только влюбленные в свою профессию люди, а учитель никогда не бывает одиноким, он всегда в окружении детей и всегда остается учителем. Что подтверждает выдвинутую мною гипотезу.

Цели и задачи, поставленные в работе, в целом, выполнены. Только необычайное трудолюбие, творчество, терпение, педагогический такт позволили Р.С.Клабуковой, С.М.Кокорину, Л.Н.Абрамчук стать Учителями с большой буквы. В памяти многих учеников сохранились самые нежные и добрые чувства к учителю простой сельской школы. Настоящий учитель - в своих учениках. Каждому из них они отдали часть своего сердца, души. Они воспитали в них любознательность, интерес к предмету, любовь и уважение к людям.

Из всего сказанного, узнанного мною, был сделан следующий вывод - я считаю, что только не безразличный к судьбам детей человек может и должен стать Учителем. Учитель - это тот, кто любит и понимает предназначение своей профессии. Он любит детей, всегда может прийти на помощь в трудной ситуации.

Учитель - одна из важнейших профессий на земле. Без учителя нет ни героя, ни политика, ни нового учителя. Такова уж природа этой профессии. Все люди на земле делятся на учеников и учителей. И каждый бывает тем и другим, но истинного Учителя, наставника никакая машина не заменит. Учителя воспитывают и обучают людей всех остальных профессий. Поэтому профессия учителя – самая главная на Земле! Она была, есть и будет!

Поисковая работа будет продолжена. Еще много страниц из истории школы остались не освещенными. Поисковая деятельность оказалась для меня личностно-значимой, поскольку дала возможность начать серьезную работу по изучению родословной, приобщила к истории села, изменила отношение к

своим землякам.

Список литературы.

1.Документы, фотографии из семейного  архива Кокорина С.М., Клабуковой Р.С., Абрамчук Л.Н.

2.Воспоминания коллег и учеников педагогов.

Приложение 1

Маломостовская ООШ

Приложение 2

Клабукова Раиса Степановна

Приложение 3

Награды Клабуковой Р.С.

Приложение 4

Кокорин Сергей Михайлович

Приложение 5

Сергей Михайлович – классный руководитель

Приложение 6

Награды Кокорина С.М.

Приложение 7

Абрамчук Людмила Николаевна

Приложение 8

Окончание института

1974год

Приложение 9

Первый год работы

Приложение 10

Людмила Николаевна – классный руководитель

Приложение 11

Любимое хобби Людмилы Николаевны

Приложение 11

Грамоты Людмилы Николаевны

Просмотров работы: 11