Рождение музея

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Рождение музея

Обеднина В.А. 1
1Кульчекская ООШ филиал МБОУ Комской СОШ №4
Кучерова М.А. 1
1Кульчекская ООШ филиал МБОУ Комской СОШ №4
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тезисы.

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы оставить память о нашем школьном музее, так как не далёк тот день, когда Кульчекская ООШ может быть закрыта, а значит, экспозиция музея перестанет существовать. В данной работе мне хотелось бы проанализировать этапы становления школьного музея. Моя работа – обобщение опыта создания школьного музея небольшого формата, который может быть компактно расположен в любом школьном кабинете. Школьных музеев в нашем районе немного, а наша экспозиция – самая уникальная, так как она содержит аутентичные предметы и экспонаты.

Моя работа имеет практическое значение в том плане, что поможет создать небольшой музей на базе школьного кабинета, когда в небольшом пространстве можно разместить интересные экспозиции.

Основные этапы выполнения работы: выбор темы исследования, изучение литературы по вопросу работы, интервью с участниками проекта «Рождение музея», оформлении работы.

Исследовательская работа «Рождение школьного музея»

  1. Введение.

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы оставить память о нашем школьном музее, так как не далёк тот день, когда Кульчекская ООШ может быть закрыта, а значит, экспозиция музея перестанет существовать.

В данной работе мне хотелось бы проанализировать этапы становления школьного музея. Моя работа – обобщение опыта создания школьного музея небольшого формата, который может быть компактно расположен в любом школьном кабинете. Школьных музеев в нашем районе немного, а наша экспозиция – самая уникальная, так как она содержит аутентичные предметы и экспонаты.

Школьный музей - визитная карточка школы, одна из возможностей сохранить историю деревни, оставить в памяти историю создания нашей школы, которая сама по себе является музеем, передать последующим поколениям рассказы и воспоминания живых свидетелей старины. Экспозиция нашего музея – своеобразная летопись истории и деревни, и школы, его экспонаты хранят дух времени.

Вопросы школьного музейного дела активно изучались в 1980-годы как в методической литературе по краеведению, так и в специальных работах, посвященных школьному музею. Среди таких работ можно назвать следующие пособия: 1. Школьный музей: теория и практика : метод. пособие / сост. Ю.М. Калинин. – М. : Б. и., 1983. – 93 с. Шифр РНБ : 85-4/16569. 2. Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985. 2. Историческое краеведение. Учебное пособие для студентов исторических факультетов педагогических факультетов. /Под ред.г.Н.Матюшина.-М.:1975.

3. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982

В 90-е годы XXвека школьные музеи переживали сложные времена. Не все понимали ценность данной работы в условиях меняющегося общества. В 2000- е годы вновь появляются достаточно много методических и специальных пособий по данному вопросу. Например: 1. Мостякова Т.Н. Школьный историко-краеведческий музей // Юный Краевед. – 2007. – № 3. – С. 55-59. 10. Сеченова Л.С. Сотворчество взрослых и детей в школьном музее // Образование в совр. шк. – 2005. – № 4. – С. 51-52.
2. Скударь З. Школьный этнографический музей / З. Скударь, А. Садакова // Воспитание школьников. – 2004. – № 7. – С. 34-38.
3. Туманов В.Е. Школьные музеи // Преподавание истории в шк. – 2003. – № 2.–С.74-80.
4. Туманов В.Е. Школьный музей : [метод. пособие] / В.Е. Туманов ; Центр детско-юнош. туризма и краеведения М-ва образования РФ [и др.]. – [Изд. 2-е, испр.]. – М. : Изд-во ЦДЮТиК, 2003. – 151 с. Шифр РНБ : 2007-3/35350.

В открытом доступе есть так же исследовательские работы учащихся по данной теме. Исследования учащихся во многом однотипны, они рассказывают о самом музее, мало затрагивают вопрос становления музея.

Цель нашей работы – проанализировать этапы становления школьного музея.

Задачи работы – проанализировать литературу по данному вопросу, выяснить, историю вопроса «школьный музей», определить роль школьного музея в пространстве школы. Объект исследования: школьный музей. Предмет исследования: этапы становления школьного музея в малом пространстве. Гипотеза исследования: предположим,что становление школьного музея способствует сохранению истории родного края и является эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Методы проведённого исследования – анализ литературы и источников, интервьюирование, анализ экспонатов для составления инвентарной книги.

Основная часть.

2.1. История вопроса «Школьные музеи»

Что такое школьный музей?

Школьный музей - это общественное объединение, созданное совместными усилиями педагогов и учащихся и являющееся элементом дополнительного образования и воспитания детей. Использование материалов музея в обучении активизирует учебный процесс и поднимает у учащихся интерес к знаниям вообще. Очень важно, что улучшается работа по установлению межпредметных связей, особенно между такими предметами, как география, биология, история, литература.

История музейного дела в школах России

Можно выделить следующие основные этапы истории создания и развития школьного музея:

1. С начала своего возникновения на рубеже XIX—XX веков и до конца 1920-х годов школьный музей создается исходя из потребностей школы в наглядном преподавании, он активно включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. (1)

2. В 1930-х и 1940-х годах, в связи с развитием школьного краеведения и ориентированием школы на реализацию идей политехнизации, музей наглядных пособий превратился в краеведческий, в результате чего в школе в конце 1930-х — начале 1940-х годов стали открываться комплексные музеи краеведения. С 1950-х годов начинается процесс формирования сети школьных музеев, давший импульс созданию школьных музеев практически всех профилей.( 2)

3. К середине 1980-х годов в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев. В количественном отношении (четыре с половиной тысячи) они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. В среде школьных музеев появляются музеи-лидеры, которые формируют облик школьного музея этого времени и оказывают влияние на остальные.(4)

4. Однако в 1990-х годах школьные музеи переживают известный кризис, связанный с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны. Часть музеев приходит в упадок или закрывается. Это объясняется сменой идеологических приоритетов, вследствие чего некоторые музеи, прежде всего музеи, связанные с деятельностью Коммунистической партии, пионерским движением.

Для чего нужен школьный музей?

Школьные музеи являются наиболее многочисленной группой музеев при учебных заведениях. Они создаются и функционируют в общеобразовательных школах всех типов и учреждениях дополнительного образования с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и творческой активности учащихся, формирования у них навыков ценностно-ориентированного отношения к историко-культурному наследию, приобщения к нему.

Виды школьных музеев (по материалам Сайта Краевого центра туризма и краеведения). Профили школьных музеев определяется научной дисциплиной, на основе которой строится экспозиция. В общеобразовательных учреждениях могут быть организованы музеи следующих профилей: исторические, краеведческие, этнографические, художественные, естественнонаучные, технические.

Школьный музей МБОУ Комской СОШ№4 – один из самых известных в нашем районе. Он создан благодаря деятельности учителя истории Рубцова Виктора Ивановича.

2.2. Рождение музея

Хороший музей – визитная карточка школы. Для такого важного дела нужны: 1)настоящие энтузиасты, которым небезразлична история и культура, прошлое и настоящее; 2) музей не терпит суеты и стихийности, его рождение проходит поэтапно.

Первый этап – разработка концепции музея. Концепция – первый научный документ, с которого начинался наш музей. Над ней работали: Кучерова М. А., учитель истории, Кучерова М. Ф., ветеран педагогического труда, создавшая собственный домашний музей, учащиеся 8- 9 класса и их классные руководители: Павлова О. Ф., Иванова В. Г. Оформитель – учитель информатики и технологии Коллер Е. В.

Мной были заданы вопросы инициаторам создания школьного музея Кучеровой М.А. и Кучеровой М.Ф.

Кучерова М.А. сказала, что идея создания музея пришла к ней после разговора с Кучеровой М.Ф. и посещения музея Комской СОШ№4 и беседы С Рубцовым Виктором Ивановичем.

Кучерова М.Ф., отвечая на вопросы об экспонатах музея, переданных в дар нашей школе, рассказала о наиболее интересных и необычных «раритетах», как она их сама называет.

Коллер Е.В. вспомнил, как на уроках технологии вместе с учениками делал шкафы и стенды для экспонатов из подручных материалов.

По воспоминаниям учеников 2010 года я получила представление о том, как они приносили экспонаты, бережно их расставляли на полках, ухаживали за ними, составляли картотеку.

Концепция музея.

Название – «Старожильческая деревня конца 19-начала 20 века».

Принадлежность к образовательному учреждению – МБОУ Кульчекская ООШ № 13, Новосёловский район, Красноярский край.

Цель – создание культурно – просветительского пространства в школе.

Категория посетителей – учащиеся школы, жители деревни и все, кто неравнодушен к истории деревни, школы и её учителей и учеников.

Организация учёта и хранения материалов – создание картотеки и каталога.

Второй этап – поисково- собирательный.

Сбор и накопление материалов – дело общественное и социально- значимое. В нашей школе он начался в сентябре 2009 года. Коллекция, в основном, сложилась из вещей и предметов, переданных в дар Кучеровой Марией Филипповной. Эти предметы и вещи перешли к ней от её матери, бабушки и прабабушки из рода Калининых – Шепиловых, которые являются настоящими старожилами деревни Кульчек. Возраст предметов старины превышает 100 – 150 лет, многие из них не утратили своей функциональности и в наши дни. Однако современный быт сибиряков настолько сильно изменился за последние 100 лет, что о назначении некоторых предметов можно только догадываться. Учащиеся привлекали к сбору артефактов родителей, односельчан, которые поделились с нами старинными фотографиями, предметами быта и крестьянскими орудиями труда, которым тоже не одна сотня лет. В настоящее время завершается работа над созданием каталога и картотеки музея. Весь собранный материал систематизирован и записан в инвентарной книге, которая является главным документом музея, в ней заполняются все сведения о каждом экспонате музея: название, возраст, назначение, кто передал музею.

Третий этап – выставочно-экспозиционный. Музей расположен в приспособленном помещении – в школьном кабинете истории. Представленные экспонаты мы попытались представить так, чтобы они смотрелись эстетично и исторически достоверно. В нашей экспозиции были использованы элементы стилизации: интерьер горницы русского крестьянина -сибиряка с русской печью, лавкой, столом, накрытом льняной скатертью, сундуком, кроватью, украшенной подзорами и кружевами ручной работы. Над кроватью висит старинное зеркало, правда, фабричное, но украшенное самодельной рамой, на полу, как бы отделяя обычный школьный класс и музейную экспозицию, лежит пёстрый домотканый половик. Все экспонаты находятся в свободном доступе, помещены на открытых полках. Их можно потрогать, взять в руки, продемонстрировать, как ими пользоваться, если это орудия труда, или рассказать о предмете подробно и обстоятельно. Привести аналог современного предмета, если он существует, правильно назвать предмет, особое внимание обратить на диалектные и устаревшие названия, тем самым побуждать интерес посетителей к истории не только материальной, но и духовной. В музее достаточно много представлено старых фотографий из личного архива семьи Кучеровых. Самая ранняя фотография датируется концом 19 века, есть фотоснимки участников русско-японской войны, первой мировой, фотографии советского периода: коллективизации военные сборы 30 – х годов, тружеников тыла времён Великой Отечественной войны. В фотоальбоме музея помещены снимки, на которых запечатлено и открытие школы 1969 года, и открытие памятника погибшим воинам- землякам, и снимки выпускников разных лет. На небольшой полке мы попытались представить и особенность образования и воспитания 70- 80 г. г. 20 века. Здесь можно увидеть учебники тех лет, горн и барабан пионерской организации, Похвальные грамоты и Дипломы за спортивные достижения, успехи в учёбе. Технические средства обучения, которые использовались на уроках совсем недавно, где-то 20- 25 лет назад, а сейчас и сами предметы, и слова, которые их называют, перешли в разряд устаревших.

Экскурсионно-массовая работа. Экскурсия – продуманный показ культурных ценностей. Её можно провести в интерактивной форме или имитационной деятельности. Они бывают тематическими и обзорными. Экскурсия состоит из 3 – х частей: вступительной, основной, заключительной. Вступительная беседа включает в себя знакомство с группой, краткие сведения о музее, перечень возможных экскурсий, например: «Быт русских крестьян 19-20 веков», «История нашей школы», «Фотография, на которой меня нет», «Устаревшие слова», «Диалекты нашей деревни» и т.д. Основная часть – рассказ экскурсовода и особые приёмы, которые позволяют заинтересовать слушателей темой экскурсии: воображаемое путешествие, театрализация, связь с современностью, интеграция истории, литературы, краеведения, языкознания и топонимики. Рассказ экскурсовода должен быть настоящим погружением в историю, а не простым перечислением названий экспонатов. Для того, чтобы рассказ был не только интересным, но и познавательным, носил научно-популярный характер, экскурсовод использует следующие приёмы активизации слушателей: историческая справка, цитирование, ссылка на очевидцев, словесный монтаж, вопросы – ответы, персонификация. Заключительная часть экскурсии всегда лаконична. Экскурсовод подводит итог рассказа по теме экскурсии и отвечает на вопросы слушателей, приглашает посетить музей ещё много раз. Предполагается поведение в музее фольклорных праздников, уроков литературы, русского языка, истории и других, где возможно применение музейных технологий, ролевые игры, конкурсы знатоков краеведения. Экспозиция нашего музея пополнилась изделиями, выполненными по старинным технологиям нашими современниками, теми, кто сумел сохранить старинные промыслы в 21 веке. Это, конечно же, вышивки и вязание наших признанных мастериц прикладного искусства, изделия из бересты, предметы быта, плетённые из ивовых прутьев, сделанные из дерева.

Школьный музей – это не просто собрание старых предметов, это особое место в школе, где живёт История, настоящая, а не из учебника, прикоснувшись к ней ученик уже не будет равнодушно перечитывать параграф, а попытается за страницами учебника увидеть живых людей, а может, и себя. (приложение1)

Мероприятия, которые проводятся в музее

Мероприятия в школьном музее

03. 03. 2022г. Игра «Как говорили наши бабушки».

Некоторые слова и выражения уходят из активного употребления, знать историю исчезающих слов – значит сохранить историю своего народа, своей семьи, своей малой родины.

Участникам игры предлагается объяснить смысл пословиц и поговорок, отгадать загадки, найти в них устаревшие слова, объяснить их значение, найти предмет, названный в пословице и показать его применение. Например, пословица «Портной изгадит - утюг загладит». Объяснить прямой и переносный смысл пословиц. Найти в экспозиции музея предмет и рассказать, как им пользоваться. Но утюг в нашей экспозиции совсем не похож на современный. Утюг, которым пользовались прабабушки в нашей деревне, называется рубель. Ученики находят рубель в экспозиции музея и пробуют о нем рассказать, показывают принцип работы.

В небольшой экспозиции нашего музея можно встретить предметы домашнего обихода, быта русской сибирской деревни XIX- начала XXвеков нашли отражение в загадках. Например, загадка про ухват и горшок: в хлевушке у быка копна на рогах, а хвост на дворе у бабы в руках. Ученики отгадывают загадку, находят ухват и пробуют донести горшок из печи до стола.

Используя экспонаты нашего музея, мы бережно храним память предков, за предметами и словами видим образы людей, что осваивали этот суровый край.

07.12. 2021г. Лекция «Диалектные слова деревни Кульчек» Лекция предназначена для учащихся 5-8 классов. Главная цель лекции – расширить представление учащихся об особенности лексики нашего села.

Здравствуйте, часом братан или сестрица!

Именно так обратился бы к нам сибирский старожил.

Деревенька наша - Кульчек принадлежит к старожильческому поселению, по архивным данным Кульчеку никак не меньше 290 лет.

Необычна природа наших мест, но ещё удивительнее люди, что живут в нашей деревне, уникален и причудлив язык старожилов нашего села, что помнят ещё давние времена.

В небольшом школьном музее собраны предметы быта, которыми пользовались жители деревни 100-150 лет назад. Тематические группы диалектизмов ограничены обиходными предметами. Классификация диалектизмов ограничена домом, домашними работами, так как данные предметы представлены в нашем музее. Проанализировав названия предметов в нашем музее, можно сделать вывод, что большинство слов можно отнести к диалектной лексике, так как данные слова, их лексическое значение можно встретить в словоупотреблении жителей нашей деревни, слова представлены в «Словаре русских говоров южных районов Красноярского края».

Заключение

Таким образом, моя исследовательская работа посвящена изучению вопроса становления школьного музея. В результате проведённого исследования, можно сделать следующие выводы, исходя из задач исследования. Проанализировав литературу по данному вопросу, было выяснено, что вопросам организации школьных музеев придавалось большое значение как в советской педагогике, так и в современной педагогической литературе. Но в современной педагогике школьный музей представлен как новое пространство для развития детей, особенно важную роль имеют школьные музеи в патриотическом воспитании, в развитии исследовательских способностей школьников.

В истории вопроса «школьный музей», мною были выделены этапы развития школьного музейного дела. Интерес к созданию школьных музеев возник на рубеже 19-20 в.в. В советское время школьные музеи сыграли важную роль в пропаганде идей коммунистического мировоззрения. В постсоветское время, особенно в современной России школьные музеи - это пространство для развития школьников.

Во время работы над историей создания школьного музея мной были выделены этапы его становления этапы становления школьного музея: первый этап – разработка концепции музея, второй этап – поисково- собирательный, третий этап – выставочно-экспозиционный. Экскурсионно-массовая работа.

Особая роль школьного музея в пространстве школы заключается в том, что его небольшая экспозиции позволяет сохранить исторически ценности для будущих поколений учеников. Экспонаты нашего музея не исчезнут с закрытием школы, мы их бережно передадим в домашний музей быта и истории Кучеровой Марии Филипповны.

Источники информации

1. Историческое краеведение. Учебное пособие для студентов исторических факультетов педагогических факультетов. /Под ред.г.Н.Матюшина.-М.:1975.

2. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982

3. Мостякова Т.Н. Школьный историко-краеведческий музей // Юный Краевед. – 2007. – № 3. – С. 55-59. 10. Сеченова Л.С. Сотворчество взрослых и детей в школьном музее // Образование в совр. шк. – 2005. – № 4. – С. 51-52.

4 . Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.

5. Скударь З. Школьный этнографический музей / З. Скударь, А. Садакова // Воспитание школьников. – 2004. – № 7. – С. 34-38.
6. Туманов В.Е. Школьные музеи // Преподавание истории в шк. – 2003. – № 2. – С. 74-80.

7. Школьный музей: теория и практика : метод. пособие / сост. Ю.М. Калинин. – М. : Б. и., 1983. – 93 с. Шифр РНБ : 85-4/16569.

Приложение 1

Убранство деревенской избы

Просмотров работы: 7