Народные промыслы Урала

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Народные промыслы Урала

Колмакова А.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа №8"
Колмакова О.М. 1
1МБОУ ООШ №8
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация научного руководителя

Проект позволяет сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков через знакомство с народными промыслами. Знакомит с промыслами Урала: самоцветные камни, Тагильской росписью по металлу, Каслинским художественным литьем, сундучным промыслом, с самоварным делом, колокольным производством в Каменск-Уральском и др.

В своей работе «Народные промыслы Урала» ученица собрала интересный и объемный материал по данной теме, иллюстрирует работу изображениями, на основании изученной литературы создала собственные интересные макеты, посвященные уральским промыслам. Свои знания об удивительных уральских промыслах воплотила в презентацию.

Работа носит познавательный характер и будет полезна как учащимся, так и педагогам в качестве материала для реализации национальных, региональных и этнических особенностей по географии, краеведению и других смежных дисциплин.

Введение

Народные промыслы на Урале имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России. Я хочу рассказать о многообразии уральских промыслов.

Актуальность темы

Народный промысел существовал всегда, но в наши дни многие потеряли интерес к нему. Я расскажу об интересных промыслах Урала, которые сохранились до настоящего времени.

Тип проекта – творческий.

Продукт проекта – презентация «Уральские промыслы», Фотоальбом

Объект проекта:  духовно­-нравственное воспитание школьников.

Предмет проекта: формирование нравственных качеств школьников через народные промыслы.

Гипотеза: Старые народные промыслы на Урале живут в веках и продолжают развиваться.

Цель проекта

Рассказать своим сверстникамо промыслах Урала. Сформировать  интерес к познанию истории и культуры   наших   предков   через   ознакомление   с народными промыслами.

Задачи проекта:

1.Изучить литературу по данной теме. Познакомиться с   народными промыслами   Урала.

2. Развивать   интерес   к   культуре   русского   народа через знакомство с народными промыслами, народным творчеством.

3. Воспитывать чувство любви и гордости к Родине, её истокам.

4. Развивать творческие и познавательные способности.

5. Создать презентацию по теме проекта и успешно защитить.

Методы исследования:

1.Изучение специальной литературы.

2.Обобщение и систематизация материала по данной теме.

3.Встреча с мастерами - земляками (резьба по дереву).

Термин  выполнения:  среднесрочный.

Участники проекта:  ученица 7 класса Колмакова Анжелика, родственники, жители села Останино.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап – постановка целей, определение  актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи,  рефераты и т.п.);

– подбор наглядно­-дидактического  материала; художественной  литературы, репродукций картин; 

Основной этап

1. Поиск информации.

2. Выполнение работ в различных техниках детского творчества по тематике «Народные промыслы Урала».

3. Чтение книги «Путешествие по Уралу», «Бурачный промысел  изготовление туесов из бересты»  с целью знакомства  с народными промыслами Урала. 

4. Встреча с мастерами - односельчанами Ярославцевым И.И. 5.Рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных  промыслов.

6.Чтение художественной литературы:  П. Бажов «Малахитовая шкатулка»,  «Каменный цветок»

7. Поездка в село Таволги, гончарная мастерская. Знакомство с народными промыслами – изделиями из глины керамического завода с. Таволги Невьянского района.

8. Знакомство с Уральской лаковой живописью – Тагильскими подносами. Роспись подносов. Интервью с художницей Степановой Е.С.- мастером по росписи подносов.

Заключительный этап

– анализ результатов проекта.

- оформление проектной документации;

− создание фотоальбома и презентация.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Литература по теме проекта.

  2. Интернет.

  3. Беседа с жителями села Останино Режевского р-на Свердловской области , местными мастерами - Ярославцевым И.И и Ярославцевым С.И.

Основная часть

Знаменит УРАЛ делами и  талантлив наш народ ,

   Про уральских – то умельцевна весь мир молва идет ! 

1.1 Вступление

Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера. В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деятельность народных мастеров координирует и направляет областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам.

Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов. Изделия уральцев с давних времен и по сей день украшают лучшие музеи мира и частные собрания.

Среди народных художественных промыслов, традиционно бытовавших на Среднем Урале, до настоящего времени сохранились и развиваются.

1.2 Тагильская роспись

Истинно тагильский из промыслов народных

Промысел подносный, известный всенародно.

     С середины 18-го века на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинском, Туринске и Невьянске начинает развиваться еще одно и интересное ремесло — лаковая роспись по металлу.

Нижний Тагил славился своими мастерами…. Складывались целые династии. Большой известностью пользовались мастерские Дубасниковых, Перезоловых, Головановых... Но первым мастером считался Андрей Степанович Худояров. Он изобрел в 60-х годах XVIII века знаменитый "хрустальный" лак, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается". Свое умение Андрей Худояров передал сыновьям Вавиле и Федору. Они начали расписывать подносы. Формы подносов были разные: овальные, круглые, гитаровидные, раковиновидные...

В наши дни наиболее крупное предприятие этого направления — предприятие «Метальная лавка» в Нижнем Тагиле, где работают отличные мастера.(Приложение 1.)

1.3 Камнерезы

По камню особые здесь  мастера, в народе Данилами кличут всегда, Умеют так  в камень  душу вложить, огранкой своею он всех удивит! Палаты дворцов и Исакий великий отделаны нашим они малахитом.

Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла.

С такими богатейшими залежами драгоценных и полудрагоценных минералов — а добывали у нас качественный мрамор, аметисты, топазы, опалы, яшму, малахит, гранат, всего и не перечислить — Челябинская область стала одним из мировых центров промысла камнерезов. Разведали россыпи еще в екатерининские времена. Уральская школа резьбы по камню зародилась в 18веке. На территории УРАЛА работало множество частных мастерских. Собственно, “накрыло” камнерезным бумом весь Урал — Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Магнитогорск Основой для изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов.

Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном. Мраморным декором для храмов сейчас плотно занимается предприятие в селе Коелга.

Ювелирное производство является одним из самых значимых уральских промыслов. Зарождение его началось с огранки самоцветов в начале третьего десятилетия XVIII века, а собственно ювелирные изделия с драгоценными и поделочными камнями стали выпускаться в первой четверти XIX века в кустарных мастерских. Особо расцвело ювелирное дело после реформы 1861 года, быстро превратившись в один из самых доходных уральских промыслов. (Приложение 1) Сейчас ювелирными изделиями с камнями занимается огромное количество “частников” и цехов сувенирной продукции.

Изделия уральцев с давних времен и по сей день украшают лучшие музеи мира и частные собрания.(Приложение 2.)

1.4 Бурачный промысел.

Мастерством камнерезов поныне славятся земляки,

А в память о жизни предков плетут мастера бураки.

Таким забавным словом «бурак» чаще всего называли туески.

История местного бурачного промысла начиналась в древнем селении Таволги, где в 16 веке жили старообрядцы.

Бурак – сосуд цилиндрической формы, изготовленный из бересты, берёзовой коры. Другое название бурака – туес. Туеса в прошлом изготавливались и применялись в крестьянском хозяйстве на всей территории Русского Севера, в Поволжье, на Урале, Сибири. Туеса применяли для самых разных нужд: хранения продуктов, мочения ягод, соления грибов, огурцов, рыбы. Размеры туесов были различны –  самыми маленькими пользовались рыбаки, хранили в них наживку, в самых больших мог спрятаться человек.

Бурачный промысел возник в Нижней Салде (Свердловская область) из потребности населения в посуде.

За многовековую историю мастера приспособились украшать свои туеса, короба и лукошки резьбой, узорами, тиснением, красить и расписывать,

ТАК и возник БУРАЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнетагильском краеведческом музее можно увидеть самое большое собрание бураков.

1.5. Кузнечный промысел

Кузнечный промысел хорош,на другие не похож,

Здесь коню подкову справят и ограду и врата….

Инструмент любой изладяти окову сундука...

Из-за большого количества местного сырья – железа, меди и других металлов, кузнечное дело - один их самых распространенных на Урале промыслов. Оно развивалась на Урале по мере становления горнозаводской архитектуры (изготовление оград, колонн, ворот).

Ассортимент изделий, которые производили уральские кузнецы, был очень широким. Это посуда, орудия труда, оружие, доспехи, декоративные изделия для дома. Зачастую уральские кузнецы даже обыкновенные вещи старались выполнить с использованием декора или придать им нестандартную форму. Такими изделиями были дверные и воротные петли и кольца, щеколды, накладки на замочные скважины, предметы мебели.

Сегодня художественная ковка на Среднем Урале возрождается благодаря усилиям многих энтузиастов кузнечного дела. Созданные современными мастерами декоративные и утилитарные изделия украшают не только дома уральцев, но и экспонируются на выставках по всей России.(Приложение 4)

1.6 Каслинское литьё.

Каслинское литьё - замечательно оно.

Из чугуна отлито, чёрным лаком покрыто

Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью.

Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала с 19 века Решётки, мосты, отлитые уральцами,  вошли уверенно в архитектурные ансамбли повседневной шумной жизни городов.

Казалось бы, современным кузнецам фронта работ совсем уж не осталось: лошадей все меньше, скобяные изделия и метизы проще купить в магазине, чем ковать. Но тем не менее труженики молота и наковальни не сдают позиции, объединяются в творческие кластеры и даже проводят собственные фестивали. (Приложение5)

1.7 Самоварный промысел

Давно на белом свете живет годами стар,
Поэтами воспетый, пузатый самовар.
Сиянье излучая, морозным зимним днем
Уральскими мастерами был он изобретён.

Самоварное дело появилось на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска близ города Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. Да, именно на Урале возник первый самовар, а затем их начали делать по всей России, особенно в Туле.

Сейчас в Красноуфимском музее находится самая богатая коллекция самоваров местного производства. (Приложение 6)

1.8 Сысертский фарфор

Мировое признанье находит ещё юный сысертский фарфор.
Так наш маленький город выходит на широкий планеты простор
.

Сысертский фарфор – один из самых узнаваемых народных промыслов всего Урала. Изготавливать первую керамическую посуду здесь начали еще в 19 веке в мастерской «Гончарка», которой владели братья Харитоновы. В первой половине 18-го века в селе Нижние Таволги Невьянского района выпускали керамическую посуду.

Налажен промысел был уже в 1960 в городе Сысерть. Сегодня мастера и художники на заводе «Фарфор Сысерти» производят столовую и чайную посуду, кофейные сервизы, столовые наборы, а также мелкосерийные и единичные изделия декоративного назначения – вазы, шкатулки, сувениры. Местный фарфоровый завод славится своими изделиями на всю страну, а художественный элемент «Сысертская роза» по мотивам домовой уральской росписи стал характерным символом уральского фарфора. А в наши дни мастера-керамисты Сысертского фарфорового завода изготавливают уникальные фаянсовые иконостасы для храмов и монастырей Екатеринбургской ЕПАРХИИ. (Приложение 7.)

1.9. Гончарный промысел

Круг гончарный, глина, вода: будет посуда - будет еда!
Гончар свое дело знает, глину в руках разминает.

На круг насадив начинает вращенье,
И вот оно сказочное превращенье,
Из глины как сказка, как диво, как чудо,
Выходит различного рода посуда.

Гончарное дело на Урале в деревнях Нижние и Верхние Таволги зародилось в конце XVII века. Гончарное производство в деревнях Нижние и Верхние Таволги зародилось в конце XVII века. Здесь, вдоль реки Нейвы были найдены большие залежи красной глины. Таволожское гончарное производство обеспечивало посудой почти весь Урал от севера до юга. В обоих поселениях селились потомственные гончары. По свидетельствам исторических данных в 1887 году в селе Нижних Таволгах было 59 мастерских, в которых работали 108 человек.

В 1990-е годы после распада СССР предприятие прекратило работу. Сейчас гончарное ремесло возрождается. В настоящее время в селе Нижние Таволги работают предприятия ООО «Таволожская керамика»[2] и мастерская Масликова; в селе Верхние Таволги работает Музей Таволжской керамики с небольшой мастерской.

В селе Нижние Таволги почти 200 лет династия Шадриных-Масликовых занимается народным промыслом — гончарным делом. .. Здесь находится семейное производство.

Мне посчастливилось побывать у мастеров на производстве глиняной посуды, где я попробовала вручную сделать посуду и изделия из глины. Сергей Масликов познакомил меня с гончарным делом и этапами производства: добыча и обработка глины, работа на гончарном круге и роспись изделий.

Гончарные мастерские в Таволгах уже давно стали одним из главных брендов экскурсионного Урала. Местные керамические изделия, пожалуй, есть в доме каждого. (Приложение 8.)

1.10 Колокольное литьё.

Каменск-Уральский завод – тоже ЧУДО!

Не сувениры там, и не посуда.

Отливают для храмов КОЛОКОЛА

Из меди, из бронзы и из чугуна!

XVIII- XIX века – период разработки залежей медной руды, массового появления уральских заводов (казенных и частных), интенсивное строительство и активное появление на территории Урала церковных и сигнальных колоколов различного назначения. В начале 18-го века в Невьянском заводе по распоряжению Никиты Демидова был отлит первый колокол.

Сохранились первые чугунные колокола, отлитые в 1702 году. Первый – колокол Каменского завода с надписью «ЛИТЪ СЕЙ КОЛОКОЛЪ ИЗ ПРОСТОГО ЧУГУНА АПРЕЛЯ 27 1702 Г. НА КАМЕНКЕ». Второй – отлитый по распоряжению заводчика Н.Д. Антуфьева (Демидова). На его «тулове» – четкая вязь текста: «СЕЙ КОЛОКОЛЪ ЛИТЪ СЪ МАГНИТОМЪ ПОПОЛАМЪ СЪ ПРОСТЫМЪ ЧУГУНОМЪ. ВЕСУ КОЛОКО 1 ПУДЪ 25 ФУНТОВЪ. 1702 ОКТЯБРЯ 28 ДНЯ».

Сегодня широко известен каменск-уральский колокольный завод «Пятков и К », ставший одним из ведущих в России колокольных заводов. Начиналось всё в 1990 году, когда работники литейно-механического цеха Уральского алюминиевого завода: начальник литейного участка Николай Геннадьевич Пятков и старший технолог Модест Васильевич Ощуков, - решили под заказ попробовать отлить колокола для открывшейся Покровской церкви. Первая звонница из семи колоколов была отлита в медеплавильном отделении Уральского алюминиевого завода и благополучно зазвучала на колокольне.

1.11 Сундучный промысел

С 19-го века …Из кедра и сосны

Делают в Быньгах, в Невьянске СУН ДУКИ !

Делают ларцы идеальные, сундуки «зеркальные»

Для шуб и мехов.  Предохраняют от моли внутри сундуков…

К Кокушкиным шагай, любой сундук выбирай!

Центром этого ремесла в 19 веке стал город Невьянск и поселок Быньги. Сундуки и шкатулки делали из сосны и кедра. Богатые украшения выполнялась из железа и жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзовой! (Приложение 10)

1.12 Резьба по дереву.

Начиная с XVII века плотницкое дело было хорошо известно на Урале. Резьба по дереву – один из самых древних промыслов уральцев.

Творящие красоту начинаются с любви к родной природе Урала . Творил житель уральских гор чудо-игрушки, предметы быта. В богатом древесиной лесном крае, дома украшались резными наличниками, воротами и другими декоративными элементами. В городах и селах повсеместно существовали мастерские, выполнявшие по заказам резную мебель, деревянные иконостасы, а также искусные деревянные декоративные украшения.

Местами традиционного бытования художественной обработки дерева и других растительных материалов в Свердловской области являются: города Екатеринбург, Нижний Тагил Туринский городской округ, Артемовский городской округ, город Каменск-Уральский, Лесной, Ирбит, Полевской, Верхотурье, Сухой Лог.

Живут и в нашем селе Останино мастера! Резчик по дереву- Игорь Иванович Ярославцев! Его дом похож на сказочный терем! И всё это своими руками! И сын Сергей Ярославцев - перенял мастерство от своего отца. Из дерева делает красивую резную мебель, шкатулки, панно. Резные наличники- тоже от него! (Приложение 11.)

Заключение

Изучив литературу, я познакомилась с промыслами Урала. Работа по изучению уральских промыслов проводилась в течение трёх месяцев. В ходе изучения я узнала много новой и полезной информации, которая расширила мой кругозор, и мне захотелось освоить один из уральских промыслов. Моя гипотеза, что старые народные промыслы на Урале живут и продолжают развиваться, подтвердилась.

Своей работой я довольна. Поставленной цели достигла в полном объёме.

Данная работа была представлена на школьном этапе защиты проектов, встречена с интересом моими сверстниками и получила высокую оценку учащихся и педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

Голынец, Г. В. Нижнетагильский расписной поднос: общие закономерности композиции : методическое пособие / Галина Голынец, Галина Торкотюк ; Министерство культуры Свердловской области, Центр традиционной народной культуры Среднего Урала. – Екатеринбург : [б. и.], 2014. – 20 с. : [8] л. ил. – (Уроки мастерства). – Авторы на обложке не указаны. – Текст : непосредственный.

Губкин, О. П. Каслинский феникс / О. П. Губкин. – Екатеринбург : Пре-Пресс Центр, 2004. – 174 с. : фот. – (Художественный металл Урала). – ISBN 5-7385-0233-7. – Текст : непосредственный.

Камнерезное искусство Урала / [составитель: С. В. Вершинина ; фотографы-художники: А. Г. Моисеев, В. И. Холостых]. – Москва : Полигран, 199?. – 48 с. : цв. ил. – Текст : непосредственный.

Лаврова С.А. Удивительный Урал. Издательство «СОКРАТ», 2019.г.Екатеринбург.

Народные художественные промыслы Свердловской области: 80 лет славных традиций : к 80-летию со дня образования Свердловской области / [О. П. Губкин и др. ; составитель, редактор М. Павлова ; ответственный за выпуск: Г. Ю. Полухина] ; Министерство культуры Свердловской области, Центр традиционной народной культуры Среднего Урала. – Екатеринбург : [б. и.], 2014. – 49 с. : ил. – Авторы указаны на обороте титульного листа. – Текст : непосредственный.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:

1.Народные художественные промыслы Свердловской области. – Текст : электронный // Народные художественные промыслы Свердловской области : [сайт]. – Екатеринбург, 2020. – URL: https://promysly.gotoural.com/ (дата обращения: 25.01.2023).

2. https://hornews.com/top/craft74/

3.https://ekb.tour52.ru/online/vidyotdyha/narodnye_promysly_sverdlovskoy_oblasty.html

4. https://turizmnt.ru/folk_crafts/

Приложение

Приложение 1. Тагильская роспись.

Приложение 2. Камнерезы и ювелирное мастерство

Приложение 3. Бурачный промысел.

Приложение 4. Кузнечный промысел.

Приложение 5. Каслинское литье.

.

Приложение 6. Самоварный промысел

.

Приложение 7.Сысертский фарфор

 

Приложение 8. Гончарный промысел.

Приложение 9. Колокольное литьё.

Приложение 10. Сундучный промысел.

Приложение 11. Резьба по дереву.

   
   
   
Просмотров работы: 159