Введение
Отправной точкой для создания исследовательской работы по теме «Чистой души лампада» (Подмосковный город Руза в праздничном храмовом кольце) послужил просмотр короткометражного фильма «Талая вода». Он об умении прощать, о самой сути прощения, о противостоянии злу добром – моему современнику этого очень не хватает. Потому что мы сами почти уничтожили корни. Корни исторические. Православные. И сегодня далеко не все мои сверстники и наши родители переживают за состояние национальной культуры. А складывалась она веками и веками определяла сознание и бытие моего соотечественника! Утрата жизненно важных, духовных корней - одна из главных проблем современной России.
Я решил собрать и обобщить материал о самых главных православных праздниках, их традиционном праздновании как возможном источнике потребности и силы жить достойно, по совести… В этом прочитывается гипотеза работы. Считаю, что исследование актуально, потому что должно создать живую картину национального возрождения.
Итак, цель моей работы – показать возможность духовного возрождения моего современника (прежде всего, земляка) через открытие для себя русской исторической традиции двунадесятых праздников и личного приобщение к ней.
Для этого я решаю целый ряд задач:
- отбор методов исследования;
- знакомство с историей возникновения и содержанием всех двунадесятых праздников;
- установление наличия храмов, освящённых в честь двунадесятых праздников, на Рузской земле; определение (визуально) жизнеспособности данных культовых сооружений;
- знакомство с особенностями традиционного и сегодняшнего празднования двунадесятых праздников в приходах этих храмов.
Методика исследования
В процессе работы я пользовался разными исследовательскими методами. Это
- литературный обзор печатных источников и материалов интернет-сайтов,
- анализ и синтез (работа с картами, материалами интервью, газетных публикаций о судьбах храмов и приходов),
- абстрагирование,
- идеализация,
- дедукция,
- классификация (работа по определению территорий расположения храмовых построек, определение годового круга праздников),
- сравнение,
- обобщение,
- интерпретация.
Основная часть
Тебе сегодня жить досталось… ...Войди в старинные ворота…
Здесь … в былое время … слагалась чудная поэма
из камня да из кирпича.
И эта звонница собора — ее запевная строка,
а башня — эхо разговора, что меж собой ведут века.
Сумей расслышать это эхо, глубинным нервом ощутить,
чтоб, не плутая, дальше ехать…
Меня, нынешнего старшеклассника, как и советского поэта Сергея Викулова, серьёзно заботит вопрос, с чем «дальше плыть». И тему моей работы новой не назовешь: сейчас много говорят и пишут о национальном возрождении, национальной самоидентификации. И определяются истоки патриотизма – они в нашей глубинной вере, той, которой со времён Крещения Руси жили наши предки. В особом единении, что несли с собой православные праздники. Ещё и 100 лет не прошло с тех пор, когда народная жизнь была крепко-накрепко связана с христианскими праздниками, когда ими определялся календарь земледельческого труда, освящались плоды этого труда. С христианскими праздниками сплетались древние, еще дохристианские праздничные обычаи, и церковь благословляла их, хотя и старалась очистить эти обычаи от языческих элементов суеверия. В наше время, в начале III тысячелетия от Рождества Христова, ситуация иная: праздники сохранились по большей части лишь в церковном богослужении. Но – лишь «по большей части». Мне захотелось узнать, насколько не растеряна ещё национальная самобытность и связь моего современника с исконным.
В моём исследовании самыми надёжными «помощниками» стали уроки духовного краеведения Подмосковья и несколько печатных источников:
- таблицы-схемы расположения храмов в благочиниях, граничащих с Рузским;
- карты:
а/ Рузского уезда 1896 г.,
б/ Московской области и Рузского района (2009 г.),
в/ Волоколамского района (современная, без выходных данных),
г/ интернет-карты Рузского, Можайского, Истринского, Наро-Фоминского благочиний;
- книга священника В. Мешкова «Православные праздники» (серия «Православие и мы»);
- книга Аполлона Коринфского «Народная Русь» (М.: «Белый город». - 2008 г. – Обзорно);
- книга Т. Г. Кислицыной «Русская семья: от рождения до вечности» (М.: «Белый город». - 2008 г. - С. 126-162);
- материалы о. Вячеслава Осипова о храмах Рузского благочиния http://orthodox-ruza.ru/;
- статья «Место и значение двунадесятых и великих праздников в жизни Православной Церкви» Малков П.Ю. http://www.portal-slovo.ru;
- статья «Методы исследовательской деятельности» (для выполнения заданий в группах) ele-1964.narod.ru›index.files/Metod.doc.
Нашими респондентами стали
- епископ Гурий (Фёдоров),
- протоиерей Олег Ковалёв,
- протоиерей Вячеслав Осипов,
- магистр искусствоведения М. Н. Ковшикова,
- о. Василий (Годунов),
- преподаватель курса основ православной культуры Н. В. Романенкова.
История возникновения и содержание двунадесятых праздников
Как данное в задаче, я знал: все праздники важны и значимы для Православной Церкви. Но есть среди них особо любимые и почитаемые народом. И я начал знакомство с ними - с историей возникновения и содержанием всех двунадесятых праздников. Из материалов уроков я знал, что называются они двунадесятыми. Вместе с руководителями при использовании подборки газет «Рузский курьер» (рубрика «Свет миру») мной составлена таблица, говорящая о событиях, легших в их основу:
Рождество Пресвятой Богородицы1Празднование: 21 сентября У праведных Иоакима и Анны долго не было детей. Они молились от всей души о даровании им ребенка и обещали посвятить его Богу. Бог исполнил молитву Иоакима и Анны и у них родилась, Дочь, Мария, Которой было предназначено стать Матерью Самого Спасителя мира (Богородицей)! |
Введение во храм Пресвятой Богородицы2 Празднование: 4 декабря Когда Марии исполнилось три года родители привели Ее в храм, как и обещали Богу. Маленькая Мария сама поднялась по высоким ступеням храма. Там ее встретил первосвященник Захария и, по велению Божию, ввел в самую священную часть храма. Иоаким и Анна возвратились домой, а юная Мария осталась жить при храме. |
Благовещение Пресвятой Богородицы3 Празднование: 7 апреля Однажды Пресвятой Деве явился архангел Гавриил, которого послал Бог. Архангел сообщил ей радостную (благую) весть о том, что Она избранна быть Матерью Спасителя мира. Мария смиренно приняла волю Божию и с того времени стала ожидать рождения обещанного Сына. |
Успение Пресвятой Богородицы 4Празднование: 28 августа После Вознесения Господня Божия Матерь часто молилась о том, чтобы Христос скорее взял Ее к Себе на небо. Однажды, когда Богородица молилась на горе Елеонской, Ей явился архангел Гавриил и сказал Ей радостную весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к себе. Чудесным образом все ученики, кроме Фомы, пришли проститься с Богородицей. Грустно было апостолам расставаться с Пречистой, но Она утешала их, обещая не оставлять их и всех христиан после своей смерти. В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее Пречистую душу. |
Рождество Христово 4 Празднование: 7 января Ночью, в пещере, недалеко от города Вифлеема, у святой Девы Марии родился Сын - обещанный Богом Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. Первыми поклониться Спасителю пришли пастухи, которым радостную весть сообщил ангел. Поклониться Младенцу пришли и восточные мудрецы (волхвы). О рожнении Спаителя они узнали по новой необычной звезде, которая и привела их к Младенцу Иисусу. |
Крещение Господне 5Празднование: 19 января Когда Спасителю было около 30 лет, Он пришел на реку Иордан к Иоанну, чтобы креститься. Когда же Спаситель вышел на берег и молился, вдруг открылись небеса и Дух Божий сошел на Него в виде голубя, а Иоанн услышал с неба голос: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение». |
Сретение Господне 6Празднование: 15 февраля По закону, который был в то время, Мария и Иосиф принести Младенца Иисуса в храм и отдали за Него жертву, двух голубиц. В это время в храм пришел праведный старец Симеон. Бог обещал Симеону, что он не умрет пока не увидит Спасителя. Симеон мого лет ждал, когда сбудется обещание. И вот в храме он увидел Младенца и взяв Его на руки начал славить Бога. Событие это называется Сретением Господним (т.е. встречей). |
Преображение Господне 7Празднование: 19 августа Господь с тремя ближайшими учениками поднялся на гору Фавор. И на горе преобразился перед ними: просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались как свет. И видели ученики: явились Господу два пророка – Моисей и Илия, и беседовали с Ним о страданиях, которые ему предстояли. И покрыло их светлое облако, из которого был голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». |
Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресение 9 Празднование: за неделю до Пасхи Господь со своими учениками отправился в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда они подходили к Иерусалиму, по Его просьбе два ученика привели молодого ослика, чтобы Господь въехал на нем в Иерусалим. Встречавшие Его радовались, расстилали по дороге свои одежды, иные резали ветви с деревьев и ими устилали дорогу. |
Вознесение Господне10 Празднование: на 40-ой день после Пасхи На сороковой день после Своего Воскресения Господь в последний раз явился своим ученикам и обещал послать им Духа Святого. Беседуя с учениками, Спаситель привел их на гору Елеонскую. Там, подняв руки, Иисус Христос благословил учеников; и, когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро скрылся в облаке. Затем явились ангелы и сказали, что Господь вознесся на небо, и, когда наступит срок, Он опять вернется. |
Пятидесятница. Троица11 Празднование: на 50-ый день после Пасхи Через десять дней после Вознесения Господа апостолы вместе с Божией Матерью собрались в одной горнице (комнате) в Иерусалиме и молились. Вдруг послышался шум с неба, как бы от сильного ветра. И явились огненные языки и остановились над каждым из тех, кто был в горнице. Это было обещанное Спасителем схождение Святого Духа. Все стали славить Бога на разных языках, которых раньше не знали. |
Воздвижение Честного Креста Господня12 Празднование: 27 сентября В четвертом веке от Р.Х. при римском императоре Константине Великом его матерью Еленой был найден Крест, на Котором был распят Спаситель. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались к месту, где был найден Крест. Всем хотелось увидеть эту великую святыню и люди просили показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) Крест Господень. Верующие, видя Крест Спасителя, кланялись и восклицали: «Господи помилуй!». |
По печатным изданиям я составил чёткое представление о важнейших церковных праздниках и выявила некоторые особенности: самым главным христианским праздником является Светлое Воскресение Христово, называемое Пасхою, вслед за ней важнейшими праздниками являются так называемые «двунадесятые» (по общему числу – двенадцать). По дням празднования они делятся на непереходящие и переходящие. В моём Отечестве они были также и гражданскими - до 1925 года.
Все двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, причем Господские стоят выше Богородичных. Собственно Господских – 6. Это Рождество Христово, Крещение Господне, или Богоявление, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, день Святой Троицы. Собственно Богородичных праздников - 3: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы и Успение Пресвятой Богородицы. Сретение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы по церковному Уставу относятся к Господско-Богородичным. Отдельно отстоит ещё один двунадесятый праздник – Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня. Все эти праздники связаны с событиями Нового Завета – земной жизнь Господа и Богородицы. Т. е., события, которым посвящены праздники, произошли в нашу эру, исчисляемую христианским календарём! Мы живём по нему, а надо бы жить согласно ему!
Следующая составленная мной таблица показывает, что до трагических событий XX века над русской землёй круглый год (правый столбец) творилась молитва, и, значит, люди в молитве были едины:
Название праздника |
Дата празднования |
Время года |
Рождество Пресвятой Богородицы |
21 сентября |
осень |
Воздвижение Животворящего Креста Господня |
27 сентября |
|
Введение во храм Пресвятой Богородицы |
4 декабря |
зима |
Рождество Христово |
7 января |
|
Сретение Господне |
15 февраля |
|
Крещение Господне (Богоявление) |
19 января |
|
Благовещение Пресвятой Богородицы |
7 апреля |
весна |
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) |
последнее воскресенье перед Пасхой |
|
Воскресение Господне (Пасха) |
в период с 4 апреля по 8 мая |
|
Вознесение Господне |
40-й день после Пасхи |
|
День Святой Троицы |
50-й день после Пасхи |
лето |
Преображение Господне |
19 августа |
|
Успение Пресвятой Богородицы |
28 августа |
Святитель Иоанн Златоуст 15 веков назад заметил: «Как в преемстве дней и времен года одна перемена следует за другой, так точно и в Церкви праздник следует за праздником и один отсылает нас к другому». Весь народный календарный год оказывается, таким образом, нескончаемым празднеством. «Я с вами во все дни до скончания века», — говорит Иисус Своим апостолам перед Вознесением.
Исследователь Г. С. Битбунов в книге «Двунадесятые праздники» утверждает, что «круг основных «двунадесятых» праздников православного Востока складывается постепенно с I по VIII век». Значит, самому «молодому» празднику уже более 12 (!) веков. Можно ли нарушить такую традицию? Оказалось – можно.
Установление наличия храмов, освящённых в честь двунадесятых праздников, на Рузской земле
В 1914 году в Рузском благочинии было 52 храма, из них 21 был освящён в честь двунадесятых праздников (40 %).
Сейчас – 38 храмов. Из них 8 престолов посвящены главнейшим событиям Новозаветной истории (21 %). Конечно, мне известно: все двунадесятые праздники празднует приход каждого храма, как бы он ни был поименован. Но хотелось узнать, насколько отлично это празднование от престольных торжеств. С членами школьного краеведческого объединения «Следопыты» мы объехали все интересующие нас по теме храмы, подробно расспросили прихожан и священнослужителей о сохранности традиционного празднования престольных праздников в их приходах. Поскольку в нашем районе нет Введенских, Богоявленских, Сретенских и Вознесенских храмов, мы отправились в соседние благочиния; побывали в Одинцовском, Волоколамском и Наро-Фоминском районах, в общей сложности это 16 храмов.
№ |
Название двунадесятого праздника |
Место расположенияхрама |
Храм в центре круга |
Воскресение Христово (Пасха Господня) |
г. Руза |
1. |
Благовещение Пресвятой Богородицы |
с. Бражниково Волоколамского района |
2. |
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня |
Воздвиженский погост Рузского района |
3. |
Введение во храм Богородицы и Приснодевы Марии |
с. Спирово Волоколамского района |
4. |
Успение Пресвятой Богородицы |
с. Борзецово Рузского района |
5. |
Рождество Господа нашего Иисуса Христа |
с. Рождествено-Новиково Рузского района |
6. |
Вход Господень в Иерусалим |
Новый Иерусалим Истринского района |
7. |
Рождество Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии |
с. Никольское-Долгоруково Рузского района |
8. |
Вознесение Господне |
г. Звенигород |
9. |
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа |
с. Саввинова Слобода Одинцовского района |
10. |
Успение Пресвятой Богородицы |
г. Звенигород |
11. |
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Богоявление) |
пос. Жаворонки Одинцовского района |
12. |
Рождество Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии |
с. Саввинова Слобода Одинцовского района |
13. |
Успение Пресвятой Богородицы |
с. Картино Рузского района |
14. |
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа |
с. Нестерово Рузского района |
15. |
День Пресвятой Троицы (Пятидесятница) |
д. Макеиха Рузского района |
16. |
Воскресение Христово (Пасха Господня) |
с. Кожино Рузского района |
17. |
Вход Господень в Иерусалим |
г. Верея Наро-Фоминского района |
18. |
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Богоявление) |
г. Верея Наро-Фоминского района |
19. |
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня |
д. Костино Рузского района |
20. |
Благовещение Пресвятой Богородицы |
с. Благовещенье Наро-Фоминского района |
21. |
Введение во храм Богородицы и Приснодевы Марии |
с. Введенское-Клементьево Можайского района |
22. |
Воскресение Христово (Пасха Господня) |
с. Воскресенское Рузского района |
Когда местоположение храмов было нанесено на карту, получился явный круг – благодатное праздничное кольцо вокруг моей маленькой, но древней (год основания – 1328) и намоленной Рузы!
Анализируя материалы таблиц о месте расположения храмов в соседних с Рузским благочиниях, я пришёл к выводу: каждый древний подмосковный город, как и наша Руза, находится в кольце храмов, освящённых в честь двунадесятых праздников. Так, например, в Волоколамском благочинии двунадесятые праздники являются престольными в 25 храмах из 42!
Наименование благочиний |
До 1914 года |
Сегодня всего храмов |
Из них освящены в честь двунадесятых праздников |
Рузское благочиние |
52/21 |
38 |
8 (21 %) |
Наро-фоминское благочиние |
33 |
12 (36 %) |
|
Волоколамское благочиние |
42 |
25 (59 %) |
|
Можайское благочиние |
40 |
14 (35 %) |
|
Истринское благочиние |
43 |
15 (34%) |
|
Одинцовское благочиние |
46 |
18 (39 %) |
Несмотря на то, что в нашем районе меньший процент храмов, освящённых в честь двунадесятых праздников, храмы соседних благочиний в радиусе 50-60 км надёжно обороняют Рузу благодатным храмовым кольцом. И творится всеобщая беспрестанная молитва Господу во спасение души человеческой и Отечества.
Особенности традиционного и сегодняшнего празднования двунадесятых праздников в приходах Рузского и соседних с ним благочиний
В двунадесятые праздники православные люди не работали. От мала до велика знали, что эти дни должны быть посвящены отдыху и Богу, и работа в эти дни считалась грехом. Иногда отдых длился несколько дней: на Святки - с 7 по 18 января, на Пасху - неделю, на Троицу – 3-7 дней. В некоторые праздники работа допускалась только в определенное время, например, только до обеда, или запрещались отдельные виды работ.
Наверное, следует иметь в виллу, что, несмотря на трагические обстоятельства, в каждом благочинии оставались храмы, которые не закрывались даже на короткое время. Мне это известно из материалов Государственного Архива Московской области. Значит, традиции сохранялись!
Да, слава Богу, наш народ не всё растерял и не всё позабыл. Потому сейчас, спустя примерно 20 лет после начала возрождения духовной жизни государства, а значит, и Подмосковья именно в вере, приверженности народным православным традициям мы пытаемся укрепиться для национальной самоидентификации: мы русские, мы православные! Очередная таблица обозначит первые шаги-попытки возродить традиции праздников, которые веками объединяли народ:
Праздник |
Празднование на Руси |
Сохранность традиций |
Светлое Воскресение Христово (Пасха) |
С праздником Пасхи исстари связано много самых светлых и добрых традиций. К празднику пекут калачи, делают пасху и красят яйца. Их освящают в церкви. Яйцо стало символом Пасхи. К яйцу относились и относятся сейчас с особым почитанием, ведь в нём зарождается жизнь. Обычай красить яйца связан с именем Марии Магдалины, которая, придя к императору Тиберию в Рим и поднеся ему в дар красное яйцо, сказала: «ХРИСТОС ВОСКРЕС!» Яйцо символизирует возрождение, а окрашенное в красный цвет знаменует возрождение, искупленное кровью Иисуса Христа. Много разных предназначений у пасхального яйца: с ним люди «христосовались»друг с другом, приходили благословлять жениха и невесту, их дарили родным и друзьям, с яйцом шли на кладбище - помянуть близких. |
Наиболее стойкая традиция – хотя бы частично, но соблюдалась в годы даже самых жестоких гонений. К празднику пекут калачи, делают пасху и красят яйца. Их освящают в церкви. Сама традиция освящения - уже грандиозный праздник. |
Господские праздники |
||
Рождество Христово |
Один из самых светлых православных праздников, который всегда отмечался с особым благоговением, красивыми обрядами и традициями. Празднику предшествовал длительный Рождественский пост, а в последний его день - Сочельник - верующие не принимали пищу до появления первой звезды. После вечернего богослужения в церкви все члены семьи собирались за столом, украшенным веточками ели, свечами («звезды»), лентами. Под скатертью стол устилали сеном. В ожидании звезды все вместе читают вечернюю молитву, старшие рассказывают детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дары приносящих. В конце застолья в Сочельник все члены семьи обменивались приготовленными заранее подарками. |
Для того чтобы удостовериться в сохранении традиций Рождественских праздников, нам не обязательно было отправляться в с. Рождествено, ведь, как и Пасха, Рождество Христово возродило практически все составные народного празднования. Более того, с 1991 г. Рождество Христово - государственный праздник России, а во всех населённых пунктах нашего Отечества вас приветствуют пожелания Счастливого Нового года и - Рождества! По данным ГУВД, в 2011 году более 80 тысяч москвичей встретили Рождество в столичных храмах, а службы прошли почти в 300 московских церквях. На главной службе в храме Христа Спасителя собрались около 5 тысяч человек. |
Крещение Господне (Богоявление) |
Праздник Крещения Господня отмечался христианами очень торжественно. Главным обрядом было освящение воды. Воду освящали как в церквях, так и в прорубях, что носило название освящения волы «на Иордане». К проруби направлялся крестный ход, в котором принимало участие и духовенство. На «Иордане» служился торжественный молебен, после чего верующие окунались в ледяную воду. Считалось, что вода после освящения обладает целебными свойствами, дает «здравие и благословение». Верующие хранили крещенскую воду весь год, принимали её во время душевного и физического недомогания, окропляли ею дома, хозяйственные постройки и т. д. |
Традиция сохранилась по сей день: в Крещенскую ночь люди собираются у проруби, которая уже является купелью. Кто-то окунается, демонстрируя удаль и здоровое тело, но все больше испытывающих потребность через троекратное погружение в источник очиститься от всех грехов своих, накопившихся за год. Ещё - мне не известна ни одна семья, в которой не почитали и не имели бы крещенскую водичку. И ещё одно знаменательное событие – все учащиеся нашей гимназии окроплены святой водой в своих классах прямо во время учебных занятий! |
Сретение Господне |
Христиане переняли у язычников очистительные обряды, направленные против злых духов и связанные с подготовкой к весенним сельскохозяйственным работам: надо было принести жертвы тем богам и духам, от которых якобы зависели успех в хозяйственных делах и жизненное благополучие. Духовенство не возражало против их сохранения и попыталось предать Сретению значение «праздника очищения от всякой скверны». В чисто бытовом смысле, Сретение – это день встречи зимы с летом. Отсюда и множество народных поверий и примет («На Сретенский день снежок – весною дожжок»). |
Традиция празднования не сохранилась. |
Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) |
На Руси этот праздник совершался особенно пышно. До обедни совершался Крестный ход. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон и крестов, в далёкие времена возили на санях огромное дерево, украшенное искусственными плодами (финиками, изюмом) и цветами. Затем стали использовать вербу. Верующие приходили в храм с веточками вербы, так как особенность праздника Входа Господнего в Иерусалим составляет освящение финиковых, пальмовых ветвей. Возвращаясь домой после освящения вербы, верующие легонько стегали друг друга, приговаривая:«Не я бью, верба бьёт». Это делалось, чтобы человек был здоровым, а ребятишек трогали вербой, чтобы они быстрее росли. Того, кто проспит заутреню, стегали посильнее, приговаривая:«Верба хлёст – бей до слёз!» Освященную вербу втыкали в дверь хлева. Считалось, что присутствие освященной вербы надёжно защищает дом от всякой нечистой силы. |
Эта красивая традиция сохранена: в Вербное Воскресенье, как и в старину, совершается крестный ход. Люди, встав поутру, спешат на службу, чтобы освятить вербу, после чего дома постегивают домочадцев, желая им здоровья, и украшают вербой ею дверь в свой дом. |
Преображение Господне (Яблочный Спас) |
Праздник Преображения Господнего в народе называли Вторым Спасом: Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди окружающих их бедствий. У русских православных это был традиционный праздник урожая. В этот день в церквях освящали плоды земли, то есть яблоки, груши, сливы и др. Наибольшей популярностью и почетом пользовались яблоки. И в особенности готовились к этому дню пасечники. Им надо было освятить ульи, угостить медом соседей, сирот и немощных. |
Возрождение народной традиции идет почти во всех приходах, хотя и не несет прежней идейной нагрузки. |
Вознесение Господне |
Вознесение - один из первых праздников лета. К этому времени в основном заканчивались посевные работы, и заветное желание крестьян заключалось в том, чтобы вырос и вызрел хороший урожай. Поэтому и Вознесение понималось в народе как «рост, подъем». |
Традиция празднования не сохранилась. |
Троица (Пятидесятница) |
На Троицу принято было украшать храмы и дома зелеными ветками, цветами и травами. Полы устилали чабрецом, аиром и другими травами, в кувшинах и вазах ставили цветы, у иконостасов -березовые ветки. Береза считалась Божиим деревом. Девушки украшали ее лентами и цветами, водили вокруг нее хороводы (цветы и зелень - знак жизни). |
Традиция сохранялась и советское время. Сегодня в этот день храмы не вмещают всех желающих прикоснуться к Божией благодати. А листочки березки, особенно оздоравливающие в этот день, завариваются и лечат простывших. Редко в каком доме в нашем крае не нашла приюта березовая ветка, и, как оберег, она охраняет от любой напасти дом моего современника. |
Богородичные праздники |
||
Рождество Пресвятой Богородицы |
В дни данного праздника устраивались большие сельские ярмарки, становившиеся настоящим праздником по окончании сельхозработ. Обязательным считалось приглашение молодых к родителям для укрепления добрых дружеских отношений между ними. Ведь Богородица — не только покровительница земледелия, но и подательница всякого благополучия, защитница семьи, материнства. |
В Рузском благочинии это дни призрения сирых. |
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы |
В народе Введение (ввод, начало, приход) связывали с наступлением зимы: начинались «Введенские морозы», «Введенье пришло - зиму привело». На Руси в это время повсюду устраивались большие Введенские ярмарки. Другие примеры народного празднования данного православного праздника исследователю неизвестны. |
Примеры народного празднования данного православного праздника исследователю неизвестны. |
Благовещение Пресвятой Богородицы |
Благовещенье считалось одним из самых «великих» праздников христианской церкви. В день праздника верующим ранее запрещалось выполнять какую-либо работу. Недаром говорилось, что в этот день «птица гнезда не вьёт и девица косы не заплетает». Верующие должны были всецело посвятить себя празднику, «проникнуться его духом». Считалось, что в этот день Бог благословляет землю, открывает её для сеяния сельскохозяйственных культур, потому на самый праздник освящали семена. Хранили их до первых весенних посевов как знак видимого благословения Божья. Радуясь празднику Благовещенья, наши предки в этот день отпускали птиц на волю. Уяснить суть народного обычая помогает икона праздника: Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость – Сын Божий становится Сыном человеческим. Богородица отвечает согласием: «Да будет мне по слову твоему». Без этого добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться, так как Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода ответить Богу согласием и любовью. Такую же свободу обретали и птички – Божьи твари. Освящение семян делалось для хорошего роста и плодородия своих нив. |
Традиция празднования возрождается почти повсеместно. В наши дни до сих пор в Благовещение выпускают птиц на волю, запрещено выполнять какую-либо работу, а верующие, посвящая себя празднику, ходят в церковь на службу. |
Успение Пресвятой Богородицы |
В народе это праздник окончания жатвы. В этот день в церквах освящали караваи, с песнями и прибаутками ходили в поле за последним - дожиночным снопом. У порога дома именинный сноп встречали песнями, окропляли святой водой, хранившейся с «Иордании» - со дня Крещения. Как только снимался последний сноп, сразу же на опустевшие поля совершался Крестный ход. Это была благодарность Богу за полученный урожай и за будущий в грядущем сезоне. В этот день в каждом селе устраивали так называемый мирской пир - всеобщий стол, на который подавали только что выпеченные пироги из муки нового урожая. А ещё варили для этого стола братское пиво в общественной пивоварне. И все пили его вдоволь, веселясь, но не пьянея. |
В приходах Рузского благочиния традиция народного празднования не сохранилась. |
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня |
В народе этот день связывали с началом заготовки капусты. Молодежь на Воздвижение устраивала вечеринки — «капустники». Другие примеры народного празднования данного православного праздника исследователю неизвестны. |
Как видно из наблюдений, народные празднования двунадесятых праздников были в основном праздниками труда: крестьянин ощущал Помощь Господа в повседневных тяжких трудах и благодарил Его за это. То была настоящая радость Победы, настоящее торжество и души, и духа, ведь с каждым словом искреннего благодарения человек приближался к Богу, возрастал как творец на земле по благодати высшего Творца!
Преподобный Симеон Новый Богослов очень давно написал об этом так: «Не думай, что праздник заключается в ярких одеждах, гордых конях, драгоценных благовониях, свечах, светильниках и толпах народа. Не это делает светлым праздник, и не в этом одном состоит празднество... Да будет у тебя празднеством не свет лампад, которые гаснут немного спустя, но чистая лампада твоей души, то есть ведение небесных и божественных вещей, которое подается Святым Духом». Как же теперь спасаться и радоваться? Только ли аккуратно, в срок - накануне Светлого Воскресения Христова – освещая куличи и яйца, как это делают сегодня верующие и неверующие? Только ли отпуская купленных птиц на волю – не правда ли: символично и очень красиво? Или исполняя в едином порыве: «Россия – священная наша держава»? Или внося пожертвование на строительство нового Дома Божьего, как, было, например, в д. Макеиха Рузского района всего 3 года назад, а сейчас посреди деревни небольшой и уютный Троицкий храм? Или принимая участие в православном – Рождественском или Пасхальном – фестивале, искренне радуясь атмосфере добра, света и дружбы? Или вместе со священником отправиться в дома престарелых и больницы, как это делают волонтёры и Рузском, и в Волоколамском районах на праздники Рождества – и Господа, и Богородицы (об этом говорят фотоматериалы газеты «Рузский благовест» и архивы благочиний)?..
Наверное, важен не этот именно факт. В Приложении к газете «Рузский курьер» - «Свет миру» - от 25 января 2012 года мы читаем очень важные именно сегодня, когда в моде «народное», слова Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: «Очень важно, чтобы Крещение не превращалось в фольклорный праздник, когда в прорубь погружаются не для того, чтобы соприкоснуться с благодатью Божией, а в силу некоего обычая. Пусть каждый, кто опускается сегодня в воду, помнит, что вода сия освящена, что он соприкасается со святыней, что выйти из этой проруби он должен другим». То есть - не что делаешь, а как!!!
Выводы
А факты сегодня таковы: несмотря на разделение Церкви и Государства, День народного единства – один главных государственных праздников – отмечается 4 ноября, одновременно с прославлением Казанской иконы Божьей Матери, и в этом нет совпадения: она, единственная из чудотворных икон не пребывавшая в полоне у поляков, объединила русский народ. С ней ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьмы Минина избавили Москву и всю Россию от нашествия поляков в 1612 году.
А Масленица – один из самых любимых всенародных праздников! Веселый, озорной, разухабистый, разгульный! На улицах все масленичные дни (почти неделя!) устраивались всевозможные забавы: катание с ледяных гор, на тройках, «битвы» снежками, взятие снежных городков, кулачные бои, гулянья с песнями, плясками, развесёлые процессии ряженых с соломенным чучелом Масленицы. И сегодня нет такого населённого пункта в России, где не ждали бы «широкую Масленицу» - и так каждый год! Но не будем забывать, что праздник это всё-таки религиозный: Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием «Сырной, или Мясопустной» седмицы (недели). А её завершающий день – «прощёное воскресенье» – его тоже ждут! Чтобы с душевным трепетом испросить друг у друга прощения за те или иные принесенные обиды…
Но совершенно по-особому народ относился к главным православным праздникам. В двунадесятые праздники православные люди не работали. От мала до велика знали, что эти дни должны быть посвящены отдыху и Богу, и свято соблюдали это христианское правило. Иногда этот отдых длился несколько дней. Сегодня ситуация такова: государственным стал праздник Рождества Христова, более того, государство постановило почти по-церковному его отмечать – с пред- и попраздненством – я говорю о Рождественских каникулах. В Крещение же массовые праздненства после водосвятия, творимого в храмах, выходят на улицу, а ученые проводят анализы крещенской воды и констатируют факт её уникального состава. В Вербное воскресенье со всех концов нашего подмосковного городка радостно спешат люди с вербочками в 3 действующих храма!
А ведь именно это и есть живая наша история, многовековая культура, наследниками которой сегодня являемся мы!
Радостно, что сегодня можно увидеть, сопережить настойчивое обращение к народным традициям, вере предков, корням… Значит, пока ещё надежда на спасение нашей души, возможность жить в любви и по совести есть.
Заключение
В жизни Церкви праздники играют большую роль… В церковных календарях нет ни одного дня в году, в котором не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. В честь праздников установлены особые песнопения, молитвы, обряды.
Православные праздники - не просто дань прошлому. Участвуя в них, каждый верующий приобщается к опыту Церкви, следует ее водительству. Он как бы заново переживает великие события евангельской и церковной истории, живет в них, проходя, таким образом, целую школу духовного возрастания. Положение дел на сегодня таково: сознание моего соотечественника ещё не готово к полному пробуждению, но примерно 30 лет назад процесс начался, и он необратим!..