ВВЕДЕНИЕ
Данная работа является для меня актуальной потому, что мне и моим родным хотелось больше узнать о моём прадеде Шайтанове Михаиле Васильевиче, юнге Северного флота, воевавшем в Великую Отечественную войну. Патриотизм, любовь к Родине актуальны всегда. И память, память сердца... Это прекрасно, что у людей есть память сердца, которая делает нас духовно чище, богаче и сильнее. В ходе выполнения работы я разбирал семейные архивы, беседовал с родными, собирал материал о Соловецкой школе юнг, которую окончил прадед, побывал в городе Онега – где он жил в последние годы.
Дедушка и папа рассказывали мне про Михаила Васильевича, которому мальчишкой довелось участвовать в Великой Отечественной войне. Ещё в 4 классе я писал о нем сочинение, тогда я не знал про школу юнг ничего. А ведь прадеду довелось учиться не где-нибудь, а в Соловецкой школе юнг. Когда я стал старше, ровесником прадеда, мне захотелось узнать всё и о том, как и где он учился, какие условия обучения были в военное время, кем были их учителя, на каких флотах, кораблях служили юнги, поэтому я и решил сделать проект о Соловецкой школе юнг и о моём прадеде Шайтанове Михаиле Васильевиче. Результатом исследования будет моя работа, оформленная в папку с фотографиями, как семейная реликвия, которую мы будем передавать из поколения в поколение.
Целью моей работы было собрать материал и создать семейную реликвию - папку о Шайтанове Михаиле Васильевиче, чтобы сохранить память о нём на долгие годы, и для многих поколений моей семьи..
Задачи проекта:
1. Изучить литературу по данной тематике.
2. Разобрать семейные архивы и найти документальные подтверждения
героической судьбы моего прадеда.
3. Съездить в дом Михаила Васильевича в Онегу.
4. Создать папку памяти.
Методы исследования: Изучение, анализ собранных фактов.
Гипотеза: Соловецкий юнга — это гордое звание, которое с четью пронесли через трудную и героическую жизнь выпускники Соловецкой школы, в том числе и мой родной человек Шайтанов Михаил Васильевич, а далее продолжат современные юнги, возрождая традиции любви к Родине и Отечеству.
Для выполнения этих задач, прежде всего надо было прочесть книги воспоминаний бывших юнг, журналистов Гузанова В.Г., Пикуля В.С. Супруна, Химаныча О.Б.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЛОВЕЦКОЙ ШКОЛЫ ЮНГ
… Соловецкие юнги, наши мальчики русские
Ваши плечи, по-детски худые и узкие
Заслонили просторы родной нам России
Будьте вечно героями, будьте вечно живыми!...
/Лев Вахромеев/
1.1ПРИКАЗ НАРКОМА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА Н.Г. КУЗНЕЦОВА
Солдаты войны и тыла творили историю — историю Победынад фашизмом. И среди них были пятнадцатилетние мальчишки. В 1942 году из разных концов страны в Архангельск в Соловецкую школу юнг устремились сотни мальчишек. Кем они были, эти мальчишки? Романтиками? Наверное. Но не просто мечтателями — они рвались к настоящим боевым делам. Они хотели стать военными моряками, рвались в бой, скорее стремились попасть на военные корабли, чтобы защищать свою Родину от немецко-фашистских захватчиков. Это желание помогало им стойко переносить все тяготы жизни на пустынном скалистом острове, успешно постигать азы искусства морского боя. Ещё не окончив курс обучения, они уже выполняли боевую задачу — обеспечивали оборону Соловецких островов.
За три выпуска Соловецкой школы юнг вышло 4111 радистов, рулевых, боцманов, мотористов, электриков. Больше тысячи мальчишек погибли в боях за Родину. Воспитанники школы воевали на кораблях Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов, Амурской, Беломорской, Волжской, Днепровской, Каспийской и Онежской флотилий. Ярко начиналась биография юнг. Из них вышли видные военачальники и командиры, деятели культуры и искусства, талантливые учёные и инженеры.
В начале 1942 года нарком военно-морского флота Николай Герасимович Кузнецов подписал приказ, в котором говорилось: «В целях воспитания и подготовки квалифицированных кадров моряков путём практического обучения непосредственно на судах ввести в наркомвоенфлоте институт воспитанников-юнг»(приложение №1).
Вот выписка из приказа командующего Северным флотом № 0366 от 11 июля 1942 года.: « 1. Сформировать школу Юнгов Военно- морского флота при Учебном отряде
с дислокацией на Соловецких островах.
2. Школу Юнгов ВМФ подчинить командиру Учебного отряда.
Плановые занятия начать с 1 сентября 1942 года.
Командующий Северным флотом вице-адмирал - Головко
Член Военного совета флота дивизионный комиссар - Николаев
Начальник штаба Северного флота контр-адмирал - Кучеров». [4,40 ]
Сколько вспыхнуло надежд, когда узнали мальчишки о решении командования ВМФ создать школу юнг на Соловецких островах, Ни слёзы матерей, ни строгие запреты директоров заводов, где работали подростки, никакая другая сила не могли их остановить. Не только из Архангельска и области, но и более чем из 80 городов страны: Москвы, Сталинграда, Ленинграда, Карелии, Сибири, Казахстана, Прибалтики, Белоруссии собрались они на причалах Архангельска. Отсюда пароходы доставили их на Соловецкие острова.
Бывший юнга первого набора В.Г. Гузанов вспоминал: « На рассвете в розоватой дымке показались Соловецкие острова. Сначала был контур нескольких островов, потом мы увидели чёрный густой лес, скалистые низкие берега и высокую гору. На ней находился маяк. Маяк не мигал. Удивительное царство зелени и камня. Щедра природа здесь. Запахи моря перемешались с запахами разнотравья. Меня уже не пугал этот далёкий край своей суровостью. Остров лежал тихо и задумчиво, как огромный дредноут на вечном приколе. Мы заночевали в кремле, в монастырских кельях. Окно нашей кельи выходило на гавань Благополучия, у причала которой стоял «Краснофлотец», тот самый пароход, на котором мы приплыли. Завтра он уйдёт в море. Надо доставить из Архангельска новый отряд юнг-добровольцев». [2,14]
1.2. ПРАВИЛА ПРИЁМА В ШКОЛУ ЮНГ. ВОЕННЫЕ БУДНИ
Школа комплектуется юношами комсомольцами и не комсомольцами в возрасте 15-16 лет, имеющими образование в объёме 6-7 классов, исключительно добровольцами. Преимуществом для поступления в школу юнг пользуются в первую очередь дети рядового, младшего начальствующего состава ВМФ и Красной Армии, воспитанники детдомов. Нужна путёвка РК ВЛКСМ.
Не подлежат приёму в школу юнг:
а) лица следующих национальностей: немецкой, польской, финской, греческой, итальянской, болгарской, турецкой, японской, корейской, китайской;
б) лица, имеющие родителей или родственников, репрессированных за контрреволюционную и вредительскую деятельность;
в) лица, имеющие родственников или родителей за границей;
г) лица, имеющие судимость.
3. Лицам, подающим заявление в школу юнг, необходимо объяснить, что:
а) школа готовит кадры специалистов не командного, а рядового состава флота;
б) прохождение службы слагается из обучения в школе юнг в течение
12 месяцев и практического плавания на кораблях флота
до достижения призывного возраста.
Приказ подписали:
Начальник подготовки и комплектования ВМФ капитан 1 ранга - Сапожников
Начальник пятого отдела главного политуправления РК ВМФ Батальонный комиссар -
Головлёв».
Но мальчишкам предстояло еще много испытаний. Надо было строить землянки, обживать места у Саватьева, где топкие болота, камни-валуны, вековые ели и сосны да туч мошкары. Пятнадцатилетние мальчишки с помощью курсантов Учебного отряда валили высоченные сосны, таскали бревна к просеке, рыли котлованы в мерзлой земле. Каждой роте были отведены участки леса рядом с дорогой, и новобранцы принялись за работу. Мебели не было, и юнгам пришлось самим придумывать себе постель. Ребята вбивали в землю колья, а к ним приколачивали доски. Получалось что-то похожее на раму. На эту раму настилали доски, на них матрасы и подушки, набитые высушенной морской травой. Столовая находилась под открытым небом: простые тесовые столы и скамейки — вот и вся обстановка. Почти каждый день было дождливо, поэтому юнги старались справиться с содержанием тарелок быстрее, чем туда попадет дождь. Меню не было особенно разнообразным: суп из трески или гороховый, овсяная, перловая или соевая каша. На третье — неизменный компот и отвар из хвои три раза в день, который страсть как не любили юнги. Настоящую большую столовую построили к зиме. Мальчишки уставали так, что к вечеру падали от изнеможения, а утром их снова поднимали в 5 — 6 часов утра. Вскоре всеобщими усилиями срубили баню. После тяжелого трудового дня землянка казалась раем. Срубленные из бревен, засыпанные сверху песком и землей, «укутанные» дерном, они имели две печки, сложенные из кирпича. Там юнги сушили одежду и обувь, отогревались.
Всё выдержали мальчишки, сумели за короткий срок построить школу. Каждый юнга имел обязанности перед товарищами. В неделю приходилось по два раза дневалить по роте. Суббота отводилась на уборку территории, штопку обмундирования, стирку белья. Наряд на камбуз запомнился всем юнгам: нужно было начистить 12 мешков картошки в течение всего лишь нескольких часов!
Вспоминает бывший юнга В. Т. Гузанов: «Мы еще не понимали - наступил перелом в нашей жизни или нет? Раз мы одеты в военно-морскую форму — вроде бы наступил. А если судить по тому, что мы еще не почувствовали духа военного коллектива? Или, например, все еще обижаемся на строгость и требовательность командиров. Взросление наше идет медленно, как подъем в гору». [2,37]
1.3. УЧЁБА
Но не только строительством занимались мальчишки, главное для юнг — учеба. Занятия в Соловецкой школе юнг начались с 1 сентября 1942 года.
В. Т. Гузанов: «Нам нравилось, когда занятия проводил комбат Пчелин. Капитан-лейтенант не был кадровым командиром. До войны он окончил Воронежский университет. Говорили, что, не будь войны, комбат мог бы стать крупным ученым-историком. С нами он проводил занятия по истории военно-морского искусства и уставам. Рассказывал он интересно, приводил в пример забавные случаи из морской практики, но редко улыбался. Он рассказал нам, откуда и когда появилось на флоте морское звание ЮНГА.
…Старший лейтенант Нечитайло всегда требует точности, когда дело касается устройства корабля. И вопросов задает много. С них и начинает урок. По обыкновению, Петр Степанович расхаживает вдоль длинного тесового стола, за которым мы сидим, склонив головы над тетрадками. А он, по-стариковски прищурясь, наблюдает за нами, а мы гадаем: спросит или нет?» [ 2, 26]
Уроки в школе юнг чередовались один за другим. Русский язык и литературу преподавал лейтенант П.П. Вишнев, недавний выпускник Кировского пединститута. Мальчишки его любили. Быстро завоевал расположение юнг и преподаватель радиотехники военинженер III ранга Н. Ф. Пукемов. Военинженера Н, Ф. Панина юнги любили за отзывчивость, искренность и сердечность. Когда в школе юнг возникали трудности и нужно было приложить немало усилий, чтобы двинуть дело вперед, - за это брался капитан-лейтенант Виктор Вячеславович Ольнев, начальник учебной части. Все силы, всю душу он вложил в то, чтобы юнги усвоили программу на « отлично»,
В утренние часы юнги занимались общеобразовательными предметами: физикой, математикой, русским языком, географией. А на последнем, шестом, уроке после обеденного перерыва, когда наступали сумерки, зубрили морские термины. Особенно трудно давались наименования рангоута и такелажной оснастки кораблей парусного флота. Вечером, после уроков, около старенькой печурки собирались не юнги, будущие моряки и воины, а простые мальчишки со своими горестями и радостями.
Каждый юнга знал назубок распорядок дня:
« 6 часов утра — подъем, построение, бег, физзарядка, заправка коек,
уборка кубриков и территории, умывание.
8 часов утра — завтрак.
С 8 до 13 часов — занятия по специальностям, общие и специальные занятия, строевая и стрелковая подготовка, обучение приемам рукопашного боя, изучение пулемета, автомата, гранаты, стрельба и метание боевых гранат в цель. Морская практика, хождение на веслах и под парусом, практические занятия в технических кабинетах, занятия по химической защите и санитарному делу.
13 часов — обед.
С 14 до 16 — занятия по специальностям и общим предметам по расписанию уроков. Практические занятия, морское дело, шлюпочные занятия.
С 16 до 17 часов - свободное время.
С 17до 19 часов — общественно полезный труд, самоподготовка, утверждение
нарядов на дежурство.
19 часов — ужин.
С 20 до 22 ч. 30 мин. — свободное время.
22 час. 30 мин. — отбой. Вечерняя проверка».
Все юнги без исключения проходили практику по военно-морскому делу. Ребята выходили в море на шлюпках под парусами и на веслах. Х ватало кровавых мозолей, минут страха перед штормящим морем, но духом юнги не падали. Радисты изучали устройство разных типов приемников, передатчиков, азбуку Морзе. Практические занятия проходили на радиополигоне. К концу курса обучения многие из них принимали на слух и передавали в эфир не менее 100 знаков в минуту (приложение № 2).Рулевые занимались прокладкой курса корабля, определением своего местонахождения в открытом море. Штурманское дело давало общее знакомство с приборами и их использованием в кораблевождении. Также штурманы учились читать морские карты. Боцманы учились управлять шлюпкой, сращивать тросы, вязать морские узлы; плести кранцы, различные маты. Серьезно занимались изучением сигнального дела: передавали флажками азбуку Морзе, световые сигналы. Электрики проводили практические занятия на электростанции Соловецкого гарнизона.
К началу 1942 г. жизнь юнг в Савватьево стала веселее. Они самостоятельно построили большой камбуз, пекарню и матросский клуб. 1943 год особенно запомнился юнгам. В Савватьево приезжали североморские поэты Ярослав Родионов и Александр
Ойслендер. Они помогли юнгам в создании «своей» Соловецкой песни. Вот несколько строчек из нее:
«Мы сами строим нашу школу Юнгов
И видим радость в собственном труде.
Пойдем навстречу штормам, бурям, вьюгам
За то, что нами создано в борьбе
Припев:
Мы, юнги флота, крепки, как бронь,
За честь народа пойдем в огонь.
Фашистским зверям мы отомстим,
В победу верим и победим!»
Эта песня стала гимном Соловецкой школы юнг.
1.4. ВЫПУСКНИКИ 1943 ГОДА
Это было в сентябре 1943 года. Приближались экзамены и прощание со школой. Подготовка к экзаменам проводилась с большим подъемом, юнги помогали друг другу, повторяли материал, подтягивали отстающих. Экзамены показали, что подавляющее большинство юнг отлично усвоили все предметы и готовы к службе на кораблях. Многие отвечали на экзаменационные билеты без подготовки, отлично справлялись с дополнительными вопросами комиссии и представителей Северного флота, которые сразу же предлагали тому или иному юноше служить на Северном флоте на определенном классе кораблей. Успешных результатов добилась: в первом наборе — 9294; во втором наборе — 9394; в третьем наборе — 9694. Всего по первому и второму разрядам, то есть без «троек», окончили учебу 9494 курсантов. Школа распределяла своих курсантов по разнарядкам на все флоты и флотилии. Выпускникам по первому разряду предоставлялось право выбора будущей службы.
Выпускников построили на плацу перед штабом. Н.О. Авраамов зачитал приказ наркома ВМФ о направлении юнг на флоты и флотилии. Каждому юнге было вручено свидетельство об окончании школы. Для многих это был первый документ к жизни (приложение № 4). Нет слов, радость была велика, впереди — радости, победы, испытания. Они были готовы на все. Теперь поскорее на боевые корабли! Комбат Пчёлин обратился к воспитанникам с такими словами:
«Сыновья мои, юнги! Воины флота героически сражаются на море, в воздухе и на земле. Вы, юные моряки, принимаете эстафету верности Родине, партии Ленина, эстафету смелости и отваги. Деритесь с фашистами по-североморски! Идите в бой, как повелевает вам сердце, сражайтесь, как это делают ваши отцы и старшие братья. Не забывайте о своем патриотическом и комсомольском долге. Я всегда верил вам, гордился вами, любил вас. Счастливого плаванья, друзья!» (приложение № 3)
Перед отъездом юнги дали клятву на верность своему воинскому долгу. Вот ее текст: «Родина! Великая Советская держава! В день отправки нас на боевые корабли приносим тебе свою клятву! Мы клянемся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, умножать боевые традиции советских моряков, хранить и оберегать честь Школы юнг ВМФ. Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха, не знать покоя, быть в первых рядах самых мужественных и самых смелых, самых храбрых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость настигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон родины». [2,70]Юнги сдержали клятву. Проверку боем они выдержали с честью и до конца.
ГЛАВА 2. ЮНГА ШАЙТАНОВ М.В.
Мой прадед Шайтанов Михаил Васильевич родился 18 июля 1928 года в деревне Целягино Плесецкого района Архангельской области. В семье было четверо детей: трое братьев и сестра. Родители его работали в колхозе. В школе Миша учился хорошо. После окончания школы он закончил курсы по профессии слесаря в городе Пермилово. Когда началась Великая Отечественная война ему было всего 13 лет. Всем сердцем Миша хотел быть полезным своей Родине в трудный для нее час, хотел защищать ее от врага, но такого юного мальчишку никто не взял на фронт. Мечта прадеда сбылась, когда он поступил в школу Соловецких юнг. Много лет утекло с тех пор, и родные почти ничего не знали об этой школе, о тех трудностях, которые пришлось пережить юному Михаилу и его товарищам. Только благодаря книгам с воспоминаниями бывших юнг мы узнали о жизни, быте юных моряков, в каждой строчке в каждой главе мы видели своего героя, родного.
Михаил Васильевич окончил курс Соловецкой школы юнг по профессии радиста и получил свидетельство (приложение№ 4).
Воевать моему прадеду довелось на Северном флоте. Он рассказывал моим родным, что во время одного из походов, гребной винт их корабля запутался в заградительных сетях немцев. Чтобы выбраться из этой ловушки, и продолжить выполнять боевую задачу, нужно было освободить винт от сетей. Михаил нырнул в ледяную воду, чтобы помочь освободить корабль. Сети были распутаны, корабль продолжил выполнять боевое задание. А у Михаила от переохлаждения воспалилась кость ноги. Ему грозила ампутация, но благодаря искусству врачей ногу спасли. После операции Михаил стал хромать, так как одна нога была короче другой на 5 см. Но юнга был сильным духом, он не сдался. (приложение № 5)
После войны, в 1955 году Михаил Васильевич закончил культурно- просветительское училище в городе Нарьян - Мар. Работал в клубе. Женился. В его семье родились две дочери. Последние годы работал кладовщиком и кочегаром в совхозе «Прилукский». Ветеран Великой Отечественной войны Шайтанов Михаил Васильевич умер в 1995 году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Время неумолимо, все меньше остается в живых свидетелей и участников тех далеких событий. Бесценными становятся их воспоминания о том суровом времени, об их боевой юности. Я хочу найти и сохранить хоть маленькую частичку этих воспоминаний для будущих поколений.
В нашей школьной библиотеке меня познакомили с интересной книгой, её написал известный журналист и писатель нашего города Олег Борисович Химаныч. Называется она «Забытые страницы великой войны на Севере. Алтарь Победы». В ней я тоже нашёл интересный факт о юнге из Соловецкой школы Иване Руденко. Олег Борисович описывает находки гидрографов при поисках погибших кораблей в Великой Отечественной войне. Он сообщает, что одной из находок был складной нож с надписью «Руденко Иван С. 1945г.», обнаруженный в районе мыса Лемана. Первым владельцем этого ножа был соловецкий юнга, затем он оказался у его земляка, который погиб в боях за Арктику. [5,123] . Мне стала интересна и его судьба, так как вполне может быть, что они были друзьями с моим прадедом, и в дальнейшем я попробую найти документы и об этом юнге.
В 2007 году на Соловках был открыт музей школы юнг. В экспозиции предоставлены различные фотографии, документы, в том числе табели об успеваемости, письма юнг, морские предметы военного времени, вооружение, макет землянки, в котором жили первые юнги. А ещё списки юнг, где есть имя и моего прадеда. В них перечислен каждый… Ведь в годы войны погиб каждый четвёртый из них.
В наше время стало традицией возложение венков к монументу Соловецким юнгам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Современные юнги дают торжественную клятву быть преданными защитниками Отечества и заступают на вахту памяти у монумента Соловецким юнгам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (приложение № 6).
Проект исследовательский. В ходе работы я получил учебно-исследовательские навыки. Интересны материалы об истории самой Соловецкой школы юнг, материалы о прадеде, об увековечении памяти юнг на Соловках в настоящее время.
Считаю,что поставленная в исследовании цель - собрать материал и создать семейную реликвию - папку о Шайтанове Михаиле Васильевиче выполнена. А память о нём сохранится для многих поколений моей семьи .
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Война в Арктике (1939-1945гг.)» / Составитель и научный редактор М. Н. Суприн— Архангельск: Поморский государственный университет, 2001 — 368 с., ил.
2. Гузанов В.Г. «Юнги Северного флота», м.: ДОСААФ, 1977.-142 с.
3. Пикуль В.С. «Мальчики с бантиками». Повесть. Изд. 2-е, 1979.- 221с., ил.
4. Филатов Вадим Валентинович «История Соловецкой школы юнг: учебное пособие 7 класс/под ред. Р.В. Кузнецовой.Министерство образования и науки Архангельской обл..- Архангельск,2017.-112с.:ил.
5. Химаныч О.Б. «Алтарь Победы: забытые страницы великой войны на Севере».- Северодвинск,2013.-141с.: ил.,фот.
Приложение 1. Приказ наркома военно-морского флота Н.Г. Кузнецова
Приложение 2. Обучение радистов
Приложение 3. Фото в форме
Приложение 4. Свидетельство об окончании школы юнг
Шайтанова М.В.
Приложение 5. Фото Шайтанова М.В.