Введение
Интерес к истории и культурным памятникам родного края не иссякает никогда. Особое внимание вызывает российская глубинка, историческая судьба провинции и живущего здесь человека. Ведь это особый мир, государство в государстве, общество, которое живет по своим законам и нормам поведения и подходит к текущим событиям с собственной шкалой ценностей.
Арзамас – старинный купеческий город, привлекающий к себе туристов. Здесь есть что посмотреть и верующему человеку, и тем, кто увлекается родной историей и культурой, ведь история Арзамаса вплетается в историю страны. Интересный факт, что даже для дореволюционного города, Арзамас был своего рода чудом. Благодаря усердию горожан в нем было возведено более 30 церквей и открыто 4 монастыря! И это были не просто маленькие церквушки! Строительство велось с поистине столичным размахом. Вот что об этом говорят писатели. «Много видел в Москве церквей, а в Арзамасе кроме церквей ничего не видел» – это изречение принадлежит князю Владимиру Соллогубу, современнику Пушкина, который был покорен Арзамасом. А вот что писал о городе в 1916 году К. Паустовский. «Куда ни взглянешь – всюду было такое обилие золоченых, похожих на яблоки куполов, что казалось, этот город был вышит в золотошвейной мастерской, руками искусных женщин». Лев Толстой, бывший здесь проездом, описал особый «арзамасский ужас», который он испытал, услышав соборный благовест всех церквей.
История Арзамаса тесно связана с прошлым и настоящим России. Наш город всегда был на перепутье исторических дорог и событий. Его жизнедеятельность опирается на богатейшие исторические и культурные традиции, гармонично сочетающиеся с современностью. Арзамас – это один из малых городов нашей страны, где зафиксированы исторические события и поступки людей, делавших историю. Та российская глубинка, где содержатся ответы на многие исторические «загадки». И одной из таких загадок являются Ивановские бугры, просторы которых видны из окна моего дома.
Однажды, гуляя с родителями по холмистой местности, я увидел на возвышенности Ивановских бугров одиноко стоящий необычный объект. Это был маленький домик из красного кирпича с крестом. На мой вопрос «что это?», мама ответила, что это небольшая часовенка или «божедомка». «Дом Божий…», - подумал я. Но он совершенно не был похож на современный храм или церковь! Ведь православную Церковь приметишь с первого взгляда. А эта часовенка очень уж отличается от храма. После возвращения домой у меня в голове постоянно крутились вопросы: интересно, а что же такое «божедомка»? Какова история их возникновения? И для чего их строили?
Актуальность: Я считаю, что тема моего исследования актуальна, так как без прошлого нет будущего. Для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю и традиции своей малой Родины. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. И это все близко мне по духу, так как я учусь в школе с кадетскими классами.
Цель работы: посредством изучения информации об утраченном объекте под названием «божедомка» расширить познания в истории краеведения родного края и на основе полученных знаний изготовить макет «Божьи домики» на Ивановских буграх».
Для реализации поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:
Изучить литературу по истории родного края.
Собрать и обработать информацию об утраченном объекте под названием «божедомка».
Найти сведения о возникновении «божьих домов».
Разобраться, какую тайну хранят Ивановские бугры.
Посетить Арзамасский историко-художественный музей.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ исторических и других источников по теме исследования, анализ и обобщение архивных данных;
Эмпирические методы: изучение различных документов, архивных музейных данных, беседы с родителями, учителем.
Объект исследования: «Божедомка» на Ивановских буграх г.Арзамаса.
Предмет исследования: история возведения «божедомок» на территории Ивановских бугров.
При написании данной работы была использована литература по истории родного края в период крестьянской войны 1670 – 1671 гг., православная энциклопедия. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы, явились, описания у Н. М. Щеголькова и В. Г. Короленко. В данных источниках подробно описано описание построек. С целью получения дополнительной информации был посещен Арзамасский историко-художественный музей. Изображения «божедомок» на картинах С. А. Сорокина и А. Д. Иконникова дают наглядное представление, как выглядели убогие дома.
Степень изученности данного вопроса. В рамках данной темы представлено лишь четыре описания убогих домов в Арзамасе. Первое описание убогих домов принадлежит Н. М. Щеголькову. Второе свидетельство принадлежит писателю В. Г. Короленко, который запечатлел это место в очерке «Божий городок». Третье воспоминание относится к 1900 году. Безвестный автор губернской газеты сообщал: «…Лет 15-25 тому назад на многих «каменных столбиках» виднелись потемневшие иконы…». Четвертое описание убогого дома сделал также Н. М. Щегольков. Он внес новое, относящиеся к началу ХХ века: «...Можно полагать, что убогий дом заменял тогда Уфимскому полку походную церковь». В Арзамасским историко-художественном музее тема разинских событий 1670 – 1671 гг не затрагивается и не упоминается. Тем не менее нам были предоставлены картины С. А. Сорокина и А. Д. Иконникова, касающейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина.
Считаю, что моё исследование имеет практическое значение. Собранные материалы исследования могут найти применение на внеклассных мероприятиях, на уроках истории, краеведения. Ведь воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку.
1 Теоретическая часть
1.1 Понятие «божедомка»
О таком явлении, как «убогие дома» или «божедомки» сейчас не вспоминают. А ещё лет 300 назад подобные заведения располагались в каждом уездном городе. В одной Москве их насчитывалось не менее четырёх. И это вовсе не старые ветхие здания, какое значение вкладывают сейчас в это понятие. В старину на Руси убогими домами называли нечто среднее между трупохранилищем и братской могилой [10].
«Божедомки» на Руси имеют собственную историю.
Издавна был определён порядок захоронения самоубийц и насильственно убиенных. Старый обычай предполагал хоронить необычно умерших в божедомках или убогих домах [1].
Из Православной энциклопедии я узнал, что «Божедомка (божедомье, божедомское место, убогие дома, скудельница) – место для погребения умерших внезапной («невольной») смертью (без покаяния и причастия) - «невольных», или «заложных», покойников (удавленников, утопленников, замерзших, самоубийц, странников и др.). Русские иерархи с древности настаивали на захоронении умерших без церковного напутствия в особых местах, вдали от храмов и православных кладбищ…» [8].
Ниже представлена страница из книги "Разсказы изъ русской церковной исторiи " с упоминанием «убогих домов».
Рис.1 – Страница из книги "Разсказы изъ русской церковной исторiи"
1.2 История арзамасских «божьих домов»
В 1740-х годах на Ивановских буграх появились так называемые «убогие дома», или скудельницы, — памятники над могилами погибших. Считается, что их сооружением занимался арзамасский купец М.С. Масленников. Сохранились сведения о четырех таких постройках. Три из них представляли собой небольшие кирпичные часовни, а четвертое — низкое каменное здание с деревянной двухскатной крышей, на которой был установлен восьмиконечный крест. В нише сооружения находилось гипсовое распятие, перед которым висела стеклянная лампада, а на лавке вдоль стены стояли иконы.
Петр Еремеев в своей книге «Арзамас - городок» упоминает, что сохранилось четыре описания убогих домов в Арзамасе.
Первое из них принадлежит Н. М. Щеголькову, который сообщает, что немного ранее 1748 г. на Ивановских буграх появились убогие дома: «При городе Арзамасе, в юго-восточной стороне, на полугоре близ Большой Саратовской дороги находится каменное здание с кровлею на два ската, на которой посредине водружен небольшой осьмиконечный железный крест. Здание это весьма ветхо… К этому зданию причисляются еще три гораздо меньше, тоже каменные, они имеют совершенное сходство с памятниками на кладбищах. Все эти здания вместе составляют скудный остаток дел христианской любви старинных арзамасцев и называются обыкновенно, убогими домами...» [3].
Рис.2 – Божий домик
Второе свидетельство принадлежит писателю В. Г. Короленко, который запечатлел это место в очерке «Божий городок»: «На юго-восток от города перeдo мной расстилалась отлогая зеленая гора …по скату горы, кое-где изрытой ямами, белели несколько пятнышек… Подойдя поближе я увидел четыре крохотных домика из старинного кирпича, с двускатными крышами, сильно обомшелыми и поросшими лишаями… На верхушках странных, почти игрушечных хижинок стоят кресты, а в стены вделаны тёмные доски икон… Мне говорили в Арзамасe, что сравнительно еще недавно отлогость горы была густo покрыта странными домиками…» [6].
Рис.3 – Рисунок В. Г. Короленко, 13 июня 1890 г. «Божий домик» - место казни разинцев
Третье воспоминание относится к 1900 году. Безвестный автор губернской газеты сообщал: «…Лет 15-25 тому назад на многих «каменных столбиках» виднелись потемневшие иконы…» [3].
Четвертое описание убогого дома сделал также Н. М. Щегольков. Он внес новое, относящиеся к началу ХХ века: «...Можно полагать, что убогий дом заменял тогда Уфимскому полку, квартировавшему в городе, походную церковь. Близкий к совершенному разрушению, этот убогий дом был перестроен около 1872 года по инициативе священника Тихвинской кладбищенской церкви Александра Орлова старостою этой церкви Александром Алексеевичем Барсуковым. Убогий дом разобрали и из того же кирпича выстроили часовню меньших размеров и самого простого типа...» [11].
У этой часовни совершались в Семик (день поминовение «заложных» покойников) панихиды. Около убогих домов в Семик устраивались гулянья, преимущественно детские, на которых продавалось много игрушек.
Рис.4 – Рисунок А. А. Бажанова. В Семик на Ивановских буграх
Эти трогательные памятники человеческой любви к ушедшим из жизни людям были уничтожены в советское время, в начале тридцатых годов, когда рушили храмы.
1.3 Тайна "Ивановских бугров"
Ивановские бугры — возвышенность на юго-западной окраине Арзамаса, которая служит отличной смотровой площадкой и центром зимних развлечений у местных ребятишек. В историю Ивановские бугры вошли как место массовых расправ над последователями Степана Разина после подавления народного бунта в 1670 году [4].
Князь Долгорукий учинил в Арзамасе массовые казни участников восстания. Очевидец этой расправы, иностранец Кунрад фон Кленк, находившийся при штабе Долгорукова, писал: «Место сие являло зрелище ужасное и напоминало собой преддверие ада. Вокруг были возведены виселицы, и на каждой висело человек 40, а то и 50. В другом месте валялись в крови обезглавленные тела. Тут и там торчали колья с посаженными на них мятежниками, из которых немалое число живо и на третий день, и еще слышны были их стоны» [2].
В сообщение иностранца есть и такие слова: «…а захваченные в плен принимали смерть с мужеством необыкновенным, будучи в твердом убеждении, что умирают они за правое дело».
Той осенью 1670 года Арзамас переживал великое смятение: жители его стали свидетелями страшных казней. За три месяца, октябрь – декабрь, 1670 года в Арзамасе было казнено свыше 11 тыс. человек.
Раньше места казней запрещено было отмечать крестами или часовнями.
Местные предания рассказывают, что большая часть разинцев была казнена на Ивановских буграх, на южной окраине города. Позднее, по обычаям того времени, арзамасцы поставили на Ивановских буграх маленькие часовенки – «божьи домики» и ежегодно устраивали панихиды по «убиенным».
1.4 Восстановление «божедомки»
Шли годы, менялись эпохи, и, к сожалению, многие обычаи и традиции со временем были забыты. «Божьи дома» на Ивановских буграх были разрушены. Не осталось никакого вещественного напоминания о массовых казнях.
Идея восстановить исторический памятник христианской любви русских людей к ушедшим из жизни принадлежит депутату городской Думы V созыва Сергею Валентиновичу Кузнецову. Вот что рассказывает сам Сергей Валентинович: «Мне пришлось изучить архивные документы, собрать многочисленные публикации, и вот только в сентябре 2015 года удалось реализовать задуманное. Место новой «божедомки» выбрано не случайно – где-то поблизости некогда находилась небольшая полковая церковь Уфимского драгунского полка» [7].
По словам С. Кузнецова, он оказался не первым, кому пришла мысль увековечить память разинцев. В своё время житель Арзамаса, ветеран войны и труда Смирнов хотел установить на Ивановских буграх мемориал, но эту мечту не удалось осуществить. Строительство «божедомки» оказалось затруднительным делом. Прежде всего, необходимо было добиться отведения земельного участка для установления памятника. Потом нужно было найти средства, строительные материалы и людей, готовых взяться за работу. Строительство велось по музейным документам по чертежу В. Г. Короленко.
Рис.5 – Рисунок В. Г. Короленко
Основные работы по восстановлению были окончены в 2015 году. Молебен на освящение креста совершил настоятель старообрядческого прихода Арзамаса отец Алексий Думнов.
Рис.6 – Освящение креста
Не смотря на то, что прилегающая территория не благоустроена, горожане и гости Арзамаса могут считать это место еще одной достопримечательностью, потому что это наша уникальная арзамасская история.
Рис.7 – Восстановленная «божедомка»
1.5 Посещение Арзамасского историко-художественного музея
С целью получения дополнительной информации по теме исследовательской работы мы с мамой посетили Арзамасский историко-художественный музей.
Нас интересовала тема разинских событий 1670 – 1671 гг., потому что именно это время было ключевым при появлении «божьих домов». Оказалось, что в ходе экскурсии данная тема в музее не затрагивается и не упоминается. Тем не менее нам были предоставлены следующие материалы касающейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина:
- картина С. А. Сорокина «Божьи дома»
- картина А. Д. Иконникова «Казнь разинцев в Арзамасе»
- картина А. Д. Иконникова «Пугачев в Арзамасе»
Вывод:
В ходе теоретического исследования была изучена литература по истории родного края в период крестьянской войны 1670 – 1671 гг. Арзамас в этот период был в центре бурных событий и играл огромную роль в Российской истории. Он перекрывал повстанцам путь для походов в центральные районы и на Москву. Царь Алексей Михайлович приказал превратить наш город в главный штаб по борьбе с разинцами. Выяснено, что осенью 1670 года Арзамас переживал великое смятение: жители его стали свидетелями страшных казней. В период с октябрь 1670 года по декабрь 1670 года в Арзамасе было казнено свыше 11 тыс. человек. Позднее, по обычаям того времени, арзамасцы поставили на Ивановских буграх маленькие часовенки – «божьи домики». Благодаря историческим и литературным источникам были собраны описания «божьих домов» в Арзамасе и предположительные даты постройки и разрушения «божедомок».
Предположительная дата появления «божедомок» – ранее 1774 г., а дата разрушения – начало тридцатых годов ХХ века.
«Божьи домики» на Ивановских буграх выглядели, как небольшие часовенки – крохотные домики из старинного кирпича, с двускатными крышами. На верхушках странных, почти игрушечных хижинок стояли кресты, а в стены были вделаны тёмные доски икон.
Посещение Арзамасского историко-художественного музея и получение материалов из архивных фондов позволило увидеть картины художников с изображением «божьих домиков» на Ивановских буграх.
До определенного периода времени «Божьих домиков» на Ивановских буграх было большое количество. К середине XIX века речь идет только о четырех «божедомках» - один из которых побольше, а три гораздо меньше, очень похожих на памятники на кладбищах.
Возможно ли на основании изученного материала и полученных данных изготовить макет «божих бомиков»? На этот вопрос я постараюсь ответить в следующей части своей работы.
2 Практическая часть
2.1 Изготовление макета «Божьи домики» на Ивановских буграх»
Приступая к созданию макета «Божьи домики» на Ивановских буграх», я имел следующую информацию:
Есть изображения «божедомок» на картинах С. А. Сорокина, В. Г. Короленко, А. Д. Иконникова, А. А. Бажанова и описания у Н. М. Щеголькова и В. Г. Короленко;
Упоминается два вида «божьих домов»: небольшое здание с кровлею на два ската и еще три гораздо меньшего размера, похожие на памятники на кладбищах;
«Божьи домики» были сделаны из старинного кирпича светлого цвета – «белели на буграх», с крестами и с темными досками икон в стенах.
Для изготовления макета был выбран конструктор, в составе которого есть элементы, имитирующие кирпич.
Порядок изготовления макета «Божьи домики» на Ивановских буграх» представлен в приложении А.
Вывод:
На основе изученной информации и полученных данных, опираясь на описания историков и картины художников, мне удалось изготовить макет «Божьи домики» на Ивановских буграх».
На макете представлены четыре «божедомки»: один «божий домик» чуть больше по размеру других – это убогий дом, самого простого типа, который был перестроен около 1872 года по инициативе священника Тихвинской кладбищенской церкви из кирпича разобранной «божедомки», и три совсем маленьких, похожих на столбики или на памятники на кладбищах.
Данный макет может быть использован в качестве наглядного материала при изучении культурных памятников не только моего родного края, но и других исторических центров. Ведь «убогие дома» раньше располагались в каждом уездном городе. В одной только Москве их насчитывалось не менее четырёх.
Заключение
В процессе исследовательской работы я познакомился с историей и культурой родного края на примере истории возведения «божьих домиков» на Ивановских буграх.
Лично для меня «Ивановские бугры» - это история моих предков, моего края. Из моего окна дома видны их просторы, уходящие вдаль. После полученных знаний я изменил своё отношение к этому месту. Для меня эта местность стала не просто полем, а местом исторических событий, где вершились судьбы простого народа, где их память увековечивали в небольших часовенках – «божедомках».
Главную цель своей работы я достиг. С помощью исторических справок я изучил понятие об утраченном объекте под названием «божьи домики», которые были построены для того, чтобы увековечить память к ушедшим из жизни людям; узнал историю их появления; познакомился с историческими событиями, которые тайно хранят в себе Ивановские бугры. Всё это позволило мне изготовить макет «Божьи домики» на Ивановских буграх». Таким образом, необычная постройка оказалась не только духовным и культурным памятником, но и отражением событий прошлого. Невозможно сотворить достойное будущее, не зная святого прошлого. Именно приобщение людей к истории родного края способствует формированию бережного отношения к культурным и религиозным ценностям, воспитанию патриотизма, уважения к прошлому.
Считаю, что моё исследование имеет практическое значение. Собранные материалы исследования могут найти применение на внеклассных мероприятиях, на уроках истории, краеведения. Ведь воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно нам, подрастающему поколению, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма. Мы должны не только изучать, хранить память о духовном прошлом своей малой Родины, но и способствовать возрождению, восстановлению исторических памятников на территории нашей страны.
Список использованных источников и литературы
Арзамас-городок [Петр Васильевич Еремеев] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://coollib.net/b/475951–petr–vasilevich–eremeev–arzamas–gorodok/read/ – (Дата обращения: 21.12.2023).
Голованов, Б. П. «Очерки истории Арзамаса», 1981 год, с. 32.
Еремеев, П. В. Арзамас - городок: рассказы о былом / П. В. Еремеев. - Арзамас: Юпитер, 1998. - с.190-193.
Ивановские бугры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://историческийбагаж.рф/post/ivanovskie-bugry-1847 – (Дата обращения: 16.01.2024).
Иллюстрированный каталог памятников истории и культуры «АРЗАМАС» - объекты культурного наследия Нижегородской области, 2013 год, стр. 474-476.
Короленко, В. Г. Рассказы и очерки, 1948 год, с.399-408.
Малыгина, Е. На Ивановских буграх установлена божедомка / Е. Малыгина // Арзамасские новости. – 2015. – 17 сен. – С. 3.
Православная энциклопедия. В 71 т. Т. 5./ Бессонов – Бонвеч / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — Москва: Православная энциклопедия, 2022. — 752 с.: ил., портр., цв. ил., портр. – ISBN 5-89572-010-2, с. 564-565
Сб. документов. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. М., 1957, т.2, ч.1, №293, с.366, 367.
Убогие дома [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/ubogie-doma/ – (Дата обращения: 13.01.2024).
Щегольков, Н. М. «Исторические сведения о городе Арзамасе», 1911 год, с. 39-41, с. 88-89.
Приложение А – Изготовление макета «Божьи домики» на Ивановских буграх»
№ п/п |
Технология выполнения |
|||
1 |
2 |
|||
1 |
Подготовка необходимых инструментов и материалов: - резак, пинцет, линейка, надфиль, наждачная бумага, кисточка, карандаш. - картон, спички, элементы, имитирующие кирпич, декоративная трава, двухсторонний скотч, клей ПВА, монтажная пена и защитно-декоративный лак. |
|||
2 |
|
|||
1 |
2 |
|||
3 |
3. Обкладываем картонные «божедомики» кирпичиками. 3.1 Каждый кирпичик, для выравнивания рабочих сторон, обтачиваем наждачной бумагой или надфилем, при необходимости изменяем размер кирпичика. 3.2 Приклеиваем кирпичи друг к другу и к основе из картона клеем ПВА в виде кирпичной кладки. 3.3 Поверхность каждого ряда выложенных кирпичей делаем ровной с помощью надфиля или наждачной бумаги. 3.4 Выкладываем кирпичиками торцы крыши каждого «божьего домика», оставив свободными от кирпичей скаты крыши. |
|||
4 |
4 . Изготавливаем крыши для «божедомок». 4.1. Приготавливаем необходимое количество спичек соответствующего размера. 4.2. Приклеиваем подготовленные спички на одну сторону двухстороннего скотча. 4.3. Красим части крыш защитно-декоративным лаком. 4.4. Устанавливаем покрашенные части крыш на «божедомики». |
|||
1 |
2 |
|||
5 |
Р аспечатываем изображения икон и крепим их в ниши домиков. |
|||
6 |
С помощью спичек и клея делаем соответствующего размера кресты и устанавливаем их на «божьи домики». |
|||
7 |
И зготавливаем из картона каркас для монтажа макета Ивановских бугров. Полностью проходим его монтажной пеной, и покрываем макет декоративной травой. |
|||
1 |
2 |
|||
8 |
Устанавливаем на макет Ивановских бугров «божьи домики». |