Введение.
Ерофей Павлович Хабаров – великий русский землепроходец, картограф и успешный бизнесмен 17 века. Точных данных о дате и месте рождения Хабарова нет. Предполагают, что он родился примерно в 1603 году, в семье деревенских крестьян. Юношеские годы Ерофея проходили в Великом Устюге. Родители: мать Ирина Хабарова, отец Павел Иванович Хабаров. Братья: Никифор и Семён.
В те времена, у всех устюжан на слуху была Мангазея «Златокипящая», сибирский город на реке Таз [3,4,5,6]. Купцы и предприниматели того времени ходили по рекам из Великого Устюга на Таз в Менгазею, успешно меняли товары первой необходимости на «мягкую рухлядь - мех» и выгодно продавали ее иностранным купцам. Причина, по которой меха стали стоит дороже золота одна, это глобальное похолодание климата, которое прошло в самом начале 17-го века [2,9]. Становится все понятно и вполне прагматично: замерзающая Европа требовала все больше меха. Начался период массового вывоза пушнины, который не останавливался ни на минуту, несмотря на лихие времена и практическое безвластие в центре России с 1605 по 1613 годы.
Фото 1. График среднегодовых температурных значений по дендроклиматическим данным и содержанию сернокислого аэрозоля в стратосфере по данным ледяного керна из Антарктиды.
Это похолодание привело страну к голоду, к отстранению от власти Бориса Годунова, к войне с польскими интервентами, к смутному времени, к продолжительному и тяжелому восстановлению государственности в России.
На этот период приходится взросление нашего героя и поиск решения своей судьбы. В 1626 году Ерофею было 23 года отроду, он был женат на уроженке Сольвычегорска Василисе. Вместе со своим младшим братом Никифором решили отправиться на богатые земли в Мангазею, закупив под «кобальную» ссуду в Соливычегорске и в Великом Устюге соль, пшеницу, товары первой необходимости и зелье (порох и дробь для ружей), дабы потом обменять все это на меха соболя и черно-бурой лисицы[7] .
В окрестностях Великого Устюга вырос не только Ерофей Хабаров, из этой благодатной прародины вышли известные землепроходцы: Семен Дежнев, Михаил Стадухин, Василий Поярков и многие другие. Не надо забывать великого путешественника нашего времени Федора Конюхова. Он тоже устюжанин. На своей родине, в деревне Тотьма он организовал клуб молодых путешественников, где готовят неравнодушных первооткрывателей в сегодняшние дни. Хочется задаться неординарными вопросами, почему именно здесь в Великом Устюге, рождались и воспитывались люди, готовые идти на Край Земли не страшась любых препятствии, рискуя своим здоровьем и самой жизнью? Чем их так манили просторы Сибири и Дальнего Востока? В чем же кроиться секрет их неутомимой выносливости и предпринимательской способности в любых условиях организовывать рыболовные и охотничьи промыслы, соледобычу, землепашество, строительство жилых и производственных строений, укрепительных сооружений, водяных мельниц, организовывать достойный быт, отдых и защиту от нападений? На каком уровне были их познания, умения и способности к выживанию в крайне тяжелых условиях Сибири и Дальнего Востока в период наступившего глобального похолодания?
Складывается невероятное предположение, что Великий Устюг, он не зря Великий – это порт всех морей того времени Белого, Балтийского, Азовского, Черного, Каспийского. Великий Устюг стал выходом по рекам в Западную и Восточную Сибирь, на Дальний Восток и в Приамурье. Реки были кормилицами, защитницами и торговыми (хлебными) путями того времени.
Попробуем разобраться с большим количеством организационных и транспортных проблем того времени, исследуя первоначальный поход Ерофея Хабарова в Мангазею и на Таймыр.
В нашей работе были использованы материалы краеведческих музеев г. Муравленко, г. Верхняя Тура, поселка Тазовский.
Цель и задачи исследовательской работы.
Основная цель исследования – изучить речные походы Ерофея Хабарова из Великого Устюга до Мангазеи и на полуостров Таймыр, понять каким образом организовывались транспортно-логистические пути того времени в короткое лето наступившего тогда субактического климата.
Задачи исследовательской работы :
Изучить речной ход команды Хабарова до Менгазеи: «С хлебом и солью за мягкой рухлядью».
Изучить поход Хабарова на Таймыр: «На государевой службе с планом на будущее»
Сделать выводы по исследовательской работе.
«С хлебом и солью за мягкой рухлядью».
И так, Ерофей Хабаров с братом Никифором и пятью нанятыми работниками выдвинулся по реке Вычегда к Мангазеи. Этот маршрут дальний с переходами через Уральские горы и между реками севера европейской части России и реками севера Западной Сибири. Для удобства изложения нашей работы, разделим этот речной маршрут на две составляющие.
Ход по рекам из Великого Устюга до Березова через Уральские горы Ерофея Хабарова и его команды.
В начале, подробно разберем речной ход команды с точными названиями рек, озер и других водоемов, а затем проанализируем, на каком водном транспорте было возможно преодолеть эти расстояния, и каким образом было можно организовать эффективный грузооборот на ходовых река, озерах и небольших речках.
Хабаров начал свой путь из Великого Устюга выходит по Северной Двине к реке Вычегда в Соливычегорск. Вероятно, забирает часть груза – соль, и прощается с женой.
Фото 2,3 Карты хода из Великого Устюга в Сольвычегоск
По длинной обширной реке Вычегде, проплывая мимо болот Кузубнюр, Кужмур и Дыньягу, Хабаров попадает в реку Лапью, после нее в Южную Мылву и достигает города Тишмишь.
После Южной Мылвы входит в реку Ыктыл, далее следует небольшой переход из Ыктыла в Вильеса. Это первая переволока из верховий Вычегды в реку Печеру. Дальше Ерофей проходит вниз по Северной Мылве до Троицко-Печорска.
Двигаясь вверх по реке Печора, он попадает реку Илыч, вверх по которой, выходит на реки Иджыгляга и Еграляга. И здесь, вероятнее всего, проходил северный переход-переволока через Уральские горы на реку Манья приток реки Северной Сосьвы. Это самый удобный переход через Урал, с расстояниями между рек Еграляга и Манья всего-то в 326 метров.
Фото 4. Северная переволока через Уральские горы
Далее, вниз по течению по рекам Манья и Лепля Хабаров выходит на Северную Сосьву, по которой доходит до Березова. А это второй город после Тобольска, на котором были завязаны все логистические маршруты по северным рекам Западной Сибири.
Фото 5. Ход из Великого Устюга до Березова через Уральские горы.
А теперь, давайте посмотрим, на чем ходили со своим грузом все купцы по большим и малым рекам в Мангазею и в другие регионы Западной Сибири. В Сибирь переезжало масса народу. Надо было строить водный транспорт и организовывать его сквозное движение по речным транспортным артериям.
Фото 6. Гравюра 17 века. Ход дощаников по сибирской реке.
По документам сохранившемся в Верхнетуринском краеведческом музее[1] мы находим такие записи:
« Основные центры судостроения находились в Верхотурском уезде; меньше плотбищ было в Туринском и Тюменском уездах. В первые же годы существования Верхотурья для выполнения казенных заказов требовалась ежегодная присылка десятков плотников из Европейской России. Так, в царской грамоте от 9 января 1603 г. отмечалось, что в прежние годы «для судового дела» в Верхотурье присылалось не менее 80 плотников. Сорок дощаников строили судовые мастера, присланные из Устюга, Соли Вычегодской, Вятки, Яренска и Перми Великой, причем прибыли они со всей «плотничьей снастью». К очередной навигации были готовы 6 кочей, 112 дощаников новых и старых, 13 каюков, 8 павозков, 8 лодок набойных, 48 лодок малых и 4 струга.
Фото 7, 8 Сборка корпуса дощаника.
Дощаник был основным транспортным средством на реках. Конструкции дощаников были различными и зависели от формата грузов и гидрологии ходовых рек. Деревянные дощаники, оснащенные в начале паровыми, а за тем дизельными двигателями прослужили на реках России до 60-х годов 20 века.
Фото 9,10,11. Различные конструкции дощаников
Дощаники, построенные в названных уездах, в конечном итоге предназначались для плаваний по Иртышу и Оби. Некоторые из них шли только до Тобольска, но большинство отправлялось дальше. На них доставляли хлеб в Сургут и Березов, плыли до Маковского волока на Енисей направлявшиеся в Восточную Сибирь отряды служилых людей и воеводы, ссыльные колодники и послы в Китай. Каждый год караваны казенных дощаников ходили вверх по Иртышу к Ямыш-озеру за солью. И это несчитая частных (торговых) дощаников, которые осуществляли экономические связи в Обь-Иртышском бассейне».
В торыми по численности транспортными средствами были малые лодки, которые обеспечивали движения грузов по малым рекам и речушкам. Эти лодки, как правило, были узкими и продолговатыми. Малые лодки обеспечивали подвоз груза в отдаленные посёлки и переволоки между реками.
Фото 12, 13, 14. Различные конструкции малых транспортных лодок.
Малые транспортные лодки дожили до нашего времени. Они до сих пор используются на малых реках с современными лодочными моторами.
Лодки павозки использовались на переволоках. Они напоминают конструкцию обыкновенной плоскодонной лодки со сплошными укосами по носу и корме.
Фото 15. Лодка плоскодонка – прообраз лодки-павозка.
Каяки – лёгкие закрытые лодки, способные ходить против течения по стремительным и порожистым рекам.
Фото 16. Сборка современных деревянных каяков.
Струги, в мирное время, выполняли роль транспортных средств. Во время боевых действий оперативно преобразовались в боевые корабли.
Фото 17, 18. Струги – мирные и военные корабли прошлого.
Мы проанализировали конструкции водных транспортных средств, которые строились в те времена для обеспечения транспортной доступности на всей территории России.
Таким образом, команда Ерофей Хабарова могла подойти к первому волоку на своих дощаниках, перегрузиться на узкую «малую» лодку и форсировать его. Такие лодки легко строились и сдавались в аренду, как велосипеды и самокаты в наше время. Проблем не было – плоти и ходи. А тем, у кого не было достаточно людей для самостоятельного перехода, всегда рядом жили платные специалисты по переволокам, которыми пользовались как частные лица, так и казенные служивые.
От Безрезова до Мангазеи по рекам и озерам Западной Сибири.
После переволоки через Уральские горы и выхода на Березово предстоит очень сложный и неизведанный путь до «златокипящей» Мангазеи. С реки Казым начнётся этот путь. С Казыма он выходит на большое озеро Нумто (Божье озеро), выходит в реку Надым и проходит в озеро Пякуть. Дальше по реке Правая Хетта проходит в ее приток Семиган, с него попадает на реку Немутохлыма, далее передвигаясь по реке Лымуеган попадает в Сегмутенъягун. Перейдя на реку Янгъягун доходит до реки Пякупур главного притока реки Пур. По реке Пур он доходит до реки Надосаляхадыта поднимается по ней до озера Хострёто и переходит в реку Большая Хэ-Яха, которая впадает в реку Таз, где в сотне километров вверх по течению, в 10 км севернее нынешнего Сидоровска, располагалась Мангазея.
Фото 5. Ход от Березова до Магазеи.
«На государевой службе с планом на будущее».
Главной достопримечательностью Мангазеи был посад. В нем было 60-70 домов, в которых проживали служивые люди. Там Ерофей с братом и поселился.
Хабаровы зарегистрировали свой приезд в приказной избе, чтобы «явить себя». Братья заплатили в казну годовой оброк по 50 копеек. Привезенные товары они обменяли на собольи меха.
«Соболь под Мангазеей был значительно выбит, да и конкуренция была большая. Х
Дощаники:
орошая охота была на Таймырском полуострове. Добраться туда нелегко, но по удаче, воевода Палицын тоже держал туда путь. Он вместе с Хабаровым еще раньше добирался до Мангазеи, то знал, о его умениях и решил взять его с собой на Таймыр. Весной 1629 года Ерофей добрался до устья Енисея, далее до устья Пясиды, потом до реки Хеты, там стояло Хетское зимовье. Палицын доверил Хабарову сбор таможенных пошлин. Ерофей стал целовальником (лицо, выбиравшееся земщиной в уездах для исполнения финансовых обязанностей, ведение документаций). Хабаров контролировал, чтобы покупка мехов соболя не опережало сбор ясака, и чтобы лучший соболь попадал в казну. Хабарову приходилось рассортировывать пушнину на сорта (лучшую, среднюю и худую). Помогая ясачному сборщику, Ерофей ездил от стойбища к стойбищу, собирая ясак. В поисках неокладных налогоплательщиков, Хабаров исколесил значительную часть полуострова, тем самым принял участие в его географическом обследовании. Ерофей не имел права быть участником промысла в качестве руководителя артели. Он принял решение перевести весь свой капитал Никифору, который со своими наёмными людьми добывал пушнину в центре Таймыра. Дело ладилось, так как места были новыми и неиспромышленными. Хабаровы вернулись с Таймыра с большой прибылью» [7].
Вот здесь придется остановиться и проанализировать фразу Галины Леонтьевой «Хабаров исколесил значительную часть полуострова, тем самым принял участие в его географическом обследовании». Хабаров наверное хорошо знал о маршрутах передвижения судов-кочей по Ледовитому океану в теплый период в конце 16 века. Тогда в летний период можно было свободно пройти вдоль Таймыра из Карского моря в море Лаптевых и выйти в дельту реки Лены. Такой путь в Якутск был самым удобным. Не надо было пересекать по сложному ходу всю Восточную Сибирь по рекам Нижняя Тунгуска и Вилюй. Но путь вдоль Таймыра был блокирован льдами. Хабаров видел, что в Мангазее и на Таймыре соболя постепенно выбивают. За пушниной надо было ходить до реки Лены. Вероятно, с этой задумкой он шел в Москву через Тобольск по южно-уральскому Верхнетуринскому волоку на реки Чусовую и Каму. Впереди его ожидали главные свершения всей его жизни.
Фото 6. Ход из Мангазеи в Хетское зимовье.
Выводы по исследовательской работе.
Анализ хода команды Ерофея Хабарова по рекам севера Европейской части России и рекам Западной Сибири показал, что существует несколько переволок и речных переходов, движение по которым осуществлялись различными типами речных суден.
Практически на всех переволоках организовывались платные посты специалистов по переволокам, которыми пользовались как частные лица, так и казенные служивые.
На казенных и частных плотбищах в больших количествах строились новые и ремонтировались старые средства передвижения по рекам: кочи, дощаники, каюки, павозки, лодки набойные, лодки малые и струги. Весь этот транспорт обеспечивал бесперебойное движение по водным артериям в течении всей навигации в Западной Сибири.
Хабаров принял участие в географическом обследовании полуострова Таймыр и пришел к выводу, что морской выход вокруг Таймыра к морю Лаптевых блокирован льдами. Он уже знал, что в Якутск ему придется ходить по Угрюм-реке и Вилюю.
Литература и источники.
Алексей Попович. Дощаники в западносибирских уездах строились в большом количестве. https://vk.com/wall223613591_6869
«Баркулабовская летопись». Сборник старославянских переводов Л. 1963 г.
Белов М. И., Овсяников О. В., Стариков В. Ф./«Мангазея. Мангазейский морской ход».// Ленинград гидрометеоиздат 1980. Стр. 108-127.
Визгалов Г.П.; Пархимович С.Г./Мангазея – первый русский город в Сибирском Заполярье/Баско, 2007. – 320с.:ил
Журнал "Родина": Златокипящая Мангазея istrodina.com/rodina_articul.php3?i...
Мангазея и присоединение Сибири к России ...jupiters.narod.ru/history9.htm
Леонтьева Галина - Землепроходец Ерофей Хабаров https://royallib.com/book/leonteva_galina/zemleprohodets_erofey_habarov.html
Север России полуостров Таймыр - Мангазея severtao.ucoz.ru/index/mangazeja/0-...
Э. ЛеРуаЛадюри./«История климата с 1000 года».// Гидрометеоиздат. 1971. – С. 270.