Есть ли будущее у села Такеча?

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Есть ли будущее у села Такеча?

Кузнецова У.С. 1
1МБОУ "СОШ №11" г.Чита
Кузнецова В.И. 1Миронова Л.В. 2
1МБОУ «СОШ № 11»
2МБОУ "СОШ №11" г.Чита
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Умирает село, умирает...

Это сразу заметно теперь.

Не поёт здесь никто, не рожает

И не строится новая дверь.

Лишь шумят тополя-старожилы,

Словно памятник жизни былой.

Зарастает усадьба крапивой,

Где нахмурился домик пустой.

Не гуляют стада за деревней,

И не радует поле зерном.

Что ж случилось с тобою, Россия?

Без села мы же все пропадём!

М. Голубева

Аннотация. Целью работы является изучить и проанализировать историю создания и развития села; рост населения, его состав в разные периоды развития; какую пользу я могу принести для будущего моего села, обобщить информацию, сделать прогноз дальнейшего развития села.

Ключевые слова: исчезновение сел, село Такеча, история села, перспективы развития, будущее села, положительные изменения.

В работе была проведена аналитическая работа по дальнейшему развитию села, изучена его история, почему мы должны знать истоки его развития, гордиться им и любить его.

Актуальность проекта.Я очень люблю своё село – Такеча. Здесь живут мои бабушка и дедушка. Каникулы я провожу здесь и хочу быть полезна своему селу. Тревожно от того, что и в моем селе много пустых домов. Значит, жители разъезжаются? Почему? Также я знаю, что в селе рождаются дети. Значит, жизнь продолжается? Я, вместе со своими научными руководителями решили изучить историю развития села и выяснить, есть ли у него будущее? Для этого я посетила местных жителей с.Такеча и Краеведческий музей Акшинского района, где побеседовала с его работниками и нашла рукописную летопись «Историю развития села» от 2002 года. Ведь от того, какие результаты я получу, будет зависеть то, какую пользу я смогу принести и что смогу сделать для будущего села. Ведь от будущего села зависит жизнь многих людей.

Гипотеза: предположим, что развитие села зависит от привлечения внимания общественности к проблемам села, финансирования.

Объект: село. .

Предмет исследования: будущее села.

Цель работы: выяснить, есть ли будущее у села, каковы перспективы развития села.

Задачи научной работы:изучить проблему исчезновения сел в России, изучить историю создания и развития села; проанализировать рост населения, его состав в разные периоды развития; выяснить, какую пользу я смогу принести для будущего моего села, его развития; обобщить всю необходимую информацию, сделать прогноз дальнейшего развития села.

Методы исследования: теоретический — это изучение и анализ литературы, практический — наблюдение, опрос жителей села, специалистов, проведение анкетирования, описание.

Новизна исследования: изучение истории и проблем нашего села — интересный и живой труд. Приучает не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать. Надеюсь, что село Такеча не постигнет печальная участь заброшенных сел и деревень.

Теоретическое значение: ребята должны знать историю своей Родины, интересоваться своей малой Родиной, без этого у нас нет будущего, работа побуждает человека заинтересоваться данной темой, делая свой вклад в развитие села и изучая историю и проблемы нашего края.

Практическая значимость: результаты исследования и материалы данной работы могут быть использованы в рамках урочной и внеурочной деятельности на уроках «Забайкаловедение», «Окружающий мир» в школе.

Проблема: исчезновение сел в России.

Глава IОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1.Проблема исчезновения сел в России. Как это остановить?

В начале XX века в сельской местности проживало 87% населения России. Спустя 100 лет ситуация кардинально изменилась, а в деревнях осталось лишь 25% жителей страны. (примерно 36 миллионов жителей). Каждый год несколько тысяч российских деревень становятся покинутыми изаброшенными.1По оценке Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР), уже к 2023 году в российских деревнях может практически не остаться больниц, а к 2033-36 годам — сельских школ и поликлиник. Это может произойти при условии, что их количество будет уменьшаться в нынешнем темпе. В любом случае, убеждены эксперты ЦЭПР, власти «оптимизируют» инфраструктуру сел гораздо быстрее, чем там убывает население. Исчезновение сел в России связано с множеством факторов, включая ухудшение социальной инфраструктуры, высокие цены, отсутствие работы и миграцию молодежи в поисках лучшей жизни.2Тем не менее, деревенская жизнь остается привлекательной для некоторых людей, которые ценят спокойствие, близость с природой и традиционные ценности. Поэтому, несмотря на малоутешительные прогнозы, спасение деревень российской глубинки представляется возможным. По моему мнению, для этого необходимо предпринять некоторые меры. Прежде всего восстановить на селе производство при помощи программ поддержки малого сельскохозяйственного бизнеса для того, чтобы обеспечить население работой (создание ферм, мясо-молочных заводов, льготные кредиты); затем благоустроить деревенский быт (провести газификацию, организовать бесперебойную работу электричества, мобильной связи и сети Интернет); а также создавать комфортное жилье для сельскохозяйственных специалистов и работников бюджетной сферы. Тогда можно надеяться, что люди, по-настоящему любящие деревню, останутся здесь жить или вернутся. И живописные российские деревни, в которых люди живут в гармонии с природой, независимо от удаленности от больших городов обретут вторую жизнь.
Деревня всегда была сильна добросовестностью, трудолюбием, любовью к семье. Трудно передать те чувства, которые испытываешь, когда видишь заброшенные покосившиеся от времени дома, они, как брошенные дети, вызывают чувства горечи и сожаления. Вместе с деревнями умирает национальная культура. Уходит старое поколение, и вместе с ним исчезают события, сведения об исчезающих деревнях. Хочется верить, что люди все чаще будут интересоваться историей малой родины.
3Ведь каждый из нас должен стать носителем знаний о своем родном крае, об исторических и духовных корнях.
Село в России традиционно составная часть национального характера и культуры. Поэтому поддержкой и сохранением деревни надо заниматься и для производства качественной сельскохозяйственной продукции, и для обеспечения продовольственной, территориальной, а следовательно, и национальной безопасности.4

2. История происхождения села Такеча. Географическое положение. Занятость населения.

Такеча – это небольшое село в Акшинском районе. Село находится в северной части района, на левом берегу реки Тулутай (приток Онона), на расстоянии примерно 18 километров (по прямой) к северу от села Акши. Абсолютная высота— 756 метров над уровнем моря.5

Название «Такеча» с бурятского «таке» - курица, поскольку именно в этой местности обитали дикие курицы – степные дрофы. Село основано в 1919-1920гг. Первыми жителями стали семьи: Сорокина Никонора, Буянова Ивана Марковича, Переломова Георгия Николаевича, Попова Георгия.6 В 1929 в период коллективизации в Такече был образован колхоз им. Лазо. В 1950 в Такечу частично перевезли с.Тулутай по причине слияние колхозов. В 1956 колхоз им. Лазо переименовали в колхоз им. Калинина, объединив с колхозом с.Улача. Первым председателем стал И.М. Буянов. Образование и медицина нового села: 1933 – в селе была построена первая школа, в которой обучалось 60 -70 человек. Первыми учителями стал И.Г. Молчанов. В 1937 г. – к работе в школе приступил И.А. Червоткин, чуть позже к нему присоединилась его жена – Е.И. Червоткина. 7Первый медицинский работник появился в Такече в 1930 г. А после была война….. из сел Такеча и Тулутай на фронт отправились 174 человека, а вернулись 89. Пережив тяжелые военные годы, село только окрепло. Такеча росла и развивалась.8 Численность населения в те годы составляла около 600 человек. Строились новые дома и социально значимые объекты: детский сад, фельдшерско- акушерский пункт, пекарня, клуб, библиотека, почта, магазин. Многим колхозникам было присвоено звание «Почетный колхозник», а также вручались ордена и медали за трудовую деятельность. Все дружно работали на благо страны, с надеждой глядя в будущее . С 1990 г. в колхозе им. Калиина начался сильный спад производства. Это повлекло за собой сокращение поголовья скота, овец, лошадей, распродажу сельскохозяйственной техники и переезд многих жителей Такечи в другие населенные пункты. С карты села исчезли здания школы, библиотеки, правления,мед.пункта,магазина и клуба. В начале 2000-х гг все учреждения были помещены в одно здание в котором на данный момент одновременно находятся: школа, ФАП, библиотека, АТС и СДК. Село потеряло свой прежний облик, однако не исчезло. Сегодня в Такече проживает 118 человек, большая часть которых содержит личное подсобное хозяйство. В селе примерно 530 голов КРС, десятки коз, лошадей, кур.9

3. Численность населения

В книге переписи у фельдшера Шеломенцевой Е.В. выяснила, что на сегодняшний день в Такече проживает 118 человек.

В послевоенные годы число жителей было гораздо больше. И составляла около 600 человек

Вывод: данные говорят о том, что население с. Такеча сильно сократилось.

4.Состав населения.

На ФАПе я также выяснила состав населения села Такеча:

- дошкольники -3;

- школьники – 13;

- молодежь от 18 до 25 лет – 2 ;

- взрослое трудоспособное население - 91 ;

- пенсионеры от 70 и более лет – 9;10

Вывод: эти данные говорят о том, что молодёжи в селе меньше, чем людей пенсионного возраста. Очевидно, что должно быть больше. Ведь молодые люди должны трудиться и восстанавливать своё село.

5.Рождаемость и смертность за последние 5 лет

Проанализировав период с 2019 по 2024 год, то есть 5 лет, я заметила, что каждый год в селе рождается меньше человек, чем умирает. Например, С 2019 года по настоящее время родилось 2 человека, а умерло 5. Это ещё один показатель того, что население уменьшается.

Вывод: жителей в селе становится всё меньше и меньше.

6.Положительные изменения за последние годы и

мои предложения по развитию села

В 2019 г. установлена антенна сотовой связи

В 2020г. в каждый дом установили антенны цифрового телевидения

2021 г. установлен памятник воинам ВОВ сел Такеча и Тулутай

2021 установлена остановка для рейсовых и школьных автобусов

2021 установлена детская площадка

2023 проведен Интернет11

Вывод: Несмотря на все проблемы села есть и положительные изменения, поэтому можно надеяться, что жизнь в селе будет продолжаться

Глава II ИССЛЕДОВАНИЕ.

    1. Практическая часть.Опрос

Мне очень хотелось подвести положительный итог моих исследований, но данные говорили об обратном: у села нет будущего. Тогда у меня осталась последняя надежда и я решил провести опрос о будущем села.

Опрос: Как ты считаешь: у нашего села есть будущее? Да Нет

Хочешь ли ты в будущем остаться жить в родном селе? Да Нет

Кем ты будешь работать, если останешься в селе? _______________

Сколько планируешь иметь детей? ________________

Назови 5 предприятий и учреждений, которые обязательно должны работать в селе: 1,2,3,4,5

Анализ данных проведенного опроса.Опрошено 50 человек

1..Как ты считаешь: у нашего села есть будущее?

Да 32 Нет 10 Не знаю 8

2.Хочешь ли ты в будущем остаться жить в родном селе?

Да 25  Нет 20 Не знаю 5

3. Кем ты будешь работать, если останешься в селе?

- учитель – 12, - не знаю – 10, - продавец – 8, - врач – 5, - фермер – 4, - медсестра – 3

- ДК – 3, - полиция – 3, - детский сад – 2

4.Сколько планируешь иметь детей? В среднем по 1 ребёнка

5.Назови 5 предприятий и учреждений, которые обязательно должны работать в селе:

Места распределились так:

1) школа, 2) магазины 3) ДК 4) больница 5) детский сад12

Вывод: Жители верят, что лучшие года села еще впереди и хотят остаться жить в нем, если будут изменения в лучшую сторону.

    1. Мой вклад в жизнь села

А что я могу сделать для пользы моего села? Я могу:

- Украшать свой дом и село

- Озеленять улицу

- Беречь детские площадки

- Бережно относиться к природе

- Охранять исторические памятники

- Беречь и уважать чужой труд

- Следить за чистотой своего села

- Выступать с танцевальными номерами за честь своего села

И просто быть добрым и отзывчивым человеком13

Вывод: В настоящее время выступаю с танцевальными номерами за честь села и на праздниках, тем самым радуя жителей и буду продолжать это делать.Еще я украшаю свой дом и озеленяю улицу.

3.Мои предложения по развитию и восстановлению села

Если бы в селе открыли мясо-молочный завод, тогда люди бы поехали в село работать, развивалось бы сельское хозяйство и возобновила бы работу школа и другие учреждения. Но для открытия завода нужно финансирование. Мои бабушка и дедушка рассказали мне про целебное озеро Халанда14, которое находится недалеко от нашего села и я подумала, что можно разработать туристический маршрут к этому озеру. Опросив ребят своей школы, выяснила, что 81 человек из 112 и не слышали о нем, но 108 из них хотели бы там побывать. Работники Дома Культуры с.Такеча согласились мне помочь и провести экскурсию для нашего класса, поездку мы запланировали на май месяц этого года. Денежные средства полученные от проведенных экскурсий можно использовать для развития села и строительства завода.

Вывод: При открытии мясо-молочного завода в селе будет продолжаться жить и у него будет будущее

Заключение

Гипотеза моего исследования подтвердилась если я смогу заинтересовать большинство людей данной темой, то возможно многие смогут внести свой вклад в развитие сел и в них будет продолжаться жизнь, люди будут знать историю своего края и гордиться им, я буду продолжать изучать данную тему дальше. Я буду продолжать выступать за честь своего села на районных концертах и радовать жителей села на праздники.

В настоящее время наша проблема услышана Средствами Массовой Информации о чем свидетельствует статья, которая была опубликована 5 февраля 2023 года на сайте Заб.ньюс и заинтересовала жителей нашего края.15

Если в селе останется, хотя бы часть нынешних школьников, на свет появятся их дети, будут появляться новые рабочие места, то есть надежда, что село будет развиваться и жить дальше. Я очень на это надеюсь! Еще нужна поддержка государства.

В настоящее время в селе закрыта школа из-за того, что нет учителя. Детей будут возить в соседнее село - Улача. Это очень большая потеря для села, потому что потеряли рабочие места около 5 человек.

Если бы в селе открыли мясо-молочный завод, тогда люди бы поехали в село работать, развивалось бы сельское хозяйство и возобновила бы работу школа и другие учреждения. Проведя исследование, я ещё ближе познакомилась с жизнью в селе. Прочитала архивы о нашей деревне. По результатам исследования, я создала презентацию и видео «Мое любимое село - Такеча». 16

В ходе работы я столкнулась и с некоторыми трудностями. Трудность работы заключалась в том, что некоторые сведения имеют историческую давность, эти сведения разбросаны, а старожилов осталось единицы. Я считаю, сегодня надо больше рассказывать о нашей истории и людях, которые ее создавали, тогда молодое поколение будет знать, и помнить людей, которые ни год и ни два улучшали облик нашего района, деревень, прилегающих к нему.

Я могу сделать вывод, что у красивейшего села Акшинского района - Такеча - есть будущее. Но только при определённых условиях. Село Такеча – это маленький уголок нашей огромной страны, но причины исчезновения российских деревень одинаковы. Селу нужна поддержка государства. Создание новых рабочих мест приведёт к сокращению числа людей, покидающих свою Родину, только потому, что нет возможности трудоустроиться в родном селе и нужно искать работу за его пределами.

Молодёжь должна чтить традиции своего народа. Дети должны продолжать дело своих отцов и дедов. Я уже решил, что буду получать профессию, связанную с сельским хозяйством, чтобы фермерское хозяйство моего деда продолжало жить: хочу давать людям продукцию высокого качества и чтобы у населения были рабочие места.

Я мечтаю остаться жить в родном селе, как и 25 человек из моего опроса. А если мы объединимся, то наше село обязательно будет ЖИТЬ! Я очень мечтаю об этом!

Практическая значимость исследования.

Данный исследовательский материал можно использовать на классных часах, уроках истории и краеведения. Он пополняет знания о селе Забайкальского края, воспитывает чувство гордости за свою Родину. А может послужить мотивацией к реальным делам по сохранению и развитию моего родного села Такеча.

Список литературы:

1.Бондаренко Л. Оценка уровня социального развития села .- М.: Знание, 2009.-144 с.

2.Великий П. П. Российское село: кризис созидания.- М.: Знание, 2009.-148 с.

3.Данные архива МБОУ «ООШ с.Такеча».- Такеча., 2000.-55 с.

4.Пнева Е.М. Потехина Д.С. Летопись истории села Такеча. Рукописный сборник. – Такеча.,2002.-20 с.

5.Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015: Стат.сб. / Росстат — M., 2015. – 311 c.

6.Шеломенцева Е.В. Данные ФАП с. Такеча.- Такеча., 2024.-35 с.

7.Шингарев А.И. Вымирающая деревня.- М.: Социс, - 2009.-144

Электронные ресурсы

1.Дибирдеев В.И. Такеча // [Электронный ресурс] – Режим доступ. – URL: http://encycl.chita.ru/encycl/concepts/?id=6578

2.Такеча [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия.: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Такеча (дата обращения: 15.11.2022)

Приложение 1

 

Первый председатель села ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ С. ТАКЕЧА

УЧИТЕЛЯ С. ТАКЕЧА 1937 г. РУКОПИСНАЯ ЛЕТОПИСЬ С. ТАКЕЧА

Приложение 2

Приложение 3

О. ХАЛАНДА

МОЙ ВКЛАД В ЖИЗНЬ СЕЛА

С. ТАКЕЧА

1 Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015: Стат.сб. / Росстат — M., 2015. – 311 c.

2 Великий П. П. Российское село: кризис созидания.- М.: Знание, 2009.-148 с.

3 Шингарев А.И. Вымирающая деревня.- М.: Социс, - 2009.-144

44 Бондаренко Л. Оценка уровня социального развития села .- М.: Знание, 2009.-144 с.

5 Такеча [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия.: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Такеча (дата обращения: 15.11.2022)

6 Дибирдеев В.И. Такеча // [Электронный ресурс] – Режим доступ. – URL: http://encycl.chita.ru/encycl/concepts/?id=6578

7 Данные архива МБОУ «ООШ с.Такеча».- Такеча., 2000.-55 с

8 Приложение 1

9 Пнева Е.М. Потехина Д.С. Летопись истории села Такеча. Рукописный сборник. – Такеча.,2002.-20 с.

10 Шеломенцева Е.В. Данные ФАП с. Такеча.- Такеча., 2024.-35 с.

11 Данные архива МБОУ «ООШ с.Такеча».- Такеча., 2000.-55 с.

12 Приложение 2

13 Приложение 3

14 Приложение 3

15 Приложение 3

16 Приложение 3

Просмотров работы: 9