Введение
На уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» мы познакомились с Галиной Сергеевной Улановой - советской балериной, педагогом. Именно поэтому мне захотелось выяснить, а есть ли девочки, вставшие на пуанты, в нашем родном городе Абдулино.
Цель исследования: выяснить есть ли балерины, которые встали на пуанты в родном городе Абдулино.
Задачи исследования:
выяснить значение слова «пуанты», а также кто из танцовщиц первым встал на пуанты;
найти информацию о танцевальных коллективах города Абдулино;
выяснить, кто из девочек нашего города встал на пуанты;
взять интервью у педагога-наставника, провести беседу и интервью с балеринами, которые родом из нашего города Абдулино;
осуществить опрос с учениками 4-го класса и оформить результаты исследования в виде диаграмм;
проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы;
предоставить собранный материал о наших балеринах для краеведческого альманаха «Четвёртое измерение».
Объект исследования: танцевальная деятельность абдулинских девочек.
Предмет исследования: использование пуантов в танцевальной деятельности абдулинских девочек.
Гипотеза: если изучить деятельность детских танцевальных коллективов города Абдулино, то можно выявить девочек-балерин, вставших на пуанты.
Характеристика работы.
Работа будет опубликована в краеведческом альманахе «Четвёртое измерение» в рамках реализации проекта «Создание и обеспечение функционирования школьного туристско-краеведческого просветительского центра «Точка отсчёта» и станет источником информации для всех интересующихся данной темой.
Основная часть
Теоретическая часть
Что означает слово «пуанты»?
Сначала мы занялись поиском значения термина «пуанты» и выяснили, кто же был первыми танцовщицами.
Пуантами называются женские балетные туфли, которые позволяют танцовщице встать на кончики пальцев. Само слово произошло от французского pointe, что означает «острие». Прототипом первых пуантов многие исследователи считают мягкие атласные туфли с прямоугольным носом, которые носили знатные дамы в Европе на рубеже XVIII—XIX веков.
Первые упоминания о танцах на пуантах связаны с именем балетмейстера Шарля Дидло. Считается, что впервые балерина встала на пальцы в его балете «Зефир и Флора». Юрий Бахрушин писал: «Женский классический танец в этот период достиг большого расцвета. Решающим моментом в этом отношении было появление «положения на пальцах». Эту позу ввел Дидло». А французский критик Кастиль-Блаз в одной из своих статей сообщал: «Мы узнаем из газет, что старшая мадемуазель Гослен в течение нескольких мгновений стояла на пальцах, sur les pointes des pieds — вещь доселе невиданная».
Новый эффектный прием сначала использовали исключительно для романтических возвышенных партий: на пуанты вставали феи, богини, нимфы. Балерины, исполнявшие партии обычных девушек, танцевали на полупальцах или в туфлях на небольших каблуках.
Первые пуанты не были похожи на современные, поскольку у них не было жесткого носа. Мягкие туфли набивали тканью, чтобы уменьшить риск травмировать пальцы. Первой обувь с жестким каркасом надела Мария Тальони. 12 марта 1832 года она вышла на сцену в балете «Сильфида» и станцевала весь спектакль на пуантах.
Техника танца на пуантах развивалась на протяжении всего XIX столетия, вместе с ней менялись и сами туфли. Появился так называемый «пятачок» — плоское завершение туфли, которое придавало обуви устойчивость. Его, как правило, изготавливали из дерева и покрывали мягкой тканью. В XX веке у пуантов появился «стакан»: часть туфли, закрывающую пальцы, стали для придания нужной жесткости пропитывать крахмальным клеем.
Пуанты XIX века сильно схожи по форме с бальными и уличными женскими туфлями конца XVIII — 1-й половины XIX века, когда после революции француженки практически отказались от каблуков, ставших символом опасной принадлежности к аристократии в пользу античной естественности. Как и бальные туфли, их делали из шёлкового атласа, на плоской кожаной подошве с носком прямоугольной формы. «Греческую моду» 1790-х подхватили и танцовщицы: Мария Медина, а вслед за ней и другие артистки, выходили на сцену в хитонах и сандалиях, проповедуя свободу. В то же время такие танцовщицы, как мадмуазель Паризо[en], продолжали танцевать в узких туфельках на низком каблуке (однако уже без пряжек, бантиков, цветов и прочих украшений времён рококо).
Первые танцовщицы на пуантах
Первыми танцовщицами, кто начал определённо подниматься на кончики пальцев в своих танцевальных туфлях, были итальянка Фортуната Анджолини (1776—1817) и француженки Женевьев Гослен[fr] (1791—1818) и Фанни Биас (1789—1825). Примечательно, что все первые достоверные упоминания о танце на пуантах связаны с Лондоном и с балетом «Зефир и Флора» в постановке Шарля Дидло[1]. Историк балета Юрий Бахрушин прямо утверждал, что позы на пуантах ввёл не кто иной, как этот балетмейстер: Женский классический танец в этот период достиг большого расцвета. Решающим моментом в этом отношении было появление „положения на пальцах“. Эту позу ввёл Дидло, и первой танцовщицей, исполнившей её, была, вероятно, Данилова в балете «Зефир и Флора» в 1808 году.
Вполне вероятно, что допущение Бахрушина ошибочно и Дидло подсмотрел приёмы новой пальцевой техники у итальянки Анджолини, танцевавшей в его лондонских постановках после того, как балетмейстер в 1811 году перебрался из Петербурга в Англию. Доказательств «русской» версии происхождения пуантов на данный момент не существует, в пользу «итальянской» говорит то, что вплоть до XX века все балетные технические новшества и достижения виртуозности шли именно из Италии — тем более, что Анджолини была представительницей известной балетной династии XVIII века. Тем не менее, очевидно, что в Париж новинка попала не напрямую из Италии, а через Лондон, следуя за Дидло: в 1815 году он поставил «Зефира и Флору» в Париже, на сцене Королевской академии музыки.
В 1821 году в Лондоне, на сцене Королевского театра, выступала Биас, украшавшая свой танец отдельными позами на пальцах. Именно к этому времени относится литография Ж.-Ф. Вальдека, на которой балерина изображена в уверенной позе на пальцах в V позиции.
В октябре 1830 года Мария Тальони (1804—1884) показала танец на пуантах в балете «Бог и баядерка», 14 марта следующего года она дебютировала в «Зефире и Флоре» Дидло, а ровно через год, 12 марта 1832 года, уже уверенно танцевала на пуантах в балете своего отца «Сильфида», окончательно утвердив на сцене главенство романтизма. Чуть ранее, в июле 1831 года, Фанни Эльслер демонстрировала в балете «Синяя борода» уже по два пируэта на пальцах: «Её двойные пируэты на пуантах, её необычайная сила и выносливость, её прелесть, лёгкость и точность оказались частями одного неделимого целого» — писал критик издания Bäuerles Theaterzeitung. В 1846 году Париж настолько поразила пальцевая техника Софии Фуоко, что юной итальянке, «блестяще владеющей так называемыми пуантами», дали прозвище La Pointue — возможно также, что эта виртуозка делала на сцене уже по три пируэта на пальцах.
Первой русской балериной, начавшей танцевать на пуантах, называют ученицу Дидло Авдотью Истомину (1799—1848), танцевавшую в, том числе, и в балете «Зефир и Флора». Постепенно танец на пуантах превратился в обязательный элемент классического балета — до такой степени, что во многих редакциях старинных классических балетов характерные, деми -характерные и даже гротесковые партии (как, например, фея Карабос из «Спящей красавицы» Константина Сергеева, 1964) были полностью переведены с каблуков и мягких туфель на пуанты. Эта тенденция достигла максимума у балетмейстера Юрия Григоровича, который практически полностью вывел каблучковый танец со сцены Большого театра, заменив характерные сюиты в «Щелкунчике» (1966), «Лебедином озере» (1969) и других балетах классическими вариациями на пуантах с некоторым национальным колоритом.
Танцевальные коллективы города Абдулино.
В нашем городе Абдулино функционируют два танцевальных коллектива. Это народный хореографический коллектив «Грация», ему одиннадцать лет. Им руководит С. Н. Осина. Основное направление коллектива: народное, но могут использоваться и другие. И образцовый народный хореографический коллектив «Вдохновение», который существует тридцать лет. Руководит данным коллективом Эльвира Аруслановна З. Основное направление постановки танцев – народное. Одна Эльвира Аруслановна ставит девочек на пуанты. Преподаватель имеет твёрдые знания в области хореографии. В педагогической работе она организованна, ответственна, исполнительна и требовательна. Обладает прекрасными организаторскими способностями, которые проявляются в работе с детьми и родителями, развивая их активность и самостоятельность. Эльвира Аруслановна - целеустремлённый в своей работе человек, который всегда стремится достичь высших результатов. Она очень ответственно относится к делу, осуществляет творческий подход по развитию интереса к своему предмету. Ведь учитель танца – это не просто педагог, но и психолог одновременно, а ученики – творческие люди, к которым нужен особый подход. Эльвира Аруслановна стремится передать ученикам свои знания и опыт, чтобы они стали профессионалами своего дела. Родители с благодарностью относятся к преподавателю за кропотливый и нелёгкий труд, терпение, желание приобщить детей к искусству, научить легко и красиво танцевать.
2. Практическая часть
Практическое исследование
Нами было проведено исследование, цель которого было выяснить есть ли балерины, которые встали на пуанты в нашем родном городе Абдулино.
В ходе работы использовались методы исследования: сбор и анализ различных источников информации, интервьюирование, опрос, обобщение.
Начали своё исследование с того, что нашли информацию о значении слова «пуанты» и самых первых танцовщицах на пуантах. Затем выяснили, сколько танцевальных коллективов существует в нашем городе Абдулино, а также в каком коллективе ставят девочек на пуанты.
Поэтому нами было проведено исследование о том, какое количество девочек нашего города встали на пуанты и занимаются балетом. Начали своё исследование с интервью, которое было проведено с преподавателем танцевального коллектива «Вдохновение» Эльвирой Аруслановной З. Мы выяснила, что девочек, вставших на пуанты, было четверо –Ирина С., Ангелина П., Иванова Валерия, Милена К.
Из перечисленных выше четырёх девочек, к сожалению, нам удалось связаться лишь с одной Ивановой Валерией и её мамой Зоей Ивановной. Аккаунты остальных девочек имеет закрытый профиль. С Валерией мы смогли пообщаться через мессенджер WhatsApp. Ей были отправлены вопросы интервью, а она нам прислала свои ответы, фотографии и награды, которые на данный момент имеет. С Зоей Ивановной, мамой Валерии, нам удалось поговорить по телефону. Выяснилось, что Лера родилась в городе Бугуруслане Оренбургской области 28 ноября 2007 года, но жила в городе Абдулино. С самого раннего детства она была подвижным ребёнком. Девочке нравилось играть с детьми, поэтому в два с половиной годика её определили в детский сад №3 «Сказка». Валерии очень нравились музыкальные занятия, где можно было танцевать. Детский сад она посещала с большим удовольствием. В возрасте 4,5 лет, Валерия начала проявлять большой интерес к танцам. Чтобы не тратить энергию впустую родители решили отдать её на обучение в народно-хореографический коллектив «Вдохновение». После просмотра у педагога-хореографа Зайцевой Эльвиры Аруслановны Валерию зачислили в коллектив «Вдохновение». Непосредственно танцами она начала заниматься с пятилетнего возраста. Впервые на пуанты маленькая Валерия встала в 6 лет, но именно серьёзно заниматься начала в возрасте 8 лет. В составе данного коллектива Валерия принимала участие в различных фестивалях, конкурсах, концертах, занимая призовые места, но были и сольные выступления. До поступления в хореографическое училище Валерия обучалась в МБОУ СОШ №3.
Девочка с трепетом и уважением отзывается о своём первом учителе, которым для неё была Эльвира З. Эльвира Аруслановна - это человек, который разглядел в маленькой девочке талант и способности танцевать. Преподаватель всегда добивалась желаемого от Валерии, а в настоящее время продолжает добиваться высокого результата от других воспитанниц. «Эльвира Аруслановна – человек с большой буквы», - так отзывается о своём первом учителе Валерия. Её кумиром с самого детства была Светлана Захарова. Её академизм, выхолощенность ног и харизма вызывали у девочки восхищение.
На данный момент Валерия 6 год обучается в Самарском хореографическом училище. Самыми любимыми её предметами являются предметы специализации: классический танец, народно-сценический танец, дуэтно-классический танец и современный. Кроме того, Лера отметила важность предмета «Актёрское мастерство», где студентов обучают передавать зрителю своё эмоциональное состояние. Есть у Валерии и результаты и они не единичны. В этом году она стала победителем регионального этапа Молодёжных Дельфийских Игр России. В данном этапе принимали участие 1399 человек, а конкурсные просмотры и прослушивания прошли по 23 номинациям. Иванова Валерия заняла 1 место и рекомендована в состав делегации от Самарской области. В перспективных планах Валерии окончить Самарское хореографическое училище, овладев всеми необходимыми навыками, которые помогут ей работать в любом театре. В мыслях поступление по профилю для получения высшего образования.
К сожалению, нам не удалось лично связаться с Ириной С., но нами проведена тщательная работа по изучению материалов в сети Интернет о ней с сайтов Кино-Театр.РУ, primamedia.ru и других. Кроме того мы прослушали несколько интервью с её участием, просмотрели несколько видеоматериалов с выступлением Ирины, чтобы по крупицам собрать материал об этой уникальной балерине с мировым именем из нашего города Абдулино. Итак, Ирина Константиновна С. родилась 12 мая 1989 года в городе Абдулино Оренбургской области. Со слов Ирины она с самого детства везде всегда танцевала, дома перед телевизором, в гостях, на новогодних семейных праздниках. И родители, видя это, решили, что раз есть такое желание у ребенка, то это надо развивать, и отдали её в профессиональный кружок, в котором девочка стала заниматься с четырех лет.
«Я из маленького города Оренбургской области, но, слава Богу, мне попался талантливый руководитель. Она что-то увидела во мне и старалась, чтобы я была всюду задействована, давала маленькие сольные кусочки в выступлениях» - так говорит о своём первом педагоге Ирина. Позже, когда Ирина Сапожникова подошла к тому критическому возрасту для балета, когда надо было решать – заняться серьезно или оставить это дело, её родственники, жившие в Уфе, узнали про очень хорошее хореографическое училище в их городе, которое существовало уже много лет с хорошими балетными традициями и педагогами. Ирина прошла вступительные экзамены, её приняли в хореографическое училище, хотя сама Ирина не считает, что она была особо одаренной… Она говорила о том, что было очень тяжело в самом начале её творческого пути. У Ирины был не самый простой путь. Не особо выделяясь во время учёбы, она добилась невероятных высот и сейчас является примой одного из самых престижных театров страны. Всем начинающим артистам балета есть чему поучиться у Ирины, ведь её путь — это путь усилий и достижения того, о чём в школе она даже не могла мечтать.
Позже в одном из интервью Ирина говорила: «Начала я свой путь с Башкирского хореографического училища имени Рудольфа Нуреева, сейчас его переименовали в колледж. Училище поддерживает старые классические традиции вагановской школы. Педагоги в основном закончили как раз академии в Петербурге или Москве. Но отличия небольшие, и в нашей школе уже сформировался свой стиль и костяк, появилась история». После окончания училища Ира шесть лет работала в Башкирском государственном театре оперы и балета. Её карьера развивалась стремительно — ко второму году работы в театре Ирина прошла весь кордебалет, начала танцевать сольные партии, активно участвовать в различных конкурсах. Ведь как раз конкурсы дают очень мощный толчок, потому что они балерину полностью меняют. Даже педагог Галина Георгиевна С., которая работала с Ириной в театре и была ей как вторая мама, как-то призналась, что, выпуская Ирину из училища, она никогда бы не подумала, что Ирина будет танцевать ведущие партии. Максимум «Щелкунчик» или «Золушка» — то, что подходит мне по внешности и характеру. Но именно из-за конкурсов карьера Иры начала стремительно развиваться: ей дали сначала одну ведущую роль, потом вторую, третью и так далее. Какие-то примы уходили в декрет, их роли нужно было танцевать. У Ирины получалось, и её отмечали. Например, очень серьёзным достижением для Иры стала одна из её любимейших партий — Никии в «Баядерке», хотя она не была уверена, что сможет их осилить. Очень глубокая и драматичная роль, невероятный, волшебный спектакль… Затем Ирина узнаёт, что во Владивостоке открывается новый театр, и отправляется туда. Это был шаг в неизвестность — она не знала, что здесь там — но на него решилась. Первые два года в Приморском театре оперы и балета стали испытанием. На тот момент работы было мало, выживать было сложно, держать себя в форме тоже… Всё было сложно. Такой театр был совершенно новым явлением для Владивостока: никто о нём не знал, костюмеры не знали, как застёгивать, гримёры не знали, как гримировать.
Ирина смогла пережить этот сложный период благодаря своему опыту и убеждениям. Она говорила: «Я верю, что всё, что происходит в жизни, происходит для чего-то. Я всегда в это верила. Всё происходит так, как нам уготовано». Этот переезд научил Ирину многому: как не сломаться, как не уйти на дно — наоборот, она закалила свой характер, собралась и выжила. Всем её коллегам очень повезло, что было решено открыть Приморскую сцену Мариинского театра. Это какое-то совершенно новое событие в мире искусства — филиал Мариинского театра. После этого всё стало налаживаться: Ирина привыкла к городу, приехали педагоги из Петербурга, что достаточно важно, появился интересный репертуар. В одном из интервью Ирину спросили о том, есть ли что-то, чего она не знала, пока учились в школе, а узнала только после её окончания? Она ответила, что такихнюансов было достаточно много. Когда она училась в школе, то не была подающей надежды девочкой, на которую делали ставки. Ей просто хотелось быть не хуже, чем все. Она сказала, что у неё немного мягковатый для балета характер, что ей не хватает твёрдости, чтобы идти в гору. Но она не предполагала, что настолько заболеет профессией. Она всегда любила танцевать, всегда любила сцену, но никогда не видела себя на сцене Мариинского театра, а в настоящее время регулярно выступает там с гастролями. Вот говорят же: «Не бойтесь мечтать — мечты сбываются». Но о таком Ирина даже не мечтала! В школе у каждого есть педагог. Он с тобой возится, заставляет, выворачивает ноги. Там ещё не у всех есть понимание, зачем всё это. О себе Ирина говорит, что она была прилежной ученицей, но не такой, чтобы постоянно самостоятельно работать над собой. Но ей, она считает, почему-то всегда везло. С её слов, самое большое отличие школы от театра в том, что в театре ты никому не нужен, ты принадлежишь сам себе. И очень многие ломаются и выходят из формы. Внезапно над тобой никто не стоит с палкой и не толкает тебя. Не пришел на урок — твои проблемы. Танцевать-то тебе, ломать ноги тоже тебе, если не будешь заниматься. Важно развивать в себе сознательность уже в школе. Это надо не кому-то, а самому человеку. Любой балерине надо беречь свои ноги, своё тело, потому что это — наш хлеб. Когда её спросили о том, какой совет она может дать тем, кто захочет пойти по её стопам? Она сказала о том, что много всего того, о чём хотелось бы сказать. Если человек честно трудится, а ему кажется, что мир несправедлив, потому что, возможно, куда-то не ставят, не дают ролей позначительнее, нужно верить, что справедливость существует, и опыт, который имеется у неё, это доказывает. У неё тоже были ситуации, когда её не любило руководство. И это нормально, кому-то ты нравишься, кому-то — нет. Но если продолжать упорно трудиться, если есть безумное желание, то обязательно всего добьешься. Конечно, какая-то изюминка, какой-то дар от Бога тоже важен. Но куда важнее — не опускать руки. И обязательно однажды окажешься там, где даже не мечтал. Информационная справка об Ирине Константиновне С.- Ирина С. - заслуженная артистка Республики Башкортостан (2013). Окончила Башкирское хореографическое училище им. Р.Нуреева. В 2007–2013 годах работала в труппе Башкирского государственного театра оперы и балета. С 2013 года — ведущая солистка Приморского театра оперы и балета. С 2016 года — балерина труппы Приморской сцены Мариинского театра.
Театральные работы: «Тщетная предосторожность» (Лиза, подруга Лизы), «Голубой Дунай» (Тирольский танец), «Дон Кихот» (вариация в grand pas, подруга Китри, дриада-солистка), «Баядерка» (Никия, Гамзатти, pas d’action), «Раймонда» (Раймонда, сарацинский танец), La marionnette (на музыку И. Стравинского) (Балерина), «Бахчисарайский фонтан» (Паненка), «Золушка» (Золушка, подруга Принца), «Спящая красавица» (Красная шапочка, Фея беззаботности, бриллиантов, сапфиров, золота, серебра), «Щелкунчик» (Маша, испанский танец, русский танец, китайский танец), «Лебединое озеро» (Испанская невеста, pas de trois, маленькие лебеди), «Корсар» (Солистка в картине «Оживлённый сад»), «Семь красавиц» (Магрибская красавица), «Спартак» (Эгина).
Призы и награды: серебряная медаль, лауреат 1-й премии II Стамбульского международного балетного конкурса (Стамбул, Турция, 2010), Лауреат 2-й премии III Международного конкурса Ю. Григоровича «Молодой балет мира» (Сочи, 2010), Лауреат 2-й премии Конкурса артистов балета и хореографов в рамках I Всероссийского форума «Балет XXI век» (Красноярск, 2010), Лауреат 2-й премии VII Международного конкурса балета им. С. Лифаря (Донецк, Украина, 2011), Лауреат премии Международной организации «ТЮРКСОЙ» (Уфа, 2012), Лауреат 2-й премии XI Международного конкурса танца Premio Roma Danza (Рим, Италия, 2012), Серебряная медаль, лауреат Международного конкурса артистов балета (Джексон, США, 2014).
Затем нами был проведён опрос среди учащихся 4-го класса. Результаты опроса таковы:
Что такое пуанты? (3ч, что составляет 12,5% респондентов, знают, что такое пуанты) Приложение 5.
Какие танцевальные коллективы есть в нашем городе? (12ч, а это 50% респондентов назвали танцевальный коллектив «Вдохновение») Приложение 6.
Знаете ли вы девочек, которые встали на пуанты в городе Абдулино? (лишь 1ч, что составляет 4,16% от общего числа респондентов, назвал фамилию и имя балерины из нашего города Абдулино) Приложение 7.
После проведённого опроса, нами был подготовлен и представлен материал для ребят четвёртого класса в рамках курса «Моё Оренбуржье» (о Валерии Ивановой и Ирине Константиновне С.).
Заключение
Поработав с разными источниками информации, мы выяснили значение слова «пуанты», а также кто был самыми первыми танцовщицами на пуантах.
Нашли информацию о танцевальных коллективах «Грация» и «Вдохновение», которые функционируют в нашем родном городе Абдулино.
Провели интервью с руководителем образцового народного хореографического танцевального коллектива «Вдохновение» Эльвирой Аруслановной З. и выяснили, сколько девочек ею были поставлены на пуанты.
Провели интервью и беседу с Ивановой Валерией и её мамой Зоей Ивановной.
Собрали интересный материал о балерине с мировым именем Сапожниковой Ирине Константиновне, которая впервые встала на пуанты в городе Абдулино.
Провели опрос с обучающимися 4-го класса и оформили результаты исследования в виде диаграмм.
Проанализировали полученные результаты, сформулировать выводы.
Представили собранный материал о наших балеринах для краеведческого альманаха «Четвёртое измерение».
В результате проведённого исследования наша гипотеза подтвердилась, изучив деятельность детских танцевальных коллективов нашего города Абдулино, мы смогли выявить девочек-балерин, вставших на пуанты.
Список использованных источников и литературы
https://abdulinskieprostori.ru/2023/05/01/tanczevalnyj-kollektiv-vdohnovenie-pobedil-vo-vserossijskom-konkurse/
https://dzen.ru/a/XwQz2AVBTx2aFKPh
https://www.lapersonne.com/post/primmariinsky-irina-sapozhnikova/
https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/puanty/
https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/puanty/
https://otvet.mail.ru/question/52374214
https://planetabaleta.ru/napravlenia.htm
https://sochisirius.ru/news/3876
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пуанты
https://vk.com/wall-126953734_2683
https://ru.wikipedia.org/wiki/Балет
Приложение 1 «Начало творческого пути Ивановой Валерии»
Валерия Иванова и её родители (Зоя Ивановна и Игорь Юрьевич).
Приложение 2 «Достижения Ивановой Валерии»
Валерия Иванова и её педагог-наставник Эльвира Аруслановна З.
(руководитель Образцового народного хореографического коллектива «Вдохновение»).
Приложение 3 «Ирина С. на сцене»
Приложение 4 «Ирина Константиновна С.»
Приложение 5 «Результаты опроса. (Ответ на 1 вопрос)
Приложение 6 «Результаты опроса». (Ответ на 2 вопрос).
Приложение 7 «Результаты опроса». (Ответ на 3 вопрос).