Поэтесса нашего села

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Поэтесса нашего села

Пятаева Л.К. 1
1МБОУСОШ №1
Баишева Н.С. 1
1МБОУСОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность

Я очень люблю свой край, изучаю его историю, волнуюсь за культуру моего народа, восхищаюсь ее красотами и удивительными людьми. В каждом селе, поселке есть люди, о которых хочется рассказать всем, которым Бог дал такой талант, что могут на ходу сочинить пару стихотворений за считанные минуты. Хоть они и не получили мировую славу, зато писали и пишут стихи, которые действительно берут за душу. Такие люди обладают удивительным даром – дарить свою душу, мысли, переживания и себе, и окружающим. Но мы мало о них знаем, так как у современных детей другие интересы, взгляды, ценности. В данной работе я рассмотрела творчество нашей землячки, моей тети по материнской линии, Наими Хафизовны Чумгалаковой. Главная идея нашей работы - рассказать о ней и выяснить, как и когда она стала сочинять стихи. Начав работу со встречи с ней, расспрашивала о ее жизни, о публикациях, о новых работах. Эта встреча дала нам многое, так как мы считаем, что необходимо поддерживать культурное наследие нашего села. Актуальность темы заключается в том, что исследованием 2 ее поэтического творчества никто не занимался. От всех ее работ веет искренностью, теплом, любовью, и это вызывает естественный интерес, поэтому очень важно видеть вокруг себя талантливых людей.

Цель:

- изучить творчество Наими Хафизовны Чумгалаковой

-привлечь интерес окружающих к творчеству Н.Х.Чумгалаковой

Задачи:

-собрать необходимый материал и познакомиться с жизнью и творчеством Н.Х.Чумгалаковой

- выявить тематические направления

- проанализировать стихотворения Н.Х. Чумгалаковой

- привлечь внимание к ее творчеству

Объект исследования:

- жизнь и творчество земляка, общественная и трудовая деятельность

Предмет исследования:

- творчество Н.Х.Чумгалаковой

Гипотеза исследования:

Могу предположить, что познакомившись и проанализировав стихотворения поэтов – самородков, мы сможем расширить наши представления о малой родине, повысить уровень патриотизма и любви к ней, поскольку стихи Наими Хафызовны несут высокую духовность и нравственность2 .

Методы исследования:

- личная беседа

-наблюдение

- интервьюирование

- работа с семейными архивными материалами

- составление презентации

Новизна работы: исследование по заявленной теме ранее не изучалось и специальных работ не существует.

Практическая значимость:

Материал можно использовать на внеклассных мероприятиях, факультативных занятиях, во внеурочной деятельности

Основная часть

2.1.Биография Н.Х.Чумгалаковой

Чтобы исполнилась твоя заветная мечта детства, нужно идти навстречу к ней всеми путями, силами и достижениями. Самая заветное желание Наими Хафызовны после окончания школы - стать «артисткой» или учителем музыки. Но мечтам не суждено было сбыться. Наимя Хафизовна родилась 5 июля 1969 года в селе Средняя Елюзань, Пензенской области, Городищенского района, в самом большом татарском селе Европы, в семье предпринимателя. Её отец, Хафыз Ханяфиевич, с малых лет остался без отца, и он, как старший сын в семье, взял всю ответственность на себя . С утра до ночи трудился вместе со взрослыми в поле, пахал, сеял, убирал урожай. Так шаг за шагом продвигался к своей цели - стать успешным предпринимателем. Упорный труд и настойчивость чаще всего приводят к успеху. Семья была большая, шестеро детей, Наимя была пятым ребенком. В то время работы по дому и хозяйству было очень много. Приходилось помогать родителям и по хозяйству, и в домашних делах. В школу ходить она не любила, но уроки музыки, русского языка и родной литературы ей очень нравились. В свободное время читала стихи Сергея Есенина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля. Принимала активное участие во всех школьных мероприятиях, ни один концерт не обходился без неё. Она прекрасно пела и читала стихи. Вот наступает время оканчивать школу, и встаёт вопрос: « Куда пойти?», «Как учиться дальше?»

Она очень мечтала поступить в театральное училище, но отец её выбор не одобрил. 1986 году окончила 10 (десять) классов и в этом же году поступила учиться в УПК (учебно-производственный комбинат) по специальности

« Пошив верхней одежды». Отучилась там два года. После окончания УПК устроилась на работу в КБУ (комбинат бытового обслуживания). На работе все ее уважали за веселый смех и юмор. Наимя Хафызовна в перерывах между делом напевала задушевные песни. У нее прекрасный голос. А сколько песен она знает!

В 1989 г вышла замуж и родила двоих замечательных детей: дочь Нурию и сына Джафара. С детства была творческим ребёнком. Первые стихи были написаны в начальных классах. Это были маленькие четверостишия. В седьмом классе она написала балладу о том, как поссорились две подруги.

Основано на реальных событиях. Она имела в виду себя и свою близкую подругу.

Через некоторое время об этом очень сожалела, а на следующий день сочинила балладу. Но больше не стала сочинять баллады. К сожалению, первые ее стихи не сохранились. Не зря говорят, что поэты пишут сердцем и душой. И действительно, если строки не пропустишь через свою душу, то стихи просто уйдут в никуда, никого не затронув. Более осознанно уже начала писать с тридцати лет. В одной из бесед она сказала: «Я благодарна судьбе за то, что она дала мне дар слагать стихи» Первое стихотворение называется «Каен» («Берёза»). Когда её спрашивают: «Как вы начали писать?» Она говорит: « Даже не знаю, занимаюсь чем-нибудь и вдруг в голове? начинают кружиться слова, быстренько беру тетрадь, ручку и начинаю писать ». Читая ее стихи, всегда понимала, какое настроение было у автора, когда писала, сочиняла4.

Воспоминания Чумгалаковой Н.Х4

Поводом для создания стихотворения может послужить какое - нибудь событие, поездка, интересный случай, незабываемая встреча. Еще я читала, что поэтам нужен талант и вдохновение. Я думаю, талант-это способность наблюдать, видеть красоту, тонко чувствовать и красиво выражать свои мысли. Любимая ее цитата: «Поэзия - это музыка души».

Я тоже иногда сочиняю стихи, я только учусь. Ко Дню матери заняла первое место за стихотворение собственного сочинения. А стихи моей родственницы с удовольствием читаю в свободное время и на внеклассных мероприятиях.

Несколько её стихотворений были напечатаны в областной газете и жизнь деловых мусульман «Дускаем», а также в районной газете «Городищенский вестник».

Два года назад певец Ильшат Набиев заинтересовался её стихами. И на стихотворение «Каен» была написана музыка, а музыку написал Шахзат Разметов и сам же исполнил.

Следующая песня, которую спел Айдар Аймалетдинов, называется «Гузялем», музыку также написал Шахзат Разметов3.

Дания Юнаева из г. Пенза исполнила песню «Ышандырам»

В 2019 году вышел её первый сборник стихов «Элэзэн мон,нары» («Елюзанские мотивы»), где представлены 79 стихов, но за это время количество стихов прибавилось.

Интернет-ресурсы 3

В 2020 году вышла песня про малую родину «Авылым Урта Элэзэн» . На студио г. Пенза была записана музыка на слова Наими Хафызовны. Больше всего меня тронула эта песня. Задушевная, мелодичная. Она часто звучит не только со сцены, но и на Сабантуе, на школьных мероприятиях и спартакиадах. Сама Наимя Хафызовна прекрасно поет.

В 2022 году она совершила Хадж в Саудовскую Аравию, и после её совершения она написала новое стихотворение «Хадж»1. В личной беседе я спросила у Наими Хафызовны: «О чем Вы просили Всевышнего?».

Она ответила, что просила мира на Земле, чтобы все были здоровы и счастливыи чтобы на нашей планете был мир.

2.2.Тематические направления

В начале нашей работы мы провели анкетирование среди учащихся 7-х классов по данной исследовательской работе. Результаты анкетирования мы оформили в виде диаграмм (См.Приложение) анкетирование показало, что с творчеством Н.Х Чумгалаковой учащиеся 7-х классов не все знакомы, но интерес к стихотворениям местной поэтессы проявило большинство учащихся.

Тематические направления стихов Наими Хафызовны самые разные. Автор пишет о том, что волнует, тревожит ее, о дружбе, о любви к родному краю, к родителям и детям, о дружбе ,о птицах, о звездах.

Много стихотворений посвящено малой родине . Она вызывает в нас щемящие и светлые чувства. Встреча с родными местами, близкими людьми дарит ощущение счастья, позволяет забыть о заботах и тревогах, вернуть в радостный и теплый мир детства. Трепетно, с любовью относится она к ней.

«Туган як» («Родной уголок») «Урта Элэзэн»(«Средняя Елюзань»)

На слова этого стихотворения сложена песня, а поет ее сам автор.

Кайда гына яшэсэмдэ,

Онытылмый Туган як.

Ялан аяк йогрэ, йогрэ,

Усеп ж,иткэн балачак.

Элэзэнем, Туган ягым,

Онытма бердэ мине.

Кайда гына йорсэмдэ,

Йорэк сагына гел сине. 1

Также автор посвящает строки самым дорогим сердцу людям - матерям, детям. Они проникнуты нежностью, любовью. Содержание стихотворения подчинено больше внутреннему состоянию героя. Это такие стихи, как «Энкэем ,сине сагынганда» («Воспоминание о матери») , где говорится о том, как тоскливо на сердце и трудно на свете жить без родного человека, без мамы. Вся любовь к ней передана здесь.

В другом стихотворении «Балама» («Ребенку») автор пишет о любви к своему ребенку. Он для нее, как солнце и луна. Без любимого дитя трудно, на ум приходят грустные мысли .

Наимя Хафызовна давно мечтала поклониться тем священным местам, о которых читала с Интернета и слышала у тех, кто уже побывал в священной земле мусульман. Это счастье, что есть такие святые места в Мекке и Медине. Она рассказывала, что это непередаваемое чувство, которое ты испытываешь, когда ходишь по земле, по которой ходил сам любимец Всевышнего (мир ему и благословение). Так появилось стихотворение «Хадж». Каждый хаджи живет этими воспоминаниями и успокаивает себя лишь мыслью, что Всевышний Милостив и, возможно, он еще раз позовет своего раба. (Приложение 4)

Сборник стихов «Элэзэн мон,нары» («Елюзанские мотивы» ) 1

Обратимся к стихотворению « Белые лебеди», где автор рассказывает о самых красивых и верных, преданных друг другу птицах. (Приложение 1)

Автор желает, чтобы ее дети тоже жили в любви и счастье. И эта любовь и верность сохранились на всю жизнь, как у этих прекрасных птиц. И никогда любимые не разлучались.

Особое внимание привлекают стихотворения о дружбе «Дускаема» («Подруге») (Приложение 3)

Одно из них посвящено однокласснице и любимой подруге и сестре Хавве Янгуразовой .

Стихотворение учит нас находиться в ладу с друзьями и самим собой. Оно о важности такого качества, как доброта. Поэтому я считаю, что моим сверстникам не мешало бы ознакомиться со стихотворениями о дружбе.

Шигыйрь « Дускаема» ( «Подруге» )

Бер ж,ыр кун,елемэ килде Бу доньяда тигез туа кеше

Дускаем, сине уйлап, Тик бэхете бертигез тугел.

Яшисен,син бу доньяда Кемнэр колэ,кемнэр елап дэшэ

Гел яхшылыклар уйлап . Хаман алга ашкына кун,ел.

Кешелэргэ ярдэм итеп Раббым ярдэм бирер эле

Гомерен. утэ синен, Авырлыкны ялгыз атларга

буен, зифа,узен, ямьле Бэхет, саулык-барчасы да

Кунелен, тулы нур синен. Тормыш юлын горур узарга.

1.Сборник стихов «Элэзэн мон,нары» («Елюанские мотивы»

2. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов и Ю. Шведова.

3. Интернет-ресурсы

III.Заключение

Работая над данной исследовательской работой, я узнала много интересного о творчестве моей родственницы. Огромное удовольствие мне доставило прочтение стихов Наими Хафызовны. (См. Приложение ) Как выяснилось, стихи были написаны в 2000 году. После разговора с ней я узнала, что она пишет и рассказы. Это, думаю, тема моего нового исследования…

Я очень рада, что в ходе своей работы смогла пообщаться с Наимей Хафызовной ,у нее есть чему поучиться. В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. Я считаю: в каждой семье есть человек, которым можно гордиться.

Любовь к  родному краю, к родной культуре, к родному селу, к родной речи, любовь, которую надо воспитывать с детства, начинается с малого – с любви к своей семье, родителям, к малой родине,… Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Познакомившись и проанализировав стихи Наими Чумгалаковой, мы расширили наши представления о многообразии тематики. Она говорит о любви и счастье, об отчаянии и разлуке, о дружбе и одиночестве, о том, что близко каждому человеку. Применение таких методов, как беседа, интервьюирование помогли мне достигнуть цели исследовательской работы.

Материал моей работы может вызвать интерес к поэзии «малой родины», своего района, потому что рядом с нами живут такие талантливые люди. Я горжусь, что в нашем селе есть такие таланты, о судьбе и жизни которых можно рассказать в будущем. В дальнейшем я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое ещё мной не открыто, поэтому мне есть над чем работать.

4.Список литературы

1.Сборник стихов «Элэзэн мон,нары» («Елюанские мотивы»)

2.Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов и Ю.Шведова.

3.Интернет-ресурсы

4.Воспоминания Чумгалаковой Н.Х

Приложения

Использование литературы Приложение 1

Сборник стихов «Элэзэн мон,нары» («Елюанские мотивы»)

Приложение 2

Стихи Наими Чумгалаковой Приложение 3

Шигыйрь « Дускаема»(«Подруге»)1

Бер ж,ыр кун,елемэ килде Бу доньяда тигез туа кеше

Дускаем, сине уйлап, Тик бэхете бертигез тугел.

Яшисен,син бу доньяда Кемнэр колэ,кемнэр елап дэшэ

Гел яхшылыклар уйлап . Хаман алга ашкына кун,ел .

Кешелэргэ ярдэм итеп Раббым ярдэм бирер эле

Гомерен. Утэ синен, Авырлыкны ялгыз атларга

Буен, зифа,узен, ямьле Бэхет,саулык-барчасыда килер

Кунелен, тулы нур синен. Тормыш юлын горур узарга.

Приложение 4

Шигырь «Хадж»

Гɵмеремнең буйларында,

Кайдагына йɵрмəдем.

Лəкин изге хадж җиреннəн

Матур җирлəр күрмəдем!

Диңгез, таулар аша очтым,

Кабул булды хыялым.

Гоняхымны гафу ит дип

Раббым синнəн сорадым!

Каабаны күргəч йɵрəгем

Минем нур белəнтулды.

Раббым сиңа рəхмəтем

Килергə нəсип булды.

Шɵкеренə кылам сиңа,

Корəн иңгəнҗирлəргə.

Кааба юлын кат-кат узып,

Зəм, зəм суы нэчəргə.

Ɵч кош оча матур итеп,

Каабанын əйлəнешендə.

Күңелем шатлык белəн тулды

Йомшарды йɵрəгемдə.

Армый, талмый йɵредек,

Дин яралган җирлəрдə

Бик күп еллар элек,

Кайда гына йɵресəмдə

Расюллабыз иңгəндə.

Əллə инде бəхеттер,

Əллə инде нəсиптыр,

Шундый матур җир юктыр!

Узем биредə булсам да,

Уйларым минем анда.

Йɵрəк сɵювемне язам

Чын күңелдəн бер Аллам!

Истə кала Мəккəшəһəре,

Үзəк булып Ислам диненə

Нəсип булсын барчагызга,

Шул җирлəргə килергə!

"Яратып тору киряк"1

Яратып тор бу доньяда.

Хэр кешене, хэр кемне.

Ярат син, Эни -Этиен,не.

Ярат туганнарын,ны.

Ярат игэч сен,елен,не.

Ярат балаларын,ны.

Ярат яниптэшен,не.

Гомергэ сойгэнен,не.

Яратып тор бу доньяда.

Раббым ни биргэннэрне. Исэн чакта кадерлэу.

Приложение 5

Бик кирэк бер-берен,не.

Ятнын ятка миласы юк.

Дус торырга кирэк.

Тормыш шавлап барганда.

Кадерлэшергэ кирэк.

Сойлэгэн сузне ,,аткан укны.

Житмэсез сез , бу жирдэ.

Узганнарны кайтарып сойлэу.

Авыр була кун,елгэ.

Бер Раббымны гына берлэп

Яшэгез ж,ир йозендэ.

Анкетирование среди 7-х классов

Приложение 6

1.Знакомы ли вы с творчеством Н.Х.Чумгалаковой?Из 90 учащихся.

Знакомы-30

Слышали, но не читали-22

Не знают-38

2.С какими стихотворениями вы знакомы?

3.Хотели бы больше узнать о жизни и творчестве нашей землячки?

Просмотров работы: 34