Введение.
На куполах старинных храмов -
Величественны и просты -
Нас привлекают верой правой
В сусальном золоте кресты.
Крест - самый главный символ христианства. «Крест -хранитель всей вселенной. Крест – красота церкви». Различные формы креста имеют особую символику, выражающую основные истины православного вероучения. Православные храмы Иркутска украшены крестами разной формы, они придают нашему городу неповторимый вид.
Цель работы: узнать, какие виды крестов украшают купола иркутских христианских храмов.
Задача работы:
Найти информацию о символике православного креста.
Узнать, какие существуют формы надглавных крестов.
Провести фотофиксацию и проанализировать накупольные кресты города Иркутска.
СИМВОЛика и формы НАКУПОЛЬНых крестов
Повсеместный обычай носить крест у христиан появился после того, как святая царица Елена в IV веке вместе со своим сыном императором Константином (он-то и прекратил гонения на христиан) организовали экспедицию по поискам Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. Приблизительно с этого же времени появилась традиция украшать крышу храма крестом как символом христианской веры, устремленным в небо. Кресты – надглавники являются важнейшими элементами храмового ансамбля. [1, с. 6]
Икона Святые равноапостольные Константин и Елена 17 в.
Крест на соборе и церкви располагается на высшей точке всего строения в знак устремленности чувств, помыслов и действий крещеного человека в Небо, к Богу.
Крест на куполе всегда возводится по особым правилам так, что если встать лицом к кресту, за ним окажется восток, слева - север, справа - юг, а сзади - запад.
Канонический православный восьмиконечный крест имеет две горизонтальные и одну наклонную перекладину. Длинная перекладина изображает часть реального распятия, к которой были прибиты руки Спасителя. Верхняя перекладина символизирует табличку, которая была прикреплена к кресту. На такой табличке в древности писалась вина подвергающегося казни преступника. Над головой Иисуса Христа на трех языках, по-еврейски, по-гречески и на латыни, было написано: «Иисус Назарей, Царь Иудейский». Поэтому на верхней планке православного креста часто изображаются буквы: «IНЦI» - «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Третья перекладина символизирует подножие, на которое опирался Христос.
В отличии от католического креста, на православном перекладина наклонена. Правый ее конец поднят вверх, левый опущен. Такое расположение символизирует, что справа от Христа стоят праведники, как и раскаявшийся разбойник, которого казнили одновременно с Иисусом. А слева – грешники, как и второй распятый вместе со Спасителем разбойник, насмехавшийся над Ним. Концы наклонной перекладины как бы указывают путь в Царствие Небесное для уверовавших и в ад для усомнившихся. Эта перекладина называется «мерило праведное» - весы Страшного суда. [1, 133]
На куполах чаще всего ставятся четырехконечные, шестиконечные или восьмиконечные кресты.
Восьмиконечный крест в настоящее время наиболее часто венчает купола церквей. Впервые на Руси он стал появляться на храмах в царствование Иоанна Грозного.
Шестиконечный православный крест, который иногда называют русским, от восьмиконечного отличается только отсутствием верхней перекладины. Он часто используется в качестве над купольного, в виде архитектурных элементов, в русской геральдике.
Четырехконечный удлиненный крест как правило с полукружием внизу с древнейших времен ставят на куполах храмов.
Накупольные кресты имеют множество форм и символических значений. Крест может быть как «чистым», без каких-либо изображений, так и с дополнительными элементами – символами:
Шар в основании – «державное яблоко» -символ Божественной власти над землей.
Полукружие – якорь спасения, Вифлеемские ясли, крестильная купель.
Солнце – Иисус Христос – «Солнце правды». Солнце – это источник света и тепла, без него невозможна жизнь. Но точно также невозможна жизнь без Христа.
Звезда – символ духовной мудрости и чистоты, вестник нового дня. Крест Господень тоже «сияет яко звезда на небеси».
Трилистник – Символ Троицы: Бога, Отца и Святого духа. Но крестные «ветви» нередко украшают не только листьями. Здесь также можно найти диковинные цветы, а листья по форме напоминают сердца. Трилистные завершения концов могут быть как круглой, так и заостренной, треугольной формы [1, с. 19]
.
Процветший крест – символ Воскресения Христова, возрождения жизни. Веточки растений, расходящиеся от вертикальной перекладины или концов горизонтальной символизируют возрождение жизни.
Каплевидный – символ пролитой крови Иисуса Христа. Такие бусины символизируют капли крови, пролитой Господом Иисусом Христом на Кресте.
Виноградная лоза - часто на крестах также можно увидеть виноградные лозы. Лоза с ягодами – евангельский символ Христа, единого источника жизни для человека, которую Господь дарит нам через Причастие. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь». Обвивающая крест виноградная лоза – символ Живого Христа [1, с. 37]
Корона - это Царский крест или Крест небесного царя. Корона указывает, что перед нами крест небесного царя. [1, с. 83] Сама корона всегда увенчана своим маленьким крестом. Есть точка зрения, что короны размещались на крестах тех храмов, которые возведены по царскому указу или строительство велось на средства казны. [2]
2. НАКУПОЛЬНЫЕ КРЕСТЫ ГОРОДА ИРКУТСКА
Иркутск это один из старинных городов в Сибири. Его история началась еще в 1661 году, с того самого дня, когда Яков Похабов на берегу Ангары поставил острог. В Иркутске много достопримечательностей, к ним относятся и самые старинные церкви, соборы и храмы. В Иркутске построено более 60 храмов, соборов и церквей. Каждый из них проживал свою жизнь, у каждого своя история.
Название церкви |
Фотография накупольного креста |
Символ накупольного креста |
Спаса Нерукотворного Образа (Спасская церковь) Одно из первых каменных сооружений Иркутска. Фрески на фасадах появились в XIX веке. Спасская церковь расположена всего в нескольких метрах от Вечного огня. Это был первый храм, который появился в Иркутском остроге.[3, с. 139] Каменное здание, которое сохранилось до наших дней практически в первозданном виде, построили в 1710 году, а колокольню и шпиль — в конце 1750 — начале 1760-х годов |
Четырёхконечный «Державное яблоко» Полукружие Солнце Звезда Трилистник Процветший Виноградная лоза |
|
Собор Богоявления - второе старейшее каменное здание Иркутска. Его основали в 1693 году за После пожара храм решили отстроить заново, но уже из кирпича. Однако царский указ 1714 года временно запрещал возведение построек из камня: строительство Санкт-Петербурга требовало слишком много денег и материалов. В 1718 году указ частично отменили и возрождение храма возобновили. Предполагается, что строил собор подмастерье каменных дел Василий Гаряев. [3, с. 108] |
Четырёхконечный «Державное яблоко» Полукружие Солнце Трилистник Процветший Каплевидный Виноградная лоза Корона |
|
Казанский кафедральный собор. Собор, построенный 1875-1894 годах, входил в число крупнейших храмов России. В1930г.собор был закрыт и в 1932 г. взорван [3, с.125]. Место собора отмечено часовней во имя Казанской иконы Божьей Матери- точной копией одного из куполов собора, которая в 2000 году была поставлена на площади у здания правительства. |
Четырёхконечный «Державное яблоко» Полукружие Солнце |
|
Харлампиевский Михайло-Архангельский храм. Также как и все первые старинные церкви, изначально она была деревянной (1738 г.). Но спустя, некоторое время (1777 г.), вместо деревянных построек начали возводить каменные. Ремонтировалась и украшалась церковь за счет своих прихожан и благодаря многим известным людям, которые жертвовали большие средства. Харлампиевский храм часто называли «морским». Дали ему такое прозвище за то, что в нем благословляли моряков в дальние плавания, экспедиции для освоения Сибири. В этом храме проходило венчание А.В. Колчака и его будущей супруги С.Ф. Омировой. Церковь была действующей до 1931 г. [3, 128] |
Четырёхконечный «Державное яблоко» Полукружие Солнце Трилистник Процветший Виноградная лоза Корона |
|
Спасо– Преображенская церковь Каменный храм Преображения Господня заложен в 1795. Храм часто посещал живший рядом генерал-губернатор Сибири Михаил Михайлович Сперанский, а также декабристы, находившиеся на поселении в Иркутске. По архивным данным на 1 октября 1937 Спасо-Преображенский приход оставался самым большим из трех оставшихся действующих православных храмов в Иркутске и насчитывал 1505 прихожан. С восточной стороны храма был захоронен купец-благотворитель Е.А.Кузнецов [3, с. 135] |
Четырёхконечный «Державное яблоко» Полукружие Солнце Трилистник Процветший Каплевидный |
|
Казанская церковь, полное название — Богородице-Иркутская церковь во имя Казанской иконы Божьей матери Казанская церковь в Иркутске строилась семь лет. Ее открыли к Пасхе в 1892 году. В разное время она была не только местом для верующих. После революции в ней все еще проходили службы, но в 1936 церковь перестала быть тем, для чего предназначалась. Тут открыли склад. Позже помещение использовали как образовательное учреждение: здесь учились киномеханики. Потом оно закрылось, и какое-то время местные мастера делали сувениры. В конце 80-х церковь наконец решили спасти. Ее стали восстанавливать на деньги прихожан. Так Казанская церковь получила вторую жизнь. Сейчас она приобрела статус кафедрального собора Иркутской и Ангарской митрополии. Казанская церковь – одна из немногих сохранившихся построек в русско-византийском стиле. [3, с. 121] |
Четырёхконечный «Державное яблоко» Солнце Процветший Каплевидный Виноградная лоза |
|
Церковь Пресвятой Троицы Точная дата начала строительства каменной церкви не установлена. Вероятно, она была заложена в период с 1754 по 1759 годы Троицкий храм сохранился до наших дней, причем без существенных изменений внешнего облика. Построена в стиле «сибирское барокко». [3, с. 144] В 1949 году в здании Троицкой церкви был устроен планетарий, сейчас храм возвращён верующим и используется по своему прямому назначению. |
Четырёхконечный Процветший крест «Державное яблоко» Полукружие Солнце Трилистник Каплевидный Виноградная лоза Корона |
|
Знаменская церковь Основан в 1689 году на правом берегу Ангары. Первые постройки были деревянными и к 1727 году, срубленная в 1693 году Соборная Знаменская церковь, пришла в ветхость. В 1762 году было отстроено каменное здание соборной церкви..Знаменская церковь была возвращена Иркутской епархии в 1945 году. В 1948 году ей был возвращён статус кафедрального собора. Фасадный декор сохраняет связь с древнерусским зодчеством, но в целом храм принадлежит к стилю «сибирское барокко». [3, с. 101] |
Четырёхконечный Процветший крест «Державное яблоко» Полукружие Солнце Трилистник Виноградная лоза Корона |
|
Крестовоздвиженская церковь История храма начинается с 1719 г., когда на Крестовой горе была построена деревянная церквушка во имя Святой Троицы. В середине 18 века эту церковь снесли и построили на ее месте новую — из камня, а сам храм заложили в 1747 г. Возводили его без малого 11 лет, сразу после чего освятили как Троицкую церковь, однако жители города продолжали называть ее по старинке: «Крестовоздвиженской» или «Крестовской», и власти решили узаконить полюбившееся местным название. Церковь является памятником федерального значения, построена в стиле «сибирское барокко» [3, с.115] |
Четырёхконечный Процветший крест «Державное яблоко» Полукружие Солнце Трилистник Процветший Каплевидный Виноградная лоза Корона |
|
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери на Большой речке. Храм здесь возводят с 2008 года. Впервые в Иркутской области на храм установлен Крест трехмерный, или пространственный, обращенный на четыре стороны света. Трехмерные кресты были еще в первом-четвертом веках. |
Восьмиконечный «Державное яблоко» |
Изучение накупольных крестов на церквях города Иркутска позволяет сделать следующие выводы:
На Иркутских накупольных крестах чаще встречаются четырёхконечные кресты. Большинство над купольных крестов Иркутских церквей имеют богатую и разнообразную символику. Самые распространенные формы креста – это «Процветший крест», «Державное яблоко», Полукружие, Солнце, Трилистник и Виноградная лоза. Многие кресты Иркутских храмов венчает Корона, которая указывает, что перед нами Царский крест или Крест Небесного Царя – Иисуса Христа.
Список литературы:
Русский крест. Символика православного надглавного креста. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 300, [4] c: ил.
Архитектурная символика храмов. http://optina-msk.ru/kateh/o-khrame-s-lyubovyu/dom-bozhij/895-arkhitekturnaya-simvolika-khramov
Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии. Москва. «Галарт». 2000