Северная вышивка

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Северная вышивка

Мельникова Е.В. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Усть-Вельская средняя школа № 23»
Антоновская Л.М. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Усть-Вельская средняя школа № 23»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вышивка, как вид искусства, существует не один век, радуя глаз. Ведь каждая вышитая вручную вещь уникальна. Мало кто знает, что история возникновения вышивки имеет совсем не то значение, которое ей придают сегодня. Сейчас – это красиво, стильно. В старину вышивка имела совершенно иной смысл: она являлась мощным оберегом от негативных сил, способом передать информацию, скрытую в символах.

Цель исследования: изучить историю возникновения северной вышивки.

Объект исследования: северная вышивка.

Предмет исследования – история возникновения вышивки.

Задачи исследования:

1.Проанализировать литературу по теме исследования.

2.Описать технику исполнения и сюжеты орнамента северной вышивки.

3.Провести анкетирование детей, педагогов, родственников и узнать их мнение по теме исследования.

4.Выполнить работу по изготовлению очелья (лента-оберег).

Методы исследования: теоретический – изучение и обобщение литературного материала; эмпирический – анкетирование; практический – изготовление очелья.

Основная часть

2.1. Вышивка – древний вид народного ремесла

Вышивка - один из самых распространённых видов народного творчества. Искусство «наводить узор на ткань» с помощью нитки и иголки известно с давних времён.

О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к XI - XII вв. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей. Традиции вышивального искусства постоянно развивались в XIV - XVII вв. Цветным шёлком и золотыми нитями вышивали свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Широкое распространение и совершенствование приёмов этого ремесла во все времена было связано с повышением требований к культуре быта и одежды. С XVIII века вышивка входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. [6.5.]

2.2. Традиции вышивального искусства

В Архангельской области сохранились ценнейшие традиции вышивального искусства, сложившиеся у русского народа в течение многих веков. Вышивальщицы нашего края создали необычайно красочные, высокие по мастерству вышивки. Сохранившаяся в музеях архангельская вышивка даёт яркое представление о высокой художественной культуре жителей Севера. Ценнейшие качества северной вышивки – её декоративность, строгость и стройность, крепкая связка всех элементов узора, богатейшая фантазия сюжетов.

Вышивка Архангельской области тесно связана с бытом. Ею украшали верхнюю одежду, сарафаны, рубахи, передники, головные уборы, пояса, рукавицы, обувь. Особенно нарядными выглядели женские праздничные одежды. Домашняя вышивка в русской деревне была женским уделом. Стежок за стежком по ячейкам ткани, словно по канве, создавала вышивальщица силуэт рисунка. Каждый узор имел свой смысл. Обряд чтения узоров старики передавали молодым. [6.5.]

Начиная с 7-8 лет, девочки готовили себе приданое к свадьбе. Они вышивали скатерти, покрывала, полотенца, одежду. Накануне свадьбы при всём честном народе устраивалась выставка приготовленного приданого, это помогало по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты.

Архангельская народная вышивка, сохранившая черты наиболее древней русской вышивки, является ценным вкладом в общую сокровищницу русского народно-прикладного декоративного искусства. [1]

2.3. Виды вышивок (техника исполнения)

Практически всеми известными швами владели северные мастерицы. По технике выполнения швы делятся на две группы:

1 группа – швы, выполненные по счёту: счётные швы - набор, двусторонний шов (роспись), крест (появился позднее других), счётная гладь, швы по выдергу (белая строчка)

2 группа – швы, выполненные по свободному контуру: тамбур, стебельчатый шов, гладь.

Широкое распространение получили счётные швы, узор которых ведётся по целой ткани: «крест», «счётная гладь». Позднее стали вышивать «набором», в котором квадратики, прямоугольники, треугольники образуют длинные орнаментальные цепочки. Шов крестиком выполняли ещё в глубокой древности, преимущественно по полотну, отсчитывая известное количество ниток на ткани. Вышивание гладью выполнялось на пяльцах и преимущественно для больших и сложных вышивок. Менее распространённые были строчевые – «белая строчка». В начале 20 века в изделиях северных мастериц появляется свободный «тамбурный шов», окончательно разрушающий древние образы и прежнюю славу вышивки. [5]

Из-за использования счётных швов Архангельской вышивке свойственна строгая симметрия мотивов в узоре, его вертикальное, горизонтальное и диагональное расположение. Типичными являются геометрические и растительные мотивы, фигуры птиц, зверей и всадников. [6.3.]

2.4. Символы, орнаменты, цвета, сюжеты узоров Севера

Народная вышивка Архангельской области имеет много общего с вышивками других северных областей России и в тоже время отличается от них своей самобытностью, цветовым решением, композиционными приёмами построения узоров.

В Архангельской губернии вышивка выполнялась преимущественно красной нитью. Народная фантазия создала множество вариантов. Часто встречаются узоры с повторением мотивов по обе стороны. Узоры вышивок состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображением птиц или зверей. Это был целый мир поэтических образов.

Сказочные птицы Павы означают символ добра, мира, любви и согласия в доме. Конь – оберег домашнего очага, символ доброты. Изображение величавых женских фигур (Макошь) с птицами или цветами в руках – символ плодородия. Дерево – символ долгой жизни, единства рода. Лебеди - символом верной любви. Голуби - символом супружеской верности и залогом счастливой семьи. Коловрат – олицетворяет ход Солнца и богов (солнцеворот, смена дня и ночи, времён года). [6.3.]

2.5. Результаты анкетирования

Я провела опросы учеников, учителей нашей школы, а также наших родственников и знакомых по теме исследования. Мне хотелось выявить, что знают современные дети и взрослые о северной вышивке. Вопросы я составила сама. Для достижения цели исследования в моей работе использован метод анкетирования. Главной особенностью использования данного метода является его анонимность, что должно способствовать получению более достоверной информации.

В опросе принимало участие 20 учеников и 28 взрослых. (Приложение 1, 2)

В результате опроса учеников можно сделать вывод, что:

- ученики знают, на каких вещах встречается северная вышивка;

- их родственники увлекаются северной вышивкой;

- у некоторых есть изделия с северной вышивкой;

- знают самые распространенные цвета, используемые в северной вышивке.

Опрос взрослых показал, что:

- большинство знают, на каких вещах встречается северная вышивка;

- многие увлекаются северной вышивкой;

- у некоторых есть изделия с северной вышивкой;

- назвали основные цвета, используемые в северной вышивке.

Проанализировав ответы детей и взрослых, я пришла к выводу, что наши современники много знают об особенностях северной вышивки, интересуются ею. Учителя знакомят учащихся с народными традициями и с декоративно-прикладным искусством. Радует то, что у многих учащихся родные - бабушки, мамы, тети - увлечены этой работой. Я надеюсь, что старшее поколение сможет увлечь своих детей.

2.6. Практическая работа - Очелье (лента-оберег)

Поморы верили в силу ручной вышивки, поэтому часто прибегали к изображению особых знаков. На игрушках рисовались узоры, оберегающие детей. Мужская рубаха расшивалась на силу, здоровье и удачу. Рисунку в народном творчестве придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми "оберегами", которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед.

Очелье – это повязка на голову. Также этим словом называют часть головного убора, который прикрывает лоб (сорока, кокошник и т.д.). Очелье – вещь универсальная: его носят и мужчины, и женщины. Предназначений у очелья несколько: это и часть гардероба, и своего рода оберег. Очелье, как головной убор, служит для закрепления волос. Одна из важнейших функций очелья – обережная. Специальные обережные знаки и традиционные орнаменты, изображённые на нём, способны отвести беду и привлечь удачу. [6.4.]

Я побывала на мастер-классе по обучению техники вышивки в Центре традиционной народной культуры «Берендей» (г. Вельск, ул. Советская, д. 20). Людмила Владимировна А. рассказала мне о технике выполнения Северной вышивки, об основных орнаментах. (Приложение 3).

Также Людмила Владимировна показала мне как выполняется шов «набор», шов «крест», шов «тамбур». (Приложение 4).

Для практической работы я выбрала изготовление «Очелья» (лента – оберег). Выполнена работа с использованием техники шов «набор»(Приложение 5).

Заключение

В ходе исследовательской работы я подробно изучила историю северной вышивки. Проведённый опрос показал, что большинство детей и взрослых знакомы с северной вышивкой, а некоторые хотели бы узнать больше о вышивальном искусстве.

Результаты исследования могут быть использованы педагогами и учениками на уроках технологии, внеурочной деятельности.

Я думаю, что справилась с поставленной целью и доказала, что интерес к вышивке не исчезал на протяжении истории человечества, а в последнее время старинное ремесло приобретает новых поклонников. Полученные знания помогли мне познакомиться с укладом жизни и обычаями северных народов. Северная вышивка – это искусство, которое помогает нам развивать терпение и усидчивость, а значит и творческие способности.

Библиографический список

1. Архангельская народная вышивка / [предисл. В. Я. Яковлевой]; Науч.-исслед. ин-т худож. пром-сти Роспромсовета. - Москва: КОИЗ, 1954. - 7 с.

2. Кислуха Л.Ф. Народный костюм русского севера XIX - начала XX века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». - Москва.- 2006. – 272с.

3. Народный костюм и обрядность на Русском Севере: материалы VIII Каргопольской научной конференции / науч.ред. Н.И. Решетников; сост. И.В.Онучина. – Каргополь, 2004. – 364с.

4. Пашкова З.Г. Пинежский народный костюм XVIII – начала XX века. – Карпогоры, 2008. – 160с.

5. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия /Авт. – сост. Н. Соснина, И. Шангина. – СПб: Искусство – СПб, 1998. – 400с.

6. Интернет – ресурсы:

https://www.culture.ru/objects/2958/tradicii-severnoi-vyshivki-arkhangelskoi-oblasti

https://vk.com/wall-153220534_1702?z=album202891737_226489057

http://www.cultnord.ru

https://www.livemaster.ru/topic/2291949-prednaznachenie-ochelya.

https://www.youtube.com/watch?v=0avMO0TNXwg

Приложение 1

Результаты опроса учащихся

МБОУ «Усть-Вельская СШ №23» д. Горка-Муравьёвская

Приложение 2

Результаты опроса учителей, родственников, знакомых

МБОУ «Усть-Вельская СШ №23» д. Горка Муравьёвская

Приложение 3

Мастер – класс по обучению технике выполнения северной вышивки в

Центре традиционной народной культуры «Берендей»

(г. Вельск, ул. Советская, д. 20)

Приложение 4

Техника выполнения северной вышивки

Птица Пава, шов «тамбур»Женский образ Макошь, шов «крест»

Символ Лебедь, шов «набор»

Приложение 5

Практическая работа - северная вышивка:

«Очелье» (лента – оберег)

Просмотров работы: 34