Усадебно–храмовый комплекс в подмосковном селе Афинеево

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Усадебно–храмовый комплекс в подмосковном селе Афинеево

Овчаренко П.А. 1
1МАОУ Апрелевская СОШ №1 Наро-Фоминского г.о. Московской области
Воробьев А.Б. 1
1МАОУ Апрелевская СОШ №1 Наро-Фоминского г.о. Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На территории Наро-Фоминского городского округа находится одно из самых древних русских сел – Афинеево. Уникальность этого места во многом определяется сохранившимся до наших дней Храмом Усекновения Иоанна Предтечи, который более 200 лет был духовным центром жизни усадьбы Афинеево. Храм не закрывался и был действующим даже в годы гонения на православную церковь. Именно этот храм в селе Афинеево и является главным объектом данного исследования.

Цель работы: обратить внимание общественности на историю утраченной усадьбы и сохранившегося уникального храма.

Задачи работы:

  1. изучить историю храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи;

  2. ознакомиться с внутренним убранством храма;

  3. ознакомиться с документальными и литературно-художественными материалами, связанными с селом Афинеевом, усадьбой и храмом;

  4. изучить исторические фотоматериалы и подготовить современную фотоленту храма и усадьбы;

  5. разработать и предложить проект восстановления объекта культурно-исторического наследия Подмосковья

Методы исследования:

  1. изучение первоисточников , анализ и селекция информации,

  2. наблюдение, фотосъемка, графическое моделирование

Гипотеза исследования:

  1. воссоздание культурно-исторического облика усадьбы Бахрушина приведет к качественно иному развитию села Афинеево и приходской и паломнической жизни вокруг Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Глава 1. Из истории села Афинеево и его названия

Афине́ево — одно из древних сел Московской области. Впервые упоминается в 1358 году в Духовной грамоте Великого князя Ивана Ивановича Красного (сына Ивана Калиты). По мнению А.А. Бахрушина, в далёкой древности на месте Афинеева существовало финское поселение, от которого остались курганы.

Село также упоминается в 1627 году в Писцовой книге как вотчина Ивана Патрикеевича Милюкова. Известно, что в 1646  году сельцо Афинеево, в котором находились: «двор вотчинников, где жили 9 человек, да задворных 4 двора — 11 человек, вместе с деревней Першиной (в ней один двор бобыльский — 2 человека и три двора пустых)» было заложено Петру Протасьеву. В 1704 году Михаил Протасьев, внук П. Д. Протасьева, начал строительство каменной Иоанно-Предтеченской церкви. В 1709 году церковь в стиле московского барокко с характерными элементами греческого стиля была построена. После смерти М. А. Протасьева селом владела его дочь Любовь Михайловна, вышедшая замуж за Петра Афанасьевича Юшкова и получившая Афинеево по разделу с матерью, но в 1761 году она продала его Анне Волынской – жене Ивана Волынского Во владении Волынских село находилось до конца XVIII века. При них в усадьбе построен барский дом и разбит сад.

От Волынских село перешло к московскому предводителю дворянства И.В. Ступишину, который благоустроил имение в соответствии с тогдашней модой — на европейский лад: большой регулярный парк с греческой архитектурой, каскадные пруды с искусственными островками и вычурными каменными мостиками, миловиды, многочисленные беседки. Затем имение досталось дальнему родственнику Ступишиных – П. П. Свиньину, который вскоре продал его.

В конце XIX века, после ряда владельцев, имение приобрёл купец Н. Н. Власов. На месте старого дома Волынских был выстроен каменный дом в стиле ампир.

В 1913 году Афинеево приобрёл известный театровед и купец Алексей Бахрушин. В 1914 году он принялся за капитальное переустройство и обновление усадьбы. При нём главный усадебный дом перестраивается архитектором И.Е. Бондаренко.  В честь своей жены Веры Васильевны, урождённой Носовой, Алексей Александрович назвал усадьбу Верино.  Однако в 1916 году в главном усадебном доме возник  пожар, и он уже заново не отстраивался, поскольку в 1917 году все поместья были национализированы. К нынешнему времени от усадьбы, её построек,  липового парка, за исключением отдельных его фрагментов, ничего не осталось. Не сохранилась и близлежащая усадьба купчихи А.М. Копцовой. Но храм в Афинеево сохранён и обустроен.

Вот как описывала Афинеево Е.И. Македонская: «Село Афинеево, в современном Наро-фоминском районе Подмосковья, хотя и упоминается впервые в известных нам источниках лишь в 1627 г., принадлежит к одним из древних сел Московской области. На протяжении ХVII-ХIХ вв. село носило два имени: Финеево и Афинеево (последнее название было более распространенным и окончательно закрепилось за селом в 1910-е гг.). Происхождение названия села связано с легендами. Известный театровед Ю.А. Бахрушин, поселившийся здесь с матерью и отцом, основателем Театрального музея в Москве А.А. Бахрушиным, весной 1913 г., объясняет тем, что в далекой древности на месте Афинеева существовало финское поселение, от которого остались курганы, один из которых Юрий Алексеевич сам раскопал.» (3)

Из исследований академика С.Б. Веселовского, знатока московского периода русской истории, известно, что происхождение названия села, как и многих подмосковных поселений, носит владельческий характер. В числе бояр, подписавших первую духовную грамоту сына Дмитрия Донского — Василия I (1406/7 г.) упоминается Дмитрий Афинеевич. В составленном в середине ХVI в. государеве родословце самых известных боярских родов лица с подобными именем и отчеством нет. Судя по разысканиям С.Б. Веселовского Дмитрий Афинеевич был представителем особого рода, ибо сыновей у него не было и его род пресекся в начала ХV в., так что столетие спустя, когда составлялся родословец уже некому было подать родословную роспись.

Судя по всему, это был видный боярин своего времени. По данным С.Б. Веселовского он состоял через дочерей в родстве с самыми верхами московской аристократии рубежа ХIV- XV вв., а около 1390—1392 гг. упоминается как боярин митрополита Киприана, участвовавший в мене последнего землями с великим князем. Со смертью в 1406 г. митрополита Киприана митрополичья кафедра на несколько лет оказалась вакантной и Дмитрий Афинеевич мог перейти на службу к великому князю, а следовательно, стать свидетелем его первой духовной грамоты.

Как видим, Дмитрий Афинеевич был довольно заметной фигурой. Несомненно, что и его отец занимал видное положение. Вероятно, он был именно тем Афинеем, у которого великий князь Иван Калита купил село во Владимирском великом княжении. К сожалению, текст второй духовной грамоты Калиты имеет здесь лакуну, но из общего смысла этого места можно предположить, что Афиней принадлежал к числу митрополичьих бояр. Очевидно, что Афиней был человеком богатым и как тогда говорили многовотчинным. От его-то имени и получило свое название одно из, его многочисленных сел, расположившееся на юго-западе тогдашнего Московского княжества. (2)

Глава 2. Из истории Храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Строительство Храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, начатая в 1704 году, была завершена в 1709 году: 4 ноября 1709 года были «…выданы два антиминса, по благословенной грамоте в Московский уезд, в село Афинеево, в новопостроенную церковь Иоанна Предтечи, да в предел Алексия Митрополита, Китайского сорока, староста поповской, Николаевский поп Феодор Яковлев взял два антиминса и росписался».

Из «Словаря архитекторов и мастеров строительного дела XV - середины XVIII века» известно, что архитекторами храма значатся Григорий Алексеев ( крестьянин стольника Я. Зиновьева ) и Герасим Иванов (крестьянин стольника А.И. Волынского). В словаре указано, что вместе с ними в 1704-1709 годах над строительством храма трудилась бригада в 20 человек. (6)

В 1779 году новый владелец села, Захар Егорович Волынский, сменил на храме главу и покрыл церковь металлом. Немного позже, в 1780-х годах, церковь была реконструирована в стиле псевдоготики: разобрана колокольня и сооружена новая, которая сохранилась до наших дней. Вместе с колокольней в это же время возвели надстройку апсиды северного придела и высокий четырёхколонный портик.

Основные элементы в наружном оформлении храма — наличники с полуколонками и разорванными фронтонами. Убранство колокольни более интересно и динамично. В нижнем ярусе дверные проёмы обрамлены массивными четырёхколонными портиками, не лишенных, однако хороших пропорций. Развитой антаблемент украшают консоли. Этот же мотив использован для завершения фасадов храма. Высокие стрельчатые арки на ярусе звона колокольни перекликаются с арочками на глухом барабане главы церкви. Эти общие приёмы были призваны объединить разновремённые объёмы храма.

В настоящее время храм имеет два придела: в честь Казанской иконы Божьей Матери ( переименованный придел митрополита Алексия) и в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Глава 3. Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в книге « Воспоминания» из цикла «Бахрушинская серия»

В 2012 году вышла книга Ю.А. Бахрушина «Воспоминания» ( Ю.А. Бахрушин. Воспоминания. — 2-е, испр. и доп.. — М. ГЦТМ имени А.А. Бахрушина, 2012. — 542 с. — (Бахрушинская серия). — 1000 экз. ). Книга стала библиографической редкостью из-за небольшого тиража, но очень высокого интереса. Несколько любопытных фактов, посвященных афинеевскому храму, не могут остаться без нашего внимания.

«Был в церкви и некий раритет — в каменной нише, за решеткой, была помещена деревянная резная фигура Христа в темнице, в человеческий рост. Подобные изображения в свое время были запрещены Синодом, как носящие католический характер, но здесь она каким-то образом уцелела и особо почиталась крестьянами, которые постоянно украшали ее цветами и одели в нелепую парчовую хламиду. В 1812 году в Афинееве стояли части польского корпуса Понятовского, и кто-то из офицеров отметил это событие на полях большого запрестольного Евангелия.» (1,стр. 445)

Эту деталь отмечают отнюдь не случайно. Напоминавшая католическую традицию скульптура, по мнению многих, стала причиной иного отношения поляков-католиков к этому месту. Считается, что «Афинеево уцелело во время войны 1812 года именно благодаря этой скульптуре. И ныне уникальная скульптура находится в храме». (4)

«Вскоре после нашего переезда к отцу явился священник с группой наиболее почтенных стариков крестьян с просьбой быть старостой церкви. Отец, недолюбливавший таких должностей, категорически отказался. Произошла некоторая неловкая заминка, после чего один из наиболее старых крестьян сказал:

— Ты уж нас не обижай. У нас завсегда ведется, что помещик — староста. А то так выходит, что ты хочешь от нашего общества отколоться. Против мира не иди!

Аргумент, а главное, серьезный и даже несколько повелительный тон, каким он был произнесен, возымел действие на отца, и он согласился.» ( 1, стр. 446)

Так мы узнаем об афинеевской усадебной традиции: владельцы усадьбы – всегда были старостами храма.

Примечательна и следующая деталь: «По причине плохой связи с городом, отсутствия дач и наличия исключительно помещичьих усадеб здесь еще были живы феодально-крепостнические порядки. При встречах на дороге все обязательно здоровались друг с другом, ехавшие навстречу крестьяне молча сворачивали с дороги и пропускали «барский» экипаж, но если навстречу ехала телега с поклажей, пропускать ее обязан был «барин». Впоследствии мы столкнулись с тем, что крестьяне вели беседу с помещиком на «ты», что «барский» дом не полагалось запирать на ночь и что взять чужое здесь считалось величайшим грехом.» ( 1, стр. 437) Из этого фрагмента можно сделать вывод о том, что именно по старым крепостническим традициям роль старосты храма отводилась ранее помещику, а позже - владельцу имения.

Описывая первый день пребывания Бахрушиных в имении в пасхальные дни, автор книги пишет: «Насколько память мне не изменяет, приехали мы в имение на первый день Пасхи, после традиционной встречи праздника с дедом Бахрушиным. Вся прислуга была отправлена туда заблаговременно и встретила нас у дверей дома с хлебом-солью и иконой. Сейчас же после этого явился предупрежденный кухаркой Авдотьей Степановной священник нашей церкви Василий Михайлович и отслужил в зале молебен. Потом мы устраивались, разбирались, пили чай, ужинали и легли спать в приподнятом настроении. На другое утро только что мы отпили утренний чай, как нам сообщили, что крестьяне нашего села пришли поздравить нас с новосельем и праздником. Мы всей семьей вышли на крыльцо, крестьяне обнажили головы и, кланяясь, нестройным хором высказали свои поздравления и пожелания. Мужчины поднесли каравай хлеба отцу, а женщины свежие яйца и топленое масло — матери. Отец поблагодарил, сказал, что надеется, что мы будем жить в мире, и отдарил пришедших десятирублевым золотым, чем они остались очень довольны. За этими поздравителями появились другие и третьи, из более отдаленных, но наших же деревень, с которыми происходила та же процедура. Об этом мои родители были предупреждены знакомыми помещиками и знали, как поступать, но когда во второй половине дня прибыли крестьяне из соседней деревни, относившейся к владениям другого помещика, это вызвало недоумение, однако отец с матерью приняли их и отдарили наравне с нашими. Впоследствии мы выяснили, что это было сделано «на законном основании», так как сельцо Горки, имевшее придел в нашей церкви, испокон веков как бы наполовину считалось в сфере нашего духовно-нравственного влияния. Наше село носило громкое, но неизвестно откуда взявшееся наименование Афинеева, переделанное крестьянами в более простое и доступное — Финеево. Это вычурное, классическое название появилось в начале XVII века, так как до этого деревня называлась Пушкино.» Данный эпизод показывает, что все традиции и обычаи в этих имениях были храмоцентричны. Для крестьян всей округи духовным центром родных земель было место, где находился храм. Мы понимаем, что прихожанами храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи были не только жители села Афинеево, но и Горок ( нынешние Малые Горки). Известно также, что после пожара в имении А.А. Бахрушин жил на съемной даче в Малых Горках до своей смерти в 1929 году, оставаясь прихожанином афинеевского храма. ( 1, стр. 314)

Нельзя обойти вниманием и трогательные воспоминания Бахрушина о церковном стороже: «Встает передо мной высокий строгий старик Иван Саламатин. Ему было уже за восемьдесят. Он хорошо помнил крепостное право, служил в солдатах при Николае Павловиче, но в Севастополь не попал — «в новобранцах тогда ходил», пояснял он. От военной службы у него осталась выправка — был всегда подтянут и строен, как молодой — и краткость и точность ответов. Не был словоохотлив, но зато как скажет, словно отрубит. Его авторитет в деревне был незыблем. Служил он церковным сторожем и каждую ночь ежечасно выбивал часы на колокольне — всегда точно и аккуратно. (…). Свою семью Саламатин воспитал в тех же строгих правилах, которых держался и сам. Когда он умер, вскоре после нашего переезда, место церковного сторожа занял его старший сын Василий.» ( 1, стр. 288) Из этого эпизода мы узнаем о местночтимой традиции, по которой должность церковного сторожа занимали члены одной семьи.

Необходимо отметить, что в книге Бахрушина все афинеевские воспоминания пронизаны светом храмовой культуры старинного имения. Читатель понимает, что средоточием духовной жизни и культуры всего имения был Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Справка: Алексей Александрович Бахрушин (31 января (12 февраля) 1865 года, Москва – 7 июня 1929 года Апрелевка, Московская область) – потомственный почетный гражданин Москвы, купец, промышленник, гласный Московской Городской Думы, почетный член Императорской Академии Наук, основатель первого театрального музея в России, носящего его имя, меценат

Глава 4. « Лента времени» ( Былое - Настоящее – Будущее)

«Былое»

Архивное фото усадебного дома и А.А. И В.В. Бахрушиных

Архивное фото храма

Архивный фото территории усадьбы

«Настоящее»

Храм и территория усадьбы сегодня

Внутреннее убранство Храма

« Будущее» ( примерный план восстановления усадебно- храмового комплекса – рисунки Овчаренко Платона)

Заключение

Изучив историю храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Афинееве Наро-Фоминского городского округа Московской области, мы пришли к выводу: храм, являющийся жемчужиной культурно-исторического наследия Подмосковья, нуждается в особом внимании общественности. Необходимо отметить, что от старинного имения сохранился только храм.

Нами доказано, что афинеевские воспоминания сына последнего владельца усадьбы А. А. Бахрушина пронизаны светом храмовой культуры старинного имения. Средоточием духовной жизни и культуры всего имения был Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Таким образом, одним из итогов нашего исследования является вывод о том, что все традиции и обычаи имения в Афинеево были храмоцентричны. Именно поэтому мы и выдвигаем идею воссоздания усадебно-дворянского комплекса.

Важнейшей частью нашего исследования является такой первоисточник, как «Воспоминания» из Бахрушинской серии. Учитывая «культурно-историческую» величину личности А. А. Бахрушина, мы предлагаем проект возрождения усадьбы, в которой могли бы проводиться фестивали искусств имени А. А. Бахрушина, выставки картин и иных экспозиций, в том числе связанные с событиями Отечественной войны 1812 года. Здание усадьбы можно воссоздать как «Дом Бахрушина» и организовать там лекторий, спланировать экскурсионные программы. Мы предлагаем благоустроить территорию, включая создание набережной, автостоянки и т.д. На наш взгляд, это поможет вдохнуть новую жизнь в храм и превратить территорию в один из исторически-культурных центров Подмосковья.

Список литературы

1)Ю.А. Бахрушин «Воспоминания» ( Ю.А. Бахрушин. Воспоминания. — 2-е, испр. и доп.. — М. ГЦТМ имени А.А. Бахрушина, 2012. — 542 с. — (Бахрушинская серия).

2) Веселовский С.Б. « Подмосковье в древности», Москва, Изд. АИРО - ХХ,2002 год).

3)«Вопросы истории» « Собрание русских древностей П.Ф. Карабанова», Москва,1982, (стр.180-183)

4)Козлов В. «Откуда есть пошла земля Наро-Фоминская», Н-Ф., 2001, (стр.98).

5) Македонская Е. И., Аверьянова К. А. История сел и деревень. — Москва: Просвещение, 1993. — (С. 20—30).

6)Чеботарь А. М. «Словарь архитекторов и мастеров строительного дела XV - середины XVIII века» Москва, 2008 - ( с. 81)

Просмотров работы: 35