Введение
Я давно начал обращать внимание на то что на разных деревьях в определенных местах висят цветные флажки. Мне стало очень интересно, как называются эти флажки и для чего они предназначены. Я спросил у Людмилы Баторовны руководителя моей исследовательской работы , она ответила ,что это хии – морин - конь ветра удачи. Меня очень заинтересовало значение этого слова и ритуалы связанные с этими разноцветными флажками поэтому я решил начать свое исследование.
Моя цель: узнать о значении слова хии - морин и связанные с ним ритуалы.
Задачи:
1. Собрать и изучить литературу и сведения о хии - морин – воздушный конь удачи.
3. Обобщить собранный материал.
4. Выступить с работой на НПК.
5. Изготовить буклет
Объект исследования: хии морин и связанные с ним ритуалы.
Предмет исследования: значение слова хии- морин- кони ветра удачи.
Методы исследования: сбор информации, анализ, наблюдение, обобщение.
Результат: выступление на научно-практической конференции.
Глава 1. Хии морин на бурятском языке
Хии-морин в переводе с бурятского - Конь ветра. Символ в буддизме в виде коня, несущего на спине чинтамани, то есть драгоценность, исполняющую желания, и приносящую благополучие. Обозначает также жизненную силу человека. Конь ветра изображается на молитвенных флагах, называемых хии-морин. Согласно буддийской астрологии, хии-морин может оказывать влияние на энергию человека.
Когда эта энергия в плохом состоянии, у человека наступает упадок духа и егопреследуют неудачи. Для преодоления этих препятствий существует ритуал водружения флажка хии-морин. У каждого человека свой хии-морин,
соответствующий его году рождения и различающийся по цвету флажка, окантовки по краям и язычкам.
На флажке изображены: в середине конь и по четырём углам — дракон,
мистическая птица Гаруда, тигр и лев. Эти животные символизируют обладание большой силой и энергией. На этом флажке есть специальное место, куда вписывается имя человека.
Хии-морин можно водружать в течение года по определенным дням,
выбранным ламой-астрологом, но в основном флажок вывешивается в начале нового года по лунному календарю, на второй день праздника Сагаалган. Люди выходят на специальное место возвышенное чистое место для развешивания хии-морин и водружают на деревья . Существует определенные правила водружения хии- морин.
Люди, родившиеся в год мыши, дракона и обезьяны водружают хии-морин
синего цвета с жёлтой окантовкой по краям и белыми язычками сбоку на зеленую сосну.
Львы, лошади и собаки — флажок желтого цвета с зеленой окантовкой и
красными язычками. Дерево — береза.
Родившиеся в год свиньи, овцы и кролика — флажок зеленого цвета с белой
окантовкой и язычками зеленого цвета. Дерево — лиственница.
Быки, курицы и змеи — флажок белый, окантовка красная, язычки желтого
цвета. Дерево — сосна.
Три основных условия для обряда вывешивания хии-морин:
1. выбор цвета флажка по году рождения и направление вывешивания хии-
морина (конь должен «бежать» в определенную сторону). Лама даст вам
соответствующие инструкции;
2. освящение «оживление коня» флажка ритуалами:
3. Вывешивание хии-морин на каком-либо священном месте.
Этот обряд — один из самых распространенных буддийских обрядов среди
традиционных буддистов России.
Что символизирует хии-морин, рассказал лама Лубсан - Даши.
- Когда ваш хии-морин силен, снится, что ты летаешь или едешь верхом на
прекрасном белом коне. Когда хии-морин ослаблен, случаются несчастья, человеку
снится, что он падает со скалы, вязнет в болоте или идет по подземным каналам.
Перед тем водрузить хии-морин произносится молитва.
Глава 2. Хии морин на тибетском
Хии морин на тибетском языке звучит: лун та, что переводится как «ветер конь». В тибетской традиции хии морин состоит из пяти маленьких флажков, каждый из которых окрашен в свой цвет, что символизирует принадлежность к пяти будда-семействам, к пяти видам Мудрости, а также означает пять великих Первоэлементов. Синий цвет символизирует Пространство, желтый – Землю, красный – Огонь, белый – Воду, зеленый – Ветер. Лун та вывешиваются в последовательном чередовании пяти цветов над особо благоприятными местами, такими, как храмы, ступы, крыши, горные перевалы, мосты и т.д. Лунный Новый год – это самое благоприятное время для обновления выгоревших и истрепавшихся на ветру молитвенных флагов. Трепетание на ветру флажков с наполненными молитвами будет звучать непрестанно, разнося магическую силу мантр и имя собственника.
В Бурятии распространена другая традиция: хии морин печатается одного цвета, соответствующего году рождения, и крепится сбоку, а не как у тибетцев - сверху. И цветов четыре, а не пять : синий – год Мыши, Дракона, Обезьяны; желтый – год Тигра, Коня, Собаки; белый – год Коровы, Змеи, Курицы; зелёный – год Зайца, Овцы, Свиньи. Помимо цвета самого хии морина они различаются цветом окантовки, язычков, вязочек и даже цветом шрифта. Всё это в целом символизирует принадлежность к пяти будда-семействам. На нем изображены: в середине - конь и в четырех углах - тигр, лев, дракон и мистическая царь - птица гаруда. Молитвенный флажок хии морин состоит из мантр, молитв, узоров, слогов и прочих благих символов, которые раньше печатались при помощи деревянной матрицы на квадратах хлопковой материи. В давние времена при дацанах были закреплены специальные люди, лама с учениками, которые занимались производством различных флажков, знамен и т.д. Сейчас же частный бизнес Монголии полностью занял эту «нишу». Наш дацан в числе немногих наладил производство собственных «лун та», посредством современной техники шелкографии. Однако, к сожалению, мы не можем конкурировать с промышленным монгольским производством, прежде всего ценой. У нас в России всё дороже: материалы, краска, труд.
Ветер-конь направляется влево из центра молитвенного флага. В седле на его спине – благоприятная многогранная Драгоценность, исполняющая желания, принадлежность чакравартина - «Вселенского монарха мироздания», излучающая мир, благополучие и гармонию повсюду, где она появляется. Конь без наездника мчится как ветер среди небес, его сила неисчерпаема, его копыта подобны крыльям четырёх ветров. Ветер-конь сам по себе символизирует позитивную энергию, которая устраняет все препятствия, вызванные болезнями, неудачами, демоническими и планетарными воздействиями. Энергия ветра приравнивается к беспрепятственному движению жизненных ветров по каналам тонкого тела. Их мощный поток, словно ветер-конь, может быть осёдлан умом.
Вывешивание «лун та» сопровождается выполнением сана («подношение, очищение дымом») по утрам на растущей луне, когда для очищения энергетических каналов и усмирения духов местности возжигается можжевеловое благовоние.
Четыре животных, окружающих коня ветров, - гаруда – царь Птиц, дракон, лев и тигр происходят из древней китайской традиции геомантии и астрологии. В Древнем Китае четыре направления приравнивались к четырём сезонам: рассветное солнце на востоке символизировало весну, полуденное солнце на юге – лето, закатное солнце на западе символизировало осень, а неосвещённые солнцем районы севера – зиму. Каждому из этих направлений соответствовало одно из четырёх существ. Голубой дракон символизировал восточную четверть, красная птица солнца (феникс) - южную четверть, белый тигр – западную четверть, черепаха или чёрный воин - северную четверть. Четыре цвета этих животных соотносятся с китайской геомантической мандалой четырёх секторов рая, с синим – на востоке, красным – на юге, белым – на западе, черным – на севере и с жёлтым, обозначающим землю, - в центре. В фэн-шуй (буквально «ветер и вода») четыре животных представляют четыре геомантических качества или характеристики. Эти четыре создания со своими характерными особенностями изначально символизировали животных четырёх квадрантов древнего китайского зодиака. Позднее их количество было увеличено, чтобы включить все двенадцать животных китайского зодиакального цикла.
Как эмблема жизненной силы дракон весны представляет собой рождение, красная птица лета - юность, белый тигр осени представляет старость, а чёрный воин – смерть. В буддийском символизме четыре животных - охранителя символизируют преодоление четырёх великих страданий – от рождения, болезни, старости и смерти.
Тибетская традиция переняла и сохранила трёх из этих четырёх животных: голубого дракона, красную птицу заменили гарудой, и тигра, который из белого стал жёлтым, полосатым. Черепаха или чёрный воин - национальная эмблема Китая были заменены белым снежным львом – национальной эмблемой Тибета. Такое сочетание цветов – синего, красного, жёлтого и белого с зелёным конём ветров посередине, представляющим зелёный элемент воздуха в центре, - соотносится с буддийским устройством мандалы будды Амогахасидхи.
Хии морин – это символ энергетического, тонкого тела человека. Конь означает непрерывное движение, что является сутью нашей энергии. Когда наши энергетические каналы прямы, энергия сбалансирована, и мы словно наполнены ею. Наша энергия движется без помех, без остановок. Это будет видно по нашему поведению, поступкам, одежде и окружающему быту. У нас всё получается, всё складывается удачно. Если есть какой-нибудь «затор» или ещё хуже - «повреждение» каналов, тогда энергия не может циркулировать полноценно. Сбалансированность энергии на внешнем уровне отражается во всём, даже в наших вкусах и предпочтениях. Например, в выборе одежды, организации рабочего места, обустройстве дома и т.д. Если мы предпочитаем дырявые, рваные одежды, вывернутые наизнанку, с большими открытыми площадями, не соразмерными нам, или же не симметричные, значит, циркуляция нашей энергии в каналах сильно нарушена. Рано или поздно это нарушение отразится на психическом здоровье как минимум. Основное предназначение одежды это укрыть, защитить тело. Наше тело обладает определённой симметрией, значит, и одежда должна быть как бы «парной», как руки, ноги. Вообще самой лучшей одеждой является та, которую носили наши предки, т.е. национальная. Одежда, антураж как бы диагностируют нас, однако волевым усилием сознания мы можем повлиять на нашу энергетику. Ведь мы можем изменить свой гардероб. Например, в случае простуды мы одеваемся потеплее, принимаем лекарства и т.д. Хорошая циркуляция энергии это, прежде всего, баланс, а баланс означает гармонию психического здоровья, уравновешенность чувств, желание привести окружающее в порядок, чистоту. Также большое значение имеет посуда в доме. Она должна быть целой, не треснутой, чистой и наполненной. Посуда должна быть наполнена чем-нибудь или закрыта крышкой. Если она открыта и пуста, то это зияние как бы привлекает пустоту, бедность, потери. Как бы говорит, что наша энергия куда-то улетучивается, словно вода из дырявого шланга или как песок сквозь пальцы. Наша физическая активность во сне, движение, разговоры говорит о состоянии хии морина. Если мы движемся во сне быстро, на коне, на транспорте без препятствий, помех, тогда такой сон означает хорошую циркуляцию энергии, т.е. отличное состояние хии морина. Напротив же, если мы не можем двигаться, что-то мешает, сломалось или еще что-нибудь, все это говорит о проблемах в течении энергии в наших каналах.
Хии морин – это наша энергетика. Есть специальные ритуалы, которые предназначены для «подъёма», «раскрутки» нашей энергии. Обычно после таких ритуалов у человека появляется огонёк в глазах, он как будто попадает в свою струю или, как принято говорить у молодёжи, начинает «зажигать». И это естественным образом привлекает удачу. Есть специальная мантра, состоящая из нескольких слогов, призванная поднять нашу энергетику, т.е. хии морин на некоторый промежуток времени. Самый лучший день для вывешивания «лун та» является 2 лунное число. В особо трудных случаях или перед важными делами иногда рекомендуется вывешивать количество хии моринов, соответствующее возрасту. Нельзя вывешивать ниже пояса. Считается, чем выше, тем лучше. Определённое значение имеет и направление. Всё это можно узнать у ламы. Большую роль хии морин играет в создании семьи и укреплении семейных уз. Чем больше вывешивается флажков, тем лучше для семейного очага. Также значимую помощь хии морин может оказать новорожденному и больному, особенно с болезнями Ветра (психические, нервные расстройства и болезни головного мозга, сердечно - сосудистой системы).
Наша энергетика, значит и хии морин, сильно зависят от нашего внутреннего настроя, мотивации. Например, если с самого пробуждения мы настраиваем себя на позитивный лад, даём себе установку на успех, радость, тогда наш хии морин может взлететь на самую большую высоту. Весьма негативное, разрушающее воздействие на энергетику оказывает спиртное, наркотики и табак. Нужно всегда помнить, что мы обусловлены кармой, однако у нас есть сознание, воля и мы можем изменить свою судьбу. Если у нас хии морин начал «спадать», мы можем сознательно контролировать, «закрывать внешние прорехи» в своей одежде, быту, поведении. «Лун та» подразумевает деятельность, движение. Если полагаться только на ритуалы и ничего не делать, тогда вряд ли что изменится. Однако если настроить себя должным образом, провести ритуал и приступить к важному, судьбоносному делу, тогда шансы на успех многократно увеличатся.
Заключение
Изучив эту тему, я пришел к выводу, что водружение коня удачи важен
для буддистов. Это была очень интересная тема для меня.
Существует определенные правила водружения Хий Морин:
Список литературы
1.Намжилон Л.Н. Волшебные четки; Улан- Удэ, 1996
2. Буддийская Традиционная Сангха России. Солонго; 2008, No 8
3. Настенный календарь. Улан – Удэ, 2006
4. Белая юрта. Улан – Удэ, 2011, No1,2.
5. Газета «Жизнь Иволги» No 16, 2012.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.