ВВЕДЕНИЕ
Таймыр - уникальный регион, с многолетней историей. Самое главное богатство нашей земли - это люди, живущие здесь. На Таймыре живет свыше 60 национальностей — русские, белорусы, немцы, украинцы и другие. Но особенностью нашего региона является то, что здесь проживают коренные малочисленные народы Севера - долганы, нганасаны, ненцы, энцы и эвенки. Эти народы веками жили в гармонии с природой, научившись выживать в наших северных широтах. Они сохранили свою культуру, традиции, знания и навыки. Важнейшей задачей молодого поколения таймырцев является бережное сохранение создаваемых веками традиций и устоев.
Актуальность: Таймыр – уголок северной земли, где на протяжении многих лет сохраняется удивительная самобытность и богатство культурных традиций коренных народов. С приходом современных технологий имеется тенденция к утрате знаний своей истории представителями коренных малочисленных народов Таймыра. Исчезновение исторических ценностей приведет к невосполнимой утрате уникальных традиций, обычаев и языков. Сохранение этого богатства важно для обогащения культурного разнообразия в мировом контексте. Для этого мы должны понимать уровень знания традиционной национальной культуры среди подрастающего поколения малочисленных народов Таймыра, так как дети - носители грядущей культуры.
Я считаю, что культурное наследие коренных малочисленных народов Таймыра является очень важным аспектом нашей истории и его сохранение необходимо для передачи традиций и ценностей следующим поколениям.
Частичная или полная утрата культурного наследия и традиционного уклада в семьях малочисленных народов Таймыра является проблемой в масштабах муниципального района, так как уходит уникальность и самобытность народа. Почему я так думаю? Очень часто встречал мнения о молодом поколении, которое вряд ли стремится сохранить культурное наследие своего народа.
Исходя из этого, мной была выдвинута гипотеза: действительно ли в настоящее время недостаточен уровень знаний о культуре своего народа среди молодого поколения этносов Таймыра.
Для этого мной была поставлена цель - оценить уровень знаний культуры своего народа среди молодого поколения этносов Таймыра.
Задачи:
Изучить историю коренных малочисленных народов Таймыра.
Составить анкету – опрос, которая сможет выявить уровень знаний своего народа среди молодого поколения этносов Таймыра.
Собрать и систематизировать необходимые для оценки данные.
Провести анализ полученных данных и сформулировать выводы о степени уровня знаний культуры своего народа среди молодого поколения этносов Таймыра.
Объект исследования: культурное наследие малочисленных народов Таймыра.
Предмет исследования - знание культуры своего народа среди молодого поколения этносов Таймыра (учащихся 5 – 11 классов школ города).
Практическая значимость данной работы заключается в сборе данных, которые можно использовать для составления образовательных программ, направленных на сохранение культурного наследия малочисленных народов Таймыра.
Новизна: в настоящее время нет подобных исследований, в частности, взгляда молодого поколения на выдвинутую проблему.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
1.1. История культуры малочисленных народов Таймыра
Коренные малочисленные народы Таймыра обладают богатым культурным наследием, глубоко укорененным в их истории и образе жизни. В истории этих народов выделяются традиционные ремесла, язык, мифология и обряды, отражающие связь с суровой природой региона.
Долганы – основное население из коренных народностей Таймыра. Сформировались как этнос относительно недавно, в XVII-XIX вв. Это самая молодая народность, проживающая на Таймыре. Долганы различаются по говорам: западные, восточные и попигайско-анабарские.
Нганасаны - это народность, проживающая только на Таймыре. Контакты с русскими у них начались в XVII веке, когда казаки, стоявшие в остроге Мангазея, стали собирать дань с «тавгийской самояди». Сами же Нганасаны считали, что они произошли от шерсти шкуры дикого оленя. /1/
Ненцы, считается что они являются потомками древнего самодийского населения лесостепных областей Прииртышья и Притоболья. Под натиском кочевников, гуннов и тюрок они мигрировали в конце I тыс. до н. э. на север, в таежные и тундровые районы Заполярья и Приполярья. /2/
Энцы - одна из малочисленных народностей Севера, проживающих на Таймыре. Впервые народ упоминается в новгородской рукописи конца XV века под названием молгонзеи. /3/ До революции по месту жительства и диалекту энцы делились на две группы. Первая группа – тундровая, вторая – лесные энцы. Когда – то на Таймыре существовали обе группы. В настоящее время это совсем маленькая народность.
Эвенки – это одна из самых многочисленных народностей Севера, проживающих в нашей стране. Они расселены почти на всей территории азиатской части России. Эвенков делят на две обособленные друг от друга территориально и по роду занятий группы.
Основные занятия коренных народов Севера: оленеводство, охота и рыболовство. Они являются неотъемлемой частью их повседневной жизни. Мастерство в создании уникальной одежды из меха, традиционные узоры и орнаменты стали важным элементом культуры. Язык и мифология коренных народов Таймыра тесно связаны с природными явлениями, выражая глубокое уважение к окружающей среде.
Основным религиозным верованием коренных народов Севера являлось христианство, но шаманизм всегда играл ключевую роль в духовной жизни северных народов. В настоящее время он свидетельствует о стремлении сохранить гармонию с природой и передает уникальные ценности поколениям.
Основа кухни коренных жителей Таймыра: нганасан, долган, ненцев, энцев, эвенков – это дары северной природы. Мясо оленя, таежных животных, дикие растения и, конечно, рыба – продукты, из которых делается большинство блюд национальной кухни.
У каждого из этих народов есть свои праздники, язык, традиции, обереги, обряды, мифы, сказки и национальная кухня.
Этот богатый культурный фон формирует основу для понимания важности сохранения традиций среди молодого поколения малочисленных народов Таймыра. Но в настоящее время самобытность и культура все чаще забываются и постепенно уходят из жизни представителей этих народов. Сохранение культурного наследия важно, потому что оно представляет собой неоценимое достояние истории. Но для его этого нам необходимо понимать текущий уровень знания своей культуры молодым поколением малочисленных народов Таймыра.
1.2. Виды и формы опроса
Опрос – это совокупность вопросов, предлагаемых респонденту, ответы на которые и дают необходимую информацию. Опрос применяется тогда, когда мало статистической и документальной информации, когда явление малодоступно непосредственному наблюдению.
Обычно опросы разделяют на два вида:
• Анкетирование – опосредованный опрос, который проводится в письменной форме, а респонденты самостоятельно заполняют вопросы анкеты на бумаге или в цифровом виде.
• Интервьюирование – устный опрос, который проводится в форме беседы исследователя с респондентом и фиксируется на аудио и видео, либо конспектируется. /4/
Я решил выбрать анкетирование для проведения моего исследования, поскольку данный вид опроса позволяет эффективно обработать большой объем информации, сохраняя объективность результатов.
Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать самые подходящие, или же предложить собственные. /5/ Существует онлайн и оффлайн формат анкетирования. Онлайн анкеты обеспечивают легкий доступ для респондентов в любом месте и в любое время, что способствует более широкому охвату участников. При онлайн анкетировании сбор и анализ данных автоматизированы, что позволяет получить объективные результаты. Также, данный формат минимизирует использование бумаги, что способствует сокращению экологического следа исследования.
Исходя из данных преимуществ, я пришел к выводу, что онлайн анкетирование наилучшим образом подходит для проведения моего исследования, такой метод поможет охватить учащихся не только нашей школы, но и учащихся других школ города.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
2.1. Анкета
Анкета направлена на системное изучение культурной идентичности среди школьников, представляющих коренные малочисленные народы Таймыра.
Я разделил вопросы на несколько блоков, чтобы обеспечить более комплексный анализ:
Народ, к которому относятся участники: Вопросы о народе направлены на оценку степени осведомленности школьников о своей культурной и этнической принадлежности. Это поможет понять, насколько укоренены они в собственной культуре.
Язык (важность для культуры). Изучение языковых аспектов помогает оценить степень сохранения родного языка и его роли в передаче традиций, обогащении культурного наследия.
Более комфортное место проживания. Данный вопрос поможет выявить влияние окружающей среды на сохранение и передачу традиций, а также определить, какие условия школьники считают наиболее благоприятными для сохранения культурных ценностей: места кочевья, проживание в городе, в посёлке.
Знания национальных элементов: Изучение знаний о традиционных элементах культуры (занятия, блюда, орнамент, обряды) позволит оценить глубину осведомленности школьников и их участие в традиционных практиках.
Я считаю, что такой подход поможет выявить факторы, влияющие на сохранение культурной идентичности среди молодого поколения малочисленных народов Таймыра.
Я составил ряд вопросов, которые, по моему мнению, покажут общий уровень знаний о культуре своего народа среди учащихся 5-11 классов малочисленных народов Таймыра (приложение 1).
2.2. Процесс анкетирования
Для создания онлайн анкеты я принял решение воспользоваться сервисом, предназначенным для создания онлайн форм и опросов Яндекс Формы, с помощью которого можно легко собирать различную информацию. Этот выбор обусловлен простотой использования и широкими возможностями настройки вопросов. Также данный сервис предоставляет удобный интерфейс и автоматизированный сбор данных. Исходя из данных преимуществ, я могу с уверенностью сказать, что онлайн-сервис Яндекс Формы идеально подходит для проведения моего исследования.
В данном сервисе я сделал анкету, добавил в нее все составленные мной вопросы и опубликовал для дальнейшего распространения среди разных школ города.
За время распространения анкеты в ее прохождении приняло участие 70 респондентов, из которых 53 оказались представителями коренных малочисленных народов Таймыра, это подчеркивает увлеченность и заинтересованность молодого поколения коренных малочисленных народов Таймыра в своей культуре.
Следующим моим шагом для проведения исследования стало структурирование и анализ полученных данных.
2.3. Результаты опроса
Я провел анализ полученных ответов по каждому вопросу и сделал следующие выводы:
Являетесь ли вы представителем коренного малочисленного народа Таймыра? (Долгане, Нганасане, Ненцы, Эвенки, Энцы). Первый вопрос помог выделить группу респондентов для исследования, определить является ли участник представителем коренного малочисленного народа Таймыра. Из 70 респондентов, положительный ответ дали 53.
К какому народу вы себя относите? Данный вопрос помог собрать данные, учитывая разнообразие этнических групп, что предоставило более глубокий и дифференцированный взгляд на знания школьников. 45% респондентов были представителями ненецкого народа, и не было ни одного представителя энцев, что видно на диаграмме.
К аким языком владеете и пользуетесь чаще всего? Данный вопрос позволил оценить, насколько широко распространены языки различных коренных малочисленных народов Таймыра среди молодых представителей. Оказалось, что 94% респондентов владеют и используют чаще всего русский язык и только 6% - долганский что показывает, что русский язык является неотъемлемой частью жизни всех коренных малочисленных народов Таймыра.
4 . Каким вторым языком вы владеете и пользуетесь? Данный вопрос позволил выяснить степень использования дополнительного языка. По результатам ответов можно сделать вывод, что не все представители этносов владеют и используют свой родной язык.
5. Читали ли вы литературу на родном языке? Данный вопрос позволил измерить, насколько школьники - представители коренных малочисленных народов Таймыра, вовлечены в чтение литературы на своем родном языке, что влияет на их знания о собственной культуре. 66% респондентов читали литературу на родном языке. Эти результаты меня порадовали, потому что они свидетельствуют о проявлении интереса к своей культуре молодым поколением коренных м алочисленных народов Таймыра.
6. Где вы проводите свои каникулы? Данный вопрос помог выявить, где участники обычно проводят свои каникулы, что служит индикатором сохранения культурных практик и традиционного уклада жизни. 53% респондентов проводят свои каникулы в Дудинке, что свидетельствует об изменении образа жизни в пользу городской среды.
7 . Где вам более комфортно проживать? Данный вопрос позволил понять, какое место проживания ближе и значимее для участников, что важно для понимания их социокультурного окружения. 75% респондентов указали Дудинку как более комфортное место для проживания, что жизнь в городе становится ближе молодому поколению малочисленных народов Таймыра. Но стоит отметить, что 8% респондентов предпочли бы быть в местах кочевья, что указывает на традиционный уклад жизни в этих семьях.
8 . Принимаете ли вы участие в традиционных занятиях вашего народа? Ответы на данный вопрос раскрывают степень сохранения традиций в повседневной жизни респондентов и вклад в передачу культурных ценностей. По результатам ответов на данный вопрос заметно, что 35% респондентов принимают участие в рыболовстве, 20% в оленеводстве и 21% в вышивке бисером, это говорит о том, что молодое поколение малочисленных народов Таймыра сохраняет связь с традиционными занятиями и ремеслами.
9 . Какие национальные блюда вы предпочитаете? Данный вопрос предоставил возможность получить информацию о том, какие национальные блюда предпочитают участники опроса, отражая их интерес к собственной культуре. 39% респондентов предпочитают строганину, 26% согудай и 23% юколу, это указывает на сохранение данного аспекта культуры.
10. Знаете ли вы как выглядит орнамент вашего народа? Данный вопрос позволил оценить, насколько молодые представители коренных малочисленных народов Таймыра знакомы с орнаментами своего народа. 75% респондентов дали положительный ответ, это указывает на сохранение знаний в области визуальной культуры.
1 1. Какие сказки вы своего народа вы знаете? Данный вопрос позволил измерить, насколько школьники - представители коренных малочисленных народов Таймыра знакомы с национальными сказками своего народа. 68% респондентов не назвали сказку своего народа, это позволяет понять, эти знания не передаются старшим молодёжи старшим поколением. И существует необходимость разработки образовательных программ для повышения уровня знаний в этом аспекте культуры у молодого поколения коренных малочисленных народов Таймыра.
1 2. Знаете ли вы национальные праздники своего народа? Данный вопрос помог выявить, насколько широко распространены и передаются национальные праздники в современной среде. По результатам ответов на данный вопрос заметно знание респондентами различных праздников своего народа, 52% знают День Оленевода, 35% Хэйро и 11% написали праздник самостоятельно, это выявляет, что национальные праздники широко распространены среди молодого поколения коренных малочисленных народов Таймыра и передаются в современной среде.
1 3. Какие обряды своего народа вы знаете? Данный вопрос направлен на выявление знаний школьников о традиционных обрядах их коренного малочисленного народа Таймыра. Знание о традиционных обрядах является ключевым элементом сохранения культурного наследия. 81% респондентов не назвали обряд своего народа, это подчеркивает необходимость проведения мероприятий для поддержки сохранения культурного наследия.
1 4. Планируете ли вы сохранить эти обряды в своей будущей, самостоятельной жизни? Данный вопрос позволил измерить степень желания школьников сохранять традиционные обряды в будущем. Это важно для понимания, насколько эффективно традиции будут передаваться в следующие поколения. 47% респондентов не планируют сохранять обряды в своей будущей самостоятельной жизни, что подчеркивает необходимость уделять пристальное внимание данному аспекту культурного наследия коренных малочисленных народов Таймыра.
15. Есть ли у вас оберег? Данный вопрос направлен на изучение наличия оберегов у школьников - представителей коренных малочисленных народов Таймыра. Этот вопрос помог увидеть наличие представлений о традиционной вере своего народа, узнать сохраняет ли молодое поколение традиционные культурные практики и верования в повседневной жизни. У 66%, это 35 респондентов, отсутствуют обереги, это свидетельствует об утрате знаний о своем народе и о потребности в сохранении этого аспекта культуры.
1 6. Если есть, то какой? Данный вопрос направлен на конкретизацию предыдущего вопроса о наличии оберега, на получение конкретной информации о его виде и характере. Только 23% респондентов назвали конкретный оберег, что меня очень порадовало, потому что это свидетельствует, что есть семьи в которых поддерживается и передается молодому поколению знания о культуре своего народа. Это также подчеркивает необходимость в проведении дополнительных мероприятий для поддержки культурного наследия коренных малочисленных народов Таймыра.
1 7. Знаете ли вы национальные игры своего народа? Данный вопрос направлен на изучение уровня знаний школьников - представителей коренных малочисленных народов Таймыра, о национальных играх своего народа. Это оказалось важным фактором для измерения уровня социокультурной связанности молодежи с традициями и обычаями. 47% респондентов знают прыжки через нарты, 30% накидывание аркана и 14% метание копья, что подчеркивает сохранение проявления интереса молодым поколением коренных малочисленных народов Таймыра к традиционным развлечениям.
1 8. Посещаете ли вы праздники в Таймырском Доме Народного Творчества? Этот вопрос помог измерить, насколько активно школьники вовлечены в культурные события и традиционные праздники своего народа. 48% респондентов посещают праздники в Таймырском Доме Народного Творчества и 13% посещает и принимает участие в этих праздниках, что демонстрирует вовлеченность в культурные события молодым поколением коренных малочисленных народов Таймыра.
Подводя общие итоги, я могу с уверенностью сказать, что уровень знаний молодого поколения малочисленных народов Таймыра своей культуры находится на среднем уровне если оценивать все ответы респондентов. Несмотря на заметный интерес к различным традиционным элементам, присутствует утрата большого количества аспектов национальной идентичности. Я считаю, что это требует дополнительного внимания, разработки дополнительных образовательных программ для повышения уровня знаний о традиционной культуре коренных малочисленных народов Таймыра, популяризации своей культуры среди представителей молодого поколения коренных народов Таймыра, принятия дополнительных усилий для сохранения и передачи культурного наследия следующим поколениям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения моего проекта, направленного на оценку уровня знаний молодого поколения малочисленных народов Таймыра своей культуры, я успешно выполнил все поставленные задачи. Разработанная мной анкета оказалась эффективным инструментом, позволяющим выявить ключевые аспекты знаний среди молодежи коренных малочисленных народов Таймыра. Собранные и проанализированные мною данные предоставили ценную информацию, необходимую для оценки текущего уровня знаний по ключевым показателям.
Меня радует общий итог проведенного исследования, так как гипотеза работы не подтвердилась – в настоящее время уровень знаний о культуре своего народа среди молодого поколения этносов Таймыра находится на среднем уровне. Однако есть определённые аспекты, которым следует уделить внимание для сохранения культурного наследия коренных народов Севера.
Проведенное мной исследование предоставило важные результаты, которые можно использовать для составления образовательных программ, направленных на повышение уровня знаний молодежи - представителей коренных малочисленных народов Таймыра о своей культуре. А также, заложило основу для долгосрочного мониторинга и отслеживания приведенных показателей уровня сохранения культуры малочисленных народов Таймыра среди молодого поколения.
Я считаю, что данная работа способствует лучшему пониманию образовательных потребностей молодежи малочисленных народов Таймыра, предоставляя ценные данные для дальнейших исследований в области образования и сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Таймыра.
Я планирую продолжить исследование, и разработать программу по популяризации культуры коренных малочисленных народов Таймыра.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Попова М.И. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра: 1. Пособие для учителей и учащихся. – Красноярск: Кн. изд-во, 1993. – 108 с.
Ненцы https://my.krskstate.ru/docs/ethnoses/nentsy/#:~:text=Считается%2C%20что%20ненцы%20являются%20потомками,дикого%20оленя%20и%20морских%20зверобоев
Арктика - мой дом: народы Севера земли, культура народов Севера: для среднего и старшего школьного возраста / [науч. ред. З. П. Соколова]. - Москва: Северные просторы, 1999. - 263 с.
Опрос как метод сбора первичных социальных данных https://studwork.ru/spravochnik/sociologiya/opros-kak-metod-sbora-pervichnyh-socialnyh-dannyh
Анкета https://psychology.academic.ru/161/анкета
ПРИЛОЖЕНИЕ 1