Введение
Наша страна Россия богата на всевозможные природные зоны и другие природные объекты, будь то реки, озера или горы. Одной из самых известных на весь мир остается великая русская река Волга. Значение Волги в жизни России, ее народа, в истории нашей страны настолько велико, что сравнимо со значением реки Миссисипи в США или Янцзы в Китае. Но если Миссисипи или Янцзы, практически сохранили свой изначально природный ландшафт по своим берегам, то нашей реке Волге с этим повезло меньше.
Дело в том, что сегодня мы видим реку Волгу не такой, какой она была еще совсем недавно с исторической точки зрения - еще каких-то 70-90 лет назад. Современная Волга - это практически целая цепочка водохранилищ, образованных в результате строительства плотин гидроэлектростанций, чуть ли не на всем её протяжении. Есть мнение, что, с точки зрения гидрологии, Волгу уже можно считать не рекой, а только лишь сетью водохранилищ, течение реки замедлилось, а наличие множества шлюзов в плотинах, изменило состав фауны и флоры реки.
Я живу в городе Чкаловск, который расположен на правом берегу реки Волги, в 95 километрах к северо-западу от Нижнего Новгорода. Старое название города - Василева Слобода. Судьба Чкаловска неразрывно связана с этой важнейшей водной артерией нашей страны.
Таким образом, знать историю реки, ее прошлое, понять экономическое, культурное значение Волги для народов, живущих на ее берегах, знать роль реки в истории родного города является актуальной темой.
На момент написания проекта я участвовала в региональном образовательном проекте «Великий Волжский путь», организованном ГБУ ДО «Вега», где, изучив историю реки, необходимо было создать экскурсию, в ходе которой участник представлял места, достопримечательности, памятники, музейные коллекции родного города на Волге.
Следовательно, в исследовании особую роль играл личный интерес:
мы узнали много нового о знакомых местах, о себе и своих близких.
мы углубили краеведческие знания и обратили внимание на территориальную или историческую связь объектов экскурсии с Волгой, проложили свой «водный маршрут» от места проведения экскурсии до берегов Волги.
мы создали видеоэкскурсию по Чкаловску.
Цель исследования: изучить историю реки Волга и определить территориальную или историческую связь объектов экскурсии по г.Чкаловску с Волгой посредством создания видеоэкскурсии.
Задачи:
изучить и систематизировать историко – географическую информацию о р.Волга;
изучить, какие русские города стояли на Великом Волжском пути;
определить роль реки Волга в истории Чкаловска (Василевой Слободы);
4. создать видеоэкскурсию по г.Чкаловску для участия в проекте «Великий Волжский путь».
Начиная работу, мы были уверены, что Великий Волжский путь проходил по реке вдоль Василевой Слободы, ведь здесь была удобная бухта для ремонта и зимовки судов, близость с Городцом. Поэтому выдвинули гипотезу – маршрут Великого Волжского пути проходил вдоль берегов, на которых располагалась Василева Слобода.
В процессе исследования использовались следующие методы:
теоретические: анализ, обобщение и систематизация информации, интерпретация исторических данных;
практические: изучение документов, беседа, моделирование (создание видеоэкскурсии).
Глава 1. Издалека долго течет река Волга
Волга, или как ее еще называют в нашей стране "величественная река" - одна из красивейших рек России, а также одна из крупнейших рек Европы и мира. Она занимает 16-е место по протяженности среди рек всего мира.
Ученые-геологи по отложениям в земной коре определяют, что за время неизмеримо долгой истории Земли значительные площади современного Поволжья неоднократно превращались в морское дно. Одно из морей медленно отступало на юг около двадцати миллионов лет назад, а по его следам текла Волга. Волга начиналась не на Валдае, а вблизи Уральских гор. Казалось, что она срезала угол, оттуда шла в сторону Жигули, и вода уносила на восток гораздо больше, чем сейчас. Движение земной коры, образование новых холмов и впадин, резкие колебания уровня Каспийского моря и другие причины заставили Волгу изменить направление.
Происхождение названия реки
Волга — самая большая река в Европе, длиной 3700 км и площадью бассейна около 1,4 млн кв. км, на протяжении 270 км она протекает в пределах Нижегородской области. За историческое время она носила несколько названий: древние греки ее называли Ра (индоевропейское ранха (ранга) – вода), арабы — Итиль (тюркский термин, тоже вода, река).
Гидроним Ра встречается у античных авторов (первые века н. э.). Мордва, обитающая в районе средней Волги, до настоящего времени сохранила в своем языке древнее название Волги, как Ра (Rav).
Высказывалось мнение, что имя реке дали булгары (Волга — волгарь от булгар, болгары), проживавшие в регионе Камского устья.
Отечественные исследователи считают гидроним Волга словом славянского происхождения, что возникло оно от понятия влага (волога, волглый, влажный), так как в верхнем течении она протекает среди увлажненных, болотистых мест.
Однако, исторически известно, что гидроним Волга существовал задолго до прихода на север Восточной Европы славянских племен.
Гидронимист А.И. Попов полагает, что гидроним Волга произошел из саамского Волоньга (Волонга), в котором в результате изменений в языке утратился «Н» (Волога) и, наконец, Волга в то время, когда саамы, финно-угры, финны и балты стали населять север Восточной Европы.
Существует гипотеза происхождения гидронима Волга от марийэльского (черемисы, марийцы) «волгыдо» (светлая). Отводов много: 1) угро-финны, как и финны, не первые насельники севера Восточной Европы, 2) марийцы никогда не проживали в Волговерховье, 3) понятия «вода» и «светлая» не одно и то же, 4) гидроним Волга настолько древен, что должен обозначать одно: вода. Однако связь между «волгыдо» и Волоньга— Волга просматривается.
Так кто дал реке имя Волга — Волонга: славяне, балты, угро-финны, финны или саамы? Основатели наименования реки теперь прочно забыты, что является доказательством исторической закономерности: сменились народы, когда-то проживавшие на огромной территории, по которой плавно, безмятежно, спокойно катит свои воды величавая Волга от озера Селигер, с Волговерховья до седого Каспия.
Географическое положение реки
Волга берет начало в Валдайской возвышенности (на высоте 229 м) и впадает в Каспийское море. Устье реки лежит на 28 м ниже уровня моря. Общее падение - 256 м. Волга является крупнейшей в мире рекой внутреннего стока, т.е. не впадает в Мировой океан. Исток Волги - ключ в селе Волговерховье в Тверской области. В верховьях, в пределах Валдайской возвышенности, Волга проходит через небольшие озера - Малую и Большую Верхиту, затем через систему крупных озер, известную как Верхневолжские озера: Стурж, Вселуг, Пена и Волго, объединенные в так называемое Верхневолжское водохранилище.
Река условно может быть разделена на три основные части.
- Верхняя Волга, крупнейшие притоки Верхней Волги - Селижаровка, Тьма, Тверь, Молог, Шексна и Унжа.
- Средняя Волга в среднем течении, ниже притока Оки, становится еще более полноводной. Она течет по северной окраине Волжской возвышенности. Правый берег реки высокий, левый - низкий. Крупнейшими притоками Волги в ее среднем течении являются Ока, Сура, Ветлуга и Свияга.
- Нижняя часть Волги, где в ее нижнем течении, после впадения Камы, Волга становится могущественной. Она протекает здесь по Волжской возвышенности. Нижняя Волга принимает относительно небольшие притоки - Сок, Самара, Большой Иргиз, Еруслан. На 21 км выше Волгограда отделяется от Волги левый рукав - Ахтуба (длина 537 км), который проходит параллельно основному каналу. Обширное пространство между Волгой и Ахтубой, пересекаемое многочисленными протоками и старыми реками, называется Волго-Ахтубинской поймой; ширина разливов в этой пойме ранее достигала 20--30 км.
Дельта Волги начинается в месте отрыва от ее русла Ахтубы (под Волгоградом) и является одной из крупнейших в России. Дельта имеет до 500 рукавов, каналов и малых рек. Основные рукава - Бахтемир, Камызяк, Старая Волга, Смелый, Бузан, Ахтуба.
Питание Волги осуществляется в основном за счет талых внешних вод. Дожди, которые в основном выпадают летом, и подземные воды, через которые река живет зимой, играют меньшую роль в ее питании. Средняя продолжительность половодья 72 дня. Максимальный подъем воды обычно происходит в первой половине мая, через полмесяца после весеннего ледохода. С начала июня по октябрь-ноябрь устанавливается летний маловодный период. Таким образом, большая часть навигационного периода, когда Волга свободна ото льда (в среднем 200 дней), совпадает с периодом низкого междуречья (2-3 м).
Глава 2. Великий Волжский путь
С того момента, как люди перестали приобретать товары путём их обмена, торговля постепенно обрела цивилизованное «обличие». Расширение торговых отношений повлекло за собой и налаживание надежных торговых путей, по которым купцы, занимающиеся продажей и покупкой товаров, могли достаточно быстро и безопасно передвигаться из города в город, из страны в страну. Объединение Русского государства под управлением Москвы привело к изменению сложившихся раннее торговых путей. Расширение территории страны и вследствие этого, возникновение новых рынков приводило к появлению новых направлений торговых путей, которые, как и старые торговые дороги, все более тяготели к Москве как административному центру страны.
Наиболее важными были судоходные пути, как самые быстрые для того времени. Остановимся более подробно на одном из них – Волжском торговом пути.
Название Великого Волжского пути связано с его географическим положением. Величественная Волга, несущая свои могучие воды долгие километры от Валдая до Каспийского моря, издревле была основным звеном, связывавшим Северо-Западную Русь и богатые страны Востока. Кроме того, Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь был самый ранним из трёх великих речных путей Древней Руси, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье.
2.1. Основные вехи и факторы развития Волжского пути
Возрастание экономического значения Волжского пути можно связать с несколькими факторами. Прежде всего, арабские завоевания на время закрыли для европейцев привычные торговые маршруты через Византию — купцы были вынуждены искать другие пути доступа в богатейшие восточные земли. С другой стороны, важную роль играл скандинавский фактор — многочисленные искатели приключений из Северной Европы ринулись на юго-восток, в том числе и на территорию расселения славянских и финно-угорских народов. Активное государственное строительство требовало значительных денежных средств — а торговля с Востоком могла на порядок обогатить раннесредневековые государства. Таким образом, Волжский торговый путь обретает своё экономическое значение уже в VIII веке. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.
Но к концу X века Хазарское государство было уничтожено, печенеги перерезали Волжский путь. С этого времени главной линией сообщений, по мнению ряда исследователей, становится Волховско - Днепровский «Путь из варяг в греки» и основные материальные результаты торговли со Средиземноморьем концентрируются в Киеве.
Однако, уже с XIV в. значение Великого Волжского торгового пути восстанавливается, растет роль таких центров, как Казань, Нижний Новгород, Астрахань. Покорение Иваном Грозным в середине XVI века Казанского и Астраханского ханств привело к объединению всей Волжской речной системы в руках России, что способствовало расцвету волжской торговли в XVII веке. Возникают новые крупные города - Самара, Саратов, Царицын; большую роль играют Ярославль, Кострома, Нижний Новгород. По Волге плавают большие караваны судов.
«Великий Волжский путь» способствовал динамичной торговле варягов, славян и финно-угров с хазарами и арабами. Чтобы отправиться в такое трудное, далекое и опасное путешествие, необходимо выбрать транспортное средство. В VIII-X века выбор судна был невелик, в основном это плоскодонные парусно-вёсельные суда, такие как дощаник, насад и струга.
2.2. География и маршруты Волжского пути
Путешествие по Великому Волжскому пути начиналось в Бирке - крупнейшим торговом центре шведских викингов в 800-975 гг. Пересекая Балтийское море, потом добираясь до места впадения в Волхов реки Ладожки (Елены), встречаем на своем пути старинную крепость Ладога. Возможно, именно это поселение было первым столичным городом и местом, где бывал легендарный Рюрик.
От Ладоги путь в восточные страны лежал по мелким речкам Северо-Западной Руси. Следовательно, существовало несколько способов пройти Великий Волжский путь. Исследователи отмечают несколько маршрутов, по которым караваны достигали волжских вод. Основным считается «Селигерский путь»: по Волхову корабли шли к озеру Ильмень, на берегах которого был основан Новгород, после чего преодолевали несколько волоков и мелких речушек на Восток, пока не достигали Волги. Тем не менее, до появления Новгорода существовал ещё и другой маршрут: от Ладоги купцы шли до современного Белоозера, затем поворачивали на Юг, в ярославское Поволжье. О существовании этого маршрута также свидетельствуют многочисленные клады, найденные археологами.
Волга несла торговый караван в столицу Волжской Булгарии - город Булгар. Город был важным транзитным пунктом на пути купцов, элита которого взимала с торговцев пошлину, а также обеспечивала безопасность торговых караванов. Это был крупный ремесленный центр и экспортер сельскохозяйственной продукции. Для торговцев и путешественников Булгар становился своеобразным водоразделом — границей двух цивилизаций. Для арабов он был воротами в совершенной иной мир: мир славян, финно-угров и скандинавов со своим, непонятным для восточного человека, менталитетом и экзотическими товарами.
Далее, корабли отправлялись в столицу Хазарского каганата Итиль, он выполнял таможенные функции и открывал уже путь в Каспий и арабские земли. Здесь купцы делали последнюю остановку перед продолжением пути в арабские страны.
Проплывая по водам Каспийского моря, купцы замечали корабли, движущиеся навстречу. Всё потому, что торговля была не односторонней. Арабские купцы торговали шелком, пряностями, одеждой и украшениями из стекла, бронзы, янтаря. Кроме этого, восточным торговцам открывался путь в воды Дона из Волги, где стоял мощный город Саркел, и далее в Византию. А из Ладоги торговцы открывали просторы Балтики и Северного моря.
Таким образом, Великий Волжский путь имел огромное значение для развития славянского, финно-угорского, тюркского и скандинавского народов в вопросах зарождения городов, ремесленного производства, международных контактов и формирования транспортных путей, являясь одной из значимых торговых магистралей раннего средневековья, соединяющей Европу и арабский мир.
2.3. Русские города на Великом Волжском пути
Волжский торговый путь условно можно разделить на две части. Первая, непосредственно предшествовавшая Волге, включала в себя путь по множеству мелких рек и волоки кораблей. Торговцы на своем пути они делали множество остановок в городах-крепостях и городах – торгово-ремесленных центрах.
Первым крупным форпостом, стоявшим на пути караванов, двигавшихся из Европы, после преодоления реки Невы, была крепость Ладога. От Ладоги путь в восточные страны лежал по мелким речкам Северо-Западной Руси.
Дальше Великий Волжский путь ведёт нас к городу, названным в честь первого древнерусского князя, приглашённого, в соответствии с норманнской теорией, к нам из Скандинавии. Рюриково Городище – центр Северной Руси, который возник в истоке Волхова. Большая плотность населения, разветвлённая речная сеть, охватывающая обширные территории, освоенные славянами, создавали наилучшие возможности для управления всей землёй и сбора дани. С 1103 года Городище стало известно в русских летописях как резиденция новгородских князей и важнейший центр политической жизни Новгорода.
Следующим городом на пути становится Ярославль. Один из самых старинных и почитаемых русских поволжских городов. Купцы вели оживленную торговлю с другими русскими землями, прежде всего с Новгородом и Псковом. Прочные деловые отношения установились со странами Востока и Запада, в особенности со Скандинавией — город упоминается в скандинавских сагах. Ярославль стал центром транзитной торговли, через регион по Волжско-Каспийскому пути шли товары из Северной Европы и с Востока, восточные купцы были частыми гостями в Ярославском крае.
В месте, где к берегам Волги примыкает старое устье реки Костромы в 1152 году князем Юрием Долгоруким был основал город Кострома. Ростово-суздальский князь построил Кострому, желая создать форпост на северо-восточных рубежах своих владений, чтобы защититься от волжских булгар и мордвы и контролировать значимую для всей Северо-Восточной Руси речную торговлю по верхнему течению Волги.
Одним из последних крупных русских городов на пути встречался торговому каравану Нижний Новгород. Он был основан в 1221 году в момент затухания истории Великого Волжского пути, связанного с монгольскими завоеваниями. Но в XV-XVII веках, когда происходит второй расцвет волжского водного пути, этот город становится важным остановочным пунктом и местом активной торговли.
Глава 3. Великий Волжский путь сегодня
В 2014 году Великий шёлковый путь был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В список вошли 37 памятников-стоянок, через которые проходил торговый маршрут в Турции, Азербайджане, Иране, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Туркмении и Китае. На территории России располагалось семь основных отрезков торгового маршрута, преимущественно водные:
от Хорезма до Нижней Волги;
от Ургенча к месту схождения Волги и Дона;
от Хорезма до Азова через Астрахань на Маджар и на Азов;
из Приаралья в Саратовское Поволжье, а также далее по Волге или по Дону на Азов;
из Приаралья до Азова через Болгар и Дон;
из Прикамья на Болгар и в Нижнее Поволжье;
сухопутный маршрут, который соединял Нижнее Поволжье и Нижнее Поочье (сейчас это Рязанская, Владимирская, Нижегородская области.
Роль Поволжья как транзитного центра и одного из торговых узлов Великого шёлкового пути общепризнана. Поэтому в России в 2015 году был разработан проект «Вели́кий Во́лжский путь»— межрегиональный туристский маршрут, проходящий по территории современного Приволжского федерального округа (ПФО) в зоне исторической северной части Великого шёлкового пути — Волжского торгового пути. Этот проект объединяет серию межрегиональных маршрутов по 14 субъектам ПФО, включая 5 городов-миллионников, 7 международных аэропортов, 3 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО и 5 курортов федерального значения с большим количеством красивейших мест, имеющих географическую, историческую и культурную общность, национальную самобытность. В основе маршрута лежит исторический Волжский торговый путь, который был частью северной дороги «Великого шелкового пути».
На момент запуска «Великого Волжского пути» осенью 2017 года были подготовлены маршруты «Казань — Йошкар-Ола — Чебоксары», «Казань — Ульяновск — Самара», «Нижний Новгород — Чебоксары — Казань» и «Киров — Йошкар-Ола — Казань». Благодаря включению проекта в Национальную программу развития детского туризма, первыми посетителями стали школьные группы. К октябрю 2019-го в рамках проекта было разработано более 20 маршрутов, с 2020-го действует туристический буклет для тур.операторов.
Став победителем регионального проекта «Великий Волжский путь» в номинации «Я живу на Великой русской реке Волге», я получила путевку в трехдневное путешествие на теплоходе по Волге по маршруту Нижний Новгород – Козьмодемьянс - Чебоксары.
Заключение
Давно известно, чем больше мы знаем о своем прошлом, тем с большим вниманием присматриваемся к будущему. Мы не просто живем, мы продолжаем историю родного места и одновременно создаем свою.
Появление торгового пути по Волге относят ко II тысячелетию до н. э.
Начиная с IX века славяне широко осваивают Поволжье, используя Волгу как основной способ передвижения. С этого же времени формируются крупные древнерусские княжества: в северной части располагалась Новгородская республика, территории Волго-Окского междуречья, Белозерья и бассейна Сухоны занимало Владимиро-Суздальское княжество, а на месте впадения Камы в Среднюю Волгу находилась Волжская Булгария, со столицей в городе Болгар.
Одновременно происходит расцвет Волжского торгового пути, ставшего трансъевропейской артерией, связывающей Скандинавию, Балтику и Северную Европу с Булгаром, Хазарией и странами арабского халифата и Персией, через которую в русские княжества ввозили шёлк-сырец, драгоценные камни, золотые и серебряные украшения. В свою очередь, в Персию вывозились меха, кость, моржовые клыки, юфть, лён, хлеб. Жители Восточной Европы продавали на пути янтарь и украшения из него, меха, зерно и керамику. Помимо этого, Волжский путь способствовал торговле варягов и финно-угров с хазарами и арабами.
Экономическая значимость маршрута значительно возросла в VIII—X веках, потому что арабские завоевания закрыли для европейцев привычные торговые маршруты через Византию — купцы были вынуждены искать другие пути в восточные земли.
Активная торговля через Волжский путь привела к строительству торговых форпостов на всём протяжении маршрута, которые впоследствии выросли в города и способствовал расселению славянских племен вдоль Волги.
Я родилась в Ленинградской области в г.Волхов, который находится в 12 км от Старой Ладоги. Каждое лето я езжу туда на каникулы. Изучая материал, приятно было осознавать, что неоднократно была в этих исторических местах, посещала крепость, смотрела на р.Волхов, где когда-то проплывали груженые товаром струги и насады.
С 6 лет я живу в Чкаловске. Город также интересен своей историей, после изучения которой появилось желание знать еще больше и даже стать экскурсоводом. В ходе изучения различных источников, мною был составлен сценарий экскурсии (саму видеоэкскурсию Вы можете посмотреть по ссылке https://disk.yandex.ru/i/EprnS828sIMGAg)
В ходе исследования гипотеза о том, что Великий Волжский путь проходил через Василеву Слободу не подтвердилась. Ни в одной книге наших краеведов такую информацию мы не нашли. Волжский торговый путь соединял север с югом, а также Азию с Европой, поэтому товары, которые по нему возили, были очень разнообразны. Мы думаем, что этот путь не "прижился" у нас из - за скудности уникальных товаров: похвастаться особо нашей местности было нечем, а глиняных горшков и так везде было предостаточно. Поэтому нецелесообразно было тратить время на заход в наши края. Кроме того, р.Волга имела другие границы, и поселение Василева Слобода стояла немного в стороне от ее русла.
Эта работа имеет практическое значение: может быть использована на уроках истории и краеведения, а также как реклама города Чкаловск для туристов.
Список источников
Вилинбахов В.Б. Балтийско-Волжский путь// Советская археология. 2008
Дубов И.В. Великий Волжский путь. Л.,1989.
Муллонен И. И. Очерки вепсской топонимии. СПб.: Наука. 1994
Персидский, В. А. Из истории Василевой слободы - Н. Новгород: Нижполиграф , 2004
Попов А. И. Географические названия. Введение в топонимику. М.-Л.: 1982
Рыжавский Г.Ю. По рекам и озерам Центральной России, СПб.: Азимут, 2002
Соловьев С.М. История России с древнейших времен, том 1, М: Просвещение, 2001.
Лекции регионального образовательного проекта «Великий Волжский путь», организованные ГБУ ДО «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Великий_Волжский_путь