Мангазея – история освоения Сибири

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мангазея – история освоения Сибири

Семенова М.Ю. 1Бургазлиева А.В. 2Бургазлиева Е.В. 2
1ММуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тазовская средняя общеобразовательная школа
2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тазовская средняя общеобразовательная школа
Кунин С.А. 1Семенова О.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тазовская средняя общеобразовательная школа
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Краткая историческая справка.

Мангазея - первый русский город Сибирского Заполярья, с именем которого связаны ярчайшие страницы истории первоначального освоения Сибири Русским государством. Основанный в 1601 году на реке Таз, он просуществовал лишь 71 год, пережив периоды стремительного взлета, расцвета и упадка. В 1672 году не­когда основной поставщик в государеву казну ценнейшей валюты XVII века - «мягкой рухляди» (пушнины) - был покинут жителями, переселившимися на Турухан - левый приток Енисея, в Туруханское зимовье (впоследствии - Новая Мангазея, а затем - Старотуруханск). От былого величия Мангазеи остались затерянные и заросшие бурьяном руины города. Сегодня городище Мангазея, так именуется памятник археологии в государственном реестре объектов культурного наследия, находится в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, на правом берегу реки Таз, в устье р. Мангазеи, в 8,5 км к северу от пос. Сидоровск. Протяженность памятника (кремля и посада) вдоль береговой линии р. Таз - 250 м и в глубь берега -155 м.

Рис 1. Реконструкция Мангазеи в музейно-выставочном комплексе им. Шемановского г. Салехард.

Введение

Исследованию истории Мангазеи «златокипящей» посвящено огромное количество исследовательских работ, начиная с девятнадцатого века и кончая нашими современниками, их перечисление может занять до сотни страниц текста. Наша увлеченность исследованием истории Мангазеи основывается на том, что это наш северный край, наша река Таз, и что сама Мангазея располагалась в 250 км южнее нашего поселка Тазовский.

Ученики нашей школы стали заниматься исследованием Мангазеи с 2015 года [6,8,9,10]. Их работы основывались на трудах М.И. Белова [2] и исторических материалах, посвященных глобальному изменению климата в 17 веке [1,3,12]. Из этих источников становится ясно, что основным фактором, повлиявшим на бурный расцвет «златокипящей Мангазеи», является наступившее в начале 17 века глобальное похолодание климата. Вместе с тем, резко изменились транспортно-логистические пути доставки грузов в Мангазею и вывоза пушнины в европейскую часть России. Мы считаем, что именно наличие транспортных возможностей послужило резкому в экономическому взлету, упадку и забвению былой столицы Мангазейского уезда Тобольской губернии России, просуществовавшего с таким названием вплоть до 1930 года. Поэтому, мы приняли решение провести исторические транспортно-логистические исследования совмещенные с климатическими изменениями, произошедшими в 17 веке, повлекшими за собой ряд транспортных структурных изменений.

В нашей работе были использованы материалы Санкт-Петербургского музея Арктики и Антарктики, окружного музейно-выставочного комплекса им. В.С. Шемановского г. Салехард, краеведческих музеев поселка Тазовский, поселка Красноселькуп, Тазавского Дома творчества. а также книги [2,3] и исследовательские работы учеников научного центра «Перспектива» МБОУ Тазовской СОШ [6,8,9,10].

Рис. 2. Экскурсия по краеведческому музею Тазовского Дома творчества.

Цель и задачи исследовательской работы.

Основная цель исследования – изучить исторические документы, касающиеся климатических изменений и маршруты движения суден, повлиявшие на расцвет, упадок и забвение Мангазеи.

Основные задачи исследовательской работы:

  1. Исследовать изначальную историю возникновения Мангазеи.

  2. Изучить Мангазейский морской ход и возможные его варианты.

  3. Исследовать и обосновать необходимость речного хода из Мангазеи до Якутска.

  4. Изучить климатические и исторические события 1640-х годов, повлиявшие на возникновение нового маршрута движения речных суден из Якутска в Енисейск.

Изначальная история возникновения Мангазеи.

В своей книге «Мангазея. Мангазейский морской ход» М.И. Белов публикует карту-чертеж «Губа-море Мангазейско с урочищи», составленную неизвестным картографом во время летней экспедиции двух тобольских воевод Мирона Шаховского и Данилы Хрипунова в 1600 году. По указу царя Бориса Годунова тобольские воеводы должны были построить острог Мангазею на «высоком берегу моря Мангазейского» между устьями рек Таз и Пур, для контроля за торговлей мехами, сбором подоходного налога - ясака.

Рис. 3. Карта-чертеж «Губа-море Мангазейско» 1600 года

Этот единственный графический документ содержит достоверную информацию о самом начальном этапе истории образования Манзаейского города. Является предтечей событий, которые за короткий период (всего за одну зиму 1600-1601 годов) изменились кардинально. Основанием для датировки Мангазейского чертежа являются, сделанные на нем записи событий 1600 г. о неудачном походе в устье р. Таз первых мангазейских воевод Мирона Шаховского и Данилы Хрипунова. Кроме событий боевого столкновения с местными вооруженными группами, хорошо описанными М.И. Беловым [2], на карте-чертеже мы четко видим изображения деревьев плоть до Карского моря и летние льды «Лды» в самом Карском море. Эти знаки говорят о том, что как раз в этот период на Земле заканчивается теплый «бархотный» климатический период и наступает глобальное похолодание с очень резким арктическим климатом. В короткое лето не таят льды в Ледовитом океане. И в последующие годы покрываются льдами Обская и Тазовская губа, по не уточнённым сведениям, вплоть до 1620 года. Таким образом, не вооруженное сопротивление местных племен становится основанием для переноса Мангазейского острога на 200 верст вверх по течению реки Таз, а наступившее глобальное похолодание климата.

Рис. 4 График среднегодовых температурных значений по дендроклиматическим данным и содержанию сернокислого аэрозоля в стратосфере по данным ледяного керна из Антарктиды

Из российских летописей и иностранных источников [1,3,12 ] нам стало известно, что в 17 веке прошло две волны похолодания в 1600-1605 годах и в 1640-1645 годах. И эти два события наложили свой неизгладимый отпечаток на бурный расцвет и упадок Мангазеи «златокипящей». В нашей работе мы постараемся доказать это предположение вместе с исследованием транспортных маршрутов – речных и морских ходов, проходящих через Мангазею.

Мангазейский морской ход и возможные его варианты. Мангазейский морской ход, по которому ходили «большегрузные», по тем временам, суда-кочи, достаточно подробно графически представленный в музее Арктики и Антарктики [5] , мог существовать в относительно теплые периоды климата в северном полушарии, когда в летнее время Ледовитый океан освобождался ото льдов.В моменты резкого похолодания климата он был невозможен.

Рис. 5. Схема Мангазейского морского хода в музее Арктики и Антарктики.

Однако, многие исследователи, в том числе иностранные, почему-то включают морской ход в транспортные коммуникации Мангазеи периода 1601-1620 годов. Так на своей карте 1612 года голландский картограф Исаак Масса изобразил подробный план Мангазейского морского хода, где Мангазею почему-то обозвал TaSoff Stad [2]

По рассказам старожилов поселка, мы случайно обнаруживаем такой факт, что еще в начале 70-х годов прошлого столетия командир вертолета Ми-8 Виктор Иванович Пригодин Тазовского авиаотряда с воздуха обнаружил бревенчатую переволоку в верховьях реки Месо-Яха. В 1979 году он с двумя товарищами на лодке «Казанке» проходит переволоку и спускается в поселок Усть-Порт на Енисее. Этот факт еще раз свидетельствует о том, что во времена прошлого потепления климата именно здесь проходила бойкая торговля мехом, и где-то на Тазовской губе должна существовать база для зимовки и сбора налога.

Рис. 6. Фрагмент карты И. Массы 1612 год. Зеленым цветом обозначена еще одна переволока из Тазовской губы на Енисей.

Долгий путь из Мангазеи в Якутск.

В наступившем 1601 году резком похолодании климата, когда морской ход был закрыт, завоз товаров первой необходимости и вывоз пушнины из Мангазеи не прекращался и проходил по континентальным рекам и озерам. В работе «Хабаров - начало великих свершений» [10] достаточно подробно описывается маршрут речного хода промышленных людей из Великого Устюга до Березова через Уральские горы и из Березова до Мангазеи по рекам и озерам Западной Сибири.

Наступившее похолодание и промышленный отстрел пушного зверя привел к его резкому сокращению. Промышленные люди шли за товаром на Енисей и по Нижней Тунгуске стали выходить вглубь Восточной Сибири до реки Вилюй. В конце 1620 годов стала осваиваться река Лена. В 1630 был создан Якутский острог и Якутское воеводство.

Рис. 7. Речной ход из Туруханска до Якутска.

Континентальный речной ход из Туруханска до Якутска был долгим и тяжелым. Но, в то время, другого пути в Якутск и к реке Лена просто не было.

В эти годы с 1620 по 1640 наступает самый благоприятный период существования «златокипящей» Мангазеи, когда весь поток пушнины из Восточной Сибири по Туруханской переволоке, даже в зимнее время, движется в Мангазею. С 1620 до 1640 года – время взлета и расцвета Мангазеи. В этот период открывается «Губа-море Мангазейско» и большую часть грузов из Тобольска и Березова доставляют судами-кочами грузоподъмностью 25-40 тонн. Одновременно идет транспортный поток по континентальным рекам Казыму, Надыму, Пуру и Тазу.

Лена открылась!

И вот наступает 1640 год и вместе с ним вторая волна похолодания климата. Время на навигацию по северным рекам резко сокращается. Промышленники пытаются найти новую переволоку в верховьях реки Лены с выходом на реку Ангару. Но в верховьях Лены в каменной теснине стремительное течение реки не дает возможности подниматься речным судам. Река разбивает лодки, гибнут люди. И тогда, опытные промышленники в складчину приобретают длинные льняные канаты и возводят два во'рота по берегам порожистой реки. Перед проходом опасной зоны вся команда судна выходит по обоим берегам реки к во'ротам и начинают их вращать. Местный опытный кормщик-лоцман остается на судне, ведет его и командует натяжением канатов. Вскоре по всей Восточной Сибири прошла радостная весть «Лена открылась!». Стояло лето 1641 года. Путь из Якутска до Енисейска (город у слияния Ангары с Енисеем) сократился вдвое. Навигация по южной части Енисея до Маковского волока[5,10] и Оби проходила на полтора-два месяца дольше, чем через заполярную Мангазею. Кроме того, практически весь путь по Илиму, Ангаре, Енисею и Оби до Березова проходит вниз по течению рек, что значительно сокращает время транспортировки грузов.

Р ис. 8. Рабочий во'рот (ручная лебедка) для перемещения тяжестей.

Рис. 9. Илимский волок

Судьба Мангазеи была решена. И начались сплошные невезенья. В 1642 году случился великий пожар, который уничтожил всю Мангазею. Сгорают все приусадебные дома, все документы. Промысловые люди разбирают свои корабли-кочи и строят временное жилье. Доходы в казну в нужном объеме не поступают. В 1643 году в Мангазею из Тобольска с «аудитом» направляется дьякон Григорий Терясов, вместе с семьей. Наступившие в августе 1643 года морозы, вынуждают людей бросить, застывшие во льду, суда и двигаться по льду пешком. Не дойдя до Мангазеи в один дневной переход, все они замерзают.

Спад торговли мехом приводит к тому, что весь деловой речной транспорт из Березова по Оби через Сургут идет на Маковский волок[5,10] к Енисейску. В Мангазею заходят редкие суда, в основном для поддержания военного гарнизона. Последний торговый коч из Холмогор прибыл 1658 году. Мангазея как уездный центр сохраняется до 1672 года, когда по указу царя расформировывается военный гарнизон и переводится в Туруханское зимовье. Вместе с военными в Туруханск уходят и гражданские люди.

Спустя 300 лет доктор исторических наук, профессор Ленинградского государственного университета Михаил Иванович Белов сумеет организовать первые археологические раскопки на Мангазейском городище. Он соберет массу исторического материала, по которым вместе со своими соратниками выпустит 2 солидных книги и соберет большой зал с экспонатами из Мангазеи в музее Арктики и Антарктики.

Основные выводы по исследовательской работе.

  1. Мангазея, как форпост Русского Крайнего Севера, по указу царя Бориса Годунова должна была быть заложена на «высоком берегу губы-моря Мангазейского» между устьями рек Пур и Таз в 20 км западнее нынешнего поселка Тазовский. Но наступившее в 1601 году глобальное похолодание заставило перенести Мангазейский острог на 200 верст южнее устья Таза к Туруханской переволоке на Енисей.

  2. В 1601-1620 годах прошло основное развитие Мангазеи и организация Мангазейского уезда Тобольской губернии, как форпоста Русского Крайнего Севера. Движение речных судов малого водоизмещения в Тобольск и Березов проходило по рекам Таз, Пур, Надым, Казым

  3. С 1620 года по 1640 год наступает самый благоприятный период существования «златокипящей» Мангазеи, когда весь поток пушнины из Восточной Сибири по Туруханской переволоке, даже в зимнее время, движется в Мангазею. В этот период открывается «Губа-море Мангазейско» и большую часть грузов из Тобольска и Березова доставляют судами-кочами грузоподъмностью 25-40 тонн. Одновременно идет транспортный поток по континентальным рекам Казыму, Надыму, Пуру и Тазу.

  4. В 1640 году наступает вторая волна похолодания. Летом 1641 года промышленники пушнины организуют механизацию безопасного прохода в верховьях реки Лены к Илимскому волоку на реку Ангару.

  5. С 1641 года весь поток пушнины из Восточной Сибири и Дальнего Востока едет по новому транспортному пути из Лены в Ангару и Енисей, далее по Маковскому волоку в Обь до Березова и Тобольска. Этот маршрут очень удачный, он проходит вниз по течению рек и значительно сокращает время доставки грузов.

  6. С 1641 года наступают неблагоприятные времена для Мангазеи, объем пушнины сокращается, редко ходят торговые суда. В 1658 году пришел последний в истории Мангазеи поморский коч из Холмогор.

  7. В 1672 году по распоряжению царя гарнизон и все жители Мангазеи переводятся в Турухаский острог.

Мы благодарим всех ученых, всех исследователей, кто касался темы Мангазеи, всех кто сейчас напоминает подрастающему поколению о былой славе Русского Севера.

Спасибо всем, кто нашел время и прочитал нашу работу.

Список литературы.

  1. «Баркулабовская летопись». Сборник переводов со старославянского. Л: 1967г. стр. 180-189.

  2. Белов М. И., Овсяников О. В., Стариков В. Ф./«Мангазея. Мангазейский морской ход».// Ленинград гидрометеоиздат 1980. Стр. 108-127.

  3. Боголепов М.А./«О колебаниях климата Европейской России в историческую эпоху»./ Землеведение. Кн.2. М.: 1907. С. 58-162.

  4. Визгалов Г.П.; Пархимович С.Г./Мангазея – первый русский город в Сибирском Заполярье/Баско, 2007. – 320с.:ил.

  5. Российский государственный музей Арктики и Антарктики. https://polarmuseum.ru/

  6. Докин Г.Е. Механизация волоков и речных переходов в прошлые века. ХII конкурс «Старт в науке»https://school-science.ru/14/18/49716

Красноселькуский районный краеведческий музей. https://красноселькупский-музей.рф/

  1. Кусаева А.А. «Тазовский город – миф или реальность» Статья в сборнике VI Региональной молодёжной конференции имени В.И. Шпильмана «Проблемы рационального природопользования и история геологического поиска в Западной Сибири». 2018 год.

  2. Макаренко Н.В. «Мангазейский морской ход в эпоху глобальных изменений климата» Х конкурс «Старт в науке» Научно-исследовательская работа. https://school-science.ru/10/18/45128

  3. Семенова М.Ю. Ерофей Хабаров – начало великих свершений. Научно-исследовательская работа. ХХII конкурс «Старт в науке» https://school-science.ru/22/18/59033

  4. Тазовский районный краеведческий музей. https://mvk.yanao.ru/museum/detail.php?ID=998

  5. Э. Ле Руа Ладюри./«История климата с 1000 года».//Гидрометеоиздат. 1971. – С. 270.

  6. Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского https://mvk.yanao.ru/

Просмотров работы: 41