ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одно из существенных событий в истории нашего города и региона в целом явилась Сталинградская битва, которая положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом, оставила существенный след в истории Волгограда. История данной битвы является центральной темой патриотического воспитания в ореолах города и области, данному сражению посвящены экспозиции музеев, отражение сути битвы были выражены в названиях улиц и площадей, в образовательных организациях регулярно проводятся классные часы, уроки мужества и встречи с ветеранами Сталинградской битвы.
Уже после окончания Сталинградского сражения были предприняты первые шаги по восстановлению города в целом, в процессе которого жители разрушенного фактически до основания города проявили тот же героизм и самоотверженность, что и в дни тяжелых сражений на период Сталинградской битвы. При всей важности данного события, в рамках обсуждения волгоградской истории в целом, данная часть оказалась малознакома для многих граждан России, причем немало в этом числе и самих волгоградцев, которые либо не знают данный отрезок истории своего региона, либо же знают достаточно поверхностно. Все это вполне обосновывается тем, что в учебниках по истории внимание к данной теме практически не уделено, вследствие чего авторами данного исследования была предпринята попытка решить данную проблему, изучив вышеупомянутую тему и отобразив результаты своих открытий в виде исследовательской работы.
Объектом исследования является процесс восстановления и развития сталинградской инфраструктуры после Сталинградской битвы.
Предмет исследования – социально-экономические отношения и тенденции, формирующиеся в процессе восстановления разрушенной инфраструктуры Сталинградской области.
Целью данного исследования является выявление особенностей организации процесса восстановления и последующего развития сталинградской инфраструктуры после окончания боевых действий на территории региона.
Для достижения данной цели были выдвинуты следующие задачи:
Раскрыть сущность государственного регулирования вопроса, касающегося восстановления Сталинграда, в частности – его инфраструктуры;
Продемонстрировать роль использования в процессе восстановления сталинградской инфраструктуры труда военнопленных и репарационных поставок;
Определить роль и значение помощи жителей Сталинграда и Сталинградской области в процессе восстановления и развития местной инфраструктуры.
Историография работы. Десятый том «Государство, общество и война» многотомного фундаментального труда «Великая Отечественная война 1941–1945 годов» посвящен рассмотрению двух ключевых вопросов: всестороннему, комплексному исследованию состояния советского общества в условиях военного времени и изучению характера, форм и методов взаимодействия государства и общества в период войны во имя главной цели — разгрома врага.
Э.В. Кузьмина в ряде своих исследований анализирует этапы восстановления Сталинграда в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
В энциклопедии «Сталинградская битва. Июль 1942 – февраль 1943 гг.» под редакцией М.М. Загорулько комплексно рассмотрена вся совокупность военных, экономических, политических событий, связанных со Сталинградской битвой. Главной задачей авторов энциклопедии было показать победу в Сталинградской битве как результат общенародных усилий. Поэтому, кроме статей, посвященных боевым операциям, вооружению и технике, в энциклопедию включено большое количество статей, освещающих работу промышленности и сельского хозяйства, работу тыла, деятельность чрезвычайных органов власти и др.
Анализ источниковой основы включает в себя документацию нормативного и делопроизводственного характера. Лучше всего процесс восстановления Сталинградской партийной организации отражают документы и материалы СГКО, а также других партийных органов власти. Для более детального их рассмотрения стоит обратиться к архивным документам ГКУВО «ЦДНИВО», «РГАСПИ», где находится огромный комплекс документов и материалов, отражающих события, восстановлением промышленности, сельского, дорожного хозяйства области.
Методологическая основа исследования базируется на принципах историзма, объективности и системности. В работе используются такие методы, как историко-сравнительный анализ, историко-генетический метод, метод обобщения, синтеза.
Структура исследовательской работы включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСА ОБ ВОССТАНОВЛЕНИИ СТАЛИНГРАДА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРЫ
Принятые ГКО постановления, имеющие силу закона, немедленно принимались к исполнению аппаратами ЦК ВКП(б), СНК СССР, наркоматов, прежде всего наркоматов обороны и ВМФ, а также уполномоченными ГКО, Отдельные задания поручались секретарям компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии, наркомам и их заместителям, видным ученым, руководителям местных органов власти. Масштабы, сроки деятельности уполномоченных ГКО определялись характером выполняемого задания. Местные партийные органы г. Сталинграда имели чрезвычайные полномочия для успешного выполнения поставленных ГКО задач. Круг этих задач был достаточно обширным.
На первоначальном этапе войны в число приоритетных задач входили такие пункты, как перевод всей промышленности и экономики на военные «рельсы», эвакуация населения, предметов ценности, сельского хозяйства.
Обстановка военного времени придала строительству авральный характер, поскольку осенью 1941 г. в район Куйбышева по решению ГКО началась эвакуация авиационных заводов из Москвы и Воронежа. Для расселения тысяч эвакуируемых работников этих заводов, членов их семей требовалось жилье, которого строившийся авиакомплекс еще не имел. Наряду со строительными работами по возведению заводских корпусов, Особстрой развернул ускоренное жилищное строительство и сооружение социально-бытовых объектов. Одновременно велась прокладка тепловых, водопроводных и канализационных коммуникаций [3, C. 225]
В период непосредственных военных действий вблизи Сталинграда основной задачей Сталинградских партийных организаций стал контроль за своевременным созданием оборонного оружия и возведения баррикад жителями Сталинграда. Для лучшего руководства оперативной работой при уполномоченных ГКО иногда создавались небольшие группы помощников для особых поручений. В них, например, включались крупнейшие деятели науки и техники, которые занимались разработкой и апробацией научных работ, связанных с обороной страны [2, C.444-445].
После срыва блицкрига и наступления советских войск на позиции противника, к ранее перечисленным задачам прибавился ещё один список немаловажные дел, таких как разминирование улиц города, восстановление инфраструктуры, восполнение кадров на предприятиях и др.
Восстановительные работы касались не только зданий, но и захоронений. Если была возможность, восстанавливали старые памятники, либо организовывали общие братские могилы для солдат и погибших гражданских людей. Типичным документом, поручающим организацию, были постановления такого вида, как, например, «Постановление Сталинградского обкома ВКП (б) «О братских могилах, погибших за оборону Сталинграда» от 22 января 193 года, где говорилось о создании захоронений в каждом районе и организации церемоний при захоронении [11].
Необходимо сказать о том, что правительство СССР активно способствовало и принимало необходимые меры для восстановления города. Стоит упомянуть, что только лишь за февраль 1943 года было издано и принято 11 постановлений, которые касались восстановления разных областей городских промышленности, экономики и культуры. Справедливости ради, следует указать и на тот факт, что большинство из данных постановлений касались восстановления предприятий и заводов, которые, в свою очередь, продолжали выпускать танки, САУ, вооружения и прочие изделия, необходимые для продолжения ведения боевых действий на фронте. Уже весной этого же года наблюдается меньше постановлений по части восстановления города, но, при этом, выпущенные документы отличались куда большим объемом, чем их предшественники. К примеру, можно привести постановление ГКО от 4 апреля 1943 г. № 3117с «О первоочередных мероприятиях по восстановлению Сталинграда и Сталинградской области», в котором говорилось о восстановлении учреждений из сферы культурно-бытового обслуживания, а именно – предполагалось восстановить в кратчайшие сроки Сталинградский медицинский институт, а также 33 школы, причем 8 школ из ранее указанного числа находились в самом городе, 25 – в районах области [14, C. 102].
Кроме того, стоит сказать и о том, что в восстановлении города принимала участие вся страна. Со всего государства, из разных городов Советского Союза в Сталинградскую область приезжали инженеры, техники, строители, представители различных специальностей. По решению Совета Народных Комиссаров с фронта отзывались необходимые квалифицированные специалисты [4, C. 269]. С 1943 года по всей стране развернулось движение по сбору денежных средств, оборудования, материалов и продуктов для восстановления хозяйства освобожденных районов и оказания помощи пострадавшему населению. Всенародная помощь Сталинграду приобрела необычайно широкий размах. Этот опыт получил свое логическое продолжение в восстановлении других городов СССР, пострадавших после военных действий, например, Киева, Ростова, Минска [5, C. 32]. Так, например, Татарская народная республика постоянно отправляла эшелоны с бельем, обувью, одеждой, предметами домашнего обихода. Сталинграду помогал каждый коллектив. Горздравотдел ТАССР направил полное оборудование для 12 медицинских кабинетов, научная библиотека университета и ученая интеллигенция собрали для нашего города и Сталинградской областной библиотеки 25 тыс. книг; работники Казанского медицинского университета помогали восстанавливать Сталинградский мединститут [12, C.394].
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДА ВОЕННОПЛЕННЫХ И РЕПАЦИОННЫХ ПОСТАВОК В ХОДЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ СТАЛИНГРАДА
Для восстановительных работ активно использовался труд военнопленных. Массовое использование военнопленных в народном хозяйстве СССР началось со второй половины 1945 г. — после выхода постановления ГКО от 4 июня 1945 г. «О распределении военнопленных и мероприятиях по улучшению их трудового использования». Согласно документу, распределению по предприятиям и стройкам 38 наркоматов и ведомств подлежали 2 млн 105 тыс. человек. Главными потребителями рабочей силы из числа военнопленных и интернированных значились НКВД, Наркомуголь, Наркомат обороны, Наркомат путей сообщения и Наркомстрой СССР. Однако ввиду наличия среди военнопленных большого количества нетрудоспособных, подлежавших репатриации, предприятия и стройки Советского Союза в действительности получили значительно меньше иностранной рабочей силы, чем планировалось. Фактически на 1 августа 1945 г. всем заявленным наркоматам были выделены 1 млн 374 тыс. военнопленных с учетом тех, кто находился в пути — около 80 тыс. человек [3, C.238].
Все военнопленные были распределены по 13 экономическим районам СССР. Однако это распределение было неравномерным и зависело от потребностей отдельных регионов в рабочей силе. Наибольшее количество рабочих из числа военнопленных, находившихся в производственных лагерях, получил в начале 1946 г. Южный экономический район (включая Молдавскую ССР) — 16,5% военнопленных. Это было связано с тем, что именно данный экономический район, во-первых, был прорван в обороне, а, следовательно, был наиболее сильно разрушен в годы войны, во-вторых, именно в этом районе проходила Сталинградская битва, которая ознаменовала начало коренного перелома в Великой Отечественной войне.
В сентябре 1945 г. на основании постановления ГКО от 4 июня 1945 г. было принято «Положение НКВД СССР о трудовом использовании военнопленных». Этот документ регламентировал режим рабочего времени, определял способ организации труда, назначал меры поощрения и наказания. «Для стимулирования и принуждения военнопленных к выполнению установленных государственных норм выработки» вводился новый порядок выплаты денежного вознаграждения. Рассчитывать на его получение могли только те военнопленные, которые выполняли и перевыполняли нормы выработки.
Вклад военнопленных в ликвидацию материального ущерба, причиненного войной, в восстановление пострадавших районов страны и развитие послевоенной экономики был вполне реальным и весьма значительным. Согласно докладной записке министра внутренних дел С. Н. Круглова членам правительства СССР от 24 мая 1950 г., военнопленные использовались на работах в угольной промышленности СССР на добыче угля, строительстве и восстановлении шахт, а также на строительстве новых предприятий тяжелой индустрии. Военнопленные принимали участие в строительстве железнодорожных путей и в работах по строительству и восстановлению асфальтобетонных дорог в разных районах СССР. Трудом военнопленных был построен вокзал в Сталинграде. Работали на строительстве ряда гидроэлектростанций, восстанавливали и строили жилые дома и общественные здания [3, С.239-241].
Начиная с 1945 года отдельную роль в восстановлении предприятий Сталинграда начинают играть репарационные поставки оборудования из Германии. К ноябрю 1945 г. в город и область было отправлено оборудование из 32 немецких предприятий, которые впоследствии были распределены между городскими и областными предприятиями. Основная часть репараций поступила из Германии в СССР, а затем направлена на нужды города в 1945-1947 годах, однако, как считает М.М. Загорулько, репарации не сыграли решающей роли в восстановлении промышленности Сталинграда и области, но они способствовали нарастить производственные мощности для строительства танков в объемах от 16 до 50 % [6, C. 15]. Такого же мнения придерживается Е.Ю. Зубкова в статье «Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития». Исследователь пишет, что эффективность использования репарационного оборудования на советских предприятиях была низкой. Оборудование, предназначенное для одного завода, могло быть распределено по частям между несколькими предприятиями, либо вовсе использовалось не по назначению. Поступление репарационного оборудования также не было рассчитано. Для него не хватало складов, из-за чего хранение на открытом воздухе быстро приводило его в негодность [8, С. 476 – 482].
ГЛАВА 3. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В ВОССТАНОВЛЕНИИ СТАЛИНГРАДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖИТЕЛЯ СТАЛИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Как ранее уже было упомянуто, восстановление и развитие инфраструктуры Сталинградской области шло разными путями. Достаточно часто сами жители Сталинграда и области присылали собственные сбережения (в виде денег или какой-либо провизии), о чем свидетельствуют многие архивные данные.
Например, в письме от 11 января и 11 апреля 1943 г. бригадира тракторного отряда Т.Ф. Попова (Бударинская МТС Бударинского района Сталинградской области) говорится следующее: «Я, не жалея сил, самоотверженным трудом на полях колхоза помогаю героической Красной Армии громить немецких фашистов. Сейчас в фонд Красной Армии сдал 60 пудов хлеба». В ответ на 11 апреля 1943 г. И.В. Сталин прислал личную благодарность [9].
Другим примером является телеграмма секретаря Владимирского райкома Сталинградской области Навозова К.Е. Ворошилову о сборе колхозниками денежных средств на постройку авиаэскадрильи «Героический Сталинград» от 12 января 1943 г. В общей сумме, в соответствии с телеграммой, в государственный банк колхозниками был внесен 1,6 млн. рублей [15]. Для того периода времени, этой суммы могло хватить на постройку 15 самолетов.
Еще одним примером помощи по восстановлению и вооружению Сталинградской области - письмо учительницы А.С. Лебединской (г. Астрахань Сталинградской области) И.В. Сталину о внесении облигации на сумму 600 рублей на постройку эскадрильи «Учитель-пенсионер» от 25 января 1943 г. [10]
Особый интерес представляет тетрадь секретаря Сталинградского обкома ВЛКСМ В.И. Левкина с записями о деятельности комсомольцев в Сталинградской области, записи которой касаются приблизительно конца 1942 года до середины января 1943 года. В соответствии с этими записями можно узнать о деятельности простых граждан и об их вкладе в победу. Так, два четырнадцатилетних подростка в лесу нашли винтовку, застрели двух немцев. Трудом обычны граждан за этот период времени было восстановлено более 130 танков, отремонтировано 116 танков, сделано 75 дизелей и более 150 тягачей. Товарищ Цветков собственными силами организовал школу, где лично обучал детей и взрослых тактике самозащиты в разное время суток и простым предметам [16].
На основе патриотического добровольного движения добровольческих бригад появилось черкасовское движение. Официальной датой его зарождения принято считать 13 июня 1943 года, когда 19 девушек-комсомолок вышли на восстановление Дома Павлова. Инициатором была работница детского сада Александра Максимовна Черкасова, в честь которой этого движение потом получило свое распространение. Девушки-добровольцы проводили расчистку завалов, лестничных проемов и близлежащей территории. После окончания работ в этот же день состоялся митинг, на котором они обратились с призывом к сталинградцам поддержать добровольное восстановление города и внести свой вклад. Именно на этом митинге Александра Черкасова была избрана бригадиром, а бригада взяла на себя обязательство ежедневно во внерабочее время и выходные дни восстанавливать город [17]. Черкасовские бригады стали организовываться на каждом предприятии, учреждении, учебном заведении. Студенты сталинградских вузов после учебных занятий восстанавливали разрушенные помещения, разбирали завалы, освобождая от мусора улицы, площади, озеленяли парки. У каждого студента была «черкасовская книжка», в которой отмечалось число отработанных на восстановлении трудодней [7, C. 139-140].
Восстановительные работы имели масштабный характер. Наглядную и количественную информацию можно обнаружить «Статистическом сборнике» по Сталинградской битве. Известно, что в период 1946 – 1950 гг. в регионе было запущено 17 новых промышленных предприятий, из них в Сталинграде с 1945 по 1950 гг. – 13, а к 1955 г. – еще 37 по области, из них в Сталинграде – 10. Развитию города и области способствовали 18 научных учреждений (данные на конец 1950 г.). К концу 1940-х гг. черкасовское движение распространилось практически по всей европейской части СССР, на которой проходили боевые действия или которая подвергалась оккупации [13, С.59-63].
Проделана огромная работа по восстановлению жилищно-коммунального хозяйства. После окончания Сталинградской битвы в Сталинграде за год было восстановлено и построено 378 тыс. кв. метров жилых домов. За последующие четыре года было возведено еще 723 тыс. кв. метров жилья.
Частично была восстановлена и система образования. Так, например, за период 1946 – 1950 гг. в области было создано 3,8 тыс. мест в детских дошкольных учреждениях (из них 1,5 тыс. мест – в Сталинграде), 53 школы на 24 тыс. мест, (из них 41 школа на 21,2 тыс. мест – в Сталинграде). Число детских садов по области в 1955 г. достигло значения в 292 учреждения против 241 в 1940 г. Численность посещающих их детей - 14,9 тыс. человек в 1955 г. против 9,7 тыс. человек в 1940 г. На начало 1945/46 учебного года 1,9 тыс. школ приняли 217 тыс. учеников.
К 1950 г. в области работало 6 вузов, в которых обучалось 7,3 тыс. студентов, и 25 средних специальных учебных заведений с 8,1 тыс. учащихся.
Свой вклад для восстановления Сталинграда внесли обучающиеся и работники педагогического университета. В 1942 г., после окончания первого учебного года в условиях войны, когда военные действия велись уже под Сталинградом, для сооружения оборонительных рубежей было направлено 715 студентов. Возглавлял коллектив строителей секретарь партбюро института В.В. Лухменский. Они находились там до 20 августа, после чего возвратились в Сталинград и сразу включились в работу по эвакуации раненых за Волгу. Когда 23 августа 1942 г. началась массированная бомбардировка и фашистская армия прорвалась к Волге, на строительстве оборонительных рубежей и баррикад, в уходе за ранеными активное участие принимали сотрудники института, работая иногда по 20 часов в день [1, C. 12-14].
В этот период времени были разрушены все три корпуса института, библиотека, четыре студенческих общежития, хозяйственные постройки. В итоге, педагогический институт был эвакуирован в Камышин. 15 ноября 1943 г. институт возобновил свою деятельность в составе факультетов исторического, русского языка и литературы, географического, физико-математического и естествознания — по педагогическому институту и отделений: исторического, русского языка и литературы, естественно-географического и физико-математического — по учительскому институту. Коллективу вуза на новом месте пришлось начинать все с самого начала — поисков мебели, учебного оборудования, заготовки топлива, комплектования библиотеки. Большие трудности испытывал институт с научно-педагогическими кадрами. Вместо 61 постоянного и 6 преподавателей-совместителей, как указывалось в штатном расписании, 1943/44 уч. год был начат при наличии всего 20 преподавателей. Ученые степени и звания имели 19 человек, среди НИХ 3 профессора. Большая часть студентов и работников находилась на фронте или в тылу, помогая эвакуировать ценные вещи, библиотеки, работая на заводах и участвуя в восстановления института и инфраструктуры [1, C. 45-48].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, восстановление и развитие инфраструктуры Сталинградской области шло разными путями. Во-первых, ряд постановлений обязывали население в той или иной степени участвовать в восстановительных работах. Во-вторых, встречается множество примеров, постановлений, архивных документов, подтверждающих активную помощь в восстановлении города Сталинграда всей страны. В-третьих, использовался труд военнопленных. Самым знаменитым метом города, отстроенным военнопленными, чаще всего называют здание железнодорожного вокзала в центре Сталинграда. В-третьих, сами жители Сталинграда и области присылали собственные сбережения (в виде денег или какой-либо провизии), о чем свидетельствуют многие архивные данные, а также организовали черкасовское движение, которое впоследствии распространилось по всей стране. Кроме того, сотрудники образовательных учреждений (на примере педагогического института) также вносили свой вклад в восстановительные работы, продолжая вести образовательную деятельность.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Болотов Н.А., Широ Н.В., Широ С.В. Педагогический университет в лицах. Профессорско-преподавательский состав Волгоградского государственного педагогического университета (1931-2006). Волгоград. 2006. – 87 c.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. Т.1. Основные события войны. – М.: Воениздат, 2011.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. Т.10. Основные события войны. – М.: Воениздат, 2011.
Волгоград. Четыре века истории / [Томарев В. И., Абалихин Б. С., Орлова Л. С. и др.]. - Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1989. – 411 с.
Восстановление Сталинграда, 1943-1950 / Э. В. Кузьмина ; Науч.-исслед. ин- проблем экон. истории России XX века Волгогр. гос. ун-та. - Волгоград : Издатель, 2002 (ГУП ВОПК Волжский). – 141 с.
Восстановление экономики Сталинградской области. Репарационные поставки. 1945-1947. [Текст]: документы и материалы / [редкол.: М.М. Загорулько (отв. ред.) и др.; сост. М.М. Загорулько и др.]; Центр по изучению Сталинградской битвы. – Волгоград: Издатель, 2016. – 240 с.
Гречихин, К. А. К вопросу о вкладе женщин в восстановление Сталинграда в 1943 году, на основе документов Сталинградской партийной организации / К. А. Гречихин // 1943: Великий перелом : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 16 февраля 2023 года. – Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2023. – С. 137-141. – EDN MGLHPT.
Зубкова, Е.Ю. Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития / Е.Ю. Зубкова // История России. ХХ век / А.Н. Баханов [и др.] ; отв. ред. В.П. Дмитриенко. – М.: АСТ, 2000. – 608 с.
Письмо бригадира тракторного отряда Т.Ф. Попова (Бударинская МТС Бударинского района Сталинградской области) о передаче 60 пудов хлеба в фонд Красной Армии и ответная телеграмма И.В. Сталина с благодарностью за помощь Красной Армии. 11 января и 11 апреля 1943 г. Российский государственный архив социально-политической истории Ф. 628. Оп. 1. Д. 198. Л. 49–50. Письмо – подлинник, автограф; телеграмма И.В. Сталина – копия, машинописный текст. – [Электронный ресурс]: http://stalingrad.rusarchives.ru/dokumenty/pismo-brigadira-traktornogo-otryada-tf-popova-budarinskaya-mts-budarinskogo-rayona-stalingradskoy (дата обращения 17.03.24)
Письмо учительницы А.С. Лебединской (г. Астрахань Сталинградской области) И.В. Сталину о внесении облигации на сумму 600 рублей на постройку эскадрильи «Учитель-пенсионер». 25 января 1943 г. Российский государственный архив социально-политической истории Ф. 628. Оп. 1. Д. 198. Л. 20–20об. Подлинник. Автограф. [Электронный ресурс]: http://stalingrad.rusarchives.ru/dokumenty/pismo-uchitelnicy-lebedinskoy-g-astrahan-stalingradskoy-oblasti-iv-stalinu-o-vnesenii-obligacii-na (дата обращения 12.03.24)
Постановление Сталинградского обкома ВКП (б) «О братских могилах, погибших за оборону Сталинграда» от 22 января 193 года. – [Электронный ресурс]: http://stalingrad.rusarchives.ru/dokumenty/postanovlenie-stalingradskogo-obkoma-vkp-b-o-bratskih-mogilah-pogibshih-za-oboronu-stalingrada (дата обращения 12.04.24)
Сталинградская битва [Текст] : июль 1942 - февраль 1943 : энциклопедия / [Загорулько М. М., Усик Б. Г., Бормотов А. Л. и др.] ; редакционная коллегия: главный редактор, руководитель авторского коллектива Загорулько М. М. [и др.] ; Администрация Волгоградской области, Центр по изучению Сталинградской битвы, Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. - 7-е изд., доп. - Волгоград : Издатель, 2017. – 837 с.
Сталинградская область в Великую Отечественную войну: подвиг народа в цифрах статистики. Статистический сборник / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. – Волгоград : Волгоградстат, 2020. – 120 с.
Сталинградская область в постановлениях Государственного Комитета Обороны (1943-1945) [Текст] : документы и материалы / Волгоградский гос. ун-т, Федеральное арх. агентство М-ва культуры Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, ГКУ Волгоградской обл. "Центр патриотической и поисковой работы" ; под ред. М. М. Загорулько. - Волгоград : Издатель, 2011. – 783 с.
Телеграмма секретаря Владимирского райкома Сталинградской области Навозова К.Е. Ворошилову о сборе колхозниками денежных средств на постройку авиаэскадрильи «Героический Сталинград» с сопроводительной запиской зам. ответственного руководителя ТАСС П. Обухова в секретариат И.В. Сталина. [12 января 1943 г.] Российский государственный архив социально-политической истории Ф. 628. Оп. 1. Д. 20 Л. 175, 176–177. Подлинники. Машинописный текст. – [Электронный текст]: http://stalingrad.rusarchives.ru/dokumenty/telegramma-sekretarya-vladimirskogo-raykoma-stalingradskoy-oblasti-navozova-ke-voroshilovu-o-sbore (дата обращения 06.04.24)
Тетрадь секретаря Сталинградского обкома ВЛКСМ В.И. Левкина с записями о деятельности комсомольцев в Сталинградской области. Российский государственный архив социально-политической истории Ф. М-1. Оп. 53. Д. 273. Л. 89–106об. Подлинник. [Автограф]. – [Электронный ресурс]: http://stalingrad.rusarchives.ru/dokumenty/tetrad-sekretarya-stalingradskogo-obkoma-vlksm-vi-levkina-s-zapisyami-o-deyatelnosti-komsomolcev-v (дата обращения 16.04.24)
Хроники Возрождения : Сталинград 1943 - Волгоград 2005 [Электронный ресурс]. - Волгоград : [б. и.], 20эл. опт. диск (CD-ROM).