Краеведческие сказки Светланы Богдановой как популяризация культурного наследия Урала

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Краеведческие сказки Светланы Богдановой как популяризация культурного наследия Урала

Малков Г.М. 1
1МКОУ СОШ №7
Худорожкова С.Н. 1
1МКОУ СОШ №7
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»

Максим Горький

Введение.

Актуальность.

Актуальность данной темы велика и заключается в том, что воспитание у детей любви к малой Родине и национальным традициям народа, населяющего её, позволяет сформировать духовно-нравственные качества, чувство национальной идентичности и патриотизма, что на современном этапе развития нашего общества очень важно.

9 ноября 2022 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

К традиционным ценностям отнесены «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

На мой взгляд, одним из важных факторов укрепления духовно-нравственных ценностей является художественная литература, где наряду с произведениями известных писателей и поэтов особое место занимают книги местных авторов. Наши земляки через своё поэтический и повествовательное творчество способны обогатить знаниями и представлениями о родном крае, привить детям любовь к своей малой Родине.

Наш родной край – родина древних манси (вогулов, вогуличей). Краеведческий материал, написанный о них, о вере, о разных людях, о малой Родине нашей землячкой Светланой Богдановой, подарил новым сказкам тавдинскую мелодию, что способствует духовно-нравственному образованию, формированию патриотизма школьников.

Цель: изучение краеведческих сказок Светланы Богдановой как эффективного инструмента при формировании духовно-нравственных качеств через приобщение школьников к народным традициям и истории родного края.

Задачи:

  1. Изучить основные этапы жизненного пути С.М. Богдановой.

  2. Познакомить с краеведческими сказками С.М. Богдановой учащихся 4-5 классов школы.

  3. Создать библиографический каталог произведений С.М. Богдановой с аннотациями к каждой книге, с QR-кодами на печатный вариант изданий и аудиофайлы с авторским прочтением произведений.

  4. Создать на школьном сайте страничку «Всероссийский проект «Классные встречи» и разместить на ней библиографический каталог произведений С.М. Богдановой.

  5. Оформить стенд в школьной библиотеке о жизни и творчестве тавдинской писательницы Светланы Матвеевны Богдановой.

Объект исследования: краеведческие сказки С.М. Богдановой.

Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание школьников через изучение достопримечательностей и истории родного края посредством краеведческих сказок С.М. Богдановой.

Гипотеза исследования: знакомство с самобытными краеведческими сказками Светланы Богдановой будет способствовать воспитанию чувств патриотизма и любви к своему родному краю, народным традициям среди школьников младшего и среднего возраста.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение, постановка проблем, исследование гипотезы.

Эмпирические методы: изучение источников информации и результатов деятельности, интервьюирование, анкетирование.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении материалов по истории Тавдинского края, его достопримечательностей, о народах, населявших родной край, не входящих в курс школьной программы по истории, литературе, окружающему миру.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы на уроках литературы в 3-6 классах, окружающего мира в 4-х классах, во внеурочной деятельности для формирования духовно-нравственных ценностей школьников.

Созданный каталог нацелен на создание у школьников целостного представления о творчестве тавдинской писательницы С.М. Богдановой. Также он направлен на формирование умения пользоваться информационными источниками различных типов для решения познавательных задач (текстовыми источниками, иллюстрациями, QR-кодами, ссылками). Материалы каталога можно использовать на уроках литературы, истории, окружающего мира, для подготовки и проведения конкурсов, олимпиад, внеклассных мероприятий.

Каталог на страничке школьного сайта, https://sch7tavda.edusite.ru/mconstr.html?page=/p121aa1.html обеспечивает доступ школьникам и их родителям к произведениям Светланы Богдановой и значительно упрощает поиск нужной литературы.

Источники для написания работы: интернет ресурсы; труды выдающихся мыслителей, отечественных учёных, освещавших вопросы духовно-нравственного воспитания; подшивки газет «Тавдинская правда»; книги С.М. Богдановой; личное общение с писательницей.

Степень изученности данной проблемы.

Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения постоянно привлекали внимание выдающихся таких мыслителей, как Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ и др. Большой вклад в разработку проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения внесли отечественные учёные, философы прошлого (В.Г. Белинский, С.Н. Булгаков, А.Н. Герцен, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

В настоящее время эта проблема получила развитие в работах В.Г. Александровой, Е.П. Белозерцева, А.П. Колпаковой, Коротковой Л.Д., Н.А. Шеховцовой и других ученых.

Проблемой собирания сказок на Урале занимались А.Н. Афанасьев, А.Н. Зырянов, В.П. Бирюков, Д.К. Зеленин, В.А. Кучин, В.Н. Ермолаев, Н.Е. Ончуков и др.

Личный вклад в решение данной проблемы.

Популяризация среди школьников и родителей краеведческих сказок тавдинской писательницы Светланы Богдановой как эффективного инструмента духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.

С этой целью создан библиографический каталог произведений С.М. Богдановой с аннотациями к каждой книге, с QR-кодами на печатный вариант изданий и с QR-кодами на аудиофайлы с авторским прочтением произведений. Создана страничка на школьном сайте «Всероссийский проект «Классные встречи», на которой размещен библиографический каталог произведений С.М. Богдановой. Организована презентация проекта и каталога обучающимся школы. В школьной библиотеке оформлен стенд о жизни и творчестве писательницы.

Основная часть

Глава 1. Основные этапы жизненного и творческого пути С.М. Богдановой.

Светлана Матвеевна Богданова родилась в 1953 году в городе Тавда Свердловской области. Свою трудовую деятельность она начала в 1971 году учителем начальных классов. В 1986 году была принята на работу ответственным секретарем городской газеты «Тавдинская правда». С января 1992 года работала ведущим специалистом отдела по работе Советов Тавдинского городского Совета народных депутатов, а в августа этого же года её повысили в должности. В ноябре 1993 года Светлана Матвеевна начала работать в администрации города в должности заведующего организационным отделом и возглавляла его до апреля 2003 года. В середине 2003 года по собственному желанию была переведена в редакцию газеты «Тавдинская правда». Работая корреспондентом газеты, вела тематическую страницу «Детские посиделки». Светлана Матвеевна начала свой литературный опыт, написав книгу об истории Тавды. Следующим шагом на её творческом пути стали краеведческие сказки для детей.

Первое моё знакомство с творчеством С.М. Богдановой произошло в 2022 году. На Всероссийском фестивале детского творчества «Все сбываются мечты» я стал призёром и был награждён книгой Светланы Матвеевны «Сказки нашего двора». В этом сборнике семь коротких простых, но вместе с тем поучительных сказок. Произведения содержат русские пословицы и поговорки, в которых народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей разуму. Прочитав эту книгу, я многое для себя понял и поделился впечатлениями со своими родными.

В начале учебного года на уроке литературы, обсуждая традиции и обычаи русского народа, родного края, я рассказал учителю литературы о книге Богдановой С.М. Мы с педагогом решили в рамках Всероссийского проекта «Классные встречи», реализуемого по поручению Президента РФ В.В. Путина, организовать для нашего класса творческую встречу с писательницей. Ссылка на публикацию о мероприятии в госпаблике образовательной организации - https://vk.com/wall-210417763_827 (Приложение №1).

На этой встрече Светлана Матвеевна рассказала о себе, о своем творческом пути. Ею написаны «Сказки нашего двора», «Жиряковская поляна», «Тропою сказок, легенд, былей», «Сказ про Олений камень», «10 сказок с  ладошку» и другие. Эти сказки поучительные и добрые, воспитывают у подрастающего поколения любовь к малой Родине. Краеведческие сказки знакомят маленьких тавдинцев с природой родного края, с достопримечательностями, чтобы дети знали, где они живут и любили свой город.

Интересным фактом стало и то, что иллюстрации к своим произведениям Светлана Матвеевна создает сама, не являясь профессиональным художником.

Светлана Матвеевна является автором не простых сказок для детей, а краеведческих. В ее произведениях прослеживается история нашего родного Тавдинского края, его людей, рассказывается об их увлечениях и традициях. Она затрагивает очень важные темы - любовь к нашей родине, патриотизм, уважение к людям, которые живут в нашем крае и кто жил до нас. Понятным детским языком она рассказывает нам разные истории, поэтому эти сказки хочется читать и перечитывать, потому что они о крае, в котором я живу.

Не зря говорят, что краеведение - неотъемлемая часть нашей большой истории, связующая нить времен. Именно эту ниточку писательница и старается протянуть через свои произведения.

На творческой встрече прозвучали произведения в исполнении автора и рассказаны истории их написания. Интересно было узнать, что в творческом процессе писательницу вдохновляют сказы Павла Петровича Бажова и краеведческие труды нашего земляка Валерия Николаевича Ермолаева. Создавая краеведческие сказки, она использовала и собранные архивные, краеведческие и газетные материалы о ранее существовавших поселениях Герасимовского куста Тавдинского района, начиная со времени их освоения и до проведения коллективизации сельского хозяйства.

«С 2017 года попыталась писать сказки и даже «перевести» на детский язык краеведческие труды наших знаменитых земляков-краеведов Валентина Александровича Кучина и Валерия Николаевича Ермолаева, чтобы объяснить маленькому тавдинцу не только понятие добра и зла, но и донести до их сознания и что такое святые истины, родная сторона (малая родина),» - говорила Светлана Матвеевна.

В настоящее время Светлана Матвеевна работает над книжками из серии «Уральские дедушки-профессии», задуманы они как литературно-краеведческие произведения для детей. Первая из них - «Углежоги» - уже обрела своих читателей.

Наблюдая за ребятами во время встречи с писательницей, я отметил, что нашу гостью класс слушал очень внимательно, с большим интересом. Ребята активно задавали ей вопросы, делились своими мыслями о прочитанном.

Я сделал вывод, что произведения наших местных авторов, с которыми есть возможность общаться с глазу на глаз, вызывают у школьников большой интерес, находят живой эмоциональный отклик и положительное отношение к родному краю, к природе, уважение к людям.
Интерес проявили не только дети. Наши родители тоже заинтересовались изучением родного края благодаря краеведческим сказкам Светланы Богдановой.

После этой встречи я отправился в Центральную детскую библиотеку, взял все имеющиеся там книги писательницы.

Чтение книг Светланы Матвеевны вызвало у меня огромный интерес к истории моего родного города. Читая, я представлял тот или иной уголок тавдинского края. Вот лишь некоторые из них, которые вызвали у меня наибольший интерес.

В 2017 году Светлана Матвеевна написала свой первый книгу сборник «Тропою сказок, легенд, былей». По ее словам, изначально она хотела его выпустить для своих друзей и на этом остановиться, но книга вышла в свет к 80-летию родного города и полюбилась тавдинцам. Он рассказывает нам о тавдинских манси, о святом месте, о легендарном Ермаке, который со своей дружиной прошёл и по тавдинской земле, об удивительной лошадиной породе – тавдинке, об «уральском орлёнке» Павлике Морозове, о бережно хранимых в памяти народной встречах в нашем городе с легендарным советским маршалом Георгием Жуковым и популярным уральским писателем-сказителем Павлом Бажовым.

Все сказки впечатлили меня по-своему. У каждой своя история и жизнь. Вот что Светлана Матвеевна говорит о своём творчестве: «Замечу, что детский автор тоже пребольшущий почемучка. И он детскими глазами смотрит на МИР. Чтобы мои маленькие читатели не умерли от скуки, стараюсь писать так, чтобы «душа с душою» говорила. Конечно же, когда ты чувствуешь ответственность за того, кто так доверчиво положил свою ладошку в твою ладонь, то «семикратно» переписываешь текст, изнуряя себя самокритикой. И при этом стараюсь, повести рассказ так, как будто мой спутник сам открывает мир, прогуливаясь по тропкам и тропинкам далёкого Прошлого или путешествуя по реке Времени».

«Десять сказок с ладошку». Эти сказки-миниатюры написаны языком вогульского добряка – деда Саввы. В них и смысловая нагрузка, и языческие верования в мансийских богов, и реальный мир, где важно всё: родина, жизнь, вера, лес, небо, солнце, луна, олень, зверь, птица, трава и, конечно, сам человек. Книга была издана в 2020 году.

«Сказка о храбром вогуличе» вышла в 2020 году. Она познакомила детскую аудиторию с «огневым» периодом в истории Древней Руси, когда в начале 13 века и по нашим землям пронеслись «конники Чингиз-хана». В ту пору на берегах тавдинских речек и стариц проживали манси. Их ещё именуют вогулами, вогуличами.

«Моя Россия, моя Родина, моя Тавда…». Эта книга родилась в 2022-м, в год 85-летия Тавды. Её главная героиня – наша Родина. В книге – 85 «шагов» в историю далёкую и близкую, то есть 85 рассказов о Тавде и Тавдинском крае. По сути, это путеводитель для начинающих краеведов, построенный в форме вопросов и ответов.

Таким образом, проанализировав произведения Богдановой Светланы Матвеевны, я пришел к выводу, что книги нашей местной писательницы открывают нам красоту окружающей природы, историю, быт и культуру родного края как-то по-особому тепло и понятно. Они открывают имена замечательных людей, которые прославили наш город. По-своему ярко рассказывают о жизни общества и культурных традициях нашего края, объясняют и помогают понять мир человеческих чувств и взаимоотношений.

А потом состоялась моя личная встреча с писательницей. Мы говорили о её творчестве, о её и моих увлечениях. В процессе беседы со Светланой Матвеевной я проникся к ней уважением не только как к писательнице, но и как к личности, в том числе за то, что она популяризирует книги о Тавдинском крае, участвуя в региональных и всероссийских конкурсах. О ее творчестве знают не только в нашем округе, но и далеко за его пределами. Многие ее труды в разные годы были представлены в качестве конкурсных работ и стали победителями. Интервью с Богдановой С.М. размещено в официальной группе образовательной организации ВКонтакте https://vk.com/wall-210417763_1322 и в официальной группе ВК Управления образованием ТГО - https://vk.com/wall-200669411_2918 (Приложение №2).

Глава 2. Внедрение творческих форм изучения краеведческого наследия Богдановой С.М. в школьную среду.

Знакомство с творчеством Светланы Матвеевны побудило меня заинтересоваться историей своей малой Родины, людьми, которые жили на нашей земле и которые славят наш маленький город сегодня.

Я поставил перед собой задачу не только самому продолжать изучение истории родного края, но и активно приобщать к этому учеников нашей школы.

Я организовал встречи с учениками 4-х и 5-х классов, на которых рассказал ребятам о тавдинской писательнице, об её удивительных самобытных сказках, прочёл несколько отрывков из ее произведений, показал книги и рассказал, где их можно взять и внимательно познакомиться. Было приятно узнать, что некоторые ребята тоже знакомы с творчеством этой писательницы и читали её краеведческие сказки. В качестве обратной связи провёл опрос-анкетирование.

Цель анкетирования: выяснить впечатление школьников от знакомства с творчеством Богдановой С.М., узнать, насколько и чем впечатлили ребят краеведческие сказки. Результат опроса показал, что 92 % респондентов продолжат знакомиться с творчеством С. Богдановой и 100% мечтают о личном знакомстве с писательницей (Приложение №3).

Структурировал собранный в процессе исследования материал и создал библиографический каталог произведений С.М. Богдановой с аннотациями к каждой книге, с QR-кодами на печатный вариант изданий и аудиофайлы с авторским прочтением произведений. Получив разрешение директора школы, вместе с администратором сайта образовательной организации создал страничку школьного сайта «Всероссийский проект «Классные встречи» и разместил на ней библиографический каталог произведений С.М. Богдановой (Приложение №4). Вместе с библиотекарем школы оформил стенд в школьной библиотеке о жизни и творчестве тавдинской писательницы Светланы Богдановой (Приложение №5).

В дальнейших моих планах стоит задача выступить с проектом на общешкольном родительском собрании и рассказать о творчестве С. Богдановой и его значении в процессе формирования у детей любви и уважения к родному краю, воспитанию патриотизма.

Заключение

Работая над проектом, я убедился, что чем шире, глубже и содержательнее представления и знания детей о малой Родине, о её истории, культуре, природе, тем больше их интерес и любовь к Отчизне в целом. Самобытные краеведческие сказки, воспитывая патриотические чувства, дают понимание того, что наша «малая Родина» - часть огромной страны, в которой таких родных уголков множество.

Я выяснил, что формирование нравственной основы, духовности начинается от малого к большому: родной край - земляки - народ - Отчизна. В процессе работы над проектом убедился, в том числе и на собственном примере, что краеведческая литература, воспитывая любовь к родному краю, формирует нравственный облик истинных патриотов России. А вырастить патриота своей Родины можно только в том случае, если с самых ранних лет научить ребенка любить свой край, то место, где он родился и вырос. А если на помощь приходят краеведческие сказки, то изучение истории родного края превращается в увлекательнейшее занятие!

 

Список литературы

  1. Александрова В.Г. Помочь нашим детям быть счастливее //Педагоги за

мир. - 1 9 9 1 , № 1 . - С . 16-19

  1. Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. М., 1859.

  2. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. М., 1855–1863. Вып. 1–8.

  3. Белинский В.Г. (1811-1848). О воспитании умственном и нравственном: посвящается родителям и наставникам / В. Г. Белинский; сост. А. Н. Сальников. - Санкт-Петербург: Губинский, 1898. - 160 с.; 20 с.

  4. Богданова С. Тропою сказок, легенд, былей / С. Богданова. –

Тавда: СамИздат, 2019. – 115 с.: ил.

  1. Богданова С. Сказки о добром старьёвщике / Светлана Богданова. – Тавда: СамИздат, 2020. – 30 с.: ил.

  2. Богданова С. Сказки нашего двора / Светлана Богданова. – Тавда: СамИздат, 2020. – 18 с.: ил.

  3. Богданова С. Сказка Ахманского яра / Светлана Богданова. – Тавда: СамИздат, 2021. – 25 с.: ил.

  4. Богданова С. Десять сказок с ладошку / Светлана Богданова. – Тавда: СамИздат, 2021. – 19 с.: цв. ил.

  5. Богданова С. Сказка о храбром вогуличе / Светлана Богданова. –

Тавда :СамИздат. – 2021. – 16 с.: ил.

  1. Богданова С. Моя Россия, моя Родина, моя Тавда... / Светлана Богданова. – Тавда: Издательство, 2022. – 391 с.: ил.

  2. Богданова С. В затишье Средненского бора /Светлана Богданова. – Екатеринбург : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «РАРИТЕТ», 2022. – 72 с.

  3. Богданова С. Жили-были тавдинские были /Светлана Богданова. – Екатеринбург: ООО «Издательство «Раритет», 2022. – 48 с.: ил.

  4. Богданова С. Жиряковская поляна / Светлана Богданова. – Екатеринбург: ООО «Издательство «Раритет», 2022. – 73 с. :цв. ил.

  5. Богданова С. Углежоги / Авт.-сост. Светлана Богданова. – Екатеринбург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «РАРИТЕТ», 2023. – 45 с.: ил.

  6. Богомолов А. С. Античная философия: Учебник. – 2-е изд. – М., 2006. – 309с.

  7. Васильев В. А. Воспитание добродетели (этические воззрения философов 6 – 3 вв. до н.э.) // Социально-гуманитарные знания. -  2001. -  № 2. – С. 190-204.

  8. Васильев В. А. Платон о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. -  2004. -  № 3. – С. 155-169.    Васильев В. А. Сократ о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. -  2004. -  № 1. – С. 276-290.

  9. Духовно-нравственное становление человека: беседы с преподавателями и студентами / под общ. ред. Е. П. Белозерцева, Г. В. Заридзе. – Москва: ИРО-XXI, 2022. – 504 с.

  10. Ермолаев В.Н. Есть город в России – Тавда. Екатеринбург, 2007.

  11. Ермолаев В.Н. Мой район – моя гордость! Нижнетавдинский краеведческий словарь. Тюмень, 2019.

  12. Ермолаев В.Н. Тавдинский краеведческий словарь. 2-е издание. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2017.

  13. Ермолаев В.Н. Тавдинское местописание. Екатеринбург, 1999.

  14. Зеленин. Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии: б.: С прил. 12 башкирских сказок и одной мещеряк. / [Соч.] Д. К. Зеленина. Пг.: Тип. А. В. Орлова, 1914. 656 С. (Записки имп. рус. геогр. о-ва по отд-нию этнографии; Т. 41

  15. Зеленин Д. К. Предисловие // Великорусские сказки Вятской губернии: С приложением шести вотяцких сказок / Сборник Д. К. Зеленина. Пг.: Тип. А. В. Орлова, 1915

  16. Историческое краеведение Урала. Учебное пособие для студентов / Под ред. проф. Г.Е. Корнилова ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». — Екатеринбург, 2015. — 254 с.

  17. Колпакова Н.В. «О духовно-нравственном воспитании ребёнка в современном Российском обществе, семье и школе».// Воспитание школьников. - 2014. - N 9 – С. 3-7.

  18. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. - М.: ЦГЛ, 2006. - 160 c.

  19. Кучин В.А. К истории освоения и развития Тавдинского района и города Тавды. Екатеринбург, (2007).

  20. Ончуков Н. Е. Сказки Тавдинского края // Сказочная комиссия в 1926 г. : обзор работ, под ред. С. Ф. Ольденбурга. Л.: Гос.Русское географическое об-во, 1927

  21. Ончуков Н. Е. Предисловие // Ончуков Н. Е. Северные сказки (Архангельская и Олонецкая губ). СПб., 1908. С. 19.Л.Н.Толстой «Детям» М: «АСТ» 2001г.

  22. Принцип народности в воспитании (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой)

  23. Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского/ Е.Н.

  24. Степанова А.И. Мир Толстого и образование младших школьников.

  25. Традиционная культура и мир детства / сост. Н.Н. Успенская; ред. А.А. Бобрихин; Свердловский областной Дом фольклора. – Екатеринбург: Свердловский областной Дом фольклора, 2008. – 212 с. – (Народное искусство Урала).

  26. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими / К.Д. Ушинский // Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1948. –Т. 2. – с. 306-315.

  27. Шеховская Н.Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли (вторая половина XIX- первая половина XX вв.): монография / Н. Л. Шеховская. - Белгород: [Белгородский гос. ун-т], 2006 (Белгород: Белгородская обл. типография). - 350, [1] с.; 20 см.; ISBN 5-86295-123-7: 1000.

Интернет ресурсы

  1. Официальный сайт администрации Тавдинского городского округа - https://www.adm-tavda.ru

  2. Информационный портал Тавдинского городского округа «Тавдинка.РФ» - https://xn--80aafiumu9a.xn--p1ai/

  3. Официальная группа в ВКонтакте Центральной городской детской библиотеки https://vk.com/club152229871

Приложение №1

 

Творческая встреча с Богдановой Светланой Матвеевной

https://vk.com/wall-210417763_827 ссылка на публикацию

 

Приложение №2

   

Интервью с Богдановой Светланой Матвеевной

https://vk.com/wall-210417763_1322 ссылка на интервью

Приложение №3

   

Презентация проекта и каталога обучающимся школы

 

Приложение №4

https://sch7tavda.edusite.ru/mconstr.html?page=/p121aa1.html

ссылка на страничку сайта образовательной организации

https://sch7tavda.edusite.ru/DswMedia/katalogknigbogdanovoysm.pdf

ссылка на каталог

Приложение №5

   

Стенд о биографии и творчестве С.М. Богдановой в школьной библиотеке

https://sch7tavda.edusite.ru/DswMedia/katalogknigbogdanovoysm.pdf

ссылка на каталог

Просмотров работы: 31