Православная история Тавды

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Православная история Тавды

Алиментьева А.К. 1
1МКОУ СОШ №7
Парфенова О.А. 1Дятлова В.М. 1
1МКОУ СОШ №7
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Там, где кончается здоровье, там, где кончаются деньги,

там, где кончается здравый человеческий рассудок,

там повсюду начинается христианство.

Генрих Гейне

Почему я выбрала такую тему?

Мой дом находиться в непосредственной близости с храмом. Я часто задавала маме вопросы о храме, о вере. Однажды мне мама предложила сходить в храм. Его убранство меня просто очаровало. Мама мне рассказала, что при храме есть воскресная школа, в которую мне предложили походить.Так я стала ученицей школы для девочек «Отроковица» при храме Николая Мир Ликийских Чудотворца.

Объект исследования:

Святыни нашего города

Цели и задачи исследования:

Цельисследования – изучение истории православия родного города

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу по теме Христианства на Руси;

  2. Ознакомиться со Святынями города;

  3. Поделиться собранными материалами с одноклассниками;

  4. Совершить с одноклассниками паломничество по Святым местам нашего города;

  5. Обобщить собранные материалы и создать брошюру об истории Православия родного города.

Гипотеза

Знакомство с историей православия молодого поколения позволит сохранить национальные традиции народов России.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

1.1 История возникновения Христианства на Руси

До 10 столетия наши предки исповедовали языческую веру. В ней насчитывалось 14 разных богов. Чтобы объединить государство, князь Владимир решил утвердить новую религию на Руси. В 980 году, после знакомства киевского князя с различными религиями, его выбор пал на Византийское христианство, которое удивило правителя Руси своими пышными церемониями. Еще одной причиной стало желание сохранить политическую дружбу с Византией. Женившись на дочери Византийского императора, князь Владимир стал первым христианином.

Православие было объявлено официальной религией Киевской Руси в 988 году. Князь Владимир вместе со своей дружиной первым принял крещение.

Церковные богослужения русского православия с первых дней отличались невероятной пышностью и духовностью.

Вскоре после появления христианства на Руси, быстрыми темпами начала расцветать славянская культура. За довольно короткий срок сформировалось новое направление в архитектуре и живописи. Введение новой религии повлекло за собой создание кириллического алфавита. Это событие стало основой древнерусских книжных традиций.

Отношения государства и Русской православной церкви всегда были нестабильные— каждый новый правитель по-своему относился к вере.«Кровавые гонения» — именно так можно охарактеризовать 20 век в СССР для Русской православной церкви. Православные подвергались насмешкам и переживали трудности на протяжении всей истории своего существования.

С религией боролись и не допускали того, чтобы церковь имела какое-либо влияние на население, священнослужители подвергались самым настоящим преследованиям потому, что большинство не хотело мириться с тем, что новой властью против православия велась активная борьба.

С 1990 г. началось возрождение православной культуры России во всех ее сферах. Вернули Церкви исторические монастыри, стали восстанавливаться и образовываться воскресные школы, молодежные центры, семинарии и т.д.

Кроме того, впервые десятилетия 21 века Русская Православная Церковь постепенно восстановила свою благотворительную деятельность: образованы и работают сотни приютов, домов престарелых, большая работа проводится в сферах духовного, культурного и патриотического образования и воспитания, дел милосердия и благотворительности.

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1Изучение православных святынь города

.Моя работа по созданию проекта началась со сбора информации. Большую помощь в этом мне оказала моя мама. Мы поработали с интернет ресурсами (собрали информацию о появлении Христианства на Руси),побеседовали с сотрудниками храма во имя Святителя Николая Чудотворца. Из данных источников я не только узнала много интересных фактов о Святынях нашего города, но и обистории становления православия в Тавде.

Следующим этапом в работе над проектом стало посещение Святынь нашего города, на которые я приглашала своих одноклассников.

После того как вся запланированная работа была завершена, мы, обработали имеющийся материал, и я предлагаю вашему вниманию, свою исследовательскую работу « Православная история Тавды».

Церковь во имя святого праведного Прокопия Устюжского, Кошуки

Православие первоначально появилось в окрестностях современного города Тавда.Уже 1592 годув селе Кошуки, расположенном в 19 км на юго-востоке от города, начали строить церковные приходы (до этого были «Мольбища»). В 1875 году стараниями священников Константина Зубова и Иона Копалова открывается церковно – приходская школа, положившая начало народному образованию в районе. Преподавали в ней, как правило, сами священники и члены их семей. Школы были вначале только для мальчиков, учились 2 года, потом 4. Учителя (мужчины) были очень строгие, дисциплина была суровая.

Построенная по мотивам древнерусского зодчества в 1877 году каменная церковь в селе Кошуки была освящена в честь Рождества Христова. В 1930 году храм закрыли для богослужений, а здание забрало государство для своих нужд. В течение 60-ти лет здание использовали для хозяйственных нужд и только в 1991 году передали верующим. Закрытая для богомолий более, чем на шестьдесят лет (с 1930 по 1991 годы) она не только потеряла свое былое величие и красоту, но и прежнее свое именование. Лавр освятили повторно, но уже во имя святого праведного Прокопия Устюжского. Церковь восстанавливалась на пожертвования прихожан и добродетелей, а так же усилиями протоиерея Владимира Панова, настоятеля.

С группой моих одноклассников, их родителями, классным руководителем мы побывали на экскурсии в селе Кошуки, где посетили церковь. Нам показали убранство церкви, рассказали об иконах, мы все поставили свечки. А еще узнали об одном интересном факте – колокола на колокольне церкви управляются дистанционно, с пульта, который находится в помещении церкви.

Церковь святого Иакова Исповедника, поселок Фабрика

П ервое поселение на Тавдинской земле появилось в середине 1870-х годов вблизи устья реки Каратунка, возле суконной фабрики купца Ушакова. Население фабричного имения к концу века доходило до двух тысяч человек. На картах он обозначен как посёлок Фабричный, сохранившийся до наших дней.Через несколько лет в 1899 г.была построена и самая древняя в Тавде церковь. Небольшой храм стал «проходным» - в него до или после работы забегали рабочие, но такие посещения обычно длились недолго. Ввоскресенья и великие праздники храм был полон. Там собирались не только рабочие Андреевской Фабрики, но и жители близлежащих районов.

Храм был поставлен за довольно короткий срок – менее года, был освящен во имя святого преподобного Иакова Исповедника. Она прослужила верующим чуть более 30-и лет.

Одной из причин для закрытия храма стало наступление времен «государственного атеизма» в России. Новой власти были нужны помещения, где надлежало проводить учебные занятия. Храм закрыли. В спешке рабочими были сбиты кресты и перестелена кровля. В здании, как и планировалось, разместилась школа. Спустя время, школа съехала, передав эстафету поселковому клубу.

В конце 1990-х годов церковь святого Иакова Исповедника вернули православным верующим, началось и восстановление. Наводили порядок: ученики воскресной школы Свято-Николаевского храма, а также его молодые прихожане. Как говорили сами ребята, в Иаковлевской церкви они одновременно и трудились, и отдыхали. В настоящее время церковь действует, здесь регулярно проводятся богослужения.

На сегодняшний день церковь святого Иакова Исповедника обрела свой первоначальный облик и принимает десятки верующих..

Святое место Николая Чудотворца

О тдельного внимания заслуживает еще одна православная достопримечательность Тавдинского района - «святое место Николая Чудотворца».В 9 километрах юго-восточнее города Тавда, на лесной поляне протекает ручей - Тавдинский Ржавец. Паломники называют эту поляну «святое место Николая Чудотворца» и по лесной тропе приходят сюда вот уже более ста лет.

Историй и легенд о том, почему, откуда и как началось почитание ТавдинскогоРжавца, много. По одной из версий здесь, в лесу, было явление иконы Николая Чудотворца. В память об этом построили часовню, но в годы Великой Отечественной ее сожгли.

И з уст в уста передают другое старинное предание. 1850-х века в Тавду пришли калики перехожие - старичок и слепой мальчик Николай. Они ночевали в домах сердобольных жителей. И по их молитвам у людей чудесным образом налаживались дела, отступали болезни. Через некоторое время слепой мальчик Николай умер и был похоронен в лесу. Люди стали приходить на его могилу и молиться.

При помощи благотворителей в лесу, на месте сожженной часовни, построен небольшой, уютный храм, освященный во имя святителя Николая Чудотворца, обустроен колодец, рядом устроена закрытая деревянная купальня, установлен поклонный крест, облагорожена территория, построен небольшой деревянный дом для проживания дежурящих на святом месте.

ТавдинскийРжавец отмечен немалыми чудесами. Случалось и такое, что при молитве сами собой возжигались свечи – всё это паломники рассматривают как знаки присутствия Божия на этом благодатном месте. А уж про исцеляющую силу воды из лесного источника, пожалуй, может рассказать каждый, кто пил ее или умывался.

После богослужения престольного праздника в городском Свято-Никольском храме прихожане совершаютмолитвенное шествиена святое место. Священники, прихожане и паломники отправляются в дальний путь - идут по улицам города, с молитвой, с песнопениями духовными. Постоянно растет число паломников из городов и сел Урала и Сибири, стремящихся принять участие в шествии и помолиться на святом месте. Идут несколько часов. По благословению бывшего настоятеля Тавдинского прихода священника Сергия Циммера прихожане собирают и записывают свидетельства о многочисленных исцелениях, совершающихся на святом месте в наши дни.

Поездка на святое место Николая Чудотворца

Мы с одноклассниками и их родителями ездили на Святое место Николая Чудотворца. Передя по мостику через ручей Ржавец, и оказавшись на святом месте мы отправились осматривать его достопримечательности.Я показала ребятам крестик, который когда-то очень давно надели на маленькое дерево, теперь дерево выросло, а крестик оказался внутри дерева. Удивительно то, что он не зарос и, если заглянуть в отверстие на стволе дерева, его хорошо видно. Рядом находится поклонный крест с иконой Святителя Николая.Самые смелые из моих одноклассников умылись колодезной водой. Затем мы посетили небольшую церковь. Дежурящие на святом месте сестры милосердия показали нам красивое убранство внутри церкви, очень красивый резной иконостас из дерева, роспись сводов потолка, нам объяснили, как правильно накладывать на себя крестное знамение.

После небольшой экскурсии в церкви, сестры пригласили нас попить пихтовый чай в избе, который они приготовили для нас.

Храм Николая Чудотворца

В 1996 году по благословению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона создан православный приход. В 2002 г. была начата работа по подготовке эскиза и макета храма во имя Архангела Михаила и всех Бесплотных Сил Небесных.В этом же, 2002 году, установлен крест на месте алтарной части храма.2003 г. произведена разметка участка под строительство храма. Первый колышек установлен на участке иереем Сергием Циммером.2004 г. произведена закладка храма во имя святителя Николая Чудотворца архиепископом екатеринбургским и Верхотурским Викентием.

В ночь с 16 на 17 июля 2006 г. впервые  была отслужена литургия под открытым небом в честь святых Царственных Страстотерпцев.

С 2010 г. по 2016 г шла активная работа по строительству храма:4 декабря 2012 г. привезены колокола из г. Каменска-Уральского и 13 февраля 2013 г. состоялось поднятие и установка куполов и колоколов, покрытие кровли на соборе.

21 мая 2014 г. установлен центральный иконостас в честь Святителя Николая Чудотворца.

В настоящее время в приходе проходит активная работа по следующим направлениям:

- Воскресная школа;

- Общество православных педагогов

- Тавдинское отделение Тюменского Православного Казачьего учебного Центра;

- Общество трезвения;

- Сестричество;

- Молодежный клуб «Свеча»

- Социальная вещевая помощь;

- Газета «Тавда православная»;

- Школа для девочек «Отроковица».

Михайло-Архангельское подворье

Михайло-Архангельское подворье расположено в деревне Беленичное Тавдинского района. Подворье было создано по инициативе отца Сергия Циммера, силами прихожан Свято-Николаевского прихода.

На подворье имеется музей русского быта, где можно прикоснуться к старинным предметам, познакомиться с традициями русской православной культуры. Представленные экспонаты приоткрывают историю быта русских людей, рассказывают, как жили наши предки, вели хозяйство. У желающих есть возможность принять участие в различных мастер-классах.

На базе Михайловского подворья каждое лето организуется Православный молодежный трудовой лагерь.

Кроме Православного молодежного трудового лагеря на Михайло-Архангельском подворье проводятся мероприятия военно-полевых сборов Тюменского православного казачьего учебного центра.

Посещение Михайло-Архангельского подворья

В ноябре 2019 года, являясь еще учениками 1 класса мы, с Ольгой Анатольевной, с одноклассниками и их родителями ездили на Михайло-Архангельское подворье.

Сестрами прихода для нас был организован мастер-класс по засолке капусты. Мы с ребятами получили возможность узнать как издавна заготавливают капусту на зиму и своими руками попробовать это сделать. Оказалось, что в процессе засолки капусты есть много тонкостей и секретов, о которых мы даже не догадывались.

Потом мы поиграли в разные подвижные игры, было шумно и весело. Нас научили играм, в которые играли наши предки, объяснили правила традиционных русских игр, мы узнали много нового интересного.

2.2 Создание методических пособий

С данным проектом я выступила перед одноклассниками, собрала отзывы об услышаном, и поняла, что многих ребят заинтересовала тема православия. Часть ребят и их родители с удовольствием откликнулись на мои приглашения побывать на святых местах нашего города и района.

По завершении работы над проектом, мы с Ольгой Анатольевной решили создать буклет-экскурс по святым местам.

     
     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый человек должен знать о том месте, где он живет. В большой стране у каждого из нас есть маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина.

В ходе своей работы я узнала, что наш город обладает большим культурным наследием, представленным его Святынями. Знакомясь с историческими фактамиоб основателях церквей и храмов, о том, как сохранялись и восстанавливались порушенные святыни, учишься понимать связь времён, преемственность поколений. Православная история Тавды – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. Как то по-особому становятся дороги те места, которые повлияли на жизнь родного города. Никогда уже не предашь эти заповедные для души уголки, не нанесёшь им вреда. Не зная прошлого или пренебрегая им, можно прожить жизнь, так и не став человеком, осознающим ответственность за прошлое и будущее своей Страны.

В ходе своей исследовательской работы я получила разные полезные навыки: научилась работать со справочной литературой, вести исследовательскую работу по плану, анализировать полученную информацию. Моя исследовательская работа была основана на том, что если я буду более глубоко владеть информацией об истории православия родного города, буду лучше знать его историю и традиции народов, проживающих в нем. Гипотеза, поставленная вначале исследования, подтвердилась. Сейчас я владею достаточной информацией о святынях города Тавда, о месте их расположения и могу поделиться этим с одноклассниками.

История православия свидетельствует о том, что  храмы на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, социальные функции. Церкви это духовный щит общества. Они всегда имели объединительную и миротворческую миссию.

У каждого человека есть свои ценности. Кто - то любит драгоценные камни и деньги, а для меня это нечто иное - духовное наследие и православные ценности.

Список используемых источников.

  1. Религоведение. В.Лебедев, А.Прилуцкий, В. Викторов – Православная библиотека –azbuka.ru;

  2. Статья «История Православия- как и когда появилось» в рубрике «Основы веры» на сайте Православиум-pravoslavium.ru;

  3. Официальны сайт Храма во имя Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца nikoals-tavda@mail.ru

  4. Раздел «По святым местам Урала» сайта svyatura.com;

  5. Устная беседа с основательницей и наставницей школы для девочек «Отроковица» Екатериной Викторовной Фоминых;

  6. Рассказы прихожан Храма во имя Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца.

Просмотров работы: 12