Введение
Первыми игрушками детей в наши дни становятся телефоны и планшеты. Лет двадцать назад на переменах школьников ругали за то, что они бегают по коридорам и слишком громко смеются в классе. В современной школе на переменах почти все ученики сидят в телефонах. А в подростковом возрасте дети не общаются с одноклассниками, потому что все его друзья в Интернете. У детей из-за гаджетов развивается клиповое мышление. Это значит, что они могут воспринимать информацию только в коротком ярком виде. Например, как минутный ролик в Интернете. Урок длиной 40 минут выдержать тяжело, а запомнить что-то на нём - практически невозможно. Дети не хотят идти гулять, потому что вся их коммуникация через телефон. Родителям и классным руководителям трудно уговорить детей пойти в поход или отправиться в путешествие. Ведь ребятам кажется, что просто ходить по горам или паркам скучно, и в таких местах не работает телефон.
Появление таких развлечений как квесты, привлекло внимание многих ребят, они хотят себя испытать, почувствовать новые ощущения. Поэтому мы решили привлечь внимание ребят к походам на природные места Урала с помощью квест-игр.
Цель проекта: изучение процесса создания квест-игр на природе с целью привлечения одноклассников к активному познавательному отдыху.
Задачи:
Изучить литературу по теме проекта.
Провести сетевое анкетирование одноклассников.
Разработать сценарий и провести туристическую квест-игру.
Провести для одноклассников классный час «Уникальные природные места Урала».
Разработать общедоступную страницу в социальных сетях с видео роликами, квест-заданиями.
Сделать выводы по проекту.
Объект проекта: походная форма активного отдыха детей.
Предмет исследования: квест-игры.
Гипотеза: предположим, что использование квестов на природе привлечёт больше ребят к походам по природным местам.
Актуальность проекта заключается в том, что современные дети, отправляясь в поход, не видят в этом ничего интересного. Они быстрее достают телефон и начинают играть. В нашем регионе очень много красивых природных мест, чтобы привлечь внимания детей к туризму, можно, например, попробовать сыграть в квест-игру, которые сейчас очень популярны среди подростков.
Методы исследования:
-статистический метод (обрабатывание литературы и Интернет - источников); - социальный опрос, анкетирование; - классификация предмета исследования; - практический (создание странички в социальных сетях); - творческий (составление кл.часа и квестов); - технологический (создание видео)
Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые объединяются две сферы деятельности: пеший туризм и квест-игры. Нами впервые предложено проводить время в природных достопримечательностях с использованием квест-игр. Не используя готовые площадки для игр.
Практическая значимость. Материал данного исследования, на наш взгляд, может быть использован для проведения школьных мероприятий, на классных часах, походах, и на уроках по окружающему миру, на уроках истории, географии и биологии. Реализация проекта позволит повысить качественный уровень познавательного развития школьника.
Глава I.Теоретическая часть. Квест – интерактивное приключение.
История появления квестов
В русский язык слово «квест» пришло из английского и широко распространилось во время бума компьютерных игр. В переводе с английского «quest» означает «поиск, выполнение поручений».На самом деле люди играют в квесты уже четыре тысячелетия с момента возникновения первых цивилизаций в плодородных долинах рек. Конечно, шумеры, вавилоняне, египтяне, греки и римляне не играли в квесты в нашем понимании – с джойстиком в руках или стуча по клавишам. Они слагали народные предания (мифы, эпосы и сказки) о героях, преодолевающих множество препятствий, проявляющих, в зависимости от обстоятельств, то смелость и силу, то смекалку и хитрость, но все же получающих приз в конце своего долгого пути – дар богов, предмет с чудесными свойствами или прекрасную деву. В Средние века началось активное использование слова «квест» для обозначения странствий рыцарей-крестоносцев.
В 60-х годах прошлого столетия появились виртуальные квесты в компьютерных играх. Позднее появились графические квесты. От обычных игр они отличались наличием декоративных иллюстраций. В какой-то момент компьютерные игры показались геймерам невероятно скучными. В начале 2000-хх годов у них появилась идея создания реалити-квеста, что вывело развлекательную индустрию на новый уровень. После Китая и Японии такие игры начали появляться на территории стран Европы и СНГ.
Квест в России
На территории России первый квест был оборудован сравнительно недавно – в 2013 году. Его первооткрывателем стал московский бизнесмен Сергей Кузнецов, основатель известной компании «Клаустрофобия». Эскейп-комната была оформлена в стиле психиатрической больницы и обошлась в 1,2 млн. рублей. С ростом инвестирования локации подвергались ремонту. Как сознаются разработчики, их первые квесты были самыми лучшими. Несмотря на то, что проект рассматривался, как кратковременное развлечение, игры имели сильную сюжетную линию с завязкой и кульминацией. Партнёры рассчитывали, что вложения окупятся лишь через год-полтора, но деньги вернулись уже через два месяца. Отбоя от желающих найти выход из закрытой комнаты не было, несмотря на то, что организаторы не вкладывались в рекламу.
Идея квестов совсем не новая – в советское время были Зарницы, ориентирование на местности – это тоже квесты, потом были ролевые игры – это тоже квесты. Компьютерные ходилки – это тоже квесты. Сейчас много таких игр разнообразных: и городское ориентирование, и «Бегущий город», и квесты в комнатах туда же.
1.3.Квест –путешествие
Квест экскурсия — это уникальный формат путешествия, который сочетает в себе элементы квеста и экскурсии. Вместо обычного посещения достопримечательностей и музеев, туристы отправляются в настоящее приключение, где каждый шаг является частью интересного сюжета. Во время квест-экскурсии туристы активно взаимодействуют с окружающей средой, решают загадки и головоломки, ищут подсказки и собирают предметы, чтобы продвигаться в сюжете. Это позволяет участникам чувствовать себя героями приключенческого романа или детективного триллера. Одним из интересных аспектов квест-экскурсий является интерактивность. Туристы не только слушают рассказы гидов или читают информацию на табличках, но и активно влияют на развитие сюжета. Они могут задавать вопросы персонажам, принимать участие в диалогах и даже принимать решения, которые влияют на исход событий.
1.4. Природные места Урала
Прежде чем создать свои квесты и привлечь, тем самым, своих одноклассников к изучению родных просторов, мы решили сначала сами исследовать природные места Урала.
Неподалеку от города Ивделя и поселка Полуночного (Свердловская область) течет кристально чистая река Талица. Место это примечательно тем, что именно здесь заключённые Ивдельлага построили необычную плотину с каналом в скале. После постройки плотины на месте также образовался искусственный живописный пруд, впечатляющий своей красотой. Добраться до этого места можно от дороги Ивдель - Вижай. Чтобы дойти до плотины и водоёма, нужно пройти несколько километров по лесной тропе. Однако это того стоит - посреди леса находится красивейший водоём, на берегу которого возвышается отвесная скала. К слову, сам водоём также имеет название Талицкий пруд или Голубое озеро. Место очень малоизвестное, и туристы здесь бывают довольно редко. Масштабы всего этого тоже поражают - ведь длина пробитого вручную в скале канала составляет около 100 метров, глубина - 20 метров, а ширина - пять метров.
Из Свердловской области перемещаемся в Башкирию. Здесь находится другое чудо Урала - водопад Атыш. Он расположен в 150 километрах от столицы республики - города Уфы. С башкирского название водопада переводится как "стреляющий" или "бьющий". А все потому, что Атыш вытекает из грота горы Яш-Кузь-Таш двумя потоками воды, и словно выстреливает из скалы. При этом весной, когда талые воды наполняют реки, образующие водопад, его потоки вырываются вперед более чем на два метра. Туристами водопад стал посещаться в 1970-х годах. Однако важно учитывать, что в отличие от других водных источников Урала Атыш труднодоступен. Добраться до него можно несколькими способами - сплавом по Лемзе, на внедорожнике или пешим маршрутом. Для тех, кто отважится прогуляться до водопада пешком - дорога займет 12 километров. Прогулка предстоит по довольно диким местам, включая подъем на гору Ташлытау (435 метров) и спуск с отвесной скалы.
Из Башкирии отправляемся на север - в Пермский край. Тут можно посетить еще один интересный объект - Кунгурскую ледяную пещеру. История достопримечательности уходит в XVIII век, когда в России ещё только начали появляться первые заводы. Первые экскурсии в ледяную пещеру начались еще в XIX веке, но всерьез ее изучением и популяризацией занялись лишь в советские времена. Пещера считается одной из самых протяжённых на Урале - 8153 метра. Она состоит из 70 озер и почти 50 гротов. Отдельной достопримечательностью пещеры являются так называемые "органные трубы", созданные природой.
Гора Шунут (или другое название – Шунут-Камень) – это вершина хребта Коноваловский Увал. Высота этой достопримечательности Урала – 726 метров над уровнем моря. В общем-то, немало для низкогорного Среднего Урала. Гора Шунут представляет собой живописные скалы. Их высота от 20 до 60 метров. Скалы наиболее высокие и отвесные с восточной стороны. У подножия скал есть родничок.
Глава II. Суть квеста
Структура квеста
Структура квест-технологии:
постановка задачи (введение) и распределение ролей;
список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);
порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);
конечная цель (приз).
При участии детей в квестах реализуются следующие цели:
образовательная – вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация групповой деятельности школьников, выявление способностей работать самостоятельно по теме.
развивающая – развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений.
воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
В настоящее время проблема сохранения и развития учебной мотивации школьников сейчас наиболее актуальна. В наши дни учителям трудно найти правильный подход к детям, потому что их «ничем не удивишь», их сложно заинтересовать и мотивировать.
2.2. Виды квестов
Квест-румы прошли историю интересного появления и стремительного развития. Можно выделить несколько видов квестов.
Эскейп-рум - основная задача - выбраться из закрытой комнаты. Команде необходимо успеть найти выход из помещения за строго ограниченное время.
Перформанс - необычный и завлекающий вид квеста. Игра также заключается в том, что нужно или найти выход, решив множество заданий.
Морфеус – квест-нереальность, происходящий в воображении. Участникам завязывают глаза, что заставляет людей максимально подключить другие органы чувств: осязание, слух, обоняние.
Спортивный квест или экшн-игра – этот вид квеста придётся по душе любителям напрячься не только интеллектуально, но и физически. В зависимости от сюжетной линии нужно будет выполнять ряд заданий, в числе которых и те, что заставят серьезно задействовать мышцы. Возможно, придётся пролезть по тесному тоннелю, убежать от охраны, взобраться по канату.
Квест в реальности – «живой» квест. Есть определённый сценарий, который нужно проиграть с помощью поэтапного выполнения заданий.
Квест-экскурсия – это сочетание преимуществ квеста, когда информация добывается собственным умом, а значит, лучше запоминается, с экскурсией, в ходе которой можно узнать множество интересных фактов и любопытных деталей, познакомиться с достопримечательностями и побывать в таких местах, о которых написано далеко не в каждом путеводителе. Отличие квест-экскурсии от обычной экскурсии так же и в том, что игроки, то есть туристы, являются главными участниками событий, как герои приключенческого кино, перенесенного в реальную жизнь. Игроки – это не пассивные слушатели экскурсовода «посмотрите направо – посмотрите налево», а отважные исследователи, которые ищут и находят ответы самостоятельно с помощью собственного интеллекта.Как и обычные квесты в реальности, сюжеты квестов-экскурсий часто связаны с определенной темой, раскрывающей город с той или иной стороны.
Таким образом, познакомившись с многообразием типов и видов квестов, можно утверждать, что они выполняют различные функции.
Глава III. Как создать свою квест игру?
3.1. Выбор темы
В наше время подростки много сидят в телефонах – это самая главная проблема. Подросток, сидя в телефоне, портит осанку, зрение, у него ухудшается мировоззрение, иногда начинается агрессия на людей. Но всё можно исправить, например, путешествуя по разным местам. Со своим классом мы много где были, но каждый раз даже в походе они пытаются найти Интернет и посидеть в телефоне. Поэтому мы решили это исправить, разработав квест-игры с интеллектуальными, подвижными и научными заданиями для походов по разным природным местам Урала, с помощью, которых дети с интересом будут путешествовать. А также показать ребятам, насколько наш регион богат природными местами и как можно с пользой для тела и души отдохнуть с квестами.
3.2. Определение целевой категории и определение масштаба
Целевая группа – это основная аудитория, на которую направлен исследовательский проект. Целевая группа представляет собой совокупность людей, обладающих определенными характеристиками, которые являются ключевыми для успешного достижения целей проекта.
Проект и его продукт направлен на целевую группу и включает в себя следующие категории участников:
- дети и подростки: учащиеся школ;- возрастная группа детей 12-14 лет;
- ученики 7 класса.
Масштаб проекта – это совокупность цели проекта и планируемых для её достижения затрат времени и средств. Масштаб проекта заключается в том, что:
Подготовить теоретический материал и продукт:
- объяснить детям, что вместо отдыха дома в телефоне или компьютере, можно путешествовать по природным местам; - показать и рассказать, как много природных мест в нашем уральском регионе; - рассказать о том, что в походе время можно проводить с пользой, устраивая, интересные квесты с вопросами и заданиями, рассказать, что такое квест; - создать проект про квест как форму общей активности школьникови провести его с ребятами; - создать квесты и видеоролики по природным местам с целью размещения в сети, давая возможность другим обучающимся путешествовать с интересом.
Планируемые достижения затрат времени и средств:
- выполнение проекта с сентября по февраль; - провести квест в спортазале лицея; - купить призы; - подготовить или купить оборудование для квеста.
3.3. О композиции
Первый этап квеста — раскачка. Это момент, когда человек из своей повседневной жизни переходит в режим игры. Задания на этом этапе делаются довольно легкими, чтобы игрок сразу почувствовал вкус победы и смог быстрее включиться в процесс.
Второй этап - завязка. События становятся более интенсивными, а задания более сложными. Игрок перестает быть пассивным наблюдателем и может активно действовать: выбрать стратегию или как-то влиять на игру. Тут очень важно, что игра была завязана не на одном человеке, а на группе. Задачи должны быть командными, чтобы игроки взаимодействовали друг с другом. Можно также заранее продумать иерархию внутри команды. Не должно получиться так, что в квест играет 1-2 человека, а остальные просто ходят за ними и пассивно наблюдают.
На третьем этапе задачи усложняются, и темп нарастает все больше. В этот момент наступает кульминация, то есть случается какой-то «вау-эффект». Конечно, возможны разные варианты, но лучше, чтобы все самые удивительные события произошли сейчас, на предпоследнем этапе, а финал был более спокойным. Это даст возможность игрокам немного прийти в себя.
Последний этап — финал. Самое главное, чтобы он был чётко прописан. Финал не может просто повиснуть в воздухе, это ведёт к какой-то недосказанности или разочарованию. Поэтому лучше, чтобы на последнем этапе произошло еще одно событие, которое бы чётко обозначало конец игры.
3.4. Работа ребят по командам
Команда — это не просто группа людей, собравшихся вместе. Её объединяют:
- совместная работа;
- открытая коммуникация, когда есть доверие и все нацелены на результат и решение проблем, а не на конфликт;
- понимание каждым членом команды своего места в ней.
Благодаря этим трём факторам работа в команде приведёт к позитивному итогу: результат превысит сумму результатов каждого человека, если бы все работали в одиночку.
Любому человеку важно уметь работать в команде, если хочется быть в психологически безопасной атмосфере и добиваться высоких результатов. А детям это особенно необходимо, потому что личность формируется в коллективе, во взаимодействии с другими людьми, а это умение взять ответственность за себя и других.
Большинству из нас в голову придет один-два способа взаимодействия в команде: либо то самое лидерство (руководящая роль), либо подчинение. В реальности работа в команде более многообразна, потому что ролей больше, чем две — вот какими они бывают:
- Лидер – самый главный, больше всех отвечает за результат. - Трудяга – просто хорошо делает свою работу. - Генератор идей – предлагает самые необычные идеи и решения. - Аналитик – работа с информацией: раскладывает всё по полочкам. - Критик – помогает развиваться, обращает внимание на слабые и сильные стороны. - Душа компания – следит, чтобы у всех все было хорошо. Утешает, поддерживает и болеет за общее дело.
Чтобы научиться быть частью коллектива и эффективно сотрудничать в команде для этого:
- Разговаривайте спокойно и вежливо. - Слушайте внимательно, не перебивайте друг друга. - Не бойтесь высказывать и аргументировать собственное мнение, но и уважайте суждения других. - Работайте дружно и слаженно, распределяйте задания между всеми участниками команды, учитывая их сильные и слабые стороны. - В случае разногласий постарайтесь найти компромиссный вариант решения вопроса, который бы устроил всех.
- Со вниманием относитесь к чувствам других членов команды.
3.5. Как сделать так, чтобы квест запомнился
Квест должен быть запоминающимся. Для этого можно больше использовать подвижных и интеллектуальных заданий. Когда в квесте только научные задания, то детям становится скучно и не интересно. Также используйте подсказки в заданиях, вводите правила о том, чтобы команды не кричали ответ на всё помещение, ведь они мешают играть и думать другим командам, не используйте телефоны. Ещё, чтобы квест запомнился можно использовать неожиданные моменты (напугать, развеселить), также детям запоминаются какие-нибудь нелепые моменты из заданий. Дети любят соревноваться и для этого можно включать в квест эстафеты, старты. Можно играть на приз, так больше детей привлечёт игра и они в неё вникнут.
IV. Практическая часть.
4.1. Социологический опрос
Среди своих одноклассников мы провели социологическое исследование, с помощью которого выяснили. В случае, если детям предложат сходить в поход или поиграть в компьютерную игру, то 52,4 % детей пойдут в поход, 23,8 % хотят играть в компьютерную игру, 23,8% ничего не хотят делать. 100% детей считают, что знают, что такое квест. Но только 61,9 % детей хотят принимать участие в квесте на природе. Определить природные места, которые находятся на Урале, детям было сложно, они знакомы только с малым количеством природных мест. (Приложение 1)
Проведя социологическое исследование, можно сделать вывод, что сверстники владеют информацией о квестах, их желание развлекаться за компьютером отвлекает от активностей на природе. Но всё же, ребятам хочется проводить время на природе с различными подвижными играми и заданиями.
4.2. Классный час
Изучив материалы по теме проекта, мы разработали классный час «Уникальные природные места Урала»для одноклассников, на котором рассказали о природных местах Урала, таких как Смолинская пещера, Уральский Марс, Оленьи ручьи, Бажовские места и Тальков камень, Чёртово городище, Азов гора, Скалы Петра Гронского, скалы Семь братьев и одна сестра, Дидинский туннель. Рассказали о квест- играх и о поведении участников во время квеста. (Приложение2)
Таким образом, после проведения классного час, можно сделать вывод, что наши одноклассники узнали много нового и расширили свой кругозор. Им очень захотелось стать участниками квеста на природе.
4.3. Сценарий квеста «По походным местам класса»
Для того, чтобы провести квест для одноклассников, мы разработали сценарий, задания, подготовили оборудование, сюрпризные моменты для квеста. Мы использовали помещение спортивного зала школы. Класс разделился на три команды, и мы начали игру. (Приложение 5)
Квест прошёл в хорошей дружной атмосфере, ребята помогали друг другу, переживали, соблюдали правила, старались работать всей командой. Задания были разные: спортивного характера, на внимание, на логику. От задания к заданию команды стремились к победе.
После проведённого квеста можно сделать вывод, что одноклассники узнали и на собственном опыте прошли испытания квеста, они стали точно понимать суть таких игр как квесты.
4.4. Создание и проведение квест-путешествия
Для будущих путешествий нашего класса мы разработали несколько вариантов квестов по природным местам Урала. Таких как Оленьи ручьи, Бажовские места и Тальков камень, Смолинская пещера и Азов гора. (Приложение 3) Разработанные квесты мы загрузили на социальную страницу Вконтакте, где любой желающий может скачать материал и провести мероприятие по сценарию для своего класса на природе. Данная страница постоянно будет пополняться новыми квестами. (ссылка https://vk.com/club224577163)
4.5. Создание видеоролика
Для повышения интереса детей к природным местам Урала и для их интеллектуального развития, мы подготовили обзорные ролики о природных местах. Из ролика дети могут узнать, чем популярна достопримечательность, какой маршрут можно проложить и как провести время на природе. Созданные видеоролики мы загрузили на социальную страницу Вконтакте, все желающие могут просмотреть их. (ссылка https://vk.com/club224577163)
Таким образом, разработанные видеоролики, привлекут сверстников к посещению природных мест Урала.
Заключение
Работая над проектом, мы затронули важный момент жизни наших сверстников их свободное время. Многие предпочитают выбрать компьютерные игры вместо простой прогулки. Совершая поездки по природным местам, ребята не могут расстаться с телефонами. Когда мы предложили им провести время на природе с прохождением квеста, они проявили интерес и желание. Узнали всю информацию о квестах и о том, как их проходить. Познакомились с неизвестными природными местами Урала. По этим местам мы разработали квест и провели его. Также создали варианты квестов по другим природным местам, которыми могут воспользоваться другие команды. В дальнейшем планируем разрабатывать новые квест-сценарии по природным местам нашего родного региона.
Литература
Гаврина С. Е. Большая книга квестов.ИздательствоАСТ, 2022г.
«Сборник тематических квестов для учащихся 1-х – 9-х классов» Рубачева Е.Б., Шадхан Д.И., Кононенко А.А.. Издательство Методическое пособие для педагогов-организаторов и заведующих культурно-досуговыми отделами – СПб.: ГБУ ДОДворец творчества «У Вознесенского моста», 2019. – 42 с.
Суслов Вадим. "Квесты для обучения и развлечения. Как придумать и организовать". Издательство: Солон-пресс, 2020г.Серия: Библиотека профессионала
Шиманская В. А., Карпов Н. Л. Командная работа. Издательство
Альпина Дети, 2021г.
Интернет-ресурсы:
1. https://promenter.ru/fakty/cto-takoe-kvest-ekskursiya
2.https://travel.rambler.ru/local/49107890/?utm_content=travel_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
3. Мир квестов. http://mir-kvestov.ru/articles/chto-takoe-kvesty-v-realnosty
4.Квест или приключенческая игра.https://ru.wikipedia.org/wiki/
5.Образовательные квестыhttps://xn--b1aajkf0aepgw6c8ax.xn--p1ai/
6.Что такое квесты в реальности? - Мир Квестовhttp://mir-kvestov.ru/articles/chto-takoe-kvesty-v-realnosty
7.Что такое квест в реальности? - портал квестов КОМПАСhttps://questcompass.ru/chto-takoe-kvesty-v-realnosti/
8.Чтотакоеквестhelp.ordenmira.ru/quests/about.htm
9.Квесты что это такое? FAQ - Погружениеhttps://www.pogruzhenye.ru/faq/
10.Как сделать интересный квест для детей. https://ezhikezhik.ru/recipes/kak-sdelat-interesnyi-kvest-dlya-detei
11.Задания для детского квеста.http://odetprazdnike.ru/zadaniya-dlya-kvesta-dlya-detej.html
12. Квесты для детей. https://questquest.net/blog/detskij-kvest
13. Жизнь как квест или влияние интеллектуальных игр на познавательные способности ребенка. https://ucvt.org/mindgames.html
Приложения
Приложение 1. Социологический опрос
Приложение 2. Классный час.
Приложение 3. Разработанные квесты фото брошюр
Приложение 4. Разработанные ролики.
(см. ссылку https://vk.com/club224577163 )
Приложение 5. Сценарии квеста для одноклассников.
(см. отдельное приложение)