Создание познавательной раскраски гербов муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание познавательной раскраски гербов муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Атаманюк Э.Э. 1
1НРМОБУ "Обь-Юганская СОШ"
Атаманюк Л.А. 1
1НРМОБУ "Обь-Юганская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время ощущается потребность общества в доступных наглядных развивающих пособиях, которые могут быть использованы на занятиях внеурочной деятельностью, в ходе уроков и тематических классных часов учителями начальной школы. Современные дети предпочитают пользоваться гаджетами и сетью интернет. Видеоканалы и компьютерные игры зачастую подменяют для них реальность, а окружающий мир вокруг уходит на дальний план. С другой стороны, любой ученик начальной школы в том или ином виде проявляет интерес к творчеству, в том числе к рисованию, одной из наиболее простых форм которого является раскрашивание контурных изображений. Чаще всего дети просят родителей о приобретении раскрасок с изображениями их любимых анимационных героев или же различных видов автомобилей и прочей техники. Раскрашивая их, ребенок совершенствует свои художественные способности, но фактически не получает новых для себя сведений, которые могут пригодиться ему при обучении в школе или на внеклассных занятиях. Решением данной проблемы становится увеличение количества наглядных пособий, которые не только задействуют творческие потенциалы ребенка, но и познакомят его с историей, культурой и природой своей Большой и Малой Родины.

Мой родной край – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Что известно простому обывателю о Югре? Югра располагается в Западной Сибири. Многие знают, что Сибирь славится своей уникальной природной красотой. Ресурсы Югры богаты и разнообразны. Заповедники округа, наряду с заказниками и парками, хранят всё многообразие фауны и флоры в естественной среде обитания. Поток туристов в этот загадочный и уникальный край никогда не иссякает. И это неудивительно. Их привлекает большое количество необыкновенных животных и птиц, красивые пейзажи и самобытная культура народов Севера. Я очень горжусь, что живу в таком необычном крае, а значит, я должна знать историю своей малой родины. Первые познания о родном крае я получила еще в детском саду, в начальной школе узнала историю создания герба России и познакомилась с гербом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Мне стало интересно узнать подробнее не только о гербе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, но и отдельных муниципальных образований. Знание о гербе своей малой Родины поможет узнать о создании герба, о фигурах, которые размещены на нем, что поможет расширить кругозор, воспитать такие чувства как уважение, патриотизм и любовь к родному краю, а готовая раскраска позволит это сделать с увлечением. Поэтому моя тема актуальна.

Со своим научным руководителем мы провели опрос обучающихся 3-5 классов. Всего было опрошено 27 человек (приложение 1).

Результаты не впечатляют, поэтому я поставила перед собой цель: разработать содержательное и доступное для восприятия детей наглядное пособие.

Задачи:

  • познакомиться с понятиями «герб», «геральдика»;

  • собрать, систематизировать и обобщить информацию о гербах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры;

  • создать развивающую раскраску для детей.

Этапы работы:

  • изучить литературу по выбранной теме;

  • разработать концепцию развивающей книжки-раскраски с учётом возраста детей и выбранной темы;

  • подобрать соответствующий концепции и цели материал;

  • создать базу фотографий гербов муниципальных образований;

  • составить текстовые элементы раскраски;

  • разработать дизайн и оформление раскрасок;

  • верстка оригинальных дизайн-макетов;

  • распечатать раскраски;

  • Проведение презентации раскрасок.

Гипотеза: изучение знаков местной геральдики поможет нам лучше познать свой край, определить образ родного края и привить интерес к его изучению.

В справочнике МУК Сургутсткий район, Центральная библиотека» опубликована статья А.Н. Соболевой «Гербы муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры». В статье содержится информация о значении цветов, символов гербов, которые отражают образ территории ХМАО-Югры, а именно: особенности природы, жизнь и быт ханты и манси, хозяйственную деятельность населения. Также в работе С.В. Рогачева «Обской Север», изданной в газете «География» № 11 за 2004 год, предлагается увлекательное путешествие по краю. В статье описываются гербы городов и районов Обского Севера, объясняются значения всех фигур, изображений, цвета и символов гербов.

Методы исследования:

  • теоретический (анализ, обобщение и систематизация собранного материала);

  • анкетирование;

  • практический (создание и презентация развивающей раскраски).

Объект исследования: геральдический образ Югры.

Предмет исследования: гербы муниципальных образований Югры.

Практическая значимость: наиболее значимым из ожидаемых результатов является появление новой раскраски, способной развивать творческие и интеллектуальные потенциалы детей младшего школьного возраста в духе патриотизма, и привлекающей дополнительное общественное внимание к истории и достопримечательностям Югры. Весь материал может быть использован не только для самостоятельной познавательной и творческой деятельности детей, но и в ходе уроков и внеклассных занятий в школе.

Глава 1.

    1. Что такое герб? Наука геральдика.

 Как только человек научился наносить на камень, кость или дерево какое-либо изображение, он при помощи различных символов стал хранить свои знания и передавать их потомкам. В древности у многих народов существовали тотемические знаки, которые являлись принадлежностью того или иного племени. В Европе XI – XII веков знаки, принадлежавшие отдельным людям и родам, постепенно превратились в гербы.

В «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона говорится - «Герб - символическое изображение, присвоенное какому-либо государству, городу или дворянскому и иному роду. Изображается на щите, печатях и пр и передается наследственно по потомству. Позже были присвоены городам, отдельным областям и государствам. Гербовые фигуры представляют собой изображения животных (существующих или фантастических) и разных неодушевленных предметов. В науке о гербах, геральдике, выработаны определённые правила для составления и изображения герба. В России герб появляется с 1673. Большинство гербов, присвоенных русским губерниям и областям, утверждены 1856-78».1

С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» 1993 года даёт следующее толкование: «Герб – эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах»2.

В «Большом универсальном словаре русского языка» даётся следующее толкование: «Герб – геральдический знак, являющийся символом определенного государства, города, корпорации, рода»3.

В «Иллюстрированном толковом словаре В.И. Даля определение схожее: «Герб – род щита с изображением на нём знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду и пр.»4

В эпоху Средневековья герб был непременным атрибутом рыцарей. На определенном этапе развития военного дела рыцарские доспехи стали полностью закрывать воина, защищая его от ударов противника. Однако стало невозможно отличать воинов друг от друга потому, что они были закованы в одинаковые панцири. Так на доспехах, щитах и шлемах начали появляться различные эмблемы. Постепенно они стали родовыми символами – гербами.

Гербы со временем все более усложнялись, увеличивалось их количество. Начали появляться свои символы у городов, отдельных территорий. Возникла целая наука о гербах, которая называется геральдикой. «Геральдика» - это раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю; описание гербов»5.

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами. Главнейшую часть герба составляет щит. В настоящее время употребляется французская форма щита, представляющая прямоугольник, основание которого выступает в середине нижней части острием и имеет закруглённые нижние углы.

«Говорить» могут не только фигуры, помещенные на гербовом знаке, но и цвета. Для каждого цвета в геральдике также существует и свое толкование. Точных оттенков того или иного цвета в геральдике нет, поэтому оттенки могут варьироваться. Красный, синий, зеленый, белый – основные цвета в геральдике. Например, желтый цвет означает богатство, зеленый – изобилие, пурпур (бордовый) – сила и могущество, серебряный – символ еще не разработанных земель и т.д.

Каждое условное изображение так же имеет свое значение. Например, медведь означает «богатырскую силу», факел и книга – «знание», лавр – «слава» и т.д.

    1. История возникновения гербов в России

В России, как и в странах Европы, герб имеет давнюю историю. Слово «герб» появляется в России в XVI веке. Геральдика как наука начала развиваться в России в XVII веке, когда появляется много городов, но собственно гербы городов оформились лишь в XVIII веке.

В 1722 году Пётр 1 основал Герольдмейстерскую контору — специальное учреждение для составления гербов, которое называлось Герольдия. Были собраны опытные рисовальщики. «Особливо для сочинения гербов» Пётр 1 пригласил знатока геральдической науки итальянского дворянина Франциска Санти. Он составлял городские гербы по описанию. Свои гербы получили все российские города – как старые, так и вновь учрежденные.

    1. История возникновения гербов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

Мы живём на территории Западной Сибири, которая была присоединена к России в 16 веке. С 1586 года в Сибири стали основываться русские города: сначала Тюмень в 1586 году, Тобольск в 1587 году, Тара и Сургут в 1594 году, Обдорск (Салехард) в 1595 году и другие.

Так, городам Западной Сибири гербы были пожалованы российским правительством с 1775 года. Это эмблема Сургута с изображением «двух лисиц, меж ними соболя» и Березова в виде «соболя и стрелы». XVII веке на территории Югры первые эмблемы городов возникли в 1785 г. (Тобольск, Тюмень, Сургут, Ялуторовск, Березово, Омск, Тара, – 1785, Обдорск – 1731). С образованием Сибирской (Тобольской) губернии в XVIII веке городские эмблемы стали превращаться в гербы городов, которые были утверждены 17 марта 1785 года.

В настоящее время на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры создано 105 муниципальных образований (9 районов, 13 городских округов, 26 городских и 57 сельских поселений) и расположено 194 населенных пункта:

16 городов (из них 14 наделены статусом «город окружного значения»)

24 поселка городского типа

58 поселков

45 сел

51 деревня.

Свои гербы имеют 22 муниципальных образования: это 9 районов и 13 городских округов (Ханты-Мансийск, Белоярский, Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Яха, Радужный, Советский, Сургут, Урай, Югорск). Закон «О гербе и флаге Ханты-Мансийского автономного округа – Югра» был принят Думой ХМАО – Югра от 30 мая 2003 года.

    1. Описание гербов ХМАО-Югры:

Самая часто встречающаяся фигура на гербах Югры - хантыйский, мансийский геометрический орнамент (или его элемент). Он имеется на гербах Белоярского, Октябрьского, Нефтеюганского, Нижневартовского, Сургутского, Кондинского районов и на гербах городов: Когалыма, Урая, Радужного, Покачи, Ханты-Мансийска, Пыть-Яха, Лангепаса.

В настоящее время Югра заселена преимущественно русскими — жителями городов и поселков, созданных для добычи нефти и газа. На территории Югры проживают представители более 123-х национальностей. Численность населения на 1 января 2023 года составляет 1 730 353 человек6, но численность ханты и манси очень мала, всего около 2% от общей численности населения. На гербах нет ни единого русского символа, если не считать изображенные на гербе березы Березова.

Какого образа жизни требует здесь природа от человека?Принадлежность поселений к земле коренных народов выражено на некоторых гербах округа стилизованным изображением чумов. В традиционной жизни люди здесь жили в чумах, часто предпочитая их капитальным постройкам, хотя территория расположена в лесной зоне. На гербах можно увидеть реалистические или очень зашифрованные изображения чумов – традиционного жилища коренных народов Югры (Радужный, Ханты-Мансийск).

Югра расположена в суровых климатических условиях, поэтому традиционное хозяйство жителей округа включает развитие оленеводства, рыболовства и охоты.

Белый олень (г. Белоярский) – символизирует территориальную принадлежность города к северным регионам. Белый олень – как чистый охранительный дух вечной, живой природы края. Изображение оленя так же объясняется тем, что это животное очень необходимо человеку. Коренные народы севера, живущие в Сибири, очень зависят от него (мясо, шкура для одежды и жилища, а также олень – средство передвижения).

Вторым источником человеческой жизни в Югре считается рыба. Югра имеет большие запасы рыбы, в том числе, и ценных пород. На гербах Нижневартовского и Октябрьского районов, города Нижневартовска и поселения Октябрьское изображения рыб - это слава, которую несет река Обь, раскрывая богатство территории. Эта слава передавалась из поколения в поколение.

Третьим источником человеческой жизни являются съедобные лесные звери и дичь. Пушные звери, изображенные на гербах, показывают один из промыслов населения Югры. Югра богата пушниной, здесь издавна велась торговля с купцами из европейской части страны. На гербе Сургута изображена лиса, Лангепаса – белка, города Советского – бобры, Ханты-Мансийского и Октябрьского районов, городов Покачи и Мегиона – соболь.

«Медведь (Югорск, Когалым, Нефтеюганск) – символ мудрости, богатырской силы, добродушия. В сибирской тайге из 70 видов млекопитающих самым крупным является медведь. Из всех животных медведь пользовался наибольшим почитанием у коренных народов Сибири.

Также на гербах Югры часто изображены птицы: тетерев на гербе Пыть-Яха, а глухарь токующий (Радужный, Советский, Нягань, Югорск) – в хантыйском фольклоре символизирует свободу, дыхание жизни, процветание и благополучие. Стерх (Ханты-Мансийск) – символизирует чистоту, уникальность географического положения города.

Хвойные деревья, свойственные Югре изображены на гербах городов. Кедры, которые в народном сознании являются частью образа Сибири, только два: город Радужный и Кондинский район. Ель господствует на гербах Советского, Нижневартовского, Ханты-Мансийского районов; городов Лангепаса, Нижневартовска, Ханты-Мансийска, Мегиона.

Кедр сибирский коренные народы Югры считают священным деревом. Кедровники являются лучшими охотничьими угодьями. Не зря кедровые ветки изображены на гербе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Искусственные фигуры. На гербах городов ХМАО-Югры изображены фигуры, которые отражают богатство округа нефтью - Урай, Нижневартовск, Когалым, Югорск, Советский, Покачи и газом – Белоярский.

Сизая чайка, которую манси наделяют магическими свойствами: в описании герба Урая названа птицей халев, Югорска — алеу».

Но главным экологическим символом Югры следует, конечно, назвать стерха. Он летит над Ханты-Мансийском. Этот журавль — ростом почти с человека (до 140 см). Полет птицы с двух с половиной метровым размахом крыльев — спокойный и сильный, голос — мелодичный, звонкий курлыкающий крик, слышимый на большое расстояние. Зимуя в Иране, Индии стерх в мае, когда земля еще покрыта снегом и лишь появляются первые проталины, возвращается на родину.

Основными цветами на гербах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры являются:

  1. Серебряный (Белоярский, Пыть-Ях, Лангепас, Урай, Югорск, Радужный, Когалым, Нижневартовск, Мегион, Нягань, Ханты-Мансийск) – символ чистоты, благородства.

  2. Золотой (Белоярский,Сургут, Радужный, Пыть-Ях, Нижневартовск, Лангепас, Нягань, Нефтеюганск, Радужный, Когалым, Югорск) – символ благосостояния.

  3. Золотистый (Ханты-Мансийск) – символизирует тайгу, окружающую город.

  4. Голубой (на всех гербах, кроме Мегиона) – пространство воды и воздуха, символ величия, чести и добродетели.

  5. Зелёный (на всех гербах, кроме Сургута) – надежда, изобилие, свобода.

  6. Чёрный (Нижневартовск, Нягань, Покачи, Радужный, Когалым, Сургут, Урай, Пыть-Ях, Мегион,) - символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность и вечность бытия; указывает на недра, богатые нефтью.

  7. Червлень (Нефтеюганск, Покачи, Нягань, Радужный) – цвет мужества, неустрашимости.

В гербах городов и районов преобладают зелёный и голубой цвета, обозначающие принадлежность к Ханты – Мансийскому автономному округу - Югре (эти же цвета – символы обилия рек, озер и лесов).

Отличительные особенности гербов ХМАО-Югры:

  • Полное отсутствие на гербах колосьев, потому что суровые климатические условия и заболоченность территории не позволяют развивать в Югре сельское хозяйство.

  • Нет символов крупных заводов и предприятий.

  • Отсутствуют символы просвещения и науки.

  • Нет ни единого воинского символа.

Гербы ХМАО – Югры выделяются, прежде всего, национальной символикой, изображением нефтяного богатства округа, а также изображениями характерных для Западной Сибири животными и растениями.

Глава 2.

    1. История появления раскрасок

Развивающая раскраска - это наглядное пособие для учащихся младших классов, содержащее контурные графические изображения и краткие текстовые фрагменты. Все контуры изображения в книге уже напечатанные, но целое изображение, обычно кроме чёрного цвета, бесцветное.

Впервые, раскраски для детей появились в 1879 году в США под названием «The Little Folks’ Painting Book», что дословно переводится как «Книга рисования для маленьких людей». Имя автора история сохранила, это был человек по имени Кейт Гринвей.

Благодаря тому, что до нашего времени дошло несколько экземпляров, можно узнать, что из себя представляла первая раскраска в истории. Начало 1960 годов считается расцветом раскрасок. В них появляются все новые и новые персонажи на любой вкус и цвет. В конце 1970 годов несколько крупных изданий практически одновременно создали «образовательные раскраски» для изучения предметов высшей школы, к примеру, анатомии и физиологии, где при помощи раскрашивания изучается внутреннее строение человека и его органов.

Раскрашивание картинок – это не только интересное, но и полезное занятие. Раскрашивание картинок помогает детям расширить свои познания об окружающем мире, познакомиться с цветом и формой, освоить технику аккуратной штриховки, познакомиться с особенностями работы карандашами и красками, развить мелкую моторику, сделать кисть более гибкой. При раскрашивании развивается рука и пальцы, что важно для качества письма. Раскраски для детей развивают такие качества как терпение, внимание, усидчивость и аккуратность

Поэтому, раскрашивание картинок не только интересное занятие, но и еще очень полезное.

    1. Результаты анкетирования

Чтобы определить, в каком направлении двигаться и будет ли полезна моя работа, я провела анкетирование учеников 3-5 классов. Так как не у всех детей есть мобильные телефоны для прохождения онлайн-опроса, мы распечатали и раздали листочки с вопросами, где они писали ответы. Для анализа результатов создали таблицу, и диаграмма с подсчётом ответов формировалась автоматически, что оказалось очень удобным.

Всего в анкетировании приняло участие 27 человек. Было предложено 3 вопроса:

  1. Знаешь ли ты как выглядят гербы городов и районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры?

  2. Знаешь ли ты значения символов, использованных в гербах городов и районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры?

  3. Любишь ли ты раскрашивать картинки?

Большинство детей не знают, как выглядят гербы муниципальных образований Югры и что на них изображено, но очень любят раскрашивать картинки (Приложение).

Вывод: полученные в ходе опроса результаты еще раз убедили меня в необходимости создания раскраски для детей с изображениями гербов муниципальных образований Югры.

    1. Создание раскраски для детей младшего школьного возраста

На первом этапе создания раскраски, я подробно рассмотрела цветные изображения гербов и искала черно-белые изображения в интернете. Но, к моему сожалению, в просторах интернета нашла только 2 изображения, это были гербы Нягани и Ханты-Мансийска. Далее мне пригодились знания, полученные во время внеурочных занятий «E-Гео Start online», поскольку картинки создавала онлайн на сайте https://colorfor.fun.

В раскраске представлены гербы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и 22 муниципальных образований (зарегистрированных в Государственном геральдическом регистре РФ). Я расположила их в алфавитном порядке. По завершении работы, распечатала раскраски и провела классный час с обучающимися 3-го класса.

Делая вывод убедилась, что моя работа действительно поможет сформировать представление об образе Югры не только у детей Югры, но и других субъектов России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я попыталась показать значимость и необходимость знаний о гербах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, как для детей, так и для взрослых. Каждому любознательному человеку обычно небезразличны сведения о тех местах, где он живет, жил или будет жить, о людях, которые прославили край, об их делах и судьбах, а, следовательно, о достопримечательностях, памятных местах и событиях этой местности. Потому что у каждого человека есть в жизни своя малая родина, милее и ближе которой нет на всем белом свете. А герб – это «визитная карточка» территории. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочитать. Герб может рассказать очень многое: о красоте и богатствах края, территории, об обычаях и характере местных жителей.

В результате исследования гербов Югры сделаны следующие выводы:

  • каждый субъект Ханты-мансийского автономного округа-Югры имеет свой герб;

  • гербы отражают особенности природы и его богатства региона, виды хозяйственной деятельности коренного населения.

Мне удалось достичь основной идеи - разработать содержательное и доступное для восприятия наглядное учебное пособие, которое может быть использовано не только для самостоятельной познавательной и творческой деятельности детей, но и в ходе уроков и внеклассных занятий в школах. Изучение знаков местной геральдики помогло ближе и глубже познать свой край, определить его образ. С помощью гербов совершено необычное путешествие по Югре.

В ходе работы мне удалось подтвердить гипотезу о том, что изучение знаков местной геральдики поможет нам лучше познать свой край, определить его образ и привить интерес к изучению.

Завершая свою работу, я получила огромное удовольствие. Эта работа была увлекательной. Она предоставила мне возможность проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, и я очень надеюсь, что она принесет пользу не только детям, но и учителям.

Список использованной литературы.

  1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Вооружение и быт. Живопись и архитектура. Изобретения и открытия. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

  2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2010.

  3. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классв/Отв. Ред. Д.А. Редин. – Екатеринбург: Изд-во «Волот», 1999.

  4. Куриков В.М. Ханты-Мансийский автономный округ: с верой и надеждой – в третье тысячелетие. – Екатеринбург: Издательский дом «Зевс», 2000.

  5. Морковкин В.В., Богачёва Г.Ф., Луцкая Н.М. Большой универсальный словарь русского языка / Гос. Ин-т рус. Яз. Им. А.С. Пушкина; под ред. В.В. Морковкина. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА; Словари XXI века, 2016.

  6. Обские Угры. Фотоальбом. Редакционная коллегия Райшев А.И., Западнова Н.Л., Устенко Ю.Е., Баев С.Ю., Щукин А.В.Издательство ИФА Тюмень, 2005

  7. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры;-3-е изд., испр. и доп.-М: АЗЪ, 1995.

  8. Рогачева С.В. «Обской Север», газета «География» № 11 за 2004 год, стр.

  9. Соболева А.Н. Гербы муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Справочник МУК Сургутсткий район, Центральная библиотека.

  10. https://admhmao.ru/ob-okruge/munitsipalnye-obrazovaniya/

  11. https://geraldika.ru/

Приложения.

Приложение 1. Результаты опроса

1 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Вооружение и быт. Живопись и архитектура. Изобретения и открытия. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. С. 120

2 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры;-3-е изд., испр. и доп.-М: АЗЪ, 1995. С.124

3 Морковкин В.В., Богачёва Г.Ф., Луцкая Н.М. Большой универсальный словарь русского языка / Гос. Ин-т рус. Яз. Им. А.С. Пушкина; под ред. В.В. Морковкина. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА; Словари XXI века, 2016. С. 183

4 Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2010. С. 74

5 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры;-3-е изд., испр. и доп.-М: АЗЪ, 1995. С.124

6 https://admhmao.ru/ob-okruge/obshchie-svedeniya/

Просмотров работы: 14