История моей семьи

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История моей семьи

Захматова Д.И. 1Захматова Е.И. 2
1МБОУ СОШ № 6
2МБОУ СОШ № 6, г. Верхняя Салда
Сидорова Л.Р. 1
1МБОУ СОШ № 6
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Каждый из нас, уверены, хотели бы знать историю своей семьи, своего рода. Однако не каждый находит время и силы, чтобы однажды прийти к маме со словами: «Говори мне, мама, говори! Жизнь свою рассказывай подробней…», не каждый готов заняться кропотливой и непростой работой – поиском своих корней. Потому-то многие и живут в беспамятстве, ничего не зная не только о своих дедах, но даже и об отцах.

Со временем человек растет и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот и мы решили составить родословную своей семьи и углубиться еще больше: составить целую историю.

Таким образом, мы поставили перед собой цель исследования: установление взаимосвязи поколений и составление родословной своей семьи.

Для достижения данной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить теоретический материал по теме исследования;

2. Провести собеседование с родителями, бабушками и другими родственниками;

3. Собрать практический материал, обобщить данные для составления генеалогического древа;

4. Провести социологический опрос одноклассников для побуждения интереса к данной теме исследования.

5. По итогам работы выпустить информационно-рекламный продукт.

Гипотеза:

Если у каждого школьника будут сформированы представления о своей родословной, то это приведет к укреплению семейных отношений.

Методы исследования:

  • обращение в библиотеку, работа с литературой;

  • поиски информации в Интернете;

  • беседы с родственниками;

  • обращение к семейному архиву (семейный фотоальбом);

  • анализ полученной информации.

Предмет исследования:

Родословная семьи

Результативность исследования:

Нам удалось составить смешанное расширенное родословное древо своей семьи. В результате, мы познакомились со своими дальними родственниками, узнали их имена, местожительство, род занятий, награды, истории их жизни. Мы надеемся, что пример такого исследования, вдохновит и поможет другим узнать больше о своих родственниках, семейных связях и традициях, чтобы передать их дальше своим детям.

К сожалению, как показал наш проведенный социологический опрос среди одноклассников нашей школы (см Практическую часть 2.1.), часть ребят не знают историю своей семьи, многие из них не составляли генеалогическое древо своей семьи. Но, утешает то, что большинство наших одноклассников хотели бы узнать историю своей семьи и составить свое древо. А значит, вопросы нашего исследования для кого-то из одноклассников нужны и важны.

Этапы реализации исследовательского проекта

№ пп

Этап

Вид деятельности

Сроки

1.

Подготовительный

- Погружение в проблему;

- сбор информации;

- формирование базы данных.

Ноябрь

2.

Организационный

- Формирование круга интересов;

- составление плана работы;

- определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества»;

- составление вопросов для опроса;

- мониторинг.

Декабрь

3.

Практический

Экскурсии:

- посещение школьной и городской библиотеки.

Встречи с родственниками:

- беседы с родными;

- просмотр фотографий;

- сбор документов;

- составление родословного древа.

Внеклассные мероприятия:

- Создание, оформление и выпуск ребусов, рисунков, загадок, стихов;

- Классный час: «День семьи»

Декабрь – апрель

4.

Завершающий

- Оформление альбома-книги «История моей семьи»;

- оформление папок-результатов;

- подготовка презентации;

- защита проекта.

Май

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Генеалогия – наука о родословной.

Генеалогия есть история того

или иного рода во всех проявлениях жизни....

Л.М. Савелов

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с желанием взрослых дать нам детям представление об истории своей семьи, её происхождении, родовых корнях. Так произошло и в нашей семье. Мы решили составить семейную родословную, историю семьи. Большую помощь в этом нам оказали родители и близкие родственники. Для начала мы заглянули в словарь русского языка С. И. Ожегова и узнали, что генеалогия - это наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методика обоснования и составления родословной, поколенных росписей, выяснения биографических данных о лицах. [1]

Эта наука возникла в древности, ведь люди издавна старались узнать, откуда они ведут свой род, кто были их предки. Это повлияло на возникновение различных легенд и преданий. Родословные многих народов сохранялись как устная история. Позже их стали систематизировать и записывать. Составителя родословных именуют «генеалогом».

Генеалогия – это исторически литературный памятник, который создавался самим народом на протяжении многих веков. Нет истории без народа, нет народа без истории.

В последнее десятилетие к генеалогии обращается все большее и большее число людей. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются ученые и дети.

Генеалог Л.М. Савелов считал, что «доброе чувство к предкам означает присутствие чувства и к родине, и к своему народу, а именно эти - то чувства заставляют человека жертвовать всем для блага своего народа и для величия своей родины». [2]

2. Что такое семья?

Вся семья вместе и душа на месте.

Поговорка

Семья – это группа лиц, связанных родственными отношениями, проживающих совместно и имеющих общее хозяйство и бюджет. [1]

Семья – самое главное, что есть в жизни любого человека. В ней мы черпаем свои силы, ищем помощи и поддержки. Именно в семье человек чувствует себя уверенным и защищенным. И чтобы ни случилось в жизни, семья примет нас такими, какие мы есть. С нашими бедами и радостями, победами и поражениями.

Структура семьи учитывается во время переписей населения и играет важную роль в жизни общества и государства. На данный момент существуют множество типов семей с её различной организацией. Рассмотрим только несколько основных типов семьи.

В зависимости от состава, семьи можно подразделить на следующие виды:

  • простая семья — состоит из одного поколения. Данную семью ещё называют элементарной — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

  • полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок;

  • неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей.

  • составная семья — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную семью, где несколько детей, следует рассматривать как совокупность нескольких элементарных.

  • сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

Нуклеарные семьи (англ. nuclear family) — семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми.

Сложная семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.

В зависимости от количества детей, семьи можно подразделить на следующие виды:

  • бездетная семья;

  • однодетная семья (1 ребенок);

  • малодетная семья (1-2 ребенка);

  • среднедетная семья (3-4 ребенка);

  • многодетная семья (от 5 детей);

Примечательно, что в России до 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 и более детей (за демографические достижения вручались награды: Медаль «Медаль материнства» II и I степеней — вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава» III, II, I степеней — вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей). Сегодня официально «многодетность» начинается от трёх детей, то есть многодетной считается уже среднедетная семья. Именно такая по численности детей семья сегодня является наиболее оптимальной, комфортной для государства, и пользующейся всесторонней социальной поддержкой, в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

ВЫВОД.

Из обзора литературы, которую мы раскрыли по данной теме «Семья», можно сделать вывод, что семья, в которой мы живем, можно отнести к простой, полной семье по ее составу и в зависимости от количества детей – к многодетной, в которой три ребенка.

3. Правила составления родословной.

Родословие – это последовательный перечень людей твоего рода.

Родословная состоит из пяти отдельных основных документов: Родословная книга, Родословная роща, Поколенная роспись, Календарь памятных дат и Родословный ларец.

Родословная книга состоит из Главных листов родственников, которые объединены в разделы по родам.

Родословная роща – наглядное изображение вашего генеалогического древа, ближайших родов в виде их родословных древ и связей между вашим родом и ближайшими к нему родами. Родословное древо составляется для каждого рода свое, и храниться в специальном кармане Родословной книги в разделе этого рода.

Генеалогическое древо составляется постепенно и не требует спешки. Начинается древо с составителя, который называется первым коленом. Дальше продолжается составление веточек дерева – родители, это уже второе колено. Так продолжается до тех пор, пока помнится последний прародитель, которого в древе называю пращуром.

В зависимости от занесенных родственников, генеалогическое древо может быть:

  • Малое генеалогическое древо, в которое входит сам составитель, его дети и родители.

  • Среднее генеалогическое древо, в придачу к малому древу вписываются братья, сестры, родители отца и родители матери.

  • Большое древо – дополнительно известны братья и сестры отца и матери, а также деды отца и матери.

  • Расширенное древо – к составленным древам вписываются родители дедов, братья и сестры супругов.

Поколенная роспись – перепись всех ваших родственников с кратким их жизнеописанием. Поколенная роспись также составляется для каждого рода своя и также хранится в специальном кармашке в соответствующем разделе Родословной книги.

Календарь памятных дат – это лично ваш календарь, в который можно включить дни рождения, свадьбы крестины и т.д. Календарь хранится в отдельной папке. Календарь за текущий месяц можно повесить на стену.

В Родословном ларце хранятся документы и реликвии, близкие нашему сердцу: медали, дипломы, фото. Сейчас Родословный ларец мы можем назвать Портфолио.

Родословная, своего рода семейная реликвия, передаваемая из поколения в поколение. Она как связующая нить между отцом и сыном, дедом и внуком и т. д. Уже давно известно, чем больше мы знаем о своем прошлом, тем с большим вниманием присматриваемся к своему будущему. Мы не просто живем, мы продолжаем историю собственного рода и одновременно создаем свою. Сознание о том, что твой Родословный ларец поплывет дальше по реке жизни, ставит его в ряд важнейших дел жизни. И человек начинает равнять свою жизнь по этому ларцу: что я туда положу, что передам будущему? И если мы будем жить в стране, в которой люди ответственно относятся к своим поступкам и жизни в целом, то в такой стране нам будет жить гораздо приятней.

ВЫВОД.

Анализируя правила составления родословной, мы попробовали составить самостоятельно малое генеалогическое древо. Совместно со своими родственниками, составили расширенное генеалогическое древо. После того, как было составлено расширенное генеалогическое древо, мы заинтересовались судьбой и жизнью своих близких родственников и решили составить родословную книгу, в которой поместилась бы история моей семьи. Но так как родственников очень много, писать книгу я начну с самых дорогих и близких родных. В родословной книге мы решили отдельной главой составить календарь памятных дат: дней рождений самых близких нам людей, для того, чтобы всегда во время их поздравить. Общаясь со своими родственниками – мы обнаружили много различных документов, грамот, которые можно поместить в родословный ларец. Все грамоты отдельных родственников мы собрали в портфолио, фотографии почти у всех хранятся в фотоальбомах и поэтому не требовали моей систематизации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Анализ социологического опроса учащихся начальных классов

школы № 6.

Работая над темой проекта, мы задумались о том, что не все ведь составляют родословную и знают историю своей семьи. Тогда мы решили провести опрос в своих классах. Для этого надо было составить вопросы для опроса. Подготовить интересный занимательный материал для тех ребят, которые не составляли родословную и не знают истории своей семьи для того, чтобы побудить их к данной теме и совместно со своими родителями составить родословную.

В опросе приняли участие 25 учеников 4а класса и 20 учеников 1а класса школы №6.

Вопрос 1: «Знаете ли Вы историю своей семьи?»

Вопрос 2: «Составляли ли Вы генеалогическое древо своей семьи?»

Вопрос 3: «На какие группы или типы Вы бы смогли разделить семьи? »

Вопрос 4: «Из скольких человек состоит Ваша семья?»

ВЫВОД.

Из проведенного опроса в наших классах, для себя мы сделали вывод, о том, что точного определения, что такое семья, не смог дать ни один ученик. Подсознательно, не изучая данной темы, некоторые наши одноклассники смогли разделить семьи по нескольким типам: по половой принадлежности (разделяя членов семьи на мужской и женский пол); некоторые ученики разделяли семью по возрасту (на старших и младших); еще некоторая часть разделяла семью по родству (мамы, папы и тети, дяди). По количеству членов семьи, оказалось, что некоторые даже своих домашних питомцев считали, а также своих бабушек и дедушек. По этим данным можно утверждать, что в наших классе есть и простые семьи и сложные; полные и неполные. Так как в ответах на четвертый вопрос не было семьи из трех человек и менее, то можно утверждать, что в наших классах нет однодетной семьи.

2. Генеалогия моей семьи.

Для составления генеалогического древа своей семьи и сбора информации для оформления альбома по истории своей семьи, мы обратились к бабушкам (к маме со стороны мамы – Юсуповой Гульзире Гаильевне; к маме со стороны папы – Захматовой Валентине Петровне), к дедушке (папе со стороны мамы – Юсупову Ринату Мадхатовичу), к прабабушке (мама моей бабушки со стороны мамы – Салаховой Тахвиле Гаттиатульевне). Звонили дальним родственникам, которые живут в Башкирии и Татарии. Чтобы не забыть важной информации, мы не только записывали полученную информацию, но и подтверждали ее семейными фотографиями, различными документами (свидетельства о рождении, трудовые книжки, удостоверениями о получении определенных профессий), реликвиями (медалями, дипломами, грамотами и др.)

Мы постарались проследить не только истории жизни своих близких родственников, но и проанализировать свою династию по профессиям, по зодиакальным знакам. Из чего сделали вывод, что в ближайшем поколении в определенной области профессий каких-либо династий не наблюдается. Но если брать отдаленных родственников, то по дедушкиной стороне прослеживается учительская профессия – мы насчитал 6 учителей различных предметов. В своем альбоме-книге мы расписали подробнее профессии своих родных. А в отдельной главе, посвященной календарю памятных дат, где указали не только даты дней рождений, но еще мы проследили за зодиакальными знаками своих родных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна каждому человеку и замечательно, если она большая и дружная, как у нас.

Мы считаем, что с поставленными целями и задачами в начале нашего проекта, мы абсолютно справились: мы нашли и изучили теоретический материал по теме исследования. Из чего мы сделали вывод, что семья, в которой мы живем, относится к простой, полной семье по ее составу и в зависимости от количества детей – к многодетной. Также мы провели собеседование с родителями, бабушками и другими близкими родственниками. А проанализировав правила составления родословной, мы составили самостоятельно среднее генеалогическое древо, которое оформили в отдельную рамочку и совместно со своими родственниками, мы составили расширенное генеалогическое древо, которое поместили в отдельной главе Родословной рощи в нашем альбоме-книги «История моей семьи».

По итогам работы, мы также провели и проанализировали социологический опрос своих одноклассников, для этого мы научились составлять вопросы для опроса, научились составлять диаграммы и вставлять их в проект и в презентацию. Для своих одноклассников мы подготовили интересный материал по данной теме в виде ребусов, загадок, стихотворений и информационно-рекламного буклета.

В конце нашего проекта, мы утвердительно можем сообщить о том, что поставленная гипотеза, оправдалась. Ведь на самом деле, пока мы изучали литературу, беседовали со своими родными, составляли родословную и писали историю своей семьи, мы провели очень много времени со своими близкими, вспоминая их жизнь и традиции. Именно это привело к укреплению семейных отношений, ведь так много времени мы провели вместе, работая над нашим проектом!

За время исследования вместе с родителями была проведена большая работа. Свою родословную мы представили в виде среднего генеалогического древа и альбома-книги «История моей семьи» с включением в нее всех глав по правилу составления родословной. Поэтому в написании данного проекта благодарим за помощь всех своих близких родственников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Ожегов С.И. Толковый словарь. – М.: Советская Россия, 1987.

2. Савелов Л.М. Труды по генеалогии. – М.: Ассоциация XXI век, 1993.

3. История древнего мира. Учебник для 5 класса. К.М. Байпакова. М. – Атамура.

4. Почему и отчего?: энциклопедия для любознательных: пер.с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

5. Современная детская энциклопедия: Факты. Открытия. Фантазии. Энциклопедия для детей младшего школьного возраста – М.: Махаон, 2011.

Интернет-ресурсы:

1. http://krasivye-stihi.3dn.ru/load/o_seme/krasivye_stikhi_o_seme/51-1-0-117

2. http://domovenok-as.ru/volshebnyi-korob/stihi-dlja-detei/stihi-lyudmily-maksimchuk/stihi-pro-semyu-dlja-detei.html

3.http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&slovo

4. http://www.analizfamilii.ru/tree_wizard.php?step=13

5. http://www.kakprosto.ru/kak-65040-kak-pisat-rodoslovnuyu

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Семья и фольклор.

СТИХОТВОРЕНИЯ О СЕМЬЕ.

«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

Говори мне, мама, говори!

Жизнь свою рассказывай подробней,

Всю судьбу сначала повтори,

Не спеши, я сяду поудобней!

Что и как, кто был кому родня,

Всё меня, поверь, интересует!

Нам не хватит для беседы дня,

Ну и что ж, нас это не волнует!

Корни родословной глубоки,

Я мечтаю знать о них побольше,

Времена те были далеки,

Хочется, чтоб помнили их дольше!

Твой рассказ подробно запишу,

Ничего я, вроде, не забыла,

От волненья чувств своих дрожу:

Как же много в жизни всего было!

Связь времён легла на мой листок,

Стало ближе прошлое мгновенно!

Всех эмоций не сдержать поток,

И не нужно это совершенно!

Помнить всё и знать родной свой род

Я считаю, что обязан каждый,

Может это приведёт народ

В век неравнодушия однажды!

ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

Уходит мама утром на работу,

А папе нужно срочно уезжать,

Братишка – в школу! Я люблю субботу,

Когда не надо по делам бежать.

Нам обещала бабушка недавно,

Что пирогов отличных испечёт.

А дедушка смеётся: «Вот и славно!

Мы пирогов не ели целый год».

Вдруг у меня велосипед сломался,

А уж таким удобным, быстрым был!

Друзья сказали: видно, откатался!

А папа в три минутки починил.

И мама нас обоих похвалила,

И брата похвалила за дневник.

Вчера он в школе получил пятерку –

Какой у нас прилежный ученик!

Настанет лето – будем жить на даче,

Вот то-то на приволье отдохнем!

Прополем и польем четыре грядки,

И в волейбол сыграем вшестером.

К полудню – всей семьей махнем на речку,

Хотя мы с братом – те еще «пловцы»

Но мама с папой плавают отлично –

Научать нас – плывите, молодцы!

Весь день у нас – в делах, а к вечеру мы дружно

Усядемся гурьбой за кухонным столом.

Как дома хорошо! Поужинаем вкусно,

И чаю мы попьем, и песенку споем!

Автор: Людмила Максимчук

МАМОЧКА МОЯ

Просыпаюсь утром рано – солнышко встаёт.

Только мама встала раньше, дел невпроворот.

Причешусь я и умоюсь, как всегда с утра.

Тут же слышу мамин голос: завтракать пора!

Мы всегда играем вместе, я и младший брат.

Он малыш, еще не ходит даже в детский сад.

Мама только успевает стряпать и стирать.

Я всегда стараюсь честно маме помогать.

Наша бабушка болеет, старость, говорит…

Неужели эта старость мамочке грозит?

Отдохни, моя родная, отложи дела.

Я хочу, чтоб мама долго молодой была!

НЕ ТАК!

Хвост котенку прищемили -

Он мяукает НЕ ТАК,

Люстру на пол уронили -

Плачет мама, но НЕ ТАК,

"Мерседес" вчера украли -

Папа злится, но НЕ ТАК,

В зоопарке львы сбежали -

Взвыл директор, но НЕ ТАК,

Да, НЕ ТАК, НЕ ТАК, НЕ ТАК,

Десять тысяч раз НЕ ТАК,

Как вопит наш ангелочек,

Папамамочкин сыночек,

Бабадедушкин внучочек,

Набалованный слегка,

При свиданьи с манной кашей,

Лучшей в мире манной кашей,

Самой вкусной в мире кашей,

И стаканом молока!

СТИХ ПРО СЕМЬЮ

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

СТИХ О СЕМЬЕ

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

РОДНЫМ

Подарки судьбы, так бывают важны,

Достаток, престиж, уваженье,

Мы ценим, стяжаем все блага судьбы,

Желая лишь больше, везенья.

Все это бесспорно, когда рядом есть

Родные счастливые лица,

Любимая мама, братишка, отец,

Ведь с ними душа словно птица.

Когда вдруг беда или хворь, у ворот,

Не радуют блага мирские,

Тогда одна мысль покой мой крадет,

Чтоб только здоровы все были.

Чтоб только дышали и жили всегда,

Со мною, любимыми мною,

Подарки судьбы, это просто семья,

Хранимая, божьей рукою.

Автор: Елена Савченко

КАК ПОЯВИЛОСЬ СЛОВО «СЕМЬЯ»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

ЗАГАДКИ ПРО СЕМЬЮ

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша...(БАБУШКА)

Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он — старший... (БРАТ)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (ДЕД)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

Здравствуй! — говорит мне... (ДЯДЯ)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (МАМА)

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама,

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша... (МАМА)

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно ... (ПАПА)

Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без ... (ПАПЫ)

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (СЕМЬЯ)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (СЕМЬЯ)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (СЕСТРЕНКА)

Мамы старшая сестра —

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: Как живете?

Кто в гости к нам приехал? (ТЕТЯ)

На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет. (ДРУГ)

Говорят, что мы похожи.

Отвечаем: «Ну и что же?».

Говорят, что неразлучны.

Друг без друга вправду скучно.

Говорят, что мы болтушки...

Ну и что! Ведь мы... (ПОДРУЖКИ)

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный... (ДРУГ)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ПРО СЕМЬЮ

В своей семье и сам большой.

Один женился - свет увидал, другой женился - с головой пропал.

Не откладывай работу на субботу, а женитьбу на старость.

Без отца - полсирота, а без матери - круглая сирота.

Семья в куче, не страшна и туча.

Всякий мирянин своему брату семьянин.

Семья - опора счастья.

За хорошим мужем и жена хороша.

Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.

Соболье одеяльце в ногах, да подушка в слезах.

Птица в гнезде до осени, а дети в дому до возраста.

Хоть тесно, да лучше вместе.

Не всякая мачеха - крапива, не всякая падчерица - маков цвет.

Намеки да попреки — семейные пороки.

Изба детьми весела.

Своя ноша не тянет, свой дым глаза не ест.

Где любовь и совет, там и горя нет. (Любовь да совет - так и горя нет.)

Тот мне и сват, кто мне рад.

В родной семье и каша гуще.

Век выбирать - женатым не бывать.

Жена мужа и не бьет, а под свой норов ведет.

Намеки да попреки - семейные пороки.

Соболье одеяльце в ногах, да подушка в слезах.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В хорошей семье хорошие дети растут.

У кого есть дед, у того и обед

Русский человек без родни не живет.

На что и клад, когда в семье лад.

Муж без жены - что гусь без воды.

Сыр калача белее, а мать мачехи милее.

Ищи себе мужа для века и выходи замуж, рассмотрев человека.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья — опора счастья.

Жениться - не воды напиться.

Краса до венца, а ум до конца.

Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Братская любовь пуще каменных стен

Мотоват, да не женат – одному себе в наклад, а женат, да мотоват – семерым живет в наклад.

Руби дерево по себе.

Всякая невеста для своего жениха родится.

Злая жена сведет мужа с ума.

Слепой щенок и тот к матери ползет.

Не откладывай работу на субботу, а женитьбу на старость.

Тесть любит честь, зять любит взять, а шурин глаза щурит.

Добрая семья прибавит ума-разума.

Тесть за зятя давал рубль, а после давал и полтора, чтоб свели со двора.

Слава сына - отцу отрада.

У тещи карманы тощи.

Не будет добра, коли в семье вражда.

КАЛЕНДАРНЫЕ ДАТЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ЛЮБВИ, СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

1 января ― Всемирный день мира

8 декабря 1967 года римский папа Павел VI установил новый праздник, «Всемирный день мира» (у католиков, «День всемирных молитв о мире»), который было принято отмечать в первый день каждого нового года.

17 декабря 1969 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила этот праздник официальным. Общий лозунг Всемирного дня мира таков: «Прости, и ты обретешь мир».

21 января – Международный день объятий

Этот праздник был основан в США в 1986 г. под названием Национального дня объятий, а затем стремительно распространился по всему миру. По своеобразной легенде, во время дружеского объятия люди обмениваются душевным теплом. Считается, что инициаторами праздника являются студенты. Согласно традиции праздника, заключить в дружеские объятия в этот день можно даже незнакомого человека безо всякой интимной подоплеки. Психологи считают, что люди, которые стремятся вас обнять, хотят испытать чувство безопасности, комфорта и любви.

21 января – День бабушки (Польша)

21 января в Польше проходит очень добрый праздник. Маленькие и взрослые внуки поздравляют своих бабушек с их «профессиональным» днем. Но не зря поется в детской песенке «Бабушка рядышком с дедушкой…» Следом за Днем бабушки, 22 января, внуки поздравляют своих дедушек с традиционным праздником – Днем дедушек.

25 января – День студентов (Татьянин день)

Указ президента России № 76 от 25 января 2005 г. «О Дне российского студенчества» официально утвердил «профессиональный» праздник российских студентов. Именно в этот день в 1755 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета», и день 12 января (по старому стилю) стал официальным университетским праздником. Несмотря на то, что история студенческого праздника своими корнями уходит в далекое прошлое, традиции отмечать его шумно и весело сохранились и по сей день.

24 февраля – День святого Валентина (День всех влюбленных)

День Святого Валентина влюбленные празднуют уже более 16 столетий.

14 февраля казнили молодого священника по имени Валентин, который венчал желающих вопреки запрету римского императора Клавдия II. Спустя 200 лет его провозгласили покровителем всех влюбленных.

В России День всех влюбленных стал отмечаться повсеместно с 1990-х гг. и приобрел очень большую популярность. В День святого Валентина даже самые серьезные и занятые люди находят время, чтобы улыбнуться и напомнить своей второй половинке о любви. Главным символом этого дня является «валентинка» – маленькая открытка с признанием в любви, романтическим стихотворением, приятной фразой или просто комплиментом тому или иному человеку. В разных странах существуют разные обычаи и ритуалы празднования Дня влюбленных, но суть одна – любить и дарить любовь.

17 февраля – День спонтанного проявления доброты

День спонтанного проявления доброты – одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций. Этот праздник имеет общемировое значение и празднуется вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений.

В России этот праздник пока еще малоизвестен. В этот день, как призывают организаторы, нужно стараться быть безгранично и бескорыстно добрым ко всем.

8 марта – Международный женский день

Всемирный день женщин, в который отмечаются их достижения в политической, экономической и социальной областях. Официальная история 8 марта началась в 1857 г., когда нью-йоркские работницы швейных и обувных фабрик собрались на манифестацию с требованиями 10-часового рабочего дня и равной с мужчинами заработной платы. Но ряд научных исследований показал, что данный факт не находит подтверждения, а легенда, вероятно, была придумана в 1955 г., чтобы отделить традицию праздника от коммунистической идеологии.

Впервые женский день, как праздник, начали отмечать еще в древнем Риме. В этот праздник матроны – свободно рожденные, состоящие в браке и получавшие от своих мужей подарки женщины, были окружены любовью и вниманием. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах, римлянки приходили в обитель хранительницы домашнего очага – богини Весты. Также в этот день получали подарки и рабыни, которым позволялось в праздник отдыхать. Решение отмечать Международный женский день именно 8 марта было принято в 1921 г. по решению 2-й Коммунистической женской конференции в память о женской забастовке в Петербурге 8 марта 1917 г. Со временем праздник потерял политическую окраску и стал гражданским, а с 1966 г. официально был объявлен нерабочим днем.

В 1975 г. по решению Организации Объединенных Наций праздник получил официальный статус «Международного женского дня».

Есть свой Международный женский день и в православном календаре. Выпадает он на второе воскресенье после Пасхи, на христианский праздник жен-мироносиц.

15 мая – Международный день семьи

Международный день семьи учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г. и отмечается ежегодно, начиная с 1994 г.

Установление этого дня ставит целью обратить внимание общественности стран на многочисленные проблемы семьи.

Последнее воскресенье апреля – День отца (в Алтайском крае)

1 июня – Международный день защиты детей

В первый день лета во многих странах отмечается Международный день детей. Этот праздник многим россиянам знаком как Международный день защиты детей. Международный день детей – один из самых старых международных праздников. Решение о его проведении было принято в 1925 г. в Женеве на Всемирной конференции, посвященной вопросам благополучия детей.

Международный день защиты детей учрежден в ноябре 1949 г. решением сессии Международной демократической федерации женщин. Первый Международный день защиты детей был проведен в 1950 г.

4 июня – Международный день невинных детей – жертв агрессии

В 1982 г. на своей чрезвычайной специальной сессии по вопросу о Палестине Генеральная Ассамблея ООН, «будучи потрясенной огромным числом невинных палестинских и ливанских детей – жертв актов агрессии Израиля», постановила отмечать 4 июня как Международный день невинных детей – жертв агрессии.

9 июня – Международный день друзей

Международный день друзей просто создан для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, мы напомнили своим друзьям о том, как они важны для нас. А в первое воскресенье августа отмечается Международный день дружбы.

6 июля – Всемирный день поцелуя

Этот праздник придумали в Великобритании, а два десятка лет назад он был утвержден Организацией Объединенных Наций. Во многих городах в этот день проходят различные конкурсы поцелуев, участники которых имеют шанс выиграть различные призы и подарки.

День поцелуя – прекрасный повод провести время с любимым человеком, постараться забыть ссоры и обиды.

8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности

8 июля по православному календарю отмечается день святых Петра и Февронии Муромских, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды. Они почитались на Руси как покровители супружеской жизни, их брак – образец христианского супружества. С 2008 г. день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности, у него уже есть свои символы. Инициатива празднования Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными организациями России, ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ; в каждой религии есть примеры семейной верности и любви.

30 июля ― Международный день дружбы

27 апреля 2011 года своей резолюцией 65/275 Генеральная Ассамблея ООН объявила 30 июля Международным днем дружбы, исходя из того, что дружба между народами, странами, культурами и отдельными лицами может вдохновить на усилия по обеспечению мира и дает возможность навести мосты между обществами, которые чтят культурное многообразие.

1 октября – Международный день пожилых людей

Этот праздник возник в XX веке. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Европе, затем в Америке. В 1990 г. праздник приобрел статус Международного, а с 1992 г. ежегодно отмечается в России. В этот день проходят различные мероприятия, организуемые ассоциациями в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвященные их правам и их роли в обществе. Общественные организации и фонды устраивают в этот день различные благотворительные акции.

Первая пятница октября – Всемирный день улыбки

Всемирный день улыбки (World Smile Day) отмечается ежегодно в первую пятницу октября, впервые он отмечался в 1999 г.

Тем, что этот замечательный праздник существует, мир обязан художнику Харви Бэллу, нарисовавшему для одной их страховых компаний улыбающуюся желтую рожицу – то, что сейчас все без исключения пользователи интернета называют «смайликом». Позднее Харви Бэлл даже придумал праздник – Международный день улыбки. Он считал, что этот день должен быть посвящён хорошему настроению.

20 ноября – Всемирный день прав ребенка

В 1954 г. Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня детей, как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. 20 ноября знаменует день, в который ассамблея приняла в 1959 г. декларацию прав ребенка, а в 1989 г. – Конвенцию о правах ребенка.

Последнее воскресенье ноября – День матери в России

Основанный Президентом Российской Федерации 30 января 1998 г., он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнской любви и труду по воспитанию детей.

       
         
           
           

РЕБУСЫ О СЕМЬЕ

Просмотров работы: 38