Ковалевский Григорий Петрович - воин, учитель, директор

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ковалевский Григорий Петрович - воин, учитель, директор

Крытинина Е.И. 1Ромах Л.Ю. 1Стукалова А.А. 1
1Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» (МКОУ СОШ№9)
Харенко С.И. 1
1Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» (МКОУ СОШ№9)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Обоснование выбора темы исследования

Приближается 80-я годовщина Великой Победы. Всё дальше от нас это величайшее событие, но память об участниках Великой Отечественной войны жива в памяти народной. Мы тоже хотим внести свой небольшой вклад в увековечение памяти учителя, директора школы, участника Великой Отечественной войны Ковалевского Григория Петровича. Мы много хорошего слышали об этом замечательном человеке от своих бабушек и дедушек, которые помнят Григория Петровича как эрудированного учителя русского языка и литературы, мудрого наставника и воспитателя, строгого директора школы. Мы хотим рассказать в своей работе о военном и мирном периодах жизни Ковалевского Григория Петровича. Он хотел стать учителем, но война отдалила его мечту. Вместо мела и указки ему пришлось взять в руки оружие.Мужественному защитнику Отечества, талантливому учителю, прекрасному человеку, настоящему коммунисту мы посвящаем своё исследование.

Актуальность выбранной темы: всё меньше ветеранов живёт среди нас, но нам, молодёжи, очень важно знать истоки их боевого и трудового подвига, чтобы они стали для нас нравственным ориентиром, примером проявления мужества, патриотизма, трудолюбия, ответственности.

Объект исследования: исторические события СССР начала 40-х - 80-х годов XX века.

Предмет исследования: участие Ковалевского Григория Петровича в Великой Отечественной войне, его роль в развитии школьного образования в селе Кучерла в 40-х - 80-х годах XX века.

Цель исследования: Узнать о боевом и трудовом пути участника Великой Отечественной войны, учителя, директора Ковалевского Григория Петровича.

Задачи исследования:

- изучить отечественную историю 1940-х - 80-х гг. XX века;

- собрать воспоминания коллег, односельчан о Ковалевском Григории Петровиче;

- взять интервью у родственниковКовалевского Григория Петровича;

- обратиться к архивным документам военных лет;

- отобрать фотографии и документы для презентации исследования.

Методы исследования:

- теоретический (сбор и анализ информации, обработка официальных сайтов учреждений).

- эмпирический (проведение анкетирования среди учащихся, анализ результатов).

- математический и статистический.

Новизна работы: отдельного исследования о боевом и трудовом пути Ковалевского Григория Петровича нет.

Практическая значимость исследования: использование материалов исследования на уроках и во внеклассной работе по краеведению.

Гипотеза автора: судьба Ковалевского Григория Петровича неразрывно связана с историческими событиями 1940-х - 1980-х гг.в СССР, где он проявил себя как мужественный защитник Родины, прекрасный учитель, мудрый воспитатель, ответственный руководитель и организатор, человек высоких нравственных и гражданских качеств.

Ход и результаты исследования

1. Нами был изучен материал учебников истории для 10 класса по теме «Вторая мировая война», «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»., «СССР в о второй половине 40-х- начале 80-х годов.

2. Мы обратились к интернет- сайтам «Подвиг народа», «Память народа» в поисках материалов о военном пути Ковалевского Григория Петровича.

3. Мы взяли интервью у сына нашего героя Ковалевского Александра Григорьевича, который поделился воспоминаниями о своём отце, предоставил фото и документы.

4. О послевоенном периоде жизни Ковалевского Григория Петровичав селе Кучерла рассказали его ученики, коллеги, односельчане. ( Приложение 10.)

5. Собранная информация и предоставленные фото и документы помогли нам написать исследование по выбранной теме и создать презентацию.

II. Основная часть. «Ковалевский Григорий Петрович – воин, учитель, директор»

Ковалевский Григорий Петрович родился 27 декабря 1916 года в селе Куркужина Нальчикского района Кабардинской АССР. После окончания средней школы перед ним не стоял вопрос: кем быть? Он давно решил, что будет учителем. До войны эта профессия была престижна, почетна и уважаема в нашей стране, к учителю шли за знаниями, помощью и советом. Именно учитель всегда считался носителем духовности и культуры, ключевой фигурой советской интеллигенции, а школа – очагом просвещения. Поэтому молодёжь хотела получить профессию учителя. В 1940 году Григорий Петрович окончил филологический факультет Орджоникидзевского педагогического института. Исполнилось ему тогда 24 года, он мечтал учить мальчишек и девчонок, но посвятить свою жизнь школе начинающему учителю русского языка и литературы не удалось - началась Великая Отечественная война.

1. 7 февраля 1942 года Григорий Петрович Ковалевский получил повестку Георгиевского райвоенкомата, а уже через неделю он изучал и осваивал боевую военную технику в Орловском бронетанковом училище.

Враг наступал на Москву, военное училище закончить не удалось, так как курсантов училища срочно отправили в войска, а Григория Ковалевского в июле 1942 года назначили командиром отделения 84-й роты по сбору, эвакуации и ремонту трофейной техники 46-й Армии.

84-я эвакорота участвовала в боевых действиях с 20 января по 29 марта 1943 года, с 1 июня по 27 июля 1943 года и с 8 августа 1943 по 18 мая 1944 года. Григорий Ковалевский в составе этого подразделения выполнял боевые задания на Юго-Западном, Степном и 3-м Украинском фронтах.

18 мая 1944 года 84-я рота по сбору, эвакуации и ремонту трофейной техники была переформирована в 473-ю Полевую авторемонтную базу (ПАРБ) 34-го стрелкового корпуса 2-го формирования. С октября 1943 года 34-м стрелковым корпусом командовал генерал-майор Кособуцкий Иван Степанович. Корпус за время военных действий с Германией входил в состав 1-й Гвардейской, а затем 46, 57 и 37-й армий Юго-Западного и 3-го Украинского фронтов, участвовал в битве за Днепр, в Никопольско-Криворожской, Березнеговато-Снигиревской, Одесской, Ясско-Кишиневской наступательных операциях и освобождении городов Днепропетровск, Кривой Рог, Шумен, Констанца.

29 августа 1944 года части 57-й Армии во взаимодействии с кораблями и подразделениями морской пехоты Черноморского флота, освободили город Констанцу. 5 сентября 1944 года армия вышла на румыно-болгарскую границу в районе Острова. В дальнейшем 57 армия участвовала в освобождении Болгарии. 34-й стрелковый корпус 2-го формирования, в состав которого входили 74, 353 и 394-я дивизии, получил почетное звание «Констанцский». Войсковым соединениям, частям и кораблям флота, участвовавшим в овладении Констанцей, приказом Верховного Главнокомандующего от 29 августа 1944 года объявлена Благодарность и в Москве дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. ( Приложение 1.)

С июня 1944 года Григорий Ковалевский состоял в должности помощника командира взвода по ремонту машин и реставрации деталей, затем - старшины автороты 473-й ПАРБ.Из найденного на сайте «Подвиг народа» наградного листа удалось узнать о награждении Григория Петровича. Приказом от 6 сентября 1944 года 34-му стрелковому корпусу 2-го формирования, 57-й Армии, 3-го Украинского фронта старший сержант Ковалевский Григорий Петрович награжден медалью «За отвагу». Из наградного листа, который подписал генерал-майор И.С. Кособуцкий: «...Тов. Ковалевский Г.П. на должности помощника командира взвода со дня формирования ремонтной базы. Он, работая зачастую без командира взвода-офицера, сумел за короткий срок мобилизовать весь личный состав на выполнение плана ремонта автомашин. Отличный механик-специалист. Умеет передавать свой опыт работы другим. Проявил знание и умение в деле рационализаторской реконструкции отдельных агрегатов. Ремонты, проводимые взводом тов. Ковалевского, отличаются высоким качеством. Дисциплинирован. Морально устойчив, имеет две благодарности от командования части за отличное выполнение заданий…» (Приложения 2-3). В составе Действующей армии Г.П. Ковалевский воевал до Дня Победы, а затем продолжал военную службу до 5 сентября 1947 года.

За участие в боевых действиях, проявленные при этом мужество и отвагу Григорий Петрович Ковалевский был награжден медалями «За боевые заслуги», «За отвагу» и орденом «Отечественной войны II степени». (Приложения 4-5).

2. После Великой Отечественной войны по решению краевого отдела народного образования Григорий Петрович Ковалевский был направлен в один из сложных районов Ставрополья - Туркменский. С сентября 1947 года Г.П. Ковалевский работал учителем, затем завучем, а с 1953 по 1977 год до выхода на пенсию, директором Кучерлинской средней школы Туркменского района Ставропольского края (Приложение 6). В феврале 1961 года Г.П. Ковалевский вступил в КПСС. Семилетняя Кучерлинская школа была преобразована в среднюю. Для неё было возведено новое трёхэтажное здание, по сути дела это главное детище Григория Петровича. Он сам выбирал проект нового здания, каждый день заходил на стройку, следил за работой, организовывал учителей и учеников на работы по уборке территории от строительного мусора, и сам всегда был вместе со всеми. Сам, выросший среди роскошной природы Предкавказья, он хотел и в засушливой степи создать оазис. И ему это удалось, он смог заразить своей, казалось бы, несбыточной мечтой и взрослых, и детей. Григорию Петровичу удалось создать в школе сильный, творческий, сплочённый коллектив, где он был непререкаемым авторитетом. (Приложение 7). Вспоминает ученица и коллега Григория Петровича, учитель начальных классов Шквира В. С.: «Это он, наш директор школы, Григорий Петрович, вместе с учениками заложил прекрасный сад, посадил виноград, который до него никто в селе не выращивал. Мы вместе с ним вёдрами носили воду из пруда, чтобы полить саженцы и пришкольный опытный участок. В школе была теплица, работу которой тоже курировал Григорий Петрович». И когда 8 октября 1967 года открылась новая, светлая, просторная, трёхэтажная школа, вокруг неё уже шумел молодой сад, была уютная виноградная беседка и роскошный розарий. Школа была для директора вторым домом. Из интервью учителя истории и обществознания Харенко С. И.: «Поздним вечером видели его сидящим в кабинете за работой. Рано утром он уже был на работе, по-хозяйски обходя здание, двор, теплицу. Григорий Петрович был прекрасным методистом, он часто посещал уроки учителей, тщательно разбирал их и всегда начинал с удачных моментов, а уж потом – о промахах. Он никогда не повышал голоса ни на коллег, ни на учеников. Если видел какое-то нарушение дисциплины, тихонько кашлял – это был сигнал «директор здесь» и все стихали». Григорий Петрович был, как говорят, «учитель от бога». Главную роль в его учительском труде играла любовь к детям, понимание их проблем и надежд, готовность отдать силы тому, чтобы маленькие люди выросли достойными личностями. Вспоминает Богатырёва Л. С.– завуч школы: «Прекрасный преподаватель, интересный рассказчик, заядлый рыболов и охотник. Привить любовь к родному языку и русской литературе – в этом видел Григорий Петрович свою педагогическую задачу. Григорий Петрович был очень интересным человеком, к нему тянулись и ученики, и коллеги. Учителем был требовательным, справедливым и любил учеников. Дети его боготворили и очень уважали». Григорий Петрович вел активный образ жизни. В свободное от работы время главным увлечением Григория Петровича было общение с природой. Из интервью ученицы и коллеги Григория Петровича, учителя биологии Дубинко Н. Р.: «В школе всегда действовал «живой уголок», где постоянно кто-то жил: то раненый пеликан, то больной дикий гусь, то не улетевший по неизвестным причинам лебедь…Григорий Петрович со старшеклассниками изготовили для кабинета зоологии много чучел из охотничьих трофеев. Были здесь чучела дрофы, журавля, лебедя, цапли, стрепета, куропатки и других птиц». Ещё одним увлечением Григория Петровича было фотодело, он несколько лет им занимался, и ему удавались прекрасные снимки, которые запечатлели интересные моменты школьной жизни. Вспоминает добрым словом строгого директора выпускник 1974 года Рыбас Н. Н.: «В начальной школе сначала мы боялись директора, но потом поняли, что напрасно, ведь он нас понимал, как никто другой. Уже на экзаменах в 10 классе со мной и моим закадычным другом-одноклассником Гришей, произошёл забавный случай: мы перепутали даты экзаменов и вместо того, чтобы прийти в школу писать сочинение, чуть свет отправились на рыбалку, так как оба были заядлыми рыбаками. Когда за нами приехали, мы больше всего боялись встречи с Григорием Петровичем. Когда он нас увидел, испуганных, грязных, но с уловом, улыбнулся, кашлянул, как умел только он, и сказал: «Бегом на экзамен, я тоже люблю рыбачить, но на работу ходить не забываю». Он помогал многим ученикам раскрыть свои способности, найти своё место в жизни. Из интервью выпускницы 1976 года Панасенко Р.: «Анализируя мои сочинения, Григорий Петрович часто говорил, что мне нужно получить профессию журналиста, советовал начать сотрудничать с районной газетой. Я всё не решалась, пока Григорий Петрович сам не отвёз меня в редакцию районной газеты «Рассвет», где скоро я стала внештатным корреспондентом. Судьба сложилась так, что я не стала журналистом, но о заботе Григория Петровича, его участии и поддержке, я буду помнить всегда».

Большое внимание уделял директор трудовому воспитанию. Ученическая производственная бригада Кучерлинской СШ № 9 постоянно была одной из лучших в районе.Именно благодаря усилиям Ковалевского Григория Петровича, был построен культстан ученической бригады на берегу пруда. Это место стало центром притяжения школьников на всё лето на многие годы, здесь ударно трудились, ставили опыты, изучали сельскохозяйственные науки, учились управлять техникой. Всё это сочеталось с творчеством, спортом, весельем!

Директор считал: школа должна воспитывать достойных граждан, патриотов своей страны. Воспитанием был пронизан весь учебный процесс, воспитательную миссию выполняли пионерия и комсомол. Бывшая пионервожатая Щелкунова Л. В. с теплотой говорит о своём директоре: «Григорий Петрович всегда находил время, чтобы прийти на пионерский сбор, линейку, урок Мужества, не просто посидеть, а поговорить с ребятами. Сам вникал во все мелочи, всегда помогал, подбадривал. Под его руководством хотелось работать!» Выпускница 1977 года Гончарова Л. Н. вспоминает: «А ещё Григорий Петрович проводил большую работу по изучению села, родного края и страны, очень любил природу.Он старался, чтобы школьники знакомились с историческими памятниками страны, городами- героями, интересными местами. Каждые каникулы мы куда-то ехали по туристическим путёвкам, так мы посетили Москву, Ленинград, Баку, Киев, Волгоград. В Домбай, Архыз, Теберду, на Черноморское побережье ездили лучшие члены ученической бригады, активисты, отличники». Её дополняет учитель географии В. Я. Меденцева: «Григорий Петрович привил нам любовь к туризму. Ежегодно, в мае, в школе проводились туристические соревнования. Вся школа с палатками, рюкзаками с провизией шли на окраину села, где под руководством Григория Петровича уже была подготовлена туристическая трасса. Как бы рано мы не пришли, директор уже поставил свою палатку, оборудовал бивуак и был готов к проведению соревнований. Он возглавлял жюри, судил строго, но справедливо». Общий трудовой стаж его работы в Кучерлинской средней школе составил 38 лет! (Приложение 8). К боевым наградам добавились почётные знаки: «Отличник народного образования РСФСР» и «Заслуженный учитель СССР» (Приложение 9). Выйдя на пенсию, он продолжал трудиться. Без дела он сидеть не мог, поэтому вёл уроки русского языка и литературы, пока позволяло здоровье.
В начале 80-х годов прошлого века Григорий Петрович Ковалевский решил вернуться на родину, переехал в город Георгиевск Ставропольского края (Приложение 10). С 3 августа 1993 года Григория Петровича Ковалевского нет среди нас… Но память о нем жива в умах и сердцах многих выпускников школы и жителей Благодарненского и Туркменского районов!
III.Заключение

Мы с удовольствием занимались исследованием, мы считаем, что нам очень повезло, что мы узнали о жизненном пути замечательного человека – воина, учителя, директора школы Ковалевского Григория Петровича. Мы даже немного завидуем тем ученикам, которым посчастливилось учиться в школе при нём. Все, с кем нам пришлось общаться, очень тепло вспоминали Григория Петровича. Мы выяснили, что вся жизнь этого человека была служением своей Родине, своему народу. Чтобы нести знания детям, он получил педагогическое образование, чтобы защитить Родину, мужественно сражался с фашизмом, всю свою жизнь отдал школе, чтобы воспитать достойных граждан своей страны. Вся жизнь воина, учителя, директора школы, коммуниста Ковалевского была неразрывно связана с судьбой его Родины. Мы считаем, что своим исследованием мы подтвердили свою гипотезу. Боевой и трудовой путь Ковалевского Григория Петровича, для нас, нынешних школьников, будет служить нравственным ориентиром, примером проявления мужества, патриотизма, трудолюбия, ответственности.

IV. Библиографический список

1.История России – XX- начало XXI века. 10 класс. А.А.Данилов. Москва. 2021 2.Ковалевский Г.П. Наградной лист. Сайт «Подвиг народа».

3.Документы о наградах Ковалевского Г.П. – сайт «Память народа» 

V. Приложения

Приложение 1. Удостоверение участника Великой Отечественной войны иКрасноармейская книжка Ковалевского Г.П.

 

Приложение 2. Наградной листКовалевского Г.П. – сайт «Подвиг народа»

Приложение 3 .Документы о наградах Ковалевского Г.П. – сайт «Память народа» 

  • Фамилия, имя, отчество: Григорий Петрович Ковалевский

  • Дата рождения военнослужащего: __.__.1916

  • Время поступления на службу: __.02.1942

  • Место призыва: Георгиевский РВК, Ставропольский край, Георгиевский р-н

  • Воинское звание на момент награждения: ст. сержант

  • Место службы: птрб 473 34 ск 57 А 3 УкрФ

Награда : Чем награждёнМедаль «За отвагу»

  • Фамилия, имя, отчество: Григорий Петрович Ковалевский

  • Дата рождения военнослужащего: __.__.1916

  • Место рождения: Ставропольский край, г. Георгиевск

  • Воинское звание: нет данных

Награда : Чем награждён: Орден Отечественной войны II степени

  • Дата представления к награде: 06.04.1985

  • Инициатор: Министр обороны СССР

Архивный источник: Реквизиты документа: ЦАМО. Юбилейная картотека награждений, шкаф 26, ящик 8. Номер документа 87.

  • Приложения 4-5.Боевые награды Ковалевского Григория Петровича и фото военного времени

Приложение 6. Ковалевский Григорий Петрович – директор Кучерлинской средней школы № 9 – 60-егг.

Приложение 7. Коллектив Кучерлинской средней школы № 9 Туркменского района Ставропольского края. 70-е годы

Приложение 8.Документ о награждении Ковалевского Григория Петровича значком «Отличник народного просвещения» и его трудовые награды

Приложение 9.Трудовая книжка Ковалевского Григория Петровича

Приложение 10. Григорий Петрович с женой Надеждой Михайловной- 80-е гг.

Приложение 11.Список респондентов

1.Богатырёва Л. С., 1938 года рождения, пенсионерка

2. Шквира В. С., 1937 года рождения, пенсионерка

3.Дубинко Н. Р., 1936 года рождения, пенсионерка

4. Щелкунова Л. В., 1938 года рождения, пенсионерка

5.Меденцева В. Я., 1947 года рождения, пенсионерка

6. Ковалевский А. Г., 1947 года рождения, пенсионер

7. Панасенко Р. Н., 1960 года рождения, экономист

8. Гончарова Л. Н., 1960 года рождения, учитель

9. Харенко С. И., 1950 года рождения, учитель

10. Рыбас Н. Н., 1957 года рождения, электрик.

Просмотров работы: 8