Организация учебных лагерей в годы Великой Отечественной войны на территории Пензенской области

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Организация учебных лагерей в годы Великой Отечественной войны на территории Пензенской области

Николаева В.Н. 1
1Губернский кадетский корпус по делам ГО и ЧС
Вавилова О.А. 1
1Губернский кадетский корпус по делам ГО и ЧС
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Однажды, прогуливаясь с родителями по улицам нашего города, я увидела трогательный памятник, установленный в центре Пензы в знак памяти обо всех участниках Великой Отечественной войны. Памятник имеет название "Проводы", второе название - "Прощание" (рис. 1, 2). Скульптурная композиция состоит из трех фигур - уходящего на фронт мужчины и склонившихся перед ним в объятиях женщины и маленького мальчика. Семья прощается перед долгой разлукой, ведь отец уходит на фронт... Место для возведения памятника было выбрано не случайно. Во время войны, на этом самом месте, располагался призывной пункт, откуда жители Пензы уходили на фронт. Колонны шли до железнодорожного вокзала, грузились в поезда и отправлялись в места, где шли ожесточенные бои с немецкой армией. Более 300 тысяч жителей Пензенской области ушли на фронт, из них остались на полях сражений около 200 тысяч. Далеко не все семьи погибших знают места захоронений своих родных. Памятник был торжественно открыт в Пензев 1989 году. Его автором является советский скульптор Владимир Курдов, заслуженный художник РФ, житель Пензы.

Рядом с памятником вмонтированы несколько капсул с землей, привезенной из мест, где воевали пензенские фронтовики (рис. 3, 4). А внизу можно прочитать выгравированные строки из стихотворения пензенской поэтессы Ларисы Яшиной, отец которой не вернулся с фронта:

«Колонны шли за горизонт, Где ты, земляк наш, только не был...
Отсюда начинался фронт,
Отсюда виделась Победа."

Недалеко от памятника располагается сквер, в котором к 40-летию победы в Великой Отечественной Войне, было высажено 40 берез.

Примерно такую же картину я наблюдала на железнодорожном вокзале г. Пенза, когда провожала папу в командировку. Мы увидели группу солдат, которые садились в поезд для следования к месту дальнейшей службы. Когда солдаты построились, и зазвучала музыка «Прощание славянки», сразу стало как-то торжественно и официально. Солдаты прощались с родными, обнимались, договаривались о встрече после службы. Это был очень трогательный момент. Кто-то еле сдерживал слезы, кто-то крепко обнимал родного человека, чтобы забрать и сохранить частичку тепла любимого человека.

В настоящее время в момент частичной мобилизации я задумалась, как и где в годы Великой Отечественной войны проходило обучение и подготовка солдат, имеются ли такие места в Пензенской области.

Актуальность темы исследования.

Тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальной, потому что каждый гражданин России должен знать историю страны. Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего». Приобщение к истории своей малой родины является неисчерпаемой темой для каждого человека любого возраста. Проблема войны остро стоит перед человечеством.

Рубежи нашей огромной страны охраняет большое количество солдат, которых необходимо перевозить на места службы, и это происходит с давних времен и по сегодняшний день. Перед фронтом большинство солдат проходят специальное обучение и подготовку.

Цель работы. Выяснить, как проходил сбор и отправка солдат в годы Великой Отечественной войны на территории Пензенской области.

При выполнении работы я поставила перед собой следующие задачи:

1) исследовать информацию по данной теме в открытых источниках; 2) провести исследование в музее и с выездом на место событий.

Объект исследования: организация учебных лагерей для мобилизованных в Пензенской области во время Великой Отечественной войны.

Предметом исследования является учебный лагерь вблизи железнодорожной станции Селикса Пензенской области.

В процессе исследования были использованы следующие методы:
1) исследование и анализ источников информации;
2) сопоставление полученной информации;
3) изучение информации на местности;
4) обработка полученных результатов.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что, изучая события Великой Отечественной войны, формируется интерес к истории своей родины, нравственно-патриотические качества, а также способствует сохранению памяти о солдатах Пензенской области.

Практическая значимость моего исследования заключается в том,
что собранные материалы расширяют наши представления о событиях в военное время,
могут быть использованы на уроках краеведения, истории и на внеклассных мероприятиях в школе.

Основная часть.

Как часто, гуляя по лесу, вы обращаете внимание на историю возникновения той или иной ямы? Я думаю, что большинство ответит: «Никогда». Ведь обычно какие-то неровности мы воспринимаем лишь как препятствие на нашем пути и ничего более. Вот и здесь, прогуливаясь по окраине березовой рощи в парке имени М.Ю. Лермонтова г. Заречный, имеются ничем не примечательные ямы в лесу, но если посмотреть повнимательнее, станет ясно, что они примерно одинакового размера и расположены через определенные расстояния. Оказывается, именно здесь располагалась часть Селиксенского военного гарнизона.

Селикса — это небольшая железнодорожная станция неподалеку от города Заречный. Она появилась в 1870-х годах. В начале 1920-х на территории поселка рядом со станцией жили около 70 человек. Разъезд Селикса включал в себя четыре железнодорожных пути, при этом центральные были сквозными.

О благоприятных тактических свойствах данной местности было хорошо известно военным властям. С 1930-х годов здесь размещались летние лагеря Красной армии.

Строительство лагеря для подготовки солдат, уходивших на фронт, началось 13 августа 1941 г. вблизи железнодорожной станции Селикса (рис. 5), а 17 сентября уже была отправлена на войну первая рота. Для организации лагеря было вырублено 20 тыс. кубометров леса. Окопы и огневые точки на учебных полях возводили не только военнослужащие, но и мобилизованные местные жители (рис. 6).

Полноценное функционирование лагеря обеспечивала тыловая инфраструктура: подсобные хозяйства, хлебопекарни, парикмахерские, прачечные и бани. В них работали служащие по вольному найму, или граждане, негодные к строевой службе. Бани, столовые, пищеблоки были построены в каждом воинском подразделении. Из-за переполненности воинских частей санитарно-бытовая инфраструктура лагеря была не в состоянии обслужить весь личный состав. Поэтому вопросы организации быта военнослужащих оставались нерешенными вплоть до расформирования гарнизона. Значительную часть территории лагеря занимали склады: оружейные, боеприпасов, продовольственные. Эти сооружения размещались в лесистой местности, были обнесены колючей проволокой и строго охранялись.

Главной задачей лагеря было научить бойцов выживать в бою. Курс боевой подготовки занимал 2-4 недели, но иногда при ухудшении положения на фронтах, подготовка длилась от 2 до 8 дней, после чего солдаты отправлялись на фронт. В подразделениях 37-й бригады проводилась интенсивная боевая учеба. Здесь осуществлялась подготовка новобранцев по нескольким десяткам воинских специальностей. В архивных документах представлены саперы, артиллеристы, автоматчики, связисты, минометчики, пулеметчики, парашютисты, снайперы, истребители танков, телеграфисты и др.

План занятий маршевых рот включал в себя тактическую, огневую, инженерную, физическую и химическую подготовку. Политработники укрепляли воинскую дисциплину.

Общая численность подразделений бригады в разное время составляло от 20 до 23 тысяч человек. Личный состав запасных частей делился на две группы: а) постоянный состав, предназначенный для боевой подготовки и обслуживания переменного состава; б) переменный состав, подготавливаемый к укомплектованию действующих частей. Постоянный состав запасных частей постепенно заменялся лицами, эвакуированными с действующих на фронте подразделения.

В разные годы бригадой (дивизией) руководили: комбриг Ткачев М.С., генерал-майор ГудковД.И., полковник Соловьев П.А., генерал-майор Брынзов В.П. Действующие боевые офицеры личным примером воспитывали молодое поколение.

Согласно исследованиям Пензенского историка Виктора Кладова, который общался непосредственно с ветеранами и участниками данных событий, солдаты не только проходили подготовку, но и жили в суровых условиях. Новобранцы жили в вырытых переполненных землянках (рис. 7), каждая на 200-300 человек, на полу или 2-3 ярусных кроватях. Отопление производилось с помощью каменных печей. Для освещения использовали коптилки. Зимой температура в данных жилищах не превышала 8-10 градусов тепла, что вело к переохлаждению организма.

Главной бедой являлся голод. Размеры продовольственного пайка в запасных частях были существенно меньше, чем на передовой (рис. 8). Суточный рацион красноармейцев варьировался в зависимости от времени года и должен был включать буханку хлеба, три картофелины, одну луковицу, немного соли и два маленьких мешочка крупы. Однако запланированный рацион никогда не выдавался целиком. Солдат кормили в основном капустным супом или кашей из мороженой чечевицы. Причиной плохого обеспечения лагеря провиантом являлось обеспечение тыловых частей по остаточному принципу, все шло на фронт. Несмотря на всеобщий голод, местные жители оказывали помощь, подкармливали солдат.

Находясь в учебном лагере, в тяжелейших условиях бойцы уже начинали проявлять стойкость и мужество еще до прибытия на фронт, что сказывалось в боевых условиях. За 4 года через лагерь прошло около 400 тысяч бойцов, не вернулось около 200 тысяч, что говорит о тяжелейших боях, через которые прошли наши земляки. Лишь в период с сентября 1941г. по сентябрь 1942г. на фронт отправились 375 маршевых рот. Несмотря на значительные трудности, 37-я бригада выполнила свою задачу, бесперебойно осуществляя снабжение фронта обученным пополнением. В условиях острого дефицита ресурсов командованию удалось сохранить непрерывным процесс боевой подготовки, обеспечить воинские эшелоны с отправляемым пополнением, не допустить разрушения инфраструктуры лагеря. Последняя рота покинула пределы лагеря 27 февраля 1945 года.

Чудом сохранились снимки лагеря с немецкого самолета разведчика (рис. 9, 10), по которым удалость более точно установить местоположение воинской части. Несмотря на то что немецкому командованию было известно о лагере, он не подвергся нападению вражеской авиации, немцы недооценили его важность, но как видно из дальнейших событий, зря. 242 бойца из Пензенской области были удостоены высшей государственной награды: золотой звездой и звания героя Советского Союза, еще 50 наших земляков стали полными кавалерами ордена Славы, что приравнено к герою Советского Союза.

Практическая часть.

Для лучшего изучения темы, я выдвинулась на место событий, где располагались учебные лагеря в районе п. Монтажный. По прибытию, я обнаружила установленный еще в период Советского Союза мемориал в память об ушедших на фронт наших земляках и информационный щит (рис. 11). Я заметила, что и в настоящее время памятник посещают школьники и студенты. На данном месте действительно до сих пор сохранились следы траншей и блиндажей, окрестности Селиксы изобилуют ямами от военно-инженерных сооружений, использовавшиеся при подготовке новобранцев к фронту.

В музейно-выставочном центре г. Заречный представлены фотографии и архивные документы, которые показывают действительную суровую жизнь на учебном полигоне. Данной теме посвящена целая экспозиция (рис. 12, 13, 14, 15). Так же представлены воспоминания участников событий и местных жителей. В экспозиции я увидела фотографии с немецкого самолета разведчика, фотографии быта в учебном лагере, предоставлены копии газет, выпускаемых в то время, копии приказов командиров. Вся выше описанная информация нашла свое объективное подтверждение.

Учебный гарнизон располагался на территории современных ст. Селикса, поселка Монтажный и северной части г. Заречный. В расположенном неподалеку от музея парке им. М.Ю. Лермонтова мною также были обнаружены остатки траншей, укреплений для зенитных орудий, прикрывавших лагерь от вражеских самолетов, что подтверждает наличие ранее учебного полигона на территории г. Заречный. Там, где сейчас находится северная часть Заречного располагался учебный полигон, где будущие бойцы учились ходить в атаку, рыть окопы и щели для укрытия от бомбежек. На данных местах и сегодня остались следы в виде ям и обвалившихся траншей, мимо которых и сейчас проходят горожане каждый день, дети катаются на велосипедах по отвалам грунта от землянок, не задумываясь об их происхождении. Сейчас этот район горожане так и называют «Полигон».

Стрельбы проходили в глубоком овраге за железной дорогой в сторону п. Монтажный. Где сейчас Лермонтовский сквер в г. Заречный, когда-то стояли зенитки и землянки. А на месте конечной остановки Заречного располагался полевой аэродром, на который приземлялись самолеты с высокими чинами из Москвы и Куйбышева, согласно официальным документам учебный лагерь посещал легендарный маршал Советского Союза Ворошилов не менее 4 раз.

Так я убедилась, что лагерь занимал очень большую площадь (рис. 16), а сохранившиеся ямы позволяют оценить масштаб и разнообразие форм боевой подготовки в 1941-1945 гг.

Заключение.

Таким образом, вся изученная информация нашла свое подтверждение на местах событий, в музее, представленными там фотографиями и документами. Установлено, что и в настоящее время данная тема не забыта и актуальна. Цели исследования достигнуты, гипотеза доказана.

Сейчас наша страна проводит спецоперацию на Украине и сегодня как и тогда наши земляки проходят обучение в подобных лагерях, хотя сейчас условия проживания не такие суровые как в сороковые года прошлого столетия, наши бойцы стойко переносят тяготы и лишения воинской службы.

Я считаю, что необходимо изучать события прошедшей войны, что бы сейчас не забывать об истинном смысле войны, о ее цене и результате, а так же о ветеранах, которые положили свои жизни на « алтарь мирного неба».

Список литературы

1. Кладов В. Ю. Время помнить…: о 37-й запасной стрелковой бригаде на территории Пензенской области в годы Великой отечественной войны/ В.Ю. Кладов. – Пенза: Издательство ПГУ, 2021

2. Статьи из Интернет ресурсов.

3. Информация, предоставленная МВЦ г. Заречный Пензенской области.

4. Фотографии из личного архива

Приложение.

Рис. 1 Рис. 2

Рис. 3 Рис. 4

Рис. 5 Рис.6

Рис. 7 Рис. 8

Рис. 9 Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12 Рис. 13

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

Просмотров работы: 13