Учителями славится Россия

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Учителями славится Россия

Цыбиков С.Ж. 1
1МАОУ «СОШ Поселья»
Шагдуева С.К. 1
1МАОУ «СОШ Поселья»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Знайте же, ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно, вынесенное еще из детства, из родительского дома… какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть.

В настоящий момент российское общество остро ощущает дефицит гуманности, духовности, таких простых норм, как милосердие, порядочность, доброе отношение к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, пожилым людям, самому себе. Одной из причин, побуждающих «духовный упадок», является противоречие между устоявшимися ценностями и новыми условиями жизни, которые диктует время. Многие молодые люди, начиная самостоятельную жизнь, сталкиваются, с равнодушием окружающих, замкнутостью, озлобленностью.

В недавнем прошлом оценка успехов воспитания производилась с учетом того, на сколько удалось старшему поколению передать детям накопленный опыт, знания и ценности, хотя этого сегодня явно недостаточно, так как детям предстоит жить в обществе, существенно отличном от общества их родителей. Несмотря на то, как сложно и противоречиво происходит процесс развития общества, актуальной всегда будет оставаться проблема воспитания нашей молодежи.

Учитель — одна из самых распространённых общественных профессий, направленная на воспитание и обучение следующих поколений. Никто из нас не сможет многое узнать самостоятельно. Для каждого человека на любом этапе его бытия необходим человек, который мог бы объяснить ту или иную проблему, ситуацию или просто событие. И этот человек — и есть учитель. Верно сказано: "Учитель вечен на земле"! Ведь профессия учителя, возникшая ещё в глубокой древности, по сей день остаётся неимоверно значимой и востребованной. Ещё в древние времена, когда только открывались первые школы, детей учили письму, счёту и чтению, появилось понятие «учитель». И теперь люди, несущие нам образование и разум, важны. Ведь всегда найдутся те, кто поистине хочет получить хорошие знания, хочет учиться и в будущем учить других, поделиться умом с другими поколениями. В этом и заключается актуальность моего исследования.

Цель: способствовать развитию навыков открытого и доверительного общения с людьми разных возрастов, формировать уважительное отношение к людям труда, учительского труда.

Задачи исследования:

  • определить роль учителя в жизни человека;

  • изучить материалы из истории развития педагогики.;

  • познакомиться с трудовой биографией моих родственников.

Объект исследования: учительство как неотъемлемая часть всего человечества.

Предмет исследования: родственники, работавшие и работающие в сфере образования.

Гипотеза: Без учителя общество не сумеет правильно развиться и может начать деградировать. Учёба – начало пути в жизнь. И поэтому в любые времена учитель важная профессия, и, несмотря на препятствия, она всегда будет существовать. И каждому понятно: исчезнут учителя — исчезнет человечество.

2. Основная часть.

Учителя являются неотъемлемой частью нашего существования. Передавая свой опыт и знания младшим, они объединяют между собой поколения. Они являются носителями нравственности народа, играют огромную роль в нашей жизни и будущем. Если говорить прямо: весь мир держится на учителе. Всегда, из года в год, из века в век учитель всеми силами старается внушить своим ученикам разумное, доброе, вечное. Без учителя не было бы никаких профессий: ни врачей, ни полицейских, ни продавцов, ни военных, ни строителей.

Учитель - это человек, который хочет, чтобы его ученики были умными, и поэтому он всегда вкладывает в наши головы новые знания. Все это требует физических и душевных сил. Поэтому педагог – это не просто профессия, это профессия, требующая огромной ответственности и огромной любви к своим ученикам и к своему делу.

Первые школы на Руси возникли в конце X века, когда христианство стало государственной религией. Общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первыми учителями были греческие священники, затем русские священники и монахи. Потом отдельно от людей духовного звания появилось и учительское сословие — «учительные люди».

В средние века именно в монастырях и церквях были центры базового образования. Также появились и частные учителя, обучающие не только за денежную плату, но и за другие вознаграждения, например, еда, одежда и прочее. В 1551 году Стоглавым собором было принято решение создать домашние школы у служителей церкви и чиновников. В конце XVI столетия при Львовской Свято-Успенской православной церкви была открыта высшая школа, где могли учиться дети разных сословий. Несмотря на то что Львов не был частью Российского государства, устав и требования к педагогам в этой школе стали поистине прототипом для многих российских школ при монастырях. Требования к педагогу заключались в следующем: ум, кротость, вежливость, честность и прочее. Также он должен быть не пьющим и любить всех учеников, как своих детей, несмотря на их статус.

«…Учитель сея школы мает быти благочестив, разумен, смиреномудрый, кроток, воздержливый, не пияница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не гневлив, не завистник… но благочестию поспешитель, образ благих, и всем себе преставляющий не в сицевых добродетелях, да будут и ученици яко учитель их… учити дидаскал (дидаскалом называли учителя. — Прим. ред.) и любити мает дети вси заровно, як сынов богатых, так и сирот убогих.»

(Из Устава Львовской братской школы, 1586 год.)

В 1834 году приняли постановление, согласно которому все преподаватели вузов, педагоги уездных училищ, а также домашние учителя приравнивались к чинам гражданской службы. В начале XX века в России было уже 280 тысяч учителей, 289 учительских семинарий, 48 педагогических институтов. Духовный и профессиональный рост учителя продолжается на протяжении всей его педагогической деятельности - это "уроки для учителей".

"Самое трудное в учении - научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки".

(Конфуций (551-479 до н.э.).

Учитель сегодня - это учитель, способный подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества, потому что общество ждет от школы гражданина.

Учителем быть совсем не просто. Чтобы быть мастером необходимо раз за разом постоянно совершенствоваться. Отличительными чертами современного педагога являются эрудиция, самоирония, эмпатия и высокая культура труда. Настоящий учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей. Учитель — это друг и союзник, помощник и советчик детей. Не человек, дающий готовые истины, а странник, всегда находящийся в пути, делающий добро, учащийся у своих учеников.

История моей семьи, как и многих семей России, стала отражением тех событий, которые происходили в стране. В 1917 году в России произошли революции, которые привели к серьезным изменениям. Провозглашенный Советской властью курс на ликвидацию безграмотности, дал возможность за короткий срок повысить образовательный уровень рабочих и крестьян.

Я напишу о нашей семейной династии учителей, которые обладали и обладают гуманной профессией, служили и служат детям. Мой расказ о нашей династии – династии Ульзетуевых.

Хочу сначала написать о своем прапрадеде Цыбена Ульзетуева, который на своей родине в Улекчине добился построить три школы.

Одним из ярких организаторов колхозного строя был широко известный в Закаменском районе и в Республике Бурятия коммунист, партийный и хозяйственный деятель, член БурЦИКа Цыбен Ульзетуевич Ульзетуев. Но в своей работе я хотел бы показать этого выдающегося человека, своего прапрадеда, с другой стороны.

Цыбен Ульзетуевич был прогрессивным человеком. Мыслил самостоятельно и глубоко, думая о будущем поколений, о будущих поколениях. Он внес огромный вклад в становление и развитие образования Закаменского района и Бурятии. Родился в 1885 году. Самостоятельно научился писать и читать по тибетскому и старомонгольскому алфавиту, свободно разговаривать по-русски. В первой империалистической войне был мобилизован в трудовую армию. Он, как знающий русский язык, был назначен сотником. Во время тыловых работ пути Цыбена Ульзетуева, будущего известного бурятского писателя Хоца Намсараева и активного большевика Михея Ербанова пересеклись, они прониклись идеями братства и равенства между народами. Позже председатель Совета народных комиссаров и Центрального исполнительного комитета БМАССР Михей Николаевич Ербанов оказывал всяческое содействие своему «ученику и боевому товарищу». После демобилизации Цыбен Ульзетуев активно включается в борьбу за новую жизнь. В середине 1920-х годов в числе первых Ульзетуев вступает в ряды ВКП(б).

По направлению партии организовываются колхозы. Первыми откликаются улекчинцы. Бурную деятельность развернули представители молодежи во главе с лидером Ульзетуевым Цыбеном. Именно он был инициатором создания первой коммуны «Искра» в местности Бордочи (1928 г.) в Закаменском аймаке.

Когда образовался Закаменский аймак, функционировали лишь только начальные школы. По инициативе председателя сомонного Совета Ц. Ульзетуева в 1928 году в Улекчине была открыта новая типовая начальная школа, названная в народе «Улаан hургуули».

В начале 30-х годов ставится вопрос об открытии в Закамне первой неполной средней школы. Открытие школы намечалось и началось в улусе Хуртуга. Однако, по настоянию авторитетного партийного работника, члена ЦИКа БМАССР Цыбена Ульзетуева, было принято решение открыть первую семилетнюю школу в улусе Улекчин, которая называлась школой крестьянской молодежи (ШКМ). С 1937 года Улекчинская средняя политехническая школа начала свою деятельность.

Цыбен Ульзетуевич был самый настоящий самородок, мыслил самостоятельно и глубоко. Награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», «За трудовую доблесть».

При исполнении служебных обязанностей трагически погиб 21 октября 1951 года. Оборвалась жизнь коммуниста, советского партийного деятеля, члена БурЦИКа, внесшего огромный вклад в просвещение своего народа. Но дело моего прапрадеда продолжили его дети, внуки и правнуки.

Педагогический стаж нашей династии более 200 лет. Начал он свой отчет с моего прадеда Доржо Цыбеновича.

У Доржо и Гармы девять детей, из них четверо учителя и тренера, один медик – стоматолог, 3 связисты и одна инженер технолог. Доржо Ульзетуев был умельцем, работал учителем физкультуры и связистом. Его жена, моя прабабушка, Гарма Сангадиевна, кроила, шила, вязала и привила эти способности своим трем дочерям.

Климентий Доржиевич работал физиком и математиком в школе села Шалута Заиграевского района. Имеет почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Дамба Доржиевич - тренер по стрельбе из лука, хоккею с мячом и вольной борьбе. Получил за свою трудовую деятельность заслуженные награды: «Мастер спорта по стрельбе из лука», «Почетный работник физической культуры Республики Бурятия».

Бальжин Доржиевич за свою работу учителем и тренером по вольной борьбе получил звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» и «Лучший тренер по вольной борьбе».

Долсон Доржиевна - учитель информатики и технологии Улекчинской средней школы.

А теперь о молодом поколении учителей нашей семьи, о моих тетях и дядях.

Ульзетуева Ирина Дабаевна - кандидат геологических наук. Она научный сотрудник Бурятского института природопользования Бурятского научного центра СОРАН, преподает в Бурятском государственном университете.

Ульзетуева Замира Доржиевна - доцент кафедры Читинского государственного университета, кандидат филологических наук.

Ульзетуева Дарима Дамдиновна - кандидат технических наук, доцент кафедры Бизнес-информатики Президентской Академии института управления РАНХиГС в Санкт-Петербурге.

Барадиева Анна Сергеевна - «Мастер спорта по стрельбе из лука», занимается тренерской деятельностью в Региональном центре по стрельбе из лука.

Ульзетуев Вениамин Бальжанович работает учителем физической культуры в МАОУ «Закаменская СОШ №1». Принимает участие во многих спортивных соревнованиях, занимая призовые места на районном и региональном уровнях. Помимо физкультуры увлекается спортивным ориентированием и туризмом. Участвовал в сельских играх по спортивному и лыжному ориентированию. Ходит в походы, организуя однодневные и многодневные туры.

Ульзетуев Сангади Бальжанович работает учителем физической культуры в Бурятском аграрном колледже и тренирует детей по вольной борьбе в физкультурно-спортивном комплексе. Имеет звание «Мастер спорта Российской Федерации».

Моя мама, Цыбикова Юлия Владимировна, получила специальность инженера связи и работает по сегодняшний день в своем альма-матер преподавателем высшей категории кафедры телекоммуникационных систем в Бурятском институте инфокоммуникаций. Общий педагогический стаж - 18 лет.

Моя бабушка по папиной линии - Нина Нимбуевна Цыбикова. Она родилась в январе 1961 года. Закончив среднюю школу, поступила в Улан-Удэнское педагогическое училище № 1 и после окончания в 1980 г начала свою педагогическую деятельность в школе села Улентуй. Проработав 13 лет, Нина Нимбуевна, как истинный патриот своей малой родины, вернулась в свою школу села Хуртага. Работая учителем начальных классов, моя бабушка получила диплом преподавателя русского языка и литературы. На сегодняшний день Нина Нимбуевна является одним из лучших учителей района, республики, который готовит учащихся к сдаче ЕГЭ на 100 баллов.

За свой педагогический труд и постоянный творческий поиск Цыбикова Н.Н. неоднократно поощрялось грамотами районного управления образования, администрации Закаменского района и в августе 2023 года была награждена ведомственным знаком отличия Министерства просвещения Российской Федерации «Отличник просвещения Российской Федерации».

3. Заключение.

Учитель - это не просто профессия. Это призвание, миссия, которую человек принимает на себя, чтобы передать свои знания и опыт другим. Учитель - это человек, который учит нас видеть мир по-новому, дает нам ключ к познанию и саморазвитию. Исходя из вышеизложенного, я могу с уверенностью сказать, что профессия учителя была и остается очень нужной и в то же время самой трудной, так как она очень многогранна. Учитель - это врач и тонкий психолог, талантливый актер и режиссер, архитектор и строитель, а главное - это человек, на котором лежит ответственность за воспитание подрастающего поколения, за будущее нашей страны и всего человечества. Я горжусь тем, что родные и близкие мне люди связали свою жизнь с этой благородной профессией.

Пройдут года, столетий нити

Утонут в синей бездне звезд.

Но слово теплое — «учитель»

Всегда растрогает до слез.

Всегда заставит вспомнить что-то

Родное, близкое тебе…

В двадцатом веке и в двухсотом

Учитель вечен на Земле! (И. И. Бейнарович)

4. Приложения.

Мой прапрадед Цыбен Ульзетуевич Ульзетуев

У Цыбена Ульзетуева двое сыновей Доржо и Владимир, на снимке в центре между родителями мой прадед Доржо Цыбенович.

Климентий Доржиевич Ульзетуев

Бальжин Доржиевич Ульзетуев

Ульзетуева Ирина Дабаевна

Ульзетуева Замира Доржиевна

Ульзетуева Дарима Дамдиновна

Барадиева Анна Сергеевна

Ульзетуев Вениамин Бальжанович

Ульзетуев Сангади Бальжанович

Моя мама Цыбикова Юлия Владимировна

Моя бабушка

Нина Нимбуевна Цыбикова

Это стихотворение на бурятском языке Солбон Аюшеев в 2019 году посвятил моему роду Ульзетуевых

Yлзы ехэтэй Ульзетуевтэн

Yлзы hайхан Yлэгшэн нютагнай

Yнэр баян хүнүүдээрээ суурхадаг...

Yлзытын үринүүд – Баанайhаа эхитэй

Yнинhѳѳ нютагаа суурхуулжа ябадаг.

Yнгэрhэн зуун жэлэй эхеэр түрэhэн

Yлэгшэн нютагай Yлзытын Сэбээн

Октябриин хубисхал зүрхэнhѳѳн дэмжэн

Нютагаа бодхоолсожо эхилээ hэн…

Зүрилдѳѳтэ тэрэ зэбүүн сагта

Улаантан, сагаантанай тулалдаан соо

«Эрдэм хэрэгтэй – ямаршье засагта!»

Уряалаа Сэбээн гаргаа арад соо…

Уданшьегүй Yлэгшэн нютагта

Улаан hургуули мүндэлhэн юм.

Юундэ «Улаан» нэрэтэйб гэхэдэ,

Юрэл хушалтань улаан байhан юм…

Yлзытын Сэбээнэй бодхооhон

Эрдэмэй байшан – гуламта соо

Yри хүүгэдынь, нютагаархинь,

Энхэрэн hуража, эрдэмээ олоо…

Хүбүүниинь – Сэбээнэй Доржо

Абынгаа хэрэг дамжуулаа.

Тамираа бүхэлэн, бэеэ hорижо,

Физкультурын багшаар ажаллаа..

Зондоо хүндэтэй, сагаан hанаатай,

Наhанайнгаа Гарма нүхэртэй

Угаа дамжуулан, нютаг дээрээ

Юhэн үхибүүдые түрѳѳ бэлэй…

Булта мэргэжэл абанхайнууд.

Багшанар тэдээн соо бии.

Дамба, Бальжин Ульзетуевууды

Мэдэхэгүй зон нютаг соо үгы…

Барилдажа ябаhан Доржын Бальжин

Барилдаагаа заана нютагтаа.

Мэргэн харбааша Доржын Дамба

Мэргэжэлээ дамжуулна шабинартаа…

Багшын нэрые үргэжэ,

Элинсэгээ суурхуулhан,

Буряад соогоо суурхажа,

Нэрэ хүндэтэй болоhон,

Yлзытын угай багшанараар

Yлэгшэн нютагнай омогорхоно!

Yе сагай үнгэрѳѳшье hаа

Yргэлжэлхэ байhандань найдана!

5. Литература

  1. buryadxelen.com>backend/web/ Цыбен Ульзетуевич Ульзетуев

  2. http://selo.cbszakamna.ru / Ульзетуевы

  3. culture.ru>Образование> Публикации: Учитель в России: от «мастера-невежи» до статского советника

  4. Семейный архив

Просмотров работы: 17