ВВЕДЕНИЕ
Семейный альбом… Сколько он с в себе хранит незабываемых моментов нашей жизни, жизни наших родственников.
Недавно, рассматривая фотоальбомы, я увидел фотографии своих братьев, которые были одеты в одинаковую одежду, и сфотографированы в незнакомой местности. Я спросила их: «Где это вы побывали?». Их ответ: «В Артеке».
Я заинтересовался, а это такое – Артек? Почему они там были, а я не был? Как они туда попали?
Данил и Руслан рассказали мне, что это « Артек» - международный детский центр, в котором отдыхают ребята со всего мира. Поделились впечатлениями о том, как они провели своё время в Артеке.
Мне стало очень интересно узнать, а кто из учеников нашей школы еще был в этом лагере? В музее школы такую информацию не нашёл.
Решил, что было бы неплохо пополнить историю школы еще одной страничкой и выяснить, кто и в какие годы был в Артеке.
Целью данной работы является пополнение истории школы новой страницей, связанной со знаменитым пионерским лагерем «Артек», на основе собранного материала.
Задачи:
изучить информацию о международном детском центре «Артек»;
провести опрос обучающихся школы и жителей села и выяснить, что они знают об Артеке;
составить список учеников МБОУ Боханской СОШ № 2, которые были в Международном детском центре «Артек» в разные годы;
создать альбом «Страна мечты учеников МБОУ Боханской СОШ № 2» и подарить ее в музей нашей школы;
выяснить, как можно попасть в МДЦ «Артек».
Актуальность работы.
Данная работа будет способствовать привлечению обучающихся к изучению истории школы. Возможно, многие ребята впервые вообще узнают о таком лагере, как «Артек», что есть возможность получить путевку и в наше время.
Эта информация может способствовать мотивации к лучшей успеваемости и активности обучающихся. Созданный на основе изученного материала альбом может быть использован на классных часах, на различных мероприятиях, посвященных школьным юбилеям.
Степень изученности проблемы.
Данный вопрос в нашей школе ещё никем не изучался, нет данных о ребятах, посещавших МДЦ «Артек» в разные годы.
Объектом данной исследовательской работы являются ученики МБОУ Боханской СОШ № 2, посетившие лагерь «Артек» в разные годы.
Предмет исследования: воспоминания учеников Боханской школы № 2 о времени, проведенном в Артеке.
Методы исследования: изучение теоретического материала, анкетирование, изучение воспоминаний «артековцев».
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК»
Впервые о создании детского лагеря в Артеке было объявлено 5 ноября 1924 года на празднике московской пионерии. «Лагерь-санаторий в Артеке» (первоначальное название детского центра) создан в 1925 году по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Петровича Соловьёва для детей, страдающих туберкулёзной интоксикацией. Первым его руководителем стал врач Фёдор Фёдорович Шишмарёв. Первая смена «Артека» открылась 16 июня 1925 года.
Первые «артековцы» жили в брезентовых палатках. Через два года на берегу были поставлены лёгкие фанерные домики. А в 1930-е годы, благодаря построенному в верхнем парке зимнему корпусу, «Артек» постепенно был переведён на круглогодичную работу.
В 1936 году в «Артеке» прошла смена пионеров-орденоносцев, награждённых правительственными наградами, а в 1937 году лагерь принял детей из охваченной Гражданской войной Испании. Постепенно «Артек» из небольшого летнего палаточного лагеря вырос в один из самых крупных в мире комплексов детского отдых.
«Артек» — международный детский центр. Расположен на южном берегу Крыма в посёлке Гурзуф. В советское время — самый знаменитый пионерский лагерь СССР и визитная карточка пионерской организации страны. Артек - это комплекс из 9-ти детских лагерей. Горный комплекс: "Янтарный", "Хрустальный"; прибрежный комплекс: "Озерный", "Речной", "Лесной", "Полевой", а также "Кипарисный", "Морской" и "Лазурный".
Лагерь получил своё название по месту расположения — в урочище Артек на берегу одноимённой реки (первоначальное название — «Лагерь в Артеке»).
Самая большая смена была во время Великой Отечественной войны. Ребята вынуждены были идти вглубь страны, потому что Артек заняли фашисты. Они дошли до Алтая, курорта «Белокуриха».
В советские времена путёвка в «Артек» считалась престижной наградой, как для советских детей, так и для зарубежных. В пределах одной школы путёвками удостаивались самые лучшие из пионеров по многочисленным показателям (участие в делах пионерской дружины, поведение, успеваемость и тому подобное). В дни расцвета ежегодное количество путёвок в «Артек» составляло 27 тысяч. В период между 1925—1969 годами «Артек» принял 300 тысяч детей, включая более 13 тысяч детей из 17 зарубежных стран.
В 1954 году Крым был передан Украинской ССР и до марта 2014 года «Артек» принадлежал Украине, назывался «Международный детский центр «Артек».
В Артеке сохранилось несколько построек дореволюционного времени, входивших в дворянские имения. Самая известная среди них – дворец Суук-Су.
Аю-Даг (Медведь-гора) является популярным туристическим объектом и символом не только «Артека», но и всего Южного берега Крыма. Гора является естественной границей лагеря и оказывает существенное влияние на климат в «Артеке», защищая лагерь от восточных ветров. С первых лет существования лагеря Аю-Даг прочно вошёл в быт и культуру артековцев. Первые пионеры совершали походы с ночёвкой на вершине горы и в дупле дуба в лесу Аю-Дага оставляли послания артековцам следующей смены. Это дерево стало известно под именем «Дуб-почтальон», позднее он сгорел от туристического костра.
Несколько памятников в лагере связаны с историей Великой Отечественной войны. В парке между «Морским» и «Горным» находится памятник «Неизвестному матросу», погибшему в бою с оккупантами Крыма в 1943 году. Здесь проходят торжественные мероприятия, линейки, возложения цветов.
Есть в Артеке памятники, связанные с его собственной историей. В «Морском» установлен памятный знак в честь первой артековской линейки в виде камня с мраморной плитой и небольшая стела в память о Саманте Смит — на аллее, носящей её имя. Чуть выше, в парке «Горного» — мраморная колонна, найденная «артековцами» в 1928 году на развалинах средневековых сооружений на Аю-Даге, с высеченными словами З. П. Соловьёва об открытии в Артеке пионерского лагеря.
В 2000 году в Токио «Артек» был признан лучшим детским центром среди 100 тысяч детских лагерей из 50 стран мира. В 2016 году по результатам Всероссийского рейтинга детских лагерей Международный детский центр «Артек» был признан лучшим среди лагерей Российской Федерации.
ГЛАВА 2. «СТРАНА МЕЧТЫ» УЧЕНИКОВ
МБОУ БОХАНСКОЙ СОШ № 2
2.1. Анкетирование по теме исследования
Свою работу по данной теме мы решили начать с анкетирования. Поскольку лагерь «Артек» насчитывают достаточно длительную историю, решили выяснить, какой информацией владеют нынешние обучаюшиеся нашей школы и люди старшего поколения.
Было опрошено 28 человек. Из них – 12 обучаюшихся нашей школы в возрасте 13-16 лет и 16 человек – это те, кто учились в школе в разные годы, а также учителя. Всем респондентам были предложены одинаковые вопросы.
Из 12 обучающихся на 1 вопрос, «В каком лагере вы мечтали бы отдохнуть?» « не знаю» ответило 2 человека (16 %), в «Артеке» – 8 человек (66%), в лагере «Океан» -2 человека (16 %). Из 16 человек, закончивших школу в разные времена и учителей, все опрошенные назвали лагерь «Артек»(100%).
На 2 вопрос «Знаете ли вы ребят, которые отдыхали в лагере «Артек?» все обучающиеся назвали фамилии тех ребят, кто побывал в лагере «Артек» и сейчас обучаются в школе. Взрослые (учителя) вспомнили все фамилии ребят, которые побывали в Артеке.
На вопрос «Как можно получить путёвку в лагерь «Артек»? – все ребята (100%) ответили, что нужно загрузить свои грамоты на сайт «Артек.дети», а взрослые ответили – 8 человек (50%) ответили, что путевки выдавала администрация района, 8 человек (50%) – через сайт.(Приложение 1).
На основе данных полученных в ходе опроса, можно сделать некоторые выводы:
Во-первых: современные школьники совсем немного знают о международном детском центре «Артек». Взрослые в этом вопросе более осведомленные, т.к. почти все были пионерами, а в пионерской организации большое внимание уделялось просветительской деятельности, поэтому о международных и всесоюзных лагерях рассказывалось много.
Во-вторых: практически все опрошенные понимают, что в «Артеке» можно не только отдохнуть, но и завести новые знакомства, и узнать что-то новое, развить свои способности.
В-третьих: путевка в Артек является своеобразным поощрением за хорошую учебу и активную жизненную позицию.
В-четвертых: часть опрошенных считают, что наличие информации о тех, кто побывал в Артеке, была бы интересна.
На следующем этапе работы мы начали выяснять, кто из ребят нашей школы был в Артеке и, как решалось, кто из ребят получит путевку. Для этого мы обратились к Шаповаловой О.С., учителю истории и обществознания с этими вопросами. Ольга Степановна рассказала, что путевки по школам распределяла администрация района. В путевке указывался пол и возраст ученика, который должен поехать в лагерь, исходя из этого, отбирались кандидатуры. Ольга Степановна вспомнила, кто из ребят нашей школы был удостоен такой награды.
На основании воспоминаний детей и учителей школы Шаповаловой О.С., Банаевой Н.И., Худоноговой Н.В., Помогайбо А.Г., Быковой В.А., Зарыповой А.М., Пастуховой С.С., Теренниковой Ю.О., был составлен список ребят, которые побывали в МДЦ «Артек».
№ |
ФИО |
Год |
Лагерь |
1. |
Данил Владимирович С. |
2016 |
«Лазурный» |
2. |
Анастасия Анатольевна Г. |
2017 |
«Хрустальный» |
3. |
Александр Петрович Р. |
2019 |
«Полевой» |
4. |
Руслан Владимирович С. |
2019 |
«Полевой» |
5 |
Полина Александровна Х. |
Январь,2020 Ноябрь,2020 |
«Хрустальный» «Морской» |
6. |
Антон Евгеньевич Б. |
Январь,2020 |
«Хрустальный» |
7. |
Егор Андреевич Б. |
Январь,2020 |
«Хрустальный» |
8 |
Анатолий Васильевич Р. |
Январь,2020 |
«Хрустальный» |
9 |
Иван Юрьевич Х. |
Февраль,2020 |
«Лазурный» |
10 |
Золто Баторович З. |
Февраль,2020 |
«Лазурный» |
11 |
Виолета Мансуровна С. |
Май,2020 |
«Морской» |
Затем мы начали искать «артековцев». Большим подспорьем в этом вопросе оказались социальные сети. Через них мы обращались к бывшим ученикам нашей школы с просьбой, вспомнить время пребывания в лагере и выслать сканы фотографий. Все, что удалось выяснить, все воспоминания отдыхающих в лагере «Артек», мы собрали и оформили в альбом «Страна мечты» обучающихся МБОУ Боханской СОШ № 2», который мы передадим в музей.
2.2. Что необходимо сделать для получения путевки в лагерь «АРТЕК»?
Путевки в МДЦ «Артек» выделяются в качестве поощрения за достижения ребенка в учебе, творчестве, спорте и общественной деятельности. Для получения путевки необходимо пройти регистрацию на сайте «Артек.дети» в АИС «Путевка». В личном кабинете, после регистрации, ребенок заполняет свой профиль, добавляет достижения за последние 3 года (грамоты, дипломы и т.д.) и подает заявку на путевку.
Кроме этого, у каждого ребенка есть возможность принять участие в конкурсах тематических партнеров, пополнить свои достижения и получить путевку от тематического партнера в Международный детский центр «Артек».
Попасть в Артек можно, став финалистом конкурса «Большая перемена»!
А также можно приобрести путевку на коммерческой основе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проходит время, события, и люди становятся историей, и очень важно, чтобы мы не забывали свою историю, даже если это история небольшой сельской школы.
Исследовательская работа «Страна мечты – Артек» позволит пополнить историю школы новой страницей. Проведенный в ходе работы опрос обучающихся и взрослых позволяет предположить, что эта страница будет интересна ученикам, жителям поселка и тем, кого раскидала судьба по разным уголкам России, и кто связан корнями с нашей школой.
В ходе работы был составлен список учеников МБОУ Боханской СОШ № 2, которым посчастливилось побывать в Артеке, установить год пребывания.
Были собраны их воспоминания и фотографии, на основании которых мы смогли представить и описать, где находятся эти лагеря, как проходил день ребят в Артеке, чем запомнилось ребятам пребывание в международном детском центре. Во всех воспоминаниях отмечается, что в лагерях заботятся о всестороннем развитии детей. Для этого созданы различные кружки, студии, секции. Все «артековцы» вспоминали о бесценном опыте общения с разными ребятами, т.к. Артек является международным центром.
Главным результатом нашей работы является альбом, созданный на основе воспоминаний, «Страна мечты обучающихся МБОУ Боханской СОШ № 2».
Считаем, что мы достигли поставленной цели.
Я тоже, как и мои братья, очень хочу посетить МДЦ «Артек». Я к этому стремлюсь, участвуя в различных конкурсах. И надеюсь, что моя мечта осуществиться!
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Официальный сайт Артека https://artek.org/
2. Сайт https://leto58.ru/
3. Журнал «Родина» 2015 г. №4 «Самая длинная смена «Артека» Ю. Снегирев.
4. Кинофильм «Артек. Большое путешествие» 2021, реж. Карен Захаров, Армен Ананикян.
5.Воспоминания ребят, отдыхавших в МДЦ «Артек».
6. Воспоминания учителей МБОУ Боханской СОШ № 2.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Альбом «Страна мечты обучающихся МБОУ Боханской СОШ № 2»