Введение.
Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ. Это и определило выбранную тему моего проекта.
Тема: Промыслы и ремёсла на Кубани.
Цели и задачи исследовательской работы:
- раскрыть истоки народных промыслов и ремесел, их роль в жизни общества;
- сформировать целостное представление о народных традициях и обычаях, о промыслах и ремеслах, о народном мастере как творческой личности, духовно
связанной с природой и культурой родного края, носителе традиции коллективного опыта;
- усвоить специфику художественной системы народного искусства;
- овладеть навыками и приемами основных художественных ремесел и промыслов Кубани.
Задачи:
- изучить литературу по теме;
- знакомство с основными видами народных ремёсел.
- раскрыть значимость народного ремесла;
- узнать о народных умельцах нашего города.
Методы исследования:
- чтение различной литературы;
- работа в интернете;
- наблюдение;
- опрос, интервью;
- сравнение полученных результатов.
Основной вопрос, который возникает при обсуждении этой темы «Живут ли в наше время ремёсла или они уже давно забыты?»
Чтобы ответить на этот вопрос, я провела наблюдения, изучила различную литературу, посетила музеи, встретилась с интересными людьми.
Я выдвинула гипотезу: если в моем городе есть люди, которые владеют секретами традиционных кубанских ремёсел, значит возможно возрождение и сохранение этого мастерства в современном мире.
В ходе своего исследования я хотела бы убедиться в том, что народное ремесло не забыто.
Историческая справка.
Родина! Как много значит это слово для человека. В нем – радость и счастье, в нем – смысл жизни. Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по-своему благородству и бескорыстию чувство любви к Родине. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю.
Историю страны невозможно изучить, не зная истории своего родного края. Через познание малой родины человек осознаёт сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему. Издавна Русь, в том числе и кубанская, славилась своими ремеслами, изделиями народно-прикладного искусства. Со временем многие ремесла были незаслуженно забыты. И нынешнее поколение имеет весьма расплывчатые представления об исконных видах прикладного искусства. Изучение и освоение народного искусства требует глубокого понимания его сущности и специфики, знания основных его функций. Воспитанный человек умеет восхищаться красотой, ценить созданное трудом человека, сам стремится совершенствоваться, приносить радость.
Чем же занимались наши предки? Какие промыслы и ремесла были развиты и какие дошли до наших дней?
Статистические данные и свидетельства современников, собранные по станицам, селам и аулам Кубани, сходятся на том, что «ни горцы, ни казаки не развили ни одной отрасли промышленности в таких размерах, которые могли бы влиять на их благосостояние». Промысел предпочитали лица со стороны – «народ пришлый из внутренней России». Пришлые жили исключительно заработками. Только виноделы и мирошники (мукомолы), а также отчасти кузнецы и портные были из местных казаков. Следовательно, рост промыслов на Кубани связан с переселением сюда мелких промышленников и ремесленников. Таких переселенцев называли иногородними. Находясь в бесправном положении, испытывая лишения, они, тем не менее, сыграли важную роль в развитии народного хозяйства Кубани.
Древнейшими ремёслами считались: земледелие, рыболовство, охота, бортничество (пчеловодство). В эпоху средневековья развиты были ремесла: металлургическое, кузнечное, оружейное, кожевенное, косторезное, ювелирное, деревообрабатывающее, прядильно-ткацкое и другие.
Массовый приток русских крестьян дал мощный толчок развитию сельскохозяйственному производству в крае. Помимо животноводства и полевого земледелия, сельское население занималось огородничеством и бахчеводством, разведением виноградников и садов. Приоритет сельского хозяйства предопределил и характер развития местной промышленности. С ростом зернового земледелия широкое распространение получило мукомольное производство. Действовали совершенно разнотипные мельницы: ручные, конные, ветряные, водяные и паровые. Признанным центром мукомольного производства был Екатеринодар.
Ещё интенсивнее в начале XX века развивалось маслобойное производство. Рост посевов подсолнечника и маслобойного производства обусловили появление и развитие поташных заводов, на которых из золы подсолнечника получали щелочной порошок, необходимый для удобрений и других промышленных нужд. Быстрыми темпами развивались такие подразделения, как виноделие, пивоваренное, консервное, кожевенное, сыроваренное, сахарное, шерстомойное, овчинное производство.
Одной из важнейших отраслей Кубани была и есть цементная. Новороссийский цемент пользуется громадным спросом во многих городах страны и за рубежом.
Кубань по праву считается родиной нефтяной промышленности России. Ещё в 1864году в долине реки Кудако стараниями полковника А.Н. Новосильцева была построена первая в стране буровая вышка, а в феврале в 1866года ударил первый в России нефтяной фонтан. 1864год принято считать годом рождения не только кубанской, но и всей отечественной нефтяной и газовой промышленности. Широкое развитие на Кубани получили и народные декоративно – прикладные промыслы и ремесла. Наш край богат талантами, глубоки исторические и культурные корни.
Для нас имеет огромное значение знакомство именно с народными промыслами и ремеслами, которые хранят и передают национальные традиции.
Издавна человек стремился сделать своё жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и красивыми. Любой природный материал – глина, дерево, солома, лоза – красив. Но красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты.
По всей нашей стране, в том числе и на Кубани, живут художники – умельцы. В их руках происходят удивительные превращения природного материала в изделия, с которыми необходимо знакомить школьников. В изделиях народных мастеров оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок. Секреты ремёсел, их техника передаются из рода в род на протяжении многих поколений. Линейно – геометрическими орнаментами, животными и растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога – бокалы, ковры и циновки, керамика и рушники.
Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.
Наиболее распространенными видами народных промыслов и ремесел на Кубани были вышивка, ткачество, кружева, изготовление посуды и игрушек из глины, ковань, плетение из лозы, резьба по дереву, роспись.
Необходимо обращать внимание на всё красивое, замечать его самостоятельно, любоваться. Постепенно стараться передать увиденное в поделках, создают рисунки, аппликации, работая с разными изобразительными материалами. Всегда смотрю, что интересное, самобытное есть в своем родном городе и в крае. Народное изобразительное искусство живет в быту, окружает нас повседневно; стоит только внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, и можно найти в них много декоративного, художественного, ранее не подмеченного: резные наличники окон, узоры решеток, ворот, лепные потолки, плетеные корзинки, вышитые полотенца, кружева, тканые дорожки и многое-многое другое. (Приложение № 1)
Вышивка и ткачество.
Наиболее развитыми видами народно-прикладного искусства на Кубани были вышивка, кружево, ткачество. Мастерицы вышивали рушники (полотенца), скатерти, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры. В основном вышивка выполнена цветной и белой гладью, крестом красного и черного цвета, тамбурным швом. Большинство изделий имеют растительный орнамент.
Кружево выполнялось в основном крючком для украшения рушника, подзора, наволочки. Сегодня нам известны многие мастера вышивки на Кубани, которые продолжают традиции. Как вспоминает народный мастер по вышивке Вера Феодосовна Мордина: «С детства, сколько себя помню, меня окружала такая красота! В каждом доме вышивали, многие мастерицы ткали. Часто родители пели песни, такие задушевные. Вот и я с детства вышиваю. Нельзя было не уметь девочке вышивать – считалось зазорным, а вышивать училась с 4-5 лет, как только иголку умела держать в работе»
При знакомстве с вышивкой, необходимо собрать разные вышитые изделия, материал о вышивке на Кубани. Самое главное на этом этапе – заинтересовать окружающих. Показывая вышивки, следует дать возможность рассмотреть их. О чем можно поговорить со своими одноклассниками?
- Что вам больше всего понравилось? Почему?
- Из чего сделаны все эти вещи?
Необходимо сравнить вышитые и обычные изделия:
- Какое полотенце красивее и почему?
- Чем вышиты изделия? Потрогайте вышитые изделия.
- Какие узоры вам больше всего нравятся? А какие уже знакомы?
- Какое изделие ты бы выбрал, чтобы с ним сделал?
- Как ты думаешь, кто вышивал это полотенце? Какой это человек?
- Вышивает ли кто-нибудь у вас дома?
Следующая ступень – наблюдение за процессом вышивания. Мы пригласили в класс своих мам и бабушек. Побеседовали с ними, познакомились с техникой вышивания. В эту работу включились и мы. Вышивали салфетки, используя шрифтовой орнамент, кайму на полотенце. В процессе вышивания мы знакомились с особенностями кубанской вышивки. Колорит вышивок может быть и черно-красный, и сине-красный. Для кубанской вышивки характерна не только вышивка крестом, можно увидеть уникальные вышивки гладью, сочетание в одном изделии нескольких видов швов. (Приложение № 3)
На хуторе нашем вишневом
На хуторе нашем вишневом
У чистой Криничной воды
Девчата справляют обновы,
К заре поднимают цветы,
И те становые цветочки,
Как щедрого лета молва,
Шитьем украшают сорочки,
Подолы рубах, рукава.
На хуторе нашем вишневом,
Где катится речка вольна,
В красивых девичьих обновах
Весь год пламенеет весна.
Проезжий, нездешний, прохожий
Заметит у тихой воды:
Здесь даже одежды похожи
На степь, огороды, сады.
На хуторе нашем вишневом
Весною дорога бела
От вишен в цветении новом,
От их молодого тепла.
Я тоже однажды недаром
Из хутора в старый мороз
Бесценный домашний подарок –
Весну на рубашке – принес.
Варавва Иван Федорович
Гончарное ремесло.
Несколько слов о гончарном искусстве. Гончарное ремесло развивалось на Кубани в тех районах, где поблизости залегала хорошая вязкая глина, вблизи рынков сбыта. Из неё делали посуду, детские игрушки, черепицу, облицовочные плиты к печам и каминам. Переселенцы, прибывшие на Кубань, приносили с собой традиционные профессиональные навыки, художественные приёмы. Наиболее распространёнными были на Кубани русская и украинская традиции. Изделия, выполненные в украинских традициях, встречающихся на Кубани, отличаются от русских яркой, многоцветной росписью или лепными украшениями с растительным орнаментом. Сверху они обычно покрыты прозрачной глазурью. Славились на Кубани своими изделиями гончары станиц Пашковской, Темижбекской, Надежной, Отрадной, Мостовской, Холмской. Многие гончары, известные на Кубани, умели в возрасте 7 – 10 лет лепить игрушки, помогали в подготовке глины, которую ещё надо было уметь правильно замесить и растереть, чтобы в ней не осталось ни одного мелкого камешка. Это была большая, трудоёмкая работа, требующая огромного терпения. Без неё не подпускали ученика к гончарному кругу. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепились руками, позже появился гончарный круг, приводившийся в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий. Гончар бросал на середину круга кусок мокрой глины и толкал круг ногами или рукой. Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определённую форму. После того как изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах. Форма сосудов была разнообразной и зависела от назначения данного изделия в быту. В одной посуде хранились сыпучие продукты (зерно), другие использовали для варки пищи, а из какой-то ели. (Приложение № 4)
Интересно было узнать об отдельных названиях, также характерных для каждого района: в северо-западных районах до сих пор можно услышать названия: макитра, махотка, копысточка, крынка, глэчик. Одинаковые гончарные изделия встречались очень редко, каждый мастер вносил свою индивидуальность, неповторимость. Керамика пользовалась большим спросом -в ней готовилипищу и подавали на стол, хранили и перевозилиприпасы посуда была необходима… Вызывает восторг скульптуры кубанских мастеров - диковинные фигурки: лев, кошка, самовар, птица идругие.
Резьба по дереву
Резьба по дереву была распространенным видом народного промысла Кубани. Часто можно было встретить резьбу на различных предметах быта. В Краснодарском крае государственном археологическом музее-заповеднике хранятся резные изделия: на деревянном блюде, прялке. Встречается резьба по рубели, ткацком станке, в убранстве домов: крылечки, подзоры, наличники.
Деревообработка - древнейшее ремесло на Руси и Кубани. Говоря об этом ремесле, мы не можем ограничиться только плотничеством. По дереву работали плотники, столяры, бондари, смолокуры, бочары, ладейщики. Кто же они такие?
Столяр - рабочий, специалист по обработке дерева (более тонкой и тщательной, чем при плотничьих работах) и изготовлению изделий из него. Это ремесло сохранилось до сегодняшнего дня. Современные столяры делают мебель, декоративную посуду, сувениры из дерева, резные наличники для домов и многое другое, что служит для украшения дома.
Смолокуры гнали из сосны смолу, из которой готовили вар.
Бондари - мастера, которые изготавливали бочки, кадки, ведра, лохани. Они раскалывали определенным образом поленья, подгоняли эти детали и соединяли обручами.
Бочары - мастера по изготовлению посуды. Посуда наших предков была необыкновенно разнообразной: миски, блюда, черпаки, ложки, ковши, солонки, хлебницы...
Вырезая различную столовую утварь, мастер старался в каждое изделие внести частицу красоты. Ковшам придавался силуэт плывущей птицы Ручки приобретали сходство с головой и шеей фантастических животных. Поверхность посуды украшали резьбой.
Из длинных берестяных лент, снятых с березы ранним летом, плели кузовки, короба. В берестяных туесках хранили различные соления, квас, молоко. Вырезали также совки, ковши, солонницы. Из корней деревьев плели корзины, хлебницы, формы для выпечки хлеба и многое другое. Из обработанных корней можно было делать посуду очень сложной формы. Мастера плели корневушки так плотно, что в них можно было хранить даже соль и другие сыпучие продукты. (Приложение № 6)
Из дерева делали лодки, ладьи. Для изготовления ладьи брали дуб, делали ладьи специальные мастера - ладейщики.
Использовали различные породы дерева: для топорищ, ручек к различным орудиям и инструментам шла береза, для изб и теремов — ель и сосна, для заборов - дуб, на мебель - липа. Если сырьем для посуды и строительных материалов служила глина, то другой природный материал. Например: дерево, использовали для изготовления и украшения жилищ, мебели, домашней утвари. На Руси издревле дома одевали в изысканные кружева, и не мог русский мужик не украсить причудливой резьбой прялку ли, скалку ли, любой другой предмет домашней утвари. Как и для всей России, для Кубани характерна резьба по дереву. Обратила внимание на сохранившиеся резные украшения домов (наличники окон, причелины, карнизы).
Плетение из лозы.
В 30-е годы прошлого века под Краснодаром была организована артель по лозоплетению. Плели: столбушки, корзины для вовны, клубничные, специальные корзины для стеклянного баллона (20 литров), панера, бытовая. Для ловли рыбы многие плели приспособление, которое называлось верша, для варенников и пельменей плелась специальная чалба (подсака). Использовали для плетения в основном вербу. (Приложение № 5)
Много известных мастеров лозоплетельщиц. Одна из них Валентина Трофимовна Жук, которая проживает в поселке Пашковском. Она освоила плетение корзинки ещё в детстве. Часто её мама, известная в прошлом лозоплетельщица в артели под Краснодаром, разрешала ей закончить свой – уже почти готовое изделие. И сегодня многие приобретают её корзины для бытовых нужд. Другой мастер по плетению из лозы – Иван Сергеевич Бережной – сплел свою первую корзинку ещё в 7 лет. Это была маленькая, детская корзинка для клубники.
Плетение из соломы и из листьев початков кукурузы.
Распространенным на Кубани было плетение из соломы и листьев початков кукурузы. Из соломы плели в основном шляпы мужские «Брыль». Их плели из ржи, второе коленце стебля. Для готового изделия необходимо было 12 – 14 метров плетеной ленты, полоски («зубатки»). Затем сшивались по форме простыми нитками. В знойное лето шляпа укрывала от жары во время сенокоса. Часто поля шляпы были большими, что создавало тень до плеч, сор не попадал за ворот во время скирдования.
Из листьев початков кукурузы (пануши) плели в основном кошелки. Славились мастера в станице Старокорсунской Н.И.Лыкова и в поселке Пашковском А.А. Левадный.
Н.И.Лыкова плела много маленьких корзиночек для детей, часто они были украшены разноцветными листьями, покрашенными анилиновыми красителями или шелухой лука. Кубань славилась и плетеными изделиями: корзины, лукошки, подставки разной величины, кашпо, абажуры. Плели из ивовых прутьев, из листьев кукурузных початков. Сырье для плетения можно заготавливать впрок (листья кукурузных початков, стебли рогоза) и накануне (прутья ивы). Ивовые прутья лучше всего использовать поздней осенью и зимой.
Наш хлебный край имеет в изобилии разного рода солому. Неповторимые, оригинальные изделия из соломы служат украшением жилищ, предметов быта.
Кузнечное ремесло. Ковань.
Кованые изделия, выполненные мастерами в прошлом веке, можно ещё встретить в некоторых станицах и городах края, а также в Краснодаре. В основном это ажурная ограда, крылечки домов, оконные и дверные решётки. Причудлив орнамент, состоящий из завитков, розеток, медальонов. Часто в него вплеталась и дата изготовления изделия.
Кубанский самобытный промысел - ковань, кружева в металле. Удивительно изящна, неповторима ковань, выполненная руками кузнеца. В городах и станицах края сохранилось многокованых изделий. Присмотритесь внимательно: это заборы, ажурные крылечки, ступени, подставки для цветов, оконные решетки и др. Сколько выдумки, находчивости, свежих идей. В ковань вкладывалось много труда, и он оправдывался. Кузнечное ремесло пришло к нам из глубокой древности, из каменного века. В те далекие времена, одновременно с обработкой камня и дерева, человек постигал тайны кузнечного дела.
Кузнечное ремесло связано с огнем, раскаленным металлом, мощными ударами молота. Поэтому для удобной и безопасной работы необходимо было подобрать для кузнеца место, обзавестись надежными инструментами.
Все кузнечные работы проводятся на воздухе. Поэтому место для кузницы выбирали такое, чтобы не мешать окружающим: кузницы устраивали обычно далеко за селом или на окраине города, только весёлые перезвоны молота доносились к людям.
Кузницу устраивали в некотором отдалении от жилья и покрывали слоем земли, чтобы не возник пожар от искр. Большая каменная печь для выплавки руды называлась горном. В каждый такой горн можно было загрузить 8-10 кг руды, которую сушили и измельчали. В горне было много горячих углей, а сбоку приделан большой мех. Бравые молодцы раздували меха, нагоняли в горн через глиняные отверстия воздух и поднимали жар до 1300 градусов. При такой температуре руда расплавлялась; затем ее охлаждали, опуская в воду. Так получались удлиненные куски железа. Из 10 кг руды получалось не более 1 кг железа. Далее эти куски железа отправляли кузнецам, которые были во многих населенных пунктах. Мастера пользовались большим уважением. Какими же инструментами работали кузнецы?
Это прежде всего наковальня - железная подставка, опора для ковки металла, затем - тяжелый молот-кувалда, маленький молоток и разных размеров клещи с длинными ручками. Клещами кузнец брал из горна раскаленный кусок железа, клал его на наковальню и бил кувалдой. Регулярно подручный раздувал мехами угли в горне. Стоял сильный звон. От жары было трудно дышать. Для отделки использовались более тонкие инструменты: зубила, щипцы, щипчики, кусачки, сверла, паяльники. (Приложение № 7)
Умели кузнецы обрабатывать и благородные металлы - золото и серебро. Для этого брали маленькие наковальни и молоточки. И получались изделия удивительной красоты: серьги, кольца, браслеты. Таких кузнецов звали златокузнецами.
Кожевник.
Было еще одно ремесло, которое люди знали издавна, без которого нельзя было обойтись. Из шкур коней, коров, овец, коз, свиней выделывали кожу. От коней и коров получали более толстую кожу. Обрабатывать кожу было тяжело. Сначала со шкуры соскабливались остатки волос, жил, мяса, затем шкуру замачивали в специальных чанах, потом мяли кожу руками, затем обрабатывали специальными веществами и снова мяли, сушили, ровняли, иногда красили. Труд кожевника был тяжелым и вредным. В народе кожевники слыли силачами. Есть в летописях сказание о могучем удалом молодце Никите Кожемяке.Готовую кожу отдавали сапожникам, сумочникам, седельщикам. Мастера делали из них сумки, сапоги, седла.
Древнейшее занятие населения Кубани - бортничество (пчеловодство). Борть – дупло большого дерева, в котором жили дикие пчелы. Собирать мед было очень сложное занятие. Оно требовало от людей большого труда, времени и конечно смелости. Как вы думаете почему? (Пчелы могли ужалить). Бортники проходили по лесу десятки километров, чтобы найти такие дупла, где жили пчелы, выбирали из них часть меда, а часть оставляли пчелам на зиму. Теперь люди также как и раньше получают от пчел мед, воск, но теперь эта профессия называется пчеловод.
Заключение.
Издавна человек стремился сделать своё жилище, одежду, предметы быта, не только удобными, прочными, но и красивыми. Любой природный материал – глина, дерево, солома – красив. Но красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты. Сегодня наша Кубань – это современный процветающий край, устремлённый в будущее. Меняется облик городов и станиц, но корнями они уходят в далекое прошлое. В результате исследовательской работы мне удалось убедиться в том, что традиционное казачье ремесло не забыто. Оно живет и радует глаз и душу человека. Я сумела заглянуть вглубь веков и побывать у его истоков. Более того, я познакомилась с кубанскими умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они не побоялись со мной поделиться. Гипотеза подтвердилась: существуют все предпосылки для возрождения ремёсел.По всей нашей стране, в том числе и на Кубани, живут художники умельцы. В их руках происходят удивительные превращения природного материала в красивые изделия. (Приложение № 8)
Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали почти все сами. Постепенно занятия разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась, а потом обменивались результатами своей работы. Кто-то охотился, а кто-то шил одежду, кто-то разводил животных, а кто-то рыбачил. Со временем совершенствовались орудия труда, они облегчали труд людей. Вот так через века эти ремесла, которые мы сейчас называем профессиями, дошли до наших дней. Мы обязаны помнить, что народная культура должна выжить, должна быть сохранена, преумножена.
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
Бондарь Н.И. «Календарные праздники и обряды кубанского казачества», Краснодар, 2003г.
Вакуленко Е.Г «Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. Народное декоративно-прикладное искусство», Краснодар, 1997г.
Гангур Н.А. «Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани», Краснодар, «Советская Кубань», 1999г.
Легких Н.П. «Использование элементов кубанских ремёсел в работе с младшими школьниками», Краснодар, 1995г.
Потапова Т.М. «Кубановедение в работе школьной библиотеки», Краснодар, 2004г.- 67-74с.
Тарасенко Т.В. «Народные музыкальные праздники и развлечения», Краснодар, 1995г.
Хрестоматия для 5-11 классов «Литература Кубани», Краснодар, «Советская Кубань», 1995г.
Приложение №1.
Приложение № 2.
Ткачество
Без веретена пряжки не спрядешь.
Для того наперсток сделан, чтобы руки не наколоть.
Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Кривое веретено не оденет.
По ножницам портной, а по щетине - чеботарь.
Прялка не бог, а рубаху дает.
Кузнечное дело
Без клещей кузнец, что без рук.
Вскипело б железо, а молотки сыщутся.
Для того кузнец клещи кует, чтобы рук не ожечь.
Кому до чего, а кузнецу до наковальни.
Куй железо, пока горячо.
Не кует железа молот - кует кузнец:
Не огонь железо калит, а мех.
Плотничество
Без клина и плахи не расколешь,
Клин плотнику товарищ.
Без топора не плотник, без иглы не портной.
Не топор тешет, а плотник.
Плотник без топора; что изба без угла.
С топором весь свет пройдешь.
Приложение № 3.
Вышивка и ткачество
Приложение № 4
Плетень и крынка.
Малая макитра.
Молочник.
Приложение № 5.
Корзина.
Чалба
Приложение № 6.
Бондарь за работой
Приложение № 7.
Кузнечный горн
Инструменты кузнеца
Приложение № 8.