Влияние звука гаджетов на эмоциональное состояние детей

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние звука гаджетов на эмоциональное состояние детей

Галузина Е.В. 1
1МБОУ Илекская СОШ№1
Галузина С.С. 1
1МБОУ Илекская СОШ№1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема нашей работы: «Дети и гаджеты». Мы выбрали именно эту тему для исследования, потому что в последнее время гаджеты стали неотъемной частью нашей жизни. В будущем я бы хотела связать свою жизнь с электронными устройствами, поэтому сейчас интересуюсь гаджетами и выбрала гаджеты в качестве темы своего исследования.

Проблема исследования и актуальность.

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время мы все чаще и чаще используем разные виды гаджетов, для быстрого решения наших проблем. Без гаджетов мы не можем идти в ногу со временем, поэтому все больше и больше гаджеты становятся в нашей жизни главным источником наших потребностей. На сегодняшний день возникает много вопросов о пользе или вреде гаджетов. Каждый из нас их использует для своей цели. Но среди подростков можно наблюдать использование гаджетов для прослушивания музыки, как с наушниками, так и без них. Порой эта музыка слышна окружающим людям. Казалось, безобидное увлечение-слушание музыки, а может все закончиться полной глухотой.

Постоянное прослушивание громкой музыки неизбежно ведет к снижению слуха. К сожалению, на плеерах нет грозных надписей, что их использование наносит непоправимый вред здоровью. Об этом говорится в инструкциях, которые не читаются, либо читаются невнимательно.

Мы решили изучить эту тему на примере своего класса и проведенного мною эксперимента. В этом заключается новизна нашего исследования.

Цель исследования – определение пороговых значений звуков гаджета на изменение эмоционального состояния детей.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие

задачи:

1. Определить роль эмоций в жизни человека;

2. Установить влияние звука на человека;

3. Выяснить значение гаджетов в жизни детей;

4.Провести эксперимент по определению влияния звука гаджета на эмоциональное состояние детей;

5. Провести социологический опрос.

Объект исследования: эмоциональное состояние детей

Предмет исследования: влияние звука гаджета на эмоциональное состояние

Методы исследования:

- анализ;

- синтез;

- сравнение;

- классификация;

- эксперимент;

- социологический опрос.

Гипотеза:

На изменение эмоционального состояния детей влияет как увеличение, так и снижение звука гаджета, причем пороговые значения, при усилении звука, у мальчиков выше, чем у девочек.

Практическое значение

1.Следить за звуком, не допускать повышения диапазона звука

2. Не слушать слишком тихую музыку, так как это будет, приводит к эмоциональному фону, а именно к раздражению.

3. Звук должен быть достаточен для комфортного прослушивания

Глава1.Литературный обзор о влиянии звука на эмоциональное состояние человека

    1. Эмоции и их роль в жизни человека

Эмоции в жизни каждого человека играют важнейшую роль. Эмоции позволяют выражать наши переживания, отношение. Но не всем легко удается осознать их и уметь выразить эмоции и чувства. Хотелось бы немного рассказать о самом понятии "эмоции", функциях и значении в жизни. 

Эмоции — относительно кратковременное, отражающее значение ситуации для человека переживание, которое возникает ситуативно, но не по отношению к конкретному объекту — например, радость или тревога.Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека, как простейших, орга­нических, так и социальных. Если наши потребности удов­летворяются, то это вызывает у нас положительные эмо­ции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции. Таким образом, положительные эмоции - это приятные для человека чув­ства, отрицательные - неприятные. У человека главная функция эмоций состоит в том, что бла­годаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не поль­зуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

По Экману, выделяют шесть основных эмоций — это:
Счастье — ментальное состояние, которое определяется ощущением радости, удовлетворения, удовольствия и благополучия.

Грусть — ментальное состояние, которое определяется ощущением разочарования, печали, безысходности и уныния.

Страх — эмоция, которая возникает в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию человека.

Отвращение — эмоция, которая проявляется в ответ на неприятный запах, вкус, цвет или пейзаж.

Злость — сильная эмоция, которая появляется в ответ на внешние и внутренние раздражители.


Удивление — одна из самых быстропроходящих эмоций, которая возникает в ответ на что-то неожиданное.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. со­общения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния. Григорьева отмечает: принято считать, что подавление эмоций является вредным. Их нужно уметь отпускать и проживать. Однако оптимальная степень и интенсивность этого процесса у всех людей разная.
1.2.Звук и его влияние на человека

Любая культура, да и вся наша жизнь основана на звуках. При резком звуке мы вздрагиваем, при тихом – прислушиваемся.

Звук – это особая форма энергии, (в широком смысле) колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твердой средах.Громкость звука зависит от амплитуды колебаний. Чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук. Уровень громкости измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, – децибелах. Уровень звука в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у  человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.

Существуют нормы, превышение которых сказывается на здоровье человека. До достижения этого уровня обычно шум не доставляет для человека дискомфорт и может никак не ощущаться, но повышенный уровень способен вызвать многие осложнения. Различные фоновые звуки мешают отдыху нервной системы, и человек находится в постоянном напряжении. Это же происходит и во время сна, поэтому нередко люди чувствуют себя уставшими и разбитыми после продолжительного сна. Зачастую человек не только не может выспаться, но и заснуть, так как начинается бессонница. Норма децибел для комфортной жизни составляет 25-30 дБ. Когда говорят о вредности шума, имеют в виду звуки свыше 50-55 дБ. Полная тишина может быть так же вредна, как громкий шум. Звуки нужны человеку, чтобы ориентироваться в пространстве, без них возникает полная дезориентация.

Также при существенном нарушении норм опасность существует не только для здоровья, но и для жизни человека. 140 дБ могут привести к смерти человека, если до этого его организм был ослаблен. Допустимые децибелы для работы в офисе равняются 55 дБ, а на производствах со специальным оборудованием 100-110 дБ, но при условии использования специальных средств защиты

Любители послушать музыку через наушники находятся в особой опасности: здесь громкость достигает 90-110 дБ. Примерно на этом же уровне находится болевой порог человеческого уха. Поэтому если ваш ребенок не расстается с наушниками, необходимо позаботиться о его слухе прямо сейчас. Громкость 100 дБ может привести к тугоухости, вылечить которую сложно или невозможно.

1.3.Влияние гаджетов на детский организм.

В наше время, наверное, каждый знает, что такое гаджет. «Умное устройство, выполняющее некоторые функции» … Какие? Ответ на этот вопрос может быть обширным. Ведь существуют очень много гаджетов с разными функциями и методами использования. Гаджеты, которыми пользуются сейчас дети это: смартфоны, планшеты, ноутбуки, смарт-часы. Стандартные функции гаджета: интернет, игры, музыка, камера, календарь, фонарик, диктофон и многие другие. Гаджеты очень плохо влияют на здоровье детей, если все свободное время проводить с ними. Огромный поток информации и увлекательный мир игр незаметно крадет часы и дни у детства. Здоровье неокрепшего организма заметно страдает. Подросток проводит мало времени на свежем воздухе, забывает вовремя поесть, выполнить обязанности по дому. Электромагнитное излучение ухудшает нервную систему. Если ребенок смотрит на экран телефона или планшета больше 20 минут в день, то уже через полгода может ухудшиться зрение. Дети, которые проводят много времени за компьютерными играми и мультиками, очень мало двигаются, а это сказывается на состоянии всего детского организма и может привести к избыточной массе тела. Сидя за ноутбуком, дети часто сутулятся, что приводит к проблемам осанки и позвоночника (особенно шейного отдела). Российские санитарные нормы не рекомендуют детям использовать гаджеты с высокочастотным электромагнитным излучением: телефоны, смартфоны, планшеты. Экраны гаджетов испускают яркое свечение, которое влияет на мозг и нарушает структуру сна. В результате у человека увеличивается риск развития бессонницы. А недостаток сна приводит к нарушению внимания, памяти и к психическим расстройствам. Постоянная нагрузка на глаза, перенапряжение нервной системы приводят к истощению организма. Особенно это вредно для детей и подростков.[3]

Поговорим теперь о том какую пользу можно извлечь из современных технологий. Гаджеты являются, с одной стороны, игрушкой, а с другой – средством развития. Есть очень много сайтов и учебных приложений, направленных на развитие логики, памяти, реакции и других важных навыков. Детям больше нравится учиться в игровой форме. Преимущество гаджетов в том, что все в них ярко, интересно и увлекательно. Школьники могут пользоваться такими приложениями, как, расписание уроков, ведение дневника. Это помогает им стать более самостоятельными. Существуют образовательные порталы и онлайн-платформы, на которых можно участвовать в онлайн-олимпиадах. Я уже 3 года участвую во всех олимпиадах на платформе «Учи.ру», «Яндекс Учебник».

Таким образом, можно сделать вывод по первой главе:

- Эмоции определяют нашу повседневную жизнь. Вследствие эмоционального переживания у человека возникает побуждение присвоить полезное и избавиться от вредного. Если наши потребности удов­летворяются, то это вызывает у нас положительные эмо­ции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции.

- Звук это колебание волн, которые исходят от различных тел. Существуют нормы звука, превышение которых, сказывается на здоровье человека.

- Уровень звука в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон и не вызывает никаких эмоций. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. В этом случае человек становиться раздражителен. Звук в 130 децибелов уже вызывает у  человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Норма децибел для комфортной жизни составляет 25-30 дБ .

- Гаджеты играют большую роль в жизни ребенка. Любители послушать музыку находятся в особой опасности. Существуют нормы, превышение которых сказывается на здоровье человека. До достижения этого уровня обычно шум не доставляет для человека дискомфорт и может никак не ощущаться, но повышенный уровень способен вызвать многие осложнения. Различные фоновые звуки мешают отдыху нервной системы и человек находится в постоянном напряжении.

Глава 2. Экспериментальная работа по определению влияния звука гаджетов на эмоциональное состояние детей.

2.1. Проведение эксперимента и анализ его результата

Для проведения экспериментального исследования были выбраны 8 респондентов из класса: 4 мальчика и 4 девочки, а так же музыка разного вида (рок, джаз, современные песни). Каждый участник определился с выбором музыки, которая ему нравиться. Сначала предлагалась музыка в комфортном диапазоне 25-30 дБ. Каждый участник испытывал удовлетворение от своей музыки, напевал, чувствовал себя расслабленно. Далее мы повысили диапазон в децибелах до 70-75 дБ и заметили, что на лице у девочек появились неприятные эмоции, для них было слишком громко, а у мальчиков, наоборот, они сидели и подпевали, кивали головой. То есть, они могли выдержать громкую музыку в отличие от девочек, для которых она казалась громкой и вызывала у них неприятные ощущения. Следующее что мы сделали, это наоборот, убавили диапазон в децибелах до 15 дБ и заметили, что девочки расслабились, стали себя чувствовать спокойно, улыбались, а мальчики раздражались и стали возмущаться, что плохо слышно.

Информация о пороговых значениях звука при прослушивании музыкального произведения

№ п/п

Респонденты

Комфортное

дБ

Повышение

дБ

Понижение

дБ

1

М.1

30

70

45

2

М.2

30

68

40

3

М.3

30

75

38

4

М.4

30

73

33

 

Среднее значение

 

72

39

5

Д.1

30

50

20

6

Д.2

30

53

18

7

Д.3

30

55

19

8

Д.4

30

51

22

 

Среднее значение

 

52

20

 

Среднее значение по группе

 

62

30

По графику видно, что самый высокий показатель при повышенном звуке у мальчиков 75дБ. Отсюда можно сказать, что мальчики более терпеливее, могут выдерживать громкий диапазон звука. Поэтому их можно назвать громофонами, поскольку любят громкие звуки.

Что касается девочек, по графику можно заметить, что самый высокий показатель при повышенном звуке у девочек 55дБ. Девочки при сильном диапазоне звука чувствуют некомфортное ощущение, раздражение. Их чаще называют шептуны, поскольку любят спокойный и тихий звук.

Если мы сравним среднее значение мальчиков и среднее значение девочек при высоком диапазоне звука, то на диаграмме видно, что у мальчиков он составляет 72 дБ, а у девочек 52дБ. Это говорит о том, что пороговые значения при повышении диапазона звука у мальчиков больше, чем у девочек. Среднее значение по группе из 8 респондентов составляет 62дБ

Что касается результатов при понижении диапазона звука, то самый низкий показатель у мальчиков 33дБ. Это говорит о том, что мальчики не любят слушать слишком тихую музыку, поэтому у них появляется чувство раздражимости.


У девочек самый низкий показатель это 18дБ. Это говорит о том, что девочки, предпочитают спокойную, тихую музыку, они чувствуют себя спокойно, комфортно.

Если мы сравним среднее значение мальчиков и среднее значение девочек при понижении диапазона звука, то на диаграмме видно, что у мальчиков он составляет 39 дБ, а у девочек 20дБ. Это так же говорит о том, что пороговые значения у респондентов разные. Среднее значение по группе из 8 человек составляет 30дБ.

В завершении эксперимента мы сравнили среднее значение по группам и заметили, пороговые значения звука при прослушивании музыкального произведения при повышенном диапазоне составляет 62дБ, а при пониженном диапазоне 30дБ

2.2 Социологический опрос.

Далее мы провели социологический опрос. Целевой аудиторией являлись другие респонденты из этого класса. Для них мы провели анкету, которая состояла из вопросов:

  1. Какие у вас есть гаджеты?

  2. Любите ли вы слушать музыку?

  3. Какую музыку предпочитаете громкую или тихую?

По результатам 1и 2 вопроса анкеты мы узнали, что все ребята пользуются гаджетами. Гаджеты, которыми пользуются сейчас дети это: смартфоны, планшеты, ноутбуки, смарт-часы. Стандартные функции гаджета: интернет, игры, музыка, камера, календарь, фонарик, диктофон и многие другие. Больше всего гаджеты используются в качестве игр и прослушивания музыки. 3 вопрос анкеты подтверждает экспериментальное исследование о предпочтении прослушивании музыки. По диаграмме видно, что мальчики больше предпочитают громкую музыку, а девочки спокойную.

Результат исследования говорит о том, что на изменение эмоционального состояния детей влияет как увеличение, так и снижение звука гаджета, причем пороговые значения при усилении звука у мальчиков выше, чем у девочек.

При проведении социологического опроса респонденты распределились таким образом:

девочки предпочитают более спокойную, тихую музыку, поскольку при спокойной музыке можно легко заснуть, делать дела по дому, то есть она не влияет на эмоциональное состояние детей. Мальчики выбрали громкую музыку, поскольку не любят шепот.

Для того, чтобы было понятно почему девочкам при высоком звуке становилось некомфортно, они ощущали эмоциональное недовольстве, мы провели опыт, в котором показали как на физиологическом уровне происходит звуковое давление на слуховые рецепторы.

Для опыта мы взяли пластиковый стакан с водой и звуковую колонку. На телефон скачали приложение шумометр, который показывал дБ. Стакан с водой поставили на колонку и включили музыку. Сначала мы установили комфортный диапазон звука 25-30дБ, вода находилась в состоянии покоя. Затем мы повысили звук до 70 дБ и заметили, что на воде в стакане появились волны. Это свидетельствует о том, что при громком звуке происходит давление на слуховой аппарат, которое приводит к эмоциональному раздражению. (Приложение 1)

Заключение

На основании вышеизложенного, мы можем сказать, что действительно гаджеты очень тесно влились в нашу современную жизнь, и мы становимся зависимыми от них. Кроме всего прочего, гаджеты влияют на эмоциональное состояние детей. Наша гипотеза подтвердилась. Это доказано из эксперимента, проведенного с мальчиками и девочками. Пороговые значения у мальчиков и девочек разные. При повышении звука у мальчиков показатель составил 75дБ, а у девочек при повышении звука показатель составил 55дБ. При понижении звука результат мальчиков 33 дБ, а у девочек 18 дБ. И понижение и повышение диапазона звука приводит к дискомфорту респондентов. В результате этого можно сказать, что мальчики более терпеливее, могут выдерживать громкий звук, а вот при тихом сильно раздражаются. Девочки при сильном диапазоне звука чувствуют некомфортное ощущение, раздражение, а при понижении диапазона чувствуют себя спокойно, комфортно.

Наша цель исследования достигнута, мы определили пороговые значения звуков гаджета, при котором происходит изменение эмоционального состояния детей.

Проведение социологического опроса, который проводился с другими респондентами, подтверждает наш эксперимент.

Рекомендации учащимся:

1. Следить за звуком, не допускать повышения диапазона звука

2. Не слушать слишком тихую музыку, так как это будет, приводит к эмоциональному фону, а именно к раздражению.

3. Звук должен быть достаточен для комфортного прослушивания

Список используемой литературы и интернет источников

1.Андреев А.С. Болезнь зависимого поведения и сфера высоких технологий Ростов-на-Дону, 2002 .- 315 с.

2. Варашевич С.А. История конверсии компьютерной игры М.: ИПРАН, 2001.-37 с.

3. Захарченко Е.Н. Новый словарь иностранных слов, 2010.- М.: - 783с.

4. Ланир, Джарон Вы не гаджет. Манифест / Джарон Ланир. - М.: Астрель, Corpus, 2011. - 320 c.

5. http://ru.wikipedia.org .

6.https://takprosto.cc/vliyanie-gadzhetov-na-detey/

7. http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/vliyanie-sovremennyih-gadzhetov-na-detey-plyusyi-i-minusyi.html

Приложение 1

Опыт. Звуковое давление на слуховые рецепторы

Просмотров работы: 36