Пешеходный спортивный туризм как метод исследования Полярного Урала

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пешеходный спортивный туризм как метод исследования Полярного Урала

Климов Г.С. 1
1ГБПОУ "Пермский колледж транспорта и сервиса"
Мальцева Н.Н. 1
1ГБПОУ "Пермский колледж транспорта и сервиса"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к Полярному Уралу со стороны научных сотрудников, спортсменов и туристов - любителей обусловлен, во-первых, его большой площадью, а, во-вторых, еще большей не изученностью, как в плане науки, так и в плане разработки туристических маршрутов. При этом, учитывая своё месторасположение и размеры, Полярный Урал для некоторых видов туризма - пешего, горнолыжного, исторического и геологического является идеальным местом.

Таким образом, актуальность темы индивидуального проекта «Пешеходный туризм как метод исследования Полярного Урала», безусловно, очень высока. Знания, полученные во время подготовки
и прохождения пешеходного маршрута, совершённого мной в составе юниорской сборной Пермского края по спортивному туризму (далее – Сборная) в июле 2023 года, имеют как научную ценность
и уникальность, так и практическое значение для других туристических групп.

Проблема исследования в данной работе, заключается в том, что
в сложившихся в настоящее время условиях недостаточное внимание уделяется теории и практике изучения такой предметной области как Полярный Урал.

Объектом исследования является Полярный Урал.

Предметом исследования в работе выступает пешеходный туризм.

Цель данной работы заключается в систематизации и обобщении знаний, полученных в ходе похода по Полярному Уралу, совершённому
в июле 2023 года Сборной.

Исходя из поставленной цели, в рамках данного исследования,

предлагается решить следующие задачи:

- оценить степень изученности данного региона на основе научных источников и материалов экспедиций;

- дать географическую, рельефную и климатическую характеристику Полярного Урала;

- дать определение пешеходному туризму и описать его роль
в изучении Полярного Урала;

- дать туристическую характеристику и оценку сложности маршрута
по Полярному Уралу сборной;

- систематизировать сведения, полученные во время похода Сборной по Полярному Уралу;

- оценить степень возможности развития массового (любительского) туризма по данному направлению.

Структура работы, обусловленная логикой исследования, его целью
и задачами. Представлена введением, двумя главами, заключением, списком

литературы и приложениями. Первая глава посвящена обобщению сведений о Полярном Урале: история освоения, описание географического положения, климата и рельефа. Во второй главе представлена общая характеристика пешеходного туризма, как вида спорта, принципы формирования сборной команды Пермского края, дан анализ маршрута по Полярному Уралу
и оценка знаний, умений, навыков, полученных во время похода участниками Сборной, отражены результаты и перспективы туристической деятельности.

Практическая значимость выполненной работы заключается
в знакомстве широкой аудитории с Полярным Уралом, а также популяризации спортивного туризма, как одного из самых доступных видов спорта.

Основными источниками в подготовке данной работы являются исследовательские работы А.О. Кеммериха «Полярный Урал» (путеводитель)
и А.В. Затонского «Полярный и Приполярный Урал: Путеводитель
по перевалам», а также путевые записи тренера Сборной и руководителя группы А.П. Зуева, материалы, собранные участниками Сборной.

ГЛАВА 1 Полярный Урал: основные характеристики

1.1 Географическое положение. Климат

Полярный Урал расположен на границе Европы и Азии, на территории Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа. Условная граница частей света совпадает с границей регионов и проходит, в основном,
по главному водоразделу хребта, разделяющему бассейны Печоры
(на западе) и Оби (на востоке). Часть стока северных склонов приходится непосредственно на Байдарацкую губу Северного Ледовитого океана, которая находится за полярным кругом, в краю вечной мерзлоты. Преобладающие высоты хребтов составляют 800–1200 метров с отдельными вершинами до 1500 метров (гора Пайер). Полярный Урал - самая северная часть Уральских гор. Северной границей региона считается гора Константинов камень, а от Приполярного Урала район отделяет река Хулга. Хребты имеют здесь юго-западное простирание, средние высоты 600-800 м, но отдельные вершины поднимаются выше 1000 м. Наивысшая точка — гора Пайер (1492 м). Площадь около 25000 км².

Область Полярного Урала, как и всех Уральских гор, сформировалась
в эпоху Герцинской складчатости более 250 миллионов лет назад. С того времени район спокойно базируется на устойчивом фундаменте Евразийской плиты и никогда не испытывал значительных поднятий.

Данная территория отличается очень суровым, резко континентальным климатом. Расположенный на границе действия сибирского антициклона
и европейской циклонической деятельности, регион славится своими холодными и вместе с тем исключительно снежными зимами и сильным ветром. Поскольку влажные циклоны обычно надвигаются на горы с запада, на западных склонах обычно выпадает в 2–3 раза больше осадков, чем на восточных. Зимой температура воздуха может опускаться до −55 °C. Весна
и осень — короткие, лето также короткое, с неустойчивой погодой. Снег
в горах, в основном, сходит к концу июня, а уже в начале сентября выпадает вновь. Несколько дней жаркой погоды (до +30 °C) могут внезапно смениться резким похолоданием, сопровождаемым сильным ветром, обильными дождями и градом.

1.2 Рельеф. Флора и фауна

На самых высоких массивах Полярного Урала имеются небольшие горные ледники. В северной части (особенно между верховьями рек Б. Уса
и Щучья) – самое значительное на Полярном Урале оледенение. Здесь расположены наиболее крупные ледники. Их количество достигает нескольких десятков.

Реки Полярного Урала до семи месяцев в году скованы льдом. Половодье наступает только в начале лета, поскольку таяние снега затягивается. Снеготаяние, дожди, постепенное таяние снежников поддерживают высокий уровень воды у горных рек в течение всего лета. Зимой реки маловодны и на них нередки наледи.

С западного склона Полярного Урала собирает воды р. Уса (самый многоводный приток Печоры) и ее притоки р. Лемва и р. Елец. Реки восточного склона Полярного Урала несут свои воды в Обь. Здесь выделяются размерами реки Щучья, Собь, Войкар и Сыня.

На Полярном Урале много горных ледниковых озер. Это – озера
в широких троговых долинах, подпруженные моренами: Лангор-Юган, Хадата-Юган, Большое и Малое Щучье. Озера отличаются удлиненной формой и значительной глубиной. Озеро Большое Щучье – самое глубокое озеро на Урале.

В горах южного Полярного Урала насчитывается около 20 ледников. Всего на Полярном Урале около 90 ледников общей площадью примерно
20 км.

Полярный Урал — одна из наиболее возвышенных частей древних Уральских гор. Гребни хребтов здесь поднимаются до 1100—1300 м над уровнем моря, а отдельные вершины достигают еще большей высоты.
По характеру рельефа и геологическому строению Полярный Урал разделяется на северную и южную резко различающиеся части. Северная часть (от горы Константинов Камень до долины реки Собь) представляет собой сложную систему коротких хребтов и массивов северного или северо-восточного направления, разделенных продольными и поперечными долинами рек. В рельефе особенно выделяются хребты Оче-Нырд, Большой и Малый Пайпудынский, Ханмейский, Борзова, Енганэ-Пэ и др. Относительные высоты этих хребтов над долинами рек достигают 800—1000 м, а ширина долин – 3 - 4 км (долины рек Пайпудыны, Ния-Ю, Щучьей).

Природа Полярного Урала красива, но не так богата видами, как более теплые климатические зоны. Растительность достаточно скудная, а таежные леса можно встретить лишь в южной части района. В Предуралье встречается береза и пихта, в Зауралье – ель и лиственница. В долинах рек можно увидеть сухостой, редкие лиственные леса. По берегам водоемов растут кустарники, ивы, карликовые березы, травы и цветы. Распространены северные ягоды: брусника, морошка, черника и грибы.

Фауна здесь обеднена. Сравнительно часто из всех крупных животных в этих краях можно встретить только северного оленя. Большая часть поголовья – одомашненные животные, которые являются достоянием местного населения. Они выбивают пастбища в связи с чрезмерным выпасом. Когда-то на этих территориях вольготно себя чувствовали овцебыки, дикие лошади, бизоны, сайгаки. На данный момент сохранилось небольшое количество бурых медведей, встречаются зайцы и куропатки. В целом растительность и животный мир – характерный для тундровой зоны. Ярко выражена высотная поясность Полярного Урала, то есть смена ландшафтов
и природных условий связана с понижением температуры воздуха
и увеличением осадков.

Города и поселки расположены в основном вдоль Северной железной дороги между городами Интой, Воркутой и станцией Хальмер-Ю, а на её ответвлении — между станциями Сейдой, Елецкий и Лабытнанги. В горной области постоянных поселений нет.

Летом в горах можно встретить временные базы различных экспедиций и чумы оленеводов (ненцы, коми (зыряне), ханты), перемещающихся
по тундре вслед за оленьими стадами, и временные стоянки егерей, метеорологов, гляциологов, геологов и др.

1.3 Историческое и промышленное развитие региона

Несмотря на неизвестность для широкого круга людей, упоминание
о Полярном Урале можно найти ещё в древнерусских летописях. Эта территория издавна привлекал человека главным образом обилием пушного зверя и рыбы. Доступность продвижения по полноводным рекам способствовала тому, что уже в XI в. предприимчивые новгородцы плавали по Печоре и ее притокам, ведя торговлю с Югрой. Из далекого Новгорода плыли они по рекам к Печоре и по ее притокам за Урал, перетаскивая лодки через многочисленные волоки в реки Обского бассейна. Но освоение
и заселение края из-за его отдаленности и отсутствия прямых водных путей, связывающих его с центром страны, шло очень медленно.

К середине XVI века стали появляться первые карты, составленные
по рассказам путешественников. Их походы были связаны с торговлей,
в результате которой из Урала и Сибири вывозилась драгоценная пушнина. Со второй половины XVIII века Северный Урал начали посещать научно-исследовательские экспедиции. Так, в 1768 году в знаменитое многолетнее путешествие по России отправился член Академии наук Петр Паллас
с несколькими молодыми студентами. В 1830 году Северная горная экспедиция обследовала низменность, прилегающую к восточному склону Урала, богатую болотами, озерами и лесами. Были открыты многочисленные золотоносные россыпи по рекам Толья, Яны-Манья.

В 1843 году состоялась особая экспедиция графа Александра Кейзерлинга и капитан-лейтенанта Российского флота Павла Крузенштерна. Ими были собраны уникальные сведения о геологии, палеонтологии
и полезных ископаемых громадной территории, охватывающей части Северного, Полярного и Приполярного Урала, открыта горная цепь, протягивающаяся от предгорий Урала к северо-западу до побережья Ледовитого океана.

В 1847, 1848, 1850-х годах исследовали Северный Урал ученые Императорского географического общества: горный инженер, полковник
и профессор минералогии и геологии Санкт-Петербургского университета Эрнст Гофман, магистр, астроном Мариан Ковальский и горный инженер майор Никифор Стражевский. Благодаря им была изучена значительная северная часть России, составлено географическое описание и карта, охватывающая территорию от г. Чердыни на юге до побережья Байдарацкой губы и Пай-Хоя на севере.

Тогда же, в XIX веке, эта территория, благодаря ученому
и путешественнику А.И. Шренку, получила название «Полярный Урал».

Экспедиционные исследования XIX и начала XX веков позволили составить достаточно подробные географические и первые геологические карты Полярного, Приполярного и Северного Урала, изучить растительный

и животный мир. Так в начале XX века путешествие к восточному склону Полярного Урала инициировали бизнесмены - молодые капиталисты братья Николай и Григорий Кузнецовы. В мае 1909 года исследователи под руководством магистранта Петербургского университета Олега Баклунда отправились из Тюмени на Север на пароходе «Семипалатинск». В итоге Баклунд составил первую схематическую геологическую карту Полярного Урала, охватывающую бассейны рек Ханмей и Харбей. Детальные петрографические описания пород сопровождались цветными фотографиями шлифов, что является уникальным для того времени. Все химические анализы горных пород, выполнение которых оплатили Кузнецовы, пересчитаны на нормативный минеральный состав. Так ученый охарактеризовал свыше 30 минералов.

Всестороннее изучение природы и освоение богатств Полярного Урала на государственном уровне началось в начале 30-х годов нашего столетия, когда в районе реки Воркуты были найдены богатейшие месторождения каменного угля. И вот в тундре, где еще недавно зимой завывали метели
и на сотни километров не было человеческого жилья, выросли благоустроенные города и поселки горняков с театрами, клубами, кино, школами и больницами. Советские геологи боролись за то, чтобы Полярный Урал стал рудоносным краем и пополнил минеральную кладовую страны.
До Великой Отечественной войны геологические исследования проводили такие ученые, как Борис Городков, возглавивший в 1924 году объединенную Северо-Уральскую экспедицию Академии наук СССР и Уралплана. Им обнаружены скопления магнетита и хромита. Это было первое упоминание об основном полезном ископаемом Полярного Урала - хромитовых рудах.

В 1936-1938 годах геологическая экспедиция Арктического научно-исследовательского института Главсевморпути под руководством Александра Хабакова представила первую тектоническую схему Полярно-Уральского региона, открыла его молибденоносность. (Молибден — химический элемент 6-й группы, пятого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 42. Простое вещество молибден — мягкий пластичный блестящий переходный металл серебристо-белого цвета. Главное применение молибден находит
в металлургии. Он используется для легирования сталей как компонент жаропрочных и коррозионностойких сплавов.)

Много лет, начиная с 1936 года, Полярно-Уральская экспедиция Академии наук СССР под руководством Николая Сирина проводила геолого - съемочные и топографические работы на водораздельной части
и восточном склоне Полярного Урала. Установлены месторождения горного хрусталя, открыто коренное рудопроявление шеелита. Проведена первая аэрофотосьемка Полярного Урала. Составлена схематическая геологическая карта месторождений и рудопроявлений, на которую нанесены 44 объекта. Была обновлена геологическая карта Урала, включающая Полярную
и Приполярную области.

За годы Советской власти на его территории открыты богатейшие месторождения каменного угля (Печорский каменноугольный бассейн),
в горах обнаружены железо, горный хрусталь, медь, сурьма и много других полезных ископаемых. Большую ценность представляют лучшие в стране оленьи пастбища в горах, а в южной равнинной части — леса, состоящие
из ценных древесных пород — лиственницы, ели, сосны и кедра. Наряду
с заготовкой древесины в лесах уже много, веков промышляют белку, горностая, выдру, а в горах и тундре — песца.

В настоящее время в этом регионе также ведётся активная научная
и исследовательская работа. Так, с 19 июля по 29 августа 2022 года состоялась экологическая экспедиция на Полярный Урал, в которую вошли ученые научного центра изучения Арктики и МГУ имени М. В. Ломоносова. Они оценили влияние туристической деятельности и современных климатических изменений на ландшафты региона.

Основные результаты, полученные в ходе различных экспедиций,
и рекомендации изложены в геологических отчётах разных лет. Они хранятся

во Всероссийских и территориальных геологических фондах Тюмени, Лабытнанги (ПУГРЭ), Сыктывкара (Воркута-ПГУ-ПГО Полярноуралгеология) и т.д.

ГЛАВА 2 Поход по Полярному Уралу

2.1 Пешеходный спортивный туризм, как вид спорта

Спортивный туризм - это общенациональный вид спорта в России, отражающий национальные традиции России. Развитием спортивного туризма в России занимается Туристско-спортивный союз России и его технический комитет - Федерация спортивного туризма России. Вид спорта «Спортивный туризм» включен во Всероссийский реестр видов спорта под номером 0840005411Я.

Пешеходный туризм является одним из видов спортивного туризма, которые различаются способом передвижения и спецификой рельефа. Классификация спортивного туризма включает в себя 10 видов:

– пешеходный — вид спортивного туризма. Основной целью является пешее преодоление группой маршрута по пересечённой местности;

– лыжный — вид спортивного туризма в России, средством передвижения и преодоления естественных препятствий в котором служат туристские лыжи;

– горный (альпинизм) - вид спорта и активного отдыха, суть которого заключается в прохождении линейного маршрута по горному рельефу. Один из видов спортивного туризма;

– водный - это вид активного отдыха, подразумевающий прохождение маршрута по водоему и преодоление водных препятствий с использованием мускульной силы гребцов, а не различных механических двигателей

– вело. Представляет собой походы по маршрутам разной сложности на велосипеде;

– авто-мототуризм. вид спортивного туризма, основной целью которого, является прохождение маршрутов по равнинной и горной местностям на соответствующих средствах передвижения велосипедах, автомобилях, мотоциклах, снегоходах и др.;

– спелео. Предполагает путешествие по пещерам и преодоление там различных препятствий;

– парусный. Прогулки и плавания на парусниках ради отдыха, развлечения, укрепления здоровья, знакомства с природой
и достопримечательностями, других познавательных или амбициозных целей;

– конный. Его суть - пройти на лошади специфические для этого вида туризма маршруты;

– комбинированный - вид соревнований по спортивному туризму, заключающийся в прохождении экстремально ориентированной дистанции, сочетающей в себе несколько видов туризма, и отработкой навыков
по спасению, жизнеобеспечению и выживанию в природной среде.

2.2 Развитие спортивного туризма в России и Пермском крае

Туристское движение в России имеет достаточно богатую историю. Оно зародилось в конце XIX века. В то время в стране одна за другой стали появляться первые туристские организации: «Альпийский клуб» в Тбилиси (1877), «Предприятие для общественных путешествий во все страны света»
в Петербурге (1885), «Крымский горный клуб» в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе (позднее – «Крымско-Кавказский горный клуб»), «Русский тюринг-клуб» (общество велосипедистов) в Петербурге (1895)
с отделениями в Москве, Киеве, Риге и др. В 1901 г. «тюринг-клуб» был преобразован в Российское общество туристов (РОТ), ставшее крупнейшим туристским объединением в стране - к 1914 г. в его рядах насчитывалось около 5 тыс. членов.

В 1929 году учреждается «Общество пролетарского туризма
и экскурсий», в число членов которого в 1935 году входило до 790 тыс.человек. С 1930 года оно становится всесоюзным (ВОПТЭ). Возглавлял его нарком Н.В.Крыленко.

К середине 30-х годов в развитии туризма выделились два самостоятельных направления (туристсо-экскурсионный и самодеятельный). В первое направление перешло в ведение ВЦСПС, где было создано Центральное туристско-экскурсионное направление (ТЭУ), а второе
в ведение Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта, где была создана Всесоюзная секция туризма. Начали создаваться секции туризма в ДСО и коллективах физкультуры. Спорткомитетом 26.03.1939г. был введен значок «Турист СССР», в 1940г. учреждено звание инструктора по туризму. С 1 января 1940 года туризм включен в комплекс ГТО.

В 1949 году спортивный туризм был введен в Единую спортивную классификацию. Это повлекло за собой развитие маршрутных
и квалификационных (позднее маршрутно-квалификационных) комиссий, разработку классификации туристских походов. Начиная с 1965 года, разрядные требования включали присуждение разрядов и званий вплоть
до звания Мастер спорта за совершение спортивных походов 5 категории сложности. Начиная с 1994г. в разрядные требования по спортивному туризму введено присуждение званий Мастер спорта международного класса
за совершение спортивных походов 6 категории сложности, соответствующих мировым достижениям, а также включены соревнования по туристскому многоборью, которые ранее назывались соревнованиями по технике туризма.

То, что касается развития детского туризма, то среди школьников
он получил широкий размах ещё в довоенный период. Так в 1932 году была создана центральная детская экскурсионно-туристская станция, после чего аналогичные станции стали создаваться во всех республиках и крупных городах. Созданная сеть станций детско - юношеского туризма действует
и в настоящее время, число которых составляет более 400, а ежегодное число участников, организуемых этими учреждениями, составляет порядка
1,6 миллионов участников.

В Пермском крае, по данным регионального отделения Федерации спортивного туризма и рафтинга, в настоящий момент занимается более 4000 взрослых и детей. Учитывая массовость, спортивный туризм можно отнести к социальным видам спорта. Им занимаются слои населения, не имеющие больших доходов - молодежь, студенчество, интеллигенция, учителя, врачи. В отличие от других видов спорта он (спортивный туризм) требует минимальных затрат, так как тренировочный процесс и сами маршруты проходят в природной среде, не требуется дорогостоящих стадионов
и специальных спортивных залов.

С целью развития и популяризации данного туризма среди детей
и подростков, в регионе на базе ГУ ДО Пермский краевой центр «Муравейник» (далее – Центр «Муравейник») создан ресурсный центр детско-юношеского туризма и краеведения. Также при Центре «Муравейник» работает краевая туристско - спортивная маршрутно - квалификационная комиссия образовательных учреждений Минобрнауки Пермского края (далее – ММК). Руководителем краевой МКК является Зуев Анатолий Павлович, старший инструктор-методист, а также тренер сборной команды Пермского края по спортивному туризму.

2.3 Основные этапы подготовки и прохождения пешеходного маршрута по Полярному Уралу

С 2022 года я являюсь членом юниорской сборной команды России
и Пермского края по спортивному туризму. В начале весны 2023 года наш тренер Зуев Анатолий Павлович вышел с предложением к участникам Сборной преодолеть маршрут по территории Полярного Урала, объясняя это тем, что до настоящего времени значительная часть территории Полярного Урала слабо изучена в природном отношении и редко посещается туристами.
В связи с суровостью безлесной горной тундры, исключительно сложными метеоусловиями, отсутствием охотничьих избушек – поход на Полярный Урал будет очень сложным. При этом он будет имеет высокую категорийность (3-5 категории сложности), что при успешном прохождении маршрута позволит претендовать команде на высокие места в Первенстве России по спортивному туризму.

Рассказывая о предстоящем походе, тренер пообещал, что мы увидим много интересного: и живописные водопады, и одно из глубоких горных озер - Большое Щучье, и сверкающие на солнце голубые наледи, и красивейшие ледники, и изумительно нежные цвета неба во время белых ночей (так как поход запланирован на летний период). И что самое ценное – по маршруту, который разработал Анатолий Павлович, ранее не ходила ни одна туристическая группа. На некоторых отрезках нашего пути мы станем первопроходцами! В этом тоже отличительная особенность Полярного Урала. Здесь, как нигде в другом районе Урала, имеются возможности для составления новых, ранее не пройденных туристами водных, пешеходных
и лыжных маршрутов. Перед группой были поставлены задачи:

1. Посетить хребет Оченырд ‒ самый северный очаг современного оледенения на Урале.

2. Разведать новые перевалы и совершить первое восхождение на гору Кеммериха.

Поход запланировали на период с 9 по 29 июля, так как середина лета наиболее комфортна для прохождения достаточно длинной пешей дистанции.

В течение трёх месяцев до назначенной даты велись подготовительные мероприятия: усиленные тренировки, утверждение состава команды, согласование и изучение маршрута, информирование МЧС России, составление списка и приобретение группового и личного снаряжения, закупка продуктов и предметов первой необходимости и т.д. Все участники похода прошли медицинский осмотр и были застрахованы от несчастного случая. Центр «Муравейник» обеспечил нас новыми палатками, ковриками, спальными мешками, рюкзаками, касками. Все участники имели трекинговые ботинки и палки.

И вот назначенный день настал. Сборная команда Пермского края
в количестве 9 человек (2 взрослых и 7 подростков), надев на плечи походные рюкзаки, отправились в путь. Чтобы попасть в место заброски пришлось ехать двумя поездами. Сначала от г. Перми до г. Кирова, следующим поездом из Кирова до Воркуты. Воркута (коми Вӧркута) — город в России, расположен на севере Республики Коми. Находится в зоне распространения вечной мерзлоты, примерно в 150 километрах севернее Полярного круга и всего в 140 километрах от побережья Северного Ледовитого океана.

Оказавшись в этом городе, нам провели 3-х часовую автобусную экскурсию, во время которой мы познакомились с местными достопримечательностями и памятниками. Город произвёл двоякое впечатление: на фоне общей, даже в летний день, серости, красовался, находящийся в идеальном состоянии как снаружи, так и внутри, Дворец Шахтёров. Сотрудники Дворца, узнав, кто мы и откуда, показали нам концертный зал, рассказали об уникальности настенных панно и сложной конструкции люстры на украшенном ручной росписью потолке.

Погода в г. Воркуте была пасмурная. Полярный Урал встречал нас мелким дождём и пронизывающим ветром. После экскурсионного автобуса мы пересели на автомобили Трэкол. Их название происходит от слов «ТРанспорт ЭКОЛогический» потому, что благодаря шинам сверхнизкого давления эти вездеходы двигаются по моховому покрову тундры,
не повреждая его. Проехав на них около восьми часов по совершеннейшему бездорожью, мы высадились в верховье реки Кара. Отсюда и началось наше трудное, но интересное путешествие.

Я являлся хронометристом группы. До похода я познакомился
с ниткой (вариант маршрута, проходящий в определённом направлении через определённые остановочные пункты в соответствии с определённым расписанием движения, с указанием времени остановок и времени движения между остановками) и графиком маршрута. В походе вёл хронометраж пройденных участков, фиксировал метеоусловия и ходовое время. Данные
о скорости движения мы использовали для планирования следующего ходового дня. График движения был следующий:

- ранний подъем, завтрак и сбор лагеря,

- прохождение основных препятствий маршрута,

- обед, во время которого кто-то даже успевает поспать,

- продолжение маршрута,

- после 18-00 – оборудование лагеря, свободное время и ужин.

Чистое ходовое время – от 3 до 6 часов в день.

Пройдя таким образом за 13 ходовых дней 184 километра пешком, мы многому научились: преодолевать физические и моральные трудности, работать в команде. Многое увидели: гору Константинов Камень ‒ самую северную на Урале, ледники: ИГАН ‒ самый крупный, Алёшкова ‒ самый северный и Обручева – самый изученный на Урале. И многое испытали:
от пронизывающего сырую одежду ветра до ощущения великой радости
от купания в чистейшем горном озере.

Мы побывали у памятного знака «Крайняя восточная точка Европы»
и на месте легендарной метеостанции «Хадата», воспетой Ариком Круппом. «Изюминками» маршрута стали ледники хребта Оченырд, озера Малое Щучье и Большое Хадатаёганлор, а также встреча с оленеводами Вэненго
на реке Большая Хадата, которым мы подарили свои фотографии.

Сроки проведения маршрута были выбраны руководителем оптимальные: из 13 июльских дней было всего 4 дождливых дня.
В остальные дни температура воздуха поднималась до +31°С. Однако, эти летние температуры ощущаются на Полярном Урале совсем иначе, нежели
у нас в средней полосе России.

Одним из самых запоминающийся дней для меня стал 8 день пешего движения по маршруту. Мы проснулись на берегу реки Большая Кара. После сытного завтрака двинулись в путь. Преодолели перевал, который до сих пор не имеет названия, перешли вброд реку Гераусваю, преодолели ещё один перевал, достигли берега реки Нюдя – Пытятане (номер в Государственном каталоге географических названий — 0341177) и когда уже силы были
на исходе, перед нами открылось озеро Малое Щучье. Оно имеет тектоническое происхождение, то есть возникло путем заполнения водами тектонических впадин. Вода в нём кристально частая, поэтому оно богато хариусом и налимом. Несмотря на малую площадь (4 км²) озеро имеет глубину 33 метра. Правда, узнали мы об этом уже тогда, когда вышли
из воды, так и не достав до дна. Из-за того, что вода очень чистая, дно казалось совсем близко.

После длительного перехода, в тот день мы прошли самое большее количество километров за день – 20 км/день), это был прекрасный отдых
и неожиданный сюрприз от природы. Погода была по – настоящему летней
и даже жаркой. После ночевки мы вновь отправились в путь. Впереди было ещё 5 ходовых дней и почти 70 км по бескрайним просторам Полярного Урала.

Вечером 29 июля 2023 года мы очень уставшие, но очень счастливые
и гордые за себя вернулись в родной город, который после всех пережитых испытаний и пройденных километров казался слишком комфортным
и шумным.

Считаю, что данный маршрут, при определённой физической подготовке, и четко спланированных действиях во время похода, может быть также пройден другой группой спортивных туристов или туристами – любителями без подъёма на вершины.

При планировании похода также следует учитывать, что в июне-июле на данной широте стоит полярный день. Поэтому, кто имеет проблемы
со сном, необходимо взять с собой повязку на глаза. В график маршрута также следуют включить резервные дни на случай непогоды. В нашем походе мы их не использовали.

Так как маршрут проходит и в безлесной зоне, и по тайге, для приготовления пищи рекомендую взять с собой газовые горелки и складную печку, а также ещё ряд предметов, которые очень выручают на маршруте:

- лыжные палки ‒ для самостраховки на склонах;

- накомарник и репелленты – от кровососущих;

- гермомешок – для защиты вещей от намокания;

- компрессионный мешок – для уменьшения объема вещей в рюкзаке;

- из одежды ‒ термобелье, ветро- и влагозащитный костюмы, перчатки;

- ремнабор, в который входят инструменты и материалы для шитья, клей и запасные части (для стоек палатки, пряжки рюкзака, стропа для гамаш).

Перед прохождением маршрута любой сложности необходимо также приобрести основные навыки туриста:

- оказание первой помощи;

- организация и проведение эвакуации пострадавших;

- навыки выбора места и установки лагеря и временных стоянок;

- работа с веревками и техническими средствами наведения переправ,

страховки и т. д.;

- техника движения и преодоления препятствий различного характера;

- организация порядка движения и иных действий в группе;

выживание в экстремальных условиях;

- составление меню и раскладки питания в спортивном походе;

- разведение и поддержания огня, приготовление пищи;

- ремонт снаряжения;

- ориентирование и навигация;

- психологическая работа и разрешение конфликтов;

- руководство различными работами и действиями в экстремальных

ситуациях.

Главное, что необходимо помнить, отправляясь в походы – это то, что достаточно долгое время вам придётся провести вместе с ограниченным кругом людей. Создание позитивного климата в команде - дело каждого участника. Самыми ценными качествами, на мой взгляд, которыми должен обладать турист - это физическая выносливость, оптимизм, чувство юмора
и доброжелательность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что спортивный туризм - не только общенациональный вид спорта. Это общественное движение, которое объединяет спорт, духовность, патриотизм, лозунгом которого является «Духовность-Спорт-Природа». Путешествуя в суровых природных условиях Полярного Урала, турист приобретет закалку и опыт проведения сложных походов по горным малонаселенным местам. Полярный Урал — край своеобразной, подчас нетронутой, природы. Она открывает перед туристами свои несметные богатства, а человек, преодолевая расстояния, раскрывает и развивает в себе положительные качества характера, физическую выносливость и житейскую смекалку. Путешествуя, мы приобретаем новые навыки, которые могут пригодиться нам в повседневной жизни. Путешествия помогают нам лучше узнать других людей и их обычаи.

Общественный характер взаимоотношений в спортивном туризме требует от всех участников группы коллективизма, взаимовыручки, самопожертвования во имя общей цели, воспитывает духовность. Поэтому, говоря о спортивном туризме, мы говорим о формировании чувства патриотизма, мужества, гражданственности. Спортивный туризм имеет ярко выраженное военно-прикладное значение. Спортивный туризм также эффективное средство и экологического воспитания. На примере нашей группы могу сказать, что во время походов мы очень внимательно относимся к сохранению чистоты после себя и никогда не оставляем непотушенные костры на стоянках, понимая, что это может привезти к пожарам.

В настоящее время среди молодежи популярны экстремальные виды занятий. Я бы рекомендовал им заняться спортивным туризмом в районах Полярного Урала. Оказавшись очень далеко от цивилизации, без сотовой связи и интернета, ночуя под проливным дождём или покоряя горные вершины, можно испытать достаточную порцию адреналина, самоутвердиться и найти приемлемый способ самовыражения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Зырянов, А.И. Равнинный туризм [Текст] / А.И. Зырянов, Н.А. Емельянова // Географический вестник. №4(23). - С. 1-4

2. Кеммерих А.О. «Полярный Урал. Путеводитель». Изд. «Физкультура и спорт», Москва, 1966.

3. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Герда, 2007.

Интернет – источники

1. https://tssr.ru/main/structura/history/592/?ysclid=lu5guu9x75314287394

2. http://tourclub-perm.ru/otchety_po_pokhodam/polyarnyy_ural_opisaniye

3. https://uraloved.ru/polyarnyj-ural

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

ВИДЕОФИЛЬМ «ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ – 2023»

https://drive.google.com/file/d/1CKVEHnbJz-jvDog2pl6YCIKuRLGMXuWC/view

Просмотров работы: 1